2 месячный ребенок развитие. Колики у новорожденных

Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Этот вопрос важен, потому что наблюдение за развитием малыша в этом возрасте поможет маме оценить состояние здоровья крохи, вовремя разглядеть какие-то отклонения от нормы. При каких условиях оценка навыков и рефлексов будет правильной? Как проводить исследование навыков в домашних условиях?

Стоит ли упоминать, что объективную оценку моторного, неврологического психоэмоционального развития грудничка может дать только педиатр или узкий специалист. Но мама тоже может кое-чему научиться. Ведь кроха растет у нее на глазах. И никто лучше нее не видит тех изменений, которые происходят с ребенком. Два месяца - это период плавного перехода к новым двигательным навыкам, закрепления старых, а также затухания некоторых рефлексов.

При каких условиях проводить наблюдения

Чтобы объективно оценить навыки ребенка в 2 месяца (и в любом возрасте), необходимо придерживаться нескольких правил.

Что нового в моторном развитии малыша 2 месяцев

Что должен уметь малыш в 2 месяца? Какие у него успехи в крупной моторике? Какие рефлексы исчезают, а какие сохраняются?

  • Поднимание и удерживание головы в положении на животе. Это серьезное достижение в двухмесячном возрасте. Голова находится по срединной линии, малыш может ее удерживать до 10 секунд, затем опускает. Также можно наблюдать, что голова покачивается и удерживается с трудом, но это в пределах нормы. Угол подъема составляет примерно 45°. В положении на животе кроха упирается на локти, грудная клетка приподнимается, также малыш может вытягивать руки вперед в этой позиции. Голова двухмесячного грудничка уже не поворачивается в одну сторону, как это было в период новорожденности и на протяжении 1 месяца жизни.
  • Опора ног. На первом и втором месяце жизни проводится оценка реакции опоры ног. Нужно удерживать малыша (спиной к себе) в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твердой опоры. При касании ноги ребенка начинают выпрямляться в коленях, также выравнивается его туловище, голова приподнимается, а грудная клетка слегка подается вперед.
  • Что происходит с шаговым рефлексом? В положении при опоре ног возникает еще один рефлекс - шаговый, когда малыш машинально, свободно и неосознанно начинает переставлять ноги. По нормам физиологического развития к концу 2 месяца этот рефлекс медленно затухает.
  • Ладони. По сравнению с первым месяцем жизни ладони у двухмесячного грудничка более расслаблены, пальчики не прижимаются плотно к ладони. Чаще можно видеть полуоткрытое состояние, а во время сна ладошки раскрываются еще больше. Гипертонус в мышцах ладоней еще может сохраняться, для детей этого возраста - это физиологическая норма.

«Комплексом оживления» называется эмоционально-двигательная реакция малыша в 2 месяца при виде близкого человека. Сначала малыш замирает и концентрирует свой взгляд на лице мамы или папы, затем улыбается, оживляется, активно двигая руками и ногами, а в заключение свой восторг выражает звуками - гуканьем, гулением, вскрикиванием. Одни специалисты считают «комплекс оживления» осмысленным эмоциональным включением, другие называют его неосмысленным рефлексом.

Контакт с внешним миром

Окружающий мир становится для крохи все более интересным. У грудничка формируются с людьми, предметами и пространством свои взаимоотношения. Что должен уметь ребенок в два месяца?

  • Развитие координации «глаза-руки». Все чаще грудничок натыкается на собственные руки, и все больше этот объект становится ему интересным. Сосание кулачков превращается в любимое занятие, а сосательный рефлекс не утрачивает своей силы. Любой предмет, который появляется перед глазами, становится объектом внимания. В 2 месяца дети умеют держать игрушку в ладони, но лишь короткое время. Осознанно брать игрушку в руки малыши пока не способны.
  • Следит за движущимися объектами. Эта реакция наблюдается у месячного грудничка, но ко второму месяцу она становится еще более выраженной. Если кроху уложить на спину и показать яркую игрушку (примерно на расстоянии 30 см), он зафиксирует на ней свой взгляд. Если игрушку перемещать, грудничок будет за ней наблюдать. Ребенок может не только водить глазами, но и поворачивать голову.
  • Реакция на звуковые раздражители. Малыш лежит в положении на спине. Нужно позвонить колокольчиком (позвенеть погремушкой) со стороны правого уха и посмотреть на реакцию крохи. Если он замер, сконцентрировал свой взгляд, значит, звук привлек его внимание. То же самое нужно проделать и со стороны левого уха. Если кроха реагирует на звон плачем, недовольной гримасой, можно попробовать сделать то же, но колокольчик разместить дальше от уха. Для слухового развития в этом возрасте уже активно используются погремушки.
  • «Сигнальная система». На втором месяце жизни настроение и поведение малыша мама может угадывать по сигналам, которые посылает кроха. Это могут быть гримасы неудовольствия, кряхтение, выгибание тела, активные движения ногами, звуки или замирание, и, конечно, плач. Палитра плача может быть разнообразной. По-разному ребенок может показывать, что ему холодно, мокро, голодно и одиноко.
  • Зрение. Усовершенствуется с каждой неделей. Малыш пока не способен различать все цвета спектра, это произойдет позже - к 5 месяцам. Но цвета становятся все контрастнее, а контуры четче. На расстоянии 50 см малыш может хорошо различать предметы.
  • Зрительный контакт с лицом близкого человека. Если наклониться над крохой, то можно увидеть, как он концентрирует взгляд на вашем лице. Если начать медленно двигаться в поле зрения крохи, он будет следить за движением.
  • Улыбка. К концу 2 месяца улыбка становится все более осознанной. Малыш демонстрирует хорошее настроение и удовольствие, но самую большую радость у него вызывает взаимодействие с близким человеком.

Оценку навыков и рефлексов можно проводить несколько раз, с небольшими перерывами. Но если кроха устал, то нужно прекратить исследования. Каких-либо половых особенностей в формировании навыков не наблюдается. У мальчика и девочки может быть разница в прибавке веса и роста, но это никак не отражается на общем развитии ребенка.

Особенности речевого развития

Казалось бы, о чем можно «поговорить» с грудничком в 2 месяца? Да обо всем на свете, и лучше о хорошем! Важно, чтобы уже в этом возрасте у близких людей был вербальный контакт с малышом. Это необходимо для речевого и психоэмоционального развития грудного ребенка.

  • Новые гортанные звуки. На первом месяце кроха освоил гласные «э», «а», согласные «х», «г». В 2 месяца малыш умеет произносить эти звуки с гортанной артикуляцией, соединять их в слоги: «э-хэ», «э-гэ», «э -рргэ» и т.п. Также появляются звуки: «у», «ы», «м», «к».
  • Как увеличить частоту произносимых звуков? Приступы разговорчивости обычно наступают, когда кроха сытый и довольный жизнью. Звуковые комбинации могут длиться несколько секунд. Чтобы спровоцировать малыша на диалог, нужно с ним радостно и эмоционально заговорить. Хотя бывают груднички, которые начинают произносить звуки, если с ними молчать.

Постепенно одинокие звуки и слоги переходят на новые этапы доречевого развития, которые называются гуканьем и гулением. В артикуляции появляются певучие звуки, которые возникают спонтанно.

Что может ребенок в 2 месяца? Главные достижения этого возраста - умение держать голову в положении на животе, развитие зрительных и слуховых реакций, координации «глаза-руки», освоение новых звуков, эмоциональное включение и первая осознанная улыбка.

Распечатать

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается, приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

На 2 месяце жизни у ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь кроха способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер.

Если он слышит очень громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения или испытывает чувство голода, то начинает просить о помощи, и единственно доступным средством общения для него является плач. В такие моменты важно научиться понимать язык младенческого плача. Это не так-то сложно.

Как правило, внимательно наблюдая за ребенком, вы обнаружите, что его плач в основном сигнализирует о следующем: «я хочу есть (пить)», «у меня мокрые пеленки», «мне нужно общение», «у меня болит животик», «я устал».

Как успокоить малыша? Однозначного ответа вам не даст никто. Попробуйте дать ребенку грудь, приложив его ладошку к своему телу. Запах мамы, стук ее сердца, прикосновения к ее коже – самый верный способ успокоить малыша. Или покачайте младенца на руках или в коляске; некоторые дети успокаиваются, если убрать лишнее освещение; для кого-то верным средством является пустышка.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить». И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, – повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс, который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам, и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка 2 месяца:

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

Практические советы

Не кутайте ребенка: Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Посадите ребенка в детское креслице: Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.

Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему: Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть ему прямо в глаза.

Пойте, занимаясь с ребенком: Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Игры с братьями и сестрами: Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.

Внимание, снимаем! Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями – лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.

Возьмите ребенка с собой: Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Время игр

Зрение.

Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки: Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Кукла на руке: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях – вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Игрушка, которая может пищать: Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Кукла на пальце: Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

Кукла-тарелка: Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой – печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

Повесьте над кроваткой игрушки: Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.

Разные фигурки: Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

Папа вверх ногами: Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.

Разные картинки: Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

Восприятие звуков Потрясите погремушкой: Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение – потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.

Вверх и вниз: Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения. Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

Позовите ребенка: Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Погремушка из консервных банок: Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку». Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.

Ощущения

Погремушка: Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

Разнообразные ощущения: Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

Прыгающий помпон: Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.

Упражнения для ног «под ариозо»: Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Арена для упражнений: Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления

Условный сигнал: Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.

Кресло-качалка: Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.

Теперь очередь папы: Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша. Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания

Поплескаемся в воде: Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.

Прекрасное отражение: Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.

Продолжается массаж: Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения – вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша. Время пеленания

Настенный коврик: Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.

Посмотри в зеркало: Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.

Метелка из перьев: Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.

Маленький боксер: Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха

Покатайся на мячике: Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.

Время для телевизора: Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.

Запишите на пленку голос своего малыша: Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.

Малыш освоился в окружающей обстановке, а вы начали его понемногу понимать, но ему еще так много предстоит узнать… «Растет, как на дрожжах» — самое подходящее выражение, характеризующее развитие ребенка в 2 месяца. Он по-прежнему много спит, часто плачет, но в его поведении, взгляде появляется некая осознанность. И самое радостное для родителей событие – возникновение «комплекса оживления» у малютки.

Не случайно в первый год жизни ребенка его принято осматривать педиатром ежемесячно, а иногда и с подключением узких специалистов. Например, в 2 месяца малыша осматривают еще и невролог, хирург-ортопед и окулист. Это связанно с интенсивными темпами роста и развития грудничка в этот период. Врачебные осмотры заключаются в измерении веса, роста, окружностей груди и головы, проверке зрения, слуха и моторных навыков.

Вес ребенка в 2 месяца увеличивается примерно на ¼ от той массы, которая была месяц назад. То есть малыш становится тяжелее на 750-1000 грамм. Если распределить эти цифры на дни и недели, то получим примерно 250 г. прибавки еженедельно и 30-35 г. ежедневно! Рост тоже не отстает: ребенок вытягивается на 4 см (то есть по сантиметру на неделю)! Окружности грудки и головки увеличиваются равномерно: на 1,5-2 см.

Такие стремительные показатели роста говорят об интенсивном развитии всех внутренних систем и органов в организме грудничка. А его жизненные ритмы целиком этому содействуют. Малыш много времени проводит во сне (около 20 часов), а в промежутках бодрствования активно питается (1/5 своей массы тела за сутки). Не стоит после каждого кормления кидаться к весам и проверять, сколько же он высосал. Ведь каждый раз, когда ребенок прикладывается к груди, он может удовлетворять разные потребности (в еде, в питье, в тактильных ощущениях).

Если вы ранее выкладывали новорожденного на животик, то 2-месячный ребенок уже сможет держать головку и грудь в приподнятом состоянии несколько секунд. Такие упражнения нужно делать почаще для укрепления мышечного каркаса шейно-воротниковой зоны. Пользу приносят и поглаживания ладошек, которые еще чаще всего сжаты в кулачки. Хватательный рефлекс развит достаточно сильно, если малышу вложить в ручку погремушку, то он сможет ее некоторое время удерживать. В 2 месяца постепенно исчезает врожденный гипертонус конечностей грудничка. Это выражается в постепенном расслаблении тела, ручек, ножек, кистей.


В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню. Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным. Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, желанными, узнаваемыми.

Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см. Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой. Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни. Когда ребенок будет на приеме у невролога, тот воспользуется его слуховыми и зрительными способностями, проводя яркой игрушкой (или спец. инструментом) из стороны в сторону в зоне видимости, при этом легонько постукивая по ней.

Во второй месяц жизни ребенка он начинает осознанно пробовать свои голосовые связки. Когда малыш сыт, но не спит, он может выдавать различные звуки: от «а-о», до «гу» и рокочущих гортанных раскатов. Конечно, это еще далеко не речь, но уже дополнительное средство общения. Продолжительность «гуления» и «лепета» грудничка зависит от его настроя, самочувствия и реакции взрослых. Если вы будете поддерживать его «начинания», разговаривая с ним на «его языке», обучая новым звукам, то ребенок радостно поддержит «диалог».


В 2 месяца у малыша совершенствуются его эмоциональная и коммуникативная сферы. Он овладевает такими приемами коммуникации, как осознанная улыбка. Увидев поблизости кого-то из родителей, ребенок начинает всем своим видом показывать радость: улыбается, активно двигает конечностями, гулит. Свое недовольство он выражает громкими призывными криками или визгом. Обычно его плач бывает связан со следующими моментами:

  • скука, недостаточное внимание со стороны родителей;
  • мокрые пеленки;
  • голод;
  • усталость;
  • испуг;
  • некомфортная температура (жарко или холодно).

В 2 месяца грудничок уже интересуется другими живыми существами. Его привлекают не только мама с папой, но и животные, попавшие в поле зрения, и другие детки. Малыш на время замрет, проследит глазами за интересным субъектом, а после может выразить свое восхищение радостным лепетом. Если мама внимательно следит за реакциями своего карапузика, то она поймет его сигнал-просьбу пообщаться (поиграть) – равномерное дергание 2 ручками и ножками, сопровождающееся широкой улыбкой.

Некоторые родители боятся избаловать кроху ношением на руках или своим чрезмерным вниманием. Однако когда ребенок плачет, обязательно необходимо выяснить причину и успокоить его. А самым главным и важным успокоителем для него является не соска, которую пытаются ему впихнуть, а теплые, нежные мамины руки и грудь. В 2 месяца жизни у малыша все еще продолжает формироваться доверие к миру, а ощущение безопасности ему может обеспечить только самый родной и близкий человек.


Малыша в 2 месяца уже можно протестировать самостоятельно. Что же нужно делать?

  1. Уйти из зоны видимости малютки и негромко погреметь погремушкой или постучать. В норме ребенок поворачивает голову к источнику звука.
  2. Двигать перед глазами карапузика яркой (лучше красной) игрушкой. Он будет следить за ней глазками. Если игрушку внезапно приблизить к глазкам, они рефлекторно зажмурятся.
  3. Ребенок, лежащий на спине, будет стараться освободить личико от предмета, попавшего на него.
  4. Если малышу в ладонь поместить какой-либо предмет, он схватит его.

Этот простейший тест покажет, все ли вовремя развивается у малыша, нет ли у него в 2 месяца отставания от возрастных норм. При признаках подозрительного поведения или иных причинах для беспокойства лучше обратиться за консультацией к наблюдающему ребенка педиатру. Зная, как должен развиваться ребенок в этот период, можно помогать ему массажем и легкими упражнениями. Считается, что к началу 3-го месяца жизни карапузик окончательно прощается со своей новорожденностью, преодолевая критическую адаптационную пору.

Движения младенца уже не столь беспорядочны, не столь отрывисты. Он вертится, дрыгает ногами, как будто крутит педали. Он лучше держит голову, хотя вам все еще необходимо ее поддерживать. Он все более активен: если вы берете его на руки и притягиваете к себе, голова следует за телом, а не откидывается назад, как прежде.

Ритм ребенка

Сон

Иногда младенец спит даже всю ночь напролет, а периоды бодрствования становятся все более продолжительными - до нескольких часов в день.

Питание

Независимо оттого, чем вы кормите младенца - грудным молоком или искусственной смесью, он выпивает в день от 700 до 800 мл материнского молока или смеси (то есть пять-шесть бутылочек в день). Если вы кормите грудью, продолжайте кормить по требованию.

Органы чувств ребенка

Слух

В два месяца малыш уже может определить, откуда идет звук.

Зрение

Становится более острым, менее расплывчатым, поле зрения расширяется.

Когда ребенок бодрствует

Младенец становится все более любопытным, активным. Он узнает лица окружающих людей; в два месяца он реагирует на знакомые лица гулением и ответной улыбкой - это первая настоящая улыбка. К плач/ новорожденного примешиваются первые крики. Малыш начинает играть: он воркует, ему нравится, когда вы повторяете звуки, которые он издает. Когда ему хорошо, он лопочет; когда его поощряют или когда малыш возбужден, он живо ерзает, подобно пружине, раскидывая в стороны руки и ноги.

Он узнает некоторые привычные для него предметы и постепенно запоминает ежедневные, повторяющиеся действия (кормление, прогулки, купание). Он может удерживать в руках легкий предмет и поворачивает голову, следя за ним взглядом.

Вечерний плач: утомительный, но естественный для этого периода эпизод. К концу дня без каких-либо видимых причин младенец принимается безутешно рыдать. Этот вечерний плач очень часто встречается у малышей от одного до трех месяцев: он позволяет им сбросить накопившееся за день напряжение. Не переживайте! Укачайте младенца или, если это его успокаивает, дайте ему грудь, побудьте с ним в полутемном помещении, вдали от яркого света. Если ничего не помогает, оставайтесь с ним, не теряйте хорошего настроения; носите малыша на руках или в слинге. Такие эпизоды, утомительные и для ребенка, и для всей семьи, закончатся с началом второго триместра его жизни.

Здоровье ребенка

Второй месяц: посещение участкового педиатра

Как и во время первого посещения, врач проверяет физиологическое, психическое и физическое состояние ребенка, а также состояние его иммунной системы и измеряет рост, вес, окружность черепа.

  • Мальчики - порядка 57 см и 4,9 кг, окружность черепа порядка 39см.
  • Девочки - порядка 56 см и 4,6 кг, окружность черепа порядка 38,5 см.

Архаические рефлексы постепенно исчезают, им на смену приходит менее «рефлекторный» мышечный тонус. Врач снова оценивает работу всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым поселением врача.

Официальное начало вакцинации

Ваш врач, безусловно, предложит вам начать прививать малыша в соответствии с национальным календарем прививок. Календарь предполагает иммунизацию против 11 заболеваний: кори, туберкулеза, столбняка, вирусного гепатита В, коклюша, дифтерии, полиомиелита, паротита, краснухи, ветряной оспы (с 2009 года).

Что следует знать до начала вакцинации

Перед каждой прививкой вы должны дать письменное согласие, которое обязательно вклеивают в медицинскую карту ребенка. Кроме того, в медицинской карте малыша обязательно указывают дату прививки, номер и название вакцины.

Перед вакцинацией надо измерить температуру тела малыша. Врач обязан осмотреть ребенка, послушать сердце и легкие, осмотреть горло, спросить у родителей, нет ли жалоб. Данные осмотра также заносятся в медицинскую карту.

Перед тем как делать инъекцию, медсестра обязана показать вам ампулу и прочитать вслух название и номер вакцины.

В зависимости от того, какой тип ухода вы выбрали для малыша - в особенности если он остается дома и вы кормите его грудью, - вы можете начать вакцинацию несколько позже. Последний совет: избегайте прививок от гепатита В, их начали делать совсем недавно, и они вызывают много споров. Какого бы мнения вы ни придерживались, найдите время для того, чтобы подробно ознакомиться с информацией об этой прививке.

В России многие вакцины являются комплексными: одной инъекцией прививают сразу от нескольких заболеваний. Считается, что таким образом можно избежать осложнений. Часто ослабленным детям назначают вместо вакцины АКДС ослабленную АДС или АДС-М без коклюшной составляющей, на долю которой приходится большая часть таких реакций, как высокая температура и общее недомогание.

Природные рецепты

Простые гомеопатические препараты, нейтрализующей побочные эффекты от прививок:

  • Накануне прививания и утром перед прививкой дайте малышу 1 дозу препарата «Туя 9 СН».
  • В течение дня после прививки: по 1 дозе препаратов «Сили-цеа 15 СН» и «Сульфур 15 СН».
  • Сразу же после прививки (предупредите врача, который делает ребенку прививку) наложите на верхнюю часть руки компресс с глиной и не снимайте его до вечернего купания.
  • Дайте малышу раствор введенного препарата (его можно заказать в аптеке) в концентрации 30 СН. Дозировка: 1 доза на следующий день после прививки, а затем каждое воскресенье в течение месяца в случае появления реакции на прививку (жар, краснота или нарыв в месте введения вакцины и т. п.).

Колики и срыгивание

В основном они связаны с тем, что пищеварительная система малыша еще не до конца сформировалась.

Хотя в большинстве случаев эти симптомы безопасны и естественны, они - и прежде всего колики - пугают родителей, которые часто не знают, что им делать. Младенцы кричат ночи напролет или как будто бы мучительно тужатся, при этом ничто не может их утешить... Материнская забота, остеопатия и естественные препараты - вот средства, способные помочь вам в борьбе с этими трудностями, которые с течением времени исчезнут сами по себе.

Естественная терапия

Каждый вечер готовьте раствор: 1 столовая ложка зеленой глины на стакан воды; хорошо перемешивайте раствор и оставляйте его отстаиваться. На следующий день давайте малышу настоявшийся раствор перед каждым кормлением по 1 пипетке (или по 2 кофейные ложки), оставляя осадок в стакане.

Закажите в гомеопатической аптеке раствор на водяной основе: «Растительный уголь 7 СН», «Рвотный орех 9 СН», «Хамомил-ла 9 СН», «Колоцинтис 7 СН». Дозировка: 1 пипетка (или 2 кофейные ложки из спринцовки) 3-4 раза в день между кормлениями.

При коликах, газах и сильном возбуждении: «Кальмозин» (Calmosine) (используйте в малых дозах, препарат очень сладкий) вечером или на ночь.

Любые успокаивающие или спазмолитические растительные средства в виде настоя можно давать по 1 пипетке перед каждым кормлением, особенно ночью, начиная с третьего месяца. Кормящим матерям можно пить настои, сочетающие лактоген-ные растительные средства и средства, способствующие правильному пищеварению.

Он улыбнулся

Он улыбнулся! Ко второму месяцу ребенок начинает улыбаться . Английский психолог Бауэр утверждал, что даже у такой крохи уже есть несколько типов улыбки, выражающих разные эмоции. Первый: «Ура, у меня получилось!» Второй: «Я рад тебя видеть», - так малыш обычно улыбается маме или тому человеку, который ее заменяет. Если мама сразу после родов вышла на работу, не стоит удивляться, если эта улыбка достанется не ей, а няне или бабушке. И третий тип улыбки - облегчение после испуга или напряжения.

Этот перечень вовсе не означает, что ваш малыш не может улыбаться по каким-то другим поводам. Его эмоциональная жизнь уже достаточно богата. Внимательно понаблюдайте за ним, и, возможно, вы увидите в его улыбке какие-то другие оттенки чувств.

Еще одно новое проявление эмоций - комплекс оживления : увидев или услышав родного человека, ребенок поворачивает головку в его сторону, начинает размахивать ручками, сучить ножками, - короче, выражает свою радость повышением двигательной активности.

Второй месяц психологи называют чрезвычайно важным в формировании эмоциональной сферы человека. Если в этот период ребенок недополучил материнского тепла, внимания и ласки, то позднее, в детском саду, в школе у него могут возникнуть трудности с адаптацией. Что же делать? Ведь в жизни бывают разные ситуации. Первое - расставьте приоритеты. Просто помните, что вы очень нужны вашему малышу, и принимайте решение исходя из этого.

Случай из практики : Ребенку было около двух месяцев, когда маме предложили роль ведущей в новом телевизионном проекте. Такой шанс выпадает, наверное, раз в жизни. И мама согласилась, доверив воспитание дочки няням и бабушке. Девочку привели ко мне на прием, когда ей было семь лет. Она категорически отказывалась ходить в школу - кричала, плакала, убегала из класса. Дело доходило до настоящих истерических припадков. Ей казалось, что незнакомая среда крайне опасна, хотя она и не могла объяснить, чего именно боится. Это был классический пример невроза на почве не сформировавшегося в младенчестве базового доверия к окружающему миру. И маме пришлось восполнять тот пробел, который образовался у ребенка в раннем детстве: она ушла с работы и полтора года ходила вместе с дочкой в школу, просиживая все уроки в коридоре рядом с классом. Иначе девочка отказывалась ходить на занятия. Так через много лет «аукнулся» выбор, сделанный мамой в пользу карьеры.

И все-таки никто из нас не застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Поэтому всем мамам я настоятельно рекомендую: заведите своему ребенку игрушку-утешалку . Эта чудесная вещь должна появиться еще в тот период, когда малыш спит вместе с вами. Постепенно она пропитается запахом материнского молока, материнского тепла - всеми теми запахами, которые для малыша связаны с вашей близостью и состоянием покоя. В ситуации вынужденного расставания эта утешалка будет давать ребенку ощущение стабильности.

Утешалка полезна абсолютно всем детям, а не только тем, кому предстоит разлука с мамой. С этой игрушкой можно ездить в гости, отправляться в путешествие.

Она поможет расслабиться и заснуть на новом месте, в новых, непривычных условиях.

Какой должна быть утешалка? Во-первых, разноцветной (на втором месяце ребенок уже различает цвета). Во-вторых, мягкой, как подушка, чтобы ее можно было обнять. В-третьих, на ней не должно быть твердых деталей - пуговиц, блесток и т. д. Если ребенок первое время спал с вами, эта игрушка поможет вам переселить его в отдельную кроватку. Сначала положите утешалку между собой и ребенком. Через какое-то время переместите малыша вместе с игрушкой в кроватку, придвинутую к вашей кровати. На своей практике я много раз убеждалась, что с утешал кой такое «отселение» проходит намного легче.

Эта игрушка будет служить вам верой и правдой многие годы. Большинство детей не просто обнимают свои утешалки - они их сосут, грызут и протирают до дыр. Но выбрасывать утешалку нельзя! Смиритесь с ее нетоварным видом. Она нужна не для красоты и не для игры, а для успокоения. Можно завести еще одну ей на смену. Но менять и стирать утешалки можно только в периоды стабильности, когда в жизни ребенка все хорошо и спокойно.

Ориентируемся в пространстве

На втором месяце развиваются так называемые ориентировочные рефлексы - младенец начинает следить за движущимися объектами. Пора вешать первую карусель и вводить новые игры-упражнения.

Ориентирование на слух . Берем предметы, издающие мягкие, негромкие звуки, например колокольчик, и начинаем звенеть, ходя по комнате. Малыш будет поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится звук.

Игра «Где мама?» . Исчезновение мамы из поля зрения воспринимается грудничком как исчезновение из его мира. Эта игра показывает ему, что маму может быть не видно, но если звучит ее голос, значит, она рядом. Как играть? Вы выходите из поля зрения ребенка, подходите к другой стороне кроватки и зовете малыша по имени. Он должен потянуться на ваш голос и увидеть вас. Казалось бы, очень примитивное упражнение. Но именно благодаря ему вы очень скоро сможете успокаивать ребенка просто своим голосом, не подходя к нему. А немножко позже можно будет начитать сказки на диктофон, и он будет под них засыпать, если вас не окажется рядом.

Двухмесячный грудничок с интересом рассматривает лицо взрослого, особенно мамы. Причем не лицо в целом, а отдельные его части - глаза, нос, губы. Так происходит процесс запечатления образа любимого человека. Интересно, что малыш с одинаковым удовольствием может рассматривать как живое лицо, так и его изображение, фотографию.

Совет : Повесьте рядом с кроваткой малыша крупную фотографию мамы или папы. Пусть запечатлевает.

Фитбол . На большом мяче можно заниматься с малышами с раннего возраста. Самое простое - положили ребенка животом на мячик, придерживаем его и катаем. Хорошо развивает вестибулярный аппарат, чувство баланса.

Упражнение «Большое путешествие» . Берем ребенка на руки, начинаем с ним ходить по дому, рассматривать разные предметы и называть их. Наверное, все мамы так делают, даже не подозревая, что это какое-то особое упражнение. Знайте, вы не просто носите малыша на руках, а делаете очень полезное дело. «Большое путешествие» учит ребенка воспринимать мир, который шире, чем его кроватка или комната.

Да, в первый месяц познавательная активность грудничка невелика. Ему достаточно просто находиться рядом с мамой. Но второй месяц - это возраст, когда ребенка брать на руки необходимо. «Я хочу знать. Мне любопытно. Мне интересно», - вот те мотивы, которые вы начинаете развивать уже сейчас. Если младенца в этом возрасте чрезмерно оберегают, постоянно держат в кроватке, закрывают марлей, выходя гулять, у него будет развиваться мотив не познавать мир, а избегать боли, опасностей, неудачи. Любознательность в нем так и не сформируется.

Мамы жалуются

«Я ничего не успеваю делать по дому. У меня копится чувство вины от того, что полы немыты, ужин не приготовлен...» Действительно, как все успеть? Ведь активность ребенка выросла, он уже меньше спит и нуждается в общении. А носить его все тяжелее.

Главный совет, который здесь можно дать: меняйте свое отношение к порядку. В доме, где есть маленькие дети, порядка быть не может. Заранее смиритесь с разрисованными стенами, разбросанными игрушками, порезанными скатертями, забрызганной кашей кухней. Не позволяйте чрезмерной чистоплотности испортить себе радость материнства. Лучше неубранный дом и спокойный, уравновешенный ребенок, чем идеальный порядок - и вы с неврозом, натирающая кафельную плитку в ванной.

Чувствуете себя плохой хозяйкой? Перед мужем стыдно? Могу вас утешить: мужчины воспринимают порядок абсолютно не так, как женщины. Есть, конечно, мужчины-педанты, которые обращают внимание на все мелочи. Но чаще всего мужья просто не замечают того, что вам кажется вопиющим хаосом. Не успеваете приготовить ужин, обед? Пригласите свекровь. Она лучше знает, что нравится ее «мальчику». Заодно и укрепите отношения с родителями мужа. Ему это будет очень приятно.

«Чувствую себя кормящей коровой, приложением к своему ребенку. Сплю, ем не когда мне хочется, а когда он мне позволяет». В психологии это называется ощущением деперсонализации. После беременности и первого месяца жизни с младенцем женщине начинает казаться, что она утратила себя. Добрые люди советуют: «Выдели несколько часов для себя. Сходи в парикмахерскую, сделай маникюр». Не следуйте этим советам. Все, что вы можете себе сейчас позволить, - это несколько минут отдельно от ребенка. Ни в коем случае не оставляйте его на несколько часов. Да и смысла в этом нет никакого, потому что оставив его, вы себя не найдете. Я предлагаю другое решение проблемы.

Посмотрите на материнство не с точки зрения потери личности. Вы ее не потеряли, просто она обретает новую грань. Теперь вы можете включить в свою жизнь новые занятия, о которых раньше и не подозревали. Например, можно пойти с малышом на фитнес или на совместное плавание. С одной стороны, вы удовлетворите свою потребность в физических занятиях, с другой стороны, расширите круг знакомых, причем это будут женщины со схожими интересами, потому что все они тоже будут мамами с грудными малышами. И ваша личная жизнь станет более разнообразной.

Отличный помощник для мамы - слинг. Это давно забытое и недавно вернувшееся в Европу изобретение человечества даст вам и свободные руки, и свободу передвижений без отрыва от ребенка. Слинг можно носить и спереди, и сзади, и сбоку, грудничок в нем и спит, и бодрствует. Слинг даст вам возможность повысить свою активность и следовать своим потребностям, а не сидеть в четырех стенах. И что еще очень важно: слинг позволяет активно включать детей в нашу жизнь, тем самым развивая их навыки социализации.

Что беспокоит папу?

«Почему он на меня не похож?» Разглядывая свое двухмесячное чадо, мужчины часто задаются таким вопросом. К этому времени черты лица младенца разглаживаются, а папа начинает напряженно всматриваться в них, пытаясь найти свое отражение. И не находит. У ребенка, оказывается, своя собственная внешность, свой собственный нос, глаза, рот...

Попросите у свекрови детские фотографии мужа - на них, скорее всего, будет видно, как много общего у папы с младенцем. Вы сами время от времени можете вслух подмечать сходство темпераментов: «Такой же, как ты! Чуть что не нравится, сразу сучит ножками!» Отнеситесь к беспокойству мужа философски, не спорьте и не возмущайтесь. Это скоро пройдет.

На втором месяце жизни ребенка у папы может снова обостриться ощущение «я здесь не нужен». Мужчина становится раздражительным, придирчивым и постоянно выражает свое недовольство словами «я же говорил...» На самом деле, не так уж важно, что именно он говорил. Ключевое слово здесь - «я». Своими придирками он просто пытается обратить на себя внимание, хочет, чтобы его услышали, чтобы с ним считались.

У обострения чувства невостребованности может быть несколько причин:

  1. спад эйфории, которой сопровождался первый месяц,
  2. недостаточная включенность в домашние дела,
  3. неготовность женщины вернуться к интимным отношениям.

Как же вернуть папе ощущение своей значимости?

Не замыкайтесь в своих хлопотах, подключайте к ним мужа . Если вы не смогли этого сделать в течение первого месяца, сейчас это уже намного сложнее. Жизнь вошла в рутинную колею, и бытовая повседневность не вызывает у мужчины большого воодушевления. Тем не менее не опускайте руки. Ребенок растет, с ним становится интереснее, и круг занятий, к которым можно привлечь папу, расширяется.

В уходе за ребенком по-прежнему поручайте мужу то, что доставляет удовольствие, а решение трудных задач пока берите на себя. Скажем, если ребенок кричит, не надо просить: «Иди, успокой его». Нет, к кричащему малышу вы идете сами. А вот если он гулит и находится в хорошем настроении, тут можно привлечь мужа к каким-то занятиям. И пусть вас не возмущает такое «несправедливое» распределение обязанностей. Придет время, и отцовские чувства раскроются в вашем муже в полной мере, тогда вы сможете обращаться к нему в самых разных ситуациях. Но пока он только осваивается в роли родителя, и для него этот процесс намного более длительный и сложный, чем для вас. Помогите ему увидеть радостную сторону отцовства, проникнуться любовью к новорожденному и чувством ответственности.

Еще несколько советов:

  • Не забывайте все время благодарить и подбадривать: «Как ты мне помогаешь!»
  • Вспомните про упражнение на ориентировочные рефлексы и начинайте играть с ребенком в игру «Где наш папа?» Это очень просто. Заходите в комнату с ребенком на руках: «Где папа?» Ходите по комнате, находите папу. «Папа здесь. Вот папа!» И даете малыша папе на руки.
  • Если вам нужно куда-то выйти, оставляйте малыша с папой. Не с няней, не с бабушкой, а именно с папой.

Пора вспомнить о том, что вы не только мама, но и жена . Муж должен почувствовать, что вы любите его не меньше, а даже еще сильнее, потому что он вам подарил это маленькое чудо. Спрашивайте его о работе, о делах, о друзьях, о том, чем он сейчас живет. Не надо требовать, чтобы он жил ребенком. У него кроме домашнего, семейного, есть еще другой мир, и этот мир никуда не делся. У вас круг общения мог сильно измениться, у мужчины такого не происходит.

Как вернуться к интимным отношениям? Это часто становится проблемой. Нежелание женщины, как правило, бывает вызвано тремя причинами: усталостью, болью, страхом показаться непривлекательной. С первыми двумя все более-менее ясно. Если вы устали, надо отдохнуть. Если сохраняются болевые ощущения, надо немножко подождать. А вот на третью причину стоит обратить более серьезное внимание.

Действительно, тело женщины после родов меняется, иногда на нем появляются растяжки, формы становятся менее изящными. Ей и самой трудно привыкнуть к этим изменениям, и уж тем более страшно, что они оттолкнут от нее мужа. Если такие страхи встали между вами и супругом, значит, пора перестраиваться.

Вы думаете, муж не видит, что вы располнели? Разумеется, видит и не придает этому значения.

Возможно, через год он и выскажет вам какие-то претензии, но не сейчас, когда вы только-только оправились после родов. А многие вообще считают округлившиеся формы кормящей женщины очень привлекательными. Так что ваша задача - принять себя и довериться мужу. Ему сейчас важна не осиная талия, ему важно почувствовать себя нужным. И если вы отстраните его только потому, что стесняетесь своей несовершенной внешности, это очень осложнит вашу семейную жизнь.

Скажу больше. Вы с мужем сейчас переходите на новый уровень отношений, когда любят не за какие-то особые достоинства, а просто любят без всяких условий, прощая все несовершенства, в том числе внешние. Как бы хорош собой ни был ваш муж, он тоже не останется таким навсегда. Рано или поздно он может располнеть, полысеть... И что же? Вы его за это разлюбите? Ведь ваша требовательность по отношению к себе означает, что вы и перед ним ставите столь же высокую планку. Мужчина подсознательно это чувствует. «Старый и лысый я буду ей не нужен», - думает он. На таком зыбком основании невозможно построить счастливую семью. Вам необходимо научиться принимать друг друга такими, какие вы есть. Это и будет та безусловная любовь, которая окрыляет и дает силы, а не загоняет в тупик.

Папины прибаутки

Помогите мужу освоить прибаутки и упражнения для малыша.

Если муж готов вас слушать, учите его сами, если нет - позовите на помощь свекровь и попросите, чтобы она дала мастер-класс вам обоим. Мужчина привык учиться у своей мамы, для него это более естественно, чем ходить в учениках у собственной жены. В роли учителя может выступить также медсестра или педиатр, то есть человек, который в глазах мужчины обладает достаточным экспертным статусом, чтобы давать советы.

Уже прошло два месяца с тех пор, как в семье появился маленький ребенок. Скорее всего для вас нет ничего умилительней, чем наблюдать за тем, как он растет и меняется прямо на глазах. Владение информацией о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, поможет сравнить достижения своего малыша со среднестатистическими данными и оценить его первые успехи.

Открываем двери в новый мир

Но пока, мама – единственный человек, которого младенец выделяет среди остальных. Особенности развития ребенка в 2 месяца таковы, что он еще не разделяет окружающих людей на «своих» и «чужих». Малыш охотно идет ко всем на руки, никого не боится.

А ребенок – то подрос

Для большинства родственников, чуть ли не самыми важными показателями, по которым следят за развитием ребенка, считается его рост и вес. В течение первого года жизни эти параметры измеряются ежемесячно.

  1. В два месяца малыш активно набирает вес и в результате его прибавка за этот период является наибольшей, по сравнению с другими месяцами. В среднем малыш должен поправиться на 800 г и, в сумме с первым месяцем, быть на 1400 г тяжелее, чем на момент рождения. При маленьких прибавках в весе сделайте работу над ошибками в кормлении грудью и наладьте грудное вскармливание, действуя по методике из курса «Секреты грудного вскармливания» >>>
  2. Вторым параметром, по которому проверяется физическое развитие ребенка в 2 месяца, является его рост. За этот период он должен увеличиться на 3 см и в общей сложности добавка в росте составляет примерно 6 см. Одновременно с этим изменяются и другие основные показатели – объем груди и головы, в среднем на 2 см.
  3. В два месяца малыш все еще много спит (около 18 часов в сутки) и прикладывается к груди (особое внимание стоит уделить соблюдению всех основных принципов кормления грудью), но все остальное свободное время он проводит с максимальной пользой и делает «семимильные шаги» в своем психомоторном развитии.

Улыбаемся и машем

Маленький ребенок познает мир через свои ощущения. Поэтому так важно, чтобы формирование его двигательных навыков происходило в нормальном темпе, и каждый месяц появлялись свойственные ему навыки. Любая задержка в этом плане обязательно приводит и к проблемам с психическим развитием.

Двигательные навыки

В процессе развития ребенка второго месяца жизни у него постепенно угасают рефлексы и на смену им приходят осознанные движения, которые производятся более скоординировано, приводят к осмысленным действиям. Увеличивается их объем.

  • Мышечный гипертонус, характерный для новорожденного , на втором месяце окончательно проходит.

Теперь ребенок может лежать свободно с выпрямленными ножками, раскинутыми в стороны ручками. Он умеет сжимать и разжимать кулачки, разводит и поднимает вверх руки. На пеленальном столике малыш ведет себя довольно активно, одновременно шевелит ногами и руками.

  • В 2 месяца у ребенка сохраняются навыки задержки дыхания и ритмичных движений конечностями, призванные миллионами лет обеспечить выживание ребенка попавшего по неосторожности в воду. Но эти рефлексы должны угаснуть, и не являются основанием к обучению ребенка плаванию в бассейне или большой ванне. Подробнее о рефлексах новорожденного >>>.
  • На втором месяце ребенка продолжают купать в маленькой ванне, в пеленке, и с добавлением трав.
  • При правильном ношении на руках, к двум месяцам у малыша хорошо укрепляются мышцы спины и шеи. Он может, находясь в вертикальном положении, самостоятельно удерживать голову . Данный навык сформирован еще не полностью, поэтому иногда голова ребенка может запрокидываться назад, и ее нужно поддерживать.
  • В конце второго месяца ребенок уже не протестует, если его кладут на животик. Лежа на животе он может слегка приподнимать головку и грудь. Иногда даже получается приподнять ручки и ножки и шевелить ими в воздухе, касаясь поверхности только животом. В результате своих телодвижений карапуз может слегка сдвигаться в сторону. Узнайте, когда ребенок начинает ползать >>>
  • Как правильно развивать ребенка, в какие игры и игрушки с ним нужно играть, а также о хитростях материнского искусства смотрите в интернет-курсе «Мой любимый малыш» >>>

Органы чувств

Психомоторное развитие ребенка в 2 месяца заметно прогрессирует. Он учится не только руководить своими движениями, но и может на их основе делать примитивные умозаключения.

  1. В 2 месяца, малыш начинает активно хватать руками все, что оказывается в поле его досягаемости.
  2. Более того, он уже осознано тянется к предметам, старается их зацепить, удержать в ладошке. Это первые попытки совершить зрительно-хватательную манипуляцию.

Несмотря на кажущуюся простоту такого действия, ребенку сделать это еще довольно трудно. Для того чтобы захватить какую-либо вещь, ему нужно определить направление движения и установить примерное расстояние до нее. На второй месяц кроха только начинает учиться этому приему.

  1. Но если брать предмет малыш еще не умеет, то крепко держать его в руках – это то, что должен делать ребенок в 2 месяца довольно уверенно.

Если вложить ему в руку погремушку, младенец будет ее удерживать. Наблюдая за своими движениями, он быстро поймет прямую зависимость между ними и появлением звука. Вскоре ребенок будет греметь игрушкой вполне осознано.

  1. Чуть позже, к концу второго месяца, малыш сможет установить еще одну звуковую закономерность. Кроха начинает понимать, что после того, как он издает звуки, к нему подходят и берут на руки.

Во второй месяц младенец наиболее яркую реакцию проявляет именно на звуковые раздражители.

  1. Кроме этого, он умеет узнавать голос близких ему людей и соответственно реагировать на него.
  2. Также малыш в этом возрасте учится наблюдать за предметами. Он пытается фокусировать свой взгляд на ярких вещах и уже может подолгу их разглядывать. Подробнее о том когда ребенок начинает видеть >>>
  3. Начинает уделять внимание движущимся предметам. Сосредоточенно следит взглядом за игрушкой, перемещаемой по дуге перед его лицом.

Эмоциональная сфера

Больше всего в психическом развитии ребенка в 2 месяца родителей радуют изменения в эмоциональной сфере. Именно в этот период малыш начинает пытаться установить контакт с окружающим миром.

  • Самое милое, что умеет ребенок в 2 месяца – это улыбаться. И делает он это уже вполне осознанно, в ответ на голос мамы или чье-то агуканье. Читайте также: Когда ребенок начинает улыбаться ?>>>
  • Более того, иногда можно даже услышать, как ребенок смеется .
  • На второй месяц у ребенка проявляется интерес к общению. Он начинает издавать первые звуки: сначала только гласные, потом « агу» или что-то подобное. Подробнее о том, когда ребенок начинает агукать >>>
  • Еще одно заметное изменение в развитии ребенка в 2 месяц жизни – это появление умений пользоваться мимикой и интонациями. Кроме улыбки на лице можно увидеть, как малыш хмурится или морщит носик перед тем, как заплакать.
  • Также он быстро научится менять интонации в голосе в зависимости от настроения. Свои эмоции ребенок передает через плач, который может быть и сердитым, и требовательным, и капризным.

Находясь рядом с младенцем ежедневно порой трудно заметить, что в его развитии что-то кардинально меняется и он уже многому сумел научиться. Чтобы не пропустить ничего из того, что делает ребенок в 2 месяца, можно регулярно записывать домашнее видео с малышом. Это поможет сравнить и оценить его развитие и первые успехи в освоении нового мира.

Что умеет ребенок в 2 месяца и как за ним ухаживать смотрите в видео:

Совсем крохи

Отдельно следует сказать о развитии недоношенных детей. В первые месяцы жизни по многим показателям они отстают в развитии от своих сверстников. По идее, на момент исполнения двух месяцев, такой малыш должен был только – только родиться. Естественно, что многие процессы находятся еще в заторможенном состоянии.

Следует учитывать, что показатели развития недоношенного ребенка в 2 месяца будут очень отличаться от обычных. Определять критерии их соответствия требуемым нормам может только детский врач, ориентируясь на жизненные параметры малыша при рождении и динамику нормализации жизненных функций.

В заключение хочется отметить, что ни в коем случае не стоит расстраиваться, а тем более паниковать, если какой – либо навык в развитии вашего малыша еще не проявился.

Уделите малышу больше внимания, поиграйте с ним, вложите в руку погремушку, помашите яркой игрушкой, и в скором времени вы увидите, как ребенок откликнется на ваши действия и порадует вас своими умениями. В ваших силах помочь своей крохе научиться чему-то интересному, подтолкнуть к новым открытиям.

Если ребенок плохо спит, засыпает с плачем и долгим укачиванием, самое время начать работать над его сном по методике из