Что делать, если у ребенка О-образные ноги? Х-образные ноги у ребенка: возраст ребенка, описание с фото, причины, возможные проблемы, лечение, массаж и профилактика.

Дети рождаются со строением ножек, напоминающим букву O (варусные колена), подошвы стоп слегка направлены внутрь. Ножки очень подвижны – дети могут расставлять пальчики и даже шевелить каждым в отдельности.

Первые два года жизни ступни всех детей выглядят как будто у них . Это связано с отсутствием свода, поскольку ступня еще не сформировалась, и пухлостью ножек. Научившись стоять, а затем и ходить, дети упражняет мускулы, которые помогают формировать свод стопы.

Форма ног у детей

Форма ног у детей зависит от ряда факторов, в том числе от наследственности и размягчение костей при наличии рахита. Однако, у некоторых детей происходит искривление ног и при отсутствии рахита. Чаще всего этому подвержены чрезмерно упитанные, сильные и активные дети.

Еще один фактор, влияющий на – положение, в котором ребенок обычно находится. Косолапость может сформироваться, если ребенок регулярно сидит, подложив под себя соответствующим образом ногу или в результате постоянного лежания на животе со сведенными носками. Иногда дети косолапят после “ходунков”, когда отталкивание происходило внешними краями ступней.

Начиная ходить, все дети ставят носки врозь, но затем походка выпрямляется. Если ребенок, начинающий ходить, ставит ступни практически параллельно, в будущем он может .

Как развиваются ноги у ребенка?

Ходить ребенок начинает постепенно и вначале сводит коленки и слегка приседает. Но спустя 2-3 месяца, сводя колени, может широко расставлять стопы. В такой позе он хорошо удерживает равновесие и довольно быстро передвигается. Но Х-образная постановка ног (вальгусное отклонение) может постепенно деформировать стопы и искривить кости. Поэтому всегда стоит обращать внимание, как ребенок ставит ножки. Если спустя пару месяцев он не научится ходить на ровных ногах, а между лодыжками расстояние превысит 4 см, следует обратиться к врачу-ортопеду.

  • В этот период жировая подушечка маскирует продольный свод стопы, а пальцы расположены как лучики.
  • На третьем году жизни остается вальгусное положение колен. У большинства детей отмечаются жировые подушечки.
  • На четвертом году у многих детей остается вальгусное положение колен. Жировые подушечки исчезают, отчетливо наблюдается продольный свод стопы. Если этого нет, следует обратиться к врачу-ортопеду.
  • На пятом году четко виден продольный свод стопы. У некоторых детей колени ровные.
  • На шестом году стопы хорошо сформированы и виден продольный свод. Вальгусное положение колен значительно уменьшается.
  • Если это нет, необходимо обратиться к врачу-ортопеду.

После семи лет стопы выглядят как у взрослого человека, колени ровные, формируется постоянная походка.

На вопросы, касающиеся правильного развития детской стопы, отвечает врач ортопед-травматолог высшей категории ортопедического центра «Ортоленд» , кандидат медицинских наук Сергей Сердюченко.

Нажмите тут, чтобы узнать, как получить скидку:

Вопрос: До какого возраста формируется стопа у ребенка? На что следует обратить внимание родителям? Какие меры профилактики нужны? Какие правила выбора зимней/демисезонной/летней обуви для малышей? Есть ли разница? Нужно ли обязательно покупать малышу обувь с пометкой "ОРТО"?

Ответ: Основное формирование стопы происходит примерно до 12 летнего возраста. Это тот период, когда можно пытаться активно влиять на развитие стопы. Ребенка как минимум 1 раз в год должен осматривать ортопед и вносить коррективы в режим при необходимости. Слово "ортопедическая" не гарантирует, что это будут ботинки хорошего качества. Обувь всегда надо выбирать по размеру, не на вырост.

Вопрос: Ребёнку два года. Когда ходит в обуви, заметно, что немного косолапит одна ножка. Дома вроде все хорошо. Ничего не замечаю такого. Стоит ли бить тревогу? Мы в пол года делали УЗИ тазобедренных суставов. Все хорошо было.

Ответ: Нужно, чтобы ребенка осмотрел ортопед. Есть диагноз врожденная косолапость - это патология стопы: здесь требуется серьезное ортопедическое лечение и гипсование, в вашем случае это явно не оно. То, что мамы называют косолапит - такого медицинского термина не существует: русскоязычного определения нет. Есть избыточный разворот верхнего отдела бедра cпереди, в этом случае ребенок искусственно закручивает ногу внутрь. Нельзя сидеть буквой W, нужны упражнения на ходьбу елочкой, танцы. С ростом такой разворот может ухудшаться при неправильном сидении.

УЗИ тазобедренных суставов - не может дать 100% картины всех вариантов изменения формирования ноги у ребенка, оно оценивает степень развития вертлужной впадины. Есть еще ориентация верхнего отдела бедра, с ростом ребенка она может меняться не в лучшую сторону, сразу может ничего не проявляться, потом детки ходят с носками внутрь, сидят буквой W. Если что-то смущает - лучше показаться ортопеду, посмотреть ноги малыша.

Вопрос: Моей дочке сейчас 1 год и 2 месяца. У меня самой есть плоскостопие и дисплазия тазобедренного сустава. Ребенку в 4 месяца делали УЗИ тазобедренных суставов и сказали, что все в норме, ядра окостенения есть. Сама она начала ходить без посторонней помощи в 10 месяцев. Такой вопрос: Нужна ли ей обувь дома или можно ходить в носочках?

Ответ: В домашних условиях обувь желательна. Ее не надо носить 24 часа в сутки, можно снимать ходить босиком, по коврам, ортопедическим коврикам и др. и не стоит забывать про тренировку мышц.

Вопрос: Ребенку 1,4. Ходит самостоятельно с 11 месяцев. Одна ножка косолапит вовнутрь. Особенно заметно в обуви на улице. Дома, когда без обуви, ходит на носочках, чаще, когда бежит. Когда не торопится, то ставит ногу правильно, это нормально?
Нужно ли носить обувь дома? С какого возраста можно ходить по ортопедическим коврикам и сколько по времени и вообще нужно ли это?

Ответ: Ребенка надо смотреть, иногда необходимо проведение дополнительных исследований касательно тазобедренных суставов.

Вопрос: Интересует, когда нужно покупать ребенку обувь на улицу (сапожки, ботиночки)? Когда просто пересели в прогулочную коляску? Или когда сам начнет ходить и будет гулять рядом с коляской, а до этого достаточно пинеток? Подскажите, пожалуйста, какой должен быть носик в первой обуви? Как выбрать размер? И какой запас размера максимально можно брать в малышковской обуви? С какой примерно скоростью растет нога у деток первого-второго года?

Ответ: Обувь нужна с момента, когда ребенок начинает сам вставать. Брать обувь стоит по размеру, запас 5-7 мм, какой нос обуви не очень важен, обратите внимание на задник, супинатор и подошву.

Вопрос: В 3 месяца ребенку поставили дисплазию тазобедренных сустав. Складки были не симметричные. Назначили массаж и парафин. Мы прошли курс. Далее остаточная дисплазия в 1 год. Нам сейчас 2 года. Каковы наши действия? Делать повторный снимок и узи? Как можно самостоятельно увидеть дисплазию и чем может грозить недолеченная дисплазия?

Ответ: Дисплазию надо наблюдать. Как правило, остаточная дисплазия ничем не грозит, с ростом все доразовьется. Но чтобы понимать, в какую сторону идет процесс в динамике надо сделать снимки и сравнить с более ранними.

Вопрос: Нормально ли, что ребенок не становится на коленки в возрасте 6 месяцев? Заранее, спасибо!

Ответ: Во многом индивидуально то, что начинает делать ребенок. Думаю, что не страшно то, что он не становится на коленки.

Вопрос: Как понять, что ребенок готов к присаживаниям и обучению ходьбе?

Ответ: Сами ребенка не садите и не ставьте в ходунки. Ваша задача работать с его мышечной системой. Когда мышцы наберут достаточную силу ребенок сядет, поползет и пойдет.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если в три месяца на приёме у ортопеда не возникло вопросов, когда следующий приём. И есть ли какой-то график посещения данного специалиста?

Ответ: За первый год жизни 2-3 раза стоит показаться. Если были в 3 месяца, следующий осмотр в 6, а затем на усмотрение ортопеда.

Вопрос: Ребёнку почти 8месяцев, сидит шатко, пытается ползать. Садится через бедро, оставляя одну ногу согнутую позади себя вторую выравнивает, все время поправляю. Страшна ли такая посадка? Волнует еще положение стоп: постоянно вытянуты носочки и вывернуты стопочки друг на дружку глядя (как бы балеринка), а при вертикальном положении касаясь плоскости держит ножки так же на носочках, при чем на одной ноге пальцы поворачивает. У невролога и ортопеда были два месяца назад, вопросов не возникало. Но меня волнует и как быть при таких обстоятельствах, стоит ли волноваться?

Ответ: Судя по тому, как вы описываете ситуацию, все же присутствует гипертонус и мышечный дисбаланс. Надо работать с массажистом, приводить мышцы в нормальное состояние. Так же запишитесь с ребенком в бассейн, это очень полезно для его развития.

Вопрос: У дочки был врождённый вывих одного, дисплазия второго тазобедренных суставов! До 9 месяцев носили шину Орлетт, потом ещё 3 месяца-шину с кольцами! В год все сняли, ортопед сказал, что все в порядке. Сейчас дочке 8 лет, иногда жалуется на боли в области суставов. Что нам необходимо делать, могут ли остаться какие-то остаточные проблемы?

Ответ: Врожденный вывих достаточно серьезное состояние. В процессе роста ребенка необходимо контролировать, следить, как развиваются суставы. Для начала стоит показаться ортопеду.

Вопрос: Моей дочери 2,5 года м она стала заваливать стопу внутрь. Носим ортопедическую обувь. Что можно ещё делать?

Ответ: Надо смотреть индивидуально, при сильном вальгусе обуви может быть не достаточно, тогда надо ставить вопрос об ортезировании (ортопедические стельки). И тренировать внутреннюю группу мышц голени.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, ребёнку уже 1.10 и правая ножка косолапит. Можно ли это и как исправить? (может массажем или процедурами) муж тоже косолапит, видимо по наследству передалось.

Ответ: Для начала надо ребенка должен осмотреть ортопед и решить о необходимости дополнительной диагностики. Кроме этого, когда подрастет отдавайте на хореографию, танцы и т.д. что бы формировать правильный стереотип ходьбы.

Вопрос: Малыш (7 месяцев) при ходьбе выворачивает ножку. Ставит на внешнюю сторону стопы. Обувь надеваем, когда топать хочет. На коврике не носит. По дому может минут 5 топает. Потом перерыв. Потом опять топать. Может обувь нужно дольше носить? Или этого достаточно?

Ответ: Возможно присутствует гипертонус внутренней группы мышц. Необходима консультация невролога, массаж, ЛФК для стоп.

Вопрос: с какого возраста ребёнок уже может спать на подушке, ну естественно не огромной, а малюсенькой?

Ответ: После года можете использовать.

Вопрос: При родах у ребенка был перелом ключицы. В месяц ортопед смотрел, сказал, что в норме. Стоит ли наблюдать и интересоваться каждый прием ортопеда?

Ответ: Ключица у ребенка срастается за неделю без последствий, забудьте.

Вопрос: Ваш взгляд на первую обувь малышам как только встают на ножки и делают шажки вдоль опоры: надо/не надо. Очень много мнений. Также насчёт орто ковриков? Если обувь нужна, то каких фирм? Выбор сейчас от Неманских до минименов)

Ответ: По моему мнению в условиях квартир надо. Орто коврики нужны, они заставляют мышцы работать. Из профилактической: Вупи, Минимен, Тото, Бартек, они примерно одного класса. Но у каждого производителя могут быть еще модели похуже и получше. Так что надо смотреть и у конкретного производителя.

Вопрос: Ребенку три месяца. Можно ли ненадолго ходить с дочкой в эргорюкзаке? Или все же нельзя?

Ответ: Недолго можно носить в эргорюкзаке: несколько раз в день, до 2-3 часов за день. Не стоит носить целый день. Из всех переносок лучше слинг.

Вопрос: Ходунки и прыгунки - можно ли в них находится ребёнку и сколько по времени, с какого возраста?

Ответ: Прыгуны и ходунки не рекомендуются вообще. Прыгуны дают нагрузку на позвоночник, а ходуны - на стопы и спинку. Ребенок еще сам не начал что-то делать - значит его мышечная система еще не готова, не нужно форсировать события. Если малыш уже ходит и толкает перед собой тачку или коляску - это можно.

Вопрос: Ребенку 1,10, х-образные ножки. Можно ли это исправить? Какую обувь лучше носить, какие игрушки предпочтительнее (велосипед, беговел и т.д.)?

Ответ: Ничего исправлять пока не надо, окончательная форма ног формируется позже. Наблюдайтесь у ортопедов и общеукрепляющие упражнения. Пусть катается.

Вопрос: Имеет ли значение жесткость и поверхность Орто коврика? Какие вы посоветуете для малыша на первые шаги? Есть ли от них польза для 7 месячного малыша, который ещё не ходит, а просто стоит у опоры?

Ответ: Ортоковрики с разной поверхностью иголки, камешки и др. тогда прорабатываются разные группы мышц.

Массажные коврики представляют собой отдельные модули, которые соединяются между собой по принципу «пазл».
Благодаря различной фактуре и жесткости поверхности, во время занятий на ковриках «ОРТО ПАЗЛ» стимулируются все необходимые рецепторы стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов.

Вопрос: Можно ли использовать орто коврики разной жёсткости для малышей до года? Есть ли польза/вред, если малыш просто стоит, не ходит?

Ответ: Приучайте постепенно. Если только начал ходить обувь и просто зубчатым мячиком по подошве делайте прокаты. Подрастет - перейдете на коврик.

Вопрос: Ребенку 11 лет. Немного косолапит одна нога при ходьбе. При рождении никаких патологий не было выявлено, при плановых осмотрах ортопед отклонений не нашел. При позиции "пятки вместе, носки врозь" носки разводятся почти на 180 градусов. Можно ли как-то исправить упражнениями, ношением ортопедической обуви? Замечаю не только я, но и окружающие.

Ответ: Это вероятнее всего стереотип походки - привычка. Конечно, нужно, чтобы ортопед посмотрел, и если проблем нет - надо учить ребенка ходить, менять стереотип походки: хореография, танцы.

Вопрос: Какова вероятность наличия дисплазии у ребенка, если у мамы была дисплазия в детстве (накладывали гипс). И вообще есть ли у дисплазии наследственная связь? (Ортопед в первый прием в 1 месяц не выявил отклонений у ребенка, но я не знала, что у меня была дисплазия). Нужен ли повторный осмотр с учетом этого факта и делать ли сейчас узи?

Ответ: Наследственность играет важную роль при дисплазии, однако наличие дисплазии у мамы в детстве не обязательно влечет за собой обязательное развитие дисплазии у ребенка. Ребенка надо наблюдать, при появлении вопросов незамедлительно обращаться к ортопеду. Ребенок должен быть осмотрен ортопедом минимум раз в год, если есть вопросы - раз в полгода. В 3 месяца УЗИ нужно сделать обязательно, даже несмотря на то, что визуально все хорошо

Вопрос: Сколько длится операция при полидектилии нижних конечностей?

Ответ: До 2х часов, все зависит от формы патологии и объёма операции.

Вопрос: Нам 9 месяцев, пытаемся становиться на ноги, но в основном на носочки, не на всю стопу. Нужно ли сейчас надевать обувь и какую? Или же только когда ребенок пойдет? Что должно присутствовать?

Ответ: В первую очередь нужен осмотр невролога, чаще всего дело в гипертонусе задней группы мышц. Нужна работа с массажистами. Если малыш продолжает ходить на носочках - нужно к обычным критериям правильной обуви добавить более высокий задник для жесткой фиксации голеностопа, чтобы не сформировалась привычка так ходить.

Вопрос: Стоит ли ребенку до трех месяцев делать проф. массаж (расслабляющий и снимающий тонус)?

Вопрос: Подскажите пожалуйста, когда ребенку в два с половиной месяца делали УЗИ тбс, то не были сформированы ядра окостенения. Нужно ли делать повторное УЗИ? Если да, то когда? И вообще это ведь не сильно страшно?

Узи нужно, в возрасте около 5-6 месяцев. В 2,5 месяца - если только ядра окостенения, то это может быть и вариантом нормы. Оценка проводится в комплексе: не только ядра окостенения, но и углы альфа и бета и другие критерии. По совокупности нескольких параметров делают заключение о зрелости суставов. Вам сейчас рекомендовано широкое пеленание, поработать с массажистом, упражнения: велосипед (круговые движения в тазобедренных суставах)

Вопрос: Здравствуйте. У ребёнка 1,7 на одной ножке один палец "прячется" за рядом находящимися. Почему так и опасно ли это? И ещё косолапит на правую ножку. Нужно ли бить тревогу? (У самой также с детства и тоже правая нога)

Ответ: Если ребенку это не мешает носить обувь, не натирает, ничего делать не надо. Такие врожденные особенности стопы встречаются. С возрастом все моделируется. По поводу косолапости – стоит обратиться к ортопеду, здесь нужно разбираться индивидуально: есть разные варианты косолапости и разные методики коррекции.

Есть диагноз врожденная косолапость - это патология стопы: здесь требуется серьезное ортопедическое лечение и гипсование, в вашем случае это явно не то. То, что мамы называют косолапит - такого медицинского термина не существует: русскоязычного определения нет. Есть избыточный разворот верхнего отдела бедра спереди, в этом случае ребенок искусственно закручивает ногу внутрь.

Вопрос: Как исправить x-образность ног у девочки? Возврат 2,3 года.

Ответ: Пока только наблюдать. Для ребенка такого возраста это вариант нормы. Окончательная форма ног формируется к 7-8 годам. Следите за весом ребенка, избыточный вес очень плохо отражается на форме ног в дальнейшем. Рекомендуется общефизические тренировки: плавание катание на велосипеде.

Вопрос: Ваше мнение об ортопедической обуви: лечение или маркетинг?

Ответ: Если у ребенка есть конкретная проблема, выраженная деформация стопы, то исправить ситуацию без ортопедической обуви невозможно. Если ребенок здоров и стопа формируется правильно, можно подбирать обувь профилактического плана. Если с ребенком специально не занимаются и не тренируют мышцы стопы, то шансов мало, что без правильной обуви сформируется здоровая стопа.

Вопрос: У ребёнка легкий вальгус. Можно ли прыгать на батуте?

Ответ: Можно! Прыгайте в удовольствие.

Вопрос: У обоих родителей плоскостопие. У отца небольшое, у мамы посерьезнее. Это наследственное? Как избежать его? И правда ли, что от простого плоскостопия возникает сколиоз?

Ответ: Наследственность - это один из факторов риска плоскостопия, есть наследственная предрасположенность. Избежать - не совсем правильное слово. Нужно создать условия для нормального развития стопы: упражнения, обувь, при необходимости правильно подобранная врачом-ортопедом стелька. Тренировать мышцы - даже более важно, чем просто обувь.
Не у всех детей со сколиозом есть проблемы со стопами и наоборот, здесь нет прямой зависимости, иногда это бывает одновременно, но не всегда

Вопрос: Когда нужно одевать первую обувь? Какие к ней требования?

Ответ: После того, как ребенок начинает вставать на ножки. Требования к первой обуви: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Закрытый нос, кстати, не обязательный критерий

Вопрос: УЗИ тазобедренных суставов в месяц обязательно?

Ответ: В месяц по показаниям ортопеда: ограничения движения, асимметрия. В 3 и 6 месяцев – рекомендуют делать УЗИ всем детям, так как не всегда руками можно определить все виды патологии.

Вопрос: Ношение ортопедической обуви дома с целью профилактики. Ваше мнение?

Ответ: Желательно носить правильную обувь. НЕ надо гнаться за словом ортопедическая, производитель может зарегистрировать обувь как угодно. Правильная обувь: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Ортопедические стельки – по показаниям. Если ковры – менее актуально. Часть времени в обуви, часть босиком. Хорошо тренировать стопу и заниматься развитием мышц: ходьба но носках, на пятках, на наружном крае, мелкие предметы собирайте пальчиками ног, постелите полотенце и сгребайте пальцами ног. Хорошо зарекомендовали себя массажные коврики.

Вопрос: Есть ли вероятность того, что исправится вальгусная постановка ног (плоскостопия нет) после 6 лет? Наследственный фактор отсутствует.

Ответ: Вероятность есть. Но надо приложить массу усилий: основное – тренировка мышц, стельки по показаниям в зависимости от двигательной активности, режима ребенка. Если ребенок занимается спортом - обязательно нужны стельки.

Вопрос: Малышке 1,5 месяца. Роды были естественные, без осложнений, расположение плода головное. Ходили на прием к ортопеду. По предварительному результату осмотра - дисплазия тазобедренных суставов, но естественно назначили УЗИ в 3 месяца. Обязательно ли ждать 3 месяцев, или можно сделать УЗИ чуть раньше, чтобы если что-то не так, то и начинать раньше лечение? Пока делаем легкий массаж ножек, "лягушку", "велосипедик", "восьмерку" на стопе.

Ответ: Если ортопед не выявил сразу грубой патологии, то можно подождать до 3 мес, тк до 3 мес сустав может быть незрелый, это вариант норма. 3 месяца - это граница, после этого возраста сустав должен созреть. В этом возрасте нужно сделать УЗИ и определить

Вопрос: Какие ограничения по видам спорта при вальгусной постановке?

Ответ: Вальгус: бег, прыжки, контактные виды спорта с осторожностью. Если ребенку нравится и его ничего не беспокоит, его можно поставить на стельки и он может заниматься. Важно правильно подбирать нагрузку, комбинировать с ортопедическими компонентами: правильная спортивная обувь, для спортсмена лучше индивидуальные стельки, изготовленные специально для него, с учетом особенностей формирования стопы.

Вопрос: Часто слышу мнение, что ребенок, который научился ходить, дома должен носить обувь для правильного формирования свода стопы. Так ли это? И какую обувь можно считать "правильной"?

Ответ: Желательно носить дома обувь, причем правильную. Не гонитесь за словом ортопедическая, производитель может зарегистрировать обувь как угодно. Правильная обувь: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Ортопедические стельки – по показаниям. Если ковры – менее актуально. Часть времени в обуви, часть босиком. Хорошо тренировать стопу и заниматься развитием мышц: ходьба но носках, на пятках, на наружном крае, мелкие предметы собирайте пальчиками ног, постелите полотенце и сгребайте пальцами ног. Хорошо зарекомендовали себя массажные коврики.

Вопрос: Малышу 4 мес, не симметричны складочки на ножках сзади. В 3 мес ходили к ортопеду, и делали УЗИ было все хорошо, они были одинаковыми. Может ли это быть из-за того, что но он у нас пухлячек?

Ответ: Если по УЗИ все хорошо и клинически все в норме при осмотре у ортопеда, то все в порядке. Складки - не самый главный диагностический признак, так иногда бывает, с весом это не связано, просто индивидуальны особенности

Вопрос: Нужно ли в 1 год показывать ребёнка ортопеду (как медосмотр), если в 1 месяц никаких патологий не было?

Ответ: Обязательно. Раз в год минимум ребёнок должен быть осмотрен ортопедом-травматологом, с ростом ситуация может меняться

Все чаще совсем маленьким детям, до 5 лет, ставят диагноз – плоскостопие. Деформация костных сводов стопы, может быть врожденной или приобретенной. В любом случае, если плоскостопие у ребенка есть, нужно принимать меры, поскольку такая патология способна вызвать необратимые процессы в организме маленького человечка. Поговорим о детском плоскостопии и методах его профилактики.

Норма или патология? Что называется плоскостопием?

Первоначально разберемся, что принято считать нормой в развитии стопы ребенка? Сразу заметим – все детки рождаются "слегка косолапыми". У новорожденных ножка ровненькая, из-за жировой "подушечки", которая прячет кости стопы. С возрастом, до 5–6 лет, формируется правильная стопа.

Согласно физиологии, правильным считается, когда стопа упирается на 3 точки:

  • в районе мизинца;
  • в области большого пальца;
  • на пятку.

Эти точки между собой связаны при помощи связок, мышечных тканей и сухожилий, которые соединяются в своды. При развитии плоскостопия, своды уплощаются, что делает точкой опоры среднюю часть площади подошвы.

У ребенка диагноз плоскостопие, возможно поставить лишь после трехлетнего возраста. Так как до этого, у детей костная часть стопы спрятана под жировой прослойкой, что зрительно не дает увидеть патологию. Дело в том, что к годовалому возрасту, эта прослойка выполняет "рессорную" функцию, поскольку еще неокрепшие косточки стопы еще не готовы к большим нагрузкам. К трем годам начинается процесс формирования сводов, именно тогда начинают быть заметны возможные признаки патологических отклонений.

Почему появляется болезнь?

Причин развития плоскостопия у детей не так уж и много.

  1. Наследственность. Переданные гены – один из главных факторов появления плоскостопия у детей.
  2. Рахит в грудном возрасти. Нехватка витамина D, неблагоприятно сказывается на формировании опорно-двигательного аппарата. Про симптомы и проявление рахита, читайте в статье: .
  3. Неправильная обувь. К таковой относится обувь, у которой полностью отсутствует каблук. Для детей необходимо выбирать обувь с наличием супинатора.
  4. Заболевание ДЦП и полиомиелит. При их течении развивается паралич мышечных тканей стопы и голени. Чтобы уменьшить риск возможности заболеть полиомиелитом, необходимо вакцинировать малыша. Подробней про вакцинацию в статье: .
  5. Наличие у ребенка гипермобильности суставов (суставы излишне гибкие).
  6. Травмирование нижней части конечности.

Какие дети попадают в зону риска?

Следует отметить, что есть определенный процент маленьких детей, которые автоматически могут попасть в зону риска развития плоскостопия. К таким, можно отнести:

  • ребенка, у которого хоть у одного из родителей есть плоскостопие;
  • ребенка, начавшего рано ходить (8–10 месяцев);
  • грудничка с лишним весом;
  • ребенка, страдающего ДЦП или перенесшего полиомиелит, травмы ног, рахит в раннем возрасте.

Если ваш ребенок попадает в зону риска, то не нужно дожидаться пятилетнего возраста для подтверждения диагноза. Займитесь профилактикой болезни и тогда шансы к полному развитию стопы забыть про плоскостопие.

Какие последствия могут быть при плоскостопии у ребенка?

Зачастую молодые родители не придают внимания такому заболеванию, как плоскостопие. Списывая его на наследственность, ведь с таким диагнозом живет почти половина человечества. Действительно, что особенного в такой патологии? Плоскостопие негативно влияет на развитие ребенка и приводит к печальным последствиям:

  • деформации еще не сформированных костей на стопе;
  • быстрому уставанию при ходьбе, болевым ощущениям в нижней части ноги;
  • выпирают косточки, об этом подробнее в статье: ;
  • нарушается осанка, что влечет появление сколиоза, кифоза и других патологий спины, происходят необратимые изменения структуры таза и опорно-двигательного аппарата;
  • нарушению «рессорной» функции, ударная нагрузка переходит на тазобедренную область, что приводит к артрозам.

Как определяется наличие плоскостопия у ребенка?

Оптимальным для определения наличия плоскостопия у ребенка считается пятилетний возраст. Стопа полностью сформировывается и жировая прослойка рассасывается. Для диагностики используют обычные краски для рисования или растительное масло.

Маме необходимо смазать всю стопу ребенка художественными красками или растительным маслом. После поставить кроху на чистый лист бумаги и привлечь чем-то его внимание, дабы зафиксировался след. Вам могут помочь .

Полученный отпечаток расскажет, есть ли проблема плоскостопия у ребенка.

А – все в норме, поскольку самая узкая часть отпечатка имеет соотношение к самой широкой 1:4;

В – есть развитие уплощения, если соотношение 2:4.

С – ярко выраженное плоскостопие при соотношении 3:4.

Измерить соотношение, можно с помощью обычной линейки. В случаях, если вы получили отпечаток схожий с В и С, то незамедлительно идите к ортопеду и начинайте лечение.

Какие различают виды плоскостопия?

В медицине принято разделять данную патологию по видам и степеням.

1. Поперечное плоскостопие – идет выравнивание поперечного свода.

2. Продольный вид заболевания – продольный свод утолщается, что приводит к прикасанию всей площади подошвы с полом.

3. Сочетанное плоскостопие, когда присутствуют два выше приведенных вида

Профилактика плоскостопия у самых маленьких детей

Как уже упоминалось раньше, у самых маленьких деток поставить диагноз плоскостопие невозможно. Поэтому, дабы предупредить развитие патологии, необходимо проводить профилактические действия и соблюдать некоторые правила.

1. Не допускайте развития рахита у детей. Проконсультируйтесь с детским врачом по поводу необходимости приема витамина D.

2. Не ставьте ребенка раньше времени на ножки. Он сам должен встать у опоры. Не поощряйте ранее хождение.

3. Приобретите специальный ортопедический коврик, с бугорками разного размера. Его вполне можно смастерить своими руками. Для этого пришить на полотно пуговицы разного размера. Ежедневно проводите зарядки или другие мероприятия с ребенком на босую ногу на этом коврике.

4. После того как ребенок научится ходить, показывайте ему:

  • как "ходит медведь" – на крае стопы;
  • как "ходит уточка" – на внутренней части, сведя коленки;
  • как собирать пальчиками ног разные предметы.

5. Что касается обуви, то она должна быть жесткой. Задник — тугим и длинным. Наличие небольшого каблучка обязательно. Скажите, нет обуви на плоском ходу.

6. Пусть ребенок бегает босиком по квартире. Если есть возможность, то в летний период отпускайте его походить по песочку, травке, камушкам.

7. Обогатите рацион кальцием, фосфором и витаминами. Костная ткань ног при формировании должна получать полноценное количество микроэлементов.

Какая терапия поможет избавиться от плоскостопия у ребенка?

Если все же в 5–6 летнем возрасте вы столкнулись с диагнозом плоскостопие у ребенка, то не отчаивайтесь, ведь до 16–18 лет эта патология поддается лечению. Для этого используются консервативные методы лечения, в виде специально разработанных комплексов терапевтических мероприятий. В разработке индивидуальной терапии поможет ортопед исходя из возрастной категории и степени плоскостопия. Главная цель таких методик: улучшение кровообращение, организация притока крови, дабы воспрепятствовать деформированию костей и укрепить связки.

Лечение массажем и гимнастикой для ног

Делать массаж нужно по всей ножке, а также в поясничном отделе. Делают его дважды в день по 15 минут. Деткам до года мама делает массаж, разминая, поглаживая и постукивая по коже. После годика можно дополнительно использовать специальные массажеры. Это могут быть специальные коврики, мячи, валики и др. После массажа желательно заняться гимнастикой для ног.

Специальная ортопедическая обувь

Деткам с плоскостопием необходимо ходить в специальной ортопедической обуви. Ее выписывает врач. В специализированных магазинах, согласно рецепта, данного врачом, можно приобрести ортопедическую обувь, подходящую именно вашему ребенку. Также существуют специальные стельки, которые подходят для обыкновенной, стандартной обуви.

Народные рецепты

Помимо консервативных методов лечения, в комплексе довольно часто используют народные методы:

1. Ванночки с применением:

  • морской соли;
  • отвара из мяты;
  • отвары из травы шалфея.

2. Гидромассаж с изменением интенсивности напора.

3. Контрастные ванночки: 1–2 минуты держать ножки в горячей воде, после опустить ступни в прохладную на 15–20 секунд.

4. К подошве ноги привязывать бинтом листья полыни.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Дети – самые интересные пациенты, и не только потому, что, находясь в моем кабинете, они говорят и делают самые неожиданные вещи. Дело еще и в том, что уход за ногамии детей требует от врача высокой квалификации, но дает прекрасные результаты.

И первая трудность, с которой сталкивается врач,– заблуждения родителей относительно детской обуви и развития нижних конечностей. Вторая трудность связана с тем, что у многих врачей нет опыта работы с ногами детей, и они иногда не могут определить проблему, пока та не станет слишком очевидной.

Развитие стопы новорожденных

Перед тем как начать обсуждение конкретных проблем детской стопы, было бы нелишним провести границу между нормальным и ненормальным развитием стопы в утробе матери и после рождения малыша. Благодаря чудесам современных компьютерных технологий мы узнали, что зачатки ручек и ножек начинают формироваться на 5-й неделе развития эмбриона. Через неделю уже можно рассмотреть форму ступни. К 26-й неделе ступня плода полностью сформирована. При рождении ступни нормального младенца полностью развиты. Все – и мягкие ткани, и нервы, и кровеносные сосуды – находится на своем месте. Уже есть все косточки, кроме двух – дистальных фаланг мизинцев. Естественно, на каждой ступне по 5 пальчиков с крохотными ноготками. Всем косточкам стопы предстоит изменить размер, форму и положение, чтобы суметь выдержать вес малыша, когда он научится ходить.

Когда врач осматривает ножки новорожденного, он должен воспринимать нижнюю конечность как единое целое. Надо проверить положение ступни относительно ноги и позицию бедер и коленей.

Потенциально проблемы уже существуют, если у малыша явно искривленные или Х-образные ножки. Это отрицательно скажется на ступнях, особенно когда кроха начнет ходить, а его ножки вывернуты наружу или повернуты внутрь.

Осмотрев ножки в целом, я сосредотачиваюсь на ступнях. Движения ступни и щиколотки настолько замысловаты, что специалисту непросто отличить нормальное от ненормального. Поэтому я стараюсь быть максимально точным в своих манипуляциях. Однако, согласно последним статистическим данным, только 1 из 100 доношенных и нормально родившихся малышей имеет проблемы со ступнями, которые требуют немедленного вмешательства.

Каковы особенности развития ног детей

Ноги детей - я всегда повторяю родителям деток с нормальными ступнями, что они не должны вмешиваться в процесс развития. И привожу слова моего старого профессора, сказанные им много лет назад: «Если бы Бог в его безграничной мудрости хотел, чтобы младенцы носили обувь, они бы рождались обутыми». Пока малыш не начнет учиться ходить, единственная функция обуви – согревать ножки. Да и то, если это нужно. Ведь есть и более дешевые способы их согреть. Правда, есть еще одна вещь, которую могут сделать неподходящие туфельки – причинить ребенку вред. Так что если вы не собираетесь отлить первую пару обуви в бронзе, не тратьте деньги, пока малышу действительно не понадобится обувка. Вы же не надеваете ребенку очки, чтобы убедиться, что его зрение развивается нормально, так зачем же ему туфельки?

Я также советую родителям не шутить с детскими ступнями. Если им кажется, что у малыша деформация, надо обратиться к детскому ортопеду или хирургу-ортопеду. Консервативное лечение обычных заболеваний ног детей приносит отличные результаты, если, конечно, не упущено время и правильно поставлен диагноз.

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя - появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя - появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя - параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя - поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя - появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя - разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя - супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя - супинация таранной кости;
  • 28-я неделя - расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя - увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя - поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя - 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя - дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя - проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя - средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя - средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя - средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями - начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями - начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели - начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

В фетальном периоде происходит ряд изменений формы костей и соотношений между костями. Большеберцовый-во-пяточный угол в возрасте 12 недель составляет 36° и у новорождённого он уменьшается до 22°. Угол шейки таранной кости имеет большой разброс на протяжении внутриутробного развития: от 30 до-65°. У новорожденного он составляет 22°. Супинация стопы и поворот стоп подошвенной поверхностью друг к другу сильнее всего выражены на 7-м месяце, после чего супинация уменьшается к моменту рождения. Разгибание стопы к тылу в голеностопном суставе возрастает на фоне ротации костей нижней конечности вокруг продольной оси и увеличения сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Антеверсия бедра у новорожденного колеблется в пределах Эв-40°. Торсия костей голени начинается во внутриутробном периоде с 5-го месяца. К моменту родов угол наружной тор-сии составляет 15-209. Торсия пяточной кости уменьшается на протяжении всего внутриутробного периода. У новорожденного она составляет 22°. Положение переднего отдела стопы относительно заднего ровное. У новорожденного ось стопы, проведенная через центр пятки, проходит между 2-м и 3-м пальцами. Во внутриутробном состоянии длина стопы самая большая по отношению к длине нижней конечности. У новорожденного длина стопы достигает 7,5 см.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер - в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Максимальная высота продольного свода по внутреннему краю стопы имеется на расстоянии 40% длины от края пятки и приходится приблизительно на середину ладьевидной кости. Максимальная высота продольного свода по наружному краю стопы соответствует пяточно-кубовидному сочленению. Наиболее высокая часть свода приходится по линии таранно-ладьевидного и пяточно-кубовидного суставов. Локализация самой высокой точки свода изменяется с возрастом. По мере развития темпы роста переднего отдела стопы опережают темпы роста заднего отдела, что приводит к удлинению переднего отдела и смешению вершины свода по стопе спереди назад, особенно заметное у подростков. Отношение длины переднего отдела к длине заднего отдела в возрасте 10 лет составляет 73% и 27%, в возрасте 11-16 лет - 76% и 24%, и у взрослого - 80% и 20%. Изменение соотношения длины переднего и заднего отделов стопы отражается на ходьбе. В раннем Детском возрасте относительно большая длина заднего рычага стопы способствует быстрому подошвенному сгибанию и прислоению всей стопы к опоре во время переднего толчка, что придает устойчивость ходьбе. С удлинением переднего отдела стопы увеличивается длина рычага, который осуществляет отталкивание от опоры, что сопровождается повышением массы и силы задней группы мышц голени. В результате перераспределения длины переднего и заднего отделов стопы происходит увеличение сгибательного момента голеностопного сустава и рост эффективности ходьбы.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа - свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени - свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие - мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2-3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень - отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень - ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень - отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени - 0,5; 2-й степени - 1,0; 3-й степени - больше 1,0.

Индекс соответствия . Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных - в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.