Что означает круглый почерк. Графология: психология почерка

Заглянуть в тайны чужой души и читать в ней, как в открытой книге, мечтают многие. На самом деле мечты эти не бесплодны. Для того чтобы узнать характер человека, не обязательно обладать экстрасенсорными способностями. Современные науки дают возможность разгадать чужие тайны, не прибегая к магии.

Так, графология изучает зависимость почерка от характера человека и, хотя ее многие все еще считают псевдонаукой, достигла потрясающих результатов. Так что на вопрос, можно ли определить характер по почерку, утвердительно отвечают все больше представителей научного сообщества.

Немного истории

Первым связь почерка и характера человека заметил римский историк Светоний , который еще в первом веке нашей эры в своих трудах, посвященных жизнеописанию Октавиана Августа, обратил особое внимание на его почерк. Спустя столетья свет увидела работа К. Бальбо , в которой он рассуждал о необычном способе узнавать «обычаи и качества» человека – по его письму.

Однако первые попытки систематизировать знания и наблюдения о зависимости характера человека от его манеры писать были предприняты лишь во второй половине XIX века родоначальником графологии Ж.-И. Мишону. По его инициативе выпускались журналы, посвященные вопросам графологии, создавались сообщества людей, увлеченных ей.

Интересны эксперименты, которые были чуть позже поставлены биологом В. Прейером , который внушал людям под гипнозом, что они имеют разные характеры и просил что-либо написать. Оказалось, что вместе с «изменившейся» личностью менялся и почерк.

Значительное внимание изучению связи манеры письма и наклонностей человека уделила Р. Визер . Внимательный анализ почерка 700 преступников позволил выявить наличие общих элементов.

Сегодняшние графологи утверждают, что могут определить по почерку не только характер человека и его эмоциональное состояние в момент письма, но и пол, возраст, привычки (), склонность к наркомании и другие вещи, о которых сам пишущий может даже не подозревать.

Графологи считают, что во время письма мозг посылает к руке определенные импульсы. Они индивидуальны, поэтому и почерк человека индивидуален . Даже если человек одно послание пишет в спешке, в момент сильного эмоционального возбуждения, а другое письмо «выводит», находясь в спокойном и безмятежном состоянии, почерк его останется узнаваемым. С первого взгляда может показаться, что это два разных почерка, но если приглядеться, то окажется, что многие элементы начертания букв, их соединения, расположения на строке и другие параметры почерка остаются неизменными. Получается, что есть в почерке каждого некий индивидуальный код, по которому можно расшифровать и его характер.

О каком характере свидетельствуют разные черты почерка?

На 100% точно определить характер человека по почерку невозможно, но все же некоторые представления о нем его записки наверняка дадут. Особенно если они написаны в разное время, в разном эмоциональном состоянии: сравнение записок поможет выявить наиболее характерные особенности письма испытуемого. При «дешифровке» послания обращать внимание следует на расположение строк, поля, соединение букв, их размер, начертание и нажим.

Строчки могут подниматься вверх или спускаться вниз, располагаться волнообразно Особенно это заметно, если текст написан на нелинованном листе.

Расположение строк в первую очередь говорит о том, насколько написавший их человек уверен в себе:

    Если строчки направлены под наклоном вверх, то «перо», выводившее их, находилось в руках человека решительного, честолюбивого.

    Если строчки спускаются вниз, то выводит их человек неуверенный и сентиментальный.

    «Прыгающие» строчки свидетельствуют о способности человека приспосабливаться к ситуации.

    «Волнообразные» строки, спускающиеся, затем поднимающиеся говорят о том, что писавший их привык доводить начатое до конца.

Соединение букв тоже может о многом рассказать:

    Разорванные буквы на бумаге оставляют люди импульсивные, чаще всего полагающиеся на интуицию. Они живут сердцем, и их жизнь трудно назвать скучной. Предположить, что взбредет им в голову, не возьмется никто.

    Если слова выглядят написанными в спешке, когда одни буквы соединены, другие стоят разрозненно, то писавший их, скорее всего, отличается умом и сообразительностью, умеет быстро находить решения и брать инициативу в свои руки.

    Если все буквы тщательно соединены между собой, то обладатель такого почерка с большой долей вероятности отличается логичностью рассуждений, живет головой.

    Каллиграфический почерк, как правило, принадлежит человеку аккуратному, сильно зависимому от чужого мнения, несамостоятельному.

Форма и размер букв , их начертание также заслуживает внимания:

    Круглые буковки у дипломатов.

    Угловатые у эгоистичных или независимых людей.

    Мелкие буковки у замкнутых личностей.

    Крупные – у широких душой.

    Знаки разного размера – сигнал неуравновешенности и отсутствия душевной гармонии.

Если только испытуемый не левша, присмотритесь к наклону :

    Сильный наклон вправо – вы имеете дело с целеустремленной личностью

    Без наклона пишут упрямцы.

    Разный наклон говорит о том, что послание оставлено капризной натурой.

Кое о чем расскажет и нажим :

    Слабый нажим характеризует легкую натуру.

    Сильный нажим указывает на то, что записка написана эгоцентричной личностью .

Даже поля могут указывать на некоторые черты человека:

    Широкие поля слева оставляют скупые.

    Широкие поля справа оставляют щедрые.

Для чистоты эксперимента не помешает обзавестись несколькими образцами почерка человека. При этом нельзя забывать, что полной уверенности в точности определения характера быть все же не может, поэтому не спешите ставить на людях ярлыки. Все же о характере в большей степени говорят дела, а не манера выводить буквы.

«Человек может солгать, притвориться, отречься… Портрет может его изменить и сделать красивее, может лгать книга или письмо. Но в одном все же человек неотделим от своей сущности — в почерке. Почерк выдаст человека, хочет он этого или нет: почерк неповторим, как и сам человек, и иной раз проговаривается о том, о чем человек умалчивает», — писал Стефан Цвейг.

У каждого из нас про запас есть три варианта почерка. «Парадный» — тщательный, которым мы пишем заявление о приеме на работу. «Радостный» — торопливый, размашистый, которым мы пишем записочки близким людям. И «домашний» — небрежный, ленивый для ведения личных записей. Особый вид почерка – «страстный», которым в древности писали любовные письма, да и теперь тоже пишут иногда.

Особенное внимание стоит обратить на нажим букв в почерке. Сильный нажим говорит о том, что человек чрезмерно энергичен, активен, любит демонстрировать силу. Умеренный нажим показывает сильньную волю и готовность добиваться реализации своих планов.

Неровный, импульсивный нажим укажет на то, что человек не доводит начатого до конца, впечатлителен, излишне эмоционален, может быть творческой личностью. Неровный и как бы истеричный, переходящий из очень сильного в очень слабый показывает неуверенность, склонность к постоянным колебаниям.


Наклон вправо на 40-45 градусов считается нормой и говорит об определенной выдержке, выносливости и сдержанности в чувствах. Чем сильнее наклон, тем в большей степени чувства неподконтрольны человеку. Если наклон не превышает 10 градусов, можно говорить о патологии.

Опрокинутый влево на 125 градусов почерк говорит о несоответствии личных намерений человека и условий его жизни. Также он выдает упрямство, своенравность, в некоторых случаях намекает на то, что человек воспитывался в интернате, детдоме.

Часто в письмах встречаются особенности — сленговые выражения, описки, привычные для человека. Зная, что пишет неправильно, он упорно повторяет эту ошибку или в официальном письме применяет сленговое словечко.

Римский император Август, правивший в 63 году до нашей эры, увлекался подобными вещами. В указах он употреблял слова «дубина» и «дурак», а вместо «чувствовал себя плохо» писал «глядел свеклой». Все это он считал своей августейшей привычкой, наравне с обязательным отдыхом после обеда и легким завтраком по утрам.


Он никогда не разделял слов и не делал переносов, выдумав свои собственные правила, согласно которым строка должна кончаться полным словом. В 1671 году в Базеле по его правилам была первый и последний раз выпущена книга.

Август считал, что орфография выдумана чудаками, а писать надо так, как говоришь. По мнению известного графолога Дебарроля вышеперечисленные примеры являются признаком независимого характера и смелости. И действительно, Август принимал участие в боях, из которых выходил победителем. Народ называл его смелым и мудрым правителем.

«Пишите письма мелким почерком», — в наш обиход настолько вошла эта фраза, что мы и не задумываемся, что такое действительно мелкий почерк. Дебарроль считал, что мелким можно назвать тот почерк, у которого ширина букв превышает высоту. Такой почерк, утверждал он, говорит о сдержанности, расчетливости, самообладании и наблюдательности.

Крупный почерк тот, у которого высота букв больше ширины. Он выдает непрактичность, желание выдвинуться, чувственность, легкомысленность. Сжатый почерк — словно приклеенные друг к другу буквы говорит о расчетливости, доходящей до жадности, и об узости мышления.

Бальзак и Цвейг часто использовали для характеристики патологической жадности человека описание его почерка, так сжатого, словно буквы приклеились друг к другу. Зато смелые, независимые, щедрые и творчески одаренные герои их произведений «писали» исключительно размашистым почерком.

Ровность линий и строк, умеренное расстояний между словами, равномерность нажима указывает на то, что писавший обладает волей и выдержкой. Строчки отклоняются от ровной линии вверх — у человека несколько завышена самооценка, он оптимист и романтик, и иногда бывает наивным до глупости.

Отклонение правого края строки вниз указывает на склонность драматизировать события, депрессивность, пессимизм. Дугообразные строки на чистом листе бумаги, говорят о пластичности характера, и если по другим предсказательным техникам есть этому подтверждение, можно говорить о том, что за кусок хлеба человек продаст все на свете.

Интересна ситуация, при которой человек на линованном листе бумаги пишет, отклоняясь от строки. Если при этом строка поднята на несколько миллиметров от линии тетради, можно предположить, что человек в любой ситуации имеет свое мнение, он настойчив, деспотичен, всегда старается подчинить себе партнера.


Почерк отдельного человека не представляет собой чего-то застывшего, раз и навсегда законченного. Под влиянием социальных условий, настроения может меняться не только почерк, но и стиль письма. Ситуации, связанные с ломкой личности, меняют почерк до неузнаваемости — буквы становятся квадратными и заметно различаются по величине.

Письма с фронта или из плена часто пишутся почти печатными буквами так, что буквы не соединены между собой, и с большими пробелами между словами — верный признак разобщенности и угрозы распада личности.

Доктор Попялковский, потративший половину жизни на изучение аномалий почерка людей, утверждает, что в тех случаях, когда испытуемые находились в состоянии материальных лишений, отмечалось некоторое злоупотребление точками, зачеркиваниями, повторением написанных ранее слов.


Эмоциональный кризис характеризуется зауживанием букв и преувеличением расстояния между словами, поскольку любой эмоциональный спад возникает из-за того, что человек сталкивается с ситуацией, которую не может принять.

К примеру, письмо Бетховена, датированное 1818 годом. Композитор уже болен и принял ситуацию, которая заставила его в большей степени заниматься теоретической работой, чем концертной деятельностью. Строки бегут широко и в разрядку, на социальные трудности указывает преувеличенное расстояние между словами и строчками, слишком крупные буквы.

Это говорит о том, что, несмотря на кризис, человек полон творческих планов и надеется на улучшение. Сильный нажим напоминает, что Бетховен еще полон сил для борьбы. Несмотря на то, что письмо написано впопыхах, строки ровные, что указывает на сильную волю к победе и здоровое восприятие действительности.


По письму же от 1822 года, даже не читая содержания, можно сделать вывод о том, что жизнь композитора стала тяжелее: буквы сузились и почерк сделался мельче. Но в то же время — это нестабильность в стабильности: ровные строчки. Текст расположен на одном листе, а раньше Бетховену понадобилось бы тетрадка для подобного письма. Это значит, материальное положение композитора ухудшилось.

Несколько лет назад в прессе появилась информация о том, что царь Александр I и старец Федор Томский – одно лицо. И установили это графологи по почерку обоих мужчин. По официальной версии, Александр I скоропостижно скончался в 1825 году в возрасте 47 лет от брюшного тифа.

Похороны прошли очень быстро, что породило немало легенд. Главная из них — умер двойник царя. А сам государь оставил пост ради служения вере и еще долго жил отшельником в Сибири под именем Федор Кузьмич.

Долгие годы историки считали это вымыслом, хотя многие отмечали схожесть старца с Романовым, а также его образованность и утонченные манеры. И вот, наконец, президент русского графологического общества Светлана Семенова сопоставила почерк императора и рукописи святого. Ее вывод: их написал один человек.

Кстати, знаменитый юрист Анатолий Кони еще в начале ХХ века, сравнив два этих почерка, утверждал, что «письма писаны рукой одного человека».

Использованы материалы статьи Сергея Бородина

Давно известно, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Чтобы узнать характер человека нужно проанализировать его почерк!

Область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и характером человека называется графологией . Графологический анализ базируется на том, что почерк формируется мозгом в большой степени, чем навыками моторики пальцев. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, определяется подсознательными процессами.

Что определяет графологическая экспертиза?

Анализ почерка проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки (со сдвигом влево, вправо, вверх-вниз), и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расстояние между строками, расположение на листе и много чего другого. Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика человека по его почерку.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в США при подборе новых работников им дают заполнить анкету, причем в рукописном виде. В ней много простых вопросов, не требующих особого обдумывания, чтобы человек отвечал спокойно и расслаблено. Анализ почерка может прояснить для работодателя некоторые особенности личности, что для компаний и правительственных учреждений является более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Основные признаки почерка, которые анализирует графологическая экспертиза:

  • Размер букв : (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
  • Наклон букв : (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
  • Направление почерка : (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз).
  • Размашистость и сила нажима : (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
  • Характер написания слов : (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
  • Общая оценка : (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

Заполняя такую анкету при приеме на работу, не следует пытаться изменить свой собственный почерк – опытный специалист это сразу заметит по целому ряду признаков и сделает отметку о том, что претендент на должность что-то пытается скрыть. Красота самого почерка в этом случае не имеет никакого значения.

Как получить образцы почерка?

Чтобы попытаться самостоятельно определить характер человека по почерку требуется получить хотя бы несколько предложений, написанных им собственноручно.
Это не простая задача в наше время. Сейчас люди не пишут друг другу письма. Даже заметки для себя делают с помощью смартфона. Придется что-то придумать:

  • Просто попросить человека написать несколько фраз. Это легко, но малоинформативно. В таких ситуациях люди пишут не так, как делают заметки для себя, а стараются писать разборчиво и красиво.
  • Предложить заполнить анкету или заявку. Это тоже не трудно осуществить, но кто же пишет официальный документ неряшливо и неразборчиво?
  • Попросить что-то записать под диктовку – рецепт блюда, список покупок или перечень дел на завтра.

Легче всего получить образцы почерка студентов – конспекты и шпаргалки по-прежнему актуальны, а также офисных работников – деловые заметки, контакты и т.п. Такие записи лучше всего помогают определить характер по почерку – они делаются для себя и в обстановке, когда человек сосредоточен на делах, а на начертание букв не обращает ни малейшего внимания.

Чем больше объем текста, тем лучше. Писать лучше карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим. Лучше всего иметь несколько экземпляров текста, написанных человеком в разное время.

Основные этапы анализа

Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Нажим не всегда удается определить, особенно если текст написан шариковой ручкой. Но если заметки сделаны в блокноте или тетради можно посмотреть на обратную сторону бумаги или следующую страницу блокнота и оценить рельефность.

Наклон

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным, уравновешенным, хорошо адаптированным в свою социальную среду. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума, умеют увидеть проблему со всех сторон и найти оригинальное решение задачи.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему. Иногда они не задумываются над самой проблемой, а просто противопоставляют свое мнение общепринятому. Часто такой почерк просто-напросто указывает, что человек левша, но научен в детстве писать правой рукой.

Если почерк вертикальный (или большая часть букв вертикальна, но есть отклонения в ту или иную сторону), то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Они четко видят свои цели и следуют к ним по мере возможности.

Если почерк в основном вертикальный, но встречаются слова и части текста с небольшим наклоном вправо или влево, то это может говорить о непостоянстве характера и отсутствии четких принципов, а также о том, что этот человек умеет смотреть на вещи и события с разных сторон, искать обходные пути и находить компромиссы.

Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

Если буквы в предложении разного размера, то это может указывать на определенные психоэмоциональные проблемы. Например, буквы «д», «з», «у» у большинства людей имеют одинаковые нижние петли, но в некоторых случаях настолько отличаются по размеру или начертанию, что кажется, что они принадлежат разным почеркам.

Очертания

Округлые буквы указывают на дружелюбность и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. В некоторых случаях такие буквы говорят об инфантильности, неспособности принять самостоятельное решение.

Угловатый почерк характерен для активных и энергичных людей. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Иногда это признак агрессивности.

Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки обычно бывают у людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Примеры графологического анализа почерка с фотографиями

Любой специалист-графолог скажет: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв алфавита. И несколько текстов, написанных в разной обстановке. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую оценку.

Однако, попытаться определить характер человека по его почерку не только можно, но и нужно, чтобы лучше понять его особенности, увидеть положительные и отрицательные черты, а в некоторых случая защитить себя от обмана.

Рисунок 1

Характеристика: Целеустремленный, последовательный, человек. Больше доверяет логике и расчету, чем чувствам и интуиции. Не боится высказать свое мнение в любой ситуации. (По начертанию букв, наклону вправо)

Рисунок 2

Характеристика: Последовательный, открытый, стабильный человек. Осторожный, любит обдумать ситуацию, прежде чем принять решение. (По стилистической выдержанности почерка, по наклону букв)

Рисунок 3

Характеристика: Эмоциональный, харизматичный, творческий человек, не боится перемен и не любит оглядываться назад. (По темпу, размаху письма)

Рисунок 4

Характеристика: Открытая, театральная, неординарная личность. (По выдержанности почерка, по наклону почерка и отдельных букв)

Рисунок 5

Характеристика: Внутренняя конфликтность, скрупулезность, обязательность. (По нажиму почерка, по соотношению буквенных элементов)

Рисунок 6

Характеристика: Упрямство, склонность везде и во всем противоречить, но, в то же время осторожность, умение вовремя уклониться от прямого конфликта с руководителем. Хитрость и способность (по наклону влево).

Рисунок 7

Характеристика: Индивидуализм и эгоистичность, строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. (комплексная оценка наклона букв и нажима)

Рисунок 8

Характеристика: Упрямый, последовательный и уверенный в себе человек, всегда идет своей дорогой, не особо прислушиваясь к мнению окружающих (по вертикальному наклону почерка, нажиму, связности букв)

Рисунок 9

Характеристика: Авантюрист, конфликтный и лукавый человек. Хитрый и расчетливый, но умеет скрывать это. (По неравномерному расположению букв, нажиму, расположению на листе)

Рисунок 10

Характеристика: Гармоничный, открытый, понятный себе и другим человек. Не умеет скрывать свои чувства, живет «здесь и сейчас». (Равное расстояние между строчками, связность букв, разборчивость почерка)

Характеристика: Чрезвычайно скрытный, осторожный и расчетливый человек. Упрямый, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Придирчив к деталям и подробностям. (Раздельность букв. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек)

Рисунок 14

Характеристика: Эмоциональный человек, но старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Вопреки тому, что не показывает этого - он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. (Угловатость. Узость формы. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н». «Подъем» второго абзаца).

Рисунок 15

Характеристика: Экстраверт, стремится к общению. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Испытывает перепады настроения, плохо ориентируется в бытовых ситуациях, упускает мелочи. (Отсутствие расстояний между строками и словами, неровность хода строк, непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона).

Рисунок 16

Характеристика: Индивидуалист и всячески подчеркивает это, обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. (Левый наклон, сильный нажим, неровность строчек, средняя зона букв тянется и занимает место в верхней (см. «н», «р», «ь»). Одновременно - укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность букв)

Рисунок 17

Характеристика: Энергичный, активный, иногда агрессивный и напористый человек. Обычно легкий на подъем и быстрый в принятии решения, не любит признавать ошибок. (Колебания формы, наклона, размеров, расстояний, резкая угловатость.)

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина

В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

Культура

Ваш почерк может рассказать о более, чем 500 чертах характера .

Согласно исследованию, проведенному компанией National Pen Company в США, размер букв, расстояние между буквами, форма букв и другие признаки могут указывать на различные особенности вашего характера .

Анализ почерка или графология даже используется как детектор лжи и для выявления возможных проблем со здоровьем.

Графология считается псевдонаукой, так как нет достаточно доказательств, насколько точно она определяет психологические и физические особенности личности. Однако некоторые компании используют графологию в процессе приема на работу, а также эти методы применяются в судебных делах.

Характер человека по почерку

Согласно исследованию размер почерка может рассказать, к какому типу личности вы относитесь.

1. Размер почерка:

- Мелкий почерк – говорит о застенчивом или замкнутом, прилежном и щепетильном характере.

- Почерк среднего размера – говорит об уравновешенности и умении легко приспосабливаться к новой обстановке и людям.

-Крупный почерк – указывает на людей общительных, прямолинейных, любящих внимание к себе. Это также говорит о том, что человек склонен делать хорошую мину при плохой игре и притворяется более уверенным, чем он на самом деле является.

2. Расстояние между словами

- Большое расстояние между словами говорит о том, что человек ценит свою свободу и не любит толпиться.

- Маленькое расстояние между словами указывает на то, что человек не любит находиться в одиночестве и может быть навязчивым.

3. Наклон

- Почерк наклонен вправо - человек открыт новому опыту и ему нравиться знакомиться с новыми людьми.

- Без наклона – человек не позволяет эмоциям господствовать над разумом, он логичен и практичен.

- Почерк наклонен влево – человек держится особняком, любит работать незаметно. Если вы правша и пишите с наклоном влево, это может означать бунтарство.

4. Форма букв

- Закругленные буквы – человек творческого и артистичного склада

- Заостренные буквы – указывают на человека агрессивного, глубокого, умного и любознательного.

- Связанные буквы – вы логичны и методичны, осторожно принимаете решения.

5. Поля страницы

- Поля с левой стороны – вы склонны жить прошлым, и вам сложно от него освободиться

- Отсутствие полей – вы не можете сидеть на одном месте и расслабиться, ваш ум постоянно блуждает.

- Поля с правой стороны - вы боитесь неизвестности и постоянно беспокоитесь о будущем

6. Нажим

- Сильный нажим – у вас выраженное чувство долга и вы серьезно относитесь к вещам. Слишком сильный нажим говорит о скованности и отрицательной реакции на критику.

- Легкий нажим – вы чувствительны и сопереживаете людям, но у вас недостаток жизненной энергии.

7. Скорость написания

- Вы пишите быстро – вы нетерпеливы, не любите терять время или ждать

- Вы пишите медленно - вы собраны, методичны и полагаетесь на собственные силы.

8. Подпись

- Неразборчивая подпись - вы скрытны, и вас бывает сложно понять

- Легко читаемая подпись – вы уверены и не притворяетесь тем, кем не являетесь

Что еще можно определить по почерку?

- Высокое кровяное давление – написание с разной степенью нажима может быть одним из признаков высокого кровяного давления, особенно если вы начинаете писать с легкого, а заканчиваете сильным нажимом.

- Шизофрения – когда наклон часто меняется внутри предложения или слова, это может говорить об отсутствии постоянного контакта с реальностью и указывать на шизофрению.

- Болезнь Паркинсона – очень мелкий сжатый почерк известный как микрофагия. Иногда почерк может быть настолько мелким, что даже сам автор не может его прочесть.

- Болезнь Альцгеймера – почерк портится по мере ухудшения умственных способностей. Почерк может стать неравномерным, наблюдаются измененные буквы и дрожь при написании. Письмо начинает замедляться.