Что нарисовать с ребенком 2. Рисование с детьми раннего возраста: «Волшебные линии

Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений «сознательного материнства» можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1—1,5 лет.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;
— фломастеры (толстые, на водной основе);
— масляная пастель;
— гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка);
— кисти № 10; 22; 24;
— бумага белая, обои, плакаты;
— бумага цветная;
— бумага для рисования (желательно ватман);
— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;
— крышки из-под баночек с детским питанием (палитра);
— точилка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте.

1 . Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

2 . Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.)

3 . Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.

4 . Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.

5 . Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого должен понимать, что краски есть нельзя.

6 . Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.

7 . Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.

8 . Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.

9 . Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

10 . На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.

11 . Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

12 . Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».

13 . После окончания занятия надо похвалить малыша.

14 . Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

15 . После 3—4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.

16 . В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

17 . После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.

Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.

Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Оценка детских работ

Суммарная оценка «рисунков» детей проводилась по 4 показателям (при трехбалльной системе):

— отношение матери к творческой работе ребенка,
— отношение ребенка к данному виду деятельности,
— процент заполнения листа,
— количество используемых красок.

Несомненно, что на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Это отчетливо видно при сравнении суммарных показателей рисунков детей на начальном этапе и при уже отлаженной методике, когда ведущую роль приобрел словесный контакт методиста с ребенком. Первые рисунки четырех детей, начавших рисовать в возрасте 5—6 месяцев, не превышали 8—9 баллов, что было связано прежде всего с несовершенством самой методики (ребенку предлагалась только одна краска; делались попытки научить ребенка оставлять след на бумаге). За прошедшие 2 года с момента начала работы с детьми мы научились прежде всего речевому общению с ребенком (с 6—7 месяцев). При этом большое влияние оказывает контакт методиста с ребенком «глаза в глаза».

Следует отметить, что младенцы до года «рисуют» очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс «рисования» не с первого, а со второго-третьего занятия. Мы наблюдали шестерых детей, у которых заполнение листа, как правило, не превышало 25—30%, и 11 детей, у которых процент заполнения листа был постоянно выше 75%.

В целом работа детей красками в младенческом возрасте определяется отношением матери к самому процессу «творчества» ребенка, индивидуальными особенностями ребенка, степенью подготовленности методистов, а также творческой обстановкой и умением методиста вступить в контакт с ребенком и матерью.

Внешние факторы оказывают на активность младенцев меньшее влияние по сравнению с детьми старше года. Но у детей до года очень выражен симптом «отмены», когда активные дети (7 из 20), пропустившие 1—2 месяца занятий, при их возобновлении относились к процессу рисования как к новому, неизвестному виду деятельности. Возможно, это связано не только и не столько с перерывом в занятиях, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и его результат. Ребенок полутора лет из 2—3 предъявленных ему только что нарисованных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать после 1—1,5 лет, только у 5 детей это занятие не вызвало интереса.

На процент заполнения листа и количество использованных красок у детей старше 1—1,5 лет оказывают влияние и внешние факторы. Мы отмечали нежелание детей рисовать в новой обстановке (на мольберте); периодический отказ от рисования при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей и при проведении видеосъемок. Играют роль самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета также зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре — черному, после нормализации температуры ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвета. Процент заполнения листа зависит от активности матери, ее способности выработать у ребенка интерес к совместному творчеству. При этом у ребенка вырабатывается своеобразный комплекс «оживления», когда он начинает активно работать красками.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5—2,5 лет в период «творческого подъема» может сделать 2—3 рисунка, тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе. Мы наблюдали девочку 9,5 месяцев, которая постоянно работала на листе формата А3. Среди 30 младенцев мы выделили 10 детей, постоянно активно рисующих.

В целом младенческие работы (детей до года) отличаются от рисунков более старших детей прежде всего отношением к самому процессу творчества — у них это скорее знакомство с красками как материалом для исследования.

Результат работы с красками зависит от «художественного стажа» ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения. С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года, иногда раньше, ребенок начинает «рисовать» кистью (№ 22, 24). С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил.

Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15—30) и доходить до 3—40 минут.

В качестве примера можно привести результаты анализа работ Алексея Б. (2,5 года). Мальчик занимается рисованием вместе с мамой и бабушкой с 5,5 месяцев. Первый рисунок был выполнен зеленой краской пальчиками и занимал не более 50% листа. Суммарный балл первого рисунка — 8 баллов из 12 возможных (в основном за счет количества использованных красок и процента заполнения листа). За 2 года ребенок нарисовал более 200 работ. Проведен анализ 125 рисунков (от 5,5 месяцев до 2,5 лет). Ребенок рисовал на индивидуальных занятиях, дома, а с двух лет активно рисовал и при проведении групповых занятий с детьми. Со слов родителей, ребенок любит рисовать дома, особенно при плохом настроении и во время болезни. При высокой температуре, при прорезывании зубов использует, как правило, черный цвет, а при снижении температуры — желтый и зеленый; при возбуждении использует красный цвет. Самый любимый цвет ребенка — зеленый.

Выводы

Уже в младенчестве мальчик активно «рисовал», смешивал краски, процент заполнения листа составлял, как правило, 50% и выше, суммарный балл был постоянен: 10 из 12 баллов. Очень редко ребенок отказывается рисовать, и отказ отмечается, как правило, во время съемок. Мальчику нравится результат деятельности. В полтора года он из нескольких рисунков (трех) находил свой и при этом хлопал себя по груди.

Выводы

1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.

2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.

3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.

4. С возрастом меняется техника «рисования».

5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.

6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.

7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.

8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.

9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.

Занятие 1

Цель: знакомство с основными цветами.

1. Игра «Юный художник». Малышам даются карточки с различными предметами. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (цветы — желтые, белые, синие, красные; елка — зеленая и т.д.).

2. Рисунок карандашом на бумаге (малышу предлагают нарисовать, что он хочет).

3. Домашнее задание: рисование цветными карандашами.

Занятие 2

— продолжение знакомства с основными цветами (желтый, красный, синий), а также с зеленым, черным, белым;
— научить ребенка пользоваться красками (гуашь) и кисточками.

Задание:

Раскрасить лист бумаги (1/2 обычного формата) в любой цвет по желанию ребенка. (Гуашь, кисть № 10.)

Занятие 3

Цель: научить ребенка смешивать цвета.

Задания:

1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.

2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.

3. Предложить малышу поэкспериментировать.

Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.

Занятие 4

Цель: смешивание основных цветов с белилами, получение различных оттенков.

Задания:

1. Раскрасить веер.

2. Раскрасить веер переходными тонами (например, от красного, добавляя белила, до белого).

Занятия 5, 6, 7

«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель: научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.

Задания:

Занятие 5 — картинка «Падающий снег».

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8

(Заключительное занятие из цикла «Основные цвета»)

Задание:

Нарисовать радугу (с помощью мамы).

Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.

Занятия 9—10

Цель: сравнение предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный).

Пособия: стройматериалы, куклы, игрушки различных размеров, ленты различной длины, цветные карандаши.

Задания:

1. Построить дом из стройматериала для большой и маленькой кукол. Определить, какой дом высокий, а какой низкий.

2. Игры: «Мишка большой, зайка маленький» (зайцев и мишек изображают дети); «Скатай ленту» (длинную и короткую).

3. Нарисовать карандашами прямые линии, различные по длине.

Занятие 11

Цель: рисование красками прямых линий, различных по цвету и длине.

Пособия: пакетик, изготовленный из бумаги, краски — гуашь, кисть № 6.

Задание:

Раскрасить пакетик для подарка куклам.

Занятие 12

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличие в размерах, цветах.

Занятие 13

Цель: рисование красками снежинок, звезд на небе.

Пособия: цветной синий или голубой картон, черная тонированная бумага, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Нарисовать снежинки на голубом небе, звезды — на черном.

Во время проведения этих занятий необходимо обращать внимание детей на различные по форме и размерам снежинки, звезды.

После завершения работы дети сравнивают рисунки, определяют, у кого получились самые большие звезды и снежинки, а у кого — самые маленькие.

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия: предметы различной формы (пакеты из-под молока прямоугольной формы; кубики, пластмассовые шары, брусочки, пирамидки различных цветов и размеров), бумага или картон, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Игра с предметами, формочками различных размеров, цветов, формы. Составление пирамидок.

2. Дорисовать свои рисунки (занятие 13) или нарисовать новые: зимний пейзаж — сугробы, падающий снег.

Занятия 15—16

Цель: рисование предметов круглой формы.

Задания:

Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».

Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.

Занятие 17

— сравнение предметов округлой формы по цвету, величине;
— научить ребенка работать с трафаретами геометрических фигур.

Пособия: бумага писчая, трафареты кругов различных размеров, цветные карандаши, фломастеры.

Занятие 18

Цель: научить ребенка рисовать красками точки.

Пособия: пакетик из бумаги, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Украсить пакетик точками — маленькими кружочками разного цвета.

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21: геометрическое лото, цветная бумага, клеящий карандаш, картон.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличия в размерах и цветах.

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

1. Какие предметы бывают в форме треугольника, круга, квадрата, четырехугольника?

2. Аппликации с использованием различных геометрических фигур — составление из частей целого.

Занятие 22

Цель: знакомство с понятиями «вершина», «угол», «сторона».

Пособия: аппликация с геометрическими фигурами (с выделением сторон, вершин, углов), геометрические фигуры различных размеров.

Задание:

На геометрических фигурах уметь определить сторону, вершину, угол.

Занятие 23

Цель: рисование красками различных по форме предметов.

Пособия: бумага для рисования, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Нарисовать яблоки, сливы, помидоры, огурцы и др.

2. Определить, чем отличаются друг от друга данные предметы (по величине, форме, цвету).

Занятие 24

Цель: рисование геометрических фигур по трафаретам.

Задания:

1. Нарисовать геометрические фигуры по трафаретам.

2. Раскрасить их в различные цвета.

Цикл занятий «Пространственное расположение фигур»

Занятие 25

Цель: знакомство с пространственными понятиями «на» и «под», «один» и «много».

Задание:

Нарисовать два дерева: на первом — одно яблоко, под вторым — много яблок. (Контур дерева рисует мама, ребенок раскрашивает.)

Занятие 26

Цель: знакомство с понятиями «в», «рядом», «внутри», «снаружи».

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

1. Положить игрушки в коробку, рядом с коробкой.

2. Положить маленьких матрешек внутрь большой, поставить рядом с большой.

Занятие 27

Цель: знакомство с понятиями «справа», «слева», «между», «вверху», «внизу».

Задание:

Выполнить аппликацию (домик, машинка, солнышко на небе, цветы на лужайке).
Аппликация выполняется с помощью мамы (заготовки делаются дома). Ребенок наклеивает заготовки на лист картона.
Во время работы следует обращать внимание ребенка на изучаемые понятия (дерево расположено справа от дома, машина стоит между домом и деревом, цветы посажены слева от домика, вверху на небе — солнышко, внизу на лужайке — цветы).

Занятия 28, 29, 30 (Завершающие занятия по двум циклам)

Задание:

Выполнение различных аппликаций с использованием геометрических фигур (коврик, мордочка; разноцветные квадраты).

Рисование с детьми раннего возраста: «Волшебные линии»

Рисование с детьми раннего возраста: «Волшебные линии»

Рисование - интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, дает детям новые знания об окружающем, развивает мелкую моторику рук.
Большинство малышей любят рисовать. Но чтобы рисование маленького ребенка не задержалось надолго на уровне лишь хаотического черкания, необходима помощь взрослого и обучение необходимым для рисования навыкам - правильно держать в руке фломастер или карандаш, проводить разные виды линий, надавливая на карандаш или фломастер с определенной силой, не выходить во время рисования за край листа.
При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет, рисование может стать одним из любимых занятий малышей. А чтобы занятия рисованием стали доступными для маленького ребенка, используются разные приемы :

Создаются основы для рисунка, чтобы малыш мог дорисовывать отдельные детали;
. применяются удобные в использовании художественные материалы - карандаши с толстыми грифелями, фломастеры с толстыми стержнями, пастельные и восковые мелки, пальчиковые краски и др.;
. используются специально разработанные для малышей художественные техники рисования;
. применяется сюжетное рисование, то есть рисование в игре - все рисунки содержат понятный и интересный детям сюжет. При этом взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод рисования является комфортным для детей раннего возраста, позволяет заинтересовать малышей, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам рисования :

рисуя «палочки» (прямые линии),

«волнушки» (волнистые линии),

точечки, кружочки, спиральки, ребенок открывает обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами и явлениями.

Освоив такой минимальный «арсенал», малыши получают возможность передать на бумаге какой-то элементарный образ, начинают чувствуют себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности - рисовании. На этом этапе из-под карандашей маленьких детей появляются контурные «прозрачные» рисунки. В дошкольном возрасте становится возможным предлагать малышам закрасить детали рисунка нужным цветом, стараясь не выходить за контур рисунка, добавить в рисунок новые детали.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - это прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу и раскованность. Необходимо предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того, как необходимые навыки сформированы, а приемы рисования усвоены, детям предоставляется возможность использовать их по собственному усмотрению при создании оригинальных изображений. Кроме этого, можно научить ребенка рисовать везде - пальчиком на запотевшем стекле, во время прогулки палочкой на влажном песке или на снегу и т.д.

Чтобы облегчить процесс обучения малыша навыкам рисования, можно использовать разные методы обучения, например:
Рисование в воздухе - рисование в воздухе линий и фигур при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого метода помогает ощутить правильное направление движения, и запомнить его на двигательном уровне. Можно рисовать пальцем и на любой гладкой поверхности (на стекле, на столе).
Рисование вместе со взрослым - взрослый рисует для ребенка, или взрослый вкладывает карандаш или фломастер в руку ребенка, берет его руку в свою, и водит рукой ребенка, при этом карандаш (или фломастер) оставляет след на бумаге и получается изображение. Параллельно взрослый комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш (фломастер), надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей - ребенку предлагают заготовку сюжетного рисунка, ребенок дорисовывает отдельные детали картинки. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста малыша и уровня его умений.
Самостоятельное рисование - создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету, или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
Рис. Как правильно держать в руке карандаш

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное рисование ребенка со взрослым, когда взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему рисовать. При достаточном развитии навыков, используется рисование по показу (поэтапное), и рисование по готовому образцу. Кроме этого, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем, где следует рисовать.
Чтобы малыши не разрисовали мебель, стены и самих себя, советуем давать карандаши и фломастеры только на занятиях, а затем убирать в недоступное для детей место. Постепенно дети усвоят правила использования материалов для творчества и смогут пользоваться ими не только под контролем взрослого.
С первых шагов творческой деятельности малыша должно быть проявлено внимание и уважение к его работам. Подписывайте на рисунках имя и дату и храните в папке - это позволяет наблюдать развитие навыков рисования у малыша и исследовать динамику этого процесса. Устройте «картинную галерею» на стене в детской. Стоит подшить рисунки - получается альбом, а если их подписать (1-3 простых коротких предложения) - получается интересная самодельная книжка.
Готовясь к занятиям рисованием с самыми маленькими, можно подготовить простейшие основы для рисования самостоятельно, а можно использовать современные развивающие пособия. Книги серии «Новый ребенок» предлагают увлекательные и красочные задания по рисованию с малышами. Ребенок может заниматься по книжке в течение длительного времени, тренируясь в навыках рисования - многоразовые странички не блестят и не рвутся, все легко стирается влажной губкой. Яркие иллюстрации привлекают внимание малыша надолго.
Ниже приводим описание некоторых заданий по рисованию фломастерами (и карандашами) с детьми раннего возраста.

РИСОВАНИЕ ПРЯМЫХ ЛИНИЙ

Грибочки - Для рисования нужны фломастер/карандаш красного (оранжевого или коричневого) цвета и лист бумаги формата А4 с заготовкой для рисунка: нарисуйте в нижней части листа прямую горизонтальную «линию земли», а выше (5-7см. над «уровнем земли») нарисуйте в ряд замкнутые полукруги (или треугольники) красного или коричневого цвета - это «шляпки грибов». Объясните малышу, что это такое и попросите дорисовать «ножки грибов» - прямые вертикальные линии от шляпки до земли. Такое занятие можно повторять многократно.

Цветочки - Для рисования нужен фломастер/карандаш зеленого цвета. На глазах у ребенка нарисуйте в нижней части листа горизонтальную линию - это «трава». Выше на 5-7 см. нарисуйте в ряд яркие цветочки. Затем дайте ребенку зеленый фломастер/карандаш и предложите дорисовать цветочкам стебельки - прямые вертикальные линии. По собственной инициативе малыш может дорисовать на стеблях и зеленые листочки. Такое занятие можно повторять многократно.

Ниточки для шариков - На глазах у ребенка нарисуйте в верхней части листа бумаги в ряд окружности диаметром 3,5-4см. яркого цвета (можно одного цвета, или нескольких цветов). Объясните малышу, что это воздушные шарики. Попросите дорисовать им «ниточки» (прямые вертикальные линии), чтобы они «не улетели». Такое занятие можно повторять многократно.

Дождик - Для рисования нужен фломастер/карандаш голубого или синего цвета. На глазах у ребенка нарисуйте в верхней части листа бумаги большую тучу. Затем покажите, как «идет дождик» - нарисуйте сверху вниз прямые линии. Если дождик сильный - линии сплошные, а если дождик слабый - линии пунктирные.

РИСОВАНИЕ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ

Червячки - Для занятия нужен фломастер красного (желтого, оранжевого, коричневого) цвета. Нарисуйте на листе фигурку цыпленка и предложите малышу нарисовать для него червячков - волнистые линии в разных направлениях: Вышел цыпленок на прогулку и вдруг увидел: что-то такое копошится, ползет по дорожке. Подошел цыпленок и видит: да это же червячок. ЦАП - и цыпленок схватил червячка. Давай нарисуем на картинке много червячков!

Осьминог - Перед началом занятия подготовьте основу для рисунка - изобразите тело осьминога как показано в образце. Начните занятие с загадки:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (осьминог)
Правильно, это осьминог. Где живёт осьминог? В море. Сколько у осьминога ног? Восемь. Но ноги у него совсем не такие, как у тебя или у меня. Давай нарисуем ноги осьминогу - вот так!
Покажите малышу, как можно изобразить ноги осьминога при помощи волнистых линий. Затем предложите нарисовать ноги осьминогу самостоятельно. Так как малыш еще не умеет считать до восьми, то количество ног у осьминога может быть любым, главное, что их должно быть много.

РИСОВАНИЕ ТОЧЕК

Зёрнышки - Нарисуйте на листе цыпленка и предложите малышу угостить его вкусными зернышками. Сначала покажите ребенку, как можно рисовать зернышки-точки, а потом попросите малыша нарисовать зернышки самостоятельно.

Ягодки - Нарисуйте на глазах у ребенка контурное изображение мишки и рядом большой куст. Предложите малышу угостить мишку вкусными спелыми ягодками. Покажите, как можно изобразить ягодки в виде точек красного цвета. Затем попросите малыша нарисовать ягодки самостоятельно.

РИСОВАНИЕ КРУГОВ

Воздушные шарики - Нарисуйте заранее на листе бумаги мальчика. Затем попросите малыша нарисовать для мальчика разноцветные воздушные шарики. Сначала покажите, как надо рисовать круги, при необходимости помогите малышу, рисуя его рукой. Затем предложите малышу рисовать воздушные шарики самостоятельно. Обязательно обыграйте результат: Мальчик очень рад воздушным шарам - он будет с ними играть!

Яички - Покажите малышу игрушечную курочку или ее изображение, а на листе нарисуйте гнездышко для курицы. Затем предложите малышу нарисовать в гнезде круглые яички. При необходимости помогите малышу рисовать. Результат рисования обыграйте: Теперь в гнездышке много яиц. Курочка посидит на яичках - и вылупятся из них цыплятки, желтые пушистые ребятки!

Яблоки - Для рисования нужны фломастеры/карандаши зеленого, красного или желтого цвета, а также основа - нарисуйте на листе контурный рисунок: ствол и крону дерева. Предложите малышу нарисовать на своем дереве много яблочек - пусть он сам выберет, какого цвета будут его яблоки (например, какие яблоки он сам больше любит есть). Помогите, если малыш затрудняется нарисовать первое яблоко или нарисовал слишком большое или маленькое яблочко - нарисуйте одно яблоко на дереве в качестве образца. Подскажите, что одни яблоки висят на ветках, а некоторые яблоки уже созрели и упали на землю. Такое занятие можно повторять многократно.

РИСОВАНИЕ СПИРАЛЕЙ

Улитки - Перед началом занятия нарисуйте на листе бумаги основы для рисования домиков для улиток. Затем покажите, как можно нарисовать на спинах улиток раковины в виде спиралей. Предложите малышу нарисовать домики для улиток самостоятельно, при необходимости помогите, действуя его рукой: Теперь у каждой улитки есть красивый и надежный домик в виде спиральной раковины. Улитки будут носить свои домики на спине, а в случае опасности могут спрятаться в своих домиках.

Как нарисовать веточку рябины с детьми поэтапно?


Автор: Дерягина Мария, воспитанница МАДОУ д/с №1 «Карусель»
Руководитель: Дерягина Марина Анатольевна, воспитатель, МАДОУ д/с №1 «Карусель»

Применение : Предназначен для детей раннего дошкольного возраста, воспитателей дошкольного образования и родителей.
Цель : сформировать навыки использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (рисование пальчиками).
2. Воспитывать самостоятельность и аккуратность во время выполнения работы.
3. Развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.
Для работы потребуются следующие материалы:


1. Краски, для рисования пальчиками (красные).
2. Коричневый маркер.
3. Листы А4.
4. Зеленая гуашь.
5. Кисть.
6. Вода.
7. Рябиновые листики.
Перед началом работы предложить детям отгадать загадки:
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная...(Рябина)

Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(Рябина)

Порядок выполнения работы:

1. Рисуем веточку.


2. Берем рябиновые листики, наносим на них зеленую гуашь.


3. Предлагаем ребенку сделать отпечатки.


4.Прорисовываем веточки.


5.Предлагаем ребенку нарисовать ягодки.


6. Гроздь рябины готова.


Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Статья «Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста: «за» и «против».

Ерышова Галина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» города Арзамаса Нижегородской области.
Описание материала: этот материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования и всем тем, кого волнует проблема изобразительной деятельности младших дошкольников.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности по вопросу организации изобразительной деятельности с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных способов рисования.

Одним из приоритетных направлений , обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников.
В настоящее время проблема изобразительной деятельности приобретает особую актуальность, так как способствует восприятию и эмоциональному отклику детей на красоту в окружающем мире – природе, человеческих отношениях, в мире вещей.
Формирование предпосылок восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру начинается с самого раннего возраста. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит его приобщение к общечеловеческим ценностям, развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Проблемой изобразительной деятельности детей в детском саду в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева-в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
Нетрадиционные техники рисования интересно представлены в работах Г.Н. Давыдовой, Д.Н. Колдиной и других.
«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». (Н.А. Ветлугина).
«Изобразительная деятельность самый первый, самый доступный и привлекательный для малышей вид творческого труда». (Л.С. Выготский).
«Нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой стороны помогут ребенку овладеть средствами самовыражения». (Н.П. Сакулина).
Маленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Очень важно с самого раннего возраста приучать к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?
Рисование для ребенка-радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода , которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это - творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом.
Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, - это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по- настоящему художественную задачу).
Детям младшего дошкольного возраста очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Особую популярность в дошкольных учреждениях в последнее время приобретают нетрадиционные техники рисования .
Необычное всегда интересно!
Во-первых, малышей радует быстрое достижение результата.!
Вот ты опускаешь свой пальчик в краску, ставишь точку, еще одну, и еще- и результат впечатляет: на листе появились яркие, спелые гроздья рябины.
А на этом листе изображена тучка, немного вдохновения- и из тучки полились звонкие капли дождя!
Вот вам и первое преимущество нетрадиционного рисования: получение яркого изображения за небольшой промежуток времени.
Во-вторых, рисовать можно чем угодно и как угодно! Никаких тебе правил, никаких шаблонов обучения ребенка изобразительному искусству.
Возьмем для примера, казалось бы, противоречащую сказанному технику рисования штампами. Рисование штампами нравится всем без исключения детям и даже взрослым. Рисуя этим способом, дети не бояться ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибочного изображения легко придумать что-то новое. В результате ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником! У него появляется интерес, а вместе с ним и желание рисовать.
Вот малыш берет в руки штамп-круг, ставит отпечаток, еще один-и в руках у клоуна появились разноцветные шары, да такие красивые! И малыш, и клоун улыбаются, они очень довольны полученным результатом!
Немного фантазии и творчества= и букет в вазе «оживает» … Кто бы мог подумать, что распустившиеся тюльпаны-это отпечаток штампа из обычного капустного листа…
А это «потрудился» штампик из картофеля-появились рыбки в аквариуме; обычная половинка яблока создала прекрасную композицию-натюрморт.
Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это видно при работе с детьми раннего возраста, когда у них еще не сформированы навыки работы с красками, кистью.
В-третьих, самое важное-нетрадиционное рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт-рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность.
Можно отметить еще массу положительных моментов в использовании нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста, и все они будут значимыми и весомыми.
В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность, любознательность.
Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка.
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только сенсорную сферу через восприятие окружающего мира и отображения увиденного на бумаге, но создает огромные возможности исследования свойств предметов (красок, видов бумаги, вспомогательных элементов…).
Веселые и необычные техники рисования создают непринужденную атмосферу взаимодействия взрослых и детей. Ребенок учится и развивается, не замечая этого. Процесс рисования превращается в увлекательную развивающую игру.
И самое замечательное то, что вне зависимости от художественных способностей ребенка, каждая работа будет уникальна и великолепна.
Нетрадиционные техники рисования развивают чувство инициативы, делают ребенка более самостоятельным и побуждают его стремиться к совершенно нестандартному и творческому отображению своих ощущений. Маленький художник сам мыслит и воплощает свой замысел, превращаясь в творческую личность.
Существует еще одна точка зрения в методической литературе по изобразительной деятельности: перед тем как приступить к рисованию с детьми раннего возраста нетрадиционными способами, необходимо дать «азы» обращения с карандашами, мелками и кисточками. Только после того, как маленький художник усвоит основные классические техники рисования, необходимо приступать к нетрадиционным. Думаю, что она тоже обоснована: формирование у ребенка технических приемов и навыков работы с изобразительными инструментами и материалами-это важная часть всей системы работы по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Нам, педагогам, нужно найти и определить в образовательной деятельности ту «золотую середину», которая позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого нашего воспитанника.
Литература.
1.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. =М.: Издательский центр «Академия», 1997. =272 с.
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. =М.: «Издательство Скрипторий 2003» =2007. =80 с.
3.Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада. =М.: Просвещение, 1985. =192 с.
4.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. =М., Просвещение, 1979. =272 с.
5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие. =М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. =144 с.
Работы, выполненные нетрадиционным способом рисования (первая младшая группа).
"Гроздья рябины" (рисование пальчиками).

"Падающий снег" (рисование пальчиками).

Многие думают, что рисование — это художественная «наука», подвластная не каждому. На самом деле тяга к искусству пробуждается у человека еще в раннем детстве, однако без определенного развития способностей ослабевает с годами.

Так можно ли научить ребенка рисовать, особенно, если его родили этого не умеют? Когда начинать учебный процесс и с чего именно? Наконец, нужно ли отдавать малыша в художественную школу или в кружок рисования в будущем?

В каком возрасте дети начинают рисовать?

Дети начинают интересоваться рисованием довольно рано, беря пример со своих родителей, братьев и сестер, пишущих что-то на бумаге. Однако в общем смысле тяга к рисованию проявляется у малышей в возрасте от 1 года до 1,5 лет.

И если сначала рисунки ребенка больше похожи на каляку-маляку, то ближе к 5 годам (и до 15 лет) активно развивающаяся фантазия помогает малышам создавать на бумаге самые настоящие шедевры.

Польза рисования для развития ребенка

Оценить все положительные стороны рисования в детстве практически невозможно — его влияние на малышей настолько огромно, что под «прицел» попадает развитие всей личности ребенка.

В общем же смысле рисование:

  • формирует в малыше истовое чувство прекрасного и желание создавать что-то красивое;
  • развивает ум и воображение малыша и помогает осваивать новые «инструменты» познания мира: фломастеры, кисточки, карандаши;
  • ребенок учится передавать своими картинами окружающие предметы и при этом занимается полезным делом.

С чего начинать?

Первые уроки рисования могут проходить уже тогда, когда малыш научится держать в руках предметы. В этот момент мама может вручить ему карандаши и помочь провести ими на бумаге простую линию.

Пусть она будет не совсем ровная и даже «съедет» с альбома на стол. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял: его «манипуляции» впоследствии способны превратиться во что-то действительно красивое!

Карандаши или фломастеры?

Давать малышам карандаши без контроля взрослых не стоит, чтобы они случайным образом ими не поранились. Однако под бдительным надзором дети могут рисовать фломастерами и кисточкой - тем более, что первые пробы «пера» они делают при помощи раскрасок.

Кто откажется нарисовать героя любимой книжки, готовое изображение которого лежит перед тобой на бумаге? Тут сложно ошибиться и сделать что-то не так!

А какие именно?

Некоторые считают, что карандаши или тонкие фломастеры не очень удобны в использовании. По-крайней мере, для малышей двух лет: у них часто ломается грифель, а стержень вдавливается внутрь.

Однако, только предоставляя ребенку возможность выбирать из многообразия вариантов что-то свое, вы поможете ему найти любимый «инструмент» для рисования.

Краски или мелки?

Двухлетний малыш может рисовать практически всем: пальчиковыми красками и жирными фломастерами - на бумаге, яркими мелками - прямо на асфальте или доске. Рисовать последними вообще удобнее всего, поскольку они мягкие, а линии после себя оставляют четкие.

Освоить гуашь и краски будет немного сложнее, потому что они предполагают под собой не только желание что-либо ваять, но и определенную технику творчества.

Чудо техники!

В последнее время в магазинах стали продавать и вовсе удивительные вещи для рисования: набор для творчества блеском по бумаге из бархата или удивительные фломастеры, в которые малыш может дуть. И это поистине прекрасно!

Уроки рисования для малышей от 2 до 4 лет

Учить рисовать ребенка, которому исполнилось 2-3 года, нужно с освоения простейших техник. При этом очень важно быть внимательным к потребностям малыша творить и не высмеивать его старательные чирканья карандашом по бумаге.

Снисходительное отношение взрослых к детским рисункам приводит к тому, что ребенок может посчитать рисование пустым занятием и отказаться от него.

Что потребуется?

Возьмите яркие краски, бумагу (чем большего размера будут листы, тем лучше), хорошие кисточки, мягкую губку и стакан воды. Лучше всего при этом одеться в то, что не жалко испачкать — даже купленный фартучек для рисования не спасет вас от пятен, когда юному художнику всего 3-4 года!

Сколько времени уделять занятиям?

Учить малыша рисовать нужно по 10-20 минут 2-3 раза в неделю, чтобы ему не надоело, но и тяга к изобразительности в итоге не потерялась.

Техники для развития навыков рисования

Свобода действий

Для проведения этого урока берется глянцевая бумага белого цвета и акварельные краски. Пусть малыш макает кисть в банку с краской и капает ей прямо на бумагу! Причудливые узоры, которыми она растекается, будут похожи на волшебные картинки!

Губка, но не Боб

Для этого урока берется гуашь и большой лист бумаги. Пусть ребенок обмакнет свою ручку в краску и немного отожмет ее. Пусть он оставит «подпись» на листе своей рукой, а губкой, скатанной в рулончик, сделает рядом завершающие художественные «штрихи».

Подобным образом можно рисовать на бумаге и пальчиками: разведите гуашь водой, чтобы она превратилась в «сметану», и вылейте ее на тарелку. При помощи широкой кисти нанесите краску на пальцы малыша и попросите оставить на листе свой автограф.

Мокрый стиль

Плотный и большой лист бумаги нужно намочить под водой в течение пары секунд. Теперь положите его на поднос и предложите ребенку покалякать на нем акварелью. Учитывая состояние поверхности, краска станет на ней растекаться, смешиваться и создавать удивительные «мокрые» рисунки.

Цветочек аленький

Чтобы научить ребенка рисовать что-то действительно запоминающееся, можно сделать так: обмакнуть палец ребенка в зеленый цвет и, придерживая его руку, провести вместе с ним на бумаге стебелек. В роли бутона выступит отпечаток ладошки, а в итоге получится замечательный цветочек!

Эту технику можно с успехом использовать и для изображения других объектов. Попробуйте изобразить с ее помощью с малышом дерево или веселого жирафа.

Уроки рисования с детьми старше 4 лет

Четырехлетний возраст — это благодатное время для осваивания более сложных техник рисования. Уже в этот период стоит отдавать малыша в художественную школу, но если сделать это по каким-то причинам не получается, можно научить его рисовать и самим.

Вдвоем веселее

Приготовьтесь к тому, что делать это придется вдвоем, так как именно с ваших рисунков он станет брать правильный пример. Старайтесь рисовать ярко, конкретно и не отвлекаться на слишком мелкие детали.

Рассказывайте обо всем

Сопровождайте процесс рисования увлекательным рассказом, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.

Осваивайте фигуры

Самое главное — это научить малыша рисовать геометрические фигуры, которые станут основами нужных изображений, независимо от того, будет ли это животное или человек.

Как нарисовать дерево?

В 4 года начинать надо с простого: с обычной зеленой елочки, которой холодно зимой.

Ниже мы прилагаем пошаговую инструкцию для создания «художественного» дерева и картинку - чтобы ребенок понимал принцип работы.

  1. Рисуем на листе линию, ведущую сверху вниз. Проводим от нее немного изогнутые линии, которые будут ветками нашей елки.
  2. Теперь постараемся «обрисовать» эти линии иголочками: так, как показано на рисунке. Когда все ветки станут пушистыми, закрасьте елочку зеленым цветом.

Аналогичным образом можно изобразить березу и другие виды деревьев.

Учимся рисовать животных

Рисуем ежика

  1. Нарисуйте на бумаге иголки ежика с помощью зигзага, а затем добавьте ему уши.
  1. Соедините их с овалом, чтобы получилась голова.

  1. Нарисуйте ежу нос, глаза и рот и наградите ежа животом.

  1. Нарисуйте ему ножки и ручки.

  1. Остается прорисовать иголки так, как показано на картинке. Ежик готов!

Рисуем ослика

Изобразить на бумаге ослика тоже гораздо проще, чем вы думали.

Поэтапно выполняем следующие действия:

  1. Рисуем на бумаге простой овал, затем делим его линией на две части, в верхней из которых рисуем глаз ослика, а в нижней — ноздри и рот.
  2. Теперь прикрепляем ослику ушки, прорисовывая на листе два «огурца». Чуть ниже головы изображаем еще один овал — это будет туловище ослика, которое мы соединим с головой двумя «шейными» линиями.
  3. Теперь нужно добавить животному ноги, пририсовав их внизу туловища, и самый настоящий хвост, расположив его сбоку.

Ослик готов! Остается раскрасить его так, как подскажет фантазия!

Рисуем кошку и собаку

Тем же способом можно нарисовать и кошку с собакой. Пошаговая техника изображения кошки показана на следующем рисунке:

Главное: дать понять малышу, что рисовать животных — это не трудно, если брать за основу геометрические фигуры (в данном случае это круги и полукруги) и проявить толику фантазии.

Точно так же можно нарисовать и собачку:

Как нарисовать человека?

Как научить ребенка рисовать человечка? Не так просто, как хочется, но и не так трудно, как кажется. Начинаем!

Схема изображения человечка в полный рост

1. Рисуем на листе овал и прямоугольник (как показано на картинке), а потом присоединяем их линией друг с другом. Дорисовываем человечку ножки и ручки с пальцами.

2. Затем добавим к рукам по две линии, чтобы они казались толще. Так же поступим и с ногами. Теперь нарисуем человеку уши (два полукруга по бокам) и сделаем прическу.

3. Лицо человека заслуживает отдельного внимания, однако прорисовывать его черты — рот, нос и брови, будет просто, если перед этим взглянуть на рисунок. Добавляем человеку шею и дорисовываем рубашку с воротником.

5. Рисуем ему брюки и ботинки, прорисовываем ладошки. Остается всего ничего: стереть вспомогательные линии, обвести контуры и разукрасить человека.

Рисуем человеческую фигуру в движении и лицо

Аналогичным образом можно изобразить человека в движении или нарисовать его портрет. Пошаговый процесс подробно указан на следующей картинке:

Кружок рисования: когда и почему?

К 6 годам дошкольник, активно занимающийся рисованием, уже знает, как надо творить при помощи красок и карандашей. Если его рисунки существенно отличаются от творчества сверстников (в лучшую сторону), отдайте дошкольника в кружок, чтобы с ним продолжил заниматься опытный преподаватель.

Чтобы выбрать хороший кружок, достаточно узнать, нет ли в вашем районе частной школы или Дома творчества. Очень часто обычные учителя рисования ведут подобные занятия прямо в школах (без ограничения по возрасту).

Индивидуальные уроки

Если вам хочется, чтобы ребенок в 6 лет творил профессионально, отдайте его на индивидуальные уроки. Их преимущества заключаются в том, что:

  • учитель посещает вас в удобное время;
  • вы выбираете программу, по которой ребенок будет обучаться (например, рисование портретов);
  • уроки оплачиваются по факту занятия.

Минусы у индивидуальных занятий тоже есть: стоят они недешево, а найти хорошего преподавателя бывает нелегко.

Подводя итоги

Любой способ обучения ребенка рисованию хорош - как в 1 год, так и в 5 лет, поскольку развивает воображение и позволяет проводить с малышом чуть больше времени.

При этом не так важно, станете ли вы четко следовать какой-то методике или самостоятельно разработаете индивидуальную художественную программу. Важно то, чтобы эти занятия заинтересовали ребенка и были разнообразными.

И даже если из вашего малыша в будущем и не вырастет настоящий художник, уроки рисования все равно благостно скажутся на его развитии и правильном восприятии окружающего мира.