Алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации у детей, ее цель и разновидности. Сердечно-легочная реанимация у детей


Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.

Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.

При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

Возраст

Показатель

Частота пульса, в минуту

АД (систолическое), мм рт. ст.

Частота дыхательных движений, в минуту

Новорожденный

3-5 месяцев

6-11 месяцев

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1-2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен - действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет. Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное - поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл). Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых .

Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% - 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Лидокаин: 10%-ный раствор- 1 мг/кг.

Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор - 2 мл/кг.

Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор - 20 мл/кг.

Статья прочитана 15 187 раз(a).

Реанимационная помощь детям.

У детей остановка кровообращения вследствие кардиальных причин воз-никает очень редко. У новорожденных и грудных детей причинами оста-новки кровообращения могут быть: асфиксия, синдром внезапной смерти новорожденных, пневмония и бронхиолоспазм, утопление, сепсис, невро-логические заболевания. У детей первых лет жизни основная причина смерти - травмы (автодорожные, пешеходные, велосипедные), асфиксия (в результате заболеваний или аспирации инородных тел), утопление, ожоги и огнестрельные ранения.

Определение пульса на сонных артериях у новорожденных затруднено из-за короткой и круглой шеи. Поэтому проверять пульс у детей младше одного года рекомендуется на плечевой артерии, а у детей старше одного года - на сонной артерии.

Проходимость воздухоносных путей у детей младшего возраста достигается простым подъемом подбородка или выдвижением нижней челюсти вперед. Если самостоя-тельное дыхание у ребенка первых лет жизни отсутствует, то самым важ-ным реанимационным мероприятием является ИВЛ. При проведении ИВЛ у детей руководствуются следующими правилами. У детей до 6 мес. ИВЛ проводят путем вдувания воздуха в рот и нос одновременно. У детей стар-ше 6 мес. дыхание проводят изо рта в рот, зажимая при этом нос ребенка I и II пальцами. Следует соблюдать осторожность в отношении объема вду-ваемого воздуха и создаваемого этим объемом давления в дыхательных путях. Воздух вдувают медленно в течение 1-1,5 с. Объем каждого вдува-ния должен вызывать спокойный подъем грудной клетки. Если при ИВЛ грудная клетка не поднимается, то это свидетельствует об об-струкции дыхательных путей. Самая частая причина обструкции - непол-ное открытие дыхательных путей в связи с недостаточно правильным по-ложением головы реанимируемого ребенка. Следует осторожно изменить положение головы и затем вновь начать ИВЛ.

Использование воздуховодов, интубационных трубок, катетеров для санации по размеру соответственно возрасту ребенка;
возраст - внутренний диаметр (мм) интубационной трубки

новорожденные - 3,0
6 месяцев - 3,5
18 месяцев - 4,0
3 года - 4,.5
5 лет - 5,0
6 лет - 5,5
8 лет - 6,0
12 лет - 6,5
16 лет - 7,0

Эффективность ИВЛ оценивается по экскурсии груд-ной клетки и потоку воздуха во время выдоха. Темп ИВЛ у новорожденных приблизительно 40 в минуту, у детей старше 1 года - 20 в минуту, у под-ростков - 15 в минуту.

Наружный массаж сердца у грудных детей осуществляется двумя паль-цами, а точка компрессии располагается на 1 палец ниже межсосковой линии. Оказывающий помощь поддерживает голову ребенка в положении, обеспечивающем проходимость дыхательных путей. Глубина компрессии грудины - от 1,5 до 2,5 см, частота надавлива-ний - 100 в минуту (5 компрессий за 3 с и быстрее). Отношение частоты компрессий к темпу ИВЛ для детей первого года жизни должно составлять 5:1, независимо от количества участвующих в реанимации. После 10 циклов (5 компрессий: 1 вдох) нужно попытаться в течение 5 с опреде-лить пульс на плечевой артерии.

У детей в возрасте 1-8 лет надавливают на нижнюю треть грудины (на толщину пальца выше мечевидного отростка) основанием ладони. Глубина компрессии грудины - от 2,5 до 4 см, частота массажа - не менее 100 в минуту. Соотношение массаж: ИВЛ - 5:1 Состояние ребенка (пульс на сонной артерии) повторно оценивают через 1 мин после начала реанимации, а затем каж-дые 2-3 мин.

У детей старше 8 лет методика СЛР такая же, как и у взрослых.

Дозировка препаратов у детей при СЛР: адреналин - 0,01 мл/кг; атропин – 0,015 мл/кг, лидокаин – 0,05 мл 2% р-ра/кг веса ребенка.

При введении 8,4 % раствора бикарбоната натрия детям его следует развести пополам изотоническим раствором хлорида натрия.

Особенности дефибрилляции у детей. Размеры электродов для детей имеют значение лишь в том аспекте, что они не должны соприкасаться друг с другом. Электроды располагают либо спереди, либо один слева от грудины, а второй - на спине ребенка. Важно проследить, чтобы электропроводящий гель не размазывался между электродами.

Величина первого разряда для лечения фибрилляции желудочков или желудочковой тахикардии без пульса определяется как 2 Дж/кг массы тела ребенка (вне зависимости от типа импульса). В последующем, при неэффективности, величина разряда может быть увеличена до 4 Дж/кг. В некоторых литературных источниках рекомендовалось увеличение энергии до 10 Дж/кг (естественно, не выше максимального значения для взрослых), но данных для подобных рекомендаций пока недостаточно.

Можно выделить три группы пациентов, которые различаются подходом к про­ведению сердечно-легочной реанимации.

  1. Сердечно-легочная реанимация у детей при внезапной оста­новке кровообращения - в этом слу­чае процесс умирания длится столько, сколько продолжаются реанимацион­ные мероприятия. Основные исходы реанимационных мероприятий: успешная реанимация и последую­щая постреанимационная болезнь (с различным исходом), развитие стойкого вегетативного состояния, безуспешная реанимация, после пре­кращения которой констатируется смерть.
  2. Проведение СЛР на фоне тяжелой потенциально излечимой патологии - чаще всего это группа детей с тяжелой сочетанной травмой, шоком, тяжелы­ми гнойно-септическими осложне­ниями - в этом случае прогноз СЛР чаще бывает неблагоприятным.
  3. Проведение СЛР на фоне неизлечи­мой патологии: врожденные пороки развития, несовместимая с жизнью травма, онкологические па­циенты - требуется тщательный, по возможности заранее спланированный подход к СЛР.

Основной задачей сердечно-легочной реанимации у детей есть под­держание кровообра­щения и ИВЛ, не допускающего необратимых изменений в мозге, миокарде до момента восстанов­ления кровообращения и дыхания.

В первую очередь следует определить наличие сознания с помощью окрика и встряхивания (не нужно подвергать резким движениям голову до ис­ключения травмы). Проконтролировать наличие выдоха и пульса; если они не определяются, следует немедленно начать СЛР. Ожив­ление складывается из ряда мероприятий:

Первичная реанимация - меры по поддержанию жиз­недеятельности, которые сформулированы в виде правила «АВС». Начав сердечно-легочную реанимацию у детей, следует позвать на помощь коллег или других лиц, находящихся рядом.

Восстановление витальных функций - восстановление самостоятельного кровообращения, деятельности ­легочной системы; введе­ние фармакологических препаратов, инфузия растворов, электрография и при необходимости электрическая дефибрилляция.

Первичная реанимация

1 стадия сердечно-легочной реанимации у детей включает 3 этапа:

  • А (air) - проходимость дыха­тельных путей.
  • В (breath) - вен­тиляция легких.
  • С (circulation) - искусственное поддержание кровообращения ( сердца).

Проходимость дыхательных путей

1 этап - самый важный. Нужно придать пациенту соответствующее положение: положить на спину; голова, шея и грудь должны находить­ся на одной плоскости. При гиповолемии следует слегка приподнять ноги. Запро­кинуть голову - если нет травмы шеи, если есть - вывести нижнюю челюсть. Избыточное переразгибание головы у грудных детей может усугубить обструкцию дыхательных путей. Неправильное поло­жение головы - частая причина неэффективной вентиляции легких.

При необходимости - очистить рот от инородных тел. Ввести воздуховод или, если имеется возможность, осуществить интубацию трахеи, если нет - произвести два вдоха «рот в рот» или «рот в рот и нос».

Запрокидывание головы - важная и первоочередная задача реанимации.

Остановка кровообращения у де­тей часто вторична из-за обструкции дыхательных путей, последнюю могут обусловить:

  • инфекционные или заболевания;
  • наличие инородного тела;
  • западение языка, слизь, рвотные массы, кровь.

Искусственная вентиляция легких

Осуществляют, ИВЛ активно вдувая воз­дух в легкие методами «рот в рот» или «рот в рот и нос»; но лучше че­рез воздуховод, лицевую маску мешком «Амбу».

Для предупреждения перерастяжения желудка надо проводить ИВЛ так, чтобы наблюдалась лишь экскурсия грудной клетки, но не брюшной стенки. Метод опорожнения желудка от газа на­давливанием на эпигастрий на фоне пово­рота на бок приемлем лишь на догоспитальном этапе (из-за опасности регургитации и аспирации содержимого желудка). В таких ситуациях нужно ставить зонд в желудок.

Последовательность действий :

Ложат больного на твердую поверхность, слегка запрокидываем голову.

Наблюдают за дыханием 5 с, при его отсутствии делают 2 вдоха, после чего делают паузу для выдоха. Ребенку воздух вдувают очень осторожно, чтобы избежать разрыва легкого (но­ворожденному, грудному ребенку - с помощью щек); обязательно следя за грудью - при вдувании она поднимается; время вдоха составляет 1,5-2 с.

Если грудь поднимается, вдувание прекращают и дают воз­можность пройти пассивному выдоху.

После окончания выдоха делают вто­рое раздувание; после него определяют наличие пульса.

При сохраненной деятель­ности сердца независимо от возраста пациен­та искусственные дыхательные циклы легких повторяют 8-12 раз/минуту (через каждые 5-6 с); при отсутствии пульса начинают массаж сердца и другие мероприятия.

Если вдувание не получается, проверяют положение головы по­вторяют вдувание; если снова неэффективно, следует заподозрить инородное тело дыхательных путей. В этом случае открывают рот очищают глотку; жидкость выводят наружу поворотом головы набок (нельзя при травме позвоночника).

Извлечение инородных тел у грудных детей имеет свою специфику. У них прием, описанный Heimlich (рез­кий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы), неприемлем из-за реальной угрозы травматизации органов брюшной полости, прежде всего, печени. Грудных детей укладыва­ют на предплечье чтобы голова была ниже туловища, но не свисала пассивно вниз, а поддерживалась указательным, большим пальцем за нижнюю челюсть. После этого осуществляют 5 несильных ударов между лопатками.

Если размеры ребенка не позволяют полноценно выполнить этот прием, удерживая его одной рукой, то как опору используют бедро и колено врача. Удары по спине являются, по сути, искусственным кашлем, который позволяет «вытолкнуть» инородное тело.

Закрытый массаж сердца

3 этап имеет целью восстановление кровообращения. Суть метода — сдавление сердца. Кровообращение обеспечивается не столько сжатием, сколько увеличением внутригрудного давления, способствующим выбро­су крови из легких. Максимальная компрессия приходится на нижнюю треть груди­ны: у детей - на ширину поперечного пальца ниже линии сосков в центре грудины; у подростков и взрослых - на 2 пальца выше мечевидно­го отростка. Глубина давления — около 30 % передне-заднего размера грудной клетки. Техника мас­сажа сердца различается в зависимости от возраста:

  • дети до года - компрессии проводят большими пальцами,
  • дети от года до 8 лет - компрессии выполняются одной рукой,
  • дети от 8 лет, взрослые - на­давливание на грудную клетку делают двумя руками, в локтях прямыми.

При работе одного врача соотношение вентиляция: массаж составляет 2:30 в любом возрасте (на каждые 30 ком­прессий грудины производят 2 вдоха). При работе двух врачей используют тех­нику 2:15 (2 вдоха, 15 компрессий) При проведении ИВЛ через эндотрахеальную трубку массаж делают без пауз, не синхронизируют его по отношению к искусственным дыхательным циклам, частота вентиляции составляет 8-12 в минуту.

Прекардиальный удар не рекомендуется даже у взрослых, особен­но во внегоспитальных условиях. В усло­виях ОРИТ (у взрослых) его проводят только при условии мониторинга ЭКГ. Удар на фоне желудочковой тахикардии может привести к асистолии или разви­тию фибрилляции желудочков.

Частота компрессий не зависит от возраста, составляет не менее 100, но не более 120 компрессий в минуту. У новорожденных реанимацию (включая массаж сердца) начи­нают при частоте 60 в минуту.

Контроль эффективности сердечно-легочной реанимации у детей осуществляет врач, проводящий вен­тиляцию легких; он про­веряет пульс через минуту после начала реанимации, потом каждые 2-3 минуты во время прекращения массажа (на 5 с). Периоди­чески этот же врач наблюдает за состоя­нием зрачков. Появление их реакции указывает на восстановление мозга, их стойкое расширение есть неблаго­приятным показателем. Реанимацию нельзя прекращать больше чем на 5 с, кроме периода, когда производится интубация трахеи или дефибрилляция. Пауза для интуба­ции не должна превышать 30 с.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

У детей остановка кровообращения вследствие кардиальных причин возникает очень редко. У новорожденных и грудных детей причинами остановки кровообращения могут быть: асфиксия, синдром внезапной смерти новорожденных, пневмония и бронхиолоспазм, утопление, сепсис, неврологические заболевания. У детей первых лет жизни основная причина смерти - травмы (автодорожные, пешеходные, велосипедные), асфиксия (в результате заболеваний или аспирации инородных тел), утопление,

Ожоги и огнестрельные ранения. Техника манипуляций примерно такая же, что и у взрослых, однако есть некоторые особенности.

Определить пульс на сонных артериях у новорожденных достаточно сложно из-за короткой и круглой шеи. Поэтому проверять пульс у детей младше одного года рекомендуется на плечевой артерии, а у детей старше одного года - на сонной артерии.

Проходимость воздухоносных путей достигается простым подъемом подбородка или выдвижением нижней челюсти вперед. Если самостоятельное дыхание у ребенка первых лет жизни отсутствует, то самым важным реанимационным мероприятием является ИВЛ. При проведении ИВЛ у детей руководствуются следующими правилами. У детей до 6 мес ИВЛ проводят путем вдувания воздуха в рот и нос одновременно. У детей старше 6 мес дыхание проводят изо рта в рот, зажимая при этом нос ребенка I и II пальцами. Следует соблюдать осторожность в отношении объема вдуваемого воздуха и создаваемого этим объемом давления в дыхательных путях. Воздух вдувают медленно в течение 1-1,5 с. Объем каждого вдувания должен вызывать спокойный подъем грудной клетки. Частота ИВЛ для детей первых лет жизни - 20 дыхательных движений в 1 мин. Если при ИВЛ грудная клетка не поднимается, то это свидетельствует об обструкции дыхательных путей. Самая частая причина обструкции - неполное открытие дыхательных путей в связи с недостаточно правильным положением головы реанимируемого ребенка. Следует осторожно изменить положение головы и затем вновь начать ИВЛ.

Дыхательный объем определяется по формуле: ДО (мл) = масса тела (кг)х10. На практике эффективность ИВЛ оценивается по экскурсии грудной клетки и потоку воздуха во время выдоха. Темп ИВЛ у новорожденных приблизительно 40 в минуту, у детей старше 1 года - 20 в минуту, у подростков - 15 в минуту.

Наружный массаж сердца у грудных детей осуществляется двумя пальцами, а точка компрессии располагается на 1 палец ниже межсосковой линии. Оказывающий помощь поддерживает голову ребенка в положении, обеспечивающем проходимость дыхательных путей.

Глубина компрессии грудины - от 1,5 до 2,5 см, частота надавливаний - 100 в минуту (5 компрессий за 3 с и быстрее). Соотношение компрессия: вентиляция =5:1. Если ребенку не проведена интубация, на дыхательный цикл отводится 1-1,5 с (в паузе между компрессиями). После 10 циклов (5 компрессий: 1 вдох) нужно попытаться в течение 5 с определить пульс на плечевой артерии.

У детей в возрасте 1-8 лет надавливают на нижнюю треть грудины (на толщину пальца выше мечевидного отростка) основанием ладони. Глубина компрессии грудины - от 2,5 до 4 см, частота массажа - не менее 100 в минуту. Каждая 5-я компрессия сопровождается паузой для вдоха. Отношение частоты компрессий к темпу ИВЛ для детей первых лет жизни должно составлять 5:1, независимо от того, сколько человек участвуют в реанимации. Состояние ребенка (пульс на сонной артерии) повторно оценивают через 1 мин после начала реанимации, а затем каждые 2-3 мин.

У детей старше 8 лет методика СЛР такая же, как и у взрослых.

Дозировка препаратов у детей при СЛР: адреналин - 0,01 мг/кг; лидо-каин - 1 мг/кг = 0,05 мл 2 % раствора; бикарбонат натрия - 1 ммоль/кг = 1 мл 8,4 % раствора.

При введении 8,4 % раствора бикарбоната натрия детям его следует развести пополам изотоническим раствором хлорида натрия.

Дефибрилляция у детей до 6 лет производится разрядом 2 Дж/кг массы тела. Если требуется повторная дефибрилляция, разряд может быть увеличен до 4 Дж/кг массы тела.

Техника проведения искусственной вентиляции легких рассматривается в этом обзоре как сочетание физиологии, медицины и инженерных принципов. Их объединение способствовало развитию механической вентиляции, выявило самые насущные потребности в улучшении данной технологии и наиболее перспективные идеи для будущего развития этого направления.

Что такое реанимация

Реанимацией именуется комплекс действий, в состав которого входят мероприятия по восстановлению внезапно утраченных жизненно важных функций организма. Основная их цель - применение способов проведения искусственной вентиляции легких, чтобы восстановить сердечную деятельность, дыхание и жизнедеятельность организма.

Терминальное состояние организма подразумевает наличие патологических изменений. Они затрагивают участки всех органов и систем:

  • мозга и сердца;
  • и системы обмена веществ.

Методы проведения требуют учета той особенности организма, что жизнь органов и тканей немного продолжается и после того, как полностью остановилось сердце и дыхание. Своевременная реанимация позволяет достигать эффективного приведения пострадавшего в чувства.

Искусственная вентиляция, также называемая искусственным дыханием, - это любое средство оказания помощи или стимулирования дыхания, метаболический процесс, связанный с общим обменом газами в организме с помощью вентиляции легких, внешнего и внутреннего дыхания. Он может принимать форму ручной подачи воздуха человеку, который не дышит, или не прилагает достаточных усилий для дыхания. Или это может быть механическая вентиляция с использованием устройства для перемещения воздуха из легких, когда человек не может самостоятельно дышать, например, во время операции с общей анестезией или, когда человек находится в коме.

Задачей реанимации является добиться следующих результатов:

  • дыхательные пути должны быть очищены и свободны;
  • нужно своевременно провести ИВЛ;
  • необходимо восстановить кровообращение.

Особенности техники проведения ИВЛ

Легочная вентиляция достигается путем ручного устройства вдувания воздуха в легкие либо с помощью спасателя, подающего его в орган пациента путем реанимации от рта ко рту, либо с помощью механического аппарата, предназначенного для этой процедуры. Последний метод оказался более эффективным, чем те, которые включают ручные манипуляции с грудью или руками пациента, такие, как метод Сильвестра.

Реанимация «рот в рот» также является частью что делает ее важным навыком оказания первой помощи. В некоторых ситуациях этот способ применяется, как наиболее эффективный, если под рукой нет специального оборудования, например, при опиатных передозировках. Производительность метода в настоящее время ограничена в большинстве протоколов для специалистов в области здравоохранения. Младшим медицинским работникам рекомендуется проводить механическую ИВЛ в каждом случае, когда пациент неполноценно дышит.

Последовательность выполнения действий

Техника проведения искусственной вентиляции легких заключается в проведении следующих мер:

  1. Пострадавший укладывается на спину, расстегивается его одежда.
  2. Запрокидывается голова пострадавшего. Для этого одна рука подводится под шею, другая осторожно приподнимает подбородок. Важно максимально запрокинуть голову и раскрыть рот потерпевшего.
  3. Если такая ситуация, когда не получается открыть рот, надо постараться надавить на участок подбородка и добиться, чтобы рот машинально открылся.
  4. Если человек без сознания, выдвиньте нижнюю челюсть вперед путем введения в рот пальца.
  5. Если подозреваете, что есть травма в шейном отделе позвоночника, важно аккуратно запрокинуть голову и проверить, не забиты ли дыхательные пути.

Разновидности техник проведения ИВЛ

Для приведения человека в чувства разработаны следующие способы выполнения искусственной вентиляции:

  • «рот в рот»;
  • «рот в нос»;
  • «рот-устройство-рот» - с введением S-образной трубки.

Техники проведения искусственной вентиляции легких требует знания некоторых особенностей.

Важно при выполнении таких операций следить, не остановилось ли сердце.

Признаками такого состояния могут быть:

  • Появление резкой синюшности или бледности на коже.
  • Отсутствие пульса на участках сонной артерии.
  • Отсутствие сознания.

Если остановилось сердце

В случае остановки сердца необходимо выполнить закрытый массаж сердца:

  • Человек быстро укладывается на спину, важно выбрать для этого жесткую поверхность.
  • Реанимирующий становится на колени с боку.
  • Надо положить ладонь основанием на область грудины пострадавшего. При этом не забыть, что нельзя дотрагиваться до мечевидного отростка. Сверху одной руки ложится другая рука ладонью.
  • Массаж выполняется с помощью энергичных толчкообразных движений, глубина которых должна быть четыре-пять сантиметров.
  • Каждое надавливание должно чередоваться с выпрямлением.

Выполнение подразумевает следующие процедуры при проведении искусственной вентиляции легких:

  • Максимального запрокидывания головы, чтобы выпрямились дыхательные пути.
  • Выдвигания вперед нижней челюсти, чтобы не западал язык.
  • Легкое открывание рта.

Особенности метода «рот к носу»

Техника проведения искусственной вентиляции легких способом «рот в нос» подразумевает необходимость закрытия рта пострадавшего и выдвигания вперед нижней челюсти. Также надо охватить с помощью губ область носа и вдувать туда воздух.

Вдувать одновременно и в ротовую, и в носовую полость необходимо с осторожностью, чтобы уберечь ткань легких от возможного разрыва. Это касается, прежде всего, особенности проведения ИВЛ (искусственной вентиляции легких) детям.

Правила выполнения непрямого массажа сердца

Процедуры по запуску сердца должны выполняться вместе с вентиляцией легких искусственным способом. Важно обеспечить положение больного на твердом полу или досках.

Понадобится выполнение толчкообразных движений с применением тяжести собственного тела спасателя. Частота толчков должна составлять 60 надавливаний за 60 секунд. После этого надо выполнить от десяти до двенадцати надавливаний на область грудной клетки.

Техника проведения искусственной вентиляции легких покажет большую эффективность, если будет проводиться двумя спасателями. Проведение реанимации должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится дыхание и сердцебиение. Прекратить действия понадобится и в том случае, если произошла биологическая смерть пациента, что можно определить по характерным признакам.

Важные замечания при проведении искусственного дыхания

Правила проведения механическим способом:

  • вентиляция может выполняться путем применения аппарата, называемого вентилятором;
  • вставить прибор в рот пациента и рукой привести его в действие, соблюдая необходимый интервал при введении воздуха в легкие;
  • с дыханием может помочь медсестра, врач, помощник врача, респираторный терапевт, фельдшер или другой подходящий человек, сжимающий маску мешочного клапана или набор сильфонов.

Механическая вентиляция называется инвазивной, если она включает любой инструмент, проникающий через рот (например, эндотрахеальную трубку) или кожу (например, трахеостомическую трубку).

Существует два основных режима механической вентиляции в двух отделах:

  • вентиляция с принудительным давлением, где воздух (или другая газовая смесь) попадает в трахею;
  • вентиляция с отрицательным давлением, где воздух, по существу, всасывается в легкие.

Интубация трахеи часто используется для краткосрочной механической вентиляции. Трубка вводится через нос (назотрахеальная интубация) или рот (ортотрахеальная интубация) и продвигается в трахею. В большинстве случаев изделия с надувными манжетами используются для защиты от утечки и аспирации. Считается, что интубация с помощью манжетной трубки обеспечивает лучшую защиту от аспирации. Трахеальные трубки неизбежно вызывают боль и кашель. Поэтому, если пациент не находится в бессознательном состоянии или не подвергается анестезии по другим причинам, седативные препараты обычно назначают для обеспечения толерантности к трубке. Другими недостатками являются повреждение слизистой оболочки носоглотки.

История метода

Общим методом внешних механических манипуляций, введенным в 1858 году, был «Метод Сильвестра», изобретенный доктором Генри Робертом Сильвестром. Пациент лежит на спине, а его руки подняты над головой, чтобы помочь вдыханию и затем прижимаются к груди.

Недостатки механической манипуляции привели к тому, что врачи в 1880-х годах разработали усовершенствованные методы механической вентиляции, в том числе метод доктора Джорджа Эдварда Фелла и второй, состоящий из сильфона и дыхательного клапана для прохождения воздуха через трахеотомию. Сотрудничество с доктором Джозефом О"Двайером позволило изобрести аппарат Фелл-О"Двайера: мехи и инструменты для введения и извлечения трубки, которую продвигали вниз по трахее пациентов.

Подведем итоги

Особенностью проведения искусственной вентиляции легких в экстренной ситуации является то, что ее могут использовать не только специалисты здравоохранения (метод "рот в рот"). Хотя для большей эффективности в дыхательные пути нужно ввести трубку через отверстие, сделанное хирургическим путем, что под силу только медработникам или спасателям. Это похоже на трахеостомию, но крикотиреотомия зарезервирована для экстренного доступа к легким. Обычно она используется только при полной блокировке глотки или, если имеется массивная челюстно-лицевая травма, предотвращающая использование других вспомогательных средств.

Особенности проведения искусственной вентиляции легких детям заключаются в аккуратном проведении процедур одновременно в ротовой и носовой полостях. Использование респиратора и кислородного мешка поможет облегчить проведение процедуры.

При проведении искусственной вентиляции легких необходимо контролировать работу сердца. Реанимационные процедуры прекращаются, когда пациент начинает дышать самостоятельно, или же у него появились признаки биологической смерти.