Беседа в старшей группе о дружбе. Беседа на тему "дружба"

Задачи:

— формировать понятия «друг», «дружба»;

— учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои поступки;

— развивать речевое общение;

— коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми;

— воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Предварительная работа:

— чтение рассказов о дружбе: «Три товарища», «Синие листья» (В. Осеева), «Друг детства», «Друзья познаются в беде» (В. Драгунский);

— заучивание пословиц, поговорок и песен о дружбе и друзьях;

— изготовление подарков для друзей;

— просмотр мультфильмов «Бременские музыканты», «Зимовье зверей»;

— совместные дни рождения;

— выставка детских рисунков и рассуждений детей «Мои друзья».

Дети под песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского) входят в группу.

Воспитатель . Дети, я предлагаю начать сегодня занятие с игры «Клубок дружбы». Нить свяжет нас вместе. Когда вы будете передавать клубок, каждый может сказать добрые слова своим товарищам. Последний, получая клубок, начинает его сматывать, при этом произносит слова, сказанные ему. Легко ли говорить приятные слова другим?

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надежного, верного друга рука.

Мы не случайно начали нашу встречу с игры «Клубок дружбы» и таких замечательных слов. Сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе.

Как вы думаете, что такое дружба? Как вы выбираете друзей? Что нужно делать, чтобы было больше друзей? С каким человеком вы не хотели бы дружить? Почему каждый человек достоин любви? Почему так важны хорошие друзья? Кто может быть твоим другом, кроме сверстника? Может ли быть другом мама или папа?

Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете?

Без беды друга не узнаешь.

Один за всех и все за одного.

Один в поле не воин.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Дерево крепко корнями, а человек — друзьями.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Одна пчела много меда не принесет.

Друг познается в беде.

А знаете ли вы рассказы о друзьях? Назовите их. (Показывает иллюстрации.)

Какая иллюстрация подходит к рассказу В. Осеевой «Три товарища»? Почему вы так думаете? Кто из мальчиков поступил верно, по-дружески? Какие четверостишие или пословица подходит к этому рассказу?

Воспитатель показывает иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Синие листья».

Из какого рассказа эта иллюстрация? О чем он? Как вы оцениваете поступок Кати? Как поступают настоящие друзья?

Проводится физкультминутка

Сказала кошка мышке:

— Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить.

— Боюсь, — сказала мышка, —

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка.

— Ну что ж, — сказала кошка, —

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять.

Дети, что вы больше всего с друзьями любите делать? Конечно, играть. Мы сейчас поиграем в игру-пантомиму «Живые картинки». Одной подгруппе я дам картинку. Вы должны без слов, только жестами, показать, что нарисовано, чтобы все остальные догадались.

А другая подгруппа должна будет самостоятельно придумать сюжет и показать остальным, что загадала.

Молодцы, дружные ребята у нас в группе.

Тогда следующее задание можно выполнить только сообща, вместе. (Достает два конверта.)

В конверте карточки со словами, разрезанными пополам. Ваша задача — найти половинки, сложить из них слово, прочитать, а из слов составить пословицу. Затем объяснить ее смысл.

Вы молодцы, эти мудрые слова подходят к вашим дружным действиям.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Гусеница». Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мы будем вместе передвигаться по группе. Руки положите на плечи впереди стоящему ребенку. Мяч зажмите между животом и спиной впереди стоящего сверстника. Таким образом, мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе.

Дети, положите мячи и сделайте один большой круг. Давайте споем песню о дружбе и друзьях.

Дети исполняют песню «Дружба крепкая...».

Берегите своих друзей, и вам будет радостнее жить на свете!

Делайте добро, и оно обязательно вернется к вам. Занятие закончено. Спасибо.

Поговорим о дружбе.

Цель : развитие представлений о дружбе, друге, понимания их значения в жизни общества

Задачи :

    показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

    развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

    развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

    воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование:

    2.Сигнальные карточки (красного, желтого цвета)

    3.Медиаресурсы, компьютер: мультфильм «Димка и Тимка»

Ход занятия

I. Организационный момент .

- в: Сегодня у нас, ребята необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте все встанем и поприветствуем наших гостей. Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас было всегда. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Давайте все вместе скажем. (Дети повторяют с воспитателем)

Приветствие: Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй крепенький дубок!

Мы живем в родном краю, всех мы вас приветствуем!

Молодцы, ребята! Тихонько присаживаемся на свои места.

А как вы думаете, мы все одинаковые с вами? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, ростом, интересами, желаниями и еще много чем. Но у нас есть и общие моменты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на них отвечать. Слушайте меня внимательно!

    Поднимите правую руку те, кто любит мороженое.

    Поднимите обе руки вверх те, кто любит делать зарядку.

    Сделайте хлопок руками те, кто любит на улице гулять.

    Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

    Улыбнитесь те, кто любит получать и дарить подарки.

Вот видите, сколько у нас общего. Вы молодцы!

Сегодня у нас пройдёт необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Чтобы открыть эту тайну, мы немного потрудимся - построим домик. И это будет не просто домик, а мирный домик.

    С чего начинают строить дом? (Фундамента).

    На фундамент положим брёвна, крышу, окна, дверь. (Выстраивается домик)

    Ребята, как вы думаете, что в доме должно быть самое крепкое? (ответы детей).

Чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе всё здание.

Наша жизнь - это тоже маленький домик, в котором происходит всякое: радости, беды, удачи, ссоры. Чтобы наш домик тоже стал крепким, нужен прочный фундамент.

А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд, узнаем тему нашего сегодняшнего занятия, и что является фундаментом нашего с вами дома.

1. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)

2. Два братца пошли в воду купаться.(Вёдра)

3. С ногами - без рук;

С боками - без рёбер;

С сиденьем - без живота;

Со спиной - без головы. (Стул)

4. Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают.

(Ложка)

5. Есть знак "точка",

На ветке - "почка",

А схожа с кадушкой

В хозяйстве + (бочка).

6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

1. Д в е р ь

2. В ё д р а

3. С т у л

4. Л о ж к а

5. б о ч к а

6. Ч а й н и к

Какое слово получилось в выделенном столбике? (Дружба)

Итак, фундаментом нашего домика должна быть именно дружба.

Прочитайте название темы Поговорим о дружбе.

Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом и постараемся составить правила дружбы.

Дружба _ это отношение к другому, как самому себе.

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Какое прекрасное слово – “ дружба ”! давайте вместе скажем

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

В: – О чем эта притча, чему она учит нас?

Д: – Нужно прощать обиды, не помнить зла.

Д: – Тот, кто дал пощёчину, наверное, в душе тоже раскаялся, что так сделал, но сразу не показал этого, а когда его друг оказался в беде, стал тонуть, вытащил его на берег, спас ему жизнь.

Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня всегда только хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит : Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

А как вы думаете, с чего начинается дружба? (с улыбки - давайте улыбнёмся друг другу,

А ещё с чего начинается дружба? (игры, совместные дела, общение, общие интересы)

Послушайте пожалуйста стихотворение:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Дружба

Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать.

Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь Ожегова.

Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Иметь друга – это настоящий подарок судьбы. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Отгадайте загадку

На контрольный даст списать

С ним всегда легко болтать

Если надо даст совет,

Знает мой любой секрет,

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой

Коль беда случится вдруг,

мне поможет верный (друг)

-А кто такой друг ?

1)это тот человек,который помогает, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

А у кого из вас есть друзья? (поднимают руки)

Вижу много таких детей.

А с кем вы дружите?

Есть ли у вас друзья взрослые? (ответы детей)

Почему вам нравится иметь взрослого друга?

Чему он может вас научить?

Вывод: взрослые опытнее. Он помощник, советчик.

Для чего дружить ровесниками?

У сверстников общие интересы, учебы, игра, коллективное дело

Воспитатель


– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

(с животными, природой, книгами)

друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;

друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо;

друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.

Дружба начинается в семье. Семья –начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.

Дружите ли вы со своими родителями?

Мама - самый лучший и надежный друг, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту и не оставит в беде.

МАМА – ЛУЧШИЙ ДРУГ

Мама – самый лучший друг!
Это знают все вокруг.
Если нам совсем невмочь,
Заболеем – мама рядом,
Мамы знают, что нам надо.
Плакать станем – приголубят,
Мамочки нас очень любят!
Даже самый верный друг
Может нас обидеть вдруг,
Только мамы наши беды
Могут превратить в победы.
Вот поэтому, друзья,
Маму не любить нельзя,
Даже лучшая подруга
Не заменит маму – друга!

Про дружбу много есть пословицы, давайте с ними познакомимся.

Внимание на слайд.

Игра «Закончи пословицу»

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

    Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

в: Молодцы, ребята! Физкультминутка.

А теперь мы с вами ребята отдохнем. Все встали в круг, повернулись лицом друг к другу. Представьте, что вы встретили своего друга. Произнесем слова и покажем движениями.

Добрый день, мой милый друг! (за руки приветствие)

Посмотри ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону)

Здесь есть ты? (кладем прав руку на плечо соседа)

Здесь есть я (показ на себя)

Будем вместе! (руки в стороны)

Жить!(хлопаем в ладошки)

Дружить (соединяем руки ладоши)

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт на земле один раз, поэтому нужно каждый день творить добро.

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

А что значит – настоящий друг ? (выслушиваются ответы детей).

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

Ученик:

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты -
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

- Как ты думаешь, можно ли этих героев назвать настоящими друзьями? (Нет!).

Почему?(Они дружат тогда, когда им выгодно).

сценка

Учитель: Кто кого обидел первым?

1-ый мальчик: Он меня!

2-ой мальчик: Нет, он меня!

Учитель: Кто кого ударил первым?

1-ый мальчик: Он меня!

2-ой мальчик: Нет, он меня!

Вос: Вы же раньше так дружили!

1-ый мальчик: Я дружил!

2-ой мальчик: И я дружил!

Учитель: Что же вы не поделили?

1-ый мальчик: Я забыл.

2-ой мальчик: И я забыл.

воспитатель: Если ты за что- либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись! Будьте дружными!

А сейчас, ребята, я предлагаю вам обсудить ситуации: “Как бы я поступил?”.

1).Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.

Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).

Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

2).Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы списать у тебя домашнее задание.

Как бы поступили вы?

Д: - Поинтересуюсь, почему он не сделал, может, не понял тему урока, тогда попробую ему объяснить, как я её понял, и вместе сделать.

Д: - Дам списать, но попрошу, чтобы в следующий раз постарался всё сделать.

3).Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Как бы вы поступили?

Д: - Объясню ему, что говоря плохие слова он, прежде всего себя показывает с плохой стороны и невоспитанным человеком.

4) Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивлялись мальчики.

Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

В:- Почему женщина сказала мальчикам, - Как вам не стыдно? - В чём вина мальчиков?

Д: - Мальчики не должны были просто стоять, собака могла растрепать котёнка, они могли позвать на помощь взрослых, что бы спасти котёнка, но этого не сделали.

Д: - Могли сами отогнать собаку, если она не большая была. А они этого не сделали, а только смотрели как страшно котёнку.

В: - А как бы вы поступили в этой ситуации?

В: - Правильно ребята. Отношение к животным, это тоже одно из качеств доброты. Также как и людям, животным тоже бывает, нужна наша с вами помощь, не будьте равнодушными, оберегайте и защищайте братьев наших меньших.

-Как бы в данной ситуации вы поступили?

Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

В: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Д: - Оксана правильно сделала, что подошла и помогла Вере подняться

Д:- Вера не виновата в том, что споткнулась и упала, а может у нее голова закружилась, нужно было ей помочь, а не смеяться над ней, как это делала Люда.

Д: - Коля вообще хотел её ударить не за что, нужно было ей помочь встать, такое с каждым может произойти.

В: - Правильно, ребята. Такое может произойти с каждым из нас. Мы с вами тоже несколько раз в день поднимемся и спускаемся с первого этажа на второй. Да просто идя по коридору, можем споткнуться, и в этот момент, идущий рядом видя, что его товарищ падает, он должен постараться его удержать, не дать ему упасть, а не смеяться над ним, и уж тем более не бить его за это.

стих

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день

не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря!

Произносишь слово «дружба», и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов.

Ребята, я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы. Давайте мы с вами поигрем в игру «Кто с кем дружит?» Я назову одного из героев мультфильма, а вы должны угадать кто его друг.

    Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

    Смешной мишка Винни- пух и … (Пятачок0

    Малыш и … (Карлсон)

    Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

    Добрая Белоснежка и….. (7 гномов)

    Забавные бурундучки Чип и…. (Дейл)

Молодцы

А сейчас поиграем в игру, «Выбери качества настоящего друга.» у вас на столах сигнальные карточки красного и желтого цвета.

Я буду вам называть вам слова, которые подходят настоящему другу.

А вы будете поднимать сигнальные карточки.

Карточка красного цвета - согласны.

Карточка желтого цвет – не согласны.

Добрый

Отзывчивый

Жадный

Обманщик

Ласковый

Злой

Верный

Заботливый

Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы сами должны быть хорошими друзьями.

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы.

Давайте составим основные Правила дружбы .

- В дружбе нужно…

    Чаще улыбаться другу

    Уметь выслушать своего друга

    Называть друга по имени

    Совершив ошибку, признай и исправь её

    Помогай друг в беде

    Не обманывай друга

    Умей с другом разделить радость

    Останови друга, если он делает что-то плохое

    Не смейся над недостатками друга

Существует много правил дружбы. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

Вы согласны с этими правилами ? (ответы детей)

Принимаем эти правила? (Да.)

Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Клубочек». Он не простой, волшебный. Вы должны будете сказать добрые слова друг другу, непринуждённо, а искренно. Может быть кто-то из вас, когда-то, кого то обидел и не смог тогда попросить прощение, вот сейчас предоставляется такая возможность. Давайте я начну первая, - Саша, какая ты сегодня красивая и т.д.

Какие вы все молодцы. Наш класс теперь будет намного дружнее, таким, как в стихотворении «Наш класс»

Ученик:

Дружба крепкая у нас,

Ей гордиться весь наш класс.

Вместе учимся, играем,

Веселимся, отдыхаем.

Ну, а если у кого- то

Приключиться вдруг беда,

Огорчаться нет причины,

Мы поможем вам всегда.

Если радость у кого- то,

Вместе радуемся мы,

Потому, что в нашем классе

Все заботливы, дружны.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.


Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.

И хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства».

А теперь давайте возьмёмся за руки и скажем друг другу: (хором)«Ребята давайте жить дружно!.

В : - Наше сегодняшнее внеклассное занятие о дружбе заканчивается.

Что вы сегодня из этой беседы взяли для себя,

Что узнали нового?

Если останется время.

VI. Закрепление

Просмотр мультфильма «Тимка и Димка»

Давайте внимательно посмотрим мультфильм про Тимку и Димку.

Беседа после просмотра мультфильма :

Понравился вам мультик?

Назовите главных героев?

Кто из героев вам понравился?

Почему?

Можно ли этих героев назвать настоящими друзьями?

Какие ошибки допустил Медвежонок Димка?

А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

(Рассуждение, ответы учащихся).

Д: – Это тот, кто помогает другу в беде, умеет разделить с ним радость.

Д: – Не смеётся над недостатками друга;

Д: – Может остановить друга, если он делает что-то плохое, и сказать ему, что так делать нельзя.

Д: – Настоящий друг умеет принять помощь, совет, не обижается на критику;

Д: – Настоящие друзья не обманывают друга; умеют признавать свои ошибки.

Д: – И нужно относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы он относился к тебе.

Поговорим о друзьях и дружбе.

Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя!

♦ Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?

♦ Какие качества характера привлекают вас в нем?

♦ Много ли у вас друзей?

Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души!

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Лучший друг

Мой любимый друг хороший —

Это сверстник мой Алеша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алеша — лучше всех!

♦ О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении?

Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки...

В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей.

♦ Почему, как вы думаете?

Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей — «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек — тот, кто желает вам добра.

Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка — начало дружбы.

Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить.

В чем же заключается умение дружить?

Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, — улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Вспомним остальные правила дружбы: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить — значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки: «Друг — ценный клад, ему всякий рад», «Дружба дороже денег», «Дружба что стекло — разобьешь, не склеишь», «За друга держаться — ничего не бояться».

♦ Какие вы знаете стихи, сказки, истории о дружбе?

♦ Знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? Назовите их.

♦ Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

♦ Почему говорится: «Дружба познается в беде»?

Послушайте несколько стихотворений о друзьях и ответьте на вопросы.

Мои друзья

Друзей немало у меня:

Я со всем двором дружу.

Не прожить без них ни дня!

О друзьях вам расскажу.

Любит Ксения гостей,

Добротой от Ксюши веет:

Ни игрушек, ни сластей

Для подружек не жалеет,

Утешает, привечает

И душистым поит чаем.

У Лёни — золотые руки.

Все он может делать сам:

Утюгом погладить брюки,

Починить на кухне кран!

Петя может дать совет,

Посочувствовать другому.

Он не скажет слова «нет»,

Помогает всем знакомым.

Петя кормит хомяка,

Чистит клетку попугая,

Приласкает он щенка

И с сестренкой погуляет.

Помогает Саша маме —

Возится он с малышами.

И сочувствует другим —

Верный друг, хороший сын!

Егор и честен, и правдив,

Он ненавидит ложь,

Настойчив и трудолюбив —

Его не проведешь!

♦ О каких хороших качествах друзей рассказывается в этих стихах? Назовите их.

♦ Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?

Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами.

Послушайте стихотворение.

Хвастливый Андрей

Однажды хвастался Андрей:

«Нет никого меня храбрей!

Не боюсь опасных змей,

Ни лягушек, ни червей.

Не боюсь я тьмы ночной,

Справлюсь с бурною волной.

Не боюсь я привидений,

Привиденья — это тени!

Не боюсь...» — и вдруг молчок:

Хрустнул в темноте сучок,

И послышались шаги

По тропинке у реки.

Побледнел слегка Андрей,

Убежал домой скорей!

Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым.

Игра в «Поликлинику»

Однажды Зоя предложила ребятам играть в «Поликлинику».

— Как это в «Поликлинику»? — удивился Артем.

— Очень просто, — объяснила Зоя, — куклы будут нашими детьми. Одни девочки станут мамами и поведут их в поликлинику на осмотр, другие ребята станут врачами.

— Чур, я врач! Чур, я врач! — сразу же закричал Артем.

— Анна Анатольевна! — обратилась Зоя к воспитательнице. — Можно мы поиграем в «Поликлинику»?

— Ну, конечно, можно, — согласилась та. — Вы пока распределите роли, а я принесу набор «Кукольный доктор», — сказала Анна Анатольевна и пошла в другую комнату за набором.

Ребята быстро распределили роли. Коля стал детским врачом, Саша — глазным, Вера — хирургом, Катя — медицинской сестрой.

— А кем же буду я? — спросила Алла.

— Ты будешь работать в регистратуре. Выдавать талоны, отвечать на звонки по телефону, записывать «больных» на прием.

Алла капризно надула губки.

— Не хочу сидеть в регистратуре. Это не интересно! Хочу тоже быть врачом.

— Но ведь кому-то нужно выдавать талоны, — рассудительно заметил Коля.

— Немного «поработаешь» в регистратуре, а потом поменяешься в Верой и тоже будешь врачом.

— Ты согласна? — спросила Зоя.

♦ Что бы вы ответили на месте Аллы?

♦ Умеет ли Алла соблюдать правила игры?

♦ Справедливое ли решение предложила Зоя? Почему?

— Ну нет! Я не согласна! — ответила Алла. — Раз не даете мне роль врача, лучше я одна буду играть с куклой.

Она взяла куклу и ушла с ней в другую комнату.

Игра в «Поликлинику» оказалась очень интересной. Ребята увлеклись и совсем забыли про Аллу, которая села в кресло, положила куклу на колени и задумалась: «Эх, зря я отказалась играть со всеми. Вон как они весело смеются, болтают, а мне одной очень скучно. Может быть, пойти и попросить, чтобы меня приняли в игру?»

♦ Попадали ли вы в подобные ситуации?

♦ Какой выход находили из них?

♦ Что бы вы посоветовали Алле?

Лариса, лучшая подруга Аллы, заметила, что девочка не участвует в игре, пошла за ней.

— Аллочка, почему ты с нами не играешь? Мне без тебя очень скучно! Пойдем играть, — позвала она подругу.

Алла объяснила, почему она не участвует в игре. Тогда Лариса сказала:

— Не беда! Пойдем со мной, и для тебя найдется подходящая роль.

Лариса и Алла пошли к детям, и Лариса предложила:

— Ребята, у нас в поликлинике нет зубного врача. Пусть Алла будет им.

— Ну ладно, пусть Алла лечит куклам зубы, — согласились все.

— А ты согласна, Алла? — спросила девочку Зоя.

— Согласна! — радостно согласилась девочка. — А потом я могу поменяться с Катей и поработать в регистратуре.

♦ Что вы можете сказать о Ларисе? Хороший ли она друг?

♦ Почему вы так думаете?

♦ Почему Алла сама согласилась поработать в регистратуре?

Многие выдающиеся люди размышляли о друзьях и дружбе. Послушайте их высказывания.

Настоящая дружба правдива и отважна.

Лучше во тьме пребывать, чем без друга.

Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.

Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга!

Я надеюсь, и в вашей жизни обязательно будет добрый и преданный друг. Ведь без друзей жить нельзя!

Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и верные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябедничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая взрослых.

Послушайте стихотворение.

Ябеда

Любит ябедничать Таня

На подруг и на друзей:

Опоздал на завтрак Ваня,

Грузовик сломал Сергей.

Нина вкусную котлету

Отдала коту тайком,

Руки не помыла Света,

Коля ходит босиком.

«Ябедой-корябедой»

Дразнят дети Таню.

Хорошо быть ябедой?

Догадайтесь сами!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. В группе детского сада появился новый мальчик. Он еще не познакомился с ребятами, не освоился в коллективе. Вы заметили, что мальчик хочет с вами подружиться. Как вы поступите?

1. С радостью примете его дружбу. Чем больше друзей, тем лучше!

2. Поможете ему на первых порах, но не больше. У вас уже есть друзья, и новый друг вам не нужен.

3. Не обратите на него никакого внимания.

II. Ваш друг заболел и попал в больницу. Как вы поступите?

1. Будете часто звонить маме друга, передавать ему привет и спрашивать о здоровье.

2. Попросите свою маму или бабушку отвезти вас в больницу, чтобы навестить друга, поддержать его в трудную минуту.

3. Напишите письмо или записку и попросите маму друга передать ему письмо.

III. Перед вами четыре правила. Вычеркните одно, которое не является правилом дружбы.

1. Не ссорьтесь по пустякам.

2. Уступайте другу.

3. Стремитесь быть везде и во всем первым.

4. Делитесь с друзьями игрушками и книжками.

♦ Как вы думаете, приятно ли дружить с капризным, плаксивым ребенком?

Верно, не очень. Если кто-то плачет по пустякам, обижается понапрасну, всем недоволен, портит интересную игру, ребятишки вряд ли захотят с ним играть.

Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Царевна Несмеяна

Девочку Тоню в детском саду частенько дразнили то плаксой-ваксой, то ревой-коровой, потому что она капризничала и плакала по любому пустяку.

Пьет чай, уронит на пол кусочек булки и сразу в слезы.

— Ай! Я вкусную булку уронила, а ведь с пола есть нельзя!

Подружка Вера ей свою булку отдаст.

— Возьми мою булочку. Только, пожалуйста, не плачь.

Развяжется ли бантик в косичке, не получается ли рисунок, Тоня плачет в три ручья.

Анна Анатольевна ее успокаивает, уговаривает, подружки стараются во всем угодить. А толку никакого!

Играть с Тоней ребятам в самом деле не интересно! Чуть что, она дуется, плачет. Улыбается редко. Вот и получилось, что все играют вместе, а Тоня — одна.

Сережа — добрый отзывчивый мальчик. Ему Тонечку жалко, он никогда не дразнит ее плаксой-ваксой. Он зовет ее сказочным именем — Царевна Несмеяна. Сереже кажется, что Тоня и вправду похожа на сказочную царевну. Глаза у нее большие, синие, а золотистые волосы длинные, вьющиеся колечками.

Однажды он задумался, как бы развеселить Тоню. Долго думал и кое-что пришло ему на ум. Сережа рассказал о своей задумке Анне Анатольевне, и той его затея очень понравилась.

Так и сделали. Ребятишки приготовили красивые костюмы, разучили смешные стихи, песенки, танцы. Анна Анатольевна распределила роли, а Тоне сказала:

— Тонечка! Ты будешь играть роль Царевны Несмеяны. Кто из ребят сумеет тебя рассмешить, тот и получит приз!

— Хорошо, — согласилась Тоня.

Быть царевной ей очень хотелось!

Началось представление. Тоне надели на голову красивую корону, усадили ее в кресло. Ребята стали выступать, стараясь изо всех сил рассмешить Несмеяну.

Клоуны в ярких колпачках кувыркались на ковре, так и сыпались веселые шутки и смешные истории. Но Тоня оставалась серьезной и ни разу не улыбнулась. Представление уже подходило к концу, когда в костюме Царевны Несмеяны в зал вошел Сережа. Его окружали мамушки и нянюшки.

Одна из них протянула Сереже румяное яблоко.

— Дитятко, съешь яблочко.

— Не хочу, не буду! — захныкал Сережа. — Оно кислое, невкусное.

Он оттолкнул яблоко, оно упало на пол и закатилось в угол.

— Яблоко упало, — заревел мальчик в три ручья.

Мамушки и нянюшки заахали, заохали, стали суетиться вокруг него. Одна собирала в малюсенькое ведерко слезинки, другая утирала слезы носовым платком. Словом, настоящий переполох.

Сережа при этом так капризно надувал губы, морщил нос, тряс головой, что стал чем-то похож на Тоню. Девочка словно увидела себя в зеркале, не выдержала и рассмеялась! Ребята в ответ тоже засмеялись и захлопали в ладоши.

— Молодец, Сережа! Рассмешил ты нашу Царевну Несмеяну. Вот тебе в подарок книжка веселых рассказов с забавными картинками. — Анна Анатольевна протянула Сереже книгу.

— Спасибо, Анна Анатольевна! Можно я буду ее читать вместе с Тоней, чтобы она почаще улыбалась и никогда не плакала? — спросил мальчик.

— Конечно, можно! — ответила воспитательница, обнимая Сережу за плечи.

Постепенно характер Тони изменился к лучшему. Она стала меньше капризничать. Когда ей хотелось заплакать, девочка вспоминала веселое представление, которое устроили для нее ребята, и ей становилось стыдно: ведь они так старались ее рассмешить. Анна Анатольевна даже сказала: «Ты нам гораздо больше нравишься, когда смеешься! Улыбайся и смейся почаще!»

♦ Как вы думаете, интересно ли было играть с такой плаксой и капризулей Тоней? Почему?

♦ Почему Тоню дразнили плаксой-ваксой?

♦ Как звал ее Сережа?

♦ Почему?

♦ Что придумал Сережа, чтобы развлечь Тоню?

♦ Удалась ли его затея?

♦ Как вы думаете, почему засмеялась Тоня?

♦ Изменится ли после этого характер девочки?

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Волшебное перышко

Утром Федя как обычно капризничал и ворчал:

— Чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!

— Не надоело тебе ворчать? — вздохнула мама. — Одевайся поскорее, а то я опоздаю на работу, а ты — в детский сад.

— Не пойду я сегодня в детский сад! — угрюмо сказал Федя.

Мальчик не хотел говорить маме, что вчера поссорился с Колей.

— Но почему? Может быть, ты заболел? — встревожилась мама.

— Ничего я не заболел, просто неохота мне в детский сад идти. Вот и все.

— Может, кто-то тебя там обидел?

— Да никто меня не обижал, — хмуро бросил Федя.

— Тогда хватит капризничать, поскорей надевай куртку, шапку, завязывай шарф и побежали!

Делать нечего! Пришлось Феде послушаться маму, одеться и идти в детский сад.

Не успел Федя повесить куртку в шкафчик, как к нему подлетела Верочка. Тряхнув короткой кудрявой челкой, она затараторила:

— Доброе утро, Федя! Надеюсь, ты не забыл, что мы с тобой сегодня дежурные! Быстрей переобувайся и пошли помогать Зинаиде Ивановне столики для завтрака накрывать.

— Не забыл, не забыл, — хмуро ответил Федя, даже не поздоровавшись с Верочкой. «Какая болтливая, вертлявая девчонка», — подумал он, когда Верочка танцующей походкой убежала в игровую комнату, и нехотя пошел следом за ней.

Нельзя сказать, что Федя был ленивым мальчиком, но дежурить ему не хотелось. Особенно портило настроение то, что пока он дежурит, другие ребята весело играют в разные увлекательные игры.

Войдя в групповую комнату, Федя сразу заметил, что там появились новые игрушки: большой подъемный кран, микроавтобус, грузовик и красный бульдозер. Ребята уже играли с ними: все вместе строили высокий дом из разноцветных кубиков.

Федя молча подошел поближе.

— Здравствуйте, Анна Анатольевна! Здравствуйте, ребята! — выдавил из себя Федя.

— Здравствуй, Федя! — весело отозвалась воспитательница. — Помоги-ка нам стол накрыть, скоро завтракать сядем.

Феде очень хотелось поиграть с новыми игрушками, но спорить с Анной Анатольевной он не стал.

После завтрака ребята с воспитательницей пошли на прогулку.

Дима спросил:

— Будем снежную крепость строить?

— Будем, — согласились ребята.

Федя строил крепость вместе со всеми, катал большие снежные комья.

Крепость вышла на славу: прочная, высокая, с башнями и маленьким оконцем.

— Я буду командиром крепости! — крикнул Федя.

— Почему ты? — удивился Коля.

— Потому что я самый большой ком прикатил! Да и папа у меня военный. Я все команды знаю! — гордо ответил Федя.

Ребята немного посовещались, и Коля сказал:

— Командиром крепости будет Дима!

— Да, да! Дима! — хором подтвердили ребята.

— Это еще почему? — удивился Федя.

— Дима — справедливый и добрый, — ответил Коля.

— Дима никогда не ворчит, никого не обзывает, все поровну делит.

♦ А кого выбрали бы вы — Федю или Диму? Почему?

— Тогда я вообще с вами играть не буду! — обиделся Федя и отошел в сторону.

Вечером он вернулся из детского сада грустным. Как-то не складывались у Феди отношения с ребятами, а почему — мальчик не понимал.

♦ А вы знаете, почему?

В субботу папа взял Федю в гараж. Папа стал чинить машину, а сына попросил навести порядок в коробке с винтиками, гайками и разными мелкими деталями. Федя начал разбирать коробку и вдруг заметил в ней что-то яркое и блестящее. Он пригляделся и вытащил маленькое перышко.

— Папа, смотри, что я нашел! Золотое перышко!

Папа взял перышко, повертел его в руках и пожал плечами:

— Не знаю, сынок! Я этого перышка раньше не видел.

Федя полюбовался пером и положил его в карман джинсов.

Мальчик даже не догадывался, что золотое перышко было волшебным!

Когда в понедельник Федя пришел в детский сад, то первым, кого он встретил, был Коля. Федя хотел незаметно проскочить мимо, не поздоровавшись с Колей, но вдруг его губы сложились в приветливую улыбку, и он весело сказал:

— Доброе утро, Коля! Я рад тебя видеть!

— Доброе утро, «дядя» Федор, — пошутил Коля.

Но Федя совсем не обиделся.

На прогулке Федя предложил поиграть в поезд. Он поставил несколько санок друг за другом, связал их, усадил в санки девочек и сказал:

— Санки — это вагоны, вы будете пассажирами, а я — электровозом.

Федя загудел, изображая электровоз, и повез «вагоны» по заснеженной тропинке. Девочкам игра понравилась.

— Здесь остановка, — сказал Федя возле ледяной горки. — Немного покатаемся с горки, потом поезд снова отправится в путь.

Федя придумывал новые и новые игры, и ребята всю прогулку не отходили от него.

♦ Почему ребята во время прогулки не отходили от Феди?

— Анна Анатольевна, — вежливо обратился Федя к воспитательнице, — можно я помогу вам: проверю, все ли совочки, лопаты, ведерки мы собрали. А то занесет их снегом, потом и не найдешь.

— Ну, помоги, Федюня, — удивленно и ласково сказала воспитательница.

Вечером ребята стали готовить новогодние подарки. Когда Верочка попросила у Феди ножницы, мальчик сказал:

— Ну, конечно, возьми, а я пока елочку раскрашу.

— Спасибо, Федя, ты такой добрый! Я тебя не узнаю.

Честно говоря, Федя и сам себя не узнавал: ему хотелось всем помогать, говорить хорошие слова. Мальчик ни с кем не поссорился, как бывало раньше.

Федя, конечно, не догадывался, что ему помогает волшебное перышко.

Скоро у Феди появилось множество друзей, а его лучшим другом стал Дима.

♦ Как вы думаете, почему у Феди появилось много друзей?

Весной Федя переоделся в шорты, а волшебное перышко так и осталось в кармашке его старых джинсов. Но Федя и без него оставался доброжелательным, вежливым и веселым. Никто уже и не помнил, каким ворчливым и обидчивым он был.

Мама отдала Федины джинсы племяннику Косте, ведь Федя из них уже вырос. Теперь и Костя никогда не ссорился с ребятами из-за игрушек, научился уступать друзьям и радоваться их успехам.

Вот такая история! Хотите верьте, хотите нет!

♦ Почему Федя не хотел идти в детский сад?

♦ Как вы думаете, легко ли было общаться и дружить с Федей? Почему?

♦ Почему Федя не хотел дежурить?

♦ Всегда ли вы, заходя в помещение, здороваетесь с теми, кто там находится?

♦ Почему Анна Анатольевна сделала Феде замечание?

♦ Можно ли назвать Федю вежливым и доброжелательным? Почему вы так думаете?

♦ Почему ребята выбрали командиром снежной крепости Диму, а не Федю?

♦ Что важнее — уметь командовать или быть добрым и справедливым?

♦ Правильно ли поступил Федя, обидевшись на ребят? Кому от этого стало хуже — ребятам или Феде? Почему?

♦ Что Федя нашел у папы в гараже?

♦ Как волшебное перышко помогло Феде?

♦ Как изменилось поведение Феди?

♦ Что вы заметили хорошего в поведении Феди и в его отношении к окружающим?

♦ Как вы думаете, почему Федя не изменился после того, как волшебное перышко перестало ему помогать?

Елена Лукина
Беседа «Что такое дружба?»

Цель : познакомить детей с понятием дружбы , способствовать сплочению детского коллектива.

Ход занятия

Сегодня мы будем говорить о дружбе .

Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Иметь друга – великое благо.

Так, что же такое дружба ?

Задание №1. Организуется работа в микрогруппах.

Ребята, подумайте и ответьте на такие вопросы.

Вопросы :

1." Дружба – это--- ".

Примерные ответы детей :

дружба – это взаимопомощь , весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту.

2." Настоящий друг – это тот ---".

Примерные ответы детей :

настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях.

3." Друзья всегда---".

Примерные ответы детей :

друзья всегда - помогут тебе в трудной ситуации, разделят с тобой и радость и беду, понимают тебя.

После работы в микрогруппах организуется обсуждение предложенных вопросов, формулируются общие выводы.

Если мы хотим иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость.

Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто " Требуется друг".

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат !

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу : - Дружи со мной---

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы с тобой, как голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу :- Но ты учти :

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной;

Ты дружи со мной одной !

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной-

Стану знаменита!

Все пятёрки по одной

У Светловой Нади.

Я прошу : - Ты со мной подружись хоть на день !

Мы с тобой поладим :

Будешь ты меня спасать-

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят : - Молчала бы!

Не вставать же на колени уговаривать подруг---

Напишу я объявление :

Срочно требуется друг!

Почему у девочки не было друзей?

Примерные ответы детей : у девочки не было друзей, так как она хотела много от других, но сама взамен ничего не давала.

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу . Обратите внимание на пословицы.

Задание №2.

Работа в микрогруппах. Знакомство ребят с пословицами о дружбе .

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете ?

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Друга иметь – себя не жалеть.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Задание №3.

Организуется работа в микрогруппах. Детям предлагается разработать правила дружбы . После обсуждения в группах, зачитываются и обсуждаются разработанные правила дружбы .

Правила дружбы (Примерные ответы детей) :

помогать друг другу;

не помнить долго обиду;

не мелочиться;

доверять друг другу;

быть терпимым;

уметь прощать;

не завидовать;

быть честным и преданным;

быть доброжелательным.

Итог занятия.

Итак, дружба - это замечательно ! Нам всем ясно одно – без дружбы нет жизни ! Значит, чтобы жить, мы должны уметь слушать друзей, понимать и поддерживать. Да и в целом, если хотите, чтобы люди относились к вам хорошо, то и вы относитесь к ним с уважением, добротой и пониманием. Всем спасибо за работу.

Замысел . Творческое дело рассчитано на учащихся 1—2-го классов. Малыши размышляют о том, как научиться быть другом. В качестве примеров настоящей дружбы использованы яркие литературные и музыкальные произведения.

Как напоминание о разговоре, дети получают рисунки «Домиков дружбы» — символ произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича) в исполнении группы детей.

Ведущий обращает внимание детей на рисунок.

На нем изображены герои книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»: Гена, Чебурашка и Галя — на фоне Дома дружбы.

Вы узнали этих героев? Из какого они произведения? На доме, возле которого они стоят, написано: «Дом дружбы». Напомню вам, как у Гали, Гены и Чебурашки родилась идея построить такой дом. Они были одиноки и мечтали найти друзей. Когда их мечта сбылась — они подружились, — герои сказки Э. Успенского не остановились на этом. (Учитель демонстрирует иллюстрации из книги.) Девочка Галя пожалела тех, кто одинок:

«— У них совсем нет друзей. К ним никто не приходит на день рождения. И никто их не пожалеет, когда им бывает грустно!

Гена слушал все это печальный-препечальный. Из его глаз медленно выкатилась огромная прозрачная слеза...

— Так что же мы должны делать? — вскричал крокодил. — Я хочу помочь им!

— И я хочу помочь! — поддержал его Чебурашка. — Что мне, жалко, что ли? Только как?

— Очень просто, — сказала Галя. — Надо их всех передружить между собой.

— А как их передружить? — спросил Чебурашка.

— Не знаю, — ответила Галя.

— А я уже придумал! — заявил Гена. — Надо взять и написать объявления, чтобы они приходили к нам. А когда они будут приходить, мы будем их знакомить между собой!

Эта мысль всем понравилась, и друзья решили сделать так. Они развесят по городу объявления. Каждому, кто будет приходить к ним, они постараются найти товарища. А дом, в котором живет крокодил, решено было превратить в Дом дружбы.

Посетителей Дома дружбы оказалось на удивление много...»

Не умею быть один,

не желаю быть один!

Много есть на то причин:

хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному даже веселиться.

И невкусно одному есть две груши, потому,

Легко в крутую горку шагается с пятеркой.

Не за себя я вовсе рад порадуется мама, порадуется брат...

Я б от дождя укрыться мог, но я, как все друзья, промок.

Зато сушиться — вместе!

Зато смеяться — вместе!

Нам вместе лет за двести.

А если друг на друга встать, до неба можем мы достать.

А вместе крикнем в тишине, то нас услышат на Луне!

В. Коркин

Ведущий. Почему же так получается, что у одного человека друзей много, а у другого мало или нет вообще? Может, такие люди не умеют дружить? (Ведущий читает рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».)

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девчонок из рогаток стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему не страшно было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его, и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек.

— Хорошо ли человеку жить на свете без друзей и без близких?

— Как надо относиться к другим людям? (Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.)

— Что Е. Пермяк называет «самым страшным»?

Ведущий . Давайте посмотрим инсценировку по произведению М. Пляцковского «Урок дружбы».

Появляются мальчики - «воробьи», шумно произнося: «Чик! Чик!» и «Чирик! Чирик!». «Разлетаются» в разные стороны.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

Появляется Чик с посылочным ящиком.

Чик . Спасибо, бабушка! (Прижимает посылку к груди.) А Чирику я ничего не скажу. Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется! (С жадностью «клюет» зерна.) Ну вот и все! (Поглаживает живот.) Ох и наелся же я! (Выбрасывает ящик в сторону, «складывает крылышки», закрывает глаза — засыпает.)

Появляется Чирик. Находит ящик и возле него несколько зерен пшена.

Чирик . Кто-то ящик выбросил... А в нем пшено было... Соберу-ка я зернышки! (Достает пакетик, складывает.) Полечу поищу Чика. (Улетает, натыкается на спящего Чика.) Здравствуй, Чик!

Чик . Привет, Чирик.

Чирик. Я сейчас нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

Чик. Не надо... Зачем?.. Ты нашел — ты и ешь!

Чирик. Но мы же с тобой друзья. А друзья все должны делить пополам. Разве не так? (Протягивает пакет.)

Чик. Ты, наверно, прав. (Опускает голову.)

Чик (берет зернышки с виноватым видом). Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы!

Ведущий . Кто объяснит, чему научил Чирик Чика? (Друзья должны делиться, заботиться друг о друге, нельзя думать только о своем благополучии.) О дружбе в народе существует множество пословиц и поговорок. Предлагаю вам конкурс. Будем называть пословицы и поговорки о дружбе по одному. Кто окажется последним, тот и победитель.

Примечание. В ходе подготовки к мероприятию детям было дано задание: подыскать пословицы и поговорки на данную тему

Пословицы и поговорки

➢ Новых друзей наживай, а старых не теряй.

➢ Старый друг лучше новых двух.

➢ На деньги друга не купишь.

➢ Друга узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

➢ Дружба дороже богатства.

➢ Дружба дружбой, а служба службой.

➢ Дружба от недружбы близко живет.

➢ Один за всех, все — за одного.

➢ Дружба — не разлей вода.

Победитель получает приз — рисунок рукопожатия.

Звучит песня «Все мы делим пополам» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского) в исполнении дуэта мальчиков.

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам:

И дождинки, и слезинки

Пополам, пополам,

пополам-лам-лам!

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам:

И смешинки, и слезинки

Пополам, пополам,

пополам-лам-лам!

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам:

Приключенья, огорченья —

Пополам, пополам,

пополам-лам-лам!

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам:

Даже песню делим честно

Пополам, пополам,

поплам-лам-лам!

Звучит стихотворение Б. Заходера «Мы — друзья» в исполнении двух мальчиков.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том,

Что он и я —

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе...

Дружба дружбою,

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

— Что-то, Вова,

— И я забыл...

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

— Я как стукну!

— Я как тресну!

— Он как даст!

— А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду —

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим — что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

— Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Ведущий . Чтобы найти себе место в Доме дружбы, то есть стать кому-то другом, обрести дружбу, нужно к этому быть готовым. То, что нужно делиться с друзьями, это вы уже запомнили. Но этого мало. Друзья должны всегда первыми приходить на помощь. Если вы прочтете книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», то узнаете много интересных подробностей о том, как ее герои приходят на помощь друг другу. Искрометный юмор этого произведения не оставит вас равнодушными. Так, например, на открытии нового Дома дружбы Чебурашка приготовился сказать приветственную речь, но боялся, что у него ничего не получится, ведь он никогда раньше не говорил речей. На помощь пришла Галя. Она посоветовала ему потренироваться:

«— Я сейчас скажу тебе одно стихотворение, а ты ходи и все время повторяй. Если ты повторишь его без запинки, значит, ты сможешь сказать любую речь...

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали

Зубы сразу же сломали.

— Это очень легкое стихотворение, — решил Чебурашка, — я его сразу повторю.

И он продекламировал:

Мыска шусек нашусила,

Мыска мысек пригласила.

Мыски суски кусать стали —

Зубы сразу зе шломали.

«Нет, — полумал он, — что-то я неправильно говорю. Почему «мыски» и почему «кусать»? Ведь правильно говорить «мышки» и «кушать». Ну-ка, попробуем сначала!»

Мышка сушек насушила,

правильно начал он.

Мышка мысек пригласила, —

Мышки шушки кусать штали —

Жубы шражу же шломали.

— Сто зе это такое полусяется? — рассердился Чебурашка. — Я и двух шлов швязать не могу! Жначит, надо как мозно больсе /наниматься!

И он жанимался и жанимался всю ночь!»

Ведущий. А сейчас послушайте рассказ С. Прокофьевой «Самый большой друг».

Рассказ читают по ролям 5 учеников.

В маленьком домике у реки жила девочка. И было у нее три друга: Слон Длинный хобот, лохматый Щенок и пестрая Бабочка.

Однажды все они собрались на поляне.

— Девочка, посмотри, какой я большой и сильный! — расхвастался Слон Длинный хобот. — Поэтому я твой самый большой друг!

— Я тоже большой друг девочки, — тявкнул лохматый Щенок. — Я очень ее люблю.

— Какой же ты большой друг! — рассмеялся Слон. — Ведь ты совсем маленький

— Я тоже большой друг девочки, — робко прошептала пестрая Бабочка.

— Это ты большой друг? — захохотал Слон. — Вот я дуну, и ты улетишь так далеко, что больше никогда не вернешься.

Очень огорчились лохматый Щенок и пестрая Бабочка. Около дома девочки протекала глубокая река. В ней жил злой Крокодил.

Однажды девочка подошла к реке и не заметила, что Крокодил спрятался в густом камыше. Крокодил схватил девочку за юбку своими страшными зубами и потащил ее прямо в глубокую реку.

— Спасите! Помогите! — закричала девочка.

Из леса выбежал Слон Длинный хобот.

— Я не могу спасти тебя, девочка, — закричал Слон. — Ведь этот ужасный Крокодил может и меня утащить в реку. И тогда у тебя уже не будет такого большого друга!

И Слон снова убежал в лес.

Пестрая Бабочка увидела, какая беда стряслась с девочкой. Она вспорхнула и полетела к лохматому Щенку. Дул сильный ветер, но Бабочка все равно торопилась изо всех сил.

Щенок тут же бегом бросился к реке.

Он так громко рычал и лаял, что Крокодил испугался.

«На меня напал какой-то опасный и страшный зверь!» — подумал Крокодил. Он отпустил девочку и нырнул прямо на дно.

Тут из леса выбежал Слон.

— Девочка, девочка, как я рад, что тебя не съел этот злой Крокодил! — закричал Слон. — Я больше всех этому рад, потому что я твой самый большой друг.

— Нет, — сказала девочка. — Ты вовсе мне не друг. Вот лохматый Щенок мой большой друг. И пестрая Бабочка тоже мой большой друг, хотя она совсем маленькая. А ты — нет!

И тут случилось вот что! Бабочка стала большая, как птица. Лохматый Щенок стал большой, как лошадка. А Слон Длинный хобот стал маленьким-маленьким, как зайчонок. Он покраснел от стыда и убежал в лес. С тех нор маленький Слон от всех прячется, и поэтому его никто не видел.

Ведущий. Почему девочка маленьких Щенка и Бабочку назвала самыми большими друзьями? (Они в трудную минуту не бросили девочку в беде.) И снова возвращаю вас к сказке «Крокодил Гена и его друзья». Интересно, что когда Галей, Геной, Чебурашкой и теми, кто мечтал обрести друга, был построен новый Дом дружбы, то оказалось, что они в нем больше не нуждаются, потому что в процессе совместного строительства каждый нашел друга.

Значит, чтобы обрести друзей, не стоит сидеть сложа руки и ждать. Нужно искать. Как? Жить активной жизнью: принимать участие в различных внеклассных мероприятиях, посещать кружки, спортивные секции, отдыхать в лагерях. И тогда среди множества знакомых обязательно отыщется человек, который станет близким, с которым захочется общаться и дружить.

Может быть, кто-то хочет рассказать о своем друге, о том, где и при каких обстоятельствах произошло знакомство с ним? (Ответы детей.)

Среди даже самых замечательных друзей иногда случаются размолвки. Вы согласны? Как вы поступаете в таких случаях, когда вышла ссора? (Ответы детей.) А вот как советует это делать поэтесса Алла Ахундова.

Эй!

Боря — на заборе.

Дима — у плетня.

Боря с Димой в ссоре

Уже четыре дня.

Может, крикнет Боря,

Крикнет Диме: «Эй!»

А не крикнет, в ссоре

Будут много дней.

Может, пять и больше,

Может, даже шесть...

Может, еще дольше,

Что и дней не счесть.

Может, и не скоро

Кончится вражда?

Может, эта ссора

Даже навсегда!

Дедушками станут

Дмитрий и Борис...

У окошек сядут,

Глянут сверху вниз...

Спросит деда Борю

Любопытный внук:

«Где твой самый первый,

Самый верный друг?»

Или деда Диму

Спросит умный внук:

«Где твой самый первый,

Самый верный друг?»

Что они ответят

Им на склоне лет?

Что друзей на свете

Не было и нет?

Это как же? Как же?

Не было друзей?

Надо, и сейчас же,

Крикнуть другу: «Эй!»

Эй! — и помириться.

Эй! — и навсегда.

Эй! — и не браниться

С другом никогда.

Ведущий . Давайте потренируемся прощать обиды. (Проводится тренинг между парами «поссорившихся» детей.)

Не надо больше ссориться

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается...

И будем мы завидовать,

Завидовать всем людям —

Все будут видеть ясный день,

А мы с тобой не будем!

Э. Мошковская

Ведущий . На память о сегодняшнем разговоре каждый получит рисунок «Домик дружбы». Пусть он напоминает вам о том, что было сказано о дружбе. И если кто-то из вас поступит с другом неправильно, пусть посмотрит на этот домик и вспомнит, как надо поступить.

В заключение вечера все вместе исполняют песню «Настоящий друг» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).