Арт-терапия в коррекции детских страхов. Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов Арт терапия упражнения для преодоления страха

Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.

Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае патологических страхов, нарушающих развитие личности, препятствующих общению, показаны специальная коррекционная работа и оздоровительная психотерапия.

Описанная ниже арт-терапевтическая техника позволяет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов; м.б. адаптирована для работы с одним учеником. Эффективна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех. Которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между взрослым и детьми, усиливают ожидаемый результат.

Техника «Маска страха»

Материалы: соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой микрогруппы), клей, ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.

Первый этап – разогрев (настрой на работу).

Ведущий: Сядьте в круг, закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению .

Второй этап – актуализация эмоции страха.

Ведущий: Каждому человеку – и взрослому, и ребенку – иногда бывает страшно. Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах .

Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого ведущий увидел наиболее сильные эмоции. Помните, ребенка нельзя принуждать, если он отказывается говорить!

Возможен и другой вариант этого этапа работы. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные истории из своей жизни.

Третий этап – индивидуальная работа.

Ведущий: Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Вы можете его смять, порвать, сжечь или уничтожить любым другим способом .

После того как дети расправились со своими материализованными в форме рисунков страхами, им предлагается следующая инструкция.

Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлять контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон. Ножницами пользоваться нельзя.

Это упражнение способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики. На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это – бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания ребенком аффекта. Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что проявляется в определенном типе рисунков детей, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении.

Четвертый этап – коллективная работа.

Дети работают в микрогруппах по 5–7 человек, – это так называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха.

Ведущий: Придумайте название и содержание истории, в которой маски были главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину».

Материалы выбираются по желанию «художников». Далее участникам предлагается озвучить картину. Каждый говорит от лица своей маски. Получается небольшой спектакль. Причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.

По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоциональные качели». Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал маску. Следует заметьить, что многие дети и невротизированные взрослые категорически отказываются одеть маску на лицо, проявляют агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и к ведущему.

В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и, следовательно, совсем не страшны, а жалки и смешны. Тем не менее иногда группа в конце занятия просит уничтожить их коллективные «картины», чтобы страхи не могли возродиться.

Пятый этап – рефлексия.

В процессе коллективного обсуждения каждому предлагается ответить на вопросы типа: что чувствовал, когда работал один, с группой? Что чувствуешь сейчас? Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, название и т.д.? Как можно помочь себе если вдруг станет страшно?

Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Как работал ребенок, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха? Замечено, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Как правило, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия. Следует иметь в виду, что рисунки страхов, выполненные на этапе индивидуальной работы, обычно никому не показывают. Ведущий д.б. предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать происходящее. По мнению многих зарубежных арт-терапевтов, ритуальный характер действий участников группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.

Возможна также интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, глаза, рот, зубы, уши, рога и др. элементы.

В технике масок дети, придумывая и рассказывая «страшные» истории, у которых, как правило, счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию (мортидо, по Э.Берну).

Сделав маску, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над страхом, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить и т.п.). перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

Т.о., независимо от вида, причин, количества и разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общеоздоравливающая психотерапия. В серьезных случаях требуется специальная помощь психотерапевта и длительная работа психолога, учителей, родителей.

Выбор метода борьбы с боязнью зависит от характера страха и индивидуальных особенностей малыша. В работе с детьми от 4 лет и старше успешно используется арт-терапия.

Слово «терапия» обозначает лечение, «арт» - искусство. Целительная сила творчества поистине способна на чудеса - ребенок, самовыражаясь, расслабляется и полностью освобождается от внутреннего напряжения, создаваемого страхом.

Основные направления арт-терапии

Подобное лечение напоминает народное искусство, ценностью которого является даже не результат, а сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил. К видам его проявления можно отнести:

  1. изобразительное искусство (работа с цветом, рисунком, пластилином, лепка из глины, аппликация, рисование песком);
  2. терапия музыкой и хореографией;
  3. библиотерапия (чтение прозы, стихотворений, сказкотерапия) и имаготерапия (театр, создание образов, кукол).

Рассмотрим каждый из них подробней.

1. Изотерапия: секреты лечения страхов

Упражняясь в рисовании, лепке, составлении аппликаций, ребенок понимает саму суть: любую проблему можно выразить на бумаге, в пластилине, глине, а главное - отделить ее при этом от себя. И, если боязнь отделима от самого малыша, то он запросто может от нее избавиться и жить дальше лишь позитивно.

Методами изотерапии являются:

  • рисование на бумаге;
  • рисование пальцами с использованием красок, гуаши;
  • составление аппликаций;
  • рисование на песке;
  • лепка из пластилина, из глины.

Иногда, чтобы проследить откуда взялся тот или иной страх, следует создать серию рисунков, образов, вылепить целый ряд фигурок. Специалисты рекомендуют проявить полную свободу в самовыражении - не ограничиваться привычными формами и цветами.

Как использовать изобразительное искусство для устранения страхов

Если малышу часто снятся кошмары, нужно предложить ему нарисовать свой страх - то есть, полностью достать его изнутри (из подсознания) и переложить на бумагу или запечатлеть в поделке из глины, пластилина или даже в тесте.

Согласитесь, Баба-Яга или Кощей, которых можно нарядить в костюмы клоунов, пожарных или водолазов-спасателей будут выглядеть довольно комично. Эмоция страха отступает там, где есть место смеху и хорошему настроению. Аналогично можно работать с ненавистью, обидой, чувством вины и другими отрицательными эмоциями.

Примеры сеансов изотерапии в домашних условиях:

  1. Подготовьте малышу черно-белые рисунки персонажей, которых он боится. Дайте ему задание дорисовать героев так, чтобы они стали смешными и добрыми, а затем и раскрасить их.
  2. Разрешите окунуть пальцы в гуашь и предоставьте поверхность для рисования: это может быть плитка в ванной комнате или линолеум. Попросите ребенка нарисовать того, кого он боится. Возможность делать то, что ему до сих пор было незнакомо, раскрепощает. Наступает удачный момент, чтобы попросить малыша придумать для своего персонажа нарядную одежду и отправить его на курорт. При этом ребенок может рисовать все, что пригодится его герою в пути. В итоге получится весьма безобидное и привлекательное существо, с которым можно будет подружиться.

2. Магия музыки и хореографии

Прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, выстукивание, ритмичные хлопки, танец - все эти способы несут для ребенка новую гамму чувств и переживаний, которая постепенно замещает собой страх.

Кроме того, новые движения обретают обучающую форму. Все внимание малыша уделяется постижению искусства, при этом он забывает о своей боязни. Как известно, музыкальное искусство расширяет сознание, соответственно, ум видит новые возможности и делает ребенка мудрее и сильнее внутренне. Происходит укрепление эмоциональной сферы малыша.

Пример лечения музыкой в домашних условиях:

Рекомендуется совмещать изобразительное искусство с музыкой. Предложите малышу одновременное рисование и прослушивание классики (Моцарта, Вивальди, Вагнера) - это позволит ему быстро снять психоэмоциональное напряжение и, как следствие, достать из глубин подсознания страшные картинки.

3. Библиотерапия и имаготерапия

Эти виды лечения идут рядом. Ребенку можно предложить додумать любое литературное произведение, в том числе и сказку, а после этого принять участие в инсценировке. Имаготерапия - это театрализация и перевоплощение.

Когда малыш становится на место героического персонажа, уверенность в себе и бесстрашие проявляются помимо его воли. Зарядившись таким настроением, он и в обычной своей жизни надолго сохраняет образ смельчака.

Театральные представления лучше делать костюмированными, можно использовать кукол. Материалом для чтения и организации представлений могут быть произведения любых жанров: от сказок и рассказов до романов, поэм и стихов. Традиционно сказка занимает в лечении страхов первое место, благодаря возможности раздвинуть рамки сознания и более остро выразить внутренние переживания.

Примеры библиотерапии в работе с боязнью в домашних условиях:

  1. Придумайте со своим малышом собственную «Книгу подвигов». Разыграйте ситуацию, где главный персонаж побеждает злодея или совершает другой подвиг.
  2. Зачитайте ребенку начало рассказа о страшном существе и предложите ему придумать веселое окончание истории.

Чем хороши методы арт-терапии

Психокоррекционные упражнения, в которых используются способы арттерапии, библиотерапии, лечение музыкой, имеют свои преимущества:

  • не утомляют малышей на протяжении длительного времени;
  • у детей сохраняется высокая работоспособность, личная заинтересованность;
  • методы не требуют больших финансовых затрат.

Когда следует обращаться к специалистам

Если вы перепробовали все способы, но тревожность и боязнь не покинули малыша, стоит посетить детского психотерапевта или другого специалиста по коррекции детских страхов. Профессионал выявит причины психологических нарушений, составит план занятий и поможет локализовать проблему.

Найти грамотного специалиста можно в детских поликлиниках, на кафедрах психологии в профильных учебных заведениях, в государственных и частных психологических центрах. Критерием выбора должны служить комфортность вашего общения и расположение к нему малыша.

Видео

Арт-терапия для детей — KidnessClub

Методов коррекции через арттерапию, облегчающих детям выражение их чувств, множество. Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и представляет собой серию индивидуальных занятий с ребёнком, продолжительностью от 30 до 40 минут, два-три раза в неделю. Каждый психолог, психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством процессом, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок, с другой стороны.

Однако можно выделить и общие моменты. Из теории арттерапии, мы знаем, что прежде чем начинать коррекцию, необходимо провести «первое интервью». Оно позволяет установить контакт с ребёнком настроить его на работу. Во время беседы нужно постараться сделать так, чтобы ребёнок не сковывался, вёл себя как можно естественнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

«Коррекция страхов у дошкольников методом арттерапии»

Методов коррекции через арттерапию, облегчающих детям выражение их чувств, множество. Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и представляет собой серию индивидуальных занятий с ребёнком, продолжительностью от 30 до 40 минут, два-три раза в неделю. Каждый психолог, психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством процессом, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок, с другой стороны.

Однако можно выделить и общие моменты. Из теории арттерапии, мы знаем, что прежде чем начинать коррекцию, необходимо провести «первое интервью». Оно позволяет установить контакт с ребёнком настроить его на работу. Во время беседы нужно постараться сделать так, чтобы ребёнок не сковывался, вёл себя как можно естественнее.

На первом этапе работы со страхами, также проводится беседа с ребенком. При этом отслеживается внутреннее состояние ребенка, выявляется место локализации страха, его размер, цвет: «Закрой глаза, вспомни ситуацию, когда возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму или нет, какого он цвета, размера». Затем проводится обсуждение ощущений ребенка. Если страх не имеет определенного образного выражения, то предлагается соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?»

В начале работа идет медленно, ребенок адаптируется, привыкает к психологу, учится ему доверять, привыкает к новым способам работы и взаимодействия с «не-учителем», понимает, что от него требуется. Часто у ребенка появляются вопросы из различных сфер жизни, по которым он хочет слышать точку зрения другого человека, психолога. Можно подготовить заранее интересные задания на развитие интеллекта и познавательных функций, посильные для ребенка, чтобы он уходил очень успешным, победителем, укрепляя уверенность в себе, повышая самооценку.

На следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ страха. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться».

Обычно дети выбирают позитивные методы решения проблемы, то есть хотят подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал. Если ребенок осуществляет подобный выбор, то работа продолжается. Ему предлагается нарисовать образ своего страха совсем нестрашным. На следующем этапе работы со страхами использую технику «Два стула». Ребенок может поговорить со своим страхом. В результате дети могут определить для себя причину возникающих страхов, помириться, подружиться со своим образом страха, заключить с ним определенный договор. В ходе выполнения упражнения и после него обязательно нужно провести обсуждение с ребенком его состояния. Затем ребёнку предлагается прослушать терапевтическую сказку, отражающую его индивидуальные особенности.

Далее необходимо отслеживать внутреннее состояние ребенка с целью проверки результатов работы: «Закрой глаза, вспомни ту ситуацию, когда у тебя возникал этот страх. Что чувствуешь сейчас? Посмотри на то место, где он располагался. Есть ли он сейчас там? Изменилось ли что-нибудь (форма, размер, цвет)?» Если наблюдаются остаточные явления, то проводится работа и с ними: «Закрой глаза. Посмотри на то место, где располагался страх. Сейчас ты можешь изменить цвет на тот, который тебе более приятен, или ты можешь его уменьшить в размерах до такой степени, как тебе хочется, или до полного исчезновения. Ты можешь поместить на освободившееся место то, что приятно тебе, какой-нибудь образ, или закрасить это место приятным тебе цветом, или сделать что-то другое -- то, что тебе хочется».

Ребенку последовательно предлагаются темы -- по одной на каждую встречу. Темы рисунков формулируются таким образом, что в них содержится указание на наличие переживания, чтобы иметь возможность диагностировать травматические ситуации и эмоциональные проблемы, страхи, затруднения в общении и предоставить ребенку возможность выразить рисунком свои чувства и отреагировать их, осознать себя, найти способы разрешения травмирующей ситуации.

Рисунок выполняется на плотных листах альбома для рисования цветными карандашами. Дети любят фломастеры, краски, но в данной технологии используются мягкие цветные карандаши шести основных цветов: красного, черного, синего, желтого, коричневого, зеленого.

Если ребенок просит дать ему простой карандаш, которого нет в наборе, нужно ответить взаимностью. Какое-то время ребенок рисует им, а цветные карандаши появляются в нужное время, когда мироощущение ребенка меняется. Это само по себе очень значимо и дает возможность психологу глубже понять и почувствовать внутренний мир ребенка, степень его переживаний, дает ощущение его бытия, заставляет по-особому резонировать душу.

Нужно заметить, что работа с ребенком -- это процесс, который требует осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Видение и понимание психологом отраженного в рисунке непосредственного восприятия ребенком своей ситуации, его переживаний, чаще всего неосознаваемых и невербализуемых, позволяет вести беседу по тому, что изображено на рисунке.

С этого момента терапевтический процесс может проходить следующие этапы.

1. Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, чувствами, возникающими по отношению к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя, то, что он делает.

2. Описание рисунка с точки зрения ребенка. Ребенок делится впечатлениями о самом рисунке, описывает его так, как ему хочется. Это следующий этап осознания себя.

3. Обсуждение содержания рисунка. Обсуждается содержание рисунка, его части и детали, появившиеся образы предметов, людей, животных. Проговариваются и обсуждаются конкретные чувства, вызванные изображенной ситуацией и всем тем, что с ней было связано. Проводится необходимая работа с переживаниями.

4. Описание рисунка с использованием слова «Я». Психотерапевт просит ребенка описать рисунок так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я» (если это уместно).

5. Идентификация. Выбираются важные для ребенка предметы на рисунке, для того чтобы он идентифицировал их с чем-нибудь или с кем-нибудь. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка, обострение осознания себя.

6. Работа с героями рисунка. Ребенку предлагается вести диалог между двумя героями его рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, доброта и злость, любовь и ненависть, горе и радость, сила и слабость, либо счастливая и печальная сторона образа).

7. Обсуждение цветовой гаммы рисунка. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвет: что он означает, о чем говорит.

8. Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникшие в ходе беседы. В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление.

Не нужно бояться некоторого оживления боли и страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения или трансформации. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Таким образом, рисунок исследуется и конкретизируется вместе с ребенком, в ходе которого предлагаются виды различных манипуляций с теми предметами, людьми, образами и символами, которые появились на белом листе, а для более полного, глубокого самовыражения ему задаются вопросы: Кто это? Сколько ему лет? Где он живет? Что делает? Как себя чувствует? Кто этим пользуется? Кто тебе ближе всех? Что заставило его так переживать? Как завершилась ситуация? Что сейчас происходит? Что нужно сделать, чтобы снизить тревогу? Побороть страх? Что хочется сделать? Представь, что ты это делаешь. Как это? Что будет потом?

Эти вопросы помогают «входить» в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления терапевтических отношений и реализации терапевтического процесса. Главное - не спешить, дать возможность выразить все, что есть на душе у ребенка, не задавать лишних вопросов и помочь ему преобразовать негативные, травмирующие чувства в нечто более позитивное, найти резервы здоровой личности, подвести к возможным вариантам выхода из ситуации и обсудить их.

Здесь перечислены почти все этапы работы с рисунком, но не обязательно все они присутствуют на каждой встрече. Психотерапевт сам выбирает, что из данных приемов наиболее созвучно терапевтическому контакту и не нарушит его.

Психотерапевтический контакт, здоровое непрерывное развитие ощущений, чувств и интеллекта ребенка на протяжении всех встреч позволяет укрепить его чувство «Я» и содействовать нормальному развитию и личностному росту. Дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном противоречий и боли, но в нас заложены силы выдерживать это напряжение, преодолевать трудности, сохраняя и развивая себя

Цель программы : создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей через коррекцию методами рисования.

В основу коррекционной программы легли следующие принципы:

Рисунок рассматривался как сфера совмещения диагностики и коррекции;

Рисунок рассматривался как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

Любая характеристика рисунка со временем могла изменить свое значение для одного и того же ребенка;

Рисование обязательно должно было сопровождаться беседой психолога с ребенком о его рисунке;

Главный персонаж рисунка являлся метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке, метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

При рисовании соблюдался принцип безопасности: использование метафорического пространства позволял избежать прямого грубого воздействия на психику ребенка.

Коррекционная программа включала в себя два этапа работы.

На первом этапе , идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности.

Цель данного этапа: знакомство детей с группой и методами работы, создание теплой эмоциональной атмосферы, помочь детям освоиться в новой обстановке, поддерживать инициативу детей.

Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня тревоги на данном этапе использовалась «Игра в рисунки».

Второй этап - этап объективирования ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме рисуночной терапии, в совокупности с другими приемами. Ставится задача формирования предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Так как ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, перед началом психокоррекционного занятия и после него мы включали релаксационные упражнения, тонизирующую физкультминутку или дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

Ритуал прощания.

В качестве примера, приведем некоторые из занятий.

Занятие №1. Знакомство

Цель: раскрепощение участников.

«Игра в рисунки». В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», - он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это - обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник - крыша, два прямоугольника - трубы). «В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?»

Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша. «Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой».

Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.

«Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом.

Занятие №2. Ритуал символического исцеления

Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Задачи:

1. Помочь детям представить и актуализовать свой страх.

2. С помощью рисунка материализировать и трансформировать страх.

Оборудование : настольная лампа, тазик с водой, пластмассовая баночка, полотенце для рук, краски, кисти, бумага, емкость для воды, “волшебный пенек”.

Дети были приглашены в необыкновенное сказочное путешествие такими словами: «Сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну, где вам предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые нам встретятся на пути. Ведь мы решительные, смелые и сообразительные. А я буду всегда с вами, и, если вам потребуется моя помощь, вы можешь на меня рассчитывать».

1 этап. Внешнее отделение. «Мы закроем комнату, чтобы нам никто не мешал».

2 этап. Подготовка. «Давайте опустим руки в тазик с водой. Это волшебная вода. Видите, какая она необычная. Такая вода придаст нам силы и уверенности. Вы можете поболтать руками в воде, поиграть с ней или просто подержать руки в этой волшебной жидкости до тех пор, пока не почувствуете, что готовы к путешествию. Хорошо. Сейчас мы с вами вытрем насухо руки и отправимся и путь».

3 этап. Представление или актуализация. «А сейчас мы по очереди будем садиться на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять разные истории и защищает нас от всего плохого. Я тоже сяду рядом с вами. Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь откройте глаза и попытайтесь по очереди рассказать о своем страхе или о том, чего вы боитесь. Можно сочинить историю, ведь мы сидим на волшебном пенечке».

4 этап. Материализация. «Сейчас мы сядем за стол, возьмем краски и нарисуем свой страх, о котором только что рассказали. Для того чтобы лучше и точнее его представить, можно опять на несколько минут закрыть глаза. Вспомните о тех неприятных ощущениях, которые возникли у вас внутри тела, о форме и цвете страха. Какие цвета лучше предадут этот пугающий и зловещий образ? Пусть рука рисует го, что ей захочется. Прислушивайтесь к своим ощущениям и рисуйте. Можете говорить о том, что рисуете. Если вдруг вам опять станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебной воде. Окуните и подержите в ней руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся. Теперь, когда работа над рисунком страха завершена, скажите, пожалуйста, какие чувства он у вас вызывает? Это неприятные чувства?»

5 этап. Трансформация. Продолжая работу, спрашивали у каждого ребенка: «Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Я хочу предложить тебе разорвать или порезать свой страх на маленькие кусочки. Давай попробуем. Пойдемте, смоем его в унитазе или выбросим в ведро».

6 этап. Возвращение или избавление. На этом этапе наступала завершающая стадия, это было осуществлено следующим образом: дети подводились к тазику с волшебной водой, им предлагалось опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Детей просили сказать несколько слов о том, как они себя сейчас чувствуют, как изменились их внутренние ощущения, какое у них настроение. Затем выключалась лампа, открывалась дверь комнаты. Детям озвучивались слова: «Сегодня мы с вами совершили волшебное путешествие, где мы встретились со своим страхом, и победил его. Страх уничтожен. Его больше нет. Теперь мы сильные, уверенные и бесстрашные. Вы молодцы. Спасибо вам».

Занятие №4. Драматизация с масками.

Цель: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение.

Задачи:

1. Создать доверительную обстановку.

2. Материализовать страх, создать маску.

3. Помочь детям в процессе театрализации освободиться от негативной энергии.

Оборудование: птичье перышко, белый лист бумаги A3, краски «гуашь», кисти, баночка для воды, клей ПВА, альбомный лист бумаги, шило, тесьма.

1 этап. Настройка, создание доверительной обстановки. «Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие с необыкновенными превращениями. Поведет нас в путь вот это волшебное перышко. Потрогайте его. Погладьте перышком свою ладошку, пальчики, сначала одну, а затем вторую руку. Что вы сейчас чувствуете? Погладьте личико: лоб, щеки, нос, подбородок. Что вы ощущаешь? Теперь подуйте на перышко так, чтобы оно подлетело, а мы пойдем за ним. Помогло ли вам волшебное перышко расслабиться и настроиться на работу? Хорошо. Перышко еще не раз сегодня нам поможет в пути».

2 этап. Материализация страха. Создание маски. «Усаживайтесь удобно за столом. Сейчас мы отправимся в путь. Я легонько коснусь волшебным перышком ваших лиц, а вы закрывайте глазки. Сначала перед глазами возникнет темнота, а потом начнут появляться те герои, которых мы будем представлять. Всем людям: и папе, и маме и тебе -- знакомо чувство страха. Вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Какие ощущения внутри тела у вас возникли? Прислушайтесь к ним. А теперь откройте глаза, и каждый из вас расскажет о своем страхе».

Каждого ребенка внимательно выслушивали, не перебивая. При необходимости задавались уточняющие вопросы. Далее давалось задание: «А теперь нарисуйте на бумаге свой страх в виде маски. Для этого сначала поднесем лист бумаги к лицу, через бумагу прикоснитесь к своим глазам. Отметьте эти места точками. Здесь будут глаза. Форму и размер глаз вы нарисуете как захотите. Берите именно те краски, которые соответствуют вашим внутренним ощущениям. Теперь мы вырежем глаза».

Последний этап -- приклеивание тесьмы для закрепления на голове.

3 этап. Драматизация или спонтанный театр. «А теперь нам предстоит надеть на себя маску или взять ее в руки. Мы должны оживить свою маску. Придумайте, какие движения она совершает, каким голосом говорит. Если ваша маска захочет прыгать, кричать, пугать, визжать и топать ногами, вы можете это делать. Дайте возможность своей маске быть тем, кем ей хочется. Представьте, что вы - маска страха. Напугай меня страшными движениями и страшным, мерзким голосом».

4 этап. Заключительный этап. Рефлексия. «Теперь вы можете снять маски. Если вы захотите, можно сделать с маской что угодно. Скажите, пожалуйста, изменились ли ваши внутренние ощущения? Какого цвета были ваши чувства, когда вы рассказывали и рисовали свой страх? Какого цвета стали чувства сейчас? Удалось ли вам избавиться от страха? Теперь вы знаете, как помочь себе, когда станет страшно.

Спасибо вам. Я горжусь вами. Вы смогли избавиться от страха. Перышко тоже хочет поблагодарить вас за смелость, решительность, находчивость и творчество. Погладьте перышком по лицу, рукам, ногам и телу. Путешествие закончено».

Занятие №5. Отработка эмоций страха в рисунке.

Цель: Отработать эмоцию страха и тревоги в рисунке.

Задачи:

1. Нарисовать образ страха.

2. Озвучить персонаж.

3. Преобразовать образ страха в безопасный.

Для работы нам потребовался белый лист бумаги A3, краски «гуашь», кисти, баночка для воды.

1этап. Подготовка. Детям предлагалась отправиться в гости в сказку. «В сказке нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения будете вы. В большинстве сказок главные герои имеют какой-то волшебный предмет, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давайте и мы с вами смастерим волшебную палочку». Заранее были приготовлены палочки 35-40 см. Предлагалось детям разукрасить свои палочки перламутровой краской. Затем волшебные палочки украшали фольгой или завязывался на ней бант из тесьмы.

2 этап. Рисование образа страха. «Теперь, когда у каждого из вас есть волшебная палочка, нам можно отправиться в путь-дорогу. Закройте глаза и вспомните то, чего вы боитесь. Представьте, как выглядит ваш страх. А сейчас нарисуйте свой страх цветными мелками. Вы можете рисовать и говорить, что делаете. Если вы хотите, то нарисуйте и себя самого тоже».

3 этап. Озвучивание персонажа. «А сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайтесь говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечайте ему. Будьте смелыми в этом разговоре, ведь у нас есть волшебные палочки, и мы ими можем совершать чудеса».

4 этап. Преобразование образа страха. Принцип противостояния. «Если вас пугает этот страх, то будьте смелыми и мужественными. Я сейчас коснусь вас волшебной палочкой. Мы скажем волшебное заклинание, и вы сразу станете бесстрашными и смелыми. Ну, как, появилась у вас сила? Покажите свою силу!» Успешное противостояние ведет к устранению тревоги.

Принцип трансформации. «Теперь, когда вы сильные и смелые, хочется превратить ваш страх в какой-нибудь безопасный образ. Давайте опять воспользуемся волшебной палочкой и нашим заклинанием».

5 этап. Подведение итогов. Рефлексия. «А теперь скажите, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего страха? Кто вам помогал справиться со страхом? Какие сейчас вы испытываете чувства? Какое у вас настроение? Вы теперь знаете, что можно сделать, если у вас появится страх. Вы можете рассказать об этом своим друзьям, у которых бывают страхи. Спасибо вам за мужество, смелость и творчество».

Занятие №6. Лабиринт страхов.

Цель: Разрушить восприятие агрессивных персонажей сказок и мультфильмов.

Задачи:

1. Помочь детям представить свои страхи в образе нелепых и смешных персонажей.

2 «Оживить» персонажи.

3. Добиться проявления детьми сильных положительных эмоций.

1 этап. Подготовительный «Мы с вами уже побывали в сказочных путешествиях. На нашем пути встречались страшные существа. Мы их победили с помощью волшебных талисманов. А сегодня я хочу предложить вам устроить веселый и шумный лабиринт, где живут разные страхи, но они будут смешные и совсем не страшные. В роли кукол будут страхи. Сейчас я каждому раздам рисунок с изображением пустого лабиринта».

2 этап Рисование страхов в лабиринте. «Давайте каждый «заселит» лабиринт своими страхами, но пускай они будут нелепыми и смешными». После выполнения задания дети показывали свои работы группе.

3 этап. Театрализация. «А теперь давайте зажжем нашу волшебную лампу, представление начинается!» Дети говорили от лица своего страха. Было предложено им изменить свои голоса, попытаться сделать их грубыми, громкими, страшными. Они управляли своим страхом, видя и чувствуя, что они уже совсем не страшны. «Страха больше нет, мы победили его и перестали бояться. Страхи стали смешными, нелепыми, даже жалкими. С этими страшилками вы можете сделать все, что хотите».

Всего в ходе коррекционных занятий было использовано около 30 методик (Приложение 5).

2.3 Диагностика эмоциональных комплексов у дошкольников после психокоррекции

III этап - контрольный. С целью проверки эффективности проводимой с коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посетивших наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере.

Рассматривая рисунки детей видим динамику снижения у детей агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоциональных состояний.

Если в начале коррекционных занятий дети использовали тревожные цвета, хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный, что говорит о том, что дети активно освобождались от негативных переживаний, то, по прошествии половины занятий - и линии и цвета в рисунках детей стали заметнее мягче, спокойнее. Ну а в завершении коррекционной работы рисунки стали приобретать радостную и светлую окраску, и сюжет, и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону


Коррекция детских страхов с помощью арт-терапии.

Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов и, прежде всего, от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов.

В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы:

· рисование страха;

· вербализация страха;

· экспрессивная драматизация страха.

Детская потребность в ярких образах ненасытна. Необходимо не только удовлетворить ее, но и использовать для развития внимания, наблюдательности, профилактики и коррекции тревожности и страхов. Некоторые дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, они интуитивно выбирают рисунок среди других способов самовыражения. Этот своего рода невербальный способ коммуникации позволяет детям выплеснуть свои эмоциональные проблемы, поэтому арт-терапевтические упражнения считаются наиболее приемлемыми для преодоления страхов в работе со школьниками.

Так как, арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты и предоставляет естественную возможность для развития моторики, воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, школьник дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Выделяют несколько аспектов экспрессивной, изобразительной деятельности ребенка, а именно, диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный , развивающий.

Диагностический аспект (продуты изобразительной деятельности - ценная информация о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний).

Терапевтический аспект (процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка).

Катарсический аспект (рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию , ослабляет чувство неполноценности).

Бихевиоральный, поведенческий аспект (в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы).

Развивающий аспект (в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления).

Практическая ценность рисования состоит в предоставлении школьнику дополнительных возможностей для невербального выражения фантазий и переживаний.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

На первом, ориентировочном этапе, проводятся групповые занятия, идет установление эмоционально-позитивного контакта с каждым ребенком, знакомство участников группы и установление взаимоотношений , ориентировка в обстановке комнаты, а также знакомство с правилами и нормами поведения во время занятий.

Второй этап – это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в изобразительной деятельности, в общении со сверстниками; диагностика трудностей личностного развития ребенка и особенностей его поведения в конфликтных ситуациях с помощью художественно-продуктивной деятельности; эмоциональное отреагирование ребенком негативных чувств и переживаний.

Третий этап – индивидуальный. Основные задачи на этом этапе таковы: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; формирование способности к произвольной регуляции эмоций; формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Четвертый этап – обобщающе-закрепляющий; его задачи: обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов поведения ребенка, способов преодоления тревожности и страхов.

Исходя из представлений и об этапах групповых занятий, мы предлагаем следующую структуру групповой арт-терапевтической работы.

Основные процедуры:

1. Подготовительный настрой;

2. “Разогрев” (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения, упражнения под музыку);

3. Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком);

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка);

5 . Драматизация, обсуждение;

6. Коллективная работа;

7. Заключение (рефлексия).

Каждое занятие начинается с подготовки детей к спонтанной, художественной деятельности. Для этого используются различные игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, предлагает различные варианты техники “Каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”, позволяющие снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования (Д. Винникотг, Ф. Кейн, М. Ричардсон, Э. Ульман и др.) При рисовании с закрытыми глазами, ребенок способен лучше настроиться на свои переживания, мысли, внутренний мир. Отмечая данную особенность непроизвольных рисунков, Г. Фурт даже назвал их молитвой своему внутреннему “Я”

М. Бетенски считает, что каракули создают свободное символическое пространство для борьбы между хаосом и автономией и позволяют добиться некоторой целостности, интегрированности.

В качестве примера, рассмотрим несколько вариантов арт-терапевтических упражнений и техник (по М. Либман, М. Наумбург). Настроиться на работу помогает упражнение “Рисование в пространстве”, в котором размашистые движения воображаемой кисти по “пространству картины” (в воздухе) постепенно переходят в мелкие мазки, штрихи. Отметим также одно из понравившихся детям упражнений, которое называется “Прогулка по пространству тетрадного листа”. Участникам предлагается представить себя одинокими буквами и прогуливаться по условной территории, не нарушая поля и границы страницы. По сигналу ведущего все замирают, а затем обсуждается, кто в какой части листа находится.

Таким образом, все упражнения разогрева предполагают концентрацию внимания детей на собственных ощущениях, чувствах, эмоциональных состояниях. Это, по словам Дж. Райн, помогает каждому определить то направление, которое процесс его самовыражения примет сам по себе.

Второй этап (“разогрев”) включает элементы пальчиковой гимнастики, упражнения в тетради или рисование под музыку, дыхательные упражнения.

В содержание второго этапа целесообразно включить упражнения на развитие пространственной ориентации, координации движений и графических навыков, где необходимо, например, нарисовать обеими руками одновременно рисунок по образцу, будь то: “Морской пейзаж” или “Геометрические фигуры” или “Домик с трубой”. Во втором этапе можно чередовать упражнения: так, на одном занятии использовать упражнения на развитие пространственной ориентации, на другом – упражнения, которые выполняются в тетради, на третьем – дыхательные упражнения, а на четвертом занятии – музыкальные упражнения.

Во второй этап можно включать элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Можно предложить детям рисовать под музыку. С закрытыми глазами дети рисуют любые линии, геометрические фигуры. Затем другим цветом, который соответствует в данный момент настроению, рисуются “каракули” с открытыми глазами. После такой процедуры другой участник должен дополнить сделанную работу таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение.

На третьем этапе (актуализация ощущений, эмоций ) используются терапевтические упражнения с песком. Упражнения для данного этапа заимствованы у -Евстигнеевой, . Сначала ребята представляют ситуацию, свои ощущения страха в той или иной ситуации, а затем рассказывают о своих чувствах. Испытываемые чувства они изображают на подносе с песком с помощью разного рода отпечатков и линий.

Песочная композиция создается на песочной основе, находящейся на мелком прямоугольном подносе размером 50x70x7.

Свойства песка позволяют создавать из него универсальные структуры, что становится возможным благодаря прямому тактильному контакту ребенка с материалом. Песочница – своеобразная миниатюрная модель естественной природной среды, включающей в себя пляжи, океан, небо. Эта природная среда является тем местом, где человек получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность, спонтанность и креативность тесно связаны между собой. Тактильный контакт с песком придает творческому процессу определенность и индивидуализированный характер. Работа с песком и миниатюрными фигурками активизирует фантазию и воображение ребенка. По мере того как создаваемый ребенком образ обретает форму, происходит прояснение его смысла. Образы способны исцелять за счет того, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание и, тем самым, обеспечивают взаимодействие “Я” с источником психической жизни.

Актуализация ощущений, эмоций с помощью арт-терапевтических упражнений с песком предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических ощущений.

Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Плоская поверхность песка служит основой для рисования и создания отпечатков (рук, других частей тела или предметов).

Л. Штейнхардт выделяет три основных типа работы с песком. Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью (заполнение песком формочек, изображение на песчаной поверхности линии, отпечатков, создание горок). Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка (рытье ямок и тоннелей, прятание в песок предметов и последующее их извлечение). К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода. Согласно юнгианскому подходу, “песочная терапия является одним из связующих звеньев между арт-терапией и глубинной психологией”.

Четвертый этап занятия очень важен, он предполагает индивидуальное творчество для исследования ребенком собственных чувств, проблем и переживаний. Ребенок в символической форме сообщает о себе, старается понять и проанализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать. По утверждению Э. Крамер, продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках. По мнению, рисование – “... это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды”. Интерес, проявляющийся при рисовании, гасит эмоцию страха, появляется сосредоточение и творческое удовлетворение от выполненного задания. Повышенная тревожность, страхи преодолеваются благодаря методу рисуночной терапии (изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой “страх” терпит поражение).

На этапе индивидуальной работы дети рисуют углем страх в виде маски (по) “Маска страха”. На данном этапе можно использовать технику пластилиновой живописи. Так, при изображении образа дерева, многие ребята предпочитают пластилин. Они сочиняют истории, которые “дерево” хотело бы рассказать от первого лица.

Отметим, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит ребенок (некоторые ребята закрашивают весь рисунок, другие пытаются помять, разорвать, выбросить). Этап индивидуальной работы предполагает сублимацию и канализацию агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта . Многие считают сублимацию более адаптивной, поскольку она приводит к социально одобряемым результатам. Поэтому, одним из вариантов сублимации является творчество, в ходе которого ребенок трансформирует свои фантазии в художественные образы. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

На пятом этапе хорошо использовать приемы драматизации. Для этого детям можно предложить для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения, кукол. Заметим, что при изображении доброго персонажа, дети вырисовывают глаза, губы, волосы. Рисуя лицо злого персонажа, ребята используют “ломкие” линии, заостренные углы. Многие выражают агрессию, изображая зубы, пустые глазницы, острый нос.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Играя со своим ожившим страхом, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Придуманная история про свой страх разыгрывается, потом куклы, изображающие “страхи”, уничтожаются “Добрая Баба-яга”. Степень открытости и откровенности зависит от уровня доверия к группе, психологу, личных особенностей и определяется самим ребенком. Если он по каким-то причинам отказывается участвовать в этой форме работы, настаивать не следует. Можно предложить сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начало рассказа “Жил-был человек, похожий на меня...” помогает ребенку в словах выразить свое внутреннее состояние. Р. Гарднер считал, что именно детские рассказы открывают путь к внутренним конфликтам, переживаниям, защитным реакциям ребенка и с помощью них можно составить представление о ребенке, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Обсуждение, входящее в пятый этап занятия, помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний. Каждый ребенок показывает свою работу, делится впечатлениями, рассказывает о мыслях, эмоциях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности.

После окончания обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых достигнут положительный эффект, рисунки с бывшими страхами рвутся или убираются.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: “А теперь ты нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься”. Ребятам подсказывается, что страх сказочных персонажей можно изобразить, например, следующим образом: не ребенок убегает от Бабы-яги, а она от него. Теперь ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции.

По мнению, подобные установки действует в качестве “косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше выполнить задание, представить себе варианты, остановиться на одном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия”.

Непосредственно перед просмотром новых рисунков вместе со старыми, дается инструкция: “Если ты перестал бояться того или иного страха, изображенного на твоем рисунке, то скажи, что перестал, если нет, то скажи, еще боюсь”.

Некоторые ребята изображают активными себя на рисунках, что говорит о преодолении страхов.

Самое главное, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих страхов, преодолев внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов. Как считает, данное обстоятельство позволяет обеспечить постепенную деактуализацию страха в сознании, овладению его образом, и, наконец, ребенок начнет верить в свои силы и возможности. Придумывая и рассказывая “страшные” истории со счастливым концом ребята освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию.

В итоге, участники занятия приобретают ценный опыт осознания и контроля своих эмоциональных состояний.

В качестве шестого этапа группового арт-терапевтического занятия предлагается выполнение коллективной работы. Например, создание общей работы, с использованием кусочков цветной бумаги. Также, можно предложить ребятам упражнение, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (например, придумать и изобразить животное, которое ничего и никого не боится).

Модификацией данного упражнения является создание единого группового рисунка. Задается определенная тема, например, нарисовать лекарства от страха и по кругу передается один лист бумаги, на котором каждый по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.

Заключительный, седьмой этап, предполагает подведение итогов работы, рефлексивный анализ, вербализацию мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работы. Всем желающим ребятам дается возможность выступить, рассказать, интерпретировать свою работу, дополнить, “подправить” и объяснить то, что не удалось изобразить. При этом реализуется потребность быть понятым и принятым группой. Завершая занятие, важно подчеркивать успех каждого и всей группы, в целом.

Преодоление различных страхов, а также неадекватной завышенной тревожности у детей достигается благодаря арт-терапевтическому методу экспрессивного рисования (изображению ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение).

Экспрессивный рисунок – является безопасным способом выпустить “пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Невербальная речь (рисунок) позволяет обходить “цензуру сознания”, поэтому она уникальна для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка.

Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

В процессе рисования происходит “оживление чувства страха”, и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Литература

1. Бетенски М. Что ты видешь? Новые методы арт – терапии. М.: Из-во ЭКСМО – Пресс. 2002. С. 256.

2. Бретт Д. “Жила-была девочка, похожая на тебя...” / Пер. с англ. . М.: Независимая фирма “Класс”. 1996. С.224.

3. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт – терапии. СПб.: Питер, 1999. С.256.

4. Ермолаева психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 194с.

5. Захаров и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство “Союз”, 2004. – 448с.

6. Захаров преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. – 98с.

7. Захаров детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448с.

8. Зинкевич-Евстигнеева источник творчества: Сказкотерапия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе, 1997, № 3. С.

9. Зинкевич-, Грабенко по песочной терапии. – СПб.: Изд. “Речь”, 2002. – 224с.

10. Изард эмоций. - СПб.: Питер, 2008.

11. В вашем классе – неблагополучный ребенок // Народное образование, 1998, № 2. С. 1

13. Карабанова в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. – 192с.

14. Копытин и практика арт - терапии – СПб.: Питер, 2002. – 368с.

15. Лебедева арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.

16. Лэндрет терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 226.

17. Овчарова психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”, 1999. – 240с.

18. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.

19. Орлова художественно-продуктивной деятельности в развитии сенсомоторики детей с ДЦП (практикум для психологов, педагогов и логопедов). Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2005. – 48с.

20. Поршнев и история // История и психология. - М.: Мысль. 1972.