Чрезмерное сюсюканье и дефекты речи. Почему не нужно сюсюкать с ребенком Сюсюканье с ребенком последствия

Давайте разберемся, как имен­но у взрослых появляется это желание - сюсюкать с детьми.

  • Практически все люди так себя ведут - значит, это нор­мально. Именно таким обра­зом мы обычно рассуждаем.
  • Сюсюканье привычному к нему малышу даже приятно.
  • Самому взрослому тоже нра­вится подобная игра - можно ощутить свое преимущество пе­ред ребенком.

Опасно для малыша

На самом же деле эта манера чрезвычайно вредна для малы­шей. Сюсюкающий взрослый, сам того не подозревая, «кор­мит» ребенка психологическим допингом, а это опасно: подсев на него, малыш не захочет выпол­нять установленные правила, трудиться, заботиться о других людях. Ведь он получает доста­точное удовлетворение, испол­няя легкую и приятную роль за­бавной домашней игрушки.

Конечно, ни одна мама спе­циально не стремится нанести своему малышу вред. Но тем не менее наносит. «Сон разу­ма рождает чудовищ», - ска­зал Франсиско Гойя.

Сюсюканье - характерный пример неразумного поведения взрослых людей. Любить ребен­ка для себя и любить его ради не­го самого - это «две довольно большие разницы». Любить ре­бенка для него самого - труд­нее, и этому зачастую нужно спе­циально учиться.

На самом деле свое родное дитя любит каждая мама. А вот научиться его уважать способны далеко не все. Вот почему уви­деть в малыше не просто хоро­шенькую куколку, а настояще­го, полноценного человека - это целое достижение.

Следует помнить: любовь приносит пользу, дает силы, а не расслабляет и разнежива­ет тогда, когда она сочетается с уважением и если она разумна.

Как общаться с ребенком?

Привычные слова. С ре­бенком следует говорить внятно и просто - но так же, как с ос­тальными: машину называть машиной, собаку - собакой.

Правильный тон. Избе­гая излишней слащавости, нужно быть естественной. Конечно, мать говорит со своим малышом не так, как с други­ми людьми, но ласка и уважи­тельное отношение не могут помешать друг другу.

Контроль. Не стоит позво­лять людям, с которыми ма­лыш довольно часто контакти­рует, сюсюкать с ним - нужно делать осторожные замечания, если не помогает - запрещать разговаривать в таком тоне.

Признание. Необходимо относиться к ребенку как к са­мостоятельному человеку, а не малышу-несмышленышу.

Дети все повторяют за взрослыми. И если вы будете часто обращаться к ребенку на ломаном языке, шепелявя, картавя, проглатывая звуки, то малыш запомнит неправильное произношение. И переучить его будет очень непросто. То же самое происходит, если малыш выговаривает слово неправильно (например, «шепуток» вместо «петушок»), а умиленные родители за ним повторяют. Ребенок думает, что именно так это слово и звучит на самом деле. В итоге чем больше вы сюсюкаете, тем медленнее у вашего ребенка развивается речь.

2 Подмена понятий

Часто родители стараются помочь своему ребенку запомнить новые слова и понятия, упрощая их произношение. То есть едет по улице машина, а вы говорите малышу: «Смотри, би-би». Или вы зовете кроху кушать так: «Ну что, пора ням-ням?» Подобное общение с помощью символов кажется нормальным, но оно мешает ребенку запоминать правильные слова. К тому же, от таких сокращений все равно рано или поздно придется отказаться. Поэтому лучше изначально с малышом разговаривать развернуто. У таких слогов-символов есть и еще одна проблема. Они не склоняются, а это мешает малышу понимать грамматику родного языка.

3 Вы его недооцениваете

Годовалый малыш в состоянии запоминать слова и осознавать их смысл. Родители же продолжают сюсюкать с крохой, стремясь разговаривать с ним на его уровне. Благое желание быть понятым приводит к тому, что ребенок никак не может выучить родной язык. Представьте, что вы оказались в Америке. Вам нужно говорить по-английски, а местные жители умиляются вашему смешному произношению и общаются с вами, коверкая слова или максимально их сокращая. Так вы никогда не выучите английский. А ваш ребенок, находясь в окружении сюсюкающих взрослых, не скоро поймет, как же нужно на самом деле разговаривать по-русски.

4 Вредная привычка

Как правило, родители привыкают к сюсюканью так же быстро, как дети. Подобная модель общения становится естественной, на нее перестают обращать внимание. Так «ути-пути» по отношению к годовалому малышу перерастают в «ути-пути» по отношению к ребенку дошкольного и даже школьного возраста. При этом родителям кажется, что малышу приятно такое обращение. Но взрослые дети испытывают дискомфорт и смущение от того, что с ними разговаривают, как с маленькими. Затянувшиеся сюсюканья могут привести не только к задержке речи, но и к развитию комплексов в подрастающем человеке.

5 Психологическая сторона вопроса

Специалисты отмечают, что длительное общение с ребенком на «детском» языке приводит к распространенным психологическим проблемам в будущем. Такие малыши вырастают инфантильными, неуверенными и беспомощными. У многих возникают трудности в общении с другими людьми. Это объясняется тем, что общение через «сю-сю» воспринимается крохой как два основных сигнала: во-первых, он самый маленький, то есть вечный объект опеки и внимания; во-вторых, он недостаточно хорош для того, чтобы его родители с ним общались на равных.

6 Слишком просто – совсем неправильно


Чаще всего родители начинают сюсюкать со своими детьми из-за наплыва чувств, не успевая остановиться и выразить их иначе. Взрослые на автомате переводят свое умиление в полные восторга шепелявые слова. Проблема в том, что это далеко не самый лучший способ передать свою любовь малышу. Ведь в таких «халёсеньких» выражениях не чувствуется искренность. Постарайтесь проявлять свои чувства иначе. Это важно для гармоничного развития крохи.

7 А если нет чувств?

Такое тоже бывает. Когда искренних чувств и эмоций к ребенку нет, а подсознание твердит вам: «Это твой малыш, его надо любить», - возникает неосознанное желание сюсюкать с крохой. Таков один из механизмов психологической защиты. Только он не поможет. Лепетания с малышом отвлекают от существующей проблемы, а ребенок тем временем прекрасно чувствует фальшивые нотки в вашем голосе. Именно поэтому в такой ситуации особенно важна искренность. С нее стоит начинать. Даже если вы покажете, что в данный момент вы не можете отдать ребенку те чувства, которые он от вас ожидает, это будет лучше притворства. С другой стороны, если это ваш случай, вам нужно разобраться в своем эмоциональном состоянии. Не лишним будет обратиться за помощью к специалисту. Ведь подобный сигнал может быть симптомом послеродовой депрессии.

8 Скрытый диктатор

Иногда встречается и такая причина родительских сюсюканий. Взрослый подсознательно считает, что маленький ребенок не может обращаться к нему на равных. Это задевает его гордость или даже пугает родителя (вдруг малыш перестанет слушаться, выйдет из-под контроля?). Если такие мысли вас посещают, нужно себе в этом признаться и как можно раньше остановиться. У диктаторов вырастают либо окончательно подавленные личности, либо бунтари. Ни то ни другое не принесет вам и вашему малышу счастья.

9 Внимание! Говорит инфантильность


Если вы привыкли сюсюкать с любимыми людьми, мужем, друзьями, ребенку от этого тоже никуда не деться. Подобные формы поведения психологи и социологи называют «неконструктивными». Они нормально воспринимаются обществом, но продолжают быть вредными для малыша. Ведь ваш лепет останется с крохой надолго, будет препятствовать его речевому развитию и может стать причиной комплексов, с которыми ему придется в будущем бороться самостоятельно.

10 Общаться с ребенком правильно – это как?

Никто не говорит о том, что вы должны перестать нежничать с малышом. Он нуждается в вашей любви и заботе. Но проявлять их следует без сюсюканья. Обращайтесь к нему ласково, не повышая голоса. Используйте правильные слова: милый, любимый, родной, замечательный, сыночек, доченька. Постарайтесь их не сокращать и не коверкать. Мягко исправляйте малыша, когда он произносит слова неправильно. Так вы не только подарите ребенку любовь, но и поможете ему как можно с вами на равных.

Резюме: Сюсюканье с малышом тормозит развитие его речи и может стать причиной психологических барьеров между ребенком и родителем.


Чрезмерная слащавость при обращении к детям стала почти нормой. Психологи бьют тревогу, надо ли сюсюкать?
Давайте разберемся, как именно у взрослых появляется это желание - сюсюкать с детьми. Практически все люди так себя ведут - значит, это нормально. Именно таким образом мы обычно рассуждаем.
Сюсюканье привычному к нему малышу даже приятно.
Самому взрослому тоже нравится подобная игра - можно ощутить свое преимущество перед ребенком,но это опасно для малыша.

На самом же деле эта манера чрезвычайно вредна для малышей. Сюсюкающий взрослый, сам того не подозревая, "кормит" ребенка психологическим допингом, а это опасно: подсев на него, малыш не захочет выполнять установленные правила, трудиться, заботиться о других людях. Ведь он получает достаточное удовлетворение, исполняя легкую и приятную роль забавной домашней игрушки.
Конечно, ни одна мама специально не стремится нанести своему малышу вред. Но тем не менее наносит.
Сюсюканье - характерный пример неразумного поведения взрослых людей. Любить ребенка для себя и любить его ради него самого - это "две довольно большие разницы". Любить ребенка для него самого - труднее, и этому зачастую нужно специально учиться.
На самом деле свое родное дитя любит каждая мама. А вот научиться его уважать способны далеко не все. Вот почему увидеть в малыше не просто хорошенькую куколку, а настоящего, полноценного человека - это целое достижение.
Следует помнить: любовь приносит пользу, дает силы, а не расслабляет и разнеживает тогда, когда она сочетается с уважением и если она разумна.
Совет педагога: как не навредить своему ребенку Привычные слова. С ребенком следует говорить внятно и просто - но так же, как с остальными: машину называть машиной, собаку - собакой.
* Правильный тон. Избегая излишней слащавости, нужно быть естественной. Конечно, мать говорит со своим малышом не так, как с другими людьми, но ласка и уважительное отношение не могут помешать друг другу.
* Контроль. Не стоит позволять людям, с которыми малыш довольно часто контактирует, сюсюкать с ним - нужно делать осторожные замечания, если не помогает - запрещать разговаривать в таком тоне.
* Признание. Необходимо относиться к ребенку как к самостоятельному человеку, а не малышу-несмышленышу.
Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком.
Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным привычным голосом. Относитесь к ним как к равным! Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.

По поводу сюсюканья очень часто высказываются достаточно противоречивые мнения. Одни говорят, что сюсюканье с ребенком до трех лет не только не вредно, но и жизненно необходимо. Другие утверждают, что с самого рождения ребенок должен слышать только правильное произношение слов, без упрощений и искажений. Для начала надо разобраться, что такое сюсюканье и почему оно вызывает у родителей, воспитателей и учителей столько споров и разногласий.

Во-первых, под сюсюканьем понимается чаще всего любое искажение или упрощение слов и словосочетаний. Если упрощение некоторых сложных в произношении слов воспринимается более сдержанно и оправдывается недостаточно развитым речевым аппаратом ребенка и трудностями восприятия и запоминания, то намеренное искажение простых слов вызывает у многих чаще всего резкий протест.

Во-вторых, при общении с ребенком до года употребление каких-либо слов, кроме двухсложных типа «папа», «мама», «баба» и «деда» вызывает определенные трудности. После года, когда ребенок понемногу начинает сам более-менее четко произносить подобные слова, можно постепенно переходить к более сложным формам. Вот тут-то и надо особенно внимательно следить за тем, что ребенку преподносят и как он это воспринимает.

Очень часто любящие бабушки и дедушки, а ведь, как правило, именно они и являются первыми воспитателями ребенка, совершенно не отдавая себе отчет, коверкают слова, передразнивают ребенка и подстраивают под него свою речь. Винить их в этом не стоит, они делают это не со зла, а от большой любви. Однако родителям надо иметь в виду, что шепелявое , невнятное произношение слов может надолго запомниться ребенку, станет для него нормой . Переучить его будет практически невозможно.

В детском садике нередко воспитатели продолжают эту «славную традицию» бабушек и дедушек, продолжая общаться с ребенком на таком вот своем «птичьем языке» . Результатом всего этого является то, что многие дети при поступлении в школу произносят некоторые слова именно так, как они привыкли произносить их дома и в детском саду. У логопеда может сложиться неверное представление о том, что ребенок страдает дефектами речи, а на самом деле он просто не знает, как надо правильно произносить эти слова. Эффект усиливается, когда при общении с ребенком коверкаются не только слова, но и вообще звуки речи .

Мало того, если родители захотят переложить часть своих воспитательных забот «на плечи», например, видеопроигрывателя, то их ждет глубокое разочарование – многие мультфильмы, в том числе обучающие и познавательные озвучены с явным коверканьем слов по образцу «детского лепета». По мнению создателей подобных «шедевров» дети так охотнее слушают и лучше воспринимают происходящее на экране. Кстати, доверять свои заботы бездушным механизмам вообще не стоит, поскольку у ребенка может совсем пропасть охота к живому общению. Говорить что-то себе под нос он будет, но вступать в диалог вряд ли захочет.

Каких-то полвека назад, когда были популярны виниловые пластинки и катушечные магнитофоны, студия Грамзаписи выпускала множество аудиоматериала со сказками, пьесами, детскими песенками, в том числе колыбельными. О коверкании слов там не могло быть и речи, такую запись просто не пропустила бы строгая цензура. Сказки читались профессиональными дикторами и чтецами, а песни исполнялись профессиональными певцами или хором. И ведь речь подавляющего большинства детей уже в четырехлетнем возрасте была поставлена очень хорошо. Конечно, полагаться на подобные суррогаты живой речи также не следует. Обязательно нужно читать ребенку книжки вслух, рассказывать ему сказки на ночь, чтобы он видел движение губ , видел, как надо говорить.

Что касается самой интонации произнесения слов, то тут сюсюканье в раннем возрасте играет положительную роль. Дело в том, что у ребенка в раннем возрасте, когда у него только начинает развиваться внимание, любая речь взрослых воспринимается как монотонный шум, поскольку он не знает значения слов. Когда обращаются к ребенку с любовью и лаской, с высокими интонациями и с улыбкой, сюсюкая, он воспринимает это как очень важную для себя информацию и невольно начинает подражать движениям губ, языка, пытаясь это повторить. Чем раньше ему это удастся, тем лучше. Естественно, что повторить он сможет только очень простые слова.

Из всего вышесказанного следует, что общаться с ребенком надо нормальным языком, без коверканья слов и звуков. Допускается уменьшительно-ласкательная форма слов, которая позволяет облегчить общение с ребенком. Обязательным условием при общении с ребенком является близкий контакт, ребенок должен видеть рот говорящего человека, чтобы правильно воспроизвести все услышанное. В детском саду следует обращать особое внимание на то, на каком «языке» общается ребенок.

Собственное сюсюкание помогает ребенку использовать больше слов, чем он может произнести. Речевой аппарат полуторагодовалого ребенка недоразвит – и гортань, и челюсти не такие, как у взрослого. Малышу легче сказать «му-му» и «ав-ав»,чем «корова» и «собака». И исторически сложилось, что этому детскому «суржику» ребенка учат женщины. Важно только наряду с упрощенным аналогом слова проговаривать полную «версию». Например, «кар-кар прилетели, птички», «мы поедем на би-би, на машине».

Миф и правда о сюсюканье

Существует миф, что ребенку легче понять взрослую речь, если с ним будут лепетать. Представьте, что вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Разве проще будет объясниться на чужом языке, если его станут еще и коверкать? Поэтому не стоит каждое слово, обращенное к малышу, искажать, как будто это у вас вдруг стала короче нижняя челюсть и пропала половина зубов.

Если постоянно заменять русскую речь шепеляво-картавыми словами, есть риск, что у ребенка разовьются речевые проблемы. В возрасте до трех лет малыш усваивает родную речь и любой другой человеческий язык. После трех, как знают логопеды и физиологи, исправлять ошибки и корректировать дефекты будет уже сложно и долго.

До какого возраста позволительно сюсюкать с ребенком? Радикально настроенные мамы отвечают: пока ребенок не скажет: «Мать, ну перед людьми же стыдно!» В целом советчиком маме может стать только реакция ребенка и здравый смысл. Малыш сам отбрасывает «мяу-мяу» и «жу-жу», когда готов к этому. К трем годам дети знают и употребляют до пяти тысяч слов, умеют применять наречия и причастия, и, конечно же, мамин лепет к этому времени уместен только в играх.



Статьи по теме: Дети