Человеческая любовь и божественная любовь. Чем отличается Божественная Любовь от человеческой Любви? Учитель Кутхуми отвечает на Ваши вопросы

Чистота в витале

В витале чистота смешана с нечистотой. Там вместе играют динамизм и агрессия, но агрессия - это нечистота, а динамизм - чистота. На теперешней стадии эволюции большинство людей живет в небожественном витале, где все сплошь желание, беспокойство и возбуждение.

Витал предъявляет эгоистические требования. Если витал чего-то потребовал, мы хотим заполучить это любой ценой. Обычно витальное требование представляет собой желание, приходящее с очень низкого плана сознания. Оно искушает нас вести очень небожественную и порочную жизнь. Кроме того, витальное требование всегда разрушительно. Оно совсем не воплощает света, да свет ему и не нужен.

Бог дал нам динамичный, энергичный, всепобеждающий витал, чтобы мы использовали его с божественной целью. Но Бог дал нам также ограниченную свободу, а мы этой свободой воспользовались неправильно. Бог поступает, как отец, дающий своему ребенку цент, чтобы посмотреть, что ребенок будет с ним делать. Если ребенок потратит его на что-то хорошее, то отец даст ему монетку в пять, десять, двадцать пять центов.

Когда Бог давал нам витал, Он хотел, чтобы мы его расширили. Он хотел, чтобы мы распростерли крылья динамичной энергии и положили конец жизни невежества. Думайте, что ваш витал - это птица, и старайтесь представить себе, что вы раскрываете и распростираете крылья. Разворачивая и распростирая крылья, ваш витал становится динамичным. Вот так вы легко сумеете предложить виталу совершенство своей души.

Зачастую люди не осознают разницы между сердцем и виталом, потому что витал находится возле сердца. Существует три главных канала, по которым течет наша жизненная энергия. Они пересекаются в различных местах, и в каждом месте пересечения образуется центр. В индийской духовной философии эти центры называются чакрами. Духовное сердце, или анахата чакра, располагается в середине груди, а витал - в области пупка и ниже. Из области пупка сознание течет вверх, а людям кажется, что это сознание сердца. Тогда эмоционально и физически нечистое витальное сознание выходит изнутри наружу, а люди думают, что это сознание сердца очищает и просветляет весь мир.

Если человек не устремляется, очень трудно понять различие между человеческой любовью и божественной любовью сердца. Витальная эмоция всегда вызывает привязанность, но люди убеждены, что это сердечная забота. Почему человеческая любовь - это привязанность? Потому что она постоянно выдвигает требования и ставит условия.

Человеческая любовь и божественная любовь - это две совершенно разные вещи. Если я даю тебе пятнадцать центов, а ты даешь мне конфетку, это называется человеческой любовью. Но в божественной любви ты не ждешь от меня пятнадцати центов. Ты радостно отдаешь мне конфету по своему желанию. В человеческой любви проявляются отношения покупателя и продавца, что равнозначно своекорыстию. Обычная человеческая любовь всегда полна ожидания. В своей человеческой любви мы считаем: "Я так много сделал для этого человека; конечно же, он тоже для меня что-нибудь сделает". Я не говорю, что люди не могут выражать божественную любовь, - они могут и иногда выражают ее. Но в настоящее время последовательная божественная любовь у людей встречается редко.



Можно легко понять, витальная ли у вас любовь или чистая, человеческая или божественная. Если это витальная любовь, то присутствует сознательное требование или, по меньшей мере, неосознанное ожидание от любви, которую вы отдаете другим. Когда же ваша любовь чиста, духовна, в ней нет требования, нет ожидания. Есть лишь сладостное чувство спонтанного единства, как у матери, которая отдает, отдает и отдает своему ребенку, просто потому что она его любит.

Не только возможно, но и абсолютно необходимо не позволять себе проявлять нечистую витальную любовь. Любовь нужно использовать не для того, чтобы связывать мир, чтобы овладевать миром, а для того, чтобы освободить и расширить свое сознание и сознание мира. Внести очищающую и преображающую любовь сердца в нечистый витал - вот что нужно сделать. Витал как таковой вовсе не является плохим. Когда он находится под контролем, когда он очищен и преображен, он становится очень важным инструментом Бога.


Что сделала для меня
Одухотворенная чистота?
Она щедро помогла мне
Распространить мою любовь-единство
Здесь и там - повсюду.
Постарайся достичь ее.
У тебя получится.

Вопрос Учителю:

“Почему, при проведении многих духовных практик, требуется добиваться состояния покоя и внутренней тишины?”

Ответ:

“ТВОРЕЦ (Бог) представляет собой некую сущность, объединяющую в единое целое две половинки.

Эти половинки имеют противоположные качества и дополняют друг друга.

МАТЕРИЯ - ДУХ

Проявлена - не проявлен

Конечная - бесконечен

Смертная - бессмертен

Активная - пассивен

Шумная - молчалив

Беспокойная - находится в покое

Множественна - един и целостен

Энергетически ограничена - энергетически безграничен

Земной человек - это маленькая копия большого Бога. Он тоже состоит из двух частей.

Материальный человек – это проявленная в нашем мире часть Бога (его материальная часть). Он обладает всеми свойствами Материи.

Духовный человек – это не проявленная часть Бога, обладающая всеми свойствами Духа.

Многие духовные практики предназначены для того, чтобы, в той или иной форме, установить связь с Богом.

Для того чтобы мог осуществиться информационный или энергетический обмен (контакт, связь) между двумя частями человека (Бога), материальная часть (активная) должна приблизить своё состояние к состоянию Духа, т.е. войти в состояние пассивности, тишины и покоя. В противном случае, из-за ментального и эмоционального «шума», которые сам же человек и производит (а так же люди, которые его окружают), он просто ничего «не услышит», и контакта не произойдёт”.

Вопрос Учителю:

Ответ:

«Человеческая Любовь – это низкочастотная форма проявления Любви Божественной. Это тоже Любовь, но с присущими материи качествами. Проявление такой формы Любви – множественно, т.е. вы различаете несколько видов проявления её. Вы знаете Любовь к детям, Любовь к родителям, Любовь к Родине, Любовь к природе и другие.

Божественная Любовь целостна, она поддерживает жизнь во всех формах проявления этой жизни. Для неё не существует главного или второстепенного, поскольку мир един и целостен и всё в нём взаимосвязано.

Человеческая Любовь имеет своё начало и конец, т.е., в определённом смысле, она «конечна и смертна».

Божественная Любовь бессмертна и безгранична. Бессмертие и безграничность измеряется относительно «чего-либо». Это «что-либо», например - человек, существует благодаря присутствию Божественной Любви и до тех пор, пока Божественная Любовь (Жизнь) присутствует в нём. Если это «что-либо» исчезает, то исчезает и точка отсчёта для измерения безграничности и бессмертия. Поэтому всякого родапродолжительность и протяжённость - это понятия, которые существуют только в сознании «измеряющего». Божественная Любовь существует вне этих понятий.

Человеческая Любовь – корыстна. Человек, который проявляет свою Любовь, всегда ожидает и желает какой - то ответной положительной реакции, своего рода «оплаты». Отсутствие такой «оплаты» воспринимается негативно.

Божественная Любовь бескорыстна. Будучи «проводником» Божественной Любви, человек испытывает желание отдавать, изливать эту Любовь, не ожидая чего-либо взамен. Как будто через него течёт река энергии, которую он не может и не хочет остановить. И он льёт и льёт её, и даже мысли не возникает – оставить себе хоть чуть-чуть.

Предназначение женщины - быть «проводником» энергий Божественной Любви. Однако спросите себя:

– много ли вы знаете женщин, которые, хоть однажды, «проводили» Божественную Любовь?

Будет ли обеспечиваться чистота проводимых энергий, если человек ожидает «оплаты» (благодарности, вознаграждения, уважения, ответной любви и т.д.) за эти энергии?

Почему в Атлантиде создавались специальные Храмы Любви, где служили жрицы – проводники энергий Любви, ведь в каждой семье была «своя» женщина?

Здесь есть над чем подумать, не правда ли?»

Вопрос Учителю:

"Почему Владыки так «неохотно» говорят о том – что конкретно должно произойти в будущем?"

Ответ:

Люди любят спрашивать о своём будущем. Для этого они даже специально обращаются к ясновидящим, гадалкам и колдунам. Почему?

Причина – страх. Люди боятся потерять своё здоровье, своё материальное благополучие, своё спокойствие, своё тёплое местечко. Мир, в котором живут люди, - не стабилен (в их понимании). Жизнь, которую ведут люди, – полна проблем, препятствий и трудностей. Решения, которые принимают люди, зачастую, приводят к плачевным результатам.

Всё это так и … не так. Не так, если подходить с позиции понимания происходящих на Земле процессов, понимания роли и предназначения человека. Человек, твёрдо вставший на Путь познания Истины, - не боится будущего. Вера и знания – его Опора в этом мире и щит от любых невзгод. Боится тот - у кого нет Опоры. Каждый человек приходит в этот мир с уже составленной и «утверждённой» программой своего индивидуального эволюционного развития на данное воплощение. Развитие человек получает через преодоление всякого рода трудностей и проблем, искусственно для него создаваемых. При этом ему приходится ещё и учиться делать правильные выводы и принимать правильные решения, что тоже является частью программы. Желание заранее узнать у гадалки – как же ему поступить, чтобы не ошибиться, это вовсе не устремлённость к получению знаний, а стремление уйти от решения самому и переложить на кого-нибудь ответственность за решение проблемы. Заранее полученные ответы о будущем своей личности отнюдь не способствуют эволюционному развитию человека, а, наоборот, препятствуют развитию.

| 19 Любовь человеческая, любовь души к Богу и любовь Божественная

Любовь человеческая, любовь души к Богу и любовь Божественная

Любовь человеческая Человеческая любовь не светит, а ослепляет, ибо полна привязанности.
Она не согревает, а лишь опаляет, ибо основана на страстях.
Она есть любовь тела к телу, ума к уму, характера к характеру, личности к личности.
Она не знает Бога, в ней мало счастья и много страданий.
Эта любовь, если она не освящена любовью свыше - фальшива, неглубока и слепа, ибо исходит от «Я», ищет не Бога, а удовольствия от привязанности.

Страдания, сопутствующие человеческой любви, указывают на ее ошибочную суть, ибо истинная любовь-бесконечная радость в преданности Богу без привязанностей, в ней нет и тени страданий.

Человеческая любовь - лишь жалкий отблеск любви божественной, она узка, переменчива, полна страстей, основана на эгоизме и легко разрушима.
Она подобна опьянению разума опиумом, поскольку не дает душе ни свободы, ни мудрости.
Тот, кто поглощен ею, подобен тонущему путнику, упавшему в омут.

Будучи ей подвержен, он заблуждается, ибо меняет Бога на человека, изменяет Богу с человеком.
А изменивший Богу ради человека счастливым не бывает.

Он теряет свой путь и свое предназначение - ибо любит не Бога в человеке, а самого человека, не видя его внутреннюю суть.

Любя, он служит не Богу в человеке, а человеку как телу.

Служа и предаваясь возлюбленному, он предает свою душу не божественному, а человеческому, принимает Прибежище не в Боге, а в человеке, глядя на человека, смотрит не на Бога в человеке, а на его ум и тело.

Он подобен глупцу, который кланяется костюму на теле, а хозяина костюма не видит и игнорирует.
Ему кажется, что он любит, а на самом деле он попал в рабство чувств, из- за привязанности - как дикий конь, которого цыгане хитростью заманили в ловушку, оседлали и взнуздали.

О заблудшая душа, пробудись, не увязай в любви человеческой, как птица в силках, ищи любви к Богу и только к Богу!

Но и не отвергай и не презирай любви человеческой совсем, чтобы не сделать черствым сердце, скорее пойми ее как временную и малую, стоящую перед истинной любовью души к Богу.

Любовь души к Богу

Любовь к Богу есть вера и устремленность души, ее верность и преданность Богу до самозабвения.

Человек, дух, зверь, цветок или дерево, пчела или птица, гора или река - для этой любви одинаковы, ибо для нее все едино, и во всем она ищет и прозревает лишь Бога.

Эта любовь не привязывает, а восхищает. Она направлена не на человека, а на того, кто есть его Источник. Она не привязана ни к кому и ни к чему конкретному, кроме своего Источника, Владыки и Господина.

Она бескорыстна, ничего не просит, ничего не желает иметь, кроме лицезрения самого Бога и служения ему.
Она бесстрастна, глубока, вечна, безмолвна, и неизменна и подобна любви земли к небу, реки к океану или цветка к Солнцу.

Как не исчезают с годами небо, океан и Солнце, и любовь к ним, так и она с годами не исчезает.

Любовь человеческая быстро вспыхивает, а затем с годами скоро затухает, и теплится, едва тлея.

Любовь к Богу долго растет в душе ищущего, словно тлеющее пламя.
Любовь души к Богу не имеет человеческих страстей, но в ней есть свой, особенный огонь веры и преданности.

Она требует дисциплины, усмирения ума, очищения души.
Ее пламя разгорается постепенно, но с годами усиливается все больше и больше.

Этот малый огонь, однажды разгоревшись в верящем сердце, в свое время становится великим, всепоглощающим вселенским пламенем, что сжигает в душе дикий лес эгоизма, джунгли страстей и заросли желаний.

Он не жжет, но согревает, он светит, но не ослепляет.

Когда в душе вспыхивает любовь к Богу, человеческая земная любовь кажется ей тяжелым сном, опьянением духа.

Душа, любящая Бога, вкусившая любви к Богу хотя бы самую малость, не желает любить более никого и ничего иного, ибо не меняют небесный нектар из золоченого сосуда на мутную воду из лужи.

День и ночь она пребывает в сладком нектаре любви к своему возлюбленному, в любовных мечтах, сладких терзаниях и грезах, и у этой любви нет ни изъянов, ни окончания.

Любить Бога всей душой не значит очерстветь и быть глухим к людям, напротив, если в душе есть любовь к Богу, то она должна быть проявляема и к людям, ибо Бог есть везде и в каждом. Но это уже не та, человеческая, гордая и ревнивая любовь.

Эта любовь мудрой души к Богу в окружающих душах. Она тиха, смиренна, не смотрит на земное, и целиком направлена на своего царя, владыку и Господина.

Черствые душой же лицемерят, говоря о любви к Богу, ибо невозможно любить все целое, отвергая его части. Любовь к Богу освещает душу лучами веры, заливает ее нектаром преданности, очищая ее от грубых желаний, себялюбия, привязанностей и гордыни.

Словно волшебный цветок, политый эликсиром богов, расцветает душа под действием любви к Богу.
Любить Бога ночью и днем, во сне и наяву, любить в радостях и невзгодах, в наслаждении и страданиях, любить в сладчайшем восторге без выбора, различия, и выгоды, любить ради самой любви до самозабвения, самоотказа - такова новая жизнь и великая судьба души, пробудившей свое пламя чистой любви к Богу.

О, заблудшая душа, оставь незрелую человеческую любовь и предайся любви к Богу, как Парвати предалась Шиве, как Радхарани оставила все ради Кришны, как Сита ушла в лес за Рамой, чтобы любя, жить вечно в Боге!

Любовь Божественная


Любовь Божественная есть изначальная любовь Владыки мироздания к душе и всему сущему.
Она безусловна, беспричинна и нисходит всегда.

В ней нет различий между душой и Богом, как Солнце не делает различий между своим светом и его лучами.

Эта любовь сначала кажется душе ответной и причинной, приходящей в ответ на ее поиски, аскезу, самоотдачу, любовь и преданность.

Затем душа понимает, что любовь Божественная изначальна, а не ответна и беспричинна, как любовь матери к ребенку.

Она была и есть всегда, а не приходит как ответ на нашу любовь и преданность Богу.
Она есть прежде души и всего мироздания.
Любовь есть суть Бога. И эта любовь нисходит.

Те, кто открыт ей, благословляются ею, как земля благословляется нисхождением дождя, как цветок благословляется нисхождением лучей Солнца.

Бог состоит из любви, но это не любовь человека, его ума, или души, которые лишь осколки и искаженные отражения этой любви.

Бог есть бесконечный любящий неизмеримый свет, полный величия, сияния и божественной славы.
Эти величие, сияние и слава неописуемы и невидимы, но тот, кто испытает их хотя бы на миг, утратит вкус к земным радостям и всю жизнь будет искать лишь Его, как человек, испробовавший однажды амброзию, чурается грубой пищи.

Любовь Божественная - есть чистый свет, и он - основа всякой жизни во вселенной. Благодаря ему живут все мудрые души, как рыбы живут благодаря воде.

Божественная любовь не имеет своей причиной ничего земного, человеческого. Это любовь, основанная сама на себе, и ничто не является ее причиной, ибо Бог - вне причины и происходит Сам из Себя.

Любовь человеческая - разделяет и ограничивает, одних исключает, а других выбирает, одно любит, другое отвергает. Но любовь Божественная - любит не исключая, не разделяя и не выбирая.
Она подобна Солнцу, которое светит на всех одинаково, не разделяя на царей и нищих, молодых и старых, некрасивых и красавцев.


Встреча восходящей любви души к Богу и нисходящей Божественной любви

Любовь души к Богу есть любовь устремленная, восходящая, поднимающаяся вверх через аскезу, усмирение желаний и покорение низшей природы.

Любовь Бога к душе есть любовь изначальная, нисходящая, беспричинная, подобная милости.

Когда беспримесная чистая любовь души к Богу встречается с нисходящей беспричинной любовью Бога к душе, происходит чудо - они соединяются и становятся одним священным светом беспричинной мудрости, милости и блаженства.

Эта беспричинная милость и мудрость растворяет все неведение души, расплавляет ее иллюзии и выжигает остатки ее эгоизма.

От их соединения рождается чудесный ребенок - свободная душа, просветленная божественным светом, единая с Богом и играющая в Боге.

Преображенная, в сиянии лучей божественной милости, великолепия и славы, она вспыхивает неземной красотой, светится божественной мудростью и небесным величием.

Она постигает: Я и Бог - одно.
Это Одно есть запредельная Истина, чистейшее благо и божественная красота.

Альфонсо Лопес Кинтас
Из книги ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ. СМЫСЛ И ДОСТИЖЕНИЯ (глл. III,IV)
Опубликовано: Мадрид-М., 2001;
www.agnuz.info/book.php?id=246&url=/content.htm
При подготовке использована публикация "отрывков" в сб.:
"ЛЮБОВЬ И ИНТИМНОСТЬ: поиск духовного смысла"
// М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2003; стр.251-290
(фрагменты, которые опущены в указанном сборнике, ниже выделены цветом "navy" )

> V. НАПРАВЛЕННОСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ ИДЕАЛА, К КОТОРОМУ МЫ СТРЕМИМСЯ

<.....>

> <.....> Некоторые авторы утверждают, что в человеке "сила идет снизу", от инстинктивных импульсов. Дух ограничивается тем, что в определенной степени руководит и контролирует те силы, которые кипят в недрах человеческого существа. Эти силы подобны паровому котлу, генерирующему энергию. Дух и, следовательно, разум действуют, как регулирующий клапан. Такая концепция человека, кажется, игнорирует существование идеалов, побуждающих идей , которые двигают жизнь человека и придают ей смысл. Всякий, кто когда-либо поставил свою жизнь на службу ценному идеалу, знает, какие потоки энергии рождает такая щедрая позиция.

<.....>

/Бывает ли любовь долгой?/

> В настоящее время часто думают, что долгая любовь невозможна, что рискованно обещать верность на всю жизнь, что любовь не выдерживает напора времени и изменчивости чувств... Всё это очень верно, когда любовная связь ограничивается сентиментальными излияниями или простым обменом удовольствиями, которые быстро кончаются, как мгновенная вспышка, и не создают ничего постоянного и ценного. Внеси творческое начало в свои отношения и ты увидишь, какую постоянную силу приобретет твоя любовь. Длительность – это, прежде всего, вопрос качества, как бывает с хорошей тканью.

> Когда любовная связь сопровождается намерением совместно создать значимое поле сосуществования , она превращается в неисчерпаемый источник новых стимулов любви. Возможно, что мотивы, ставшие точками соприкосновения двух личностей и подтолкнувшие их к соединению, со временем ослабеют, но этот спад не будет означать заката любви. Она будет стимулироваться новыми мотивами, может быть, менее импульсивными, менее сильными по своей страстности, но более близкими к внутренней сути личностного бытия и поэтому более зрелыми, более благородными.

> VIII. ЖИЗНЬ ЭТИЧЕСКАЯ, ИЛИ МОРАЛЬНАЯ, ЕСТЬ ЖИЗНЬ ИНТЕГРИРУЮЩАЯ

<.....>

> Необходимость осознанного восприятия сексуальности в проекте личной любви

> Сама по себе сексуальная связь в силу своего "страстного" характера стремится к ослепляющему головокружению . К этому она подключает телесные силы, увлекающие человека и ведущие его своим путем. Сознавая эту опасность, все, кто желает придать своим личным отношениям творческий характер, стремятся спокойно относиться к своим инстинктивным проявлениям, когда дело касается осуществления сугубо личного проекта связи. <....> западная культура содержит в себе некоторые манихейские предрассудки относительно смысла телесного. Наступило время реалистического понимания ценности каждой из сторон человеческого существа. Супружество имеет позитивную этическую ценность, но этим утверждением не устраняется опасность увлечения супругов более простыми формами слияния , по сравнению с соединением личностей . Вот почему так важно усиление этической стороны такими действиями, которые представляют собой формы единения на расстоянии, присутствия, спокойного и рассудительного сотрудничества, чтобы этим компенсировать опасное стремление к слиянию, заключенное в телесной связи.

> Так называемое "супружеское целомудрие" состоит не в том, чтобы не отдаваться собственным грезам абсолютного опьянения , а в стремлении к тому, чтобы всякое действие, как бы импульсивно оно ни было, содействовало созданию между супругами специфического типа жизненного личного единения, которое есть не нечто данное, а постоянно осуществляемая задача.

> Человеческие сексуальные отношения, чтобы иметь настоящий смысл, должны вдохновляться отношением личностей и создавать новые и более ценные личные связи. Поэтому неразумно в течение дня не обращать внимания на личные отношения с супругом, а потом, в определенный момент, пытаться иметь с ним сексуальную связь. Такая непоследовательность позволяет ему подозревать, что его превращают в средство для определенных целей , не считают "товарищем по игре" в совместном существовании.

> Чтобы придать сексуальным отношениям подлинно человеческий характер, важнее всего постоянно развивать личное единство таким образом, чтобы именно оно выражалось в телесно-сексуальной форме и, восприняв ее, смогло поднять до творческого уровня все те силы, которые вызываются к жизни желанием.

<.....>

> Иногда эротические отношения поддерживаются под предлогом необходимости следовать импульсам истинной любви, хотя осознается, что так подлинная личная связь с другим человеком не создается. Такая любовь сводится к простой страсти , к эротическому неистовству . Подлинная любовь предполагает признание и уважение заключенных в другом человеке человеческих ценностей независимо от того, нравятся нам или нет некоторые его качества. Процесс влюбленности начинается с чувства приятного, которое вызывается каким-либо качеством другого человека. Но этот процесс не достигает подлинной любви до тех пор, пока любовь к человеку не становится безусловной, в радости и в печали, в здоровье и в болезни, т.е. в любых обстоятельствах. Тот, кто удовлетворяет свои эротические желания, обычно обещает вечную любовь, но такая "любовь" обусловлена выгодами, которыми в этот момент пользуются. Обусловленная любовь – не настоящая любовь. Это удовлетворение инстинктов, а инстинкты, по своей сущности, эгоистичны, замкнуты на себя.

> По-настоящему любить человека – вспомним Г.Марселя – означает говорить ему: "Ты никогда не умрешь". Любовь требует постоянства, вечности. На самом деле, разве имеет смысл говорить человеку: "Я буду любить тебя в течение этого лета"? Это нелепо и комично, потому что комичное возникает при резком переходе с одного уровня обобщения на другой, более низкий. Настоящая любовь свойственна личному творческому уровню, и на этом уровне одни люди благоговеют перед абсолютной ценностью других, уважают и поддерживают ее. Эта абсолютная ценность преодолевает временные и пространственные границы.

> Имея в виду такое высокое качество человеческой любви, мы понимаем, почему для того, чтобы по-настоящему любить, необходимо преодолеть очарование сексуального соединения и принять всё, что в нём страстного, чарующего и безрассудного, чтобы превратить это в средство выражения личного единства. Когда сексуальное единение осуществляется по велению искреннего стремления к личной жертвенной любви, его способность потрясать человеческое существо преобразуется , теряет в значительной мере свою обольстительную силу, чтобы стать спокойным проявлением личного переживания, красноречивым выражением глубоко волнующего явления: обновления и усиления самого интимного единства двух существ .

> Я сказал, что оно преобразуется , приобретает новую направленность. Его привлекательность не исчезает, не уменьшается, но, наоборот, приобретает новое измерение, более высокое значение – более соответствующее цельности человека, чем исступленная страсть.

> Первая любовь должна совершенствоваться

/Хороша ли влюбленность?/

> Преобразование первой любви – так называемой, импульсивной "романтической любви" – происходит, когда человек в межличностном союзе перестает искать самого себя, чтобы отдаться созданию чего-то нового: дуальной связи, которая определяется словом МЫ. Такая связь создается, когда другой не превращается в средство осуществления собственных целей, а наоборот, рассматривается как источник инициативы, как абсолютная реальность, наделенная уникальными качествами.

> Первая любовь несет с собой стремление к поклонению любимому человеку . Мы чувствуем себя поглощенными, покоренными им. Поэтому Ортега в своей книге "О любви" приравнивает влюбленность к оглуплению . Влюбленный обращает внимание только на одну реальность в мире, он видит ее и не замечает ничего другого. Такой безграничный восторг и восхищение, даже оцепенение сначала, кажется, отвечает щедрому и незаинтересованному отношению, потому что представляет собой как бы выход из самого себя . Но при более глубоком рассмотрении он часто оказывается просто эгоизмом. Восхищаются тем, что вызывает восторг. Любят в другом предмет собственного желания, источник собственного удовлетворения, а не самого человека. Когда любят удовольствия, которые вызываются качествами другого человека, на самом деле любят не этого человека, а лишь самого себя. Это любовь, которая замыкается на собственном "я" .

> Любовь такого рода, даже если она очень сильна, не освобождает человека от его замкнутости в себе, скорее всего, усиливает еще больше эгоцентризм этого человека. Это нарциссическая любовь , которая не видит вокруг ничего, кроме отражения собственной фигуры, в которую эгоист небескорыстно влюблен и поэтому желает владеть ею.

> Из нарциссизма /самолюбования вытекает целый ряд последствий, которые губят, не дав ей созреть, подлинную любовь: подозрительность, недоверие, опасение, каприз, раздражительность, обида, гордыня и т.п.

БЕСЕДА ШЕСТАЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Умейте беречь и уважать, возвеличивать и усовершенствовать человеческую любовь - самое тонкое и самое капризное, самое нежное и самое сильное, самое хрупкое и самое крепкое, самое мудрое и самое благородное богатство человеческого духа.

Об этом богатстве написаны тысячи поэм, сложены миллионы песен. Я хочу вместе с вами, уважаемые отцы и матери, взглянуть на ту грань любви, о которой мало говорят, - любовь как воспитатель ребенка.

Яркой звездой на небосклоне моей памяти навсегда останется воспоминание о жизни Николая Филипповича - хорошего врача и чуткого человека. Сорок два года работал он в большом приднепровском селе. Жена Мария родила ему шестерых детей - трех сыновей и трех дочерей. Когда после сложной операции приходил, бывало, Николай Филиппович, утомленный и обессиленный, Мария говорила: «Ложись вот здесь, в виноградной беседке, отдохни, нет работы более изнурительной, чем твоя...» Он, улыбаясь, отвечал: «Нет, самая тяжелая в мире работа - это работа матери. И самая тяжелая, и самая изнурительная, и самая почетная. Я помогаю людям в горе, ты создаешь человечеству счастье, создаешь человечество».

Вспоминая жизнь Николая Филипповича, я думаю: в этой жизни выразилось богатство человеческого духа - человеческой любви. Летний рассвет. Спит Мария, утомленная ежедневными заботами о детях, спят сыновья и дочери. Тихо встает Николай Филиппович, чтобы не разбудить жену и детей. Идет в сад, срезает цветок розы, приносит в спальню, ставит в деревянную вазочку на ночном столике около кровати жены. Вырезал эту вазочку Николай Филиппович в первый после женитьбы год, вырезал несколько месяцев, стоит она, похожая на кленовый листок... Спит и не спит Мария, слышит сквозь сон осторожные шаги Николая Филипповича и уже не может заснуть от острых запахов розы, лежит, счастливая, с закрытыми глазами еще с полчаса.

Так было каждое утро - годы, десятилетия. Построил Николай Филиппович маленькую теплицу - специально для цветов; приходил в теплицу на рассвете и в лютые морозы, и в осеннюю непогоду, и ранней весной, брал нежный цветок и нес его жене. Подрастали один за другим дети. И, подрастая, вставали вместе с отцом на рассвете, и в вазе уже было два, потом три, потом четыре, пять, шесть, семь цветов...

Умер Николай Филиппович. Разлетелись в разные уголки нашей Отчизны сыновья и дочери, а мать Мария еще и сегодня живет в большом приднепровском селе. И как бы далеко от нее ни жили сыновья и дочери, раз в год приезжают они к матери - в день ее рождения; и снова в деревянной вазе пламенеют семь роз - шесть от детей и одна от отца - символично. Ни к кому из детей не может пойти жить мать Мария, ибо, дав преимущество кому-то одному, смертельно обидит других.

Вот о чем я думаю всегда, когда речь заходит о том, как воспитывать детей. Человеческая любовь - могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа,- тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей. Ибо, как писал Л. Н. Толстой, суть воспитания детей заключается в воспитании самого себя. Воспитание самого себя есть могущественный способ влияния родителей на детей.

Вот почему, уважаемый отец и уважаемая мать, уважаемые юноша и девушка, которые готовятся вступить на первую ступеньку семейной жизни, поговорим сегодня о любви - это и есть разговор о святая святых воспитания. Про любовь человеческую - это необходимо еще и еще раз подчеркнуть, так как она не только счастье, не только чистейший источник радости и человеческих удовольствий. Она ведет к самому радостному и самому приятному, но одновременно и к самому трудному, самому сложному и самому ответственному человеческому долгу - ибо этот долг вечный к браку. Брак и его узы, писал Вольтер, либо самое большое добро, либо самое большое зло. Когда он добро - тогда это само небо на земле... Если вы понимаете всю сложность брачного союза как гражданского долга, как долга души и тела, разума и идеала, тогда брак, став самым большим добром, станет вместе с тем и благодатным полем труда - большого, неутомимого труда, а этот труд, уважаемые отец и мать, и называется человеческой любовью.

В тонкостях этого труда и заключается мудрость воспитания детей. Человеческая любовь - это не природное влечение и природный инстинкт, хотя и основана она на взаимном влечении противоположных полов и немыслима без инстинктивного начала. Но уже через месяц после вступления в брак любящие исчерпают себя, если к браку толкнуло только природное влечение, только инстинкт, так как это не человеческая любовь. Человеческая любовь - это союз души и тела, разума и идеала, счастья и долга.

И через все это красной нитью проходит труд, труд и еще раз труд - неусыпный и неустанный труд, который создает богатство человеческого духа в тебе самом, отец и мать.

Юноша и девушка пылко полюбили друг друга. Им советовали: присмотритесь хорошенько, узнайте лучше друг друга. Нет, мы уверены в своей любви, она - вечна. Поженились, прожили несколько месяцев, она забеременела, и вот молодому мужу попалась на глаза другая девушка, он вдруг почувствовал, что любви к жене нет. Вот вам еще один развод, для общества еще одна трагедия, для человека же, который еще не родился, горе на всю жизнь. Почему такое бывает и что делать, чтобы такого не было, как нужно воспитывать молодежь?

Не только воспитывать, но и, прежде всего, воспитываться - вот что важно. У наших молодых никакой любви и не было. Была потребительская жажда удовольствия, которую они ошибочно приняли за любовь. В их браке не было главного - неусыпного труда, который по сути своей - вклад своих духовных сил в другого человека, чтобы этот человек был лучше - духовно богаче, счастливей. Это главное - счастливей. Когда молодые супруги взаимно творят счастье, когда в будничных заботах есть это самое тонкое и самое крепкое человеческое богатство, то взаимная любовь вечна, тогда не сможет внезапно открыться, что один человек лучше другого. Если речь идет о любви и браке, то вообще нельзя делать такого сравнения - один лучше, другой хуже. Каждый человек неповторим, с рождением нового человека рождается новый мир, и когда у матери рождается ребенок, то она, жена и мать, становится в тысячу раз неповторимей в своей красоте, однако эту неповторимость создаем мы, создаем своим неутомимым трудом. Есть старинная украинская мудрость: у хорошего мужа и жена хорошая, твоя жена - это колодец, загляни в него, каким ты увидишь себя, такова и твоя жена.

Самое сильное, самое тонкое богатство человеческого духа - любовь - действует на ребенка как музыка, как чарующая красота, что пленяет душу. Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца - чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Тот, чье детство освещено солнцем любви как неустанного труда, кто взаимно творит счастье, отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям.

В семье Николая Филипповича было такое правило: когда семья кончает обедать, все дети (разница в годах между ними была не так велика - девять лет) убирают со стола, моют посуду. Однажды семья обедала во дворе, под грушей. Самая младшая, шестилетняя дочка, забыла о своем долге. Мать укоризненно покачала головой и взялась за дело, которое должна была выполнить дочка. Девочка заплакала, она остро пережила укоры совести... Как же, воспитывая самого себя, воспитывать детей?

Если среди богатства синонимов, какими наша речь обозначает человеческую любовь, выбрать тот, который выразительнее всего передает суть любви как неутомимого труда, то таким синонимом будет слово долг. Воспитательная сила человеческой любви - это красота долга человека перед человеком. Любить означает чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека. Вот эта способность чувствовать человека сердцем и передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером. Николай Филиппович не требовал от детей, чтобы они вставали рано утром с ним вместе и приносили материнский или, как говорили девочки, ранний цветок. Он не вкладывал особых усилий в то, чтобы дети видели, как он идет в сад или в теплицу и приносит цветок. Дети спали и как бы сквозь сон чувствовали, что и для чего делает отец, какие чувства он выражает, что дают эти чувства матери. Дети учились улавливать самое большое человеческое стремление - стремление к счастью. Им хотелось идти навстречу этому стремлению, и они шли, творили добро, давали матери радость.

Ранний цветок для матери - это вершина красоты, богатства человеческого духа, созданного неутомимым трудом в семье Николая Филипповича. А к этой вершине вели каменистые и тернистые тропы. Воспитывать шестерых детей - этот труд требовал от матери больших физических и духовных сил. На каждом шагу дети видели, можно сказать, сердцем ощущали отношение отца к нелегкому труду матери. Детей - как только они могли понять это разумом и сердцем - волновало не только то, что отец брал на себя все, что мог взять, чтобы облегчить работу матери. Их особенно волновало внимание, чуткость отца, способность его души чувствовать, что матери нелегко, что ей нужно помочь. Развитие этой способности и есть воспитание самого себя - лучший, нагляднейший пример, про роль которого говорил великий мудрец Л. Н. Толстой. Там, где молодой отец на глазах своих маленьких детей неустанно развивает эту способность, где хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей. Казалось, никто специально и не учит детей: не будьте равнодушны к людям, а они - чуткие, приветливые, доброжелательные, внимательные. Эту чуткость развивает в них отцовское самовоспитание.

Человеческая любовь - это не только бесценное богатство человеческого духа. Она вместе с тем и вечно меняющееся богатство. Это не бриллиант, блеск которого не изменяется десятилетиями. Это драгоценный камень, игра красок которого изменяется с каждым годом, даже месяцем, и самое удивительное, что хозяином и повелителем этой игры красок становится тот, кому принадлежит этот камень. Умейте быть чародеем, от мудрости которого зависит великое искусство сохранения переливов красок драгоценного камня на всю жизнь. От этого искусства зависит воспитательная сила вашей любви, больше того - зависит и крепость брака как союза души и тела, разума и идеала, счастья и долга. Скоропреходяща страсть первых месяцев супружеской любви, и если, кроме этой страсти, брак ни на чем не держался, драгоценный камень вашей любви превратится в уголек. И вместо неба в ваш дом придет ад, а для детей - страдание, равнодушие, неверие в человека. В высоконравственном браке огонь первой страсти - самое дорогое воспоминание на всю жизнь, он как бы свет, отраженный новой жизнью,- взаимным творением счастья, воспитанием детей. В высоконравственной многолетней любви на каждом шагу выражается человеческое отношение человека к человеку, и прежде всего мужа к жене. Человеческое отношение к жене и матери - это отношение к источнику жизни, к самой жизни. Ибо женщина, жена, мать - прежде всего творец новой жизни, и когда эта мысль, этот идеал красной нитью пронизывает всю семейную жизнь, ребенок учится на примере родителей - прежде всего отца - дорожить жизнью, относиться к ней как к наивысшей ценности, которую ни с чем нельзя сравнить.

Учить дорожить жизнью - вот тот столбовой корень нравственного поведения, от которого питаются ветви чуткости, сердечности, заботы о человеке. Я знаю одну хорошую семью: муж - учетчик тракторной бригады, мать - доярка. Работа у матери нелегкая. Несколько дней в неделю необходимо начинать рабочий день на ферме в шесть часов утра. Чтобы приготовить завтрак, необходимо встать в четыре. Муж не разрешает жене вставать так рано. В четыре встает он, готовит завтрак и обед, провожает жену на работу, а потом детей в школу.

Возвращается муж с работы в четыре часа, дети уже дома, жены еще нет. Пообедав, отец вместе с детьми готовит ужин. Общая работа отца и детей одухотворяется мыслью: маме нашей нелегко, у нее сегодня напряженный день, приготовим вкусный ужин, сделаем все для того, чтобы, вернувшись с работы, она могла отдохнуть. Работа для детей не игра, а забота о самом дорогом человеке - матери. Самым дорогим человеком мать становится благодаря тому, что изо дня в день прикладываются силы физические и духовные, чтобы принести ей радость. Дорогим для людей становится то, во что вложены силы души. Если вы, мать, хотите быть для своего сына, своей дочери самым дорогим в мире человеком, одухотворите их стремлением творить радость, счастье для вас же.

Отношение к венцу красоты человеческой - женщине - познается детским сердцем в тончайших, незаметных пустяках. Каждый раз, когда у матери нелегкий, напряженный рабочий день, отец, приготовив вместе с детьми ужин, достает чистое полотенце и вешает его около умывальника. Мать - самая большая труженица, в этом чистом полотенце - уважение к ее труду, к красоте человеческой, к источнику жизни.

Это и есть воспитание любви, воспитание себя самого и детей своим поведением. Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку хочется быть хорошим лишь тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным. В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызываются чувствами родителей.

Вот что рассказывала моя воспитанница Валя Кобзарь накануне торжественного дня окончания школы - о самом глубоком переживании детства: «Мне было лет семь, когда тяжело заболела мама. Отец ночами сидел около больной. В памяти сохранилось воспоминание. Просыпаюсь я как-то на рассвете. Мать тяжело дышит, а отец наклонился над нею, смотрит на ее лицо, и такая невыносимая печаль в его глазах, такая боль и такая любовь, что в ту минуту передо мной раскрылась неизвестная сторона человеческой жизни - верность. Мне кажется, что я с того утра по-настоящему полюбила отца.

Прошло десять лет. Папа и мама живут в мире и согласии. Они для меня самые дорогие люди на свете. Какой-то особенной любовью я люблю отца. Не было такого случая, чтобы я не послушала его совета или сказала ему неправду. Всегда, когда я смотрю ему в глаза, вижу неугасимый свет великой человеческой любви».

Вдумайтесь, отец и мать, в эти слова. Что мы оставляем в сердцах своих детей - оставляем своими делами и словами, поступками и чувствами? Чем мы запомнимся нашим детям, чем возвысим себя в их глазах? Есть единственная могучая духовная сила, которую ни с чем нельзя сравнить, которая способна запечатлеть в душах наш образ - образ настоящей человеческой красоты. Эта сила - великое богатство человеческого духа - любовь. Будем же создавать это богатство своей жизнью. Есть она в наших родительских сердцах - есть чем воспитывать детей.