Анкетирование родителей что вы знаете о вежливости. Родительское собрание "о вежливости у детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
М.Монтегю

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок - невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!»

Если ребенок перебивает взрослых…

«Не перебивай меня, не перебивай!» - так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых?

«Наш сын Ваня (2г.3 м.) не дает нам поговорить, он постоянно требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т.п. Когда мы с мужем разговариваем, Ваня влезает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».

Первые слова, первые фразы…как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать. Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, - это может означать, что он:

  • не умеет слушать;
  • проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
  • хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
  • не обладает достаточным запасом терпения;
  • недополучает родительского внимания.

Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства и характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешиваться в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры – это может быть одним из симптомов гиперактивности.

Если ребенок не здоровается…

Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение. У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 4 лет, у которого проявления невротического ступора случались каждый раз в ситуации прощания и приветствия, мы предлагаем родителям увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т.п. Васе понравятся такие веселые способы, а однажды, когда пройдет уже несколько месяцев, мы услышим от мальчика вслед за мамой сказанное им приветствие: «Здравствуйте!».

Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера.

«Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит «до свидания», не говорит «спасибо», может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: «Я с тобой не дружу!» Он вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как я!»

Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведет, но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в которой волшебные слова не могут жить.

Если ребенок ругается матом…

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В.Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «Пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка.

За психологической помощью обратилась мама: «У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла». Кирилл единственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведения, означающего: «Обратите на меня внимание!» Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб все время, в ночной клуб!» Мама Кирилла не работает в отличие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда папа приходит домой, мама уходит развлекаться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присутствии сына.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций.

«Наш сын ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать – ничего не помогает! Как быть?»

Дело в том, что ребенок 4 лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра - слова-то у вашего сына мусорные).

Однако к этому способу необходимо прибегнуть только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т.п.

Памятка для родителей «Как научить ребенка не перебивать взрослых»

  1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
  2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т.п.
  3. Научите вежливым способом пребывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной
  4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.
  5. Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
  6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
  7. Сами никогда не перебивайте ребенка!

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым»

  1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
  2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
  3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
  4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
  5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
  6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.п.
  7. Учите вежливости вежливо!

Памятка для родителей «Как отучить ребенка ругаться матом»

  1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «Мусорные» слова.
  2. Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услышал эти слова (А вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
  3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!
  4. Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
  5. При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.
  6. Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.
  7. Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

Воспитание вежливости у детей.

“Ничто не обходится нам так дешево

И не ценится так дорого, как вежливость”

(Сервантес)

Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости, внимательности, заботливости к ним. Вежливость украшает действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.

2. Извиняться за причиненную неприятность: ”Извините, пожалуйста”, ”Простите, пожалуйста”.

3. При обращении с просьбой говорить: ”Пожалуйста”, ”Будьте добры” и т.д.

4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: ”Спасибо”, ”Благодарю вас”.

5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.

6. Обращаться ко всем взрослым на “вы”, называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.

7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; вытирать ноги о коврик у входа, помогать взрослым, заботиться о младших братьях.

8. Делать всё старательно, всегда всё убирать за собой (одежду, игрушки) .

9. Не вмешиваться в разговор взрослых.

10. При обращении ко взрослым говорить: “Разрешите спросить”, ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не быть назойливым, не прерывать взрослых во время разговора, слушать до конца.

11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.

12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.

13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.

14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.

15. Благодарить за еду, при выходе из-за стола ставить стул на место.

16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: уступить место, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь

Как надо воспитывать у детей вежливость?

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей!

Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми, на ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи, говорит спасибо, подаёт старшим стул.

Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребёнком.

Дорогие родители, помните:

1. Прежде всего самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом - это один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей.

2. Установите за ребёнком контроль, т.к. отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к распущенности.

3. Используйте все удобные случаи поупражнять ребёнка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости и др.

4. У маленьких детей навыки проявления уважения к людям можно воспитать очень рано и легко, т.к. они ещё не стесняются учиться умению здороваться, извиняться, говорить “пожалуйста”, они воспринимают эти упражнения как игру (уступить место взрослому, поднять уроненную вещь). В то же время к этим правилам поведения они относятся серьёзно и старательно выполняют указания.

5. Требуя от ребёнка определённых действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребёнок привыкнет всё делать без чувств.

6. Ребёнку следует объяснить, почему надо поступать так, а не иначе (например, прежде чем войти, постучаться), чтобы он всё делал осознанно.

7. Всегда надо оценивать поступки ребёнка, похвала и осуждение - сильные воспитательные средства. Но и сильно захваливать ребёнка не стоит.

8. Хорошим средством воспитания правильного поведения является детская литература. Художественные образы сказок, рассказов действуют на маленького ребёнка сильнее, чем любые представления. Герои книг вызывают у ребёнка определённые чувства: негодования, сочувствия, восхищения. Книга помогает ребёнку разобраться, что хорошо и что плохо.

9. Не допускайте уговоров и упрашивания. С самого раннего возраста ребёнок должен знать слово “нельзя” и подчиняться ему. Спокойно, но твёрдо изо дня в день повторяйте определенные требования к ребенку, и он привыкнет им подчиняться.

10. Следите за своими поступками, не срывайте зла на детях, не злословьте при детях, приучайте сдерживать себя, своим поведением показывайте пример скромности, честности и доброжелательности.

11. Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.

12. Не проходите мимо ребенка, нарушающего правила поведения, остановите его, сделайте замечание.

Прочитайте эти книги детям: В.Осеева “Волшебное слово”, В.Осеева “Синие листья”, Н.Носов “Огурцы”, В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, Н.Артюхова “Трудный вечер”, “Бабушка и внук”, “Мяч и песочные пироги” и др.

Аналитическая справка

В анкетировании приняли участие 224 родителя (законных представителей).

  1. Родители воспитанников полностью удовлетворены компетентностью работников.

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 18 родителей (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:


Родители воспитанников полностью удовлетворены всеми проведёнными мероприятиями.
Большинство родителей считают посещение открытых занятий, праздников и других мероприятий наиболее привлекательными формами сотрудничества.
Большинство родителей узнают информацию о работе детского сада из материалов сайта.
Все опрошенные являются родителями (законными представителями), будущих воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 223 родителя (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители положительно оценивают доброжелательность и вежливость работников детского сада.
  2. При ответе на вопрос удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением организации, родители ответили утвердительно во всех анкетах.
  3. Качеством предоставляемых образовательных услуг все опрошенные родители удовлетворены (100%).
  4. 100% родителей готовы рекомендовать посещение нашего детского сада родственникам и знакомым.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

дополнительной платной образовательной деятельности от 08.05.2018г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители 223 человек — положительно оценивают дополнительную платную образовательную деятельность детского сада.



5. Информацию о работе кружков и секций, проводимых в МКДОУ №14, родители получают из разных источников, большинство из сети «Интернет» — сайт МКДОУ №14 — 93%, на собраниях — 87%.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 35 родителей (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители положительно оценивают идею проведения Дня открытых дверей.
  2. Родители воспитанников полностью удовлетворены всеми проведёнными мероприятиями..
  3. Большинство родителей считают посещение открытых занятий, праздников и других мероприятий наиболее привлекательными формами сотрудничества.
  4. Большинство родителей узнают информацию о работе детского сада из материалов сайта.
  5. Все опрошенные являются родителями (законными представителями), будущих воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

В анкетировании приняли участие 195 родителей (законных представителей).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители положительно оценивают доброжелательность и вежливость работников детского сада.
  2. Родители воспитанников полностью удовлетворены компетентностью работников МКДОУ.
  3. При ответе на вопрос удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением организации, родители ответили утвердительно во всех анкетах.
  4. Качеством предоставляемых образовательных услуг все опрошенные родители удовлетворены (100%).
  5. 100% родителей готовы рекомендовать посещение нашего детского сада родственникам и знакомым.
  6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями), воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей по вопросам организации в МКДОУ №14

дополнительной платной образовательной деятельности от 12.05.2017г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители 151 человек — положительно оценивают дополнительную платную образовательную деятельность детского сада.
2. Родители воспитанников знают виды дополнительной платной образовательной деятельности, организуемой в МКДОУ №14.
3. При ответе на вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество условий, направленных на проведение дополнительных образовательных услуг МКДОУ №14?» большинство родителей (100%) ответили «Да».
4. Достижениями своего ребёнка удовлетворены 100% родителей.
5. Информацию о работе кружков и секций, проводимых в МКДОУ №14, родители получают из разных источников, большинство из сети «Интернет» — сайт МКДОУ №14 — 91%, на собраниях — 93%.

6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей

по вопросам работы консультационного пункта

В опросе приняли участие 25 родителей

Результаты опроса показывают, что:

  1. Все опрошенные родители (100%) положительно оценивают работу Консультационного пункта. Помощь была оказана в полном объеме, рекомендации своевременны, доступны.
  2. Родители готовы порекомендовать обратиться в консультационный пункт своим знакомым.
  3. Все опрошенные родители являются законными представителями воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог – психолог Галина Зайцева

16 декабря 2016г в детском саду было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников. В анкетировании приняло участие 203 человека. Предлагаем ознакомится с результатами:

Аналитическая справка
по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14

от 19.12.2016г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители 100% положительно оценивают доброжелательность и вежливость работников детского сада.
2. Родители воспитанников 100% полностью удовлетворены компетентностью работников.
3. При ответе на вопрос «Удовлетворены ли вы материально-техническим обеспечением организации?» все родители (100 %) ответили «Да».
4. Качеством предоставляемых образовательных услуг все опрошенные родители удовлетворены (100%).
5. 100% родителей готовы рекомендовать посещение нашего детского сада родственникам и знакомым.
6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева


Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей по вопросам организации в МКДОУ №14

Консультационного пункта от 07.09.2016г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

  1. Все родители 100% положительно оценивают деятельность Консультационного пункта. Консультативная помощь оказывается в полном объёме. Родители готовы порекомендовать знакомым посещение Консультационного пункта МКДОУ №14.
  2. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Учитель — логопед Надежда Петрова

Аналитическая справка
по итогам анкетирования родителей МКДОУ № 14 от 19.02.2016
Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Большинство детей (98,8%) с удовольствием посещают детский сад.
2. При ответе на второй вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством: организации воспитательно — образовательного процесса в группе, НОД, проведением прогулок» большинство родителей положительно ответили на все пункты данного вопроса. Лишь при ответе на пункт об организации питания 13,8% затруднялись ответить, а 6,3 % склонялись к отрицательному ответу, так как считали, что дети в январе не получали достаточного количества свежих фруктов и соков, что обусловлено несвоевременным заключением договоров на поставку фруктов и соков на начало года.
3. Родители воспитанников (100%) спокойно работают, когда ребёнок находится в детском саду.
4. Все родители получают достаточную и полную информацию о жизни ребенка в детском саду (99,4%). И только 0,6% затруднились в ответе. Это родители вновь прибывших детей, ранее не посещавших дошкольное учреждение и недостаточно знакомые с жизнью детского сада.
5. Положительно ответили родители (98,8%) на вопрос о возможности получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития воспитания ребенка.
6. 99,4% родителей отметили, что сотрудники детского сада внимательно относятся к каждому ребенку.
7. При ответе на вопрос «Удовлетворены ли вы уровнем и содержанием образовательной работы с детьми в ДОУ?» большинство родителей (96,3 %) ответили «Да». 3,1% затруднились в ответе. И лишь 0,6% ответили отрицательно. Это родители вновь прибывших детей, ранее не посещавших дошкольное учреждение.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

Аналитическая справка

по итогам анкетирования родителей по вопросам организации в МКДОУ №14

дополнительной платной образовательной деятельности от 03.02.2016г

Результаты обследования свидетельствуют о том, что:

1. Все родители положительно оценивают дополнительную платную образовательную деятельность детского сада.
2. Родители воспитанников знают виды дополнительной платной образовательной деятельности, организуемой в МКДОУ №14.
3. При ответе на вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество условий, направленных на проведение дополнительных образовательных услуг МКДОУ №14?» большинство родителей (99%) ответили «Да». При этом 1% родителей ответили «Удовлетворены частично». Дети этих родителей вновь поступившие, проходят адаптацию.
4. Достижениями своего ребёнка удовлетворены 93% родителей. Это обусловлено тем, что возраст воспитанников, посещающих кружки, дошкольный, и, конечно, явных успехов, желаемых некоторыми родителями, достичь сложно.
5. Информацию о работе кружков и секций, проводимых в МКДОУ №14, родители получают из разных источников, большинство из сети «Интернет» — сайт МКДОУ №14 — 94%6, на собраниях — 100%.

6. Все опрошенные являются родителями (законными представителями) воспитанников.

Заместитель заведующего по УВР Наталья Белгожанова

Педагог- психолог Галина Зайцева

В результате, проведенной работы, была создана необходимость в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого мы использовали те же методики, что и в ходе осуществления проведения Й констатирующего эксперимента. Ими были:

беседа с детьми (10 вопросов для дошкольников);

анкетирование родителей;

анализ педагогических ситуаций;

Их использование показало, что произошли существенные качественные изменения в представлении детей о вежливости, так, по результатам беседы, направленной на выявление объема их знаний о вежливости, вежливых проявлениях имеющегося по завершению эксперимента, можно отметить, что 70 % детей дошкольного возраста имеют конкретные знания, соответствующие программным требованиям. И только у 30 % отмечается недостаточное количество знаний, что на наш взгляд, обусловлено рассеянным вниманием.

У большинства же детей знания характеризуются прочностью, осмысленностью, так, например на вопрос «Что значит быть вежливым», они отвечали «Вежливый тот человек, который в магазине вежливо просит что то подать, не грубит маме, бабушке место уступает в автобусе», «Вежливый человек это тот человек, который помогает пожилым людям, слушается родителей, не обижает других людей, дарит подарки, говорит вежливые слова, хорошо себя ведет».

При повторном выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 60% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, чтобы не огорчать взрослых, быть настоящим человеком, иметь много настоящих друзей. 20% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы близким людям не было стыдно за него, 10% считают, отсутствие вежливости сейчас не в моде. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.

60% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова и говорит и применяет их на практике, можно назвать вежливым; и только 20% ответили, что вежливый человек, это тот человек, который их просто знает.

На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Лиля. ответил: «Люди не будут верить больше, и обращаться не будут». А Юра и еще один ответили: «Потому что можно потерять настоящих друзей». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: быть доброжелательным ко всем, помогать всем людям, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым, дарить подарки.

Таким образом, хоть результаты беседы и не высоки, но подтверждают, что у большинства детей увеличился объем знаний о вежливости, понятие вежливости стало осознанным (60%). По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 7, рис.5).

Из них мы видим, что 40 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости 20 % детей - на высоком уровне.

Таблица №7

Беседа с дошкольниками

Рис.5.

Нас так же интересовало, изменилось ли отношение родителей к этой нравственной проблеме. В связи с этим мы повторно проводили анкетирование, направленное на выяснение знаний о путях решения проблемы нравственности.

Анализ результатов повторного анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 60% детей - на среднем уровне сформированности вежливости, 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 8, рис.6).

Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что теперь большинство детей стараются использовать правила вежливого общения и поведения в повседневной жизни (70%). Родители же в свою очередь, изучив представленный нами материал, так же стараются пользоваться нашими предложениями. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Недавно заведены», «Заведены по вашему совету», «Теперь они есть» (70%).

На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие родители обогатили свой словарный запас такими словами, как: спасибо, пожалуйста, добрый день, будь так любезна, приятного аппетита, угощайся, прошу прощения и другие (80%), и лишь 20% родителей продолжают использовать в разговоре традиционные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуй. А ведь в мире помимо этих слов существуют и другие (Поздравляем, тебе помочь, благодарю, только после вас и т.д.)

Таблица 8

Анкетирование родителей



Рис.6.

По результатам анализа педагогических ситуаций установлено, что большинство детей могут оценить поведение других лишь в отдельных ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать 70% детей.

При повторном выявлении у детей способности анализировать поступки других людей и высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, мы получили следующие результаты: 20 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне вежливости, 70% детей находиться на среднем уровне вежливости и 10% детей находиться на высоком уровне вежливости. Результаты можно обосновать тем, что за такой короткий срок формирующего эксперимента повысить знания детей до высокого уровня не возможно.

Так, вновь проанализировав ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?» 80% детей уступили бы свое место пожилому человеку, и лишь 20% опрошенных детей предложили ему сесть рядом.

Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (70%): Нужно поздороваться, сказать всем Доброе утро и пожелать всем приятного аппетита, лишь 30% детей предложили сесть за стол и позавтракать, идти вымыть руки.

Результаты анализа показали, что у большинства детей (до 80%) трудностей в определении своего отношения к тем или иным поступкам почти или совсем нет.

Таким образом, результаты анализа педагогических ситуаций подтверждают, что сюжетно - ролевая игра является эффективным средством формирования такого нравственного качества, как вежливость. По результатам повторного анализа педагогических ситуаций с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 9, рис.7).

Таблица №9

Анализ педагогических ситуаций



Рис.7.

Систематизация материала, полученного в результате проведении контрольного эксперимента, включающего в себя беседу с детьми, анализ педагогических ситуаций и анкетирование их родителей позволило определить уровни, которые зафиксированы в таблице № 10.

Таблица №10

Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Уровни сформированности вежливости по методикам

Анкетирование родителей

Анализ пед.ситуаций

Виктория Б.

Родион Г.



Рис.4.

Рассматривая уровень сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста при контрольном эксперименте можно говорить о том, 20 % детей находятся на высоком уровне, у большинства детей (у 50% от общего количества детей, участвующих в исследовании), данный показатель сформирован на среднем уровне. Кроме того, у 30% детей выявлен низкий уровень сформированности вежливости.

Для того чтобы определить динамику развития вежливости после проведения развивающей работы необходимо сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнения представлены в таблицах 11, 12 и на рисунке 8.

Таблица 11

Сравнительный анализ уровней сформированности вежливости старших дошкольников по каждому методу исследования

Показатели уровня вежливости / методы

Наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);

поведение по правилам вежливости;

осознанное применение норм вежливости/ беседа

Наличие знаний о проявлениях вежливости в своих детях анкетирование родителей

Способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости / анализ пед.ситуаций

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Таблица 12

Й констатирующий эксперимент

ЙЙ констатирующий эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сравнительный анализ Й констатирующего и контрольного экспериментов



Рис.8.

Количественные характеристики, наблюдаемые в рис.8. свидетельствуют о том, что в результате создания определенных педагогических условий и применения разнообразных форм, методов, средств формирования представлений о вежливости произошли заметные изменения в формируемых знаниях. Из рисунка видно, что впервые проводя экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста, мы увидели что такое нравственное качество, как вежливость, у большинства недостаточно развито. На низком уровне развития вежливости было 60 % детей, что связано на наш взгляд со многими причинами. Это и недостаточная работа по формированию вежливости в детском саду, и невнимательность, леность самих детей, а так же недостаточная осведомленность родителей в решении этой проблемы. Так же мы видим, что 40% детей находились на среднем уровне развития вежливости. Детей на высоком уровне наблюдать не приходилось.

За три месяца, при которых велся формирующий эксперимент, дети получали знания и практически применяли их в сюжетно - ролевой игре. И уже при проведении контрольного эксперимента мы можем видеть не слишком большие, но существенные изменения. Так, на высоком уровне вежливости стало 20% детей старшего дошкольного возраста, 50% детей теперь находятся на среднем уровне развития вежливости, количество детей, находившихся на низком уровне, уменьшилось вдвое (30% детей).

Так же было установлено по завершению контрольного эксперимента, что у некоторых детей знания стали углубленными, они значительно были расширены, систематизированы. Кроме того дети ими владели и легко использовали в игровой, бытовой деятельности.

Таким образом, полученные результаты подтвердили правильность нашей гипотезы.

Выводы по II главе

ролевая игра вежливость дошкольный

Анализ результата проведения экспериментальной работы позволил прийти к следующим выводам. В ходе Й констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности вежливости (60%), которые характеризуются неконкретностью, неточностью, что подтвердило актуальность темы исследования и необходимость проведения формирующего эксперимента.

В результате экспериментальной работы по апробации и внедрению комплекса сюжетно - ролевых игр по формированию вежливости, способствующих выработке устойчивого интереса к их приобретению, нами было доказано, что они эффективны.

Установлено, что в ходе проведения ЙЙ констатирующего эксперимента произошли небольшие изменения в уровнях сформированности вежливости. На начальном этапе 60 % детей старшего дошкольного возраста имели представление о вежливости в форме внешнего впечатления, в основе которого лежали смутные знания о нормах вежливости. По завершении эксперимента 50% детей обладали общими представлениями, но в то же время степень сформированности осознанного применения норм вежливости осталась низкой. Это связано, на наш взгляд, с отсутствием системы работы по решению этой проблемы в условиях семьи, в результате чего знания о нормах вежливости чаще не становились руководством в действиях детей по решению возникающих нравственных проблем.

Сравнительный анализ полученных данных на различных этапах показал периоды подъёма, пика и спада на этих этапах эксперимент показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимовежливых отношений дошкольников и педагогов.

В ходе нашего наблюдения можно отметить почти у каждого ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста при системном и косвенном взаимодействии педагога.