Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога. Если ребенок боится отвечать на уроке

20.12.2009, 00:49

Как научить дочь поднимать руки на уроках? Хоть тренера какого-нибудь вызывай в класс- ну не поднимает руку, не отвечает. И таких 15 человек в классе:008:

егоровна

20.12.2009, 13:43

Неужели это так важно? Я никогда не поднимала руку в школе,и это не мешало мне хорошо учиться.

20.12.2009, 13:54

Видимо, важно! Нам сказали, если вы не видите оценок в дневнике, значит ваш ребенок не работает на уроках, т.е. не поднимает руку!

20.12.2009, 14:51

20.12.2009, 15:42

нет, у нас хороший учитель. Она никого не заставляет, считает, что дети должны сами захотеть, а родители, как-то объяснить это детям:))

20.12.2009, 16:01

у нас хороший учитель. Она никого не заставляет, считает, что дети должны сами захотеть, а родители, как-то объяснить это детям:))

Супер.
А деньги ваш "хороший учитель" собственно за что получает? :))

20.12.2009, 16:02

А учителю слабо самому следить, чтобы все на уроке работали? Это, в принципе входит в понятие правильно проведенного урока.

20.12.2009, 16:04

чтобы дети захотели, не родители должны объяснять, а учитель подход найти. Можно ведь не рявкать: "Иванов, к доске!", а ласково: "Машенька, а ты что думаешь? Не поможешь нам?" Много способов есть вызвать активность в детях. Они про робость свою забывают, когда урок интересный. Я не просто так говорю - есть опыт работы, хотя сейчас не преподаю...

Когда я работала с иностранцами, у нас были нормативы обязательные - спросить на каждом уроке КАЖДОГО и не по одному разу (ну, там группы маленькие). Когда я работала с детьми в школе (мало, но была практика), от нас требовали, чтобы на уроке ответили по крайней мере две трети детей - хоть по паре слов.

20.12.2009, 16:05

Вот и наша учительница жалуется, что 15 человек не работает на уроке, родителей призывает помочь в этом. Я по психологам хожу- причину выясняю, а может быть, нужно учителю что-то самому предпринимать. Дочь боиться руку поднимать- видела на консультации. Хочет и боиться. Танцует, поет со сцены, А РУКУ НЕ ПОДНИМАЕТ ХОТЯ ОЧЕНЬ ХОЧЕТ!!!

20.12.2009, 16:08


20.12.2009, 16:11

Вот и наша учительница жалуется, что 15 человек не работает на уроке, родителей призывает помочь в этом. Я по психологам хожу- причину выясняю!

???

20.12.2009, 19:16

Вспомнилось. Мой сын не хотел поднимать руку в первом классе несколько месяцев:093:, хотя был готов и письменно работал на отлично. Учительница на собраниях об этом говорила-говорила, в дневнике писала, даже звонила мне. Я как-то уговорила его, он и поднял разок, а его - бац - и не спросили. Очень он обиделся:012:, спиной повернулся и просидел так весь урок, несмотря ни на уговоры, ни на увещевания, ни на угрозы. Замечание в дневник, вызов в школу, все довольны, но с тех пор никто не хотел, чтобы он руку поднимал:008:. Вызываться начал уже позже.

20.12.2009, 22:01

???
она вам, а Вы - нам и психологам???

А вообще-то Вы должны были обратится к завучу:), и спросить, НЕ ПОЖАЛОВАТЬСЯ, а СПРОСИТЬ, почему это учитель перекладывает на родителей и детей свои проф.обязанности.

Так я беспокоюсь, потому что она мне наедине в октябре говорила, что дочь не работает, про 15 человек я узнала в только в прошлую пятницу. Я думала- это только наша проблема. Учительница нацелена ОЧЕНЬ на результат в классе (знаю, потому что старшая у нее училась). У нас пол-собрания - как детей учить, как все оформлять- у меня голова кружиться начинает, чесслово. Это так все учителя? А старшей сразу в 1 классе в тетрадях писала "Делай уроки с родителями". И нам говорила- до 4 класса- только с родителями- последние методики такие. Бабушка так вооружилась этой методикой, что я ее с трудом от дочки отровала во 2 половине 4 класса. Теперь старшая самостоятельно справляется в 5 классе- я так рада

20.12.2009, 22:03

???
она вам, а Вы - нам и психологам???

А вообще-то Вы должны были обратится к завучу:), и спросить, НЕ ПОЖАЛОВАТЬСЯ, а СПРОСИТЬ, почему это учитель перекладывает на родителей и детей свои проф.обязанности.

К завучу не пойду- это смерть нашим отношениям с учительницей, а я ими очень дорожу. Просто хочу понять - напрягаться мне сильно или нет, ведь говорят, что с начальной школы стереотипы железные складываются, это меня и напрягает

20.12.2009, 22:04

А Вы не могли бы пол-года примерно подождать и не таскать ребенка БЕЗ ПОВОДА к "психологам"?
Дайте ребенку привыкнуть к школе, к учителю.
Школу обожает, учителя любит, пол-класса пригласила на день рождения

20.12.2009, 23:26

да не переживайте, потом начнет поднимать.
Дайте ребенку освоиться. Он сам должен преодолеть свой страх.

21.12.2009, 00:12

Извените, но это 369 лецей?

21.12.2009, 00:15

Извените, но это 369 лецей?

21.12.2009, 01:09

Бывает, что у ребенка уже был негативный опыт проявления инициативы (подняла руку, ответила неправильно, а учительница жестко задавила авторитетом). Обычно всегда понятно, кто хочет ответить, но стесняется. Глаза горят, руки нервно крутят ручку... Обычно учителю с такими детьми достаточно мягко и доброжелательно побеседовать 5 минут, они поймут, что нет ничего страшного в инициативе, за это не расстреляют, и уже на следующем уроке поднимут руку, а постепенно втянутся в рабочий процесс.

«Зайчишка-трусишка», «молчун», «слова из него не вытянешь», «мямлик» - и это всё о нём – о ребёнке, который боится отвечать на уроке, практически никогда сам не поднимает руку, и, если его спросят, либо просто молчит, либо тихо бормочет себе под нос, либо даже вообще плачет.

Ясно-понятно, что это дело так не оставишь: и ребёнку помочь хочется (несладко ему приходится), и педагогу (отметки выставлять как-то тоже надо, а как оценивать ученика, если от него слова не добьёшься?).

Итак, что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? А начнём мы, как и положено: с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.

Причины могут быть такими:

1. Незнание, непонимание учебного материала. Думаю, тут всё ясно: невозможно хоть что-либо ответить, если ты в принципе не знаешь, что отвечать. Как говорится, если знал, да забыл – это ещё полбеды, а вот если не знал и ещё забыл…J

2. Проблемы с речью: неправильное звукопроизношение, заикание и т.п. нарушения могут привести к тому, что ребёнок комплексует и замыкается, становится неуверенным и как может избегает неприятной ситуации (т.е. просто молчит).

3. Неуверенность в себе как черта характера (тут тоже надо подробно разбираться, вследствие чего она сформировалась), высокий уровень тревожности у ребёнка.

4. Низкий социометрический статус ребёнка в классном коллективе (попросту говоря, когда сверстники «гнобят» его и любое его действие может вызвать насмешки, издёвки, обзывания, а иногда и физическую агрессию).

5. Чересчур высокие требования к ребёнку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их порой нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

6. Неправильное поведение педагога. К сожалению, эта причина очень часто бывает на первом месте (хоть я здесь и указываю её последней). То, как учитель относится к ученику, что именно и каким тоном он говорит, какой у него взгляд, поза – всё это очень сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, если он завышает требования к конкретному ребёнку (то есть не учитывает индивидуальные особенности), то не стоит удивляться, что некоторые дети могут испытывать страх или даже панический ужас перед ответами на уроках. Ответственность за это целиком и полностью лежит на нас, уважаемые коллеги.

Ну что же, первый важный вопрос «кто виноват?» мы разобрали, теперь перейдём ко второму: «а что же делать?».

Перво-наперво, конечно, необходимо устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом:

· При непонимании учебного материала – восполнить пробелы в знаниях. В этом может помочь учитель, родители, репетиторы.

· Если проблемы с речью, необходимы занятия с логопедом, а также наблюдение и лечение у врача-невролога.

· При неуверенности в себе и высоком уровне тревожности не помешают занятия с педагогом-психологом. Но кроме этого, обязательно изменение поведения близких ребёнку взрослых (родителей, учителя) и их моральная и эмоциональная поддержка, т.к. без этого все усилия психолога просто пойдут прахом.

· Рекомендации по работе с ребёнком, имеющим низкий социометрический статус, описаны здесь («Ребёнок-изгой…» - жмите, это ссылка), поэтому повторяться не буду. Желательна также и помощь психолога, если он есть.

· При завышенных требованиях к ребёнку работать нужно не столько с самим учеником, сколько с его родителями, объясняя и показывая на примерах последствия такого поведения взрослых и обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности сына или дочери.

· Ну, а если причиной страха ребёнка перед ответами на уроке являемся мы сами, соответственно, и работать нам надо прежде всего над собой, и тогда проблема у ученика постепенно отпадёт сама по себе.

А теперь предельно практические рекомендации, что же конкретно можно сделать , чтобы помочь ребёнку справиться со своей боязнью и начать наконец говорить (это раз, и это главное), и чтобы дать возможность учителю увидеть степень освоения учеником программного материала и оценить его (это два).

Итак, можно разрешить ребёнку отвечать не устно, а письменно (выполнять задание, писать ответ на листочке).

Или отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем (например, стихотворение наизусть рассказать во время перемены или после уроков).

При недостаточном понимании материала или слабом развитии памяти может помочь использование вспомогательных материалов при ответе (схемы-опоры, план, таблица и пр.). Само собой разумеется, что учителю нужно научить ребёнка, как этим пользоваться.

Если у педагога с учеником доверительные отношения, то хорошие результаты может принести такой приём, как ответы «на ушко» .

Не пытайтесь заставить такого ученика во что бы то ни стало отвечать громко и полным ответом, а двигайтесь к этому постепенно: пусть сначала он просто повторяет за другими, даёт только односложные ответы или даже невербальный (несловесный) ответ. Например, с помощью поднятой руки (кто думает так же, поднимите руки) или сигнализаторов.

Независимо от причины, вызывающей страх, обязательно нужно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах, награждать за смелость (сначала можно даже повышением отметки на балл), непременно хвалить (кого-то – горячо, кого-то – сдержанно, зависит уже от индивидуальных особенностей учащегося), причём иногда хвалить даже за попытку (пусть и неудачную). При этом используйте разные виды похвалы и поощрения: доброе слово, искренняя улыбка, поднятый вверх большой палец, аплодисменты и т.д., и т.п.

Если ребёнок не является в классном коллективе отверженным, то обязательно следует привлекать других детей к оказанию ему помощи: возможно, вы поручите одному из лучших учеников проверить у него задание, или организуете работу в паре с кем-то или в малой группе; договоритесь с другими учащимися об эмоциональной поддержке для него и т.д.

Всячески при любом удобном случае подчёркивайте достоинства этого ученика, даже если они очень малы, на ваш взгляд, или совершенно не касаются учёбы. Это поможет ему поверить в себя, в свои силы, и стать чуточку увереннее, смелее.

Формируйте и тренируйте у него новые модели повеления . Т.е. расскажите и покажите ему, как именно ему лучше вести себя, когда его вызывают отвечать, как справиться со страхом и неуверенностью, несколько раз прорепетируйте эту ситуацию. Естественно, делать это нужно только наедине с ребёнком, без посторонних зрителей.

Ну, и напоследок ещё раз: ищите индивидуальный подход к каждому такому ребёнку. Эта истина, конечно, стара, как мир, тем не менее, всё так же актуальна.

Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова

«… Тебя сегодня спрашивали по физике? Ты вчера мне весь параграф замечательно рассказывал. Обидно, ведь мог получить заслуженную пятёрку!
- Нет, я не отвечал.
- А ты поднимал руку? Ты же действительно знал материал!
- Если бы меня вызвали к доске и спросили еще что-нибудь, а я бы не смог ответить. Наоборот, хорошо, что «пронесло»».

Наверное, многие родители не раз огорчались из-за того, что , зная учебный материал, старается не отвечать на уроке, пока учитель не спросит его. Бывает, что насыщенный интересными фактами реферат или доклад также остаётся без внимания педагога и одноклассников. Почему же , вместо досады, разочарования и обиды, испытывает облегчение, а в другой раз, также предпочитает «отсидеться» за партой, чем блестяще ответить, рассказать много полезного для ребят и получить заслуженную хорошую отметку?

Причин, которые вынуждают ребенка боятся отвечать на уроке, может быть несколько. Вот две основные: стеснение и страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, даёт достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

С 9 лет может стать крайне застенчивым, очень переживая из-за внешних изменений, меняющегося голоса. Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Не уверенные в себе склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи замечательно подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится сконцентрироваться, интересно рассказать или ответить на вопросы.

Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться неуспешным и получить негативную оценку не только учителя, но и одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку именно в этот раз подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Если чувствует свою компетентность, если пользуется уважением ребят, он гораздо меньше переживает о том, что будет выглядеть глупо в той или иной учебной ситуации. Дети, которые не боятся отвечать и задавать вопросы на уроке, более свободны в общении как школьном, так и за пределами школы.

Менее способные ребята реже проявляют инициативу на уроках, так как считают себя «недостаточно умными и развитыми». Задача родителей помочь такому ребенку отыскать тот учебный предмет или ряд предметов, в которых он будет чувствовать себя успешным, вместе разобраться в слабых и сильных сторонах ребенка и стараться оказывать максимальную поддержку в «не дающихся» предметах. Ведь учебная мотивация складывается не только из интеллектуальных способностей ученика или того, насколько интересно учитель даёт учебный материал. Здесь важна и личная заинтересованность ребенка и родителей, и его внутренняя самооценка и самоуважение, которые способствуют формированию желания раскрывать и дополнять уровень своих знаний.

Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?

  • Старайтесь отрепетировать весь ответ дома, подскажите ребенку, с чего лучше начать свой рассказ, а чем - закончить. Станьте для него настоящим слушателем, вместе обсудите самые интересные факты из подготовленного материала, заранее подсчитайте время, требующееся на ответ. Научите ребенка логически выстраивать любую монологическую речь.
  • Поддерживайте любую инициативу ребенка: «Мне сегодня учитель сказал, что ты замечательно рассказал диалог, когда он тебя спросил. Я так горжусь тобой! Наверное, если бы ты сам поднял руку, ты бы чувствовал себя еще счастливее!»
  • Обсудите с ребенком ситуацию повышения тревожности по мере того, как учитель вызывает к доске всех по очереди. Проиграйте в домашних условиях «Обычный урок», чтобы ощутил и осознал, что ответить самому в начале урока – гораздо легче, чем, переживая и тревожась, долгое время ожидать, вызовет учитель или нет.
  • Будьте в курсе устных заданий по предметам, оказывайте любую помощь в поиске дополнительного материала для более яркого и интересного выступления ребенка.
  • Постарайтесь определить, чего больше боится и, по возможности, решить именно эту проблему. Учебный материал, который повторялся несколько раз дома, с прив м дополнительной любопытной информации поможет ребенку поверить в то, что ему не будет страшно рассказать его у доски.

Как говорить не стоит?

  • «Я жду от тебя, чтобы завтра ты поднял руку и сам вызвался к доске!» Такими фразами Вы только углубите страх ребенка перед публичными выступлениями до проявления еще большей тревожности или психосоматических болей живота, головы и т.д.
  • «Если ты завтра не поднимешь руку сам, я пойду к учительнице!» Ребенок должен видеть в родителях и педагогах, прежде всего друзей или, по крайней мере, союзников. Не стоит запугивать ребенка. Наоборот, постарайтесь поддержать его: «Для меня очень важно, чтобы ты не боялся говорить и отвечать, пусть даже не всегда правильно. Если тебе это трудно, мы вместе с учителем можем помочь тебе!»
  • «Я то думала, что ты всегда будешь во всем первым, а ты боишься руку поднимать!» Завышенные ожидания и требования и невозможность их реализовать могут способствовать развитию чувства неполноценности и низкой самооценки у ребенка. Страх оказаться «плохим» учеником заставляет ребенка переживать неудачу за неудачей, что потом может способствовать постоянному пребыванию ребенка в стрессовом состоянии.

«…Если родитель – открыт к рассуждениям, он может научить не бояться рассуждать своего ребенка. Если он сам не готов к публичности, пусть учится этому вместе со своим ребенком…»

Михайлюк Р. «Вос родителей»

​ 2013 г., Информационно-психологический центр «Белый слон», http://www.wslon.ru

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в , и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.


Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.


Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.


И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

Доброе утро. Марина, несколько рекомендаций по вашему сообщению, надеюсь они вам помогут принять правильное решение.
Ваше «Ребёнок очень стеснительный и поэтому боится отвечать на уроках»
Рекомендации. Основа любой стеснительности и застенчивости лежит глубинный иррациональный страх, поэтому вам стоит показать ребенка детскому (не школьному) психологу, которого, к слову, вы можете найти на нашем сайте, и,который проработает у ребенка первопричину (иррациональный страх) и откорректирует её поведение.
Ваше «у неё возникли проблемы с успеваемостью»
Рекомендации. О какой успеваемости может говорить учитель, если согласно всех имеющихся законодательных нормативных документов (например: Порядок обучения детей в начальной школе регламентируется письмами Минобрнауки России от 25.09.2000, от 20.02.1999 и от 19.11.1998, а также СанПиН 2.4.2.2821-10 - «Санитарно-экологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и др), четко обозначающих требования и рекомендации к обучению в начальной школе, в первом классе детям не ставят оценок и не задают домашнее задание. И если это делает учитель, то она нарушает все имеющиеся Законы, и вам впору обращаться к прокуратуру.
И если учитель вам говорит о проблемах вашей дочери с успеваемостью- это, говорит, прежде всего, всего, о его не профессионализме и его негативном отношении к ребенку, поэтому вы правомочно можете задать учителю и руководству школы несколько вопросов, например:
*«Марь Ивановна, скажите пожалуйста, какие методы индивидуально -дифференцированного обучения, которые обязательны в рамках гуманистической модели обучения, вы применяете по отношению к нашему ребенку?» и так далее.
Ваше «программа очень сложная»
Рекомендации.
Вам стоит узнать всю информацию об учебной программе, по которой обучают вашу дочь (попросите учителя провести для вас ликбез по программе, прочитайте форумы учителей, узнайте информацию о ней в интернете), это позволит вам понять уровень сложности и особенности программы. Традиционно учебные программы для начальной школы не бывают повышенной сложности, ну если только для вундеркиндов.
Ваше «В школе настаивают перевести ребёнка на индивидуальное обучение»
Рекомендация. Вероятнее всего, перевести на домашнее обучение советует учитель, а не школа. К вашему сведению: такие рекомендации может дать специальная комиссия, а не учитель. Причем, рекомендацию вы можете принять и последовать её, либо отказаться, тогда ни кто не сможет вам что -либо сказать и уж тем более отказать (пригрозить отчислить из школы, или поставить какие -либо условия) в обучении - это прямое нарушение Закона об Образовании и Конституции.
Не стоит переводить ребенка ни на «на индивидуальное обучение» и ни в «в класс КРО», потому что для стеснительного и застенчивого ребенка (от себя, вернее от собственной проблемы, ребенок не убежит) будет новая серьезная психологическая нагрузка, вызванная новой адаптацией к новому классу и учителю, то есть новой психотравмой.
Помните,
решить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист. Мудрости вам