Аллюр — основные виды бега лошади. Аллюр — основные виды бега лошади Лошадиный галоп

Лошадиный аллюр - это термин, обозначающий все способы бега лошади. Лошадь во время бега совершает множество движений. Все четыре ноги животного совершают своё движение, у каждой есть свой такт. Все это вместе складывается в понятие аллюра. Любой всадник, даже начинающий, должен изучить эти способы движений, ведь для каждого из них от всадника также требуются определённые усилия. Наездник не только управляет лошадью, он подстраивается под неё. От этого зависит то, как он сохраняет баланс, какую держит посадку.

На данный момент существует три основных естественных вида аллюра лошадей:

  1. Галоп

Также существуют искусственные виды движений, их вырабатывают у лошадей за счёт специальных тренировок: испанский шаг, пируэт, пиаффе и многие другие.

Существует и промежуточный вид аллюра - иноходь. Он может быть и врождённым и приобретённым в процессе тренировок.

Основа основ - шаг

Этот способ передвижения даже именуют королём аллюров, потому что именно с него все начинается. Это самый неторопливый вид движения лошади, он не подгружает мышцы и очень спокоен. Лошадь движется шагом примерно со скоростью 8 километров в час. Но без шага нет верховой езды и именно на нём отсекаются все ошибки, которые в дальнейшем учитываются в тренировке.

Шаг является четырехтактным аллюром. Это значит, что лошадь переставляет ноги по очереди. По звуку это четыре отдельных удара копыт, но по темпу шаг может различаться, это зависит от того, каким именно шагом движется лошадь.

Лошади породы першерон: история, предназначение и описание коней

Существует три типа шага:

  1. Короткий (собранный)
  2. Средний
  3. Широкий (прибавленный)

Между ними хорошо видно различие, особенно по следам копыт. Когда шаг короткий , то следы задних копыт находятся на большом расстоянии от передних. При среднем они попадают на передние. А при прибавленном шаге задние копыта переступают отметины передних.

Помимо следов разницу в шагах можно определить по внешнему виду лошади. Когда конь движется обычно он расслаблен, голова слегка опущена и покачивается. Когда шаг собранный лошадь поднимает ноги выше, поясница подбирается. При длинном шаге скакун поднимает голову, ноги движутся размашисто, а поясница вытянута.

Любая тренировка начинается и заканчивается свободным шагом. Собственно, и способности верхового скакуна оцениваются именно на шаге. Самыми гибкими скакунами считаются те, чьи задние копыта заступают за следы передних примерно на размер одного копыта.

Рысь - аллюр со своим нюансом

Рысь идёт следующим видом движений после шага по скорости. Для новичков рысь зачастую оказывается самым сложным видом передвижения. Во время бега лошади рысью очень сильно ощущаются толчки, а научиться двигаться в такт с конём не так просто. Чтобы подстроиться под такой темп, новичку каждый раз нужно бывать очень внимательным. Умение хорошо держаться в седле при рыси приходит с опытом.

Рысь является двухтактным аллюром, когда лошадь бежит рысью, её ноги попеременно переставляются парами по диагонали. По звуку слышны два удара копытами. Двигаются одновременно задняя и передняя ноги, диагональные друг другу. После этого идёт момент подвисания и двигаются следующие две ноги. Для попадания в такт с лошадью всадник должен приподниматься над седлом на одном толчке и опускаться на толчок следующей пары ног. Когда подвисает лошадь, зависает над седлом и всадник.

Спаривание и размножение лошадей и других животных

Как и у шага, есть разные виды рыси :

  1. Собранная
  2. Средняя
  3. Прибавленная
  4. Рабочая

Данные виды схожи по характеристике с аналогичными видами шага. Также присутствуют в рыси виды: учебная рысь, облегчённая рысь. Но это уже понятие, касающееся способа посадки всадника. При учебной рыси наездник должен плотно сидеть в седле, на облегчённой - привставать в момент подвисания.

Есть и специализированные названия для ипподрома, где своя терминология лошадиных бегов. Так, медленная рысь называется трот, а быстрая - размашка. Есть ещё понятия маха и призовой рыси.

Самый быстрый бег лошади - галоп

Галоп ассоциируется у многих с очень быстрым, почти летящим, бегом. Это действительно крайне быстрый аллюр, требующий от лошади очень быстро бежать. Новички обычно его опасаются, ведь летящая галопом лошадь поначалу кажется неуправляемой. Но при правильной посадке галоп легче рыси, все что нужно чтобы надёжно усидеть в седле - это знание азов галопа.

Галоп - это трехтактный аллюр. Конь во время него движется следующим образом: выносится одна задняя нога, после неё вторая задняя и параллельная передняя вместе с ней. Последней опускается вторая передняя нога, после чего идёт фаза подвисания. По звуку слышатся три удара копыт. Когда смотришь на скакуна со стороны, может показаться, что он начинает ход с передней ноги, но это не так. Есть разные виды галопа, они различаются по скорости и тому, какое пространство охватывают:

  1. Манежный галоп - до 300 метров в минуту
  2. Собранный (неторопливый) - более 200 метров в минуту
  3. Средний - от 400 до 700 метров в минуту
  4. Размашка - 800 метров в минуту
  5. Карьер (крайне быстрый) - от 1000 метров в минуту и более

Галоп и переходы с одного аллюра на другой

Итак, если Вы ездите облегченной рысью без стремян в течение 5 минут и при этом еще способны управлять конем, то наверняка вы уже испытали наслаждение от езды галопом. На галопе сидеть легче, чем на рыси. Толчки значительно реже и более плавные, ощущения приближаются к раскачиванию на качелях, только земля несется в одном направлении - назад.

Рис.14 Как сидеть на манежном галопе

Рис.15 Как сидеть на голевом галопе

Условное разделение скорости при езде галопом также манежный и полевой. Соответственно и посадка различается на манежную и полевую. Манежная посадка на галопе мало чем отличается от посадки на учебной рыси. Корпус чуть откинут назад, ноги плотно обхватывают бока лошади, мягкая поясница амортизирует толчки. Задача сидеть в седле "как влитой" (Рис.14), иначе потертости могут образоваться как у Вас, так и у лошади, Полевая посадка применяется при скачках, преодолении препятствий, во время полевой езды. При полевой посадке Вы привстаете на стременах (путлища укорочены на 1-2 отверстия) и основной упор приходится на шлюсс. Седалище не касается седла, поясница чуть прогнута, плечи расправлены, руками допустимо упираться в шею или придерживаться за гриву (Рис.15).

Основные ошибки при полевой посадке следующие. Всадник стоит очень высоко в стременах. При этом центр тяжести перемещается вверх, уменьшается прочность посадки. Если лошадь шарахнется вбок, всадник продолжит движение без нее.

Ноги всадника "уходят" вперед или назад. И то, и другое приводит к ухудшению равновесия и, как следствие, ухудшается контакт с конем и эффективность управления. Шенкель должен лежать сразу за подпругой, а нога находиться в стремени широкой частью ступни.

Всадник плюхается в седле на каждом скачке галопа. Седалище не должно касаться седла. Вы можете набить лошади спину, да и себе кое-что.

Стремена должны быть такой длины, чтобы не "убегали" из-под ноги, но чтобы и не вставать на них слишком высоко. Ваш вес должен равномерно распределяться на шлюсс и ступни. Известное в альпинизме правило; три точки опоры-применимо и здесь: шлюсс (внутренняя поверхность бедер) и два стремени. Руки свободны для управления. Повод слегка натянут. При энергичных движениях головы и шеи лошади руки следуют за ними, корпус же остается на месте.

Рис.16А Лошадь идет с отданным поводом

Рис.16Б Лошадь в сборе

Что надо для того, чтобы поднять лошадь в галоп? Какая-нибудь деревенская кляча может быть приучена подниматься в галоп от свиста, гиканья или даже дерганья поводом. Тому же можно научить и любую другую лошадь. Однако общепринятые правила таковы. Лошадь приводится в состояние сжатой пружины, что называется "сбором". Чтобы "собрать" коня, надо добиться сведения всех четырех ног если не в одну точку, то достаточно близко. Достигается это как поводом - лошадь сгибает шею и уменьшает вынос передних ног, так и шенкелем:лошадь подводит под себя задние ноги (сравните рисунки 16А и 16Б).

В зависимости от того, с какой ноги Вы поднимаете лошадь в галоп, голове придается левое или правое постановление - такое положение, при котором вы видите край того или другого глаза (Рис.17). В манеже вопрос о ноге решается просто. При езде налево - галоп с левой ноги, при езде направо - с правой. В механику движения лошади вдаваться не будем. Эта тема подробно раскрыта во всех серьезных руководствах. Тем не менее, даже начинающим надо знать, что если Ваша лошадь на галопе "врет", то есть идет контргалопом (при езде налево, например, галопом с правой ноги), то на повороте Вы можете оба упасть. Определить, с какой ноги галопирует лошадь, не очень трудно. Передняя нога, которая опускается на землю дальше, чуть впереди, и есть та нога, с которой конь галопирует.

Итак, мы едем облегченной рысью. Подается команда: "Смена, галопом марш!" Что мы делаем?

Рис.17 Постановление

Во-первых, садимся в седло и перестаем облегчаться. Во-вторых, набираем короче повод, заставляя коня "опустить нос" и делая постановление (край глаза). В-третьих, (но одновременно с "во-вторых"!) усиливаем действие обоих шенкелей (противоположный направлению галопа более активен) в сочетании с незначительным и мягким ослаблением повода, и тем самым посылаем лошадь вперед. Не получилось? Попробуйте еще раз сделать все то же самое при выходе из поворота, а к действию противоположного шенкеля добавьте легкий удар хлыстом. Только не пытайтесь разгонять лошадь.

Многие тренеры запрещают при посыле в галоп качать корпусом. Да, это правильно. Управление, а тем более посыл, должно быть со стороны незаметно. Лошадь как бы сама все выполняет. Однако на галопе всадник всегда хотя бы чуть-чуть, но покачивает корпусом, а это действие может явиться условным сигналом для старой прокатской клячи, которую, бывает, не убедишь даже хлыстом.

Для того, чтобы перевести спокойную лошадь с галопа на рысь, может быть достаточно простого натяжения повода. Если задача не решается, то, откинув корпус назад и уперевшись в стремена, потяните повод поэнергичнее, не задирая при этом рук кверху (распространенная ошибка!). Если лошадь тащит, "закусив удила", то надо попробовать достаточно резко передернуть поводом слева направо и наоборот. Это весьма болезненный прием для рта лошади, которая должна "осознать, кто здесь хозяин". Если же Вас "растащила" лошадь в поле, то единственный способ остановить ее - завернуть на круг, постепенно уменьшая его диаметр (Рис.18). (Подробнее - см. Урок 12. "Лошадь тащит").

Впрочем, будем надеяться, что Вам, как начинающему всаднику, будут доставаться спокойные, добронравные и хорошо выезженные лошади.

Рис. 18 Остановка лошади

Из книги Сергей Макаров автора Спасский Олег Дмитриевич

«Переходы, переходы …» Так чаще всего озаглавлены информации или интервью с начальником Управления хоккея, появляющиеся в газетах накануне очередного хоккейного сезона.Кто и куда приглашен? Кто отчислен из той или иной команды? И кто в нее принят? Кого отпустили и кому,

Из книги Бильярд автора Останин Евгений Анатольевич

Перескок шара с одного стола на другой Сущность трюка заключается в том, чтобы перебросить биток на второй стол, где «свой» положит прицельный в одну из луз.Для того чтобы выполнить трюк, необходимо предварительно тщательно отработать технику выполнения удара перескок

Из книги Уроки верховой езды автора Пчелина М Л

Галоп Галоп с левой ноги Галоп с правой ноги Конгтргалоп Средний галопРезвый галоп Подъем в

Из книги Футбол убьет Россию. Народная игра в рублях, договорняках и взятках автора

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

ПЕРЕХОДЫ ОТ БОРЬБЫ СТОЯ К БОРЬБЕ ЛЁЖА И НАОБОРОТ Переходы от борьбы стоя к борьбе лёжа С одной стороны, переходы от борьбы стоя к борьбе лёжа являются преследованием противника. Это преследование осуществляется после проведенного самбистом броска, специальных действий,

Из книги Михаэль Шумахер – номер один автора Аллен Джеймс

Переходы от борьбы стоя к борьбе лёжа С одной стороны, переходы от борьбы стоя к борьбе лёжа являются преследованием противника. Это преследование осуществляется после проведенного самбистом броска, специальных действий, подготавливающих проведение болевого приёма,

Из книги Вся подноготная футбола. АНТИэнциклопедия народной игры (сборник) автора Яременко Николай Николаевич

Переходы от борьбы лёжа к борьбе стоя Переход от борьбы лёжа к борьбе стоя может быть нужным как выход из затруднительного положения или при явном преимуществе противника при борьбе лёжа.Если противник пытался провести перегибание локтя захватом руки между ног или

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Другой Шумахер Постоянные сравнения с ним меня просто раздражают. Я устал слышать это. Я никогда не ощущал, что я в тени Михаэля. Я просто его младший брат. Михаэль идет своей дорогой, а я своей. Ральф Шумахер Ральф Шумахер – это совершенно иной

Из книги Учебник верховой езды автора Мюзелер Вильгельм

0:40 Переходы из клуба в клуб: из футбольного – в ночной Что такое Россия на футбольной карте мира? Вопрос не о том, как бы мы сами себя хотели видеть и настойчиво убеждать себя же в этом, а как она реально представляется мировой футбольной общественности? Это не просто

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Переход на галоп Движение на галопе совершается в три такта. Различают галоп с правой ноги и с левой. При галопе с правой ноги (рис. 32) вперед выбрасывается правая пара ног, при галопе с левой ноги - левая пара.Всаднику разрешают ездить галопом уже в первые часы

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Галоп Лошадь движется не просто галопом, а рабочим, сокращенным, средним или прибавленным галопом. Всадник должен точно придерживаться различий в темпе и его частой переменой напоминать самому себе о том, что он должен ехать в каком-то определенном темпе.Лошадь на галопе

Из книги Фитнес. Секретные методики спецслужб автора Симмонс Эшли

III. Переходы Закончив подготовку и разучивание приемов, переходим к более сложной тренировке - переходам.Переходом называется перемена неудавшегося приема на более удачный.Есть два вида переходов:Переходы на одной руке.Переходы на двух руках.1. Переходы на одной

Из книги автора

Переходы от одного движения высшей школы в другое Правильность и точность переходов лошади из одного аллюра в другой, а также сохранение при этом правильной посадки всадником без видимых усилий с его стороны свидетельствуют как о точности управления всадника, так и о

Из книги автора

Брат от другой матери – молекулярная мимикрия Как вы помните, белки состоят из аминокислот. Давайте на минуту представим себе, что эти аминокислоты заменены деталями конструктора «Лего» разных форм и цветов. Вот перед нами цепочка «Лего», выстроенная в определенной

Из книги автора

4.4. Другой уровень Важно, чтобы в результате организм мог выдержать не краткосрочную экстренную физическую нагрузку, а без проблем выносил длительную, пусть и не такую значительную. Так что срываться с места в карьер и тренироваться с нуля - не лучший вариант.Для этого

1) аллюр, особый бег лошади в припрыжку; 2) быстрый танец прыжками. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ГАЛОП 1) быстрый бег лошади, при котором она поднимает одновременно обе ноги. 2) то же,… … Словарь иностранных слов русского языка

галоп - а, м. galop m., > нем. Galop. 1. Ход лошади вскачь. Сл. 18. От обоих флангов с места выедут великим галопом. Экз. кав. Скакание на лошади, галоп. НЦ 75. Галоп. Конский скок, но не во всю прыть. Даль. Едва они <драгуны> сошли под гору,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Муж., франц. конский скок, но не во всю прыть; меть, дыбки (см. алюр). Курцгалоп, меть, перевалка, прыжком; средний галоп, скок, скоком, вскачь; полный галоп, во весь опор, во весь дух, во все лопатки, слань. | Галоп, или галопад, особая пляска и … Толковый словарь Даля

- (франц. galop) скачкообразное движение лошади; один из видов аллюра. В зависимости от длины шага различают галоп короткий, обыкновенный (кентер) и быстрый (карьер) … Большой Энциклопедический словарь

ГАЛОП, галопа, мн. нет, муж. (франц. galop). 1. Очень быстрый аллюр, при котором лошадь идет вскачь (спорт.). Делать вольтижировку на галопе (во время галопа). 2. Старинный танец с быстрыми и резкими па (ист.). «Галоп не прыгаешь в собранье.»… … Толковый словарь Ушакова

ГАЛОП, а, муж. 1. Бег, аллюр, при к ром лошадь идёт вскачь. Скакать галопом. Поднять коня в г. 2. галопом, нареч. Очень быстро (разг. неод.). Докладчик прошёлся галопом по важной теме. 3. Скачкообразный стремительный бальный танец, а также музыка … Толковый словарь Ожегова

ГАЛОП - самый быстрый скачкообраз. аллюр л. в 3 такта с фазой свободного подвисания. В зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед, различают Г. с правой или с левой ноги. При последнем л. опирается сначала на правую заднюю ногу, по … Справочник по коневодству

У этого термина существуют и другие значения, см. Галоп (значения). Галопирующая скаковая лошадь (анимация) Галоп (также намёт) трехтактный аллюр лошади (и некоторых других животных) в три темпа с безопорной фазой. Самый быстрый способ бега… … Википедия

галоп - Немецкое – Galopp. Английское – gallop. Итальянское – galoppo. Слово «галоп» заимствовано русским языком из французского на рубеже XVIII–XIX вв. и образовано от французского galop, galoper – «мчаться галопом». По некоторым сведениям, французское… … Этимологический словарь русского языка Семенова

А; м. [франц. galop] 1. Бег, аллюр (средний между рысью и карьером), при котором лошадь идёт вскачь. Лошадь взяла, перешла в г. Поднять, пустить лошадь в г. Пойти на галопе (разг.; = Галопом). / Разг. О чьём л. быстром беге скачками, бросками.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Галоп-экспромт , Глинка Михаил Иванович. Репринтное нотное издание Glinka, Mikhail`Impromptu-Galop`. Жанры: Impromptus; Galops; Dances; For piano 4 hands; Scores featuring the piano; Scores featuring the piano 4 hands; For 2…
  • Галоп "Бандиты", Op. 378 , Штраус Иоганн (сын). Репринтное нотное издание Strauss Jr., Johann "Banditen-Galopp, Op. 378" . Жанры: Galops; Dances; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For piano (arr); For 1 player; Scores…

Среди всех видов езды, пользующихся популярностью у современных всадников, галоп занимает стабильно высокую позицию. И удивляться здесь нечему, ведь, благодаря данному аллюру, наездник будто летит над землей, получая огромнейший заряд положительных эмоций. При этом, как показывает практика, освоить лошадиный галоп по силам каждому желающему, разумеется, в случае соблюдения необходимых условий. Об этом и будет рассказано ниже, дабы любой, кому интересен рассматриваемый в данном материале аллюр, освоил его максимально легко и быстро.

Для начала необходимо упомянуть о том, что данный аллюр является самым быстрым среди всех известных на сегодняшний день. Так, скачущий галопом конь способен развивать поистине впечатляющую скорость (в районе 60 км/ч), что быстрее рыси примерно вдвое, а обычного шага - в 8-9 раз. Правда, настолько шустро лошадь бежит сравнительно недолго, успевая проскакать дистанцию порядка 2-3 км. А вот в случае, если галоп будет медленным (порядка 20 км/ч), скакун может преодолевать значительно большие дистанции, не делая при этом остановок.

Также стоит добавить, что рассматриваемый аллюр характеризуется наличием подвисания, когда все четыре ноги лошади полностью отрываются от земли. В дикой природе такая манера езды помогала скакунам убегать от опасных хищников, причем небезуспешно. Сейчас же лошади передвигаются галопом прежде всего в угоду всадникам, получающим от быстрой езды уйму ярчайших впечатлений.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что данный аллюр весьма популярен среди профессиональных наездников. Так, донские и кубанские мастера, относящиеся к казачьей традиции, демонстрируют на галопе настоящие чудеса, к примеру, на полном ходу стреляя по чучелам или поднимая с земли разбросанные монеты.

Что нужно для обучения

Каждому желающему знать, как ездить галопом на лошади, нужно принять к сведению несколько основных моментов, позволяющих сделать процесс обучения предельно простым и сжатым по времени. Что же касается их перечня, то он представлен ниже:

  • Правильная лошадь. Этот фактор переоценить едва ли получится, так как от него успешность обретения навыков наездника зависит напрямую. Для разучивания галопа стоит отдавать предпочтение спокойным скакунам, движения которых отличаются мягкостью и ритмичностью. Кроме того, такая лошадь должна иметь хороший баланс задних конечностей, позволяющий ей нести себя самостоятельно и легко двигаться в горку. Важно помнить: то, насколько правильно скачет конь, помогает наезднику освоить посадку с наименьшими затратами сил и времени.
  • Подходящая амуниция. Для того чтобы научиться рассматриваемой в данном материале езде, необходимо обзавестись не только седлом и уздечкой, но и другим инвентарем. К таковому относятся шейный ремень, корда, бич и развязки.
  • Место, выбранное правильно. На первых парах оно должно быть как можно более спокойным, дабы процессу обучения никто не мешал. Отдельное внимание следует уделить безопасности: убедиться в отсутствии жердей и мусора. Чтобы лошадь скакала галопом, никаких преград на ее пути быть не должно, по крайней мере на начальных этапах обучения.

Особенности посадки

Не менее важным моментом, позволяющим освоить галоп лошади, является изучение принципов правильной посадки наездника. Стоит отметить, что их учет является обязательным условием обучения данной езде как с точки зрения удобства, так и в плане безопасности всадника. Если же выделить ключевые особенности, свойственные посадке при лошадином галопе, то их список выглядит следующим образом:

  • таз наездника должен скользить по седлу взад-вперед в такт движениям скакуна;
  • поясницу необходимо расслабить, что позволит существенно снизить воздействие толчков корпуса лошади на всадника;
  • ягодичные мышцы также не должны подвергаться напряжению;
  • посредством коленей и лодыжек наезднику следует передавать импульс от движений скакуна ниже - на ступни;
  • плечи должны быть развернутыми.

Что касается повода, то укорачивать его в процессе езды не нужно. Объясняется это тем, что в подобных ситуациях конь может как ускорить темп, так и совсем остановиться.

Движение на галопе

Касательно способа, использование которого позволяет лошади подняться в галоп, то он предусматривает предварительное пускание животного на быструю рысь. Помимо этого, методика подъема скакуна в галоп предполагает выполнение наездником следующих действий:

  • отвод наружного шенкеля немного назад;
  • умеренное, но при этом ощутимое надавливание шенкелем в область лошадиного живота;
  • причмокивание губами (подобный звук позволяет поднимать лошадь в галоп, выступая в качестве характерного сигнала).

Ну а в ситуации, когда животное уже скачет галопом, наезднику стоит учитывать следующие рекомендации:

  • для того чтобы лошадь не останавливалась, на поворотах ее необходимо немного подталкивать;
  • накачивание корпусом при езде галопом не приветствуется;
  • слишком сильный наклон всадника вперед недопустим (в случае остановки скакуна можно перелететь через шею последнего, тем самым рискуя получить серьезную травму);
  • во время езды галопом не следует позволять лошади наклонять голову.

Что же касается того, как переходить с галопа на рысь, то для решения этой задачи всаднику нужно просто подобрать повод и немного отклонить свой корпус назад. Выполнение наездником этих действий приведет к тому, что скакун перейдет на менее резвый бег. Как послать скакуна в галоп по новой, было подробно рассказано выше.

Другие моменты, достойные внимания

Практика показывает, что в некоторых ситуациях при переходе с галопа на рысь скакун может повести себя не самым лучшим образом: отказаться переходить с более быстрого аллюра на более медленный. Подобная неприятность проявляется в том, что лошадь не реагирует на команды и продолжает двигаться в ускоренном темпе, закусив удила. Стоит отметить, что в таких случаях помогает прием, предусматривающий резкое передергивание повода справа налево, а после - в противоположном направлении. Конечно же, данный шаг является весьма болезненным для лошадиного рта, однако нередко бывает так, что без него действительно не обойтись.

И последнее. Для того чтобы ездить на лошади галопом, у всадника должна быть отличная подготовка: как физическая, так и моральная. По этой причине его обучение рассматриваемому в данном материале аллюру должно быть предельно тщательным, предусматривающим обязательное ознакомление со всеми ключевыми теоретическими основами. Также следует добавить, что этот вид лошадиной походки куда менее сложен для всадника, нежели упоминавшаяся ранее рысь. Причина этого кроется в особенностях хода скакунов, предусматривающего слабо ощутимые толчки от корпуса последних и существенно экономящего силы наездника.

Со словом «галоп» у всех связаны в основном одинаковые ассоциации - скорость, ветер, полёт. И те, кто первый раз пробует поехать этим аллюром в поле, чаще всего именно это и ощущают - лошадь резво принимает с места в карьер, долго и активно галопирует и легко тормозит в конце поля или «галопной» дорожки. Каково же бывает изумление начинающих всадников (особенно имеющих опыт езды галопом по полям), когда на попытку поднять лошадь в галоп в манеже, та отвечает лишь ленивым помахиванием хвоста, или маховой рысью по стенке! Почему так происходит, какие основные ошибки делают начинающие всадники при подъёме в галоп? Об этом - в данной статье.

Хорошо, если до первого подъёма в галоп тренер объяснил «механизм» - как работать ногой, рукой, что такое постановление, в какой момент надо толкнуть лошадь, а когда - затормозить, какие проблемы возникают и как их оперативно решить. Если же вас просто поставили в смену, которой скомандовали - «Галопом марш!», и вот вы уже несётесь теряя стремена за всеми непонятным аллюром (или, что еще хуже, «махом» по стенке), или печально стоите в середине манежа - значит тренер либо переоценил Ваши возможности, либо невнимателен и безответственен. Подобные попытки поехать галопом - бесполезная трата времени, так как ничего, кроме закрепления стойких, и трудно исправляемых в последствии ошибок, Вы не приобретёте.

Откуда берутся ошибки?

«Накачивание» корпусом и разгон лошади до «маха» в момент начала подъема, скручивание головы животного внутрь вместо грамотного постановления, удары шенкелем вместо аккуратного толчка и неумение плавно поддерживать дальнейший темп движения - вот самые распространённые проблемы начинающих. Чаще всего абсолютно все они приобретены не из-за «глупости» и «необучаемости» ученика, а из-за излишней торопливости нынешних тренеров, нежелания уделять больше внимания начинающему, а зачастую и простой лени: самый простой выход из ситуации, когда требуется работа с группой - поставить всех в смену и дать команду «галопом», а дальше только покрикивать: «Работаем шенкелем активнее…» и будь что будет. Если Вы узнали в этой картинке себя, или своего тренера, следует логичный вопрос: «Что же делать и как теперь быть?»…

Смена - это хорошо или плохо?

Мне хочется еще отметить, что обучение езде галопом - часто процесс индивидуальный, и работа в смене не приносит хорошего результата. Первые подъёмы лучше пробовать на корде или в «бочке», наедине с инструктором или максимум с еще одним-двумя всадниками, лучше опытными. Все это придаст Вам уверенность, команды тренера будут лучше улавливаться, а отсутствие еще пяти таких же «чайников» как Вы, не создаст пугающей толчеи. На корде тренер сможет искусственно, с помощью голосовых команд с земли или при помощи шамбарьера поддерживать заданный аллюр, в нашем случае галоп, чтобы всадник мог просто «присидеться», почувствовать темп нового для него движения, «не заморачиваясь» пока на его поддержании, дистанции и посадке.

Лошадь - друг!

Нужно подробно остановиться на Вашем четвероногом партнёре. Он должен быть «самим совершенством»! Отзывчивая, взрослая, правильно выезженная лошадь чаще всего умеет прощать все ошибки начинающему всаднику и с удовольствием выполняет мало-мальски правильно отданную команду. Лошадь молодая, агрессивная или замкнутая, с пороками заездки только усугубит сложности начала работы на галопе - такое животное после одной-двух ошибок обучающегося (а они неизбежны!) начнёт активно сопротивляться (по разному, в зависимости от своих пороков) дальнейшей работе, а никак не помогать Вам.

Как исправить ошибки?

Если же у Вас уже есть опыт работы на галопе, а месте с ним и закрепившиеся ошибки, стоит разобрать варианты исправления их подробнее. Сам подъём в галоп в классической литературе по обучению верховой езде описан довольно подробно, и его можно пересказать коротко - постановление, работа внешнего шенкеля, «подключение» внутреннего, подъём… Первым камнем преткновения становится это самое загадочное постановление - поворот головы лошади внутрь манежа, до момента, когда Вы видите край ее глаза. Почему-то практически все обучающиеся, несмотря на такое, казалось бы, простое определение, стараются изобразить постановление как выворачивание шеи коня в ганаше до тех пор, пока уже не становится видно и противоположный глаз! Такой работой Вы сразу же гасите импульс лошади, заставляете ее сопротивляться болезненному и некомфортному состоянию - тянуть повод обратно, вырывать его. Если такие проблемы присутствуют, стоит воспользоваться несколькими приёмами, которые помогут Вам исправить ситуацию: для начала соберите оба повода достаточно коротко (и абсолютно симметрично!), до плотного контакта со ртом лошади. Если животное пытается замедлиться - активно натолкните его «на повод» заставив таким образом сохранить темп шага. После этого, спокойно, не поднимая рук вверх, не бросая внешний повод и сидя ровно, начните чуть-чуть поворачивать голову лошади внутрь, одновременно АКТИВНО работая двумя шенкелями. Как только лошадь поднялась в галоп, сразу же выравняйте ей голову и продолжайте работать «ногой», плавно поддерживая темп.

Лошадь - не кресло-качалка!

Следующая распространённая ошибка - качание корпусом в момент начала галопа. «Лечится» она только вниманием тренера, который в момент подъёма должен помогать Вам контролировать корпус, напоминая: «Сиди ровно, поясница вперед, плечи спокойнее…», и Вашим самоконтролем. Старайтесь при начале галопа «просидеть» этот момент в седле, плавно сопроводив лошадь вперёд поясницей, а плечи «пронести» прямо, не качнув ими вперёд. Корень проблемы «накачивания» плечами лежит чаще всего в том, что когда-то Вы учились поднимать лошадь в галоп с разгона, пытаясь качанием корпуса компенсировать нехватку работы ногой.

Куда спешим?

Вышеупомянутая проблема - разгон коня на рыси для подъёма в галоп - встречается тоже очень часто. Чаще всего такой «манёвр» к галопированию не приводит, т.к. ездока трясёт так, что ни о какой правильной работе рук и ног он уже не думает, а думает о том, чтобы не упасть, и быстренько переводит лошадь в шаг. Животные, давно работающие в прокате, отлично осваивают этот трюк и применяют его на практике постоянно, заслышав команду тренера: «Галопом марш!». Логика их понятна - 30 секунд активной рыси по стенке, - шаг, а то и оглаживание от испуганного седока, который вовсе не рад, что «телепавшееся» еле-еле первые две рыси животное вдруг резво «приняло» по манежу… Что же делать? Как ни странно - тормозить! Сразу, резко и настойчиво, вплоть до остановки. Ни в коем случае не поощряйте лошадь за активную рысь, когда Вам нужен галоп - Вы так и будете наматывать круги… Правильный путь: резкий перевод в шаг СРАЗУ, как только лошадь предложила рысь, чёткое постановление, работа ноги и галоп! Не получилось - сразу опять шаг, постановление, подъём… Большинство учебных лошадей в прошлом отлично выезжены и сразу же, «почуяв» грамотную работу, ответят Вам на неё правильно.

Помните!

И под конец стоит напомнить о такой прописной истине, как то, что подъём в галоп если и осуществляется с рыси, то с учебной… Если Вы облегчаетесь, то лошади очень удобно бежать рысью - облегчением Вы задаёте ей хороший, размеренный темп движения и «сбить» ее в галоп становится задачей практически нереальной. Сядьте максимально плотно в седло, успокойте руки, сократите до минимума аллюр - дальше небольшое постановление, работа внешней ноги и подъём. Если лошадь на такую команду только расширила рамку - опять сокращение, опять спокойная и чёткая команда. Помните, подъём в галоп с рыси не всегда получается даже у продвинутых всадников, так как это довольно сложный элемент, требующий от пары всадник-лошадь отличного баланса, гибкости и взаимопонимания. ЗМ