Что грудничок в 4 месяца. Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Вашему ребенку 4 месяца. Он стал другим не только внешне, но и по поведению. Это уже не тот беспомощный малыш, которого вы принесли из роддома. Он многое умеет и с каждым днем действует все более осмысленно и уверенно. Считается, что в этом возрасте завершается адаптация к окружающим условиям и меняются все системы организма.

Общее физиологическое развитие

К этому возрасту кроха набрал еще 750 г, объем груди увеличился на 2,5 см, а головы - на 1 см. Теперь малыши весят 6-7 кг (плюс-минус 1 кг), а норма роста - 60-63 см (плюс-минус 3 см).

В этот период жизни у малышей начинают быстро расти ногти и волосы. Необходимо вовремя состригать отросшие ноготки, так как ребенок еще не умеет управлять ручками и может сильно оцарапать себя.

Увеличивается физическая активность грудничков и уменьшаются периоды дневного сна. Теперь на сон уходит 14-15 часов в сутки, а период бодрствования между сном и кормлением составляет 2 часа.

Большинство младенцев все еще питаются преимущественно грудным молоком, и сегодня все педиатры мира сходятся во мнении, что это лучшая еда для малыша. Но если случилось так, что вы не можете кормить ребенка грудью, то в этом нет ничего страшного. Главное, правильно выбрать смесь и прикорм, обращаясь только к известным маркам.

Умения и навыки

В развитии ребенка на четвертом месяце тоже много нового. Он делает первые попытки переворачиваться со спины на животик. Покажите карапузу яркую игрушку, пусть он заинтересуется ей. Но не давайте ее ему в ручки, а положите рядом. Малыш будет тянуться к игрушке, кряхтеть. Это поможет ему научиться поворачиваться набок, а позже и на живот. К концу четвертого месяца детишки уже могут поднимать верхнюю часть тела в положении «на животике», при этом они уверенно держат голову и поворачивают ее в разные стороны. Малыши могут немного проползать вперед, вытягивая туловище на руках.

4-месячный кроха уже пробует переворачиваться на животик, готовится к сидению и активному ползанию

В этом возрасте ребенок подготавливается к этапу сидения. Он может подтягиваться ручками, хватаясь за пальцы взрослого. Происходит так называемая группировка ребенка: он подтягивается головой и туловищем и свободно удерживается в этом положении.

На четвертом месяце более точными и уверенными становятся движения младенцев. У них развивается координаторная функция «глаз-рука-рот». Все то, что малышу попалось в ручку, он ухватит и потянет в рот. Он также тянет в рот и свои ручки.

В этом возрасте ребенок начинает различать цвета и форму предметов, поэтому рекомендуется давать малышу игрушки разнообразных цветов и форм. Кроме того, у карапуза появляются любимые игрушки и те, с которыми он играет неохотно.

Особенности нервной системы

У четырехмесячного грудничка угасают безусловные рефлексы, а вместо них формируются условные. Например, хватательный рефлекс: раньше малыш сразу хватал предмет, а теперь он на него смотрит, а только потом тянется к нему.

Поисковый рефлекс выражался в тактильных ощущениях, а теперь он тоже зрительный. Например, видя бутылочку, кроха открывает рот. Он готовится к акту сосания.

Психоэмоциональное развитие

Проведите несложный психологический эксперимент: встаньте рядом с малышом, улыбаясь ему. И он улыбнется вам в ответ. Если вы отвернетесь, то кроха попробует обратиться к вам призывными звуками. Если ребенок в 4 месяца не реагирует таким образом, это сигнал - он не проявляет инициативы в общении. Необходимо задуматься над этим. Общение и привязанность - важная характерная особенность психологического развития ребенка в 4 месяца.


В этот период детям очень нужно общение с любимыми мамой и папой. Когда он их видит, то начинает активно двигаться, выражая тем самым свою радость

В этот период у детей проявляется еще одна психоэмоциональная особенность - комплекс оживления. Когда в поле зрения ребенка появляется мама или папа, его ручки и ножки начинают активно двигаться, он может взвизгивать, что-то лепетать и улыбаться.

Малыши четвертого месяца жизни очень настороженно относятся к незнакомым людям. И даже к родственникам, которых они редко видят. Кроха может заплакать, если к нему подойдет посторонний человек. В этом возрасте младенцы еще не способны распознавать образ взрослого, если он немного изменился: стоит маме надеть, например, очки, и кроха не узнает ее. Такая метаморфоза тоже может его испугать.

Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие ребенка. На 4-м месяце жизни малыш не просто видит, он способен следить глазами за движущимся предметом или объектом, который находится не дальше нескольких метров. А если предмет убрать из поля зрения, то карапуз тут же про него забудет и вспомнит, если его снова ему показать. На этой особенности детей данного возраста строятся разные игры.

Малыши на данном этапе развития предпринимают первые попытки «разговаривать». Конечно, «говорят» они пока на своем младенческом языке (гулят, лепечут), но мамочки и папочки уже способны их понимать.

Малыши улыбаются, громко смеются, визжат. В этот момент необходимо поддержать своего кроху в его стремлении общаться, больше говорить с ним, поощрять его речевую активность.

Называйте вслух предметы, комментируйте свои действия (даже если вы просто меняете памперс), пойте ему песенки, читайте потешки, играйте в игры. Можно повторять за младенцем звуки, которые он издает, тем самым обучая его первым азам диалога. Не понимая смысла фраз и слов, крошка будет слушать тональность и эмоциональные краски голоса. Все это стимулирует малыша начать быстрее говорить и читать.

Аспекты питания

Соки: давать или не давать?

Наверняка в вашей семье есть бабушки, которые помнят, как в их молодость детям уже в 2 месяца давали сок. Действительно, так и было. Тому поколению очень хотелось посытнее накормить детей, дать им больше витаминов.


С 4-х месяцев можно начинать прикорм. Как правило, это каша или овощи. Фрукты и соки даются ребенку позже

Сегодня от этой тактики отказались, так как стало ясно, что витаминов в том количестве соков, что предлагается малышам, мало. А кроме того, сок раздражает стенки кишечника ребенка. В результате он не только эти витамины не усваивает, он не усваивает и то, что должен получить с другим питанием. Это подтверждает Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ - документ, подписанный двумя академиками. В нем же говорится, что до 4-х месяцев ребенок должен получать только грудное молоко (или адаптированную молочную смесь), и ничем прикармливать его не нужно .

В целом 4-месячный ребенок должен получать 1 литр еды в сутки.

Прикорм

Каша

В 4 месяца можно начать вводить первый прикорм. Традиционно в нашей стране это каша. Кашу рекомендует и Союз педиатров России. Каша должна быть безглютеновая (рис, кукуруза, гречка). Необходимо выбрать какую-то одну кашу и предложить ее малышу сначала в очень небольшом количестве, постепенно увеличивая порцию. Обычно начинают давать 1 чайную ложку готового продукта и доводят количество до 100 грамм.

Большинство педиатров не рекомендуют варить каши самостоятельно, лучше купить готовые, которые разводятся водой или грудным молочком (смесью). Дело в том, что промышленные каши лучше промолоты и измельчены, они обогащены витаминами и микроэлементами, которые необходимы детям.

Если варить кашу самостоятельно, то нельзя делать это на цельном молоке, которое вводится гораздо позже. Следует измельчить крупу в кофемолке и сварить ее на овощном бульоне. Если потребуется, протереть кашу через сито.

Кашу лучше давать утром - формируем завтрак, но можно и вечером.

Овощное пюре

На один вид прикорма дается около 2-х недель, по прошествии которых можно начинать вводить что-то другое. Например, овощное пюре. На самом деле, прикорм не всегда начинается с каши - можно начать и с овощного пюре, особенно если у ребенка избыточная масса тела, запоры или склонность к диатезу.

Лучшие овощи для первого прикорма - кабачок, цветная капуста, брокколи. Овощной прикорм обычно вводится днем, потому что с его помощью формируется обед. Начинайте давать малышу овощи с 1 чайной ложки и за 2 недели доведите до 100-150 г.

Итак, ближе к 4,5-5 месяцам ваш малыш уже завтракает и ужинает кашей (100 г), обедает овощным пюре (100-150 г). Докорм - смесью или грудным молоком.

Особые указания

  1. Начинайте прикорм только в том случае, если ребенок полностью здоров и пребывает в хорошем настроении, иначе он не сможет положительно воспринять новый для него вкус еды.
  2. Первый прикорм лучше давать утром или в обед, в первой половине дня. У вас должно быть время на то, чтобы понаблюдать за реакциями организма младенца. Сосредоточьте внимание на коже (нет ли сыпи, покраснений), краснота вокруг ануса и на ягодицах тоже говорит об аллергии. Проследите за стулом, следующие реакции должны вас насторожить: учащение стула, слизь, зелень или комочки в кале.


Теперь малыш стал более интерактивным, с ним интересно проводить время, играть. Игры для крохи - это не только развлечение, но и способ развития различных навыков и умений

Игры с малышом в 4 месяца

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Пальчиковые игры

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха - ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.


Подвесные игрушки помогают развивать мелкую моторику и координацию движений

Игра на раскрытие кулачка и развитие тактильных ощущений

Проведите ладошками карапуза себе по лицу, раскрывая кулачок. Приговаривайте: «Мама хорошая, хорошая».

Игра на координацию движений

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Исследуем собственное тело

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками

Игры со звуками - любимая забава деток этого возраста. Ваша задача - издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.


Уход за ребенком в 4 месяца несложен: как правило, это купание, подмывание, обработка ушей и глазок, мытье головы. Важно в этот период начать заниматься гимнастикой для младенцев

Уход и гигиена

С 4-месячным ребенком необходимо ежедневно делать гимнастику (при условии, что он весел и здоров).

Положите ребенка на спинку:

  • Ручки вверх-вниз, затем по кругу в одну и другу стороны.
  • Скрестите ручки и разведите в стороны, затем опять скрестите.
  • Поворачивайте кроху на левый, затем на правый бок.
  • Согните и разогните ножки, сделайте ими круговые движения - сначала одной ножкой, потом другой, а в конце - обеими.

Положите на животик:

  • Сгибайте ножки в коленях, затем выпрямляйте их, разводите их в стороны и сводите.

Гимнастика - важная вещь в этом возрасте, но все должно быть в меру. Малыш не должен переутомляться. 5 минут утром - достаточно для 4-месячного карапуза. Во время гимнастики пойте ему веселые песенки, читайте потешки, главное, чтобы он почувствовал ритм. В конце не забудьте похвалить детеныша.

Необходимо следить за чистотой и гигиеной малыша:

  • чистите носик и ушки по мере надобности специальными ватными палочками с ограничителями;
  • купайте младенца каждый день в одно и то же время;
  • мыть голову достаточно 1 раз в неделю;
  • после туалета ребеночка нужно обязательно подмывать;
  • раз в неделю подрезайте ему ноготки.

Когда стоит волноваться

Развитие ребенка в 4 месяца не всегда происходит строго по шаблону и не всегда соответствует какому-то стандарту. Все дети индивидуальны. Однако средние показатели именно такие, какие описаны выше. На них можно опираться, но ни в коем случае не паниковать, если ваши результаты немного отличаются. Волноваться стоит только тогда, когда малыш:

  • не желает общаться и не замечает окружающих людей;
  • не оживляется при виде мамы или папы;
  • не имитирует звуки;
  • не улыбается и не смеется;
  • не заинтересовывается яркими игрушками и картинками.

В этих случаях можно говорить о подозрении на небольшое отставание в развитии, поэтому ребенка стоит показать педиатру.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Время чтения: 5 минут

Малыши в возрасте до 1 года активно развиваются, постоянно радуя родителей чем-то новым. Что должен уметь ребенок в 4 месяца, зависит от того, мальчик это или девочка, индивидуальных особенностей грудничка, но некоторые навыки обязательно должны быть. В этом возрасте младенец уже значительно отличается от новорожденного, у него меняется восприятие предметов, режим питания и дневного сна.

Развитие ребенка в 4 месяца

Если сравнить трехмесячного кроху с четырехмесячным, то отличия будут поразительными. Дети в раннем возрасте очень быстро развиваются физически и эмоционально. Стоит отметить, что умения ребенка в 4 месяца практически не зависят от того, мальчик это или девочка. Пол может влиять только на вес и рост младенца, но не всегда. У детей в это время уже укрепились мышцы спины, поэтому они пытаются ползать и учатся переворачиваться . Как правило, малыш уже уверенно держит головку.

Гипертонус ручек в этом возрасте уже пропал, а в ножках еще немного сохраняется. Кроха пытается самостоятельно сесть, но пока не может справиться с этой задачей и помогать им, сооружая опоры из подушек, не рекомендуется. Зрение способно различать цвета. Особенно нравится малышу в 4 месяца желтый, синий, зеленый и красный. Мышцы глаз укрепляются и младенческие дефекты (небольшое косоглазие и прочее) проходят.

Слух тоже активно развивается и четырехмесячные крохи способны различать, откуда идет звук, поворачивать головку в нужном направлении. Ребенок уже не спутает голоса родителей с речью посторонних людей. Если включить малышу музыку, можно заметить, как он покачивается в такт. При этом ритмичные мелодии с низкими тонами гораздо больше нравятся малышам и малышкам, чем высокие тона.

У ребенка в 4 месяца быстро растут ногти и волосы. Пищеварительная система окрепла к этому времени и не реагирует коликами или вздутием на прикормы . Организм хорошо переваривает не только грудное молоко, но и некоторые другие продукты. Родители могут заметить сильное слюноотделение. Это связано с постоянным нахождением во рту крохи посторонних предметов, которые он таким способом изучает. Эмоции в 4 месяца ребенок демонстрирует уже более ярко и осознанно.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Здоровые девочки и мальчики в таком возрасте уже имеют большое количество полезных навыков, а рефлексы новорожденных постепенно исчезают. Что умеют дети в 4 месяца, зависит от индивидуальных особенностей организма, питания, воспитания. Стандартные навыки грудничков следующие:

  • начинают улыбаться осознанно;
  • умеют громко смеяться;
  • берут игрушку и удерживают;
  • умеют переворачиваться со спины на живот;
  • умеют произносить звуки;
  • некоторые произносят слоги;
  • узнают родителей;
  • реагируют на щекотку;
  • приподнимают голову, лежа на спине;
  • держат бутылочку.

Что он должен уметь

Переживать из-за того, что кроха не соответствует принятым нормам, не нужно. Однако есть основные навыки, что должен уметь ребенок в 4 месяца, при условии, что он полностью здоров:

  • внимательно рассматривать предметы;
  • уверенно держать голову;
  • приподнимается на предплечьях, при этом удерживая верхнюю часть тела;
  • определять источники разных звуков, поворачивая к ним голову;
  • переворачиваться со спины на бок и живот;
  • захватывать и удерживать погремушку.

Что понимает ребенок в 4 месяца

Четырехмесячный грудничок с удовольствием смотрит на свое отражение в зеркале и понимает, что это его лицо. Характерно для маленьких деток этого возраста осознание того, во что они одеты. Родители могут заметить, как кроха тянет себя за рукав или край распашонки. Младенец следит за речью взрослых, пытается подражать. При виде новых игрушек дети этого возраста радуются, внимательно изучают незнакомый интересный предмет.

Физические навыки

У четырехмесячного грудничка начинают появляться новые навыки. По сравнению с новорожденным, малыш отличается активными движениями, способностями хватать и удерживать яркую игрушку, попытками приседать. Что обязательно должен уметь ребенок в 4 месяца – уверенно манипулировать головкой, долго держать ее, лежа на животе и смотря по сторонам. Лежа на спине младенец этого возраста может прижимать к груди подбородок.

Если трехмесячному крохе было трудно делать перевороты со спины на живот, то к концу четвертого месяца ребенок должен легко справляться с этой задачей. Чтобы научить правильно переворачиваться своего малыша, можно положить рядом с ним несколько ярких предметов для привлечения внимания. Когда кроха заметит игрушки, нужно взять его за левую ножку, закинуть направо, осторожно перевернуть ребенка на бок, а потом на живот. Аналогичное упражнение нужно проделывать на другую сторону.

Психологическое и эмоциональное развитие

Малыши четвертого месяца жизни не только резво двигаются, но и начинают осваивать навыки речи, выражать различные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, обиду). Психологическое развитие ребенка этого возраста отличается тем, что кроха быстро оживляется, радуется при виде мамы с папой, улыбается, гулит. Поведение ребенка становится более дифференцированным. Он реагирует на игры, выделяет любимые игрушки, расстраивается, когда любимое занятие заканчивается .

Развитие речи

Что должен уметь малыш в 4 месяца – произносить отдельные звуки и слоги «ма», «па», «ба». Однако звукоподражание крохи неосознанное. Звуки произносятся так, будто ребенок пытается сказать что-то. Прежде всего, отчетливыми становятся буквы: «а», «о», «м», «б», «п». Стимулируются речевые навыки в результате общения с малышом. При этом он должен осознавать, что с ним не только разговаривают, но и слушают. Кроме того, для развития речи детям показывают игрушки, картинки, читают книги, поют песенки.

Отклонения от норм развития

Родителям стоит посетить детского врача, если отсутствуют важные навыки ребенка в 4 месяца. Проблемами развития считаются:

  • малоподвижность;
  • неумение держать головку;
  • не пытается издавать звуки;
  • не реагирует на звуки и свое имя;
  • улыбается неосознанно или не улыбается вообще;
  • не интересуется игрушками;
  • не узнает маму и других людей.

Что способствует развитию

Если вы узнали, что делает ребенок в 4 месяца, и поняли, что ваш малыш не освоил все стандартные навыки – это не повод бежать к педиатру. Благодаря массажу, физическим упражнениям и регулярному общению он вскоре догонит сверстников. Разговаривая с ребенком, родители учат его диалогу. При этом нужно провоцировать ответные действия со стороны младенца. Зрение можно развивать с помощью ярких игрушек правильной формы. Вместо телевизора стоит включать приятную музыку (нежные неагрессивные звуки). Мелкими предметами развивается моторика ручек крохи.

Физические упражнения

Для укрепления всех систем маленького организма и повышения активности младенца стоит делать следующие упражнения с малышом:

  1. Сгибают ножки ребенка по очереди, потом одновременно. Кроха при этом лежит на спине, коленки разведены. Ножки должны касаться животика, затем полностью выпрямляться.
  2. Исходная позиция малыша – лежа на спине. Большие пальцы рук вкладывают в ладони ребенка, он рефлекторно сжимает кулачки. Разводят ручки в стороны, вперед, по кругу.
  3. Еще одно упражнение, когда малыш держит вас за большие пальцы: ручки разводят в стороны, скрещивают на груди. Положение рук ребенка поочередно меняют (то левая, то правая сверху при скрещивании).

Видео

4 месяц жизни ребенка

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка , это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живот на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на котонную он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам

1. ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Вот уже и третий месяц позади с момента рождения малыша. У большинства деток к этому моменту нормализовалась микрофлора кишечника . Неприятные колики и частые вздутия животика из-за накопившихся газов уже не так часто мучают малыша.

В три месяца ребёнок научился дотягиваться до предметов, находящихся рядом с ним. Благодаря окрепшей опорно-двигательной системе и постоянно совершенствующейся мелкой моторике пальчиков, кроха легко захватывает и удерживает игрушку. Некоторые мамочки начинают вводить прикорм уже на 3 месяце.

В этом материале мы расскажем вам о том, что должен уметь маленький ребенок в 4 месячном возрасте, как правильно организовать режим дня и питание с прикормом, какой вес должен быть у четырёхмесячного малыша при нормальном развитии,как правильно укреплять мускулатуру грудничка,если он не переворачивается самостоятельно.

В этом возрасте кроха старается имитировать окружающие его звуки. В громкости, темпе и интонации звуков, которые он производит, можно обнаружить сходство с манерой разговорной речи родителей. Ребенок ярче выражает свои эмоции - радуется и улыбается при появлении мамы или папы рядом с ним, приглашает к общению.

Малыш хорошо видит объекты на расстоянии до 4 метров. Кроха старается фокусировать свой взгляд на объекте, находящимся в поле его зрения.

К 4-5 месяцам слух малыша развит практически также хорошо, как и у взрослого человека. Ребенок поворачивает головку к источнику, издающему звук, внимательно всматривается в ту сторону.

Мускулатура крохи заметно окрепла - лежа на животике , он может высоко поднять верхнюю часть туловища и голову, опираясь на крепкие ручки.

Некоторые четырёхмесячные детки уже умеют переворачиваться со спины на животик, но большинство крох пока только учатся делать подобные упражнения. Кроме ежедневного укрепляющего массажа, старайтесь почаще заниматься именно обучению переворотам: покачивайте его в разные стороны, подложив под спинку свои ладони ,легонько подталкивайте карапуза на бочок,заводя одну ногу за другую. Пускай малыш попробует перевернуться с бочка на живот самостоятельно.

Фото малышей на 4 месяце развития (начало четвертого месяца) :


ВАЖНО!

Читайте ребенку сказки на ночь и пойте колыбельные песенки. Полезно демонстрировать малышу театрализованные представления с игрушками и пальчиковые игры для психоэмоционального и фонематического развития. Чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем быстрее он научится говорить со временем.

2. ЧТО МОЖЕТ И ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 4 МЕСЯЦА

Малыш должен без труда поднимать верхнюю часть туловища из положения лежа на животике, опираясь на вытянутые ручки;

Должен интересоваться происходящими вокруг него действиями, раздающимися звуками, услышанными запахами;

Поворачивать головку в разные стороны;

Тянуть в ротик попавшиеся под руку предметы в ротик;

Может уметь удерживать легкие предметы большим и указательным пальчиками;

Умеет неплохо имитировать услышанные звуки и голоса;

В конце 4 месяца умеет произносить некоторые слоги;

Должен реагировать на произнесенное взрослым свое имя.


Как помочь малышу научиться переворачиваться в игровой форме:

Любые навыки малыш лучше воспринимает и осваивает в процессе игры. Если ребёнок пока еще не умеет переворачиваться, рассказывайте ему веселые потешки, стишки и нежно прикасайтесь к разным частям тела, когда меняете положение его тела во время занятий.

Подготовьте место для упражнений. Подстелите на пол толстое одеяло и закрепите по бокам погремушки или колокольчики. Малыш будет поворачивать головку на раздающиеся звуки колокольчика и подаваться корпусом. Легонько помогайте повернуться ему на бок ладонью. Также можно использовать любимую яркую игрушку ребенка во время занятий - когда игрушка окажется в поле зрения крохи, то он будет тянуться за ней ручкой, переворачиваясь с бочка на живот.


3. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА В 4 МЕСЯЦА

В таблице - вариант организации сна и бодрствования маленького человечка:


Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание малыша засыпать согласно распорядку дня. Если малыш не приболел, у него нет проблем с пищеварением и не режутся зубки, то могут быть следующие причины: ребенок не может уснуть без укачивания на руках или без соски-пустышки , а также из-за слишком позднего отхода ко сну перевозбужденного крохи. Попробуйте укладывать его пораньше и обязательно приучайте засыпать без укачивания.

Для того, чтобы у ребенка всегда был отменный аппетит, выдерживайте каждый день одинаковые промежутки времени между сном и кормлением. В 4 месяца старайтесь соблюдать такую последовательность: сон малыша - кормление - прогулка на улице или развивающие игры - сон.

Сколько спит маленький ребенок в четыре месяца?

Днем грудной ребенок должен спать минимум несколько раз примерно по два часа. В ночное время - длинный, глубокий сон 11-12 часов с перерывом на кормление.

Во сколько малыш должен засыпать в дневное время?

У каждого крохи свой индивидуальный биоритм. Ориентируйтесь на признаки усталости - он начинает сосать свой пальчик, трет глазки, зевает,крутит головкой.

В вечернее время желательно укладывать малыша в промежутке между 19.00 и 20.00

Перед ночным сном обязательно соблюдайте одинаковый ритуал подготовки к укладыванию в кроватку. Например, поиграйте с крохой в спокойную игру, затем - расслабляющая ванночка с ромашкой, и колыбельная песенка , когда он уже лежит в кроватке. Если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается (даже если не голодный),желательно обратиться к педиатру за консультацией и в случае необходимости пройти комплексное обследование.


4. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ И ВАРИАНТЫ МЕНЮ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Грудной ребенок продолжает кушать молоко мамы (если по тем или иным причинам не переведен на искусственное вскармливание), но постепенно в его рацион питания вводится прикорм.

Ежедневный объем съеденного грудничком питания должен равняться примерно шестой части общего веса крохи (860-930 гр). Количество кормлений - 5-6 раз ежедневно, учитывая грудное.

Сперва включите в рацион питания ребенка овощное пюре - оно наименее аллергенное и легко усваивается пищеварительной системой малыша в 4 месяца. Самый первый прикорм сделайте не из смеси разных овощей, а из одного продукта. Давайте пюре понемногу, увеличивая количество прикорма постепенно ,чтобы пищеварительная система малыша адаптировалась к новому питанию.

Чем кормить малыша? Рассмотрим вариант меню с пятиразовым кормлением:




НАЖМИТЕ
НА ССЫЛКУ И РАЗВЕРНИТЕ СОВЕТЫ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПРИКОРМА ДЛЯ МАЛЫША В ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА.

ВАЖНО!

В первую неделю вводите прикорм совсем понемногу. Основным продуктом кормления грудного ребенка по прежнему остается материнское молоко;

С первых дней введения прикорма кормите четырехмесячного малыша из ложечки, а не из бутылочки;

Если кроха уже был переведен на искусственное кормление, то сами порции должны быть поменьше, а интервал между приемами пищи побольше. Днем интервал составляет примерно 3,5 часа, ночью - около 8. Если малыш часто и обильно срыгивает,можно немного сократить интервал между кормлениями.

5. ВЕС И РОСТ МАЛЫША В 4 МЕСЯЦА

Сколько весит ребенок в этом возрасте?

Четырехмесячный кроха набирает от 19 до 25 граммов каждый день и за месяц к существующему весу прибавляется в среднем более 630 граммов - у мальчиков чуть побольше,у девочек - поменьше.


Вес

Вес ребенка в 4 месяца – какой должен быть? Средний показатель прибавки за весь четвертый месяц жизни малыша составляет ежедневно от 18 до 24 грамм в день, то есть к концу четвертого месяца жизни в среднем ребенок набирает от 600 до 750 грамм за месяц.

Вес мальчиков от 5,4 до 7,8 кг
Вес девочек - от 4,9 до 7,2 кг

Рост

В первые 3 месяца ребенок растет на несколько см. ежемесячно. За 4 месяц он подрастает еще на 2,5-3 сантиметра.

Рост мальчиков - от 58,5 до 64,7 см
Рост девочек - от 58,3 до 64,2 см


6. КАКИЕ БЫВАЮТ НЕДОМОГАНИЯ У ЧЕТЫРЁХМЕСЯЧНЫХ ДЕТОК

Причины, вызывающие повышение температуры:

Чрезмерная двигательная активность ребенка;

Появление первых резцов и покраснение десен;

Запоры, связанные с некорректным введением прикорма или неправильным режимом питания;

Продолжительное эмоциональное напряжение (плач с криком);

Тепловой удар или перегревание в жаркий день (в том числе - из-за укутывания не по сезону);

Простудные, воспалительные и инфекционные заболевания.

Причины, вызывающие кашель у малыша:

Воспалительные процессы в ЛОР органах (носоглотка, придаточные пазухи носа);

Острая респираторная вирусная инфекция;

Бронхиальная астма;

воспаление аденоидов ;

Попадание в гортань инородного тела;

Отравление и поражение ЖКТ инфекцией.

Что опасно!

√ если кашель сопровождается появлением зеленоватой мокротой, хрипами, кровью;

√ если кашель с частыми рецидивами и начался в ночное время;

√ если кашель развивается на фоне ОРВИ и не прекращается более 3 недель;

√ кашель появился неожиданно и поднялась температура до 38 и более градусов.

Почему плачет 4 месячный ребёнок:

мокрый подгузник или пеленка (монотонный и непрерывный плач) ;

Плачет из-за чувства голода (успокаивается сразу, как только предложить питание);

Малышу слишком жарко или холодно (в комнате надо удерживать температуру 20-22°С);

Чувство дискомфорта (тугой подгузник, грубая ткань нижнего белья, жмет обувь);

Испуг от резкого звука или другого внешнего раздражителя;

Ребенок может заплакать, если утомился и хочет спать;

Кролики или вздутие животика (прижимает ножки к животику, выпускает газики, сильно краснеет от перенапряжения и плача);

Высокая температура и плохое самочувствие от недомогания.

7. ВИДЕО ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ УКРЕПЛЯЮЩЕГО МАССАЖА ДЛЯ РЕБЕНКА В 4 МЕСЯЦА

В этом видео уроке наглядно продемонстрированы способы укрепления опорно-двигательной системы ребенка. С помощью специального массажа вы подготавливаете кроху к самостоятельному ползанию по полу. У малыша укрепляются мышцы ручек и ножек. Он учится переворачиваться со спины на животик и наоборот,а также ходить (пока с поддержкой) :