Айрис Апфель: «Если вы некрасивая — это плюс. Айрис Апфель: «Мой гардероб растет, талия – нет

Оставаться активным деятелем в той или иной области в 94 года нелегко; еще труднее это, если область славится своими требованиями к возрасту активных участников – как это свойственно модной индустрии. Для Айрис Апфель, однако, возраст не стал помехой – даже сейчас она остается настоящей легендой в мире моды.


Родилась Айрис Баррель (Iris Barrel) в Астории, Квинс, Нью-Йорк (Astoria, Queens, New York); была она единственным ребенком в семье Сэмуэля Барреля (Samuel Barrel), обладателя стекольно-зеркальной фирмы и его супруги Садьи (Sadye), владелицы модного бутика. И Самуэль, и Садья были евреями.

Айрис изучала историю искусств в университете Нью-Йорка; позже она также посещала школу искусств при университете Вайоминга. В бытность свою юной женщиной Баррель работала с изданием "Women"s Wear Daily" и у дизайнера интерьеров Элинор Джонсон (Elinor Johnson); кроме того, она была помощницей художника-иллюстратора Роберта Гудмана (Robert Goodman).



В 1948-ом Айрис вышла замуж за Карла Апфеля (Carl Apfel). 2 года спустя они запустили свой совместный проект – текстильную фирму "Old World Weavers"; управляли этим предприятием они до 1992-го. В период с 1950-го по 1992-ой Айрис Апфель успела принять уастие в ряде реставрационных проектов; в частности, она работала в Белом Доме при 9 различных президентах – Трумэне (Harry S. Truman), Эйзенхауэре (Dwight D. Eisenhower), Кеннеди (John F. Kennedy), Джонсоне (Lyndon B. Johnson), Никсоне (Richard Nixon), Форде (Gerald Ford), Картере (Jimmy Carter), Рейгане (Ronald Reagan) и Клинтоне (Bill Clinton). Как позже признавался Карл Апфель, Жаклин Кеннеди-Онассис оказалась неожиданно сложной клиенткой; впрочем, для настоящих профессионалов нерешаемых задач не бывает – и, сколь взыскательной бы не была первая леди, чете Апфель удалось удовлетворить все её нужды и потребности.


В 2012-ом, 90-летняя на тот момент, Айрис работала приглашенным профессором в Техасском университете Остина. Известно, что Апфель и по сей день активно читает лекции и организует консультации на различные модные темы. В 2013-ом Айрис стала одной из лучше всех одетых людей в возрасте старше 50 по версии "Guardian".

В 2005-ом Институт Костюмов в Музее Искусств Метрополитен в Нью-Йорке (New York) провел выставку, посвященную характерным особенностям стиля Айрис Апфель; называлась она "Rara Avis" – "Редкая птица". Демонстрация прошла с невероятным успехом; это сподвигло организаторов – в частности, Стефани Хоуй-Таунер (Stéphane Houy-Towner) – повторить выставку (изначально не планировавшуюся выездной) еще в целом ряде выставочных заведений страны; в частности, показы прошли в Вест-Палм-Бич, Флорида (West Palm Beach, Florida), Розлин-Харбор, Нью-Йорк (Roslyn Harbor, New York) и Салеме, Массачусеттс (Salem, Massachusetts).

В музее стиля и искусства моды в Бойнтон-Бич, Флорида (Boynton Beach, Florida) на данный момент идут работы по проектирования нового здания, в котором планируется выставка одежды, аксессуаров и предметов мебели от Айрис Апфель .

В октябре 2014-го на кинофестивале в Нью-Йорке была показана документальная картина Альберта Мэйслиса (Albert Maysles) "Айрис" ("Iris"). Позже компания "Magnolia Pictures" приобрела фильм для дальнейшего показа в кинотеатрах Америки; выйти в прокат картина должна была в 2015-ом. Сама Апфель о фильме отозвалась положительно, хотя и отметила, что со стороны на саму себя глядеть оказалось довольно-таки непривычно. Документальный проект, к сожалению, стал последней работой Мэйслиса – в 2015-ом режиссер скончался.


Айрис Апфель даже сейчас остается одной из самых необычных и ярких представительниц модного мира. 94-летняя женщина с впечатляющим постоянством продолжает создавать модные тренды и регулярно удивляет окружающих необычными стилевыми решениями. Строя сложные комбинации из дорогих и дешевых, современных и винтажных изделий, Айрис производит невероятный эффект – демонстрируя на практике, что возраст для настоящего таланта вовсе не помеха. Апфель активно интересуется редкими коллекционными изделиями и активно сотрудничает с множеством крупных известных брэндов. Весьма активно Айрис странствует по миру; путешествия эти не только доставляют Апфель огромное удовольствие, но и предоставляют ей новые материалы для создания сложных стилевых комбинаций. Необычные вещи, которые Айрис находит в своих странствиях, становятся отличным дополнением к её гардеробу – и нередко выступают в качестве "кирпичиков" при создании очередных шедевров модного дизайна.


Апфель с большим вниманием относится к процессу создания стиля и выбора нарядов на очередное мероприятие. Считая эти процессы глубоко творческими, Айрис подходит к ним, как к своеобразному искусству – и традиционно демонстрирует впечатляющие результаты. Вокруг Апфель собирается большое количество людей с незаурядными творческими способностями; среди них были выдающиеся музыканты вроде Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и талантливые художники вроде фотографа Билла Каннингема (Bill Cunningham) из "New York Times".

На днях я разговаривала с подругой о старости. Какими мы станем. Вспомнила фотографию Нины Хрущевой, которая на фоне Джеки Кеннеди выглядела натуральной дояркой в платке. Я бы хотела остаться современной энергичной веселой старушкой. Не хочу пахнуть старостью, хочу иметь свой индивидуальный стиль и любимое хобби. Мы даже посмеялись над тем, что я бы могла стать свадебным стилистом и приобрести новый бренд «Крутой свадебный стилист Babba Zhenya». А что, очень даже весело! Приезжает наряжать и красить невесту утонченная дама бальзаковского возраста! Видимо, Вселенная почувствовала, что мне надо показать хороший пример. И вот в своих подписках я читаю интервью с Айрис Эпфель (Iris Apfel). Сначала посмотрите на ее фотографию, ведь ей 90 лет! А теперь жмите на линк “далее” и читайте интересные факты про эту потрясающую, талантливую, неутомимую женщину.

Когда вы смотрите на Айрис Эпфель в первый раз, какая мысль возникает у вас в голове: что за странная женщина?

Но на самом деле она гениальна. Не потому что вместе с мужем смогла создать текстильную компанию Old World Weavers, ткани которой заказывали самые известные экстравагантные личности, не потому что она работала на 9 президентов США по реставрации Белого дома, не потому что в 2005 году музей Искусств Метрополитан в Нью-Йорке организовал ее дизайнерскую выставку, дав меткое название ее стилю «Rara Avis (редкая птица) – дерзкая Айрис Эпфель».

Биографическая справка

Айрис Эпфель – американская бизнесвуман, родилась в Нью-Йоркe, 29 августа 1921 г., дизайнер интерьеров и икона стиля. Единственный ребенок в семье Сэмюэля Барреля, владельца стекольного бизнеса. Мама имеет русские корни.

Айрис изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете и посещала художественную школу при Университете штата Висконсин. Работалa для Women’s Wear Daily и на дизайнера интерьеров Элинор Джонсон. Она также была помощником иллюстратора Роберта Гудмана.

В 1948 году она вышла замуж за Карла Эпфель. Два года спустя они создали успешную текстильную фирму Old World Weavers, клиентами которой были Грета Гарбо, Эсте Лаудер и другие. За это время, Айрис приняла участие во многих дизайн-проектах, в том числе работала в спец-проекте для Белого дома, пережив 9 президентов: Трумэн, Эйзенхауэр, Никсон, Кеннеди, Джонсон, Картер, Рейган и Клинтон.

Айрис является профессором и консультантом по вопросам стиля и моды. Самое емкое высказывание, характеризующее Айрис: “Айрис Эпфель живёт ярко, она одевается и выглядит так же, как и ее трехкомнатная квартира в Манхэттене на Парк-авеню” (Architectural Digest).

Жизнь

В первую очередь Айрис Эпфель является настоящей иконой стиля. Она создала индивидуальный стиль для себя, смешивая все, что ей понравится, нисколько не переживая за то, что в результате она может выглядеть гротескно.

«Я безнадежный романтик. Я покупаю вещи, потому что я влюбляюсь в них. Я никогда не куплю вещь только потому, что она дорогая. Мой муж говорит про меня, что я смотрю на ткань и слушаю перешептывания нитей. Они рассказывают мне историю. Они поют мне песню. У меня должны проявиться реакции на физическом уровне. Как будто молния. Это очень забавное ощущение!».

и интерьерный дизайн

Теперь вы понимаете, что нет ничего странного в том, что Айрис может миксовать вещи от Lanvin с тибетской бижутерией особо крупного размера, ковбойский жакет с бахромой с ожерельем от Navajo, пальто, украшенное перьями с огромной брошью в виде попугая, инкрустированного драгоценными камнями от Hanna Bernhard. И все это великолепие венчают большие круглые очки в роговой оправе. Надо сказать, что эти очки являются визитной карточкой Айрис Эпфель.

«Я выбираю образ либо в стиле барокко, либо очень простой в стиле дзен. Все, что остается между этими образами, вызывает у меня чесотку».

Свой творческий путь Айрис Эпфель начала с дизайна интерьеров. Надо сказать, интерьеры она декорирует так же, как создает себе образы: «Мне кажется, что люди подумали так, ну раз она может самостоятельно украсить себя, значит, сможет декорировать и пару комнат».

Успех ей принесли ее умение видеть уникальные вещи и объекты, талант смешивать различные цвета и текстуры.

«Я не люблю обычные вещи и не приемлю минимализм».

Личная квартира в Манхеттене отражает ее собственный стиль. Повсюду стоят изящные французские стулья, окрашенные генуэзские сундуки, старинные шали с принтом пейсли и много разных других необычных вещиц, купленных во время многократных поездок по Европе.

Коллекционер ювелирных украшений

Айрис Эпфель также известна благодаря своей обширной коллекции аксессуаров, особенно ювелирных украшений.

«Я скопила огромную коллекцию сумок, ремней, бляшек и бус, без которой я бы чувствовала себя потерянной. Вы можете полностью менять образы, заменяя одни на другие. Я люблю вещи различных эпох и стран, скомбинированных мною особым образом. Это не выглядит дешево, а, надеюсь, имеет вид расточительного шика».

В сентябре 2011 года Айрис запустила коллекцию украшений в содружестве с Home Shopping Network (HSN). Коллекция называется “Rara Avis by Iris Apfel”, состоящая из 13 предметов, средняя цена которых от 20 до 180 долларов. Аксессуары сделаны их смешанных металлов, бисера и бусин: сочетание современности и винтажных элементов. В коллекции присутствуют яркие широкие ожерелья, браслеты и броши.

Вы можете сомневаться насчет ее дизайнерских умений декорировать комнату, не принимать ее образ, изобилующий деталями, но Айрис Эпфель наглядно доказала, что китч может превратиться в нечто красивое, смелое и гармоничное.

Вот как однажды она умно заметила: «Вы знаете, как высказался Роден? Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков. Хотя, я не люблю новые тренды – мне нравится традиционность».

Текущие проекты и секреты молодости

На вопрос, как Айрис удается оставаться такой энергичной, выглядеть молодо, она отвечает: «Я думаю, что постоянная занятость и умение быть активным, это очень важно. Когда ум занят, вы не можете себе навредить. А насчет своего образа я не сильно забочусь, я не использую много косметики. Да и волосы у меня всегда были седыми. Слава Богу, моему мужу это нравится. Ему 97 лет и мы пользуемся одинаковым парфюмом от Yatagan by Caron . Он не очень популярен, поэтому мы купили огромный флакон и держим его в холодильнике, так нам посоветовали».

«Я постоянно чем-то занята. И даже в 90 лет, у меня развивается карьера. Например, новый проект с компанией MAC, которая попросила меня разработать новую линию декоративной косметики MAC , еще один проект с компанией Eye-Bobs , мы вместе работаем над созданием нового дизайна оправ и солнцезащитных очков, мои ювелирные работы можно приобрести на Home Shopping и YOOX , а также я веду свой модный курс в Техасском университете в Остине – они меня сделали профессором!».

Даже журнал Vogue Italia в сентябре 2010 устроил фотосессию, вдохновившись уникальным стилем Iris Apfel!

«Моя мама всегда была гламурной. Она носила много косметики по сравнению со мной. Это был совсем другой тип женщины. Она выглядела больше как Герцогиня Виндзорская – очень собранная и просто совершенная. Никогда не было такого, чтобы у нее выбивалась прядь волос. Одежда мама носила преимущественно женственную, очень элегантную».

«Когда вы молодая девушка, и ваш рот похож на бутон алой розы, можно обойтись и без помады. Но отсутствие помады на губах женщина в возрасте – это глупо. Губы становятся белыми, и это выглядит непривлекательно. Поэтому при работе с МАС я использовала сочные яркие матовые тона».

«Стареть с достоинством – это значит не использовать много косметики, не использовать много пудры, потому что она забивается в морщинки, также не создавать себе черепашьи глаза с нависшими веками и самое главное, не стремится выглядеть молодо. Это не значит, что вы должны выглядеть старомодно, но, кажется, Шанель сказала, что ничто так не старит женщину, как отчаянное желание выглядеть молодой. Можно быть привлекательной в любом возрасте».

О собственном стиле

“Стиль – это интегральная часть вас самих».

“Мне все равно, что обо мне думают люди… Это я выучила уже давным давно… Мне было 19 и у меня был очень травматичный опыт. И я научилась тому, что нужно быть самой собой и радовать себя. И если я не обижаю людей, которых я люблю, я буду продолжать делать свои дела. Если публике это не нравится, значит это ее проблемы, не мои».

“Я считаю, что процесс одевания или раздевания должен стать творческим. Возбуждающим. Интересным. По возможности, всегда начинайте с красивой дизайнерской вещи, затем стройте весь образ вокруг нее. Для меня ключом к собственному стилю являются аксессуары. Мои друзья мне говорят, что мои огромные круглые очки и пара широких браслетов превратились в неписанный отличительный знак».

“Моя так называемая «коллекция» – это мой гардероб. Бесконечное количество вещей, которые я насобирала в течение многих лет. Я люблю образ без времени. Я могу скомбинировать вещь, которую я купила на прошлой неделе с вещью, которую я приобрела более 30 лет назад. Я не следую горячим модным трендам. Я покупаю то, что люблю и мои вкусы весьма католического характера – от haute couture до уличной моды. Вещи, которые по-дзенски просты или до безумия соответствуют стилю барокко. Я люблю и этнические мотивы, и современные. Мне нравятся и серьезные вещи, и забавные. Я стараюсь сделать так, чтобы все эти вещи заиграли в ансамбле».

“Вы можете себе привить вкус. Но стиль – это как харизма. Его всегда видно!».

Икона стиля и дизайна Айрис Эпфель несомненно является человеком, опережающим свою эпоху. Ее врожденный артистический вкус, стиль, индивидуальность и меткий глаз на паттерны и цвета создали путеводитель по богемному шику задолго до того, как термин и стиль стали популярны.

Если вы знаете английский, то вам будет интересно посмотреть фотографии в молодости и послушать то, что говорит Айрис в интервью.

Забавы ради

Перед тем, как читать статьи, я всегда пробегаю глазами по картинкам, а потом уже приступаю к внимательному чтению. Посмотрев на фото, я сразу вспомнила фото бабки с сигарой во рту, многие используют ее для форумской аватарки. Специально поискала в Интернете, чтобы вы сравнили образы. Забавная случайность, правда? Напоминает карикатуру. Хотя эта бабулька тоже очень популярна и бесплатно ее не сфотографируешь.

Айрис в интервью говорила, что очень сильно курила, но в один прекрасный день у нее просто, как отрезало, пропало желание. Она питается просто, но вкусно, используя только качественные продукты.

Другие примеры красивых леди в возрасте

Вдохновившись делами и образом Айрис Эпфель, я решила сделать подборку других пожилых, но неувядающих женщин. Есть хорошие примеры, на которые стоит обратить внимание.

А теперь хочется услышать ваше мнение по поводу неподражаемой Айрис Эпфель? Кем вы себя представляете в старости? На кого бы хотели быть похожей?

В этом году косметический бренд MAC своей музой выбрал не более, не менее, а одну из самых экстравагантных леди в мире моды, которая в прошлом году отметила не более, не менее, а свой 90-летний юбилей. Что же это за птица? Так и напрашивается вопрос. Ответ на который будет звучать примерно так: «Rare Bird of Fashion», или Айрис Апфель, которая ничуть не смущаясь, заявила на весь мир:

Я – самый старый тинейджер мира. А все эти американские иконы стиля слишком совершенны для меня.

Хотя иконой стиля её называют давно и постоянно, и с этим она уже ничего не поделает, ведь уникальный стиль либо есть, либо нет, а уж балансирование на грани всевозможных переплетений и зыбких стилевых переходов является подлинным искусством, которым Айрис Апфель владеет в совершенстве. А уж кем она вам покажется: экстравагантной старушкой в круглых очках, «старым тинейджером» или «редкой птицей» от моды с ярким оперением, уже не суть важно, свою немалую долю восхищения от вас она получит в любом случае.

Айрис Апфель появилась на свет в семье русских эмигрантов в первый день 1923 года. Это произошло в Квинсе на Лонг-Айленде. На дворе была Великая депрессия. Но отца Айрис, который был предпринимателем, она мало коснулась. Он поставлял предметы из стекла и зеркал для дизайнеров по интерьеру. А Айрис по зову сердца поступила в Нью-Йоркский университет изучать историю искусств. Кроме этого она ещё успевала посещать художественную школу при университете штата Висконсин.

Карьера Айрис началась с работалы в журнале Women’s Wear Daily, а чуть позже она познакомилась и стала сотрудничать с Элинор Джонсон, дизайнером интерьеров. И через некоторое время уже вместе со своим мужем Карлом Апфелем она основала собственную текстильную компанию Old World Weavers, которая в итоге стала одной самых престижных и популярных в мире. Компания Апфель специализировалась на производстве точных копий античных тканей.
Кстати, эта фирма существует и сейчас, только уже с другими хозяевами — в 1992 году супруги продали свою компанию, однако Айрис до сих пор является ее консультантом.

Невероятная Айрис считается одной из самых неподражаемых и жизнеспособных личностей в мире моды. Она уже больше пятидесяти лет коллекционирует античный текстиль и бижутерию, является музой множества проектантов и с неисчерпаемым энтузиазмом постоянно вводит в моду свои оригинальные идеи.
Апфель с изумительным мастерством смешивает различные стили. Ее фантастический эклектизм очень часто роднит высокую моду Haute Couture с уличной модой и разнообразными находками с любимыми ею блошиных рынков. У Айрис не вызывает проблемы сочетать текстиль 19 века с модными трендами, к примеру, Dolce&Gabbana или Oskara de la Renta.
Обладая удивительной наблюдательностью и изысканным вкусом, она смело сочетает фактуры, цвета и модели, не обращая слишком много внимания на их происхождение, эстетичные предпосылки и период времени.

Важнейшую роль в жизни неуемного «тинейджера» сыграли путешествия. Айрис объездила почти весь мир и по работе, и просто ради своего удовольствия. Именно под влиянием абсолютно разных культур в результате сформировался ее эклектичный стиль.
Больше половины своей коллекции нарядов и аксессуаров она привезла из своих путешествий.

Замуж Айрис вышла в 1948 году за Карла Апфеля, и со своим мужем они уже вместе больше 60 лет. Но вот детей пара так и не завела.

Все успеть невозможно. Я хотела карьеру и хотела путешествовать.

— так объясняет это Айрис, хотя кто знает…

В 2005 в музее «Метрополитен» состоялось грандиозное знаковое событие — открытие выставки нарядов Айрис Апфель под названием «Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel» (Редкая птица моды: непочтительная Айрис Апфель).
Уже сама, осматривая эту экспозицию, Апфель заметила:

Это — не показ коллекции. Это просто налет на мою гардеробную! Я всегда думала, что для того, чтобы тебя показали в «Метрополитене», нужно умереть.

Всего тогда было представлено 32 её наряда и около 300 аксессуаров.
Страстная любовь к аксессуарам у Айрис возникла ещё в детстве. Ее мать, будучи изобретательной и искушенной модницей, ни один раз говорила дочери, что,

даже имея одно платье, можно при помощи украшений создать два десятка образов.

Эту сногсшибательно модную выставку посетило огромное количество людей, среди которых было и много знаменитостей. Например, Линдси Лохан потребовала для себя отдельную экскурсию, после осмотра выбрала пять нарядов и велела передать госпоже Апфель, что она желает их купить. А чуть позже даже поинтересовалась, не согласится ли Айрис стать ее личным стилистом. Естественно, госпожа Апфель отказалась. Зачем ей Линдси Лохан, когда она владеет многими умами и сердцами, причастными к миру моды.

Айрис во всех своих интервью нравится подчеркивать, что она никогда не ставила перед собой цели собрать коллекцию одежды для музея, так как приобретение нарядов и аксессуаров для нее — это больше охота, воодушевление и азарт.

Мне нравится ползать вокруг и копать. Не очень весело, просто посидеть в магазине, и примерять вещи, предлагаемые стилистами и консультантами. Мне нравиться сам процесс поиска и «сборки» одежды. Это весело.

Самым загадочным парадоксом мисисс Апфель является то, что даже самые сложные и богатые ее ансамбли выглядят на редкость гармонично и стильно. После своей выставки в The Metropolitan Museum of Art Айрис говорила о том, что её поразило больше всего:

Я получила стопки писем.Люди писали, что моя выставка вдохновила и освободила их, и даже изменила их жизнь. Эти отклики превзошли все мои ожидания.

Хотя сам стиль Апфель является только ее, она услышала от множества женщин, покидающих выставку, что они впервые так сильно вдохновлены на какие-то смелые изменения в свое облике.

Поэтому спустя два года Айрис выпускает одноименную книгу о себе и своей коллекции — «Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel», с целью помочь женщинам, желающим, но не решающимся раскрыться, впустить мир моды в свой мир, чтобы найти свой неповторимый стиль и быть самими собою, украсив себя свой собственной индивидуальностью с помощью моды.

Миссис Апфель всегда говорила, что самыми лучшими подарками судьбы считает свое чувство юмора и бесконечное любопытство. Ведь именно эти два качества дали ей возможность приобретать уникальные ювелирные изделия и наряды, заполняющие многочисленные шкафы в ее доме. Один из её друзей даже как-то сказал:

Открыть шкаф Айрис, это все равно, что открыть шкатулку с сюрпризом. Единственным отличием является то, что вместо клоуна, из нее «выскакивает», например, юбка Lanvin.

Правда осенью прошлого года она через известный веб-магазин всё-таки запустила в продажу две коллекции своих легендарных украшений, которые включают в себя такие уникальные вещицы, как браслеты и ожерелья из слоновой кости, массивные украшения из янтаря, изделия, инкрустированные драгоценными камнями и горным хрусталем и другие.

Все эти вещи были собраны мной за 90 лет жизни. Стоимость их сложится в кругленькую сумму. Я расстаюсь с ними не только из сентиментальных соображений, мне очень не хватает места!

– как всегда в своем неповторимом стиле шутит Айрис Апфель.

Айрис Апфель, которая всю свою жизнь одевалась цветисто и ярко, была счастлива обнаружить, что в 90 стала музой Нью-Йоркской моды.




Айрис Апфель стала знаменитостью в 83, через 13 лет после выхода на пенсию. В 2005 году музей Метрополитен устроил выставку ее гардероба. Выставка включала часть коллекции Апфель - изысканные предметы одежды от редкостных парижских и нью-йоркских дизайнеров: там был пиджак, покрытый разноцветными перьями петуха, утки и других птиц, созданный Жаном-Луи Шеррером в 1962 году и оранжевый комбинезон от Джеффри Бина начала 1980-х. Но безмерно популярной выставка стала не по этой причине. Посетителей задела за живое воссозданная на манекенах уникальная манера Апфель носить эти вещи, сильно отличавшаяся от привычной подачи отдела Института костюма музея Метрополитен.


Апфель назвала выставку «набегом на гардероб»

Типичная табличка, которой был снабжен манекен, гласила: «Платье дома Lanvin, около 1985 г., золото, коричневая и серая шелковая тафта. Браслет из Бутана, конец XIX в., серебро и янтарь. Тибетский браслет-манжета, конец XIX в., серебро, янтарь, коралл и бирюза. Тибетские ожерелья, начало XX в., серебро, янтарь, коралл, бирюза». Оранжевый комбинезон был выставлен с индейскими украшениями и поясом, украшенным бирюзой и серебром, и каждый манекен на выставке был снабжен фирменными «совиными» очками Апфель. Искусствовед Роберта Смит писала в New York Times: «миссис Апфель носила мультикультурализм еще до того, как появилось это слово».


Тот самый комбинезон с выставки

Прошло семь лет, и Айрис Апфель в свои 90 гораздо популярнее, чем в 83 - ее узнают на улицах, ее преследуют фешн-блоггеры. У Апфель есть собственный юрист и своя линия бижутерии. «У меня есть фанаты» , - Апфель, рассказывая об этом, не скрывает ликования.

Апфель стала музой нью-йоркской моды: в 2006 году Ральф Лорен, отдавая дань работе Апфель как дизайнера текстиля, сделал основой коллекции ткань для обивки. В прошлом месяце Апфель в качестве почетного гостя приняла участие в дефиле показа дизайнера Джоанны Мастроянни, вдохновленного стилем Апфель. Компания MAC в этом году запустила линейку в цветах Айрис Апфель, включающую оттенки «Розовый голубь» и «Алый ибис». Названия отсылают к названию выставки «Редкая птица» и пристрастию Апфель к ярким цветам.


Айрис Апфель и Джоанна Мастроянни


Коллекция MAC, посвященная Айрис Апфель

Вместе с Анной Винтур (главный редактор американского Vogue - прим. перев.) Апфель блистает в документальном фильме «Нью-Йорк Билла Каннингема» (Bill Cunningham New York) как нью-йоркская гранд-дама: Апфель постоянно появляется на его фотографиях уже несколько десятилетий. Айрис Апфель - главный герой документального фильма режиссера Альберта Мэйслеса.


Айрис и Билл Каннингем

История стиля Апфель, совершившего большое путешествие из шкафа в музей, а оттуда еще дальше - в первые ряды и на большой экран, собирается сделать новый поворот и переместиться в производственные цеха. Этим летом Сандра Чой и Саймон Холлоуэй, креативные директора Jimmy Choo, назвали в честь Айрис Апфель небольшую коллекцию максималистских, многоцветных, гламурных украшений в этническом стиле. Босоножки в стиле Айрис, вручную сплетенные из кожи цвета загара, оттененные каскадами желтых, красных, зеленых и голубых бусин - это то, что каждая современная поклонница Апфель будет носить на Ибице этим летом.


Босоножки Jimmy Choo. Как ни старайся, а до оригинала они не дотягивают

Апфель описывает себя как «самого старого тинейджера планеты». Истории о юной Айрис звучат поразительно: она рассказывает как, будучи юной девушкой, пришла к Дюку Эллингтону, чтобы подружиться с ним. Айрис оделась, пошла за кулисы после концерта и постучала в дверь гримерки. Рэй Ненси, трубач Эллингтона, открыл и воскликнут: «Боже, боже, кто твой портной?». Так родилась дружба.

Будучи студенткой, Апфель выиграла конкурс статей от Vogue, который привел ее к первой работе в журнале Women"s wear Daily. Вместе с мужем Карлом Апфелем Айрис основала компанию Old World Weavers. Без копий старинных тканей, которые производила компания, не могли обойтись самые модные дома, пор пока Апфели не ушли на пенсию и не продали компанию.


Карл и Айрис в 1951 году. Айрис Апфель рассказывает, что Карл покорил ее тем,

что всегда заботился о том, поела ли его драгоценная супруга


Айрис Апфель с мужем Карлом. Трогательная деталь - похожие очки супругов

Чтобы дать представление об успешности супругов, достаточно упомянуть, что компания Old World делала шторы, мебель и драпировки для девяти президентов Белого дома. В результате Апфели живут в элитном районе города на Парк-авеню с «возможно, Веласкесом» на стене.




Гнездо «Редкой птицы»

Но Апфель поражает воображение не только как записная модница, но и как пример нью-йоркского образа мыслей - свободного духом, отважного и готового к приключениям, который в наши дни, кажется, подвергается опасности исчезнуть под воздействием холодной эстетики Манхеттена, почитающей достижения косметической стоматологии и сушки феном выше индивидуальности и креативности. Марк Якобс, другой житель Нью-Йорка, не чуждый любви к одежде-как-приключению, недавно говорил в интервью Herald Tribune: «Меня интересует жизнь этой одежды… окажетесь ли вы после вечеринки заполночь на обочине с сигаретой или упорхнете вместе с Прекрасным принцем».

Апфель может рассказать историю о каждом из своих ансамблей. Она настаивает на том, что ее собрание - не просто коллекция, потому что каждый предмет она покупала, чтобы носить. «Я безнадежный романтик. Я покупаю вещи, потому что влюбляюсь в них. Я никогда не покупаю вещь только потому что это драгоценность», - говорит она. Объединяющий принцип - избыточность. «Я выгляжу или нарочито барочно, или очень в духе дзен. Все, что посередине, меня безмерно раздражает».

Как истинный житель Нью-Йорка, Апфель - мастер на остроты. Вот одна из лучших.


Она далека от того, чтобы иметь иммунитет от модного снобизма. Апфель известна протестами против полных людей в джинсах стрейч, шлепанцев в любых их видах, но о старении она говорит разумные вещи.



Jess Cartner-Morley, The Guardian

Перевод Дарьи Пряниковой

Каждый раз Айрис Апфель женщина создает из своей одежды настоящие произведения искусства. Она не боится сочетать тяжёлый люкс и находки с блошиного рынка. В аксессуарах она предпочитает всё самое большое, яркое и дерзкое. И она твёрдо уверена, что цвет может оживлять мёртвых. Возможно, в этом отчасти и кроется её секрет.

Сегодня Айрис Апфель 96 лет. Она - муза дизайнеров, кумир молодёжи (почти миллион подписчиков в Instagram говорят сами за себя) и владелица уникальнейшей коллекции нарядов и украшений, которые она собирала по всему миру на протяжении семидесяти лет.

Биография Айрис Апфель

Айрис родилась 29 августа 1921 года в Нью-Йорке. Ей посчастливилось расти в небедной семье. Отец — бизнесмен, который занимался поставками предметов интерьера для дизайнеров, мама — владелица магазина одежды.

С самого детства Айрис была окружена красивыми вещами. Мама обожала наряжать её, как куклу. Бывало, что за один день Айрис переодевалась трижды. И каждый раз мама придумывала для неё что-то необычное.

Не трудно догадаться, что именно мать Айрис оказала большое влияние на формирование её стиля. Она поклонялась аксессуарам. Детство Айрис пришлось на времена Великой Депрессии, когда даже самые состоятельные семьи не могли позволить себе покупать новые вещи. Мать часто повторяла Айрис: «Покупай простое маленькое черное платье, тогда тебе всегда будет что надеть». У неё самой была внушительная коллекция шейных платков и бус, благодаря которым одно и то же платье всегда выглядело по-разному.

К счастью, любви с «маленьким черным платьем» у Айрис так и не случилось, зато одержимость аксессуарами передалась по наследству.

Свою первую вещь Айрис купила в 11 лет. Это была брошь за 65 центов в комиссионном подвальном магазинчике в одном из многоквартирных домов Квинса. Айрис частенько захаживала туда полюбоваться на старинные вещи и поболтать с продавцом, который всегда носил монокль и обращался с Айрис, как с настоящей герцогиней. Больше никто так не интересовался его хламом:-) Но её все эти вещи завораживали.

Сегодня Айрис любит называть себя женщиной, которая первой в США начала носить джинсы. На дворе были 40-е, ей было 20, она училась в университете на факультете истории искусств. Вдруг в её голове созрела идея очередного образа. Что если взять клетчатую ткань, из которой шьют рубашки, сделать из неё тюрбан, дополнить крупными серёжками-кольцами, белой хлопковой блузой и джинсами…Да, определённо, это должны быть джинсы.

За джинсами она отправилась в магазин рабочей одежды. Естественно, её размера там не оказалось, джинсы в то время шили только на мужчин. Продавец лишь ответил ей: «Юные леди не носят такое» и мягко выставил за дверь.

Но Айрис не думала сдаваться. Каждую неделю она заходила в магазин в поисках своего размера, упрашивая продавца привезти для неё пару. Спустя шесть недель владелец лавки сжалился над ней и заказал для Айрис джинсы для мальчиков. Они подошли! Айрис собрала наряд и была счастлива!

В 96 Айрис всё ещё не прочь пощеголять в джинсах

В 1948 году Айрис познакомилась, а спустя 4 месяца обручилась со своим будущим мужем - Карлом Апфелем. Он был поражен яркой девушкой и её нарядами.

Айрис с детства была особой практичной, поэтому для свадьбы выбрала наряд, который можно носить и после. Это было лёгкое платье с розовыми кружевами. И она действительно надевала его потом на разные мероприятия.

Кстати, атласные розовые туфли сохранились в коллекции Айрис и сейчас.

В браке с Карлом Айрис прожила 68 счастливых лет. Вместе они отметили его столетний юбилей. Карл умер в 2015-м, не дожив до своего 101-го дня рождения.

Историю их любви лучше услышать из первых уст. В 2014-м вышел автобиографичный фильм «Айрис», где супруги сами рассказывают о своей жизни. Столетний Карл вспоминает о молодой Айрис словами: «В ней было что-то такое, что меня зацепило тогда. Может, дело в её шляпке?», она нежно поглаживает его руку, приговаривая: «Ах ты мой котик»:-)

Кстати, за стиль Карла тоже была ответственна Айрис. Именно с её лёгкой руки он непринуждённо щеголял в очках с леопардовой оправой, расписных брюках от Etro и кепках с шипами, даже находясь в инвалидном кресле.

Уже будучи в браке с Карлом, Айрис увлеклась созданием красивых интерьеров. Она декорировала квартиры, которые предназначались для продажи и из-под земли доставала оригинальные вещи, благодаря чему помещения выглядели привлекательно в глазах покупателей. Так бунтарка осознала, что дизайн - это ее настоящее призвание.

А в 1950-м Айрис и Карл открыли свое собственное дело - текстильную компанию Old World Weavers. Изначально у Айрис в планах не было открывать свой бизнес. Случай решил всё за неё.

Однажды она обставляла дом одного состоятельного человека и ей нужно было что-то особенное. Ткань, которой не существовало в природе. Айрис отправилась на фабрику к знакомому ткачу, чтобы показать свои эскизы. Он сделал нужную ткань. Клиент был в восторге. Ткач спросил, нет ли у нее ещё идей? А позже и вовсе предложил им с Карлом открыть свой бизнес. К счастью, идей у Айрис было навалом.

Карл и Айрис начали делать копии тканей 16-20 веков. Они стали много путешествовать по миру по разным фабрикам в поисках поставщиков. А за вдохновением отправлялись на блошиные рынки и аукционы Европы и Африки.

Клиентская база Old World Weavers росла. Супруги начали сотрудничать с Белым Домом, где Айрис даже получила прозвище «первая леди текстиля». Она действительно могла достать ВСЁ! Карл и Айрис успели поработать с Гарри Труменом, Клинтонами и даже с Джеки Кеннеди. С ней, по словам Айрис, было работать сложнее всего:-)


В итоге за десятилетия поездок по миру сокровищ накопилось столько, что Айрис и Карлу пришлось арендовать склад на Лонг-Айленде. Старинные ткани, статуэтки, мебель - чего там только нет. И с каждой вещью связано много воспоминаний.

После смерти Карла Айрис начала потихоньку распродавать склад. Она уверена, что, будучи спрятанными, эти вещи не могут приносить ей удовольствие. Так пусть порадуют кого-то другого.

Супруги владели компанией Old World Weavers до 1992 года, после чего выгодно продали её. Айрис и по сегодняшний день остаётся там приглашённым консультантом.

Несмотря на то, что имя Айрис Апфель было известно в творческом мире уже больше полувека, народная любовь пришла к ней относительно недавно.

В 2005 году музей Метрополитен хотел включить в свою экспозицию часть необычных украшений Айрис. Но когда кураторы увидели ВСЮ коллекцию одежды, они решили, что она заслуживает отдельной выставки. Ещё бы - несколько комнат в квартире на Парк-Авеню занимали наряды. Лагерфельд, Диор, Этро, одежда китайских шаманов — и всё это она носила.

В итоге эта выставка изменила её жизнь и превратила в публичную персону.

Это была по-настоящему уникальная экспозиция, отданная на откуп одной женщине, которая к тому же была ещё жива, что в принципе редкость для музеев.

Бюджета на рекламу почти не было. Сработало сарафанное радио. Отклик был феноменальный. После выставки Айрис накрыло волной писем с благодарностями. Это были простые американцы, которых поразила экспозиция. Многие признавались, что пересмотрели свое отношение к выбору одежды. Гости были обескуражены тем, как Айрис сочетала кутюрные наряды с вещами из секонд-хендов и превращала это в шикарные образы. Вещи, которые никто бы не догадался сочетать, соединялись в сумасшедшем коктейле.

В 2009 году состоялась ещё одна выставка под названием «Редкая птица: Избранное из коллекции Айрис Апфель». Туда вошло более трехсот аксессуаров и восемьдесят два костюма, которые дизайнер собирала по всему миру на протяжении всей жизни.

А магазин Бергдорф Гудман даже задекорировал витрину в стиле мисс Апфель.

Так в восьмидесятилетнем возрасте Айрис Апфель стала восходящей звездой-fashionista.

Если сегодня вы спросите её, кто является для неё иконой стиля, то она ответит вам, что самые стильные люди на земле - это жители Гарлема. В детстве она приходила сюда рассматривать людей, а сейчас приезжает со своим помощником на рынок, где выбирает себе очередное копеечное украшение и торгуется, как сам дьявол.

Украшения Айрис обожает. Она сочетает сразу несколько массивных бус и браслетов так, что кажется, будто это единое целое.

Её одежда — это буйство красок и эклектики. В её гардеробной с одинаковым успехом можно найти последнюю коллекцию Дриса Ван Нотена (он Айрис, кстати, тоже обожает) и платье, в котором она ходила на первое свидание с Карлом.

Что думает Айрис о пластике? Обычно она посылает куда подальше с такими вопросами:-) Мисс Апфель уверена, что нет смысла переживать из-за морщин. К тому же никакая пластическая хирургия не поможет в 70 выглядеть на 30. Руки всё равно всё выдадут. Так почему бы не наслаждаться жизнью?

Браво, Айрис! Если мода и имеет возраст, то стиль - нет! Доказательство налицо.

Цитаты Айрис Апфель

Сегодня к мнению Айрис прислушиваются, а её высказывания разлетаются на цитаты. Вот топ моих любимых:

- Гораздо важнее быть счастливым, чем хорошо одетым

- Женщинам следует добавить ума в головы, а не ботокса на лицо

- Процесс покупок - это тяжкий труд. Но чаще всего именно процесс - это самое интересное занятие.

- Я — самый старый в мире тинейджер.

- Если у вас хорошая укладка и туфли, то вы можете надеть что угодно

- Моду можно купить. Стиль - никогда. Это ген, который даётся при рождении. Всё, что вам нужно - это научиться слышать себя. Порой на это уходят годы.

- Если вам не посчастливилось родиться красивой, то у вас вдвое больше шансов стать привлекательнее. Развивайте чувство юмора и стиля. Ведь если вы красотка, то кроме красоты вам больше нечем похвастаться

- Уже 70 лет я не меняю свой стиль. Я не меняла свою внешность, свои мысли. А сейчас все вокруг меня пляшут, словно я — звезда. Всё, что я делала - экспериментировала.

- Если кому-то не нравится то, что я делаю, это их проблема. Меня это не касается.

- Современному миру не хватает фантазии. Богатые люди считают себя самыми стильными, но одеваются во всё чёрное. Это не стиль, это униформа. Самые стильные люди живут в Гарлеме.

Несколько лет назад Альберт Мейслес снял фильм о жизни Айрис. Это автобиографичное кино даже не столько про моду, сколько про любовь жизни! Если вы ищете вдохновение - смотреть обязательно! Айрис - великолепная женщина!

Стиль Айрис Апфель в прочтении Татьяны Тимофеевой

А мне, благодаря проекту , удалось примерить стиль, который был на 100% новым для меня! Симбиоз авангарда и этники:)!

Это настоящий гимн жизни, бунт и веселье! Никогда не забуду эту съемку:)!

!