Что говорит ребенок в 1 год. Речь ребенка в один год

В праздничном интерьере эти украшения выглядят ярко, неординарно и даже сказочно, создавая торжественную, неповторимую атмосферу, подчеркивая цветовое и стилевое оформление помещения. Неоспоримое преимущество такого вида украшений в том, что они легко и сравнительно быстро изготавливаются, требуют от своего создателя минимум средств и усилий, бывают разных видов, форм и размеров и могут быть изготовлены из любой бумаги – даже из обыкновенных салфеток. При этом зал, украшенный гирляндами, сердцами и шарами из помпонов всегда будет выглядеть нарядно и оригинально.

Помпоны можно не только подвешивать в виде ярких шариков-гирлянд, из них успешно делают панно для фотосессий, зонируют пространство, изготавливают цифры, цветы и прочие поделки и композиции, и в этой статье мы подробно разберем, как сделать разные виды помпонов для декора вашего праздника.

Главное в статье

Помпоны из бумаги своими руками: пошаговое руководство с фото

Традиционно, чтобы сделать изготовить помпон своими руками, требуется минимальный набор инструментов:

Технология изготовления помпонов почти всегда идентична.


Помпоны из гофрированной бумаги своими руками: мастер-класс с фото

Помпоны из гофрированной бумаги выглядят особенно нарядно, ведь она сама по себе имеет жатую текстуру. Поэтому декоративные шары из нее кажутся еще более пушистыми и объемными.

Для изготовления помпонов лучше выбирать гофру средней плотности, так как излишне тонкая может прорваться в процессе изготовления, а слишком толстая будет выглядеть грубовато, ее будет затруднительно заминать, формируя из нее помпон.

Схема изготовления помпона остается такой же, как в предыдущем пункте.

Помпоны из салфеток своими руками

Для изготовления помпонов подходят даже салфетки, более того, из этого доступного для каждого материала декоративные шарики получаются самыми нежными и воздушными. Сейчас можно приобрести салфетки любого цвета, плотности и текстуры. Делать помпоны из салфеток проще и быстрее всего, ведь это уже готовый материал, где ничего не нужно отмерять и отрезать – салфетки уже имеют стандартный размер и квадратную форму. Схема выполнения помпонов из салфеток простая:

  • Берем 10 салфеток, складываем их одну на другую.
  • Сворачиваем в гармошку, страясь собюдать одинаковую ширину загибов.
  • Находим серединку гармошки и перевязываем бесцветной леской или нитью в тон салфеткам.
  • Ножницами скругляем края. Если вы видите, что края недостаточно закруглены, подрежьте их еще, немного расправив веер.
  • Аккуратно расправляем каждую салфеточку с обеих сторон нашей гармошки. Получается пушистый и нежный помпон.

Вы можете сделать свои помпоны из салфеток еще наряднее, если возьмете материал двух и более цветов, чередуя разноцветные салфетки между собой, а можете поступить как на фото ниже, сделав из них красивый помпон-цветок.


Помпоны из крепированной бумаги своими руками

Помпоны из тишью своими руками: видео мастер-класс

Бумага тишью – гладкая, нежная, по-праздничному шуршащая как нельзя лучше подходит для изготовления помпонов, которые получаются самыми нарядными, пышными и долговечными. К тому же обычно эта бумага уже идет в продаже в листах, к примеру, 25х35 см и отлично подходит для изготовления больших помпонов.

Маленькие помпоны своими руками

Не всегда есть необходимость изготавливать объемные помпоны для декорирования помещения. Бывают случаи, когда нужно сделать именно маленькие помпончики, например, чтобы обклеить ними цифру, сделать из них букет, гирлянду, какую-либо поделку, прикрепить на костюм и для прочих целей.

Объем помпона будет зависеть от размера бумаги, которую вы применяете.

Чтобы получить небольшой помпон диаметром 7-8 см, возьмите 4 обыкновенные салфетки (стандартный размер 23х23 см), сложите их двое и положите друг на друга.

  • Сверните салфетки гармошкой, двигаясь по длине материала, чтобы получилось как можно больше загибов.
  • Закрепите ниткой посредине и закруглите края ножницами.
  • Расправьте лепестки к центру, и миниатюрный пушистый помпон готов.

Как сделать большие помпоны своими руками?

Для изготовления больших помпонов лучше всего подойдет тонкая гофрированная бумага или бумага тишью. Чтобы сделать помпон-гигант, запаситесь большим количеством бумаги – для такого изделия понадобится целая упаковка папиросной или креп-бумаги, общей длиной рулона 10 м. Стандартная ширина таких рулончиков — 42-45 см.

Помпоны из пакетов своими руками

Помпоны сегодня используются во многих сферах жизнедеятельности – ними не только украшают залы и делают из них всевозможные поделки, они также активно используются в танцах, гимнастике и прочих способах проведения досуга. Нередко дети возвращаются из школы домой с заданием сделать помпоны из пакетов, чаще всего они используются для черлидинга – вида спорта, сочетающего в себе танцы, гимнастику, акробатику и элементы шоу.

Многие девочки вступают в так называемые «группы поддержки» в первую очередь для того чтобы надеть яркую одежду и танцевать с пышными помпонами в руках. Выполняются помпоны для черлидинга чаще всего из пакетов, а как их делать быстро и красиво – мы вас научим.

Как сделать помпоны для черлидинга своими руками?

Для того чтобы сделать 2 ярких, пушистых помпона для черлидинга, приготовьте:

  • 2 упаковки целлофановых пакетов – достаточно будет 2-х разных цветов, хотя можно и одного;
  • Ножницы;
  • Скотч;
  • Деревянную или пластиковую палочку.
  1. Пакеты сложите один на один, срежьте острые уголки и разрежьте места их спайки.
  2. Сложите пакеты пополам, определив середину.
  3. С обеих сторон сделайте надрезы, не дорезая до линии сгиба. Старайтесь сделать полоски одинаковыми по ширине. Если ваша задача – сделать пышный помпон, отмеряйте полосочки поуже.
  4. Согните стопку пакетов пополам, скрутите и зафиксируйте скотчем вокруг палочки, сделав таким образом ручку для помпона. Готово!

Особенно яркими, разноцветными и пышными получаются помпоны из мусорных пакетов, тем более размер материала позволяет сделать их наиболее объемными.

Как сделать самый пушистый помпон из бумаги своими руками?

Чтобы сделать мега пушистый и объемный бумажный помпон, нужно для него взять как можно большее количество бумаги, которую разделить на равные части – квадраты или прямоугольники – не менее 20 листов.

Единственное, с чем у вас может возникнуть сложность – это с закруглением краев помпона, ножницы вряд ли справятся с такой толщиной слоев бумаги сразу. Поэтому изготовьте трафарет по размеру и толщине вашего веера, например, из картона, и закругляйте края помпона не все сразу, а по частям, пользуясь трафаретом.

Что можно сделать из бумажных помпонов своими руками?

Помпоны хороши и красивы как самостоятельное украшение интерьера, так и «в составе» прочих декораций и поделок. Создавайте из помпонов оригинальные изделия, пользуясь нашими подсказками и мастер-классами.

Цветы из помпонов своими руками: мастер класс с фото

Цветы из бумажных помпонов можно сделать разными способами. Сами помпоны уже выглядят как распустившиеся пышные цветы, но можно еще больше усилить этот эффект.

  • Возьмите салфетки трех цветов – по 2 штуки каждого цвета.
  • Сложите вдвое, а затем одна на одну, получится прямоугольник.
  • Сделайте гармошку по длинной стороне прямоугольника.
  • Наметьте середину и туго обмотайте леской.
  • Края можно закруглить ножницами, а можно сделать лепестки треугольными.
  • Расправьте аккуратно лепесточки цветов с одной и другой стороны, сводя их к центру, при этом нижняя часть помпона также «уйдет» в верхнее «соцветие» и получится не круглый помпон, а пышный цветок.

Вот еще один простой способ быстро сделать бумажные гвоздики и даже букет из помпонов.

А вот в такой несложной технологии изготовления цветов-помпонов можно создать маки, которые просто не отличить от настоящих.

Декорирование зала помпонами из бумаги




Фотозона своими руками из бумажных помпонов

Разноцветные помпоны – простое, оригинальное и весьма эффектное решение для оформления фотозоны. Сфотографироваться на фоне стойки, украшенной помпонами в стилевом решении праздника, будет кстати и на свадебном торжестве, и на зажигательной молодежной вечеринке, и на веселом детском празднике.





Цифра из помпонов своими руками

Сейчас очень актуально поздравлять деток с днем рождения, украшая их праздник объемной цифрой из помпонов. Такие изделия выглядят очень ярко и нарядно, поднимая настроение имениннику и всем деткам на празднике. Особенно трогательно будет, если родители сами изготовят такую пышную, разноцветную циферку, а мы расскажем, как это сделать просто и легко.

Сердце из помпонов своими руками

Очень трогательно и романтично смотрится такая экспозиция, а особенно ярко и оригинально выглядят фотографии, сделанные на фоне такой фотозоны. Порадуйте своего любимого таким сюрпризом, например, на , или на , а пока – вдохновитесь нашими фото-идеями.



Бумажные шары помпоны своими руками

Очень красиво и необычно смотрятся шары-помпоны, изготовленные в технике «соты». Для такого изделия нужно запастись довольно большим количеством бумаги и уделить как минимум 30 минут своего времени, пока не набьете руку, но результат будет того стоить.

Вам понадобится:

  • бумага тишью;
  • клей (лучше НЕ горячий);
  • ножницы;
  • картон (или плотный лист);
  • двухсторонний скотч;
  • веревочка;
  • 2 разноцветных карандаша.

Гирлянда из помпонов своими руками

Ну и конечно же, помпоны так и «просятся», чтобы изготовить из них гирлянду — новогоднюю, или на любой другой праздник. Делается это очень легко, ведь помпоны, благодаря их пушистости, довольно просто насаживаются на нить или леску при помощи любого клея. А как это нарядно, празднично и гармонично выглядит, убедитесь сами.



Альтернатива гирляндам из классических помпонов – композиции из ярких и игривых помпонов-кисточек, на изготовления которых вы потратите минимум затрат, времени и усилий.


Поделки из помпонов из бумаги: идеи с фото

Обыкновенные помпоны из бумаги могут совершенно неповторимо и самобытно украсить ваш дом, при этом не только во время праздника. Из помпонов можно изготовить совершенно невероятные вещи – оригинальные предметы интерьера. А детские поделки из помпонов – доступный и простой вариант, чтобы ваш ребенок принес в детский сад не просто «дежурный» сувенир, а необычное рукотворение, тем более, что сделать простой помпон сможет даже ребенок детсадовского возраста. Черпайте идеи из фото, представленных ниже.





Первый год жизни малыша – самый важный и насыщенный. Никогда в жизни не будет таких разительных изменений, такого прогресса в развитии малыша, как в эти 12 месяцев.
За это время вес ребенка увеличивается втрое, появляются 8-12 зубов, он умеет ходить (самостоятельно или с поддержкой взрослых)…
Несмотря на столь разительные перемены, многие родители задаются вопросом, соответствует ли развитие их ребенка общепринятым стандартам, существуют ли таковые вообще. О том, что должен уметь ребенок в 1 год, и поговорим сегодня.

Физические показатели: что считается нормой?

Каждый малыш, начиная свой жизненный путь, имеет разные стартовые возможности и условия. Ничего странного, если к концу первого годика детки приходят с разными показателями. Младенец – это чистый лист, и что на нем будет написано, зависит от многих факторов.

Но, несмотря на индивидуальные особенности, по мнению ВОЗ , к первому году жизни ребенок должен прийти с такими физическими показателями и иметь такие двигательные навыки:

  • Увеличением веса примерно втрое;
  • С ростом, увеличившимся на половину показателя при рождении;
  • Умением стоять, ходить (с помощью), приседать и подниматься;
  • Подниматься по лестнице (ползком или с помощью взрослых);
  • Катать коляску;
  • Залезать на стул, диван;
  • Нажимать на игрушки, создающие звуки.

Параметры роста и веса не имеют константы , однако, в педиатрии существует таблица с примерными показателями физических параметров развития малыша. Здесь важен взвешенный подход: если родители хрупкого телосложения, сложно требовать от ребенка полного соответствия принятым нормам.

Важно следить, чтобы рацион малыша был разнообразным, в него входило достаточно продуктов с кальцием витамином Д.

Познавательное развитие малыша: активность и мелкая моторика рук

Годовалый возраст крохи – это период открытия и познания мира, отдельных явлений, осознание свойств и предназначения предметов. Крайне важно, чтобы в этот период ребенок имел возможность полноценного общения с родителями, старшими детьми, сверстниками. Это дает возможность наблюдать, сравнивать, повторять действия.

Рита, мама Егора 1 год: «Оказывается, и между грудничками может быть конкуренция. Девятимесячный сынишка соседки умел показывать на пальчиках, что ему будет скоро один годик, а моему был год, но я его этому не учила. Малыш научился моментально, и в тот же день не только показывал, сколько ему лет, но и научился говорить «динь» (один в переводе)».

Психологи считают, что годовалый малыш может самостоятельно выполнять такие манипуляции:

  • Складывать и разбирать пирамиду;
  • Собирать мелкие игрушки в коробку или в другую объемную игрушку (ведерко и пр.);
  • Строить башенку из кубиков;
  • «Найти» себе забаву из обыденных вещей (посуда, обувь).
  • Воспроизводить «жизненные» ситуации: кормить куклу, причесывать собачку, на своем языке хвалить или ругать кого-то;
  • Брать пальчиками мелкие предметы, отдавать их по просьбе;
  • Катать мяч, перекатывать его напарнику по игре;
  • Подражать действиям взрослых «как дед кашляет, папа читает газету, мама красит губы»;
  • Интересовать содержимым ящиков, шкафчиков, открывать и закрывать их;
  • Подражать поведению старших деток или повторять за сверстниками: пищать, хлопать, прыгать.

Мама восьмимесячного Ростислава поделилась «изобретением» сынишки: «Сын сидел в манеже и громко смеялся. Когда я подошла, увидела занимательную картину: малыш ставил карандаш (с гранями) в чашку, наклонял ее немного, и карандаш катался по стенкам чашки, издавая цокот из-за перекатывания с грани на грань. От этого звука кроха весело хохотал, а когда карандаш останавливался, он опять наклонял чашку, и движение по инерции продолжалось».



Социальные навыки и привычки

Годовалого ребенка, которого родители не ограничивают в общении, прогулках, отличает от чрезмерно опекаемых сверстников активное поведение, коммуникабельность и желание все попробовать, постоянно двигаться. Получив доступ к заинтересовавшему объекту, малыш уделяет ему внимание, исследует, испытывает всеми возможными способами, хвастается перед другими.

Для годовалого возраста свойственно такое поведение ребенка:

  • Проявлять свои чувства к маме, папе, любимым игрушкам. На вопрос «А как ты любишь маму?» целовать и обнимать, даже укусить обожаемый объект;
  • Радостно реагировать на появление новой игрушки;
  • Радоваться приходу знакомых ему людей;
  • Показывать на фото членов семьи;
  • Бояться незнакомых людей;
  • Интересоваться книжками, увлеченно их перелистывать, показывать пальчиком на знакомых животных, предметы, на сказочных персонажей;
  • Петь и танцевать (реакция на звучащую музыку);
  • «Возмущаться» на запреты или строгий тон старших при помощи мимики, сварливого бормотания, писка, крика;
  • Подражать многим действиям взрослых; пылесосить, говорить по телефону, собираться на работу;
  • Хвалить себя, рассматривать себя в зеркало.

Чем больше малышу уделялось внимания, велись с ним взрослые «беседы», «читались» книжки, тем больше багаж знаний и умений будет к годовалому возрасту у крохи.

Речь и ее понимание

По мнению неврологов, одним из основных навыков того, что должен уметь делать ребенок в год – это понимать речь других и начинать произносить свои первые слова. Важнейшим показателем нормального развития малыша есть его реакция на просьбу других: «Покажи, где у тебя ушко, принеси мячик, покорми куклу и пр.». Если реакция отсутствует, есть повод для беспокойства: у малыша могут быть проблемы со слухом (зачастую это обнаруживают раньше, чем в год) или он отстает в развитии.

Так что должен знать ребенок в 1 год, какой «словарный запас» считается нормальным к 12-месячному возрасту?

  • Произносить от десяти отдельных слов;
  • Подражать звукам, издаваемым животными, транспортом, показывать, как сам малыш поет или разговаривает по телефону;
  • Копировать интонацию взрослых;
  • Произносить отдельные слова или их заменители при общении с другими детками;
  • Выполнять просьбы взрослых, понимать запреты;
  • Указывать на предметы интерьера, перечисляемые взрослыми;
  • Реагировать на свое имя;
  • Выполнять игровые манипуляции «ладушки, ку-ку, пока».



Характер

К годику родители уже хорошо ориентированы на личностные свойства малыша: спокоен или капризен, усидчив или слишком активен. Это заложено природой, и как говорили мудрые мира сего, воспитательными мерами нам по силам изменить лишь несколько процентов.
12-месячный возраст – это тот период, когда ребенок начинает осознавать, что расставание с мамой – это плохо, появляются первые детские страхи. Мудрые родители – те, кто терпеливо объясняет, куда идет, на какое время, умеет договариваться с малышом и не поддается на крики, истерики (в годик это уже ярко проявляется).
Важно научить малыша правильной реакции на запрет: серьезный тон и спокойное объяснение со временем выработает у крохи понимание слова «нельзя».

Бытовые навыки

К году ребенок должен владеть некоторыми бытовыми навыками:

  • Держать в руке и кусать твердую пищу;
  • Самостоятельно пить;
  • Пытаться самостоятельно кушать (руками или специальной ложкой);
  • Понимать и активно участвовать в гигиенических процедурах: давать ручки и лицо для умывания, вытирать руки;
  • Делать первые попытки одеваться, реагировать на слова мамы «давай одну ножку, а теперь вторую»;
  • Осознавать связь между мокрыми штанишками и своими потребностями, показывать, что ему дискомфортно от того, что одежда мокрая или хочется на горшок.

Можно ли ускорить развитие малыша?

Список того, что должен знать и уметь малыш в 1 год, довольно солидный. Как прийти к такому результату, имея всего 12 месяцев в запасе?
Природа мудра, основные навыки ребенок получает на генетическом уровне, но вот относительно психоэмоционального развития – здесь есть простор для того, чтобы вырастить маленького вундеркинда.

Естественно, природные данные – это сверхважно, но общение и ранее развитие способны принести поразительные плоды. Начав учить малыша плаванию в возрасте нескольких месяцев, к году получаем результат, который недоступен 99% сверстников. Неправильно говорить, что ребенок ничего не умеет, вернее признать, что родители его ничему не научили.


Как ускорить развитие: игры, занятия, путешествия

Как помочь малышу расти активным, умным и любознательным? Ответ прост: предлагать ему новые предметы, впечатления, общение не после того, когда это ребенка заинтересует, а до того момента, то есть действовать по методике опережающего развития. Для этого не нужны огромные финансовые вложения, няни и репетиторы. Достаточно внимания, любви и желания самих родителей.

Нередкие случаи, когда ребенок первый раз видит ножницы и пытается ими резать в детском саду в возрасте 5 лет. Аналогичная история и с акварельными красками, клеем, цветной бумагой и пластилином. И есть другие случаи, когда полуторагодовалый ребенок ловко орудует ножницами, рисует красками при помощи собственных ладошек и вместе с взрослыми клеит отрывные аппликации.

Чемпионы, ученые, изобретатели вырастают в тех семьях, где ребенку с пеленок предлагалось что-то новое, интересное, увлекательное. А ведь ничего сложного в этом нет: детский турник, гимнастическое снаряжение, энциклопедия, краски и бумага, совместные путешествия и постоянные беседы с малышом – это даст результат, и тогда даже в годовалом возрасте малыш будет радовать вас своими успехами.

Видео по теме

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Основные навыки годовалого ребенка

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года»

Начало

  • Следит глазами за источником света ()
  • Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами ()
  • Улыбается маме ()
  • Держит головку (когда ребенок )
  • и обратно
  • Тянет руки к игрушкам
  • Сидеть ()
  • Агукает ()

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно ().
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) ().
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:


  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой () на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

А вообще, все дети разные и индивидуальные!