Что делать со священной вербой. Куда девать вербу после Вербного Воскресенья и как правильно её хранить

Первого апреля 2018 года много людей пойдет за вербами, ведь в этот день отмечается светлый праздник Вербного воскресенья, а ровно через неделю наступит не менее замечательное событие – Пасха. Проходит праздник, все возвращаются к рабочим будням. Но что делать с вербой после Вербного воскресенья? Просто выбросить или оставить до следующего года? А как поступить с веточками вербы с прошлого года? Разберемся со всем по порядку.

Почему праздник так называется? То есть почему именно вербы, а не цветы или ветви ели, как на Новый год? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить историю и географию. Почти 2000 лет назад Спаситель торжественно въезжает в Иерусалим. Не как завоеватель (на коне), а как человек, пришедший с миром – он сидел верхом на ослике.

Конечно, люди уже услышали эту весть, поэтому при городских воротах и на всем пути следования Христа собралась большая толпа. Все как один ликовали и устилали дорогу только что сорванными пальмовыми ветвями. Это история. А теперь география.

В наших краях, конечно, пальмы не растут, но это не повод отказываться от праздника. Издавна на Руси целыми семьями отправлялись в лесочки, ивовые рощи, на побережья водоемов, чтобы сорвать немного веточек вербы. После шли, чтобы освятить их в церкви, а затем поставить на самое видное место в доме (обычно рядом с иконой в молитвенном уголке).

Почему именно вербы? Не только потому, что в наших краях пальмы не растут. Просто именно ива дает почки первой в весеннее время. Начинается этот процесс еще с конца марта. Вот и получается, что веточки вербы – это и символ праздника, и предвестие наступающей весны этого года, всего самого доброго, светлого и теплого.

Верба в доме — куда ставить и как хранить

Итак, наступает долгожданный день, и люди отправляются за вербами. Кстати говоря, приобрести их лучше накануне, потому что по традиции ветви освящают в субботу, перед заветным днем. Хотя если отправиться в церковь и в воскресенье утром с неосвещенной вербой – ничего зазорного в этом нет.

После того, как вы принесли домой веточки, их полагается ставить на самое видное место в доме. Конечно, можно сделать красивую композицию, или налить воду в прозрачную вазу и поставить на стол. А если в доме есть своеобразный светлый уголок, где стоят иконы, конечно, вербы следует положить и туда. Можно поставить в небольшую вазу или просто положить перед иконой. Так что вопрос о том, куда поставить ветви вербы, не столь важен. Вы можете выбрать любое место.

А теперь несколько слов о том, сколько нужно хранить вербу, и как долго она должна стоять дома. Многие люди держат ветви максимум до Пасхи, а некоторые выбрасывают вербу сразу после Вербного воскресенья. Как вы думаете, кто из них прав? На самом деле правильного варианта в данном случае нет. Старые ветви вербы хранят до самого нового года, — ровно до следующего Вербного воскресенья.

Конечно, можно не оставлять дома целый букет – а положить одну, или три, или любое другое непарное количество ветвей за икону или в другое неприметное место, чтобы не беспокоить ее. То есть делать букет из сухих ветвей вербы не стоит – а вот сберечь ветви однозначно нужно. Зачем это делается? Считается, что освященные ветви вербы оберегают дом и всех, кто в нем, в течение целого года. Эта традиция тянется из прошлого, причем зародилась она очень давно. Поэтому верующим следует поступать именно так.


Куда девать старую вербу после Вербного воскресенья

Конечно, не все сочтут нужным держать ветви вербы с прошлого Вербного воскресенья в доме. Что же делать, как поступить со старыми веточками вербы? Выбрасывать их просто так, то есть как обычный мусор, не стоит. Ветви вербы – это символ праздника, а не просто обычное растение или тем более хворост. Вот несколько способов, куда можно деть старые ветви после Вербного воскресенья:

  1. Их уносят на природу – лучше всего в речку, чтобы никто не смог топтаться по ним.
  2. Можно просто сжечь ветви, но пепел развеять также где-то на природе, чтобы по нему никто не ходил.
  3. А вдруг веточка даст корни? Тем лучше – ее можно просто посадить на своем дачном участке. Если она приживется, когда-то вы сможете брать собственные вербы каждый год.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Большинство из нас едва ли смогут просто так выбросить, например, хлеб. Многие люди предпочитают сделать сухари из старой сдобы или отдать птицам. История с вербой во многом сходна: хлеб – символ достатка, урожая (а для верующих он олицетворяет тело Христово). Верба же – символ праздника, входа Спасителя в Иерусалим.

Из первых уст: мнение отца Сергия

Верующие люди часто задаются вопросом, куда девать старые вербы в Вербное воскресенье. И конечно, есть желание услышать мнение самой церкви – что делать, и что думает православие на этот счет?

Вот пример ответа отца Сергия на одном из православных форумов. Идея по сути соответствует представлениям, описанным выше. Праздничная верба – это не мусор, поэтому и выбрасывать прошлогоднюю вербу как обычные отходы не следует. Можно сжечь веточки или просто пустить их по реке.


Таким образом, просто так выкидывать вербу с прошлого года не стоит, вне зависимости от того, о какой ветви идет речь – освященной или неосвященной. Ведь это не просто хворост или веточки для украшения, а символ праздника. И то, что вы принесли их в дом, говорит о вашем отношении к Вербному воскресенью – вы желаете соприкоснуться с древней традицией. Поэтому лучше до конца сохранить свой благодушный настрой и отправить вербы, например, по речке. Тем более можно прогуляться!

Есть православные праздники, особо любимые народом. Таков день входа в Иерусалим Иисуса Христа. Люди бросали ему под ноги ветки пальмы. Так на Востоке встречали важнейших лиц. В наших местах используют обычно вербу.

Но всякий раз возникает проблема: куда девать после праздника эти пушистые веточки? Просто так в мусорку их не выбросишь. Они освящены в церкви. Стоят дома за иконами, возле распятий, около каминов, печей. В стойлах домашних животных. Или в сосудах с водой. Верба охраняет все ваше жилище от разных напастей, болячек, ссор. И так целый год.

Главное - не согрешить

Однако вовсе не все осведомлены, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Принято считать, что она не теряет свои чудесные лекарственные свойства до весны следующего года.

Как поступить правильно? Освободиться от веток прошлогодних в праздник или накануне его? И когда нести на освящение вновь срезанные? Это не формальные вопросы. Люди хотят поступать по правилам. По законам церкви. Чтобы лишний раз не согрешить.

Итак, что делать с веточками вербы после Вербного Воскресенья? Можно собрать их все вместе и пустить в речку, озеро, ручеек, прудок. Пускай плывут себе с миром.

Также некоторые люди предпочитают высохшие за год веточки вербы просто сжечь. Однако внимание! Пепел необходимо рассыпать там, где его не будут топтать ни проходящие люди, ни животные. Не возбраняется еще высыпать пепел в речку.

Посадить новое деревце

Вы все еще озабочены проблемой, куда девать вербу после Вербного Воскресенья? А как вам такое предложение? Вербы стояли у вас в вазочке. Вы меняли воду время от времени. И веточки дали корни. Самое лучшее (и красивое!) - посадить на полянке в лесу или где-то около реки. Пусть растет, тянется к солнцу. Радует людей. И может, эта верба опять будет освящена людьми в церкви.

Вообще вербочки можно хранить несколько лет подряд. Однако каждую весну встречать праздник лучше со свежими веточками.

В память об ушедших

В наших краях есть традиция, которая живет веками. Если ей следовать, то у вас никогда не возникнет раздумье, что делать с вербой после Вербного Воскресенья.

Известен такой ритуал. Соседи, родственники обычно знают, что какой-то человек доживает последние дни. И в день похорон прошлогоднюю освященную вербу помещают ему в гроб. Иные престарелые люди сами скапливают старые веточки, чтобы на похоронах их уложили к ним в могилку.

Рекомендуем и такой способ, если вы раздумываете, куда девать вербу после Вербного Воскресенья: необходимо ее веточки поджечь и обойти с ними дом. При этом читайте молитву. Так очищают квартиру, дом от всего плохого.

Совсем неплохо принести отслужившие веточки священнику в церковь. Там их потихоньку сожгут, читая молитвы при этом.

В лесу, рядом с другими

А вот тоже неплохая разновидность решения вопроса о том, что делать с ветками вербы после Вербного Воскресенья. Для тех, кто затрудняется с ответом и не знает, как ему быть, можно предложить такой вариант - унести ветки в лес. Уложить меж кустов растущей, новой, свежей вербы.

Если у вас в доме печь, то очень хорошо разжигать ее именно старой и хорошо просохшей веткой. И потом выпекать куличи. Прошлогодней, старенькой вербой многие люди дома обметают углы. А потом веточки бросают в огонь, сжигают их, прежде поблагодарив их за службу.

Еще старой вербой, между прочим, колодцы обсаживали. Для чего? Чтобы не проникли в воду никакие злые духи.

Интересно, что именно из Белоруссии пошла традиция, когда родители часто били вербой своих собственных детишек, чтобы хорошо росли и были здоровы. С этой же целью повсюду хлестали и скот, и взрослых людей. Ульи пчел били по три раза. А потом те шли на свои огороды или в поля. Там трижды били ветками землю. Также втыкали веточки в грунт. Наконец, отправлялись бить и хлестать могилки своих близких.

Чудесные свойства

Что же за службу несли эти скромные лесные красавицы после того, как их освятил священник?

Традиционно первый обряд после возвращения из церкви таков: всех родственников и домочадцев слегка бьют (или похлопывают) освященной вербой, для их же здоровья.

Так же поступают и с домашней живностью. Ведь что делать с вербой после Вербного Воскресенья - вопрос решенный. Ничего. Пусть находится в доме. Все должны впитать эту чудную силу обновления. Соки весны и возрождения природы.

Еще свойство - верба прекрасно оберегает дом от злых, негативных духов, любой нечисти.

В доме подросли невеста или жених. Что делают с нашей вербой? Ее в срочном порядке высаживают в огород. Как только росток приживется, значит, скоро свадьба будет.

Вербой еще гонят животину на поля в Юрьев день. Считалось, что при такой «обработке» она будет здоровой и начнет хорошо набирать вес, размножаться.

А вот еще вариант того, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Бездетным девушкам и женщинам советовали сдабривать пищу почками вербы, которую освятили в церкви. Это помогает. Также говорили использовать их как профилактику от разных болячек.

Купают больных детишек - надо бросить и вербу в воду. Ее почки клали в хлебцы для скотины и в кашу для всей большой сельской семьи.

Против грома, грозы

Люди сильно верили: освященная верба прекратит грозу, избавит от града, грома. Надо лишь махать веточкой в сторону туч.

На пожарах вербу бросали в огонь. Зачем? Чтобы уменьшить его разрушительную силу.

Любой трус, мечтающий стать должен был, придя из церкви в Вербное Воскресенье домой, забить в стену небольшой кол - от освященной вербы. Конечно, это мгновенно не превращало сверхосторожного человека в героя. Но в любом случае это изымает из души его природную робость.

Не только листьям и всей ветке люди приписывали мощную лечебную силу, но и ее сережкам. Их съедали сразу по девять штук. От лихорадки - наивернейшая панацея. А те, кто простыл, заболел каким-то недугом, глотали почки вербы. И это избавляло их от злой лихорадки, сильной боли в горле, хронического бесплодия. Так верно служила людям освященная верба.

Теперь о сроках. Когда именно освободиться от старой вербы? Тут выбирайте то, что вам больше подходит. Можно непосредственно в сам праздник вынести, допустим, вербочкины ветки в лес. Разрешается сделать это и в Вербное Воскресенье. Или сразу после этого большого дня. Благо, что вариантов для этого мы предложили много.

Надеемся, что в следующее Вербное Воскресенье, что делать с вербой, вы уже будете знать очень хорошо.

Вербное воскресенье прошло, теперь что делать с освященной вербой? Славяне с древности относились к вербе как к священному растению. Еще в языческой Руси с вербой было связано множество обрядов. Это растение первым просыпается после зимы. Его ветки, получившие первые солнечные лучи становятся животворящими, способными наделить силой и человека.

Потому она и была выбрана как альтернатива пальме, которую в России достать сложно. Так верба стала главным атрибутом одного из важных православных праздников – Вербного воскресенья.

Вот вы пришли из церкви с освященными веточками. Что с ними теперь делать?

  1. Первым делом «отхлестать» ими всех членов семьи и всех домашних животных. При этом нужно приговаривать: «Вербохлест, бей до слез». Конечно, до слез бить не стоит, достаточно символично дотронуться до спины. Ни в коем случае не бейте по заду, это расценивается как пожелание зла и болезней.
  2. В Вербное воскресенье пекли пироги с пушистыми почками освященной вербы. Такие пироги были целебными, приносили здоровье семье на целый год.
  3. Вербные почки нужно проглотить больным лихорадкой или женщинам, которые не могут забеременеть.
  4. Можно из почек сделать порошок и посыпать им незаживающие раны.
  5. С помощью освященных веток излечивали головную боль, привязав ветку к голове.
  6. прутьями вербы скотину выгоняли в поля, это придавало ей здоровья и плодовитости.

Магические свойства освященной вербы

  • Освященной вербе приписывали немало магических свойств и необычных возможностей. Например, если бросить ветку против ветра, прекратится гроза, град, успокоится буря. Если то же самое проделать с огнем, он потухнет.
  • Старые дуплистые деревья вербы христиане обходили стороной. Считалось, что в ветвях резвится нечисть. А в дереве у реки может жить Водяной. Но в некоторых случаях встречи с этим существом даже специально искали. Если девушка мечтала найти суженого, она ходила к вербе у реки перед самым новолунием. Нужно было привязать к ветке яркую ленту и уйти, не оглядываясь. Иногда деревья вербы сплошь были обвязаны лентами.
  • Считалось, что Водяной может оплакать одиночество обратившейся к нему девушки, после этого она обязательно скоро найдет своего любимого и выйдет замуж.
  • Если искренно обратиться за помощью к освященным веточкам вербы, они обязательно помогут. Ветки ставили в вазу с водой. Воду нужно менять ежедневно. С вербой нужно разговаривать, рассказывать о счастье и несчастье.
  • Если даже в свежей воде ветка начнет засыхать, значит, она вбирает в себя все ваши беды, нейтрализуя их. Эти веточки необходимо поблагодарить и сжечь, отнеся подальше от своего дома. Лучше сделать это в поле.
  • Но и если веточка пустила корни, не стоит расстраиваться: посадите ее возле дома и она станет вашим лучшим помощником. Ухаживайте за ней, поливайте. И тогда уже молодое деревце выполнит вашу просьбу.
  • Веточка вербы могла из труса сделать смелого человека. Нужно лишь воткнуть ветку между бревен своего дома. Такое средство может избавить человека от природной робости.
  • В некоторых регионах России раньше был обычай осыпать почками вербы новобрачных, этот ритуал был направлен на упрочение здоровья потомства пары. Также вербы клали по перину или кровать. Женщины носили амулеты с вербами на шее, съедали почки, чтобы забеременеть.
  • Вербу крепили над входом в загоны со скотом, защищая его от нечисти и возможных болезней. Если стегать скот вербой, считается, что он не отравится ядовитой травой.
  • Ветку вербы втыкали перед первой бороздой в пахоту. А почки вербы добавляли в семена, чтобы урожай получить здоровый и обильный.
  • С помощью освященной вербы искали клады. Где почки начинают опадать, там и клад закопан. Копать следовало только после молитвы, которая должна была снять с клада зарок недоступности.
  • А еще верба помогала выявить ведьм или колдунов. Когда жгли веточки вербы, тот человек, который просил огонька, считался нечистой силой.

Что делать с прошлогодней вербой?

Считается, что священными свойствами ветки вербы обладают в течение года до следующей весны. Ее нельзя выкидывать. Можно просто пустить ветки по течению реки, или сжечь их, а пепел высыпать в реку. Но лучше отнести в церковь, там, в специальном месте ее сожгут с молитвой. А вы принесете в дом новые освященные веточки.

Елена Фролова – Вербное воскресенье

Благовещение (стихи Марины Цветаевой)

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Жизнь русских православных протекает в северных широтах. Так как праздник Входа Спасителя в Иерусалим неразрывно связан с пальмовыми листьями, то нашему народу пришлось искать более подходящее растение.

Именно этим растением стала всем известная верба, которая еще со времен древних славян символизирует теплое весеннее дыхание и пробуждение матушки-земли. Возникает логичный вопрос – что же с ней делать в этот замечательный праздник? Для начала вербу необходимо наломать, или, если нет такой возможности, приобрести в специальном месте. Обычно перед праздником возле церквей сидят женщины и мужчины, у которых без проблем можно купить пучок ветвей. Затем во время специальной службы следует посетить церковь и окропить ветви святой водой, чтобы растение приобрело уникальные свойства. Традиция освящать растение берет свое начало еще с 10 века.

После того как вы на Вербное воскресенье принесли из церкви свежие ветки вербы, возникает правомерный вопрос: а что делать с прошлогодней освещенной вербой? Ведь просто так выкидывать такую «святыню» нельзя, так как она выступала в роли оберега от злых духов целый год и продолжает сохранять в себе защитные функции. Поэтому необходимо провести некий обряд по избавлению от старых веток вербы.

Ниже приведены способы, как можно это сделать:

  • Если есть поблизости какой-нибудь водоём (а лучше река), то ветки вербы можно пустить вниз по течению.
  • Можно просто сжечь старую вербу, а пепел развеять по реке либо высыпать в безлюдном месте.
  • Проросшие веточки можно посадить около реки или в лесу.
  • Ветки старой вербы можно положить в гроб умершему человеку. Некоторые люди с возрастом начинают собирать освещенные вербные ветки, чтобы их положили им в гроб после смерти.
  • Можно очищать и освящать свой дом при помощи старой ветки вербы. Её нужно зажечь как свечу и пройтись с ней по всему дому, произнося молитву.
  • Раньше сжигали ветки вербы в печи на Страстной неделе, когда пекли куличи для Пасхи.
  • Накануне Вербного воскресения или сразу же после него нужно подмести углы жилища ветками вербы и сжечь на улице, проговаривая слова благодарности за сбережение дома.
  • Можно отнести вербу в лес и оставить там, положив в кустах ивы.
  • Принести в церковь, где сжигают старую вербу, читая молитву.

Традиции и ритуалы

Возвратившись домой, верующие совершают следующие действия: берут ветки, на которые попала святая вода, и размещают их по всем комнатам. Ваза, в которой стоят пучки, должна быть обязательно светлой, так как считается, что такой цвет отталкивает злую энергетику. Раньше ветки стояли рядом с образами в Красном углу дома. Сейчас такую традицию размещать иконы в одном месте уже редко где можно увидеть.

И тем не менее, если в жилище есть икона, рядом тоже следует поставить вазу с вербой. Такой пучок обязательно хранится до следующего праздника. Если их выбросить раньше, можно накликать на себя беду. Традиционно перед Вербным воскресеньем прошлогодние веточки сжигают или выбрасывают в бурную реку, но не в стоячий водоем. Это связано с мнением, что такой оберег в течение года накапливает энергетику, плохо влияющую на семью. Традиционно праздник отмечается только в кругу семьи.

Интересно, но на Руси тещи ходили в гости к зятьям, чтобы подарить символический пучок вербы, чтобы те не обижали дочерей и в доме всегда был достаток. Также принято легко бить веточками вербы деток, чтобы те в течение года не болели и слушались родителей. Чтобы больной исцелился, по страдающему месту ударяли пучком. Народ верил в целебные свойства распустившихся почек – сушил их и добавлял во все блюда и выпечку.

Считалось, что так можно оградить себя от всех недугов. Перед длинным следованием путник съедал пару почек, тем самым оберегая себя от беды в дороге и неудачи в начинаниях. Женщины, которые не могли иметь детей, мастерили себе амулеты и носили их все время. Считалось, что верба – проводник между силами плодородной земли и человеком. В случае свадебного гулянья заботливые матери клали под подушку детям вербу, чтобы у них все получилось с потомством.

Поздравление с Вербным воскресеньем