Адаптация второй день сентября средняя группа конспект. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Цель: Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; создание условий для правильного интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста.
Задачи:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
сплочение группы, развитие эмпатии;
учить соотносить фигуры по цвету и форме;
закрепление знаний основных цветов;
развитие тактильных ощущений фигур разных форм;
развитие зрительно-моторной координации.
формировать навыки взаимодействия родителей с детьми через совместную деятельность;
Материалы и оборудование:
1. наборы логических блоков Дьенеша (по числу детей)
2. цветные картинки с образцами
3. трафареты с вырезанными фигурами
4. диск с песнями Железновой
5. музыкальный центр

Ход занятия:

1. Упражнение «Приветствие» (на сплочение и разогрев группы).
Звучит песенка «Ну-ка, все встали в круг», дети встают в кружок, психолог поет песенку и показывает движения, все повторяют:

Ну-ка, все встали в круг, встали в круг
За руки все взялись вдруг (берутся за руки)
Будем рядом стоять,
ручками махать (машут ручками)
Начинаем заниматься
Будем всю игру стараться, (приплясывают)
Повторять, не зевать, всё запоминать!

Психолог вносит кораблик.»Посмотрите ребятки, к нам сегодня приплыл кораблик! «Плывёт,плывёт кораблик
Кораблик золотой,
Везёт, везёт кораблик
Подарки нам с тобой!»
Ой, да он не пустой в нём волшебная коробочка. Давайте посмотрим, что же в этой коробке?

2. Рассматривание больших фигур(из набора блоков Дьенеша). Психолог открывает коробку и говорит: » Ребятки, посмотрите к нам в гости приплыли весёлые фигурки. Посмотрите, как их много, какие они все разные». Психолог показывает основные фигуры говорит их название и цвет: «Это красный квадрат, это синий круг и так далее…». Детям дают возможность хорошо рассмотреть и потрогать фигурки. После того как все фигуры хорошо изучены, психолог показывает детям любую фигуру и просит показать такую же. Мамы помогают деткам выполнить задание.

3. Упражнение «Найди домики фигуркам.»

Дети рассаживаются за столы, каждому даётся набор фигур и готовые трафареты с углублениями. И предлагается найти каждой фигурке свой домик. При этом психолог проговаривает названия и цвета фигур, а мамы следят за правильность выполнения упражнения и помогают.

4.Упражнение «Соседи»
Дети и мамы садятся в кружок, близко друг к другу и выполняют движения в соответствии с текстом песни «Соседи»Железновой, которые им показывает психолог.

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать
Соседей можно потолкать, потолкать
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать
Соседей можно щекотать, щекотать
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать
Соседям можно пошептать, пошептать
Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать
Соседей можно обнимать, обнимать.

5. Упражнение «Собери кораблик». Психолог опять обращаем внимание детей на кораблик: «Ребята, давайте ещё раз посмотрим на кораблик, который привёз нам весёлые фигурки и попробуем сделать такой же сами!» Дети рассаживаются за столики им предъявляются образцы кораблика на бумаге и предлагается собрать похожий из фигурок, способом наложения фигурок на образец. Мамы помогают деткам выполнить упражнение.

6.Прощальное упражнение «Обнимашки». Дети обнимают друг друга на прощание.

Конспекты адаптационных занятий в клубе «Будущий дошкольник»

Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №390

Дзержинского района г. Волгограда

Конспекты адаптационных занятий

в клубе «Будущий дошкольник»

Разработала:

Клецкова Ю.А., социальный педагог

МОУ центра развития ребенка детского сада №390

г.Волгограда

Волгоград, 2013г. Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

ЗАДАЧИ:

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Занятие №1.

«У Маняши День Рождение»

Здравствуйте ребята!

Ой, кто это? Познакомьтесь, это кукла Маняша, у нее сегодня День Рождение. Она приглашает Вас на свои именины. Маняша пришла к нам со своим подружками, которые сидят за праздничным столом. Смотрите, она очень нарядная, красивая с веселыми бусами, а вы хотите тоже сделать такие бусы для своих лялек?

1. «Бусинки»

Они будут тоже нарядные. Зайчик принес бусинки, а мы с Вами нарядим веревочку бусинками (набор у каждого ребенка). Мамы, возьмите коробочки и помогите своим деткам.

2. «Танцы»

Ребята, нарядите кукол, наденьте бусы им. Вот какие нарядные. Ляли стали в пляс вместе с ребятами.

Маняша очень рада.

3. «Волшебный мешочек»

Как весело играли и танцевали! А какие сюрпризы нам приготовил зайка? Что у него в лапках? Конечно же, это волшебный мешочек (потрясти его). А что там?

А теперь по очереди мамы и детки вытаскивают по одному предмету из мешочка. Игрушки: зайчик, утята, рыбки, цыплята, яблоко, груша, машина, книжка, тигренок, медвежонок и т.д.

4. «Накормим зайку»

Вот какие подарки он принес нашей имениннице, а мы говорим ему за такие подарки спасибо. А зайка наш любит морковку. Маняша принесла ему морковку в корзине, накормим зайку и сложим морковку в мешочек зайчику.

Ой, рассыпалась (специально рассыпать морковку). Какая я неловкая.

Зайка теперь Вам говорит спасибо за морковку, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Кукла большая с бусами.

Стол и стулья для 8 кукол.

Заяц, столы, стулья, бусинки, шнурки, тарелочки.

Музыка с песней про день рождение.

Волшебный мешочек с разными игрушками.

Морковка в мешочке из муз. зала, корзина.

Занятие №2.

«Уточка и ее утята»

Здравствуйте ребята!

Нас встречает кто? Правильно, это Уточка. Почему она такая грустная? (Крякает Уточка).

У меня пропали ребятки,

Шаловливые утятки.

Не видали, не слыхали,

А мимо Вас не пробегали?

1. «Поиск утят. Танец маленьких утят»

Нет. Ребята, надо помочь нашей Уточке. Походим по группе поищем утяток.

Ой, а что это за кочка возле домика? Посмотрите. Это же мои утятки (пальчиковые утята). Как я рада! Спасибо.

Потанцуем с утятами, попрыгаем, покушаем, попьем и т.д. Музыка с песней «Танец маленьких утят».

2. «Собери утенка»

Ребята, но здесь не все мои утятки! Где же остальные? Они сидят на паровозике. Куда же они снова собрались от меня?

Скорей возьмите разрезную картинку, и вместе с мамами постарайтесь собрать. Какие красивые утятки у Вас получились, даже стали послушнее, чем были раньше.

3. «Озеро»

Вот какие у меня утятки. Ну-ка, посчитаю их сейчас, 1, 2, 3 … 8. Ну, так я и думала, опять не все мои детки.

Где же последние шалуны? Ушли плавать на озеро. Найдем бассейн и моих утяток (сочки для ловли). Накормим и спать уложим.

Уточка теперь Вам говорит спасибо за помощь, Уточка не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Уточка крякающая.

Пальчиковые утята из театр. зала, запись песни «Танец маленьких утят».

Разрезные утята 8 штук, тарелочки, столы и стулья для детей.

Бассейн с водой, сочки, салфетки, пластмассовые утята.

Занятие №3.

Сказка «Колобок»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

В группе встречает Бабка из сказки «Колобок».

1. «Колобок и Браслетики-колобки»

Здравствуйте ребята! Смотрите, кто это у меня в руках? Да, конечно же, это колобок. Вот какой я его большой и круглый испекла. Ребятки, а Вам маленькие колобки-браслетики.

2. «Дорожка с лапками и дощечками»

Покатились Колобки по дорожке с дощечками, затем попрыгали по лапкам.

3. «Заяц. Кочки»

Навстречу ему Заяц (сидит на паровозике, накрытый тканью). Попрыгаем как Зайки по кочкам или через кочки (кубики или липкие круги).

Убежали от Зайки.

4. «Серый Волк. Тоннель. Обручи»

Укатились Колобки и от Серого Волка.

5. «Медведь. Ручей»

Впереди Мишка Косолапый. Убежим и от него. Попрыгаем через ручейки (голубая широкая лента приклеена), то вперед, то назад.

Прыгайте осторожно со мною,

Не промочите ножки водою.

6. «Лиса. Много Колобков»

Катятся Колобки, а навстречу им Лиса. Мы и от тебя Лиса уйдем. Сели с мамами и покатали мячики друг другу. Вот и убежали Колобки ото всех зверей.

Все Колобки вернулись на свои места.

Спасибо Вам ребятки, что вы такие шустренькие. Бабушка и Колобок с Вами не прощаются, а говорят до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Бабка, 1 бол. колобок, 32 браслетика с колобками.

Дорожки с лапками и дощечками.

Заяц и платок, липкие круги или кубики деревянные.

Волк и платок, тоннель в физ. зале, обручи с подставкой.

Медведь и платок, голубая липкая лента-ручей.

Лиса и платок, мячи с глазками, 2 корзины для мячей.

Занятие №4.

«Цветы у Зайки»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

Посмотрите. Солнышко встало и мы проснулись. С нами и с солнцем проснулось все вокруг. Вот домик стоит. А кто в нем живет? (Выглядывает Зайка).

Здравствуй Зайка! Солнышко встало, а ты еще спишь.

У меня горе, Серый Волк сорвал все мои цветы в клумбе (плачет).

Не плачь, Зайки, мы тебе поможем. Да, ребята, поможем.

1. «Собери цветы»

Поможем поставить цветы в вазу. На полянке разбросаны цветы, собираем и ставим в корзиночку и в вазочку.

2. «Собери фигуру»

Следующая полянка ждет нас. Садимся за столы, у каждого тарелочка с фигурками. Зайчик пройдет по кругу и посмотрит, какие у Вас успехи.

Какие Вы молодцы! Быстро справились.

3. «Мозаика»

Сейчас Зайка покажет еще полянку, где сломаны цветочки. В ящичках мозаика для каждого ребенка, попробуй сложить цветочки разного цвета. А Зайка пройдет и посмотрит, что у Вас получилось.

Какие Вы умницы!

4. «Танец с пластмассовыми Зайками»

Зайка очень рад, что вы помогли ему посадить цветочки. Зайка приглашает вас потанцевать с его друзьями зайками.

5. «Печенье из соленого теста»

Зайка предлагает испечь печенье для Мишки косолапого. У каждого комочки теста и инструменты для приготовления. Приготовленное печенье выкладываем на тарелочку, которая в центре стола.

6. «Цветы»

Зайка приготовил для Вас подарки – цветочки, которые вы можете прикрепить на маячку. Это цветы.

Зайка Вам говорит спасибо за помощь, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Зайчик с платочком.

Цветы и лукошко из муз. зала.

Игра из 10 гр., столы и стулья,

тарелочки с деталями на 8 человек.

Мозаика разного цвета собираем на полу, ящички.

Пластмассовые зайцы для ребят и для мам.

Соленое тесто, 1 большой поднос, 8 мал. тарелочек, салфетки, дощечки, 8 вилочек.

32 цветочка из самоклейки.

Рецепт соленого теста:

1 ст. муки;

1 ст. мелкой белой соли;

1 ст.л. растительного масла;

0,5 ст. воды.

Цветы разбросаны по группе. Соберем букетики и подарим мамам, а мамы поставят в лукошко.

2. «Домики»

Я опять огорчен, у меня Лиса отобрала домик, и мне теперь негде ночевать. Помогите построить дом из кубиков для меня и моих друзей.

3. «Пирамидка»

Ой, а что это за мешочек. Что в нем? (Потрогайте). Тем колечки от пирамидки.

Сложим пирамидку, только здесь не все кольца, остальные лежат в корзиночках. Берем кольца из корзиночке.

Ой, рассыпалась пирамидка. Какой я неловкий.

4. «Домик-конструктор»

В коробочках детали от конструктора, постойте домик. Работу будем выполнять за столом, пройдемте в другую зону, где стоят столы.

Какие вы молодцы, ловко справились с этим заданием!

Зайка теперь Вам говорит спасибо за такие красивые и прочные дома, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! За участие вам картинки зайчат. До свидания! Спасибо.

Заяц, цветы и лукошко.

Столы, корзины и одинаковое количество кубиков.

Мешочек, большая пирамидка, корзина для остальных колец.

Конструктор из 10 гр., 8 шт. тарелочек для деталей.

(Мыльные пузыри).

Картинки зайчат.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.

Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?

В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает.

Педагог-психолог, сопровождая детей в период их адаптации к ДОУ придерживается следующих целей:

Исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;

Помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

Основные задачи:

  • определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
  • проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
  • анализ результатов опытно - экспериментальной работы;
  • разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;
  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Практическая значимость исследования заключается в проведении практических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации их к условиям ДОУ, разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.

Работа проводится поэтапно:

1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).

2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.

3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками.

В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.

Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

В данной работе выделяются следующие направления:

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

Организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

Контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Разделяют четыре варианта адаптации.

Легкая адаптация - около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

Адаптация средней тяжести - семья приспосабливается за два месяца.

Тяжелая адаптация - требуется три месяца.

Очень тяжелая адаптация - около полугода и более. Встает вопрос - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он - «несадовский» ребенок.

Легкая адаптация. Ребенок , умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Адаптация средней тяжести. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Тяжелая адаптация . Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.

Очень тяжелая адаптация . С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.

Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это - отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем малыш быстро адаптируется в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше; полный - пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Для детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, характерно неумение действий с предметами, они не могут сосредоточиваться на игре, не инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с взрослыми, ограничивают общение с ними эмоциями.

Ориентация педагога на более ласковое отношение к такому ребенку способствует его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства - неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания.

Огромное влияние на процесс адаптации оказывает и отношение ребенка с его ровесниками.

При общении с другими детьми малыши ведут себя не одинаково: одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием включаются в игру, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние психического и физического здоровья ребенка, его навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и игровая деятельность является основными критериями, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детские учреждения и благополучном пребывании в них.

«Какой Вы родитель?»

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест - игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

И в кого ты такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похож (а)?

Я в твои годы!

Ты моя опора и помощник (ца).

Ну, что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?!

Какая (ой) ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети, как дети, а ты…

Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8-10 свидетельствуют о наличии сложностей во взаимоотношении с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Памятка для взрослых

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов. «Годы чудес» - так называют дошкольное детство, когда закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

1. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

2. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.

3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему.

4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

6. Следует уделять ребенку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающими.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.

8. Старайтесь, что бы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро за 10 минут

Медленно

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Укачиваю, лежу рядом и пр.

Какова длительность сна ребенка?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

Какой аппетит у Вашего малыша?

Неустойчивый, избирательный

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но предпочитает быть сухой

Нет, ходит мокрый

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

Есть (указать, какие именно)

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

Проявляет всегда

Проявляет только в привычной обстановке

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

Не идет на контакт с взрослыми

Инициативен ли в отношениях с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

Как он перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Минимальное количество баллов - 16.

Предлагается вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3,0 - 2,6 балла - готов к поступлению в ясли сад;

2,5 - 2,1 балла - готов условно;

Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

Уровень адаптации

Симптоматика адаптации

Поведение - нормализуется в течение 1 недели.

Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.

Сон - восстанавливается в течение 2 недель.

Адаптация проходит в течение 1 месяца.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.

Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке

Мероприятие

В детском саду

Ведение адаптации

Поступление детей в соответствии с графиком приема детей

Укороченное время пребывания в детском саду.

Ведение адаптационных листов.

Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

Соблюдение гибкого режима

Сбалансированное и рациональное питание.

Привитие навыков самостоятельности

Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

При отказе от питания не кормить насильно.

Гимнастика и массаж

По возрасту.

Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

Занятия, соответствующие возрасту.

Закаливание

Закаливание по любой методике

Закаливание по щадящей схеме в учреждении

Воспитательное воздействие

Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия

В основу разработки и построения программы занятий по адаптации к ДОУ легли психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детям свойственно быстрое заражение как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражание их действиям.

Программа занятий по адаптации состоит из 10 занятий, которые начинаются сразу после прихода детей в ДОУ. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Для уменьшения воздействия стрессовых факторов первые занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Цель программы - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи программы:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.

Вместе с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Структура и содержание занятий

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений) часто варьируются для того, чтобы избежать переутомления детей. Занятия длятся 10-20 минут, проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Базовыми средствами работы являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с плача на дружное хлопанье в ладоши, топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер.

Каждое занятие начинается с упражнений, создающих положительный эмоциональный фон, повышающих речевую и двигательную активность: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, дающие детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно контактировать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Заповеди для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему: это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть, и больше. Потому что у него еще нет привычки.

Не унижай!

Не кори себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а кори — если можешь и не делаешь.

Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Памятка для родителей и воспитателей

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Памятка для родителей

Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

Будьте терпеливы.

Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.

Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь»

Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…

Поощряйте любопытство.

Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему ребенку!!!

  • Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она не старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.
  • Узнайте заранее все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка заранее, пока он находится дома.
  • Как можно раньше познакомьте малыша с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Очень хорошо, если в группе окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например во дворе.
  • Настраивайте ребенка как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • Готовьте его к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому, что он уже большой.
  • Говорите ему о том, как это здорово, что он уже такой взрослый.
  • И самое главное - все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
  • Раскройте малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Ни в коем случае не угрожайте ребенку садом, как наказанием за то, что он плохо себя ведет!
  • Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более чем 2-3 часа.
  • В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему!
  • Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора.
  • Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, какой был в детском саду.

Конспект занятия. Тема: «Домашние животные. Кошка»

Младенцева Дарья Геннадьевна, воспитатель МДОУ «ЦРРд/с «Дружба»
Описание: Вашему вниманию предлагается конспект занятия ориентированный на детей, посещающих адаптационные группы в дошкольных учреждениях, направленный на осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду.
Назначение работы: материал предназначен педагогам адаптационных групп в детских садах.

Цель: содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:
Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Подготовка детей к поступлению в детский сад.

Оборудование: колокольчик, корзинка с кошкой-игрушкой, мешочек, геометрические плоские формы (квадрат, треугольник) на каждого ребенка, ноутбук, колонки, листы белой бумаги с нарисованными кошкой и мышками (4-5шт) на каждого ребенка, карандаши.

Ход занятия

1.Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу.

2.Приветствие. Педагог звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Маша!» и передает колокольчик ей и так по кругу.

3. Игра, направленная на социальное развитие: «Пальчики ходят в гости».
Дети и взрослые садятся на ковер в круг.
Ребята, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся друг к другу в гости. Смотрите. (показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление,
- Привет, я пальчик правый (слегка сгибает и разгибает палец правой руки в такт словам, а ты кто?)
- А я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки). Давай дружить? (Приближает оба пальца друг к другу - «пальчики целуются»; сцепляет пальцы - «пальчики обнимаются».) Ой, смотри, сколько вокруг друзей-пальчиков. Пойдем к ним в гости.
- Покажите свои пальчики.
Воспитатель подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей:
- Привет, я пальчик. Будем дружить? » («Целует» и «обнимает» пальчик ребенка.)
Затем воспитатель «отправляется в гости к пальчикам» другого малыша.
- Когда мы ходим в гости, мы обязательно здороваемся. Поздороваемся друг с другом и с нашими родителями! (Обращается к каждому малышу, называя его ласково по имени.)

4. Игра: «Кто в гости к нам пришёл?»
Вы ничего не слышите? Мне, кажется, что этот странный звук идет с приемной. Пойдемте посмотрим. Ой, что это? А как вы думаете, что там может быть? Кто это? А как она сюда попала? Кто же принес к нам корзину? Давайте пригласим гостью к нам. Скажем «Здравствуй, кошечка, проходи, пожалуйста». Давайте познакомимся с нашей гостьей. Представимся друг другу. Меня зовут Даша. Это Илюша, Маша и т.д. А давайте, и мы придумаем нашей кошке имя.
Педагог с детьми рассматривают кошку, гладят его шерстку.
-Посмотрите, какая она красивая, мягкая, пушистая. Погладьте её. А где у котика ушки, усы – удивительной красы, глазки, которыми он видит даже ночью? (Дети показывают.)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые!
Кошечке очень понравилась потешка и она просит рассказать о ней еще раз при помощи движений рук.
Дети вместе с воспитателем рассказывают стих с помощью движений рук.

5. Музыкальная игра: «Киска» (Железнова, мамины уроки 2, дорожка 33)

6.Игра: «Домик для кошечки»
Цель: формировать обобщенное представление о доме; учить строить дом по схеме; учить детей простым приёмам конструирования: соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально.
Ребята, посмотрите, а в корзинке у кошечки лежит какой-то мешочек? Что это здесь? (Фигуры)
А давайте с помощью фигур мы с вами построим дом для нашей кошки! (Игра геометрическими формами.)

7.Песенка: «Котёнок» (Железнова, песенки возгласы). Прослушивание.

8.Чтение потешки: «Кисонька - Мурысонька».
Цели: помочь детям понять содержание услышанного; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; воспитывать умение слушать.
- Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна! Угости ребяток!

9.Музыуальная подвижная игра: «Едет котик» (Железнова, подвижные игры)

10.Пальчиковая игра: «На ладошку села кошка»
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

11. Рисование. Тема: «Спрячь мышку» (карандаши)
Цель: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.
Жила¬-была маленькая мышка. Однажды пошла мышка погулять.
Вдруг слышит, как кто-¬то кричит совсем рядом: «Мяу!». Это кошка хочет поймать мышку! Испугалась маленькая мышка, задрожала... Давай скорее спрячем мышку от кошки!

Поступление ребенка в детский сад – важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма;

Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому дошкольнику со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми и родителями.

Психолого-педагогическая деятельность на протяжении всего периода адаптации строится по следующему плану:

Работа с детьми:

  1. наблюдение за ходом адаптации;
  2. заполнение листов адаптации;
  3. диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (Приложение 1);
  4. проведение подгрупповых занятий с детьми со средним и низким уровнем адаптированности.

Работа с родителями:

  1. Анкетирование (Приложение 2);
  2. Консультирование;
  3. Стендовая информация, памятки.

Работа с воспитателями:

  1. Консультирование;
  2. Совместное проведение игр.

Цель: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Задачи:

  1. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада.
  2. Познакомить родителей с особенностями адаптационного периода.
  3. Сохранить и укрепить здоровье детей в адаптационный период.

Организация и особенности реализации программы

Участники программы: дошкольники со средним и низким уровнем адаптированности к ДОУ

Количество участников: 5-7 человек из одной группы

Место проведения: кабинет психолога

Продолжительность программы: 2-3 месяца

Периодичность занятий: каждое занятие повторяется несколько раз (2-4) и проводится 2 раза в неделю.

Тематический план

Занятие 1 «Солнышко и тучка»

Приветствие

Игра-песенка «Солнышко и тучка».

Дети садятся полукругом на ковре и повторяют движения и слова (проигрывается 2-3 раза):

Светит солнышко в окошко, светит в нашу комнату

(руки подняты вверх с разведенными пальчиками)

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

(хлопаем в ладошки)

Тучка по небу летит,

Тучка небу говорит:

(руки подняты высоко вверх над головой, качаем руками из стороны в сторону)

Я хочу поплакать,

Дождиком закапать.

Кап, кап, кап.

(поочередно стучим ладошками по коленочкам)

Игра «Собери солнышко»

На ковре в произвольном порядке раскладываются половинки цветных солнышек, затем детям предлагается собрать солнышко, соединив половинки подходящего цвета.

Игра «Солнышко и тучка»

Дети встают в круг, когда ведущий произносит «солнышко» дети поднимают ручки вверх и разводят пальчики, когда произносит слово «тучка» - дети приседают и ручками над головой делают домик.

Игровой массаж

Релаксационное упражнение

«Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Какое солнышко? Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое… А солнышко теплое? Его лучики касаются вас, согревают вас своим теплом. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки»

Прощание

Занятие 2 «Божья коровка»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Игра «На прогулке».

Проводим пальчиковую гимнастику, ведущий читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

По дорожке очень ловко

Идет божья коровка.

(«шевелим» всеми пальчиками правой руки)

А за ней идут детишки,

Детишки-шалунишки

(«шевелим всеми пальчиками левой руки)

Но один отстал опять,

(растираем ладошки между собой)

(считаем пальчики на правой руке)

Все на месте, хорошо,

Посчитаем мы еще!

Один, два, три, четыре, пять.

(считаем пальчики на левой руке)

Игра «Детки потерялись»

Потребуется четыре божьих коровки (мамы) основных цветов, маленьких божьих коровок (детки) – по количеству детей в группе.

Дети садятся полукругом на ковре, психолог выкладывает божьих коровок и затем водит в игровую ситуацию:

Ребята, помогите деткам - божьим коровкам отыскать своих мам.

Дети должны выложить на ковре рядом с мамами их деток, с учетом отличий по цвету.

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Божья коровка летит

(исходное положение: стоя – спина ровная, руки отведены назад – «крылышки»)

И весело жужжит.

(дети машут «крылышками» и произносят звук ж-ж-ж…)

Устала!

Надорожку упала,

(дети ложатся на коврик)

Отдыхает!

Глазки закрывает, Лапки расслабляет.

(дети закрывают глазки и спокойно лежат на ковре)

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Занятие 3 «Веселые лягушата»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Игра «Лягушки на зарядке»

Дети стоят полукругом на ковре, психолог читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

На краю лесной опушки,

В теплой маленькой избушке,

Жили две смешных лягушки.

Утром делали зарядку,

Поднимали кверху лапки.

(поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3-4 раза)

Два наклона, приседанье.

(наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2-3 раза)

Потянулись,

(потянулись вверх правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно)

Повернулись

(исходное положение: руки на поясе поворот влево, вправо – повторить 2 раза)

И друг другу улыбнулись!

Игра «Найди самую большую лягушку»

На ковре в произвольном порядке раскладываются разные по размеру нарисованные лягушки, детям предлагается найти разложить по размеру (от самой маленькой к самой большой).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

« Представьте, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно.

Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки.»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Занятие 4 «Рыбки»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал»

Дельфинёнок в море плавал

(ладошки сложены вместе)

В море он с волной играл

(выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону)

На волне дельфин качался

(движения кистей рук вверх-вниз)

Обгонял дельфин волну,

(колебательные движения вперед левой рукой, правой рукой)

Раз, два, три,

(хлопаем в ладошки)

Волна дельфина догони!

(ладошки сложены вместе, выполняем колебательные движения из стороны в сторону).

Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток»

Потребуется две большие рыбки-мамы и маленькие рыбки, по количеству детей в группе, рыбки отличаются по цвету и форме.

Психолог выкладывает на ковер двух больших мам-рыбок, затем маленьких рыбок раздает детям, дети кладут рыбок рядом с мамой.

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

Ребята, представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание).

А теперь повернитесь на спину. Продолжаем плавать. Вода чистая, прозрачная. И вдруг вы видете, что вам на встречу плывет ваш друг-дельфин! Какой он красивый! Вы плаваете вместе. Вам хорошо! А теперь дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте.

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Занятие 5 «Пчелка»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Пальчиковая игра «Полосатая пчела»

Полосатая пчела

(машут ладошками)

Много меда принесла,

(складывают ладошки в виде чашечки)

Отдохнула, полежала,

(кладут ладошки на колени)

Взлетела вновь и зажужжала

(машут ладошками).

Игра «Подбери цветок для пчелки»

Потребуется три цветка разной величины и пчелки разной величины на количество детей.

Дети садятся на ковер. Психолог выкладывает три цветка, задача детей разложить пчелок на цветки по признаку величины (маленькие-средние-большие).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Ребята, представьте себе поляну, красивую и большую, на которой очень много цветов, а на цветочки прилетают пчелки, чтобы собрать нектар. Они перелетают от цветочка к цветочку. Расслабьтесь. Вдыхайте аромат цветов. Вам приятно. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули!

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Список использованной литературы

  1. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. СПб, 2012.
  2. Лапина И.В. адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград, 2015.
  3. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Москва, 2009.
  4. Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2011.
  5. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет.– СПб,2010.

Приложение 1

Диагностика уровня адаптированности ребенка

к дошкольному учреждению

ФИ ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Условные обозначения

Общий эмоциональный фон поведения:

А) положительный;

Б) неустойчивый;

В) отрицательный;

Познавательная и игровая деятельность:

А) активен;

Б) активен при поддержке взрослого;

Взаимоотношения с взрослыми:

А) инициативен;

Б) принимает инициативу взрослого;

В) уход от взаимоотношений, реакция протеста;

Взаимоотношения с детьми:

А) инициативен;

Б) вступает в контакт при поддержке взрослого;

В) пассивен или реакция протеста;

Реакция на изменение привычной ситуации:

А) принятие;

Б) тревожность;

В) непринятие.

Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:

2,6-3 балла – высокий уровень адаптированности.

У ребенка радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6-2,5 – средний уровень адаптированности.

Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1-1,5 – низкий уровень адаптированности.

У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик) либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Приложение 2

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

  1. Ребенок:

Ф.И._________________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________

  1. Мать:
  1. Отец:

Ф.И.О._______________________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________________________

Образование, специальность, место работы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________
  1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

9. Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

С детьми своего возраста да нет

С детьми старшего возраста да нет

С незнакомыми взрослыми да нет

С родными да нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

Спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, одевание, другое (допишите)__________________________________________________________________________
  2. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

  1. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.