Антенатальный и неонатальный периоды. Характеристика


Ранний неонатальный период. - Поздний неонатальный период. - Доношенный новорожденный. - Оценка состояния новорожденного
Внеутробная жизнь человека начинается от момента перевязки пуповины. Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения, прекращения плацентарного кровообращения начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка - это его первый вдох. Частота дыхания у новорожденного 40-60 в минуту, дыхание поверхностное; частота и глубина очень быстро могут меняться. Во время периода новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробному существованию. Продолжается этот период 4 нед. В периоде новорожденности выделяют два подпериода: ранний неонатальный (от рождения до 7-го дня жизни) и поздний неонатальный (с 8-го по 28-й дни жизни). В это время начинает функционировать и малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие - пути внутриутробной гемодинамики), наступает обратное развитие сосудов пуповины. Ребенок переходит на энтеральное питание. Начинает образовываться и выделяться моча. Все системы организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптация к внеутробному существованию легко нарушается, что может отражаться на общем состоянии ребенка и даже привести к его гибели. Поэтому необходимыми являются квалифицированное наблюдение за ребенком в этом периоде и создание особыхусловий для лучшей его приспособляемости к условиям внешней среды.
Доношенным новорожденным считается ребенок, родившийся в срок (на 38-40-й неделе беременности) и функционально зрелый. Масса тела доношенного новорожденного колеблется от 2500 до 5000 г, составляя в среднем 3000- 3500 г; длина колеблется от 45 до 57 см. У зрелого новорожденного хорошо развит подкожный жировой слой, кожа эластичная, розовая с нежным пушковым покровом на плечах и спине. Волосы на голове могут быть длиной до 2 см. Ушные раковины упругие, ногти плотные, выступают за края пальцев. Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. Крик ребенка громкий, мышечный тонус и движения достаточной силы, хорошо выражен сосательный рефлекс.
Для оценки состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар (табл. 2.1). Оценка производится в течение 1-й минуты после рождения ребенка и складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков: сердцебиения, дыхания, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости, окраски кожи. При хорошем состоянии новорожденного оценка по Апгар составляет 8-10 баллов, при показателе 6-7 баллов состояние оценивается как удовлетворительное, ниже 6 - тяжелое.
Таблица 2.1. Шкала Апгар
Показатель 0 баллов 1 балл 2 балла
Сердцебиение Отсутствует Низкая частота (меньше 100 ударов в 1 мин) Частота больше 100 ударов в 1 мин
Дыхание Отсутствует Слабый крик (гиповентиляция) Громкий крик
Мышечный тонус Вялый Слабая степень сгибания Активные движения
Рефлекторная возбудимость (пяточный рефлекс) Отсутствует Слабо выражена Хорошо выражена
Окраска кожи Синюшная или бледная Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей Розовая

Через 5 мин после рождения повторно проводят оценку состояния новорожденного.

Еще по теме Период новорожденности:

  1. Регулярные зубцы Р с формой, как из синусового узла, и нормальной частотой синусового узла. Преимущественно АВ-диссоциация: возможно также 1:1 проведение с отрицательными зубцами Р в отведениях II, III и aVF после комплексов QRS, отдельные комплексы захвата (см. выше). Клиническая картина и терапия. Постоянный характер тахикардии может привести к развитию декомпенсации кровообращения, опасность которой особенно высока в период новорожденности и в послеоперационном периоде. У новорожденных отмече

Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.

Длительность периода

Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.

Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.

Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Начальный этап жизни недоношенных детей

Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки. Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка. Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем. Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью. При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.

Основные навыки к концу неонатального периода

Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.

При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:

  • сосать до насыщения;
  • фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
  • двигать конечностями и головой;
  • реагировать на голос/вид матери.

Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы. Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь). К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.

Окончание неонатального периода

Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.

Антенатальный и неонатальный периоды. Характеристика. АФО органов и систем новорожденного ребёнка.

Цели занятия:

· Дать представление об антенатальном и неонатальном периоде, факторах, определяющих здоровье будущего ребенка

· Дать понятие «морфологически зрелый (доношенный) новорожденный»

· Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями ребенка в периоде новорожденности

· Сформировать знания о переходных состояниях новорожденного и роли медсестры в решении проблем ребенка и его родственников

После изучения материала студент должен :

Представлять и понимать:

  1. Факторы возможного риска развития патологии новорожденного
  2. Проблемы беременной женщины: физиологические, психологические, социальные
  3. Роль медсестры в сохранении здоровья ребенка в антенатальном периоде своего развития

4. Особенности неонатального периода

5. Роль медсестры в уходе за новорожденным и профилактике развития заболеваний

6. Безусловные рефлексы новорожденных

7. Особенности адаптации новорожденного к условиям внеутробной жизни

8. Техника вакцинации против туберкулеза

Знать :

  1. Сроки эмбрионального, раннего и позднего фетального периодов развития плода
  2. Тератогенные факторы
  3. Критические периоды в жизни плода
  4. Проблемы беременной
  5. Особенности организации питания и режима дня беременной
  6. Оснащение детской комнаты и детской аптечки

7. Признаки доношенности

8. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

9. Показатели шкалы Апгар

10. Первый туалет новорожденного

11. Особенности ухода за новорожденным

12. Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным

13. Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, сроки появления и исчезновения

14. Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях

Антенатальный период или период внутриутробного развития – это первый и наиболее значимый этап в жизни любого человека. Именно в это время закладываются основные органы и системы ребенка, и определяется качество его здоровья.

Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.

Сейчас принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:

1. Герминальный, или собственно зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.

2. Период имплантации. Продолжается около 40 часов, т.е. около 2 суток. Эти два периода иногда объединяются, т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50 – 70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается, а тератогенные (неблагоприятно влияющие на плод) факторы, особенно относящиеся к группе сильных, вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия), или формирует тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.

В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы:

А) Экзогенные:

Ионизирующая радиация (более 0,6-0,8 Гй), которая вызывает гибель клеток или мутации генов

Ряд вирусных инфекций – краснуха, в меньшей степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и другие

Фармакологические препараты – цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах

Некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды – пестициды, гербициды

Некоторые пищевые продукты – особенно испорченный картофель, зараженный грибком

Б) Генетические:

Мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования (семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией)

Хромосомные абберации (числовые и структурные) – если имеют место абберации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 месяцев обусловлены хромосомной абберацией), и только относительно небольшое число детей, например, с болезнью Дауна, жизнеспособны.

В) Сочетанные:

Складываются из этих двух групп.

3. Эмбриональный период. Он длится 5-6 недель. Питание зародыша происходит из

желточного мешка. Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Поэтому воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии, которые представляют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития.

4. Неофетальный или эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда

формируется плацента, что совпадает с окончанием формирования большинства

внутренних органов (кроме ЦНС и эндокринной системы). Этот период имеет важное значение, т.к. правильное формирование плаценты, а следовательно и плацентарного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.

5. Фетальный период. Продолжается от 9 недели до рождения. Он характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. В фетальном периоде целесообразно выделить два подпериода: ранний и поздний.

Ранний фетальный подпериод (от начала 9 недели до конца 28 недели) характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воздействие неблагоприятных факторов обычно уже не приводит к формированию пороков строения, но может проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазии) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазии). Поскольку иммунитет только начинает формироваться, то ответ на инфекции выражается соединительнотканными и пролиферативными реакциями, приводящими к циррозам и фиброзам. Однако возможно и рождение незрелого, недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде, называется общим термином – « ранние фетопатии ».

Поздний фетальный подпериод начинается после 28 недели беременности и длится до начала родов. Поражения плода в этом периоде уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцировки тканей, но могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка. При сохранении беременности может иметь место недостаточность питания плода (внутриутробная гипотрофия) или общее недоразвитие новорожденного ребенка.

Особенность повреждающего действия инфекции в этом периоде является совершенно определенная специфичность повреждения, т.е. возникновение уже настоящего инфекционного процесса с морфологическими и клиническим признаками заболевания, характерного для данного возбудителя. Наконец, поздний фетальный период обеспечивает процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком. Так, депонированные соли кальция, железа, меди и витамин В12 могут в течение нескольких месяцев поддерживать баланс питания грудного ребенка. Кроме того, в последние 10-12 недель беременности достигается высокая степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации и травматизма в родах, а накопленные при трансплантационной передаче иммуноглобулины матери обеспечивают высокий уровень пассивного иммунитета. В последние недели беременности также осуществляется созревание «сурфактанта», обеспечивающего нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательного и пищеварительного трактов. Поэтому рождение ребенка даже с соотносительно малой степенью недоношенности очень существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения самых различных заболеваний.



Критические периоды в развитии плода – периоды, в течение которых плод особенно чувствителен к воздействиям различных факторов. Основными критическими периодами для зародыша и плода человека являются:

1. Конец предимплантационного периода и период имплантации (первая неделя после зачатия)

2. Период образования зачатков органов (органогенез) – 3-6 неделя беременности

3. Период плацентации – 9-12 неделя беременности

4. Период фетогенеза – 18-20 и 22-24 недели беременности, когда возникают качественные изменения в биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакциях, гемопоэзе, продукции некоторых гормонов и организм плода как бы переходит в новое качественное состояние.

Нормальное развитие плода может быть обеспечено при условии раннего наблюдения за течением беременности, состоянием здоровья женщины, условиями ее жизни, т.к. именно в первые недели беременности эмбрион наиболее чувствителен к различным воздействиям внешней и внутренней среды. Поэтому один из важнейших аспектов антенатальной охраны плода – по возможности более раннее взятие беременной на учет.

У женщин, которые были взяты под наблюдение в ранние сроки беременности, перинатальная гибель плодов и новорожденных была в 2-2,5 раза ниже этих показателей в целом.

Диспансерное наблюдение за здоровьем беременной осуществляется женской консультацией. При проведении мероприятий по антенатальной охране плода и новорожденного необходима преемственность в работе между женскими консультациями и детскими поликлиниками. Патронажная медсестра детской поликлиники проводит за период беременности два дородовых патронажа к беременной женщине.

Во время беременности женщина должна категорически исключить употребление спиртных напитков, курение, прием каких бы то ни было лекарственных препаратов без консультации с врачом.

Рекомендуется ограничить жареное, жирное, соленое, копченое, острое, приправы, консервы, кофе, крепкий чай. В рационе желательны натуральные, свежеприготовленные блюда. Имеет значение ограничение продуктов, содержащих облигатные аллергены: мед, цитрусовые, клубника, малина, помидоры, красная рыба, яйца, шоколад. Особенно это важно для беременных, имеющих неблагоприятный аллергоанамнез.

Детские вещи желательно приобретать из натуральных тканей, приятных для глаз расцветок. На первое время достаточно будет иметь 10-12 тонких пеленок, 5-7 теплых пеленок, 5-7 тонких распашонок, 3-4 теплые распашонки, 5-7 ползунков, 2-3 чепчика, байковое и шерстяное одеяла, марлевые подгузники, памперсы (для пользования ночью, на прогулке, при посещении гостей и т.п.), в зависимости от времени года легкий или теплый комбинезон, шапочку, носочки. Детские вещи хранят отдельно от белья взрослых, стирают отдельно, гладят с обеих сторон, регулярно кипятят. Для стирки желательно использовать детское мыло, при применении специальных детских стиральных порошков тщательно прополаскивать белье.

Желательно заранее приобрести детскую ванночку и коляску, детскую аптечку.

Она должна включать в себя:

1. стерильную вату и марлю

2. 3% раствор перекиси водорода

3. перманганат калия

4. вазелиновое масло

5. 5% спиртовый раствор йода

6. 2% раствор бриллиантового зеленого

7. специальные детские ножницы

8. термометры: медицинский, комнатный, водный

Возможно, понадобятся фитосбор для купания грудных детей, соски-пустышки, бутылочки, газоотводная трубка, резиновый грушевидный баллончик, интерферон, смекта.

Первые детские игрушки обязательно должны быть моющиеся (пластмассовые или резиновые), яркие, но однотонные, которые со 2-3 недели жизни ребенка будут подвешиваться на расстоянии 50-70 см, чтобы малыш мог их разглядывать.

При проведении первого дородового патронажа к беременной женщине необходимо провести беседу и дать рекомендации по режиму и диете беременной, наиболее благоприятных, как для здоровья женщины, так и для развития плода. Беременной желательно несколько снизить режим умственной и физической активности. Она должна полноценно отдыхать (сон 10 часов в сутки), избегать эмоциональных стрессов, психологического перенапряжения. Если работа беременной связана с какими-либо профессиональными вредностями, то как можно в более ранние сроки необходимо обратиться к администрации организации и временно перейти на другой участок работы.

Беременной очень важно остерегаться каких-либо инфекционных заболеваний, поэтому необходимо не контактировать с больными или носителями инфекции. В период эпидемий желательно не бывать в местах скопления людей.

Одежда беременной желательна из натуральных тканей, свободного покроя, обувь на низком каблуке.

Очень важным моментом является поддержание внутренней психологической гармонии, необходимо черпать из окружающего мира максимум положительных эмоций. Многое здесь зависит как от самой беременной женщины, так и от ее семьи, коллег по работе. Поэтому, по возможности, стоит донести эту информацию и до ее близких.

Калорийность суточного рациона беременной несомненно должна увеличиться в зависимости от срока на 20-50%. Очень полезны продукты, богатые животным белком, так как именно из аминокислот идет основное строительство клеток плода. Мясо-молочные продукты, рыба должны быть ежедневно в рационе беременной (мясо или рыба 200 граммов, творог 150 граммов, сыр 50 граммов, молоко или кисломолочные продукты 500 мл). Очень полезны так же продукты, богатые витаминами, растительной клетчаткой (свежие овощи и фрукты). Принимать пищу желательно чаще, небольшими порциями (не реже 4 раз в день). В первую половину беременности употребление жидкости не ограничивают. Во второй половине беременности жидкость и соль ограничиваются. Целесообразность применения поливитаминов и препаратов кальция необходимо обсудить с лечащим врачом.

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Неонатальный период (от греческого - новый и латинского natalis - относящийся к рождению) - первые 4 недели жизни ребёнка после его рождения.

Неонатальный период объединяет два под периоды.

1. Ранний неонатальный период (от рождения до 7-и суток – 168 ч). В это время наблюдаются пограничные состояния: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей, синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращения.

2. Поздний неонатальный (от 7-и до 28-го дня жизни – 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов.

В периоде новорожденности происходит перестройка всех органов и систем ребенка применительно к условиям существования вне материнского организма. В это время меняется тип питания, дыхания и кровообращения. У новорожденного начинают функционировать малый круг кровообращения, пищеварительный тракт, ребенок начинает питаться молоком матери. Температурная реакция у новорожденного несовершенная, поэтому для него должен быть обеспечен соответствующий температурный режим.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд приспособительных явлений и реакций на окружающую среду. Они носят название кризов. Гормональный криз проявляется гиперемией кожи, желтухой, потерей массы тела в первые дни жизни и другими проявлениями. Обычно на 3-4-й день отпадает остаток пуповины.

В позднем неонатальном периоде продолжаются адаптационные процессы в организме ребенка.

Неонатальный период - один из важнейших критических периодов жизни человека, в течение которого происходит адаптация новорождённого к условиям внеутробной жизни. Особое место в неонатальном периоде принадлежит раннему неонатальному периоду, или периоду острой адаптации (1-я неделя жизни после рождения). Переход от внутриутробного развития к внеутробному требует значительных изменений физиологических и биохимических процессов в организме новорождённого.



Прекращение обменных процессов через плаценту вызывает необходимость активизации в неонатальном периоде функций разных органов и систем: лёгочного дыхания для обмена кислорода и углекислого газа, пищеварения для усвоения продуктов питания, почек для вывода шлаков и поддержания гомеостаза, печени для нейтрализации и выведения токсических веществ, иммунной системы для защиты от инфекции, сердечно-сосудистой и эндокринной систем и других.

В неонатальном периоде все основные функции организма ребёнка находятся в состоянии неустойчивого равновесия и поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжёлым нарушениям важнейших жизненных функций. Патология в неонатальном периоде связана в первую очередь с нарушением биохимических и физиологических механизмов адаптации новорождённого в результате преждевременных родов, врождённых пороков развития и неблагоприятного влияния окружающей среды до наступления родов, во время и после них.

При высокой сопротивляемости организма матери ребёнок рождается с преходящим пассивным иммунитетом к столбняку, дифтерии, кори, паротиту эпидемическому и ветряной оспе. Однако новорождённый не имеет иммунитета к тем микроорганизмам, которые вызывают местные и общие инфекции. В комплексе защиты против патогенных влияний среды можно выделить специфические (см. Иммунные факторы) и неспецифические факторы зашиты. Для предупреждения заболеваемости в неонатальном периоде важен уход за новорождённым, желательно грудное вскармливание, при котором ребёнок наиболее эффективно защищён от кишечных инфекций.


Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней).

Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время.

Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде.

В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.

Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков:

  • масса тела 2700 – 4000 г, (более 2500г)
  • длина тела 46 – 53 см (более 45см)
  • окружность головы 34 – 36 см
  • окружность груди 32 – 34 см
  • пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%)
  • бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос (лануго)
  • хорошо выраженная подкожная основа
  • пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, что соответствует средней точке тела
  • кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине,
  • большой родничок открыт, малый родничок может быть открыт или закрыт, боковые закрыты
  • грудная клетка имеет вид усеченного конуса
  • физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту,
  • частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту,
  • артериальное давление – 70/35,
  • у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

· гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

· незрелостью головного мозга новорожденного

· беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения

· при рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др.

· из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки

· незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям.

· частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий - 20-25 раз в сутки.

Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза.

Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют шкалу Апгар.

Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного хорошее, 6-7 баллов – удовлетворительное, легкая степень асфиксии 4 – 5 баллов – асфиксия средней тяжести, 1-3 балла – тяжелая асфиксия. В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

Первичный туалет новорожденного.

Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью профилактики аспирации (асфиксии)), затем из носовых ходов при помощи электроотсоса.

После этого ребенка помещают на живот к матери, обеспечивая тесный тактильный контакт и создавая комфортные эмоциональные условия и для младенца, и для его мамы. Профилактику гонобленореи проводят тотчас после рождения ребенка, еще до отделения его от матери, 20% раствором сульфацила – натрия (натриевой соли альбуцида). На флаконе с альбуцидом должна быть этикетка с четкой надписью: «Глазные капли» и дата их приготовления (срок хранения не более 24 часов).

Акушерка моет руки и далее шариками снимает с кожи век ребенка первородную смазку и затем, оттянув вниз поочередно нижнее веко, закапывает стерильной пипеткой по 1 капле 20% раствора сульфацила-натрия. Затем веки смыкают и осторожно протирают оба глаза. Повторно закапывают в конъюнктивальный мешок обоих глаз по капле 20% раствора сульфацила-натрия через 2 часа после рождения уже в отделении новорожденных. Необходимо избегать попадания раствора на роговицу (опасность изъязвления). Девочкам в родильном зале в половую щель однократно закапывают по 1-2 капли 20% раствора сульфацил-натрия.

Перевязку и обработку пуповины осуществляют в два этапа: через 3-5 минут после рождения на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера: первый – на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 2 см кнаружи от него. Затем участок пуповины, находящийся между двумя зажимами, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 96 % этиловым спиртом и пересекают его. Отделенного от матери младенца заворачивают в стерильную пеленку, находящуюся на лотке, и кладут с наклоном 16 градусов (в положении Тренделенбурга) на пеленальный стол, обогреваемый сверху источником лучистого тепла, чтобы свести к минимуму потери ребенка в результате испарения околоплодной жидкости.

Для удаления избыточной первородной смазки, слизи, крови с кожи ребенка используют стерильную марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым или растительным маслом, из индивидуальных флаконов вместимостью 30 мл. Остаток пуповины протирают спиртовой, а затем стерильной сухой марлевой салфеткой, туго отжимают между указательным и большим пальцами. Затем накладывают стерильную одноразовую скобку, пуповину вводят между браншами скобы так, чтобы нижний ее край был расположен на расстоянии 0,2 – 0,3 см от кожного края пупочного кольца. Новорожденным от матерей с резус-отрицательной кровью вместо скобы на остаток пуповины длиной 2-3 см накладывают стерильную шелковую лигатуру, поскольку им может понадобиться заменное переливание крови. На расстоянии 1,5 см от места наложения скобы или лигатуры пуповину рассекают стерильными ножницами, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 5-10% раствором калия перманганата. После описанной обработки на остаток пуповины накладывают стерильную марлевую повязку.

Новорожденного еще раз внимательно осматривает врач, оценивает состояние его здоровья, выявляет врожденные пороки развития. Затем проводится антропометрия. Взвешивают новорожденного в стерильной пеленке на медицинских весах. Длину тела новорожденного измеряют от затылочного до пяточного бугров. Первые дни жизни характеризуются некоторым уменьшением длины тела за счет выравнивания деформации черепа и исчезновения родовой опухоли, возникших во время родов. Окружность головы измеряют через линию надбровных дуг и затылочный бугор. Окружность грудной клетки измеряют по линии, идущей через соски и нижние углы лопаток.

Браслетки с обозначением фамилии, имени, отчества матери, даты, часа рождения, пола, массы и длины тела ребенка, номера истории родов закрепляются на запястьях новорожденного.

Здорового новорожденного прикладывают к груди матери не позднее чем через 30 минут после рождения.

Перевод в отделение новорожденных осуществляется в зависимости от состояния ребенка, но не позднее чем через 1 час после рождения. Новорожденного заворачивают в стерильные пеленки, прикрепив поверх них медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.

В родильном зале заполняется история развития новорожденного.

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных, - правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка, способствующее его нормальному психомоторному развитию. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания к груди для активации механизмов лактации, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможно раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются.

Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Обычно этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, во время беременности, после родов усиливается, благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка.

Это вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу.

В периоде новорожденности может возникнуть ряд состояний, вызывающих озабоченность родителей и требующих помощи медицинских работников. Это, прежде всего, пограничные состояния, которые могут быть истолкованы матерью как патологические.

Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Эти состояния называются пограничными, так как возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного) и находятся на границе между физиологией и патологией. Их развитие связано в первую очередь с процессом адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни

Синдром «только что родившегося ребенка » - мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного-конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

Особенности акта дыхания и кровообращения (кардиореспираторная адаптация): у детей первых 2-3 дней жизни отмечается физиологическая гипервентиляция легких; она в 1,5-2 раза больше, чем у более старших детей. Закрываются зародышевые кровеносные пути: боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов (Аранциев проток), начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.

Наиболее часто или почти у всех новорожденных развиваются:

1. Транзиторные изменения кожных покровов . Простая (физиологическая) эритема - гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Данное состояние связано с расширением кровеносных сосудов кожи новорожденного в ответ на изменение температуры окружающей среды (температура воздуха 20С против температуры околоплодных вод 40С). Организму новорожденного холодно и он пытается согреть себя таким физиологическим способом. У здоровых доношенных детей она держится от нескольких часов до 2-3 дней. У недоношенных эритема выражена ярче и сохраняется 5-7 дней. Появление физиологической эритемы не требует какого-либо особенного ухода и проходит самостоятельно по мере адаптации организма ребенка к новым условиям жизни.

2. Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена повышением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов (фетальный гемоглобин заменяется на гемоглобин взрослого) Физиологическая желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Иктеричность кожи сохраняется обычно в течение 7-10 дней, у травмированных и недоношенных детей 2-3 недели. Данное состояние не требует особого ухода, может быть рекомендовано обильное питье.

3. Транзиторные нарушения теплового баланса. Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С. У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается, и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39 С. Данное состояние связано как с несовершенством терморегуляции новорожденного, так и с дефектами ухода за ним: температурный режим помещения не соответствует одежде ребенка (укутан, в комнате жарко). Тактика медсестры при выявлении повышения температуры у новорожденного:

· распеленать ребенка

· проветрить помещение

· обильное питье комнатной температуры

· через 30 минут повторно измерить температуры

· если температура не снижается вызвать врача

4. Физиологическая потеря первоначальной массы тела . Наблюдается в первые 3-4 дня у всех новорожденных и составляет обычно 3-6% (не должна превышать 10%, у недоношенных- 12-14%). Данное состояние связано как с потерей веса ребенка вследствие голодания в первые сутки жизни (количество вырабатываемого молозива не соответствует потребности ребенка в еде), потерей веса с опорожнением кишечника (меконий), отпадением пуповинного остатка и пр. Восстановление массы происходит к 7-10-му дню жизни. Состояние не требует дополнительных мер ухода.

5. Половой криз . Он обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка. Развивается в первую очередь у детей, находящихся на грудном вскармливании, у которых с 3-4 суток жизни появляется увеличение и припухлостью молочных (грудных) желез как новорожденных девочек, так и мальчиков. Иногда из железы может выделяться секрет, напоминающий молозиво. Кроме того, у новорожденных девочек могут появиться слизистые и кровянистые выделения из влагалища. Появление на крыльях носа милиа – угрей так же связано с повышенной секрецией сальных желез из-за гиперэстрогении. В периоде развития полового криза требуется тщательный гигиенический ухода за ребенком: ежедневная гигиеническая ванна, регулярные подмывания. Ни в коем случае не следует выдавливать из молочной железы секрет. Можно рекомендовать обильное питье. Состояние исчезает к 3 недели жизни новорожденного.

6. Меконий - первородный кал. Выделяется кишечником в первые сутки жизни в виде замазкообразной темно-зеленого цвета массы без запаха. Первородный кал формируется в кишечнике плода в результате слущивание эпителия слизистых оболочек кишечника и проглоченных околоплодных вод.

7. Мочекислый инфаркт. Физиологическое состояние связано с избыточным выделением с мочой солей и белка. В первые дни жизни ребенка в связи с адаптацией его организма к новым условиям жизни происходит разрушение большого количества клеток, и почки не справляются с процессом утилизации. В связи с чем, на подгузниках и памперсах новорожденного можно обнаружить темно-бурые пятна мочи с кристаллами соли. При выявлении развития мочекислого инфаркта ребенка следует обильно поить.

8. Из других транзиторных особенностей функции почек можно отметить транзиторную олигурию в первые 3 дня жизни (голодание) и транзиторную протеинурию (увеличение проницаемости эпителия клубочков и наличие в моче солей уратов)

9. Транзиторный дисбактериоз и физиологическая диспепсия встречаются у всех новорожденных. Дисбактериоз связан с особенностями заселения микроорганизмов в стерильном при рождении ребенка кишечнике, низкой барьерной функцией кишечника, характером питания (грудное или искусственное), соблюдения СЭРа. Физиологическая диспепсия проявляет себя временным расстройством стула, метеоризмом, срыгиванием и связана с низкой ферментативной активностью ЖКТ ребенка, процессом приспособления пищеварительной системы к энтеральному питанию.

Часто много беспокойств у матери вызывают визуально кажущиеся кривыми ножки ребенка, что связано с имеющимся физиологическим гипертонусом мышц-сгибателей. После 3 месяцев тонус мышц будет нормальным.

Нередко матери кажется, что, у ее ребенка косят глаза. Поскольку главные мышцы у новорожденного недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз, такое возможно и при отсутствии косоглазия.

Срыгивание и рвота – частое явление у новорожденных детей. В большинстве случаев это простые срыгивания вследствие перекармливания или заглатывания воздуха (аэрофагия), связанные со слабостью гладкой мускулатуры кардиального сфинктера у желудка.

Вакцинации новорожденного. Всех новорожденных детей, не имеющих медицинских противопоказаний в первые 24 часа жизни прививают против вирусного гепатита В. Вакцина против гепатита живая ослабленная, готовая. Внутримышечно в мышцу бедра вводится 0,5 мл вакцины. Вакцинация проводится трехкратно: в первые сутки, в 1 и 6 месяцев.

Профилактика туберкулеза. Вакцина БЦЖ, БЦЖ – М, содержит ослабленные живые бактерии туберкулезной палочки, высушенные вакуумом из замороженного состояния. Вакцина выпускается в ампулах, которые содержат 1мг сухой белой массы, что соответствует 20 дозам. К каждой ампуле вакцины прилагается ампула с 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида. Вакцинацию против туберкулеза проводят всем здоровым новорожденным на 4-6 день жизни.

Наружную поверхность левого плеча новорожденного тщательно обрабатывают ватным шариком с 70% спиртом. Вакцину вводят внутрикожно на границе верхней и средней трети плеча, в месте прикрепления дельтовидной мышцы. При проведении прививки необходимо соблюдать следующее правило: игла должна находиться срезом вверх, сначала вводят небольшое количество вакцины, чтобы убедиться в том, что игла введена внутрикожно, и только затем вводят остальное количество вакцины. На месте инъекции образуется папула беловатого цвета диаметром 5-6 мм. Через 15-20 минут папула исчезает. Использованные шприцы и иглы, остатки неиспользованной вакцины перед тем, как выбросить, замачивают в дезинфицирующем растворе. После вакцинации прививочная реакция у новорожденных появляется через 4-6 недель в виде инфильтрата диаметром 5-8 мм с небольшим узелком в центре и корочкой или без нее. Такая реакция считается нормальной и подвергается обратному развитию без всякого лечения.

Иммунитет против туберкулеза после вакцинации БЦЖ образуется через 1,5-2 месяца у 98 – 100% привитых, а достаточная напряженность и длительность его сохраняются в течение 3-5 лет.