Беседа на тему "масленица" в детском саду в подготовительной группе. Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе
Рудный қаласы әкімдігінің КМҚК «№14бөбекжай балабақшасы»
КГКП «Ясли – сад №14 акимата города Рудного»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к Масленице».
Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.
Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитатель: Добрый день, добрый час!
Поиграем мы сейчас? (Да)
К нам сюда скорее просим,
Подходи честной народ.
Фейерверки зажигайте,
Всех нас Масленица ждёт.
Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?
Да, конечно хотим.
Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).
А куда это вы собрались?
Мы хотим попасть на Масленицу.
А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.
Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.
Когда встречают Масленицу?
Как готовятся к Масленице?
Как её зовут-зазывают?
Дети отвечают на вопросы и читают заклички:
Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
Светит Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица,
Семь годков.
Как народ отмечает Масленицу?
Сколько дней длится Масленица?
А чем этот праздник отличается от всех остальных?
Дети отвечают на вопросы.
Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?
Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?
Дети предлагают свои варианты.
Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.
Дети распределяют слова по вагонам.
Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?
- «Встреча»
Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.
Дети выполняют задание, сидя за столом.
Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.
Прочитайте, как называется вторая остановка?
- «Заигрыш».
Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?
Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.
Физминутка
Солнце спит, небо спит.
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг поднялся ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Град по крыше застучал.
Барабанит град по крыше,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи.
Ни один не виден лучик.
Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.
А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.
- «Лакомка»
Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?
В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.
«Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
«Горка» Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
«Блинчик» Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.
Как называется следующая остановка?
- «Разгуляй»
Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.
Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.
Блин – вкусный, круглый, масленый.
Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.
Дерево – высокое, красивое, зеленое.
Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.
Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.
Дети считают фишки, определяют, кто победил.
- «Вечерки»
Как вы понимаете слово – вечерки?
Пятница, суббота - вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.
Дети водят хоровод.
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-лю, лю-лю проходит.
Снег и стужу прочь уводит,
Весну красную приводит.
Лю-лю, лю-лю приводит.
Солнце ласковое светит,
Любят все весну на свете.
Лю-лю, лю-лю на свете.
Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.
- «Прощенное воскресенье».
Как вы думаете, почему так называется это остановка?
За, что можно просить прощение?
Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это.
Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.
Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.
Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.
Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.
Что нового узнали сегодня?
А, что вы расскажите дома родителям?
Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?
Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.
Приложение:
Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.
Выходит, Весна и плачет.
Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.
Воспитатель:
Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?
Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.
Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.
Баба-Яга:
Фу-ух, хорошо то как!
Воспитатель:
А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!
Баба-Яга:
Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?
Баба-Яга:
Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!
А как же дети?
Баба-Яга:
А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.
Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!
Баба-Яга:
Еще чего захотели, не верну. (уходит).
Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.
Весна и воспитатель вместе:
А ты кто такой?
Блиночек:
Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!
Но как ты нам поможешь?
Блиночек:
Посмотрите на меня!
На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю.
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроение!
Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.
Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.
Татьяна Вельц
Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»
Задачи :
Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках , эмоциональную сферу детей на основе народного фольклора. Умение владеть речью как средством общения и культуры, знакомить детей с типично народными выражениями, поэтическими образами. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, творческий потенциал детей.
Предварительная работа :
Чтение и заучивание стихов, закличик, текстов песен и частушек.
Знакомство с народными играми, танцами, песнями.
Место проведения : музыкальный зал, оформлен в стиле русской избы.
Логика образовательной деятельности :
Заклички :
1. Гости, гости выбегайте весну красную встречайте
Весну красную встречайте всех блинами угощайте.
Вместе с Масленицей на конях прокатимся
2. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом , калачом и румяным пирогом!
3. А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали
На широкий двор зазывали да блинами заедали!
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников . Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.
На Руси этот праздник встречали песнями , плясками и веселыми играми.
Хороводная игра «Баба Ежка» (выбираем Б. Я, она стоит в кругу, дети идут по кругу и поют)
Баба Ежка, костяная ножка
С печки упала, ножку сломала
Ножку сломала, а потом говорит
У меня нога болит
Баба Ежка : (Б. Я поет)
А я Баба Яга, костяная нога
В ступе летаю, помелом подметаю
Дома не ночую, детишек ворую
Уж как наскачу, схвачу, поколочу!
Частушки.
Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один лишь дать.
Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья, Марья и Катюша
Танцевать пришли сюда
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.
Все выносят за забор,
Разводя большой костер.
То ведь Масленица ,
Славна Масленица !
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Издавна сложился порядок провожания Масленицы . Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы .
Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела , откуда придет весна.
Эстафета «Прокатим Масленицу !»
В конце эстафеты все вместе :
Мы на дровнях тебя волочили
Киселем сладким поили
Прощай Масленица !
Вторник - заигрыш. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.
Среда - лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.
Четверг именовали разгулом, широким четвергом : на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами.
Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.
Суббота - золовкины посиделки : молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье - это проводы, прощеный день. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.
Это был день очищения и объединения людей.
«Горелки с платочками»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором :
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
- Отгадайте загадку :
Круглый, а не колесо.
Горячий, а не солнце,
Не пирог, а есть можно. (Блин)
Блин - это символ Масленицы , а Масленица - это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком .
Игра «Блин»
Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…» .
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть
Сотен пять, а может шесть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет
И сома к столу несет
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои - готовы!
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
В воскресенье «сударыню Масленицу » взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы .
Ой Масленица под курузкой
Проводим тебя - будет грустно
Прощай Масленица !
Нам сказали, что Масленица длится семь дней
А осталось от Масленицы один день
Прощай Масленица
Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов
Горячих, да румяных!
Угощайтесь на славу,
Детям на забаву!
С Масленицей поздравляю
Пусть веселье в дом войдет
Пусть весна в права вступает
А зима на год уйдет!
Публикации по теме:
Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.
22 февраля 2017 года, ребята и сотрудники детского сада отметили Широкую Масленицу. Ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателями.
Конспект в подготовительной к школе группе Тема: «Широкая Масленица» Задачи: Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, эмоциональную сферу детей на основе.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Воспитателя МБДОУ ДС №31 " Голубая стрела" г. Туапсе. Париенко.
Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст
Задачи:Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка
(Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?
(На улице)
Цель: формирование представлений о традициях празднования русского народного праздника «Масленица».
- знакомить детей с традициями празднования Масленицы;
- развитие внимание, физической активности, интереса к русским народным играм, обогащение словарного запаса;
- воспитание патриотизма, умение работать в команде.
Оборудование: музыкальный центр, валенки, канат, костер из ватмана, бубен, две метлы, блины, конфетки.
Предварительная работа: рассказ – беседа «Масленица» (раскрыть образование слова), просмотр картин «Празднование Масленицы», опрос родителей «Традиции празднования Масленицы в вашей семье».
Ответственные: воспитатели подготовительной группы.
Место проведения: групповой участок на территории детского сада.
Скоморох (воспитатель 1).
Собирайся народ!
В гости Масленица ждет!
Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех!
Ждут вас, ребята, игры, забавы, шутки и прибаутки!
Масленицу широкую открываем и веселье начинаем…
А давайте, ребята, прежде, чем весну встречать, вспомним, чем же запомнилась вам зимушка, какие праздники были, что хорошего она вам принесла?!
Ответы детей.
А сейчас я предлагаю вам позвать красавицу весну, да повеселиться с ней!
Входит весна (воспитатель 2)
Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие!
Я Весна-Красна, к вам на праздник пришла!
Да загадки весенние вам принесла!
- Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня… (весна).
- Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый… (ручей).
- Появился из под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький… (подснежник).
- Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьется радостное …. (солнце).
Солнце красное взошло.
Станет людям всем тепло!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Сыграем ребята, в игру, позовем в круг солнышко!
Подвижная игра «Гори-гори ясно!»
Правила игры.
Дети встают в круг, за кругом водящий. В руках у Весны бубен. Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После слов все останавливаются. Водящий и тот, около которого он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым обежит круг и стукнет в бубен, становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.
Как весело с вами играть, ребята! Ну это еще не последняя наша игра! Сейчас я хочу вам предложить еще проверить кто из вас самый-самый сильный!
Притягивание каната.
Правила. Участвуют 6 человек, по три человека с одной и с другой стороны. Игра повторяется 3 раза.
Самых сильных определили! А сейчас выясним, кто из вас саамы быстрый!
Эстафета «Быстрые лошадки»
Ход игры. Разделить детей на две команды. По одному дети должны проскакать на метле до определенной метки и вернуться обратно, передав метлу следующему. Побеждает та команда, последний участник которой добрался до команды первым.
Скоморох.
Посмотрите, ребята, какой костер у нас прямо посреди участка горит! А давайте мы с вами, по старинной русской традиции, через этот костер будем прыгать по очереди!
Прыжки через костер!
Скоморох выбирает пару детей и предлагает игру «Бросание валенка» .
Правила. Играют парами. Первый ребенок забрасывает валенок, как можно дальше. Второй ребенок кидает второй валенок, стараясь попасть как можно ближе к первому. Кто забросит зимнюю обувь дальше всех, точнее всех, чей валенок ляжет ближе к первому – получит приз.
Ну что ж, ребята, мы с вами весело провели время, повеселились, поиграли! Проводили мы с вами зиму, встретили красавицу весну. А сейчас Весна для вас приготовила подарок!
Угощение блинами.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
На тему: Масленица.
Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».
Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».
2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация»
Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
«Музыка»
Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.
Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.
Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.
Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I.Беседа .
Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Звучит минусовка «Петрушки».
Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?
Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.
1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).
2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).
II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:
Весеннее солнце
Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте
3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).
4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...
«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»
6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?
Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;
Играли в игру «Взятие снежного городка»;
Проводили кулачный бой;
Ходили в гости друг к другу, пекли блины,
Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.
7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?
(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).
III. Исполнение детьми песни о блинах.
В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.
Песня «Мы давно блинов не ели....»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.
Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.
Присели за столы и приступили.
Звучит минусовка песни «Блины».
V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.
А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.
Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.
VI. Подведение итогов.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?
На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!