4 года ребенка что показать познавательные.

Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.

Физическое развитие

Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:

  • достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
  • двигаться прыжками на двух ногах;
  • несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
  • простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
  • прыгать и в высоту, и в длину;
  • подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
  • пролезать под не очень высокими предметами;
  • уметь бросать и ловить мяч;
  • учиться вести мяч ногами;
  • кататься на детском велосипеде;
  • должен осваивать первые уроки плавания.

Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:

  • лепить фигурки животных из пластилина;
  • собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
  • нанизывать бисер на леску;
  • уметь застёгивать пуговицы и застежки;
  • учиться пользоваться кистью и карандашами;
  • заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
  • завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.

Умственное развитие

Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.

Математика

Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:

  • объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
  • знают цифры до пяти, считают до десяти;
  • называют виды основных геометрических фигур;
  • сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
  • могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
  • знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
  • понимают разницу между верхом и низом.

Речь

Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:

  • уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
  • правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
  • уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
  • делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
  • давать ответы на несложные вопросы;
  • иметь знания о профессиях и их значении;
  • описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
  • понимать разницу в интонациях;
  • малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.

Окружающий мир

Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:

  • названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
  • он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
  • знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
  • какие явления погоды бывают, различия между ними;
  • информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.

Изобразительное искусство

В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:

  • знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
  • уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
  • рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
  • работать с клеем, готовить аппликации.

Конструирование

Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:

  • дети знают и легко называют все детали конструктора;
  • они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
  • понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
  • они также различают части сооружения по высоте и форме;
  • постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.

Познания в музыке

Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:

  • называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
  • с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
  • различают тихое и громкое звучание музыки.

Психическое развитие

После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.

Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.

Внимание

Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:

  • выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
  • уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
  • выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
  • при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
  • произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
  • уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
  • должен ориентироваться в знакомых ему местах.

Мышление

Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:

  • сам собрать небольшую пирамидку;
  • уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
  • в группе предметов определять лишний;
  • искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
  • самостоятельно находить антонимы к словам;
  • называть более сложные геометрические фигуры;
  • сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
  • различать слова родного языка с иностранными;
  • отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.

Память

У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:

  • находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
  • уметь пересказать небольшой рассказ;
  • учить наизусть стихи, загадки;
  • запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
  • суметь повторить услышанные слова или цифры;
  • выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
  • повторить несколько последовательных шагов в танце;
  • рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.

Эмоциональное развитие

В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей. Малыш уже умеет:

  • чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
  • может изобразить мимически определённую эмоцию;
  • если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
  • при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.

Социальная адаптация

Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.

Бытовые навыки

К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.

Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.

Наступило время невероятного почемучки. Теперь крохе все интересно, ведь так многое окружает его в жизни. Стоит с терпением относиться к этим вопросам и давать максимально развернутые ответы, так-таки именно от этого зависит скорость развития Вашего малыша. Теперь он играет новую роль - роль воспитанника, ведь именно эту роль ему необходимо максимально изучить до того как стать школьником.

А мы уже умеем...

  • Управление собой . Малыш полностью контролирует свои движения: он может бегать в разных направлениях с разной скоростью и темпом, умеет бросать мяч, прыгать на месте, принимать активное участие в играх или танцах.
  • Гигиенические нормы. Малыш самостоятельно контролирует выполнение основных санитарно-гигиенических норм. Уже умеет пользоваться туалетом, моет руки после него, после прогулки либо же по мере их загрязнения. Также может критически относиться к своему внешнему виду, отказываясь от одевания неглаженых штанишек или же колготок с пятнышком.
  • Стремление к самостоятельности. Карапуз все чаще пытается решить свои вопросы без помощи взрослых. Например выдергивает руку из ладони взрослого чтобы идти самостоятельно.
  • Максимальная социализация. Малыш легко находит себе друзей, общается, проявляет интерес к общим играм, демонстрирует чувства симпатии или антипатии.
  • Классификатор . Карапуз справляется с задачами по классификации предметов в соответствии с каким-либо единым признаком. Например, он может отделить кубики красного цвета от кубиков зелёного.
  • Оживление предметов. Малыш стремится повторять действия родителей, поэтому с удовольствием воспитывает, кормит, поит и укладывает спать куклу или мягкую игрушку. При этом концентрировать свое внимание на эту игру малыш может уже достаточно длительный период времени.
  • Лексикон . Ребенок знает достаточное количество слов, он отлично понимает цвета и оттенки, знает название частей тела, знает некоторые традиции и названия праздников.

Полезно знать: кроме этого речь малыша достаточно согласована. Она наполнена различными частями речи, обладает предлогами «в», «на», «под» и так далее. Ребенок осознает и использует слова многозначного типа, например ножка и ручка. Малыш может запомнить и рассказать стих или же пересказать какой-либо текст.

  • Логика. Ребенок умеет выстраивать причинно-следственные цепочки, умеет сравнивать, а также оценивать какую-либо процедуру или предмет, знает слова собирательного характера.
  • Результат не важен. В этом возрасте малышей более заинтересовывает сам процесс, а не какой-то конкретный результат. Таким образом они могут долго что-то рисовать на листе, после чего его просто выбросить или смять.
  • Всеобщее восприятие мира. Карапуз воспринимает и изучает мир с использованием различных органов чувств. То есть теперь он предпочитает прикоснуться к предмету,облизать его и понюхать, не останавливаясь на тактильном контакте.
  • Музыка . Одним из любимых занятий ребенка является музыка. Он с удовольствием танцует под различные звуки контрастного типа: как под быструю, так и под медленную. Кроме того проявляет недюжинный интерес к музыкальным инструментам, легко запоминает слова и с удовольствием подпевает взрослому.
  • Творец . Ребёнок с удовольствием самостоятельно создает конкретные предметы. Для этого он может использовать конструктор, лепнину или аппликацию.

Что нужно от Вас?

  1. Сон ребенка по-прежнему важен и его режим практически не изменяется : в течение ночи малыш должен спать не менее 10 часов и днем ложиться примерно на 2 часа для отдыха.
  2. Режим кормления также неизменен и состоит из четырех приемов пищи, которые должны быть насыщены витаминами и полезными веществами. Используйте разные блюда. Кроха может употреблять уже овощи и фрукты, мясо и рыбу, крупы и бобовые, радоваться шоколаду. В это время малыш вытягивается и становится худым - не стоит усиливать приемы пищи и заставлять малыша есть. Такое строение тела сейчас для него нормально, поэтому пичкать через силу ребенка не стоит.
  3. Как можно чаще подталкивайте малыша к физической активности , ведь сейчас он стал более усидчивым и надолго концентрирует свое внимание на игре, забывая о необходимости двигаться. Часто и подолгу гуляйте с малышом на свежем воздухе, таким образом Вы соедините свежий воздух, физическую активность и общение со сверстниками.
  4. Самое время отдать малыша в какую-либо спортивную секцию , таким образом увеличится объем мышечной массы у ребенка, что даст возможность развиваться его телу полноценно и гармонично.
  5. Не забывайте реагировать на выполнение какого-либо действия ребенком посредством похвалы либо легкого выговора. Если малышу удалось выполнить задание обязательно похвалите за успех, если не получилось, но он старался - похвалить за старания, а если не получилось - обязательно пожурите его, но исключите критики или же оскорбления.
  6. Учите ребенка думать и анализировать . Для этого достаточно с ним разговаривать. После посещения детского спектакля, просмотра мультфильмов или чтения книги обязательно поговорить с ребенком о том, что он понял или его отношение к той или иной ситуации описанной или же увиденной в произведении. Так малыш обязательно научится анализировать и высказывать свое личное мнение.
  7. Продолжайте развивать крупную и мелкую моторику. Для первой необходимо максимальная частота и активность занятий гимнастикой, бегая и прыгая с малышом на перегонки, давая ему стоять в ласточке или же двигаться в разных направлениях. Для второй почаще лепите и рисуйте с карапузом.
  8. Начинайте готовить малыша готовить к взрослой жизни , для этого достаточно . Конечно, изучать малыш будет только то, что ему интересно, поэтому буквы учить можно будет исключительно в игровой форме. Для этого их можно лепить, выкладывать из сыпучих предметов или же рисовать - главное, чтобы крохе было весело и интересно, всё остальное за него сделает его память, которая в этот период времени работает невероятно активно.
  9. Обязательно находите время для ответов на вопросы малыша. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка начинается и развивается невероятный интерес к причинно-следственный цепочкам, поэтому вопрос «Почему?» становится основополагающим в его жизни. Ни в коем случае не игнорируйте или, хуже того, не нервничайте при поступлении таких вопросов от малыша. Не давайте ему закрыться в себе и не подавляйте такие вопросы - лучше отвечайте на них, находя для этого время. Так развитие крохи будет только прогрессировать.
  10. Контролируйте свою речь при ребенке. Учитывайте, что сейчас он впитывает все, что слышит. Поэтому исключите использование нецензурной брани, а свою личную речь старайтесь сделать максимально богатой и глубокой, объясняя малышу, что означает то или иное слово.
  11. Мягко корректируйте характер малыша. Напоминайте ему о необходимости благодарить за подарки или помощь, объясняйте то, что ему интересно, настаивайте на необходимости удержаться, не мешать и не перебивать взрослых при разговоре с другими.
  12. Поддерживайте артистические начинания. В этом возрасте малыш очень любит выступать на сцене: рассказывать стихи или же исполнять песни. Поддерживайте его, чтобы кроха чувствовал себя на сцене комфортно и уютно. Так Вы работаете над талантом малыша и его уверенностью в себе. Если же ребенок не интересуется этим - не стоит его заставлять.

Видео развитие ребенка в четыре года

Когда исполняется 4 года ребенку, родители понимают, что он уже не такой и маленький и многое понимает, однако до полноценного взросления и становления личности в таком возрасте еще очень далеко.

Главная задача родителей – это способствовать развитию наклонностей ребенка в 4 года, в этом возрасте уже обычно видно, в чем он преуспевает, а чему следует уделить больше внимания.

Сегодня мы узнаем, что должен уметь малыш в 4 года, что знать и на что следует обратить внимание.

4-летний малыш и физическая активность

Если раньше малыш мог быть слишком активным в физическом плане, то к 4 годам эта активность может угаснуть , он становится более усидчивым и уже умеет сосредотачиваться на чем-то наиболее интересным. Теперь родителям может потребоваться уговаривать малыша больше гулять или бегать.

Психологи и врачи рекомендуют родителям как можно больше гулять с детьми на улице, чтобы они больше двигались. Тем более что в таком возрасте у них уже, как правило, есть друзья и прогулки сопровождаются активными играми как у мальчиков, так и у девочек.

4 года – самое время записать его в спортивный кружок. В идеале спортивные занятия совмещать с классами по развитию, чтобы личность развивалась всесторонне.

Спортивные кружки имеют такие преимущества для четырехлетки:

  • энергия направляется в нужное русло;
  • вырабатывается привычка регулярно двигаться;
  • формируются новые навыки и привычки;
  • воспитывается характер.

Характерной чертой современного поколения детей является их двигательная лень, поскольку многим малышам гаджеты заменили активные дворовые игры. Родители должны это знать и не допускать, чтобы ребенок проводил все время за телефоном или планшетом.

Полноценное развитие ребенка в 4 года невозможно без формирования двигательной активности. Он к этому возрасту должен уметь играть с мячом, взбираться на стенку, а также выполнять такие действия:

Не стоит переживать, что малыш в этот период становится худым и вытягивается. Не нужно его усиленно кормить в это время. Все связано с возрастными изменениями. Для повышения иммунитета и развития полезны занятия спортом:

  • футболом для мальчиков;
  • гимнастикой для девочек;
  • лыжами;
  • плаванием и т.д.

Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта

В 4 года оценивать уровень развития малыша по тому, что он умеет и знает, сложно, поскольку в основном все умения и навыки сформированы родителями, а истинный потенциал может быть еще не раскрыт.

Попробуйте обсуждать с ребенком книги, впечатления и многое другое, что он знал, как можно выражать мысли и делать определенные выводы. Для расширения кругозора приобщайте малыша к культурной жизни: посещайте новогодние спектакли, водите в детский театр и на разные мероприятия, смотрите познавательные мультфильмы, обсуждайте с ним увиденное.

В 4 года ребенка можно начинать учить чтению и основам математики. Как правило, в таком возрасте он умеет произносить все звуки (возможно, за исключением «р» и шипящих). Родители должны научить ребенка грамотно выражать свои мысли, а также связанности.

Учить с ребенком буквы лучше начинать с наиболее простых в плане произношения и заканчивать сложными. Их можно с ребенком вылепить из пластилина или выкладывать из подручных материалов. Что бы вы ни принялись изучать, делайте это в игровой форме – это касается и стишков, и песен, и иностранных языков. Также ребенок должен не просто заучивать тексты, но и знать, о чем идет в них речь.

Этот возраст еще называют временем «почемучек», когда малыши хотят знать все и постоянно задают вопросы, ответить на которые родители могут не всегда.

Развитие моторики и игры для детей 4 лет

Если вы еще не отдели малыша на спортивные занятия, то для развития крупной моторики очень важны домашние занятия гимнастикой, а также подвижные уличные игры – прыжки, бег и многое другое. А для развития мелкой моторики хороши рисование и лепка. Обычно к 4 годам дети уже умеют рисовать подобие человечков, а также копировать простые рисунки.

На улице и в саду детишки уже знают, как играть вместе, они очень интересуются сюжетно-ролевыми играми, например:

  • в детский сад;
  • в дочки-матери;
  • врачей и больных;
  • водителей и пассажиров;
  • магазин и многое другое.

Как правило, и мальчики и девочки интересуются играми в «семью»: используют кукол как членов семьи, укладывают их «спать», возят на «прогулку» и готовят «еду». В данном возрасте детишки уже знают некоторые отличия между мальчиками и девочками, появляются характерные увлечения, девочки больше любят наряжаться и стоять перед зеркалом, а мальчики больше интересуются домашними инструментами, устройством разных предметов техники.

Ребенок в 4 года: психология и характер

В таком возрасте родители часто сталкиваются с резкими переменами в характере своего чада . Если вы видите, что пессимистично настроен и жалуется, что с ним не хотят дружить, не переживайте. Родители должны знать, что все это является проявлениями переходного возраста. В это время ранний период детства плавно переходит в более осознанный. Ребенок становится более уязвимым с психической точки зрения, начинает испытывать новые для себя эмоции:

  • грусть;
  • разочарование;
  • стыд;
  • обиду и многое другое.

Очень остро малыш переживает ситуацию, когда родные забывают его похвалить за выполнение определенных действий.

Кроме этого, родители должны пересмотреть свои отношения с детьми . Возможно, они перестали им уделять должное внимание и пустили досуг ребенка на самотек. Чаще всего поведение малыша формируется за счет подражания взрослым, поэтому очень важны совместные занятия и игры.

Благодаря активному общению ребенка с ровесниками и совместным играм, он уже не так активно делится с родителями впечатлениями, он уже имеет право на свои секреты.

Что касается социального развития, то вот что к 4 годам малыши обычно знают и умеют:

  • умеют находить друзей и играть друг с другом;
  • делятся игрушками с другими;
  • понимают, что просят родители и могут им подчиняться, но лишь тогда, когда просьба не противоречит их желанию;
  • дети становятся более независимыми;
  • способны выражать гнев словами, а не физически.

Кроме этого, в большинстве случаев малыши могут путать сказки и сны с реальной жизнью, родители должны объяснить им разницу.

Речь и коммуникация

К 4 годам речевые способности уже достаточно развитые , незнакомые люди обычно уже хорошо понимают малышей. Поводом обращения к логопеду является неправильное произношение большинства звуков. Также в 4 года детишки начинают активно добавлять в свой лексикон слова, подслушанные от родителей, смысл которых они знают не всегда. Родителям рекомендуется внимательно следить в это время за своей речью, особенно это касается нецензурных слов.

Активно пополняется словарный запас малыша и во многом является отражением его мыслительной деятельности. Большинство детей умеют просто и логично отвечать на вопросы и выражать словами чувства «Красиво!», «Вот это да!» и т.д.

Многие любят петь, самостоятельно придумывают песенки и слова. Коммуникационные способности детей в 4 года преимущественно такие:

  • четкое формирование мыслей, применение сложных предложений;
  • умение называть правильно как минимум 4 цвета и формы;
  • некоторые умеют писать свои имени и могут называть некоторые буквы;
  • лучше знают, как идет время и как выглядит режим дня (например, что по утрам завтракают, ночью спят и т.д.);
  • способны выполнять несколько требований, которые просят родители. Так, если родители говорят сначала почистить зубы, потом умываться, а потом лечь в кровать, то ребенок способен выполнять такие действия.

Также малыши умеют распознавать дорожные знаки и логотипы. Желательно, чтобы в таком возрасте дети знали и могли называть при необходимости:

  • имя и фамилию;
  • адрес проживания;
  • имена родителей;
  • другие данные.

Поводы для беспокойства в 4 года

Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.

Причинами для беспокойства являются такие явления:

Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого . Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении. Однако все лечится.

Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится.

Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.

В 4 года девочки и мальчики примерно одинаковы в физическом развитии. Их показатели роста и веса почти не различаются. Разница будет заметна ближе к 5 годам, когда мальчики начинают «перегонять» девочек в росте и весе.

В 4 года активно развиваются коммуникативные навыки, ребёнок общается с другими детьми, выражает эмоции, показывает характер, проявляет симпатии или антипатии к людям. Потребность в постоянном движении активно появляется на улице, когда ребёнок играет во дворе со сверстниками. Процесс общения настолько интересный, что может увлечь ребенка на весь день. Детская площадка для него – любимое место для досуга: здесь он осваивает горки и качели, бегает и прыгает. В такие моменты за ним нужен глаз да глаз, ведь дети, заигравшись, могут забыть про безопасность.

Ребёнок познаёт мир

Что касается умственного развития, то в этом плане всё зависит от среды, в которой растёт и воспитывается малыш. Одни родители уделяют внимание занятиям с ребёнком, играют, читают им книги, а другие пускают этот процесс на самотёк, особенно если их чадо посещает детский сад. Поэтому уровень знаний у разных детей различный, но, как правило, в школу все приходят примерно с одинаковым уровнем развития.

Четыре года – это пик познавательной и любознательной активности. Если в три года ребенок изучал мир по картинкам в детских книжках, то теперь он вполне готов к знакомству с окружающей средой в реальности. Смело ходите с малышом в зоопарк или в цирк, после посещения которых обязательно обсуждайте с ребёнком увиденное. Так он научится быстрее формулировать свои мысли. А на улице попутно поиграйте с ним в профессии: покажите ему продавца, водителя трамвая, строителя и т.д.

Чтобы поддержать правильное развитие вашего ребёнка, начинайте знакомить его с буквами, цифрами, основами арифметики. Если малыш охотно впитывает новые знания, то не ленитесь поощрять это стремление.

Игры для развития, тренировки памяти, мелкой моторики

Речь четырёхлетнего малыша становится более чёткой и правильной. Этот период прекрасен для того, чтобы тренировать память ребёнка: заучивайте с ним маленькие детские стихотворения или песенки, помогайте выделять интонацией некоторые слова, а телом и жестами движения героев стиха. Таким образом ребёнок понимает, о чем идёт речь в стихотворении, и включает собственное воображение.

Также выученные стишки можно использовать для игры в «неоконченное предложение». К примеру, вы называете первое предложение из стихотворения, делаете паузу, а ребёнок заканчивает его.

Вообще, игровая форма – лучший вариант для изучения всего. Буквы и цифры можно лепить из пластилина, а геометрические фигуры не только рисовать на бумаге, но и выкладывать из карандашей или кухонных ложек.

Обычно в 4 года дети обожают рисовать, лепить, клеить, что важно для развития мелкой моторики. Ваша задача – создать не только творческий процесс, но и сделать его максимально полезным. Если ребёнок научился более-менее ровно рисовать фигуры и крепко держать в руке кисточку, купите ему альбомы для раскрашивания с образцами рисунков, которые нужно дорисовать самостоятельно.

Игры в ассоциации – отличное и традиционное занятие для тренировки памяти и мышления. Задайте ему пример какого-то объекта и спрашивайте об ассоциациях.

Ребёнок и спорт


Если родители посчитают нужным развивать ребёнка в спортивном направлении, то четыре года – оптимальный возраст, когда можно начать заниматься спортом. Как плавание, так и гимнастика будут полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета. По утрам выполняйте с малышом зарядку. Несколько простых движений вроде поворотов и приседаний – и ваш ребёнок получит заряд бодрости на весь день. Кстати, так вы приучите к дисциплине и тяге к физическим упражнениям не только ребёнка, но и себя.

Маленького спортсмена можно определить в какую-либо секцию, чтобы с ним занимался профессионал. Но прежде постарайтесь выявить потребности самого ребёнка. Возможно, для этого некоторое время вам придётся позаниматься с ним дома. Спортивными упражнениями начните заниматься, оборудовав в комнате у ребёнка детский спортивный уголок. Как правило, «шведская стенка» оборудована лестницей и турником. Со временем её можно дополнять кольцами и другими снарядами.

Если летом вы всей семьей выбрались на морское побережье, то у вас есть прекрасная возможность научить ребёнка плавать. Конечно, у него не сразу получится держаться на воде, и он может несколько раз «захлебнуть» в рот воды. Поэтому для начала важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание.

Психологическое развитие: эмоциональный бум

Очень важно в этот период обращать внимание на психологическое состояние вашего малыша. В 4 года у ребёнка развивается психика. Практически каждый день он испытывает множество разных эмоций: радость, грусть, стыд, страх, обида и другие. Всё это новые состояния для малыша, которые раньше были вызваны инстинктом, а теперь – сознанием и началом формирующегося характера.

Сейчас родители не должны упустить момента в воспитании у ребёнка норм и правил поведения в обществе. К примеру, если разговаривают взрослые, нельзя их перебивать. Или что нельзя обращаться к взрослому человеку на «ты», брать без разрешения чужие вещи и т.д. Но важно не только учить тем или иным вещам на словах, но и показывать собственным примером, чтобы у ребёнка в голове не возникало противоречия. Папа не должен держать в руке сигарету, и при этом внушать сыну рассказ о вреде курения.

Часто дети подражают родителям, поэтому придумывайте с ребёнком какие-то совместные дела, с которыми ему будет не трудно справиться. Можно элементарно предложить малышу собрать вместе игрушки и расставить их каким-то необычным образом. Обязательно похвалите вашего маленького помощника, даже если у него что-то не получилось, ведь он так старался! Главное, не будьте равнодушными к попыткам ребёнка наладить с вами контакт.

Татьяна Станиславовна Курцаева

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.

Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет

В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.

Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.

В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?

Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.

Математические умения:

  • знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
  • умеет считать до пяти;
  • способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
  • владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
  • может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.

Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.

Логическое мышление:

  • умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
  • понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
  • понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
  • собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
  • строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
  • находит различия и сходства предметов;
  • может найти предмет по описанию;
  • определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.

В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.

Окружающий мир:

  • ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
  • знает основные цвета;
  • различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
  • знает некоторые профессии;
  • может назвать время года по картинке;
  • различает погодные явления.

Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.

Речевое развитие:

  • знает около тысячи слов;
  • строит предложения из нескольких слов;
  • способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
  • учит наизусть короткие стихи;
  • знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
  • может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.

К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.

Повседневные навыки:

  • нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
  • застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
  • умело управляется с ложкой и вилкой;
  • может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.

В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.

Графические навыки:

  • может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
  • соединяет точки линиями;
  • умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.

В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.

Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.

Игры, развивающие интеллект

Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.

«Из чего состоит»

Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.

«Где можно увидеть»

Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.

«Съедобное – несъедобное»

Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.

Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.

«Соедини по точкам»

Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.

«Дорисуй предмет»

Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.

Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.

Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.

Читайте далее: