12 апреля день космонавтики почему этот праздник. День космонавтики - международный день полета человека в космос

День 12 апреля 1961 года ознаменовался знаменитой фразой Юрия Гагарина «Поехали!». Позднее люди назовут этот день утром космической эры, в которую 12 апреля вступило все человечество. Подвиг первого советского космонавта олицетворяет собой все то, что было создано человеческим разумом с древних времен и до наших дней. Этот полет и имя первого космонавта навсегда будут вписаны в золотыми буквами.

Полету Юрия Гагарина предшествовала напряженная и большая работа, направленная на подготовку и осуществление запусков в космос первого спутника, первого живого существа и, наконец, первого космического корабля в автоматическом режиме с манекеном человека на борту (на Байконуре манекен в шутку прозвали Иваном Ивановичем) с последующим возвратом спускаемого аппарата назад на Землю. Для тех лет все было впервые и в новинку. Тогда никто не мог с уверенностью сказать заранее, как поведет себя в условиях космоса человеческий организм. Юрию Гагарину предстояло дать ответы на самые простые вопросы, к примеру, возможно ли применять пищу в условиях невесомости. Не было уверенности и в том, справится ли с полетом психика космонавта. Первый полет в космос был настоящим подвигом.

12 апреля 1961 года на земную орбиту был успешно выведен первый в мире космический корабль «Восток» с космонавтом на борту. Запуском первого в истории человечества пилотируемого корабля руководили Сергей Королев, Леонид Воскресенский и Анатолий Кириллов. Первым пилотом-космонавтом стал гражданин Советского Союза летчик-космонавт Юрий Гагарин. Старт многоступенчатой ракеты прошел успешно и после набора необходимой скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя космический корабль с человеком на борту начал свободный полет по земной орбите.

После облета Земли, через 108 минут с момента старта, была активирована тормозная двигательная установка, после чего космический корабль-спутник приступил к снижению с орбиты для совершения посадки. В 10:55 по московскому времени космонавт успешно приземлился в заданном районе. Посадка произошла на пашне у волжских берегов вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

С инициативой учредить в нашей стране День космонавтики впервые выступил дублер Юрия Гагарина во время первого космического полета человека в космос – летчик-космонавт Герман Титов. Именно Титов также предложил от имени правительства Советского Союза обратиться в ООН с идеей организации Всемирного дня космонавтики. В СССР праздник в честь первого в мире полета человека в космос был утвержден на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. То есть от первого полета человека в космос до признания даты этого полета праздником прошел всего год.

В ноябре 1968 года на 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации удалось принять положительное решение о том, чтобы отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. Празднование данного дня было подтверждено решением совета Международной авиационной федерации, которое было принято 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного спорта Советского Союза.

7 апреля 2011 года праздник приобрел по-настоящему международный размах. В рамках специального пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН удалось принять резолюцию, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более 60 стран.

Герой фильма «Форрест Гамп», сидя на скамейке, философски замечает, что жизнь похожа на коробку шоколадных конфет, никогда не знаешь, что внутри. Юрию Гагарину в этой жизненной лотерее выпал счастливый билет. Он превратился в символ, навеки вписав свое имя в историю и став одним из самых известных людей XX века. Гагарин не просто стал первым человеком, который слетал в космос, он смог вернуться оттуда живым. В те годы он совершил настоящий подвиг. Первые космонавты, как и все люди, работавшие над советской космической программой, прекрасно понимали все возможные риски этого первого полета человека к звездам.

Самое же важное заключается в том, что счастливый билет он вытянул не столько для себя, сколько для всех нас. Гагарин сделал для дела мира больше, чем многие политики до него и после него. По приглашению зарубежных правительств и общественных организаций Юрий Гагарин посетил около 30 государств. Он встречался с президентами и монархами, с политиками и бизнесменами, с простыми рабочими и крестьянами и в любом обществе получал самый теплый прием. Даже сейчас космос продолжает оставаться местом, в котором политические разногласия государств забываются, а совместные проекты продолжают реализовываться. К примеру, Роскосмос и NASA работают над совместной «дорожной картой» программ, направленных на будущее освоение Марса.

Но больше всего Юрий Гагарин сделал для нашей страны. И хотя потомки часто оказываются неблагодарны, тем не менее, даже спустя полвека после знаменитого полета День космонавтики в России остается одним из самых любимых праздников, объединяющих всю нашу многонациональную страну. В России таких праздников всего-то два – День Победы и День космонавтики. И если первый из них – это праздник со слезами на глазах, то второй праздник, открывший человечеству новые горизонты, всегда будет только позитивным, олицетворясь с улыбкой простого русского парня – первого советского космонавта, первого человека побывавшего в космосе Юрия Алексеевича Гагарина.

Всемирный день авиации и космонавтики. История и традиции празднования дня космонавтики.

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Это особенный праздник — день триумфа науки и всех тех, кто связан с космической отраслью.

12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор Ю.А. Гагарин (позывной первого космонавта Земли — «Кедр») на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полётов.

Долгое время в СССР всякая информация о ракетах, спутниках и людях, причастных к этой технике, была секретной. Но теперь известно, что первый искусственный спутник Земли был разработан в подмосковном посёлке Болшеве (сейчас это город Королёв), а собственно космическая эра в истории человечества была открыта запуском первого в мире спутника Земли 4 октября 1957 г. А вот дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали… собаки. 3 ноября 1957 г. Телеграфное агентство Советского Союза официально сообщило, что произведён запуск второго искусственного спутника Земли. В сообщении между делом было сказано, что кроме всего прочего спутник несёт «герметичный контейнер с подопытным животным (собакой)…». В конструкции корабля была допущена ошибка, и собака Лайка погибла. Но учёные понимали, что без экспериментов не обойтись и собаки по-прежнему будут играть в них важную роль. Чтобы отдать должное Лайке, перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Её вершину венчал устремлённый ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Год 1961-й не только для России, но и для всей планеты стал исторической датой — Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток». Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от земли

Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государ­ственным праздником — Днём космонавтики.

Уже в конце апреля 1961 г. Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и учёные, артисты и музыканты.

Полёт, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. И сегодня мы видим поразительные успехи космической техники — вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта. Сегодня в космос летают даже обычные люди (предварительно прошедшие специальную подготовку), появился даже термин «космический туризм».

Традиции празднования дня космонавтики

10 апреля 1981 г., к 20-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, в Москве был открыт Мемориальный музей космонавтики. В фондах музея бережно хранятся образцы космической техники, личные вещи деятелей ракетно-космической отрасли, архивные документы, кино- и фотоматериалы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Этот музей является центром «Космического уголка Москвы», куда входят также монумент «Покорителям космоса», Аллея космонавтов, памятники основоположникам отечественной космонавтики и первооткрывателям звёздных трасс, Мемориальный дом-музей академика С.П. Королёва, а также центром праздничных торжеств.

В день космонавтики традиционно проводится множество торжественных мероприятий, куда всегда приглашают ветеранов, работников ракетно-космической отрасли, космонавтов. На встречах обсуждают острые вопросы, связанные с нынешним положением дел в отечественной космонавтике, вспоминают былое. Традиционно в этот день совершаются показательные запуски в небо небольших моделей ракет, сделанных руками юных конструкторов.

12 апреля 1961 года советский космонавт на корабле «Восток-1» совершил первый полет человека в космос. В ознаменовние этого памятного события отмечается День космонавтики.

12 апреля 1961 года летчик майор Юрий Гагарин впервые в мире совершил пилотируемый орбитальный облёт планеты Земля. Полёт Гагарина в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.

В Советском Союзе праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Отмечается под названием День космонавтики . В этот же день отмечается Всемирный день авиации и космонавтики согласно решения Генеральной конференции Международной авиационной федерации от 1968 года.

Юрий Гагарин совершает первый полет человека в космос

"12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двустороняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.

Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.

9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля "Восток", в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо".

10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля "Восток": "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо".

10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза".

сообщение о полете Юрия Гагарина

передовицы западных газет о полете Юрия Гагарина

Во время исторического полета не обошлось без нештатных ситуаций, причем, весьма серьезных.

Так, по рассказу главного специалиста РКК "Энергия" Виктора Благова, ракета вывела корабль на орбиту с апогеем на 100 км выше, чем планировалось. Вся надежда оставалась на тормозной двигатель. Он запустился, но выключился на 4 секунды раньше по причине отказа одного из клапанов. Это привело к недолету и посадке Гагарина в нерасчетный район, где его не ждали.

Из Доклада Ю.А. Гагарина на заседании Государственной комиссии после космического полета :

Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. после выключения ТДУ. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС погасли. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" - не загорается. Разделения не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем - второй и затем - первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. "Кардибалет" продолжается. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КВ-каналу, что ТДУ сработало нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. "Шум" не стал поднимать. По телефону доложил, что разделения не произошло.

Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал "ВН" - все нормально. Через "взор" заметил северный берег Африки, Средиземное море. Все было четко видно. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. е. приблизительно через 10 минут после конца работы тормозной установки".

После завершения полёта улыбка Гагарина стала известна всему миру, а сам космонавт награждён высшими наградами СССР.

Сразу после приземления в Саратовской области. На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос - медаль «За освоение целинных земель» . Позже ее стали вручать всем советским космонавтам.

Также первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза.

Интересные факты о полете Юрия Гагарина

1. Юрий Гагарин мог полететь не весно, а зимой.

Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 октября 1960 года, запуск "Востока-1" намечался в декабре того же года. Но помешала трагедия 24 октября 1960 года на космодроме Байконур: прямо на старте взорвалась заправленная топливом военная ракета. Погибли 268 человек, в том числе и маршал Неделин. Большинство из них сгорели заживо. Расследование Госкомиссией этой трагедии отодвинуло запуск первого человека в космос.

2. Ракета-носитель и космический корабль, на котором должен был лететь Гагарин, были надежны только на 50%.

Из шести подготовительных к запуску ракеты с человеком на борту стартов три закончились трагически: 15 мая 1960 года запущенный в космос корабль из-за неисправности системы ориентации не спустился на Землю, вышел на более высокую орбиту и летает до сих пор; 23 сентября 1960 года ракета взорвалась на старте - собаки, находившиеся на ее борту, Дамка и Красавка, погибли; 1 декабря 1960 года в космос полетели собаки Пчелка и Мушка, но при завершении полета траектория спуска оказалась очень крутой, и корабль сгорел вместе с животными.

3. США также полным ходом готовились к запуску человека в космос. Испытания проводились на обезьянах (в отличие от СССР, где использовались собаки). В Соединенных Штатах шла шумная рекламная кампания назначенного на 2 мая 1961 года старта.

Руководство СССР поставило перед Сергеем Павловичем Королевым задачу не допустить, чтобы первым в космос отправился американец.

4. Решающими в принятии решения о запуске Юрия Гагарина в космос стали два последних удачных испытательных старта - 5-й и 6-й. Они вселили в него уверенность, и Королев рискнул: назначил седьмой пуск "Востока", но уже с человеком на борту. Причем, на несколько недель раньше, чем планировали американцы.

Были предложения заменить Гагарина (отца двух маленьких дочек) на бездетного Германа Титова, ибо никто из медкомиссии не подписался под заключением, что космонавт вернется живым. Однако Королев настаивал на кандидатуре Гагарина, сам принял у него экзамен по предстоящему полету и всю оставшуюся жизнь был горд, что не ошибся в выборе.

5. Старт ракеты таил в себе риск гибели космонавта. Схемой полета предусматривалось спасение космонавта на всех этапах - кроме первых 20 секунд.

Если бы взорвалась ракета-носитель, космонавту пришлось бы катапультироваться "с Земли". Решение о катапультировании принимал руководитель старта и "стреляющий", как называли того, кто нажимал пусковую кнопку. Но на деле предполагалось, что космонавт будет спрыгивать с горящей ракеты.

Была придумана "система аварийного спасения": четыре здоровых парня сидели в укрытии вблизи старта с большой нейлоновой сеткой в руках. В случае аварии они выскакивали наружу, растягивали сетку и ловили космонавта так, как пожарные ловят погорельцев, прыгающих с верхних этажей зданий. Применять эту систему не пришлось.

6. У Юрия Гагарина было два дублера - кроме всем известного Германа Титова, еще и Григорий Нелюбов.

В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полёт в случае особых обстоятельств. Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полёта Гагарина он был исключён из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.

7. За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа: "В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться" . В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

8. Полёт корабля «Восток-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости.

В случае чрезвычайной ситуации космонавт мог перевести систему в ручной режим, но для этого требовалось ввести числовой код, запечатанный в конверте. Цифра "125" была под строжайшим секретным грифом. Но, как выяснилось позже, перед стартом ее шепнули Юрию Гагарину практически все, кто этот код знал.

9. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а ещё два - его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым.

Точно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.

10. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП: при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.

Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время.

11. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».

Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу - рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.

12. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте - это имитация, сделанная в более поздний период. В момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

13. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.

Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.

14. Запомнившаяся подробность о первом полёте человека в космос - шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.

15. Одна из самых бсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, - это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос - а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полёт американца Пауэрса и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина.

В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена ещё во время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу - Давидянц.

Что получил Юрий Гагарин за полет в космос

"1. Признать необходимым подарить от имени Правительства СССР первому летчику-космонавту СССР майору Гагарину Ю.А. и членам его семьи автомашину "Волга", жилой дом, мебель и экипировку согласно приложению.

Отнести связанные с этим расходы за счет резервного фонда Совета Министров СССР.

2. Обязать Министерство обороны СССР (т.Малиновского) выделить майору Гагарину Ю.А. четырехкомнатную квартиру по месту службы. Председатель Совета Министров Союза ССР Н. Хрущев".

12 апреля - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ

История праздника дня авиации и космонавтики для детей

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики . Это особенный праздник - день триумфа науки и всех тех, кто связан с космической отраслью.

12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор Ю.А. Гагарин (позывной первого космонавта Земли - «Кедр») на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полётов.

Долгое время в СССР всякая информация о ракетах, спутниках и людях, причастных к этой технике, была секретной. Но теперь известно, что первый искусственный спутник Земли был разработан в подмосковном посёлке Болшеве (сейчас это город Королёв), а собственно космическая эра в истории человечества была открыта запуском первого в мире спутника Земли 4 октября 1957 г. А вот дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали... собаки. 3 ноября 1957 г. Телеграфное агентство Советского Союза официально сообщило, что произведён запуск второго искусственного спутника Земли. В сообщении между делом было сказано, что кроме всего прочего спутник несёт «герметичный контейнер с подопытным животным (собакой)...». В конструкции корабля была допущена ошибка, и собака Лайка погибла. Но учёные понимали, что без экспериментов не обойтись и собаки по-прежнему будут играть в них важную роль. Чтобы отдать должное Лайке, перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Её вершину венчал устремлённый ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Год 1961-й не только для России, но и для всей планеты стал исторической датой - Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток». Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от земли

Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государ-ственным праздником - Днём космонавтики.

Уже в конце апреля 1961 г. Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и учёные, артисты и музыканты.

Полёт, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. И сегодня мы видим поразительные успехи космической техники - вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта. Сегодня в космос летают даже обычные люди (предварительно прошедшие специальную подготовку), появился даже термин «космический туризм».

Традиции празднования дня космонавтики

10 апреля 1981 г., к 20-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, в Москве был открыт Мемориальный музей космонавтики. В фондах музея бережно хранятся образцы космической техники, личные вещи деятелей ракетно-космической отрасли, архивные документы, кино- и фотоматериалы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Этот музей является центром «Космического уголка Москвы», куда входят также монумент «Покорителям космоса», Аллея космонавтов, памятники основоположникам отечественной космонавтики и первооткрывателям звёздных трасс, Мемориальный дом-музей академика С.П. Королёва, а также центром праздничных торжеств.

В день космонавтики традиционно проводится множество торжественных мероприятий, куда всегда приглашают ветеранов, работников ракетно-космической отрасли, космонавтов. На встречах обсуждают острые вопросы, связанные с нынешним положением дел в отечественной космонавтике, вспоминают былое. Традиционно в этот день совершаются показательные запуски в небо небольших моделей ракет, сделанных руками юных конструкторов.

Начало новой эры – освоение космоса.

12 апреля наша страна отметила 50 летие освоения космоса - День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.

Конструкторы

Циолковский Константин Эдуардович -

русский ученый, который один из первых задумался о полете в космос.

Судьба и жизнь учёного необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком.

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

Фридрих Артурович Цандер (1887-1933)

Юрий Васильевич Кондратюк

Сергей Павлович Королёв

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в: подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.

Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам.

До полета человека в космос оставалось 18 дней.

Мужской состав

В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам. Перед вами портреты космонавтов В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.

Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

Женский состав

Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии (отец - из-под Могилёва, мать - из деревни Еремеевщина Дубровенского района). Как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она говорила с родными по-белорусски. Отец - тракторист, мать - работница текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Валентины погиб на Советско-финской войне.

В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Продолжив работу на текстильном комбинате «Красный Перекоп», с 1955 по 1960 годы Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. С 11 августа 1960 года - освобождённый секретарь комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».
В отряде космонавтов

После первых успешных полётов советских космонавтов у Сергея Королёва появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.

Сразу после принятия в отряд космонавтов Валентину Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых.
Подготовка

В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично». С 1 декабря 1962 года Терешкова - космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.

Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру - изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении специальной фигуры высшего пилотажа - параболической горки - внутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3-4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.

Савицкая Светлана Евгеньевна - космонавт России. Родилась 8 августа 1948 года в Москве. Дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича САВИЦКОГО. После окончания средней школы поступила в институт и одновременно садится за штурвал самолета. Освоила следующие типы самолетов: МиГ-15, МиГ-17, Е-33, Е-66Б. Занималась парашютной подготовкой. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах (1970 г.). За свои спортивные достижения в 1970 году была удостоена звания заслуженный мастер спорта СССР. В 1971 году окончила Центральную летно-техническую школу при ЦК ДОСААФ СССР, а в 1972 году - Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. После учебы работала летчиком-инструктором. С 1976 года, пройдя курс обучения в школе летчиков-испытателей, летчик-испытатель Министерства авиационной промышленности СССР. За время работы летчиком-испытателем освоила более 20 типов самолетов, имеет квалификацию «Летчик-испытатель 2-го класса». С 1980 года в отряде космонавтов (1980 Группа женщин-космонавтов № 2). Прошла полный курс подготовки к полетам в космос на кораблях типа Союз Т и орбитальной станции Салют. С 19 по 27 августа 1982 года совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля Союз Т-7. Работала на борту орбитальной станции Салют-7. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды. С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос в качестве бортинженера корабля Союз Т-12. Во время работы на борту орбитальной станции Салют-7 25 июля 1984 года первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составила 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут. После второго космического полета работала в НПО «Энергия» (заместитель начальника отдела Главного конструктора). Имеет квалификацию инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса. В конце 80-х годов занималась общественной работой, являлась первым заместителем председателя Советского фонда мира. С 1989 года все активнее начинает заниматься политической деятельностью. В 1989 - 1991 годах являлась народным депутатом СССР. В 1990 - 1993 годах являлась народным депутатом РФ. В 1993 году покинула отряд космонавтов, а в 1994 году ушла из НПО «Энергия» и целиком сосредоточилась на политической деятельности. Депутат Государственной думы РФ первого и второго созывов (с 1993 года; фракция КПРФ). Член Комитета по обороне. С 16 по 31 января 1996 года возглавляла Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования. Член Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие».

Елена Владимировна Кондакова (родилась 1957 В г. Мытищи) была третьей российской женщиной-космонавтом и первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос. Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю - 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир». Второй полёт Кондаковой - в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) (англ. Space Shuttle Atlantis) в составе экспедиции Атлантис STS-84 в мае 1997 года. В отряд космонавтов её включили в 1989 году.