Что делает ребенок в 4 года. Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Вашему малышу исполнилось четыре года, и это значит, что позади с его капризами и непослушаниями. Теперь ребенок уже более самостоятельный, усидчивый, предпочитает уже другие игры и игрушки. Самое время проверить, соответствует ли его развитие средним нормам. Возможно, на какой-то аспект стоит обратить особенное внимание и вплотную заняться обучением малыша. О том, что должен знать и уметь ребенок в 4 года, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его , окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:

  • рост - от 99,1 до 107,5 см;
  • вес - от 14,4 до 18,6 кг;
  • окружность головы - от 48,7 до 51,7 см;
  • окружность груди - от 52,4 до 55,8 см.
Если длина тела вашего сына к четырем годам достигла лишь 90,7 см либо ниже, то это повод к тому, чтобы показать его специалистам. То же касается, если рост перевалил за 115,9 см. Медики должны определить, нет ли у ребенка роста либо какого-либо , которое не дает ему правильно расти. То же касается и веса . Критически низкой массой тела считается 11,2 кг и ниже, критически высокой - 24,2 кг и выше. Замеры окружности головы и окружность грудной клетки в этом возрасте уже не имеют такого значения, как, например, в год либо полтора. Если у малыша имеются проблемы со , которые приводят к нарушению этих параметров, то они уже должны были быть выявлены. Тем не менее, отметим, что у четырехлетних мальчиков считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,8 см и ниже, высокими - 54,6 см и выше. Для средними нормативными показателями, согласно ВОЗ, являются:
  • рост - от 98,4 до 107 см;
  • вес - от 14 до 18,5 кг;
  • окружность головы - от 47,9 до 50,8 см;
  • окружность грудной клетки - 51,6-55,1 см.
Низкими показателями считаются:
  • рост - от 89,8 см и ниже;
  • вес - от 10,9 кг и ниже;
  • окружность головы - от 45,1 см и ниже.
Критически высокие показатели:
  • рост - 115,7 см и выше;
  • вес - от 25,2 кг и выше;
  • окружность головы - от 53,6 см и выше.

Нормально, если и мальчики, и девочки в росте прибавляют стабильно, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени. Чтобы точнее узнать о соответствии роста и веса крохи нормативным показателям, можно воспользоваться калькуляторами, размещенными в Интернете.

Развитие малыша

Большинство четырехлетних уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.

Физическое

Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п.
В четыре года малыш уже умеет:

  • уверенно бегать и прыгать;
  • ходить вперед и назад;
  • спускаться и подниматься по ступенькам;
  • лазать по вертикальной лестнице;
  • крутить педали на велосипеде;
  • стоять на одной ноге около девяти секунд;
  • ловить мяч двумя руками;
  • повторять последовательность упражнений в танце.
Он хорошо держит равновесие, устойчив, контролирует свои движения, в большей мере, чем раньше, усидчив и сосредоточен. В плане мелкой моторики он может:
  • рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
  • строить башню из кубиков;
  • рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
  • лепить мелкие детали из пластилина и теста;
  • показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
  • нанизывать бусинки на нитку;
  • раскрашивать раскраски;
  • резать детскими ножницами.

Психическое

В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:

  • может определить, где много предметов, а где - мало;
  • отличает большой предмет от маленького;
  • знает не менее восьми цветов;
  • считает от нуля до девяти;
  • знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
  • складывает конструктор и пазл;
  • ориентируется в профессиях;
  • знает домашних животных и названия их детенышей;
  • знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
  • знает времена года и их отличия, очередность;
  • может группировать предметы по определенному признаку;
  • может определить лишний предмет в логической цепочке;
  • может назвать свои и фамилию;
  • знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
  • знает название родного города и страны.
Чтобы пополнить представление ребенка об окружающем мире, его следует водить в театр, на природу, в цирк, на экскурсии.

Знаете ли вы? Принято считать, что большинство мальчиков начинают позже, чем девочки. Это объясняется тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.


Многих родителей интересует вопрос, как должен говорить ребенок в 4 года. В этом возрасте 90 % детей уже разговаривают четко и внятно, так, что их может понять любой сверстник и взрослый. Они произносят все звуки, в том числе и шипящие. В плане речевого развития малыш умеет:
  • составлять сложные предложения;
  • строить фразы из семи-восьми слов;
  • рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
  • отвечать предложением на вопрос;
  • подбирать антонимы.
Словарный запас ребенка в четыре года достигает не менее 1,5 тысячи слов.

Навыки и умения

В плане самообслуживания четырехлетний ребенок - это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:

  • одеваться и раздеваться;
  • аккуратно складывать свои ;
  • самостоятельно умываться, чистить , купаться с мочалкой;
  • застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
  • развязывать шнурки;
  • пользоваться расческой;
  • пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
В это время часто детки проявляют желание помогать родителям, поэтому важно поддерживать в них данные инициативы, обязательно сопровождая их похвалами. Можно вводить в обязанности убирание постели, кормление домашнего животного, полив цветов и т. п.

Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений.

Отклонения от развития

Родителям следует обратиться к специалисту, если ребенок в четыре года не может:

  • внятно говорить;
  • построить предложение;
  • оперировать хотя бы 500 словами;
  • сам одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно принимать пищу;
  • построить башню из восьми кубиков.
Также обеспокоиться следует, если ребенок боится общения со взрослыми и сверстниками, не может с чем-либо сосредоточенно играть в течение пяти минут, чрезмерно активен, постоянно проявляет агрессию, имеет ограниченное количество интересов, не различает, где фантазия, а где реальность. К педиатру, невропатологу либо психологу нужно обратиться и в том случае, если ребенок отказывается делать то, что уже умел делать ранее. Возможно, у него случился регресс либо остановка в развитии.

Важно! Отклонения в развитии необходимо выявлять как можно раньше. В таком случае есть шанс их исправить до того, как ребенок сядет за школьную скамью. Существует множество способов лечения подобных состояний.

Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо раньше срока, имеющих родовую травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со слухом, черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой речевого и психомоторного развития также страдают детки с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

Развивающие игры и упражнения в 4 года

В этом разделе мы подобрали для вас игры и упражнения, разработанные специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи четырехлетних малышей. Изучив их, у вас отпадет вопрос, чем заниматься с ребенком в 4 года.

Игры

Для четырехлеток интересны игры со сверстниками, хотя они также могут играть подолгу и самостоятельно. На первый план выходят ролевые игры, где малыш примеряет на себя какой-либо образ и осуществляет определенный набор действий, говорит определенные фразы. Также для них интересны игры на ловкость, например, кегли, гольф, набрасывание колец на палку и т. п. Приобретите простые и увлекательные настольные бродилки, в которые можно играть всей семьей.

Важно! Необходимо стараться играть с ребенком не тогда, когда это удобно только вам, а когда хочет сам кроха. Важно правильно подгадать момент, чтобы игра была интересной и не утомительной для малыша. В четыре года на развивающую игру должно приходиться не более 15 минут.

С осознанием пола меняется и психология игр, теперь девочки предпочитают быть модницами, обращают внимание на мамин гардероб, украшения и косметику, а мальчишки стремятся помочь папе что-либо смастерить, проявляют интерес к строительным инструментам - все это говорит о правильном развитии ребенка в 4 года. В этом возрасте необходимо увлекать малыша более сложным конструктором, пазлами. Для разработки мелкой моторики, кроме пластилина, красок, карандашей, бусинок, шнуровки, мозаики, можно уже подключать спички, предварительно выучив с крохой правила безопасности. Из спичек можно строить домик, составлять любые рисунки, делать поделки. На улице малышу нужно разрешать как можно больше играть со сверстниками.
В игровой форме можно развивать мышление крохи. Можно поиграть в игру на осязание «Кто прячется в пакете?». Заранее положить в пакет различные предметы - например, любимую пушистую игрушку, печенье, яблоко, кубик, фонарик и т. д. Малыш должен закрыть глаза. После этого взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, а тот на ощупь должен отгадать, что это. Если малыш затрудняется ответить, можно делать ему подсказки.

Также в игровой форме развиваются внимание и память. Наиболее простой и увлекательной игрой является «Кто в домике живет?». Родитель ставит перед ребенком пять-шесть игрушек (можно из «Киндер-сюрприза»). Просит внимательно их рассмотреть в течение минуты. Затем просит малыша закрыть глаза либо отвернуться, а сам прячет игрушки в игрушечный домик. Задание крохи вспомнить, какие игрушки поселились в домике.

Логику можно развивать с помощью игры «Чего не хватает?». Подготовить картинки (можно с изображениями животных или какие-нибудь другие). Затем отрезать от них какую-нибудь деталь, например, у лисы - хвост, у зайца - ухо, у машины - одно колесо. Попросить ребенка рассказать, чего не хватает на каждой картинке. Игра «Цветной попрыгунчик» позволит повторить уже выученные названия цветов. Родитель называет цвет, а ребенок должен с помощью прыжков добраться до какого-либо предмета данного цвета и дотронуться до него. Простая игра «Повтори узор» призвана развить внимание и память. Взрослый рисует простой узор либо геометрическую фигуру, а затем просит ребенка изобразить ее по памяти.

Упражнения

Физические упражнения очень важны для детей и их развития. Важно в этом возрасте начинать приучать ребенка к регулярным занятиям физкультурой. Для этого в распорядке дня, в утренний период, нужно выделить время для гимнастики. Гимнастика не должна быть скучной и однообразной. Родителям придется постараться и придумывать разные упражнения, каждый раз заинтересовывая малыша чем-нибудь новым и необычным, например, проводить гимнастику по какому-либо сценарию - «В лесу», «В реке», «На море», «В небе», «В селе», в ходе которых ребенок будет подражать движениям животных и птиц либо преодолевать воображаемые препятствия.

Также зарядку можно делать то с подушкой, то со скакалкой, то с воздушным шариком, с любимой игрушкой и т. п. Ребенку должно быть интересно, тогда упражнения будут для него в радость. А вскоре станут и привычкой. В комплекс физических упражнений обязательно должны входить следующие движения:
  • ходьба на месте;
  • ходьба через препятствия;
  • потягивания;
  • покачивания туловищем;
  • прыжки на месте;
  • прыжки двумя ногами через веревку;
  • приседания;
  • кувырки.

Хорошо, если у ребенка в этом возрасте уже есть шведская стенка. Тогда к домашним упражнениям можно подключать вис на перекладине, подъем и спуск по вертикальной лестнице, катание на перекладине.

Развиваем речь

Важно, кроме того, что постоянно общаться с малышом и отвечать на его бесконечные вопросы, также проводить с ним игры на развитие речи. Одной из увлекательных игр, как развивать речь ребенка в 4 года, является «Маленький детектив». По дороге в садик либо на прогулке обращать внимание малыша на окружающие предметы и просить рассказать о том, что он видит. В процессе рассказа взрослый должен исправлять допущенные ошибки, дополнять его своими репликами, обращать внимание на неувиденные детали.

Знаете ли вы? Слова «мама», «папа» у большинства народов мира звучат примерно одинаково. Дело в том, что они состоят из первых звуков, которые лепечут маленькие дети.

Не стоит забывать о таких важных упражнениях для развития речевых навыков, как заучивание стишков и песенок, отгадывание загадок, ежедневное чтение книжек, разыгрывание кукольного театра либо театра теней. Ежедневно можно играть с ребенком в такие игры, как «Колючие слова» - просить его назвать, какие он знает колючие предметы, «Мягкие слова» - назвать мягкие предметы, «Стеклянные слова», «Деревянные слова» и т. д.
В игре «Кто что делает?» можно изучать профессии и расширять словарный запас. Показывать ребенку картинку с человеком какой-либо профессии, например, доктора, продавца, строителя и задавать ему вопрос: «Что он делает?». Кроме простого «лечит», «продает», «строит», малыш также должен подробно рассказать его действия - например, «слушает фонендоскопом», «смотрит горло», «выписывает рецепт».

Режим дня для ребенка

Чтобы ребенок нормально развивался и хорошо себя чувствовал, необходимо установить для него и контролировать, чтобы он придерживался, определенного режима дня. Для стабильной работы нервной, пищеварительной и иммунной систем четырехлетнему ребенку нужно:

  • спать дважды в сутки в общей сложности не менее 11-12 часов;
  • четыре раза в день в одно и то же время с промежутками в четыре часа;
  • гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день;
  • иметь время для самостоятельных игр и для игр с родителями.

Желательно посещать спортивную либо творческую секцию. Режим дня для четырехлетнего ребенка, который посещает детский сад, может примерно выглядеть следующим образом:
  • 7.00-8.00 - подъем, гигиенические процедуры, дорога в детский сад;
  • 8.10-8.30 - утренняя ;
  • 8.30-9.00 - завтрак;
  • 9.00-10.00 - игры, занятия;
  • 10.00-11.45 - прогулка;
  • 12.00-12.30 - обед;
  • 12.30-14.30 - дневной сон;
  • 14.30-15.00 - пробуждение и игры;
  • 15.00-15.30 - полдник;
  • 15.30-17.00 - прогулка;
  • 17.00-19.00 - прогулка с родителями, посещение кружка;
  • 19.30 - ужин;
  • 20.00 - купание, гигиенические процедуры;
  • 20.30 - чтение перед сном, ночной сон.
Конечно, у каждой семьи будет свой режим дня, подстроенный под каждого конкретного ребенка. Желательно его придерживаться, смещение графика может происходить лишь на полчаса. Родители четырехлетнего ребенка должны понимать, что главное для них на данном этапе - создать все условия для того, чтобы кроха комфортно, гармонично, творчески и физически развивался. Речь идет о покупке материалов для творчества, спортивных снарядов, велосипеда, самоката, записи в спортивную секцию или творческий кружок. И, конечно же, родители должны уделять как можно больше внимания своему ребенку - играть с ним в активные и спокойные игры, читать ему книги, делать совместные поделки, открывать окружающий мир.

В 4 года девочки и мальчики примерно одинаковы в физическом развитии. Их показатели роста и веса почти не различаются. Разница будет заметна ближе к 5 годам, когда мальчики начинают «перегонять» девочек в росте и весе.

В 4 года активно развиваются коммуникативные навыки, ребёнок общается с другими детьми, выражает эмоции, показывает характер, проявляет симпатии или антипатии к людям. Потребность в постоянном движении активно появляется на улице, когда ребёнок играет во дворе со сверстниками. Процесс общения настолько интересный, что может увлечь ребенка на весь день. Детская площадка для него – любимое место для досуга: здесь он осваивает горки и качели, бегает и прыгает. В такие моменты за ним нужен глаз да глаз, ведь дети, заигравшись, могут забыть про безопасность.

Ребёнок познаёт мир

Что касается умственного развития, то в этом плане всё зависит от среды, в которой растёт и воспитывается малыш. Одни родители уделяют внимание занятиям с ребёнком, играют, читают им книги, а другие пускают этот процесс на самотёк, особенно если их чадо посещает детский сад. Поэтому уровень знаний у разных детей различный, но, как правило, в школу все приходят примерно с одинаковым уровнем развития.

Четыре года – это пик познавательной и любознательной активности. Если в три года ребенок изучал мир по картинкам в детских книжках, то теперь он вполне готов к знакомству с окружающей средой в реальности. Смело ходите с малышом в зоопарк или в цирк, после посещения которых обязательно обсуждайте с ребёнком увиденное. Так он научится быстрее формулировать свои мысли. А на улице попутно поиграйте с ним в профессии: покажите ему продавца, водителя трамвая, строителя и т.д.

Чтобы поддержать правильное развитие вашего ребёнка, начинайте знакомить его с буквами, цифрами, основами арифметики. Если малыш охотно впитывает новые знания, то не ленитесь поощрять это стремление.

Игры для развития, тренировки памяти, мелкой моторики

Речь четырёхлетнего малыша становится более чёткой и правильной. Этот период прекрасен для того, чтобы тренировать память ребёнка: заучивайте с ним маленькие детские стихотворения или песенки, помогайте выделять интонацией некоторые слова, а телом и жестами движения героев стиха. Таким образом ребёнок понимает, о чем идёт речь в стихотворении, и включает собственное воображение.

Также выученные стишки можно использовать для игры в «неоконченное предложение». К примеру, вы называете первое предложение из стихотворения, делаете паузу, а ребёнок заканчивает его.

Вообще, игровая форма – лучший вариант для изучения всего. Буквы и цифры можно лепить из пластилина, а геометрические фигуры не только рисовать на бумаге, но и выкладывать из карандашей или кухонных ложек.

Обычно в 4 года дети обожают рисовать, лепить, клеить, что важно для развития мелкой моторики. Ваша задача – создать не только творческий процесс, но и сделать его максимально полезным. Если ребёнок научился более-менее ровно рисовать фигуры и крепко держать в руке кисточку, купите ему альбомы для раскрашивания с образцами рисунков, которые нужно дорисовать самостоятельно.

Игры в ассоциации – отличное и традиционное занятие для тренировки памяти и мышления. Задайте ему пример какого-то объекта и спрашивайте об ассоциациях.

Ребёнок и спорт


Если родители посчитают нужным развивать ребёнка в спортивном направлении, то четыре года – оптимальный возраст, когда можно начать заниматься спортом. Как плавание, так и гимнастика будут полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета. По утрам выполняйте с малышом зарядку. Несколько простых движений вроде поворотов и приседаний – и ваш ребёнок получит заряд бодрости на весь день. Кстати, так вы приучите к дисциплине и тяге к физическим упражнениям не только ребёнка, но и себя.

Маленького спортсмена можно определить в какую-либо секцию, чтобы с ним занимался профессионал. Но прежде постарайтесь выявить потребности самого ребёнка. Возможно, для этого некоторое время вам придётся позаниматься с ним дома. Спортивными упражнениями начните заниматься, оборудовав в комнате у ребёнка детский спортивный уголок. Как правило, «шведская стенка» оборудована лестницей и турником. Со временем её можно дополнять кольцами и другими снарядами.

Если летом вы всей семьей выбрались на морское побережье, то у вас есть прекрасная возможность научить ребёнка плавать. Конечно, у него не сразу получится держаться на воде, и он может несколько раз «захлебнуть» в рот воды. Поэтому для начала важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание.

Психологическое развитие: эмоциональный бум

Очень важно в этот период обращать внимание на психологическое состояние вашего малыша. В 4 года у ребёнка развивается психика. Практически каждый день он испытывает множество разных эмоций: радость, грусть, стыд, страх, обида и другие. Всё это новые состояния для малыша, которые раньше были вызваны инстинктом, а теперь – сознанием и началом формирующегося характера.

Сейчас родители не должны упустить момента в воспитании у ребёнка норм и правил поведения в обществе. К примеру, если разговаривают взрослые, нельзя их перебивать. Или что нельзя обращаться к взрослому человеку на «ты», брать без разрешения чужие вещи и т.д. Но важно не только учить тем или иным вещам на словах, но и показывать собственным примером, чтобы у ребёнка в голове не возникало противоречия. Папа не должен держать в руке сигарету, и при этом внушать сыну рассказ о вреде курения.

Часто дети подражают родителям, поэтому придумывайте с ребёнком какие-то совместные дела, с которыми ему будет не трудно справиться. Можно элементарно предложить малышу собрать вместе игрушки и расставить их каким-то необычным образом. Обязательно похвалите вашего маленького помощника, даже если у него что-то не получилось, ведь он так старался! Главное, не будьте равнодушными к попыткам ребёнка наладить с вами контакт.

Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность. Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому. К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.

Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка. Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.

Психологическое развитие

Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

Умственное развитие

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Физическое развитие

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Социальные и прочие навыки

В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

  • Следовать правилам, установленным в обществе.
  • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
  • Извиняться, если что-то сделал не так.
  • Просить что-либо сделать или что-то дать.
  • Благодарить за подарок или помощь.
  • Делиться своими вещами.
  • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
  • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
  • Умываться, мыться и чистить зубы.
  • Наливать воду в стакан, не проливая.
  • Мыть посуду и вытирать пыль.
  • Подметать пол.
  • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

Развитие речи

Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения. Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами. Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

Что должно насторожить

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей. Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок. К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

Четыре года – возраст, когда ребенок, вроде бы, уже и повзрослел, но, все-таки, еще маленький. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.

Физиология ребенка четырех лет

В 4 года физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии. Если раньше ваш малыш неутомимо двигался, то теперь необходимо побуждать его к этому. Совет от всех врачей и психологов – гулять как можно больше. На улице ребенок двигается с удовольствием. Тем более, что прогулки теперь стали гораздо интереснее: у вашего чада появились друзья, и вместе они придумывают игры столь необычные, и сюжеты столь захватывающие, что время пролетает незаметно.

Если вы еще не записали ребенка ни в какую спортивную секцию, в четыре года уже пора это сделать. В идеале, малыш должен посещать спортивные занятия и развивающие классы: его личность должна быть гармоничной.Спортивная секция хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, дисциплинирует и воспитывает характер. К тому же, привычка регулярно двигаться (как, впрочем, и большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень – одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь. И, безусловно, пройдет лет десять-пятнадцать, и ребенок искренне поблагодарит вас за то, что вы научили его что-то делать хорошо. Быть в каком-то деле лучше, чем другие, всегда приятно.

Психология четырехлетнего ребенка

Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления
ного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.

Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.

Навыки и умения в четыре года

Сейчас, когда ребенку уже исполнилось четыре года, оценивать его развитие по приобретенным за год навыкам уже не очень уместно. Ребенок умеет все, чему вы его научили.

Четыре года – самое время приобщать малыша к культурной жизни. Детские концерты, елки, спектакли, мультики – все нравится и все радует. Не ленитесь обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.

Четыре года – отличный возраст для того, чтобы научить ребенка читать, преподать ему основы математики, сформировать навык выражения собственных мыслей. Малыш уже научился произносить практически все звуки (может быть, пока еще не удаются шипящие и «р»), и теперь можно работать непосредственно над грамотностью, связностью и развернутостью речи.

Этот период в жизни ребенка можно назвать «сто тысяч почему»: он постоянно задает вопросы, и родителям приходится вспоминать забытое и искать информацию в книгах и интернете. Не стесняйтесь сказать ребенку, что вы чего-то не знаете, заодно расскажите, где вы ищете ответы на его вопросы.

Ребенок вытягивается, становится худым – в этот момент родители, заметив, что у него проступают под кожей ребра, могут начать усиленно кормить сына или дочь: но, как правило, это возрастные изменения, и увеличивать число приемов пищи не нужно. В четыре года можно начать заниматься спортом – плаванием, гимнастикой, лыжами, которые полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета.

Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка лет

Если ребенок пока не ходит в спортивную секцию, для развития крупной моторики занимайтесь дома гимнастикой и играйте на улице в подвижные игры – бегайте, меняя ритм бега с быстрого на медленный и наоборот, прыгайте на дальность, предлагайте ребенку сделать «ласточку» – пусть он стоит на одной ноге 10-20 секунд, а вы придерживайте его за руки. Для развития мелкой моторики, по-прежнему, актуальны лепка и рисование: ребенок в 4 года может нарисовать человека с элементами одежды и скопировать ваш рисунок дома с трубой и забором.

Как играет ребенок в четыре года

В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью». В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.

Чему учится ребенок в четыре года

Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

Как ведет себя ребенок четырех лет

Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

Как развивается речь ребенка четырех лет

Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

В чем основная задача воспитания ребенка четырех лет

Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. В этом возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.

Делитесь со своими друзьями в Facebook!

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.

Физическое развитие

Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:

  • достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
  • двигаться прыжками на двух ногах;
  • несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
  • простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
  • прыгать и в высоту, и в длину;
  • подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
  • пролезать под не очень высокими предметами;
  • уметь бросать и ловить мяч;
  • учиться вести мяч ногами;
  • кататься на детском велосипеде;
  • должен осваивать первые уроки плавания.

Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:

  • лепить фигурки животных из пластилина;
  • собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
  • нанизывать бисер на леску;
  • уметь застёгивать пуговицы и застежки;
  • учиться пользоваться кистью и карандашами;
  • заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
  • завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.

Умственное развитие

Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.

Математика

Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:

  • объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
  • знают цифры до пяти, считают до десяти;
  • называют виды основных геометрических фигур;
  • сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
  • могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
  • знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
  • понимают разницу между верхом и низом.

Речь

Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:

  • уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
  • правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
  • уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
  • делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
  • давать ответы на несложные вопросы;
  • иметь знания о профессиях и их значении;
  • описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
  • понимать разницу в интонациях;
  • малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.

Окружающий мир

Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:

  • названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
  • он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
  • знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
  • какие явления погоды бывают, различия между ними;
  • информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.

Изобразительное искусство

В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:

  • знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
  • уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
  • рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
  • работать с клеем, готовить аппликации.

Конструирование

Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:

  • дети знают и легко называют все детали конструктора;
  • они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
  • понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
  • они также различают части сооружения по высоте и форме;
  • постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.

Познания в музыке

Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:

  • называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
  • с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
  • различают тихое и громкое звучание музыки.

Психическое развитие

После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.

Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.

Внимание

Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:

  • выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
  • уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
  • выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
  • при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
  • произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
  • уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
  • должен ориентироваться в знакомых ему местах.

Мышление

Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:

  • сам собрать небольшую пирамидку;
  • уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
  • в группе предметов определять лишний;
  • искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
  • самостоятельно находить антонимы к словам;
  • называть более сложные геометрические фигуры;
  • сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
  • различать слова родного языка с иностранными;
  • отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.

Память

У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:

  • находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
  • уметь пересказать небольшой рассказ;
  • учить наизусть стихи, загадки;
  • запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
  • суметь повторить услышанные слова или цифры;
  • выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
  • повторить несколько последовательных шагов в танце;
  • рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.

Эмоциональное развитие

В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей. Малыш уже умеет:

  • чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
  • может изобразить мимически определённую эмоцию;
  • если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
  • при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.

Социальная адаптация

Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.

Бытовые навыки

К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.

Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.