Биография эрика эриксона. Восемь этапов психосоциального развития

Рис. 2.7. Эрик Эриксон (1902-1994)

Э. X. Эриксон - американский психолог и психотерапевт, один из основателей эго-психоло- гии, автор эпигенетической концепции развития человека.

В то время как в классическом психоанализе подростковая, генитальная (пятая) стадия является последней в периодизации развития, Э. Эриксон предложил периодизацию, включающую восемь стадий, охватывающих весь жизненный цикл человека. Приведем две таблицы: первая - из работы 1968 г. Identity : youth and crisis (табл. 2.1), а вторая - из более поздней работы 1982 г. The life cycle completed (табл. 2.2).

Пятая стадия (в терминологии Э. Эриксона - юность), охватывающая примерно возраст от 12 до 21 года, оценивалась им как ключевая для формирования идентичности - чувства обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации.

Сегодня понятие идентичности является едва ли не основным в понимании переходного от детства к взрослости периода, в том числе потому, что в современном обществе обретение идентичности является одной из главных и при этом трудно решаемых жизненных проблем.

Юность Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «...происходит в тот период жизненного цикла , когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд , связанных с предвидимым совершеннолетием , свои главные перспективы и путь , т.е. определенную работающую цельность ; он должен определить значимое сходство между тем , каким он предполагает видеть себя сам , и тем , *//тю по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие » ! .

В юности перед человеком встает задача интегрировать все свои социальные роли, т.е. объединить все, что он знает о себе самом как об ученике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

«Молодой человек должен как акробат на трапеции одним мощным движением отпустить перекладину детства , перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени , полагаясь на надежность тех , кого он должен отпустить , и тех , кто его примет на противоположной стороне. Какое бы сочетание импульсов и защитных реакций , сублимаций и способностей ни возникало в детстве индивидуума , он должен теперь трезво оценить свои конкретные возможности в любви и в работе... Он должен выделить осмысленное сходство того , что видит в себе и чего , как подсказывает ему его собственное сознание , от него ждут» .

Э. Эриксон считает, что в период отрочества (юности) в поиске своей идентичности некоторые подростки должны заново попытаться разрешить кризисы предшествующих стадий. Эти кризисы как бы вновь оживают на пятой стадии, что хорошо видно на приведенных ниже таблицах.

Если по тем или иным причинам молодой человек не смог обрести идентичность, возникает то, что Э. Эриксон называет «спутанной идентичностью», или «диффузией идентичности». Часто спутанная идентичность бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т.е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы «надеть» их родители, друзья и др. По мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности подростку лучше даже идентифицировать себя с хиппи, малолетним преступником, даже с наркоманом, чем, не идентифицируясь ни с кем, вообще не обрести своего «Я», своей идентичности.

Восемь стадий развития идентичности по Э. Эриксону

Таблица 2.1

II ИТЕРАТИВНОСТЬ - БЕЗЫСХОДНОСТЬ

ГЕНЕРАТИВ- НОСТЬ - СТАГНАЦИЯ

ИНТИМНОСТЬ - ИЗОЛЯЦИЯ

Временная перспектива - временная спутанность

Уверенность в себе - самосознание

Ролевое экспериментирование - ролевая фиксация

Ученичество - неспособность работать

ИДЕНТИЧНОСТЬ - СПУТАННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Сексуальная поляризация - бисексуальная спутанность

Идеологическая определенность - спутанность ценностей

СОЗИДАНИЕ - ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Деловая идентификация - чувство бесполезности

ИНИЦИАТИВА - ЧУВСТВО ВИНЫ

Антиципация ролей - подавление ролевого экспериментирования

АВТОНОМИЯ - СТЫД, СОМНЕНИЕ

Стремление к самоутверждению - неуверенность в себе

ДОВЕРИЕ - НЕДОВЕРИЕ

Взаимное признание - аутич- ная изоляция

Восемь стадий человеческого развития

Таблица 2.2

Психосоциальный кризис

значимых

взаимоотношений

Принципы

социального

Ритуал иза- ции

Ритуализм

1. Младенчество

Орально-респираторный, сенсорно- кинестетически й (инкорпоративные методы)

Базисное доверие против базисного недоверия

Личность

Замкнутость

Космический порядок

Мистическая

Идолопоклонство

И. Раннее детство

Анально-уретральный, мышечный (методы удержания и отъединения)

Автономия или стыд и сомнение

Родители

Принуждение

Закон и порядок

Рассудочная

III. Дошкольный возраст

Инфантильногенитальный, двигательный (методы вторжения и включения)

И н и I щ ати в ность или чувства вины

Намерение

Торможение

Идеальные

прототипы

Драматическая

Морализм

IV. Школьный возраст

Латентность

Трудолюбие или неполноценность

Компетентность

Технологический

Формальная

(техническая)

Формализм

Психосексуальные стадии и методы действий

Психосоциальный кризис

значимых

взаимоотношений

Существенные патологии: базовые антипатии

Принципы

социального

Ритуал иза- ции

Ритуализм

V. Отрочество

Половое созревание

Идентичность или спутанность идентичности

Группа сверстников и другие модели лидерства

Верность

Отрицание

Идеологическое мировоззрение

Идеологическая

Тоталитаризм

VI. Ранняя зрелость

Генитальность

Интимность или изоляция

Партнеры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничество

Исключительность

Модели сотрудничества и конкуренции

Принадлежность к группе

Элитарность

VII. Зрелость

Воспроизводство

Генеративность против стагнации

Разделение труда и ведения домашнего характера

Неприятие

окружающей

Культурные и образовательные процессы

Принадлежность к поколению

VIII. Старость

Генерализация чувственных методов

Интеграция или отчаяние

Человечество, «свой круг»

Мудрость

Пренебрежение

Мудрость

Философская

Догматизм

Важнейшую роль в процессе поиска и обретения идентичности играют подростковые группы. Тот дискомфорт, который переживают подростки на этапе жизни, когда происходит резкий рост организма, когда «созревание половой системы наводняет тело и воображение всевозможными импульсами», они преодолевают, «формируя группы и стереотипизируя самих себя, свои идеалы и своих врагов» . Однако такое отождествление себя с группой не должно заменить собой процесса трудного поиска персональной идентичности, «автономию в форме независимости и инициативу в форме конструктивной работы» .

Подчеркнем, что именно с поиском идентичности, а не с половым созреванием, Э. Эриксон, в первую очередь, связывает и те отношения, которые возникают в отрочестве между представителями разных полов. «На этой стадии, - пишет он, - даже “влюбленность” не есть полностью или даже в первую очередь проблема секса. До определенной степени подростковая любовь - это попытка прийти к определению собственной идентичности через проекцию своего диффузного образа “я” на другого и возможность таким образом увидеть этот образ отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему во многом юношеская любовь - это беседа, разговор» .

Для каждой стадии жизненного цикла Э. Эриксон выделяет тот социальный институт (институты), который является ключевым, определяющим и поддерживающим эту стадию. Таким социальным институтом для стадии юности, «отвечающим за идентичность», служит идеология. Идеология не только определяет нормы и ценности, ориентируясь на которые, юноши и девушки выстраивают свою идентичность, но и сама трансформируется за счет импульсов, которые исходят от молодых людей. Э. Эриксон имеет в виду в данном случае лучшую часть юношества, оказывающуюся «на волне общей технологической, экономической и идеологической тенденции, как бы обещающей все то, что только может запросить юношеская витальность» .

«Чтобы со временем не пополнить ряды так называемых “потерянных”, молодые люди должны как-то убедить себя в том, что в предвосхищаемом ими взрослом мире те, кто преуспевают, одновременно и взваливают па свои плечи обязательства быть лучшими. Именно через их идеологию социальные системы проникают в характер следующего поколения и стремятся “растворить в его крови”живительную силу молодости. Таким образом, отрочество - это жизненный регенератор в процессе социальной эволюции, поскольку молодежь может предложить свою лояльность и энергию как сохранению того, что продолжает казаться истинным, так и революционному изменению того, что утратило свою обновляющую значимость » .

Эпигенетическая теория Э. Эриксона, предложенная им в середине прошлого века, является и по настоящее время одной из наиболее востребованных в возрастной психологии вообще и в области изучения психологии подростка в частности. Эта теория вызвала к жизни целый ряд направлений исследований, в которых отдельные ее положения и идеи нашли дальнейшее развитие и конкретизацию. Одно из таких направлений, имеющее непосредственное отношение к психологии отрочества, - исследования статусов идентичности, инициированные канадским психологом Дж. Марат.

Джеймс Марсиа понимает идентичность как динамическую структуру потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории. Уровень развития этой структуры определяет степень осознания человеком собственной целостности, своих возможностей, сходства и различия с другими людьми. От этого, в свою очередь, зависит то, каким образом он решает основные жизненные задачи, как он выбирает профессию, ценности: сравнивает, пробует, анализирует, бездумно принимает чужую точку зрения или вообще об этом не задумывается, а также то, насколько он готов нести ответственность за свой выбор. По мнению Дж. Марсиа, чем более осознанно, самостоятельно, взвешенно делаются такие выводы, тем более высоким является уровень развития идентичности. В соответствии с этим Дж. Марсиа выделил два критерия определения уровня развития идентичности: наличие процесса выбора и то, что получилось в результате. При этом процесс выбора Дж. Марсиа отождествляет с кризисом идентичности.

Исследователем были выделены четыре статуса идентичности: 1) диффузная идентичность как самый низкий уровень ее развития; 2) предрешенная (заимствованная) идентичность; 3) статус моратория (период совершения выбора) и 4) достигнутая идентичность - самый высокий статус.

В основу своей теории Дж. Марсиа положил исследования, проведенные в университете, в котором работал. В 50-60-е гг. XX в. в этом университете обучались только юноши. Соответственно в качестве сфер исследования были взяты выбор профессии, ориентация и переоценка религиозных взглядов, а также определение политических убеждений. Затем, когда в университет стали принимать девушек, была добавлена сфера, связанная с полоролевым поведением, свиданиями, добрачным сексом. Другие авторы добавляли и выделяли самые разные сферы, значимые, с их точки зрения, для самоопределения человека в социуме (например, семья, родительство, жизненные планы и др.).

Представим характеристики статусов идентичности по Дж. Марсиа.

Достигнутая идентичность характеризует молодого человека, который сравнивал различные возможности, искал ответы на наиболее значимые, существенные жизненные вопросы и в результате принял самостоятельное, осознанное решение, готов его осуществлять. Например, выбирая профессию, юноша или девушка рассматривали и сравнивали разные варианты, оценивали свои способности, интересы, возможности самореализации в той или иной профессиональной сфере и в результате сделали самостоятельный выбор, который часто может даже не соответствовать ожиданиям окружающих (есть и процесс выбора, и решение).

Мораторий характеризует молодого человека, находящегося в процессе выбора, оценки возможностей, предоставляемых социумом, и собственных интересов и способностей, экспериментирующего, примеряющего на себя разные социальные роли. Например, в сфере профессионального выбора это проявляется в том, что в центре внимания находится сам выбор, который нередко становится поиском компромисса между собственными стремлениями и желаниями, с одной стороны, и ожиданиями окружающих, прежде всего родителей, - с другой (процесс выбора есть, решения нет).

Предрешенная идентичность. Юноши и девушки с таким статусом идентичности твердо знают, кем они хотят быть, четко и определенно формулируют свои религиозные, идеологические и другие взгляды и ценности. Однако эти решения приняты ими без выбора, без поиска. Они по сути заимствованы либо у родителей, либо у друзей, либо у каких-то других референтных лиц. Дж. Марсиа писал по поводу обладателей этого статуса, что они становятся такими, какими их хотят видеть родители и другие значимые взрослые (процесса выбора нет, решение есть).

Статус диффузной идентичности неоднороден. В нем выделяются несколько подтипов, из которых наиболее распространенными являются два: первый - предкритическая диффузная идентичность, когда человек еще не осуществлял никакого выбора, даже не задумывался о нем и соответственно не пришел ни к какому решению. Такой статус рассматривается как нормативный для младшего подросткового возраста (нет ни процесса выбора, ни решения). Второй подтип - посткритическая диффузная идентичность : индивид пытался найти себя, сделать выбор, принять решение о своем профессиональном и личностном пути, но потерпел неудачу. Такой статус идентичности оценивается как показатель неблагоприятного варианта развития, отражающего «спутанность» идентичности в старшем подростковом, юношеском возрастах и даже в молодости (процесс выбора был, решения нет).

Статусы идентичности, таким образом, свидетельствуют о степени достижения идентичности: показателями высокого уровня являются статусы достигнутой идентичности и моратория, низкого - статусы предрешенной и диффузной идентичности.

Схематично статусы идентичности, по Дж. Марсиа, могут быть представлены следующим образом (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Четыре статуса эго-идентичности по Дж. Марсиа 1

Первоначально статусы рассматривались как некоторые, достаточно устойчивые образования, однако затем, в результате лонгитюдных исследований, было показано, что они подвижны, изменчивы. Человек в про-

цессе жизни многократно принимает решения по самым важным, фундаментальным, жизненным проблемам, пересматривает уже принятые решения. Дж. Марсиа подчеркивал, что для определения статуса важны, прежде всего, субъективная уверенность индивида в принятых решениях и то, каким образом решение осуществлялось.

Дж. Марсиа и его сотрудниками был проведен ряд исследований с целью проследить возрастную динамику развития идентичности. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что примерно в 12 лет у человека впервые возникает чувство идентичности, которое непрерывно растет до юношеского возраста (18-21 год) и становится субъективно все более значимым. В интервале от 12 до 18 лет преобладают статусы предкритической диффузной идентичности или предрешения. Для периода юности характерны статусы моратория и достигнутой идентичности, а после 21 года большинство молодых людей находятся в статусе достигнутой идентичности. Такая возрастная динамика, как справедливо считают авторы исследований, подтверждает идеи Э. Эриксона о подростково-юношеском периоде как наиболее значимом для становления идентичности.

В исследованиях, проведенных как самим Дж. Марсиа, так и другими психологами, были также выявлены личностные характеристики и особенности поведения, характерные для подростков и юношей, имеющих разные статусы идентичности. Приведем обобщенные списки этих характеристик .

Статус достигнутой идентичности:

  • - популярность среди сверстников;
  • - относительная независимость от суждений и мнений сверстников;
  • - умение разрешать и предупреждать конфликты;
  • - высокий уровень эмпатии, умение сочувствовать другим людям, испытывать сострадание;
  • - высокая самооценка, оптимальное расхождение между Я-идеальным и Я-реальным;
  • - уверенность в себе;
  • - ориентированность временной перспективы на будущее;
  • - развитая рефлексия;
  • - интернальный локус контроля;
  • - креативность;
  • - преобладание стадии формальных операций и умеренная когнитивная сложность;
  • - эмоциональная стабильность;
  • - склонность выбирать сложные предметы, задания;
  • - относительно высокая успеваемость;
  • - способность справляться с внезапными переменами в жизни.

Статус моратория:

  • - умение устанавливать близкие, тесные отношения с другими людьми;
  • - умение учитывать мнения других людей;
  • - мечтательность;
  • - склонность к рефлексии;
  • - активность в познании нового;
  • - высокая эмоциональная нестабильность, тревожность, неуверенность, боязнь неуспеха;
  • - слабость психологических защит;
  • - склонность к рискованному экспериментированию (сексуальному, наркотическому и т.п.);
  • - стремление соотносить свои мысли, переживания, поступки с представлениями о должном, нормативном.

Статус предрешенной идентичности:

  • - ригидность;
  • - ориентация на социальные стереотипы;
  • - экстернальный локус контроля;
  • - склонность к морализаторству;
  • - низкий уровень рефлексии;
  • - доминирование стереотипных способов мышления;
  • - авторитарность: подчинение авторитетам, с одной стороны, и стремление подчинять себе тех, кто слабее, - с другой; у девушек это проявляется преимущественно в склонности манипулировать другими людьми, у юношей - в высокой конфликтности;
  • - стремление ответить социальным ожиданиям значимых лиц (родителей, пастырей, учителей);
  • - низкий уровень тревожности;
  • - преобладание субмиссивной мотивации.

Статус диффузной идентичности:

  • 1) предкритический вариант. По поводу этого статуса авторы ограничиваются лишь ссылкой на то, что, как отмечалось, он является нормативным для младших подростков;
  • 2) посткритический вариант :
    • - низкий уровень принятия сверстниками;
    • - субмиссивность;
    • - выраженный экстернальный локус контроля;
    • - низкая / защитно высокая самооценка;
    • - ориентированность временной перспективы на настоящее;
    • - низкая сила эго;
    • - отсутствие рефлексии;
    • - чрезмерно высокая когнитивная сложность;
    • - импульсивность;
    • - высокий уровень тревожности, пессимизма, депрессии, скуки, апатии;
    • - самый низкий уровень эмпатии, неспособность вступать в дружеские, интимно-личностные отношения с другими людьми;
    • - отказ от усилия, выбор только легких задач, предметов и т.п.;
    • - низкая академическая успеваемость.

Выше мы уже говорили о том, что посткритический вариант статуса диффузной идентичности расценивается как самый неблагоприятный. Приведенные выше характеристики конкретизируют это положение.

У представителей этого статуса отмечаются выраженные личностные и поведенческие проблемы, делинквентность, употребление наркотиков, суицидальные наклонности.

Еще одним последователем Э. Эриксона, к работам которого часто обращаются исследователи отрочества, является американский психолог Джон Хилл . Рассматривая проблему задач развития, он выделил два уровня происходящих в подростковом возрасте изменений, которые побуждают подростка к решению этих задач. Первый уровень - изменения, не зависящие от принадлежности подростка к той или иной культуре, а второй уровень - изменения, определяемые социокультурным контекстом. На основе изменений первого уровня развиваются изменения второго уровня, отражающие глубинные процессы собственно психического развития.

К изменениям первого уровня Дж. Хилл относит:

  • биологическое созревание как единственный фактор, общий для подростков всех времен, народов и культур;
  • когнитивное развитие, характеристики которого задаются требованиями к мышлению взрослого человека в той или иной культуре (для современных подростков из развитых стран это достижение уровня формальных операций);
  • социальные изменения, в значительной степени связанные с половым созреванием;
  • изменение системы отношений с родителями;
  • изменение системы отношений со сверстниками.

На втором уровне происходят изменения:

  • привязанности (детская привязанность к родителям постепенно переходит в отношения, характерные в определенной культуре для отношений родителей и взрослых детей);
  • независимости (подросток постепенно становится все более самостоятельным и инициативным, расширяет круг ситуаций, на которые это распространяется);
  • сексуальности (гендерная и социальная идентичность, социальные роли обогащаются за счет включения сексуального компонента);
  • близких отношений (возникают подлинно дружеские отношения, основанные на взаимной откровенности, привязанности, альтруистическом отношении к друзьям);
  • характера притязаний (достижения и притязания соотносятся с представлениями о будущем, перспективами);
  • осознания собственной личности (образ «Я» трансформируется, развивается определенное представление о себе, связанное с ощущением собственной уникальности).

Выделенные Дж. Хиллом области изменений на первом и втором уровнях позволяют конкретизировать задачи развития в каждой из них. Такой подход к подростковому возрасту, как было сказано в гл. 1 учебника, является сегодня одним из наиболее востребованных в том числе и потому, что позволяет практически напрямую связать теоретические построения с педагогической и воспитательной практикой.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. С. 144.

Последнее обновление: 13/05/2015

«Надежда - самая первая и наиболее базисная добродетель, присущая всему живому. Если жизнь продолжается, надежда должна оставаться - даже тогда, когда пошатнулась уверенность в себе, когда разрушено доверие».

Эрик Эриксон

Наиболее известен Эрик Эриксон за разработанные им этапы психосоциального развития и идею кризиса идентичности. Его теории знаменуют собой важный сдвиг в научной мысли - внимание с тех пор было обращено на личность человека. Вместо того чтобы сосредоточиваться только на событиях раннего детства, его психосоциальная теория изучает влияние социума на личность на протяжении всей жизни человека.

Теория стадий психосоциального развития помогла привлечь интерес ученых и положила начало новым исследованиям в области человеческого развития. Эриксон расширил всем известную психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни - в том числе событий детства, зрелого возраста и старости.

Биография Э. Эриксона

Ранние годы

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте (Германия). «Широко известна версия, согласно которой его мать и отец разошлись ещё до его рождения. Однако бытует мнение, что он появился в результате связи его матери с другим мужчиной. Он никогда не видел ни своего настоящего отца, ни первого мужа матери», - сообщается в некрологе Эриксона, который появился в The New York Times после его смерти в 1994 году. Молодая мать, Карла Абрахамсен, какое-то время растила Эрика сама; позже она вышла замуж за врача - доктора Теодора Хомбергер. То, что Хомбергер не был на самом деле его биологическим отцом, от Эрик скрывали ещё в течение многих лет. Когда он, наконец, узнал правду, он пришёл в замешательство.

Этот ранний опыт поспособствовал развитию у Эрика интереса к процессу формирования личности. Позже он писал, что ещё ребенком он чувствовал смятение насчёт того, кто он такой и как он вписывается в общество.

Его интерес к личности подпитывал и собственный опыт в школе. В еврейской школе, которую он посещал. его дразнили за высокий рост, голубые глаза и светлые волосы - нордическая внешность мальчика выделяла его среди остальных детей. В гимназии же его не принимали из-за еврейского происхождения. Эти ранние переживания оказали сильное влияние на его работу на протяжении всей его жизни.

Карьера и дальнейшая жизнь

Закончив среднюю школу, Эриксон пробовал себя в искусстве и провел некоторое время в путешествиях по всей Европе. По совету своего друга Эриксон начал изучать психоанализ и даже получил свидетельство Венского общества психоаналитиков.

Также он стал преподавать в школе, созданной Дороти Берлингем, подругой . Он работал с Берлингем и Фрейд в течение нескольких лет, познакомился с Зигмундом Фрейдом и даже какое-то время был пациентом Анны. «Тогда еще психоанализ не был столь формален», - вспоминает он. - «Я платил мисс Фрейд $7 в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ дал мне возможность осознать себя, не бояться быть самим собой. Тогда мы не использовали все эти псевдонаучные термины - защитный механизм и т.д. - так что процесс самоосознания, иногда даже весьма болезненный, проходил свободной обстановке».

Он встретил с учительницу танцев по имени Джоан Серсон, которая преподавала в той же школе. Они поженились в 1930 году и воспитали троих детей. Его сын, Кай Т. Эриксон - известный американский социолог.

В 1933 году Эриксон переехал в Соединённые Штаты, где ему была предложена должность преподавателя в медицинской школе при Гарварде. Он изменил своё имя - из Эрика Хомбергера превратился в Эрика Эриксона, - возможно, для того, чтобы создать свою собственную идентичность. В дополнение к должности в Гарварде он открыл частную практику и занялся детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, психоаналитическом институте Сан-Франциско, центре Остин Риггс и центре углубленного изучения поведенческих наук.
Он опубликовал целый ряд книг на основе своих теорий и исследований, в том числе «Детство и общество» (Childhood and Society) и «Жизненный цикл завершён» (The Life Cycle Completed). Его книга «Истина Ганди» (Gandhi’s Truth) была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии.

Восемь этапов психосоциального развития

Эриксон был нео-фрейдистом: он принял многие из основных концепций теории Фрейда, но при этом разработал и собственые. Его теория психосоциального развития основана на эпигенетическом принципе, предлагающем, что все люди в своём развитии проходят серию из восьми этапов. На каждом из этих этапов люди сталкиваются с кризисом, который должен быть успешно преодолён - только тогда возможны условия для формирования психических качеств, занимающих центральное место в тот или иной период развития.

Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. Основное отличие его теории заключается в том, что она описывает влияние социального опыта на всю жизнь, а не только на детство: психосексуальное развитие, по сути, заканчивается с наступлением взрослой жизни, психосоциальное же длится всю жизнь - от рождения и до самой смерти.

Эрик Эриксон и кризис идентичности

Вы когда-нибудь чувствовали, что занимаете не своё место в жизни? Сомневались ли в том, что знаете реального себя? Если ваш ответ - «да», то вы испытывали (а может быть, и сейчас испытываете) кризис идентичности. Термин «кризис идентичности» принадлежит именно Эриксону; он считал, что это один из самых важных конфликтов, с которыми сталкиваются люди в процессе развития. По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения.

Вклад в развитие психологии

Эрик Эриксон в течение длительного времени изучал культуру и быт народов сиу (Южная Дакота) и юрок (Северная Калифорния). Он использовал полученные знания о культурных, экологических и социальных факторах для дальнейшего развития психоаналитической теории.

Фрейд был сосредоточен на психосексуальных аспектах развития, идеи Эриксона поспособствовали расширению его психоаналитической теории. Эриксон также внес вклад в наше понимание личности и того, что она формируется и «шлифуется» в течение всей жизни.

Его наблюдения за детьми тоже сыграли определённую роль в его работе. «Вы смотрите, как играет ребёнок», - процитировали его в некрологе. - «И это то же, самое, что вы наблюдали бы за тем, как рисует художник, потому что в игре ребёнок говорит, не произнося ни слова. Вы можете видеть, как он решает свои проблемы. Вы можете видеть также, что происходит не так, как нужно. Маленькие дети обладают особенно огромным творческим потенциалом, и все, что творится у них на душе, поднимается на поверхность в свободной игре».


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

В отличие от других персонологов, Эриксон не получил ­формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственым студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

В 1927 году «мораторий» на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и «гepp Эрик», как его нежно называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марин Монтессори в Вене.

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался ин Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка - тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 он - профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений: Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее он был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же «преступлении». Свою первую книгу «Детство и общество» он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, - частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге «Детство и общество».

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием «Истина Ганди» (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование» (1958), «Инсайт и ответственность» (1964); «Идентичность: кризис юности» (1968), а также второе издание «Юность: изменение и вызов» (1963). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии «Эрик Эриксон: плоды трудов». Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: «В поисках общей почвы» (1973); «История жизни и исторический момент» (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978); «Целостный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).

Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года. Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins). Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал. Позже Эриксон признавался, что именно это - несколько запутанное происхождение - способствовало его острому интересу к идентичности.

В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда». Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она — художницей). На протяжении Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» — поскольку у него не было медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.

Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер взял себе фамилию Эриксон.

Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде. Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938). На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире. Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов. В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования. В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом. Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.

Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни. И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе. 12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.

Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори» (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом. Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср. Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо большую популярность.

Эрик Эриксон - выдающийся психолог 20-го века.

Он знаменит тем, что разработал теорию психосоциального развития и сформулировал концепцию кризиса идентичности.

Учёный считал, что каждый человек на протяжении всей жизни проходит 8 этапов психосоциального развития, каждому из которых соответствует свой центральный конфликт.

Например, доверие против недоверия к миру и родителям у младенца, или же генеративность против стагнации у человека в зрелом возрасте.

В теории развития Эриксона не существует автоматического завершения каждого этапа по заданному расписанию. Вместо этого способность людей справляться с возникающими проблемами определяет, будут ли они развиваться дальше или же надолго «застрянут» на каком-то этапе развития.

Биография

Эрик Эриксон родился во Франкфурте, в Германии, в 1902 году. Мальчик никогда не видел своего биологического отца и даже достоверно не знал, кем тот был. На момент рождения его мать, Карла Абрахамсен, уже несколько месяцев не встречалась со своим первым мужем, Вальдемаром Саломонсеном.

Эрик воспитывался матерью, а позже и отчимом Теодором Хомбергером, который женился на ней в 1905 году. Увы, всю свою юность он ощущал, что отчим никогда не любил его, как своих собственных дочерей. В обществе сверстников мальчик тоже чувствовал себя чужаком: в еврейской школе его сторонились из-за нордической внешности, а в гимназию не принимали из-за еврейского происхождения.

В юности Эрик интересовался живописью и мечтал стать художником, но знакомство с психоанализом изменило его планы. На протяжении трёх лет он изучал эту науку под руководством дочери Фрейда, Анны. Медицинского образования он так никогда и не получил. В 1930 году Эрик женился на художнице и танцовщице Джоан Серсен, с которой они впоследствии воспитали троих детей.

В 1933 году семейство покинуло Германию, где пришёл к власти Гитлер и начал процветать антисемитизм. Учёному довелось некоторое время пожить в Дании, а позже он перебрался в город Бостон в США. Эрик вырос, нося фамилию своего отчима, но в 1939 году, уезжая из Европы, он взял себе другую фамилию – Эриксон.

Таким образом, по его собственным словам – он «сам себя усыновил». Прежнюю фамилию психоаналитик оставил в качестве второго имени.

Научная работа

С 1936 по 1939 Эрик Эриксон работал в Институте человеческих отношений Йельского университета. Целый год из этого периода он провёл, работая с детьми индейского народа сиу в резервации в Южной Дакоте. В 1939 году учёный переехал в Калифорнию, где работал в Институте благосостояния ребёнка на факультете Калифорнийского университета в Беркли и Сан-Франциско.

В это же самое время он продолжал изучать особенности личностного развития коренных американцев, установив доверительный контакт с народом племенем юрок. Знаменитый психоаналитик работал на кафедре университета до 1951 года, когда его обязали подписать присягу на верность конституции штата и подтвердить, что он не коммунист.

Эрик Эриксон отказался подписать документ в знак протеста против антикоммунистической истерики, хотя, по его словам, и не был коммунистом лично. После этого он был вынужден уйти из университета и вернулся в Массачусетс. Эриксон закончил свою профессиональную карьеру на должности профессора кафедры развития человека в Гарварде.

Ещё долгое время после этого он продолжал проводить психологические исследования и публикации очерков. Умер учёный в почтенном возрасте 91 года, в 1994 году, находясь в доме престарелых.

Будучи незаурядным мыслителем, Эрик Эриксон сумел внести огромный вклад в научное понимание человеческого развития. Хоть он и считал себя фрейдистом, его реалистичная концепция развития эго не ограничивается одним лишь детством. Она охватывает весь период жизни и учитывает критическую важность социальных факторов, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться.

Его работы положили начало новым, серьёзным исследованиям становления личности.

  • За свою жизнь учёный носил целых три фамилии: Саломонсен, Хомбергер и, наконец, Эриксон.
  • За книгу о Махатме Ганди и «о происхождении воинствующего ненасилия» Эриксон получил престижную Пулитцеровскую премию.
  • Его сын Кай Теодор Эриксон пошёл по стопам отца и стал известным социологом в США.