Что такое «раннее развитие» на самом деле (нет, это не занятия английским с двух лет). После трех месяцев уже поздно (что такое «раннее развитие» ребенка)

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием "раннее развитие". Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот "раннее развитие"? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать "ранним развитием" ребенка.

Опережение ребенка в росте можно назвать состояние, когда показатель роста ребенка значительно опережает средние показатели, т.е. находится за пределами 95 центили в таблице показателей роста детей этого возраста (за пределами нормы).

Если ребенок сильно опережает в росте прежде всего необходимо обратить на это состояние внимание наблюдающего ребенка педиатра и обследовать ребенка у специалистов (эндокринолога, кардиолога, генетика и др.).

Высокорослость у здоровых детей.

Учащение случаев так называемого конституционального высокого роста, не имеющего никакой патологической основы и свойственного вполне здоровым детям, стало относительно новой педиатрической проблемой. Излишне высокий рост девочек нередко заставляет родителей обращаться за врачебной помощью. По определенным показаниям таким детям может проводиться лечение гормональными препаратами, тормозящими рост и усиливающими созревание скелета. Чаще всего для этих целей используются диэтилстилбэстрол, конъюгаты эстрогенов, эстрадиол. По отношению к прогнозируемому конечному росту такое «лечение» в течение 1,5–2 лет может результироваться задержкой роста на 4–8 см.

Что такое раннее развитие…

Высокорослость здоровых мальчиков очень редко вызывает беспокойство родителей и самих детей. Только в случаях болезни Марфана, где параллельно с интенсивным вырастанием скелета и пропорционально ему увеличивается аневризматизация аорты, могут возникать показания к торможению роста андрогенами надпочечников или тестостероном.

Однако, независимо от причин высокорослости, необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, поскольку активный рост скелета влечет за собой активный рост внутренних тканей и органов, что может негативно отразиться на их функционировании. Особенно это касается сердца. Родителям нужно быть особенно внимательными в периоды активного роста скелета (5-7 лет и 12-16 лет). Если активный рост сопровождается внутренними болями или нарушениями деятельности внутренних органов, необходимо обратиться к врачу.

Возможные причины опережения ребенка в росте — высокорослости.

Высокорослость патологического характера встречается существенно реже, чем низкорослость. Следует различать транзиторные формы высокорослости и высокорослость, сохраняющуюся до конца периода вытягивания.

К транзиторным формам можно отнести большую длину и массу тела у внутриутробного плода женщины, страдающей сахарным диабетом. Иногда уже в постнатальном развитии временно наблюдается форсированный рост детей с гиперфункцией щитовидной железы или повышенной продукцией андрогенов надпочечников.

Стойкие формы высокорослости могут иметь хромосомную природу, в частности, они свойственны носителям дополнительной Y-хромосомы – наборы 47 XYY или 48 XXYY. Врожденные синдромы, компонентом которых является высокорослость, или гигантизм, встречаются крайне редко. К ним можно отнести синдром Видемана–Беквитта, липодистрофию Берардинелли, болезнь Марфана и одну из форм нарушения обмена аминокислот – гомоцистинурию.

Врожденная форма церебрального гигантизма характеризуется не только высокорослостью, но и ее сочетанием с глубокой умственной отсталостью и аномалиями черепно-лицевой области.

Гигантизм у детей, возникающий в процессе постнатального развития, может иметь и гипофизарную природу, т.е. определяться гиперпродукцией соматотропного гормона гипофиза. В подавляющем большинстве случаев причиной такой гиперпродукции является опухоль аденогипофиза.

Диагностика причин высокорослости

Для уточнения диагноза следует опросить родителей и определить, нет ли наследственно-конституционной формы, которая не требует никакого лечения. В некоторых случаях, если предполагается наличие генетически-хромосомной патологии, может потребоваться консультация генетика и проведение генетических анализом. Помимо этого, следует провести анализ на определение уровня гормонов роста — СТГ и ИФР-1, аминокислот, глюкозы в крови, а также обследования на содержание гормонов щитовидной железы. В некоторых случаях может потребоваться проведение МРТ, биопсии тканей (при поражении надпочечников), рентгенографии, ультразвукового исследования и так далее.

При сборе анамнеза следует обратить внимание на показатели роста и веса при рождении. Так, при синдромах Марфана, Беквита – Видемана, Симпсона – Голаби – Бемеля, Банаяна – Райли – Рувалькаба и конституциональной высокорослости отмечаются высокие значения длины тела при рождении.

Лечение высокорослости

В том случае, если причиной высокорослости являются сопутствующие заболевания, следует проводить их лечение. Так, например, при опухолях надпочечников проводят их удаление с последующей заместительной терапией. В остальном, по показаниям может проводиться гормональная терапия для замедления роста до социально приемлемого.

Читайте также:

Дисбактериоз — не болезнь, а сигнал перемен

Нормальная микрофлора выполняет очень важную для организма малыша работу.

Дисбактериоз – краткая медицинская справка

Дисбактериоз кишечника — это бактериологическое понятие, но ни в коем случае не диагноз.

Диатез

Диатез (diathesis; греч. склонность к чему-либо, предрасположение) не является ни болезнью, ни диагнозом, а, употребляя это слово, мы лишь констатируем склонность ребенка к некоторым болезням.

Отит

большинстве случаев любые выделения из слухового прохода, боль в одном или обоих ушах и (или) понижение слуха обусловлены средним отитом — одним из наиболее частых заболеваний, особенно у детей

Аденоиды

аденоиды — серьезная неприятность, причем неприятность главным образом детская

Запор

Запор — это плохо. Не беда, не трагедия. Неприятность. Себе или своему ребенку вполне можно помочь. Но как?

Гиповитаминозы (дефицит витаминов)

От дефицита тех или иных витаминов больше всего страдают дети

Синдром Бругада

также известен как синдром внезапной смерть (ЕДСЗ), и является самой частой причиной внезапной смерти у молодых людей без известных основных сердечной болезни.

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его как биологического индивида в социальное существо - личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка с взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности - предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, - так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.

При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.

Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

Движущими силами развития личности являются противоречия , которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно?

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие, в каждой личности они тесно переплетены и взаимообусловлены. Исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

Правильное раннее развитие детей помогает им в будущем стать успешными, самостоятельными и полноценными личностями. Узнайте, какие существуют популярные методики воспитания малышей, подберите оптимальный вариант для вашего ребенка.К счастью современных родителей, занимающихся ранним развитием своих малышей, сегодня без труда можно найти в продаже множество необходимых для крохи развивающих карточек, а также изготовить их самостоятельно. Что это за материалы – поговорим об этом далее.В возрасте 5 лет время близится к школе, и поэтому ребенка обязывают накопить определенную базу знаний и умений. Сейчас, как никогда прежде, важны развивающие занятия, которые лучше проводить в игровой форме.Чрезвычайно важно в любом возрасте, начиная с рождения, читать детям книги, и пользу такого занятия можно обсуждать часами.

Раннее развитие ребенка

К 2 годам малыш уже понимает то, что ему читают, а значит важность и необходимость чтения возрастает.К году у крохи в очередной раз возрастает познавательная активность, ведь в это время многие начинают ходить, а значит, возможности познания мира также возрастают. Поэтому чрезвычайно важно в игровой форме проводить с ним различные развивающие занятия.В 3 года ребенок становится чрезвычайно самостоятельным, однако ему все также жизненно необходима мамина любовь, поддержка и внимание. Это легко давать малышу, играя с ним. Но куда больше пользы от игр будет в случае, если они будут развивающими.Многие детки не умеют держать предметы для рисования в руке правильно. Чтобы не пришлось кроху переучивать, нужно сразу объяснить ему, как это делать. Предлагаем довольно простой способ, который поможет научить малыша правильно и уверенно держать карандаш.Оптимальным временем для обучения ребенка чтению является возраст 5-6 лет. Однако учитывая темпы развития современных детей, неудивительно, если ваш малыш захочет овладеть этим искусством уже в 3-4 года. В таком случае мама просто обязана удовлетворить потребность ребенка в новых знаниях.Всестороннее развитие чувств малыша — необходимый этап обогащения его знаний и восприятия окружающего мира. Поэтому с раннего детства важно постоянно тренировать все органы чувств. Подробнее о сенсорном развитии детей раннего возраста читайте в нашей статье.Методики раннего развития детей включают в себя не только обучение чтению, письму, развитию математических способностей, но и направлены на общее развитие детей, раскрытие их внутреннего потенциала, творческих способностей. Каждая методика хороша по своему, поэтому каждый родитель выбирает то, что ему кажется наиболее подходящим для его ребенка.Как вырастить из маленького человечка достойного человека, как знать, правильно ли мы воспитываем ребенка? Эти вопросы постоянно волнуют молодых родителей. Сейчас его мозг работает, как никогда, активно. Малыши впитывают все новое, как губки — и хорошее, и плохое, поэтому ранее развитие крайне важно для ребенка.Современные дети растут в атмосфере динамичного развития с раннего возраста. Родители стараются выбирать для своего ребенка только "правильные игрушки". К таковым, несомненно, относятся развивающие конструкторы. Подробнее о них вы сможете прочесть в нашей статье.Сегодня родители все чаще обращаются к разнообразным методикам для развития своего ребенка. Одной из популярных систем раннего развития детишек является методика Домана-Маниченко, — адаптированная методика Глена Домана для русскоязычных малышей. Подробнее читайте в нашей статье.

В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.
Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медленно и постепенно: речь идет о десятилетиях. Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, хотя уже более полувека назад было установлено, что это вредит естественному развитию ребенка.

Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать относительно недавно. Десять лет назад «вундеркинды» пугали взрослых (особенно педагогов), ведь гениальность часто связывается в сознании людей с ненормальностью. В царские времена образование получали только дети из аристократических семей. С ними занимались гувернантки и преподаватели, начиная с пеленок. Дети простых людей не имели возможности получить образование. Да и сейчас «школы для малышей» финансово и территориально доступны не всем. Поэтому и возникает традиция домашнего родительского образования, что не может не радовать. Многие современные мамы выбирают раннее развитие для своих детей. Стали появляться книги на эту тему, методические материалы для родителей. Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику.

Интеллект и его составляющие

Сначала определим, что мы понимаем, когда говорим интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект – это, в первую очередь, образование, интеллектуал – образованный человек. Первая составляющая интеллекта – знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция. Но существует вторая, не менее важная составляющая интеллекта – способность к творчеству, способность создавать нечто новое, а это невозможно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем говорить о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая составляющая интеллекта – творческая.

Решающий возраст

Что значит раннее интеллектуальное развитие? Когда стоит начинать: с рождения или с 6 лет, когда ребенок идет в школу? Раннее развитие – это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Известны случаи детей-«маугли», когда младенцами дети попадали к диким животным. Вернувшись в общество в возрасте 7-8 лет, эти дети так и не смогли научиться говорить, читать, писать. Да, не надо думать, что маленькие дети могут и должны лишь есть, спать и играть. На самом деле дети начинают учиться сразу же после рождения. К 6-7 годам, когда они начинают посещать школу, они уже усвоили огромное количество информации.
Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет – решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Стереотипы и развитие малыша

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревшими моделями воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело. Если поместить малыша в стерильную обстановку – его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться – мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь – он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков – ему трудно будет обучаться музыке.
Но многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети»; «Меня воспитали так, и я чувствую себя прекрасно, почему же это должно быть недостаточно хорошо для моего ребенка?». Они отгораживаются понятием «нормы», чтобы освободить себя от ответственности, ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься обучением своего ребенка, не тратить на это силы.
Но НОРМАЛЬНЫЙ ребенок хочет развиваться.
Человек всегда стремится к знаниям. И то, что было хорошо для родителей, воспитанных четверть века назад, и уж тем более для прародителей, воспитанных более полувека назад, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время с каждым днем возрастают требования к человеку. Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.
Родители, имеющие стандартные, стереотипные представления о возможностях ребенка, верящие в «бабушкины» заблуждения и сказки, ограничивают и себя, и развитие своего малыша. Нельзя искусственно сдерживать развитие ребенка только потому, что сами считаете это не нужным! В этом случае родители решают проблему за счет малыша, подстригая его под наиболее распространенную или модную в данный момент «гребенку», перекладывая воспитание детей на «чьи-то» плечи.
Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем лучше развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования. Если человек полностью лишится своих перцептивных способностей, он, в лучшем случае, превратится в растение. Например, малыш, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не сможет развиваться также успешно, как тот, с которым много разговаривают на нескольких языках, рассказывают сказки, поют песни, показывают картинки, знакомят с окружающим миром.
Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. Его не надо заставлять что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и создание соответствующих потребностям малыша условий.

Создание развивающей среды

Цель родителей – дать ребенку новые возможности в жизни.
Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины. Речь идет о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

Обучение – веселая игра

В этом случае дети не могут и «перегрузиться», так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им интересно, что приносит им радость и удовольствие. И задача родителей – наилучшим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира. Раннее интеллектуальное развитие не может повредить физическому формированию и росту ребенка, если все, что родители делают для его развития, делается без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надо – пусть он учится сам. Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте – это игра, и заканчивать ее надо до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.
Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих силах – проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веря в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных. Ведь родителям не надо ни перед кем отчитываться в том, как идет обучение. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Раннее развитие ребенка: кому и зачем это надо

Наверное, это должно быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Но, конечно, это надо и родителям. Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами. Ведь многие взрослые жалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более удачный вариант самих себя. Но наши дети – это не мы сами. И если мы создаем себе образ «идеального ребенка», то пытаемся нашего собственного с его интересами, желаниями, потребностями подогнать, втиснуть в этот созданный нами образ.
Именно поэтому предлагаемые методы раннего развития ребенка могут стать достаточно опасными в руках фанатичных родителей. Результаты могут привести к изоляции ребенка от его среды, нарушениям в эмоциональном и социальном развитии. Родители могут, желая ребенку добра, навязывать ему какие-либо занятия, поскольку авторитет родителей у детей дошкольного возраста очень велик. Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не избыток информации, а именно поведение родителей.
Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если постоянно думать о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты молчания и расслабления, беспричинного смеха и игр необходимы. Кроме ежедневных собственно «уроков», ребенка формируют знания, получаемые им в повседневной жизни. Надо помнить, как говорила Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что главное не в тех учебных пособиях, которые родители приобретают или изготовляют для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят. Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка.
Итак, теперь понятно, что больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку – развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного Богом или генетически заложенного, а многое от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная «занятия» с малышом с рождения, зная, что и как делать, родители могут предоставить своему ребенку широкие возможности, помочь ему овладеть инструментами для познания жизни ради него самого.

Родители – лучшие учителя для своих детей

Развитие малыша способствует и обогащению культурного багажа самих родителей. Предоставляя детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя.
Кроме того, родители – самые лучшие преподаватели для своего малыша. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию.
Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо. Самое важное для родителей, которые хотят создать для своего ребенка развивающую среду, – учитывать индивидуальность ребенка. Ведь развитие каждого ребенка имеет свою собственную ежедневную систему отсчета времени, «пауз», определяемых условиями, окружающей средой, луной и т.д. И рядом параметров окружающей среды можно управлять. Поэтому задача родителей – свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на несколько недель или даже месяцев. Может быть ему нужно время, чтобы полученные знания «отстоялись».
Раннее обучение малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить основные принципы домашнего обучающего развития:

· родители – самые лучшие преподаватели для малыша;
· задача родителей – содействовать естественному развитию ребенка;
· необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только длЯ него;
· для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний;
· развивающая среда для ребенка должна постоянно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым.

И последнее, о чем хотелось бы сказать: если родителю или ребенку неинтересно, лучше прекратить занятия. Можно заниматься, только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми. Если и ребенок и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители не делали свое дело, ребенок обязательно извлечет из этого пользу. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают, – в этом сходятся авторы всех методик и представители всех научных кругов.

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.
Более 5 лет консультирую родителей, имеющих детей до двух лет, по вопросам детской психологии и развития детей в раннем возрасте.

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

«Буквы и цифры»

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

Игры с манкой

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.


Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.


Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.

До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.


Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.

Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

Вот какое определение интересующему нас термину дает, к примеру, Анна Рапопорт: «Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет)». Почему же тогда эти слова иногда воспринимаются так негативно? Вполне вероятно, что ответ лежит на поверхности: все дело в том, что понятие «раннее развитие» предполагает многочисленные разночтения и трактовки.

Ранним развитие называют в противовес традиционному. В европейской культуре, к которой относимся и мы, в силу определенных исторических и социальных причин существует тенденция довольно позднего обучения детей – примерно около 7 лет. Поэтому программы обучения детей младшего (3–4-летнего) и среднего (4–5-летнего) дошкольного возраста воспринимаются как раннее развитие.

В рамках возрастной психологии развитие можно квалифицировать как преждевременное, своевременное и позднее. Что такое преждевременное развитие? Это попытки обучить ребенка тому, что он не в состоянии понять и освоить в силу недостаточности физического развития и отсутствия у него необходимого запаса знаний. Например, учить новорожденного сидеть. Что такое позднее развитие? Это стремление сформировать те знания и навыки, которые уже должны были быть сформированы к определенному возрасту. К примеру, начинать обучение чтению после 7–7,5 лет, когда продуктивность любой учебы резко снижается. Учитывая все вышесказанное, каждому здравомыслящему человеку должно бы показаться привлекательным именно своевременное, или нормальное, развитие – развитие, соответствующее возрастным показателям и индивидуальным особенностям конкретного ребенка.

Еще одним вариантом неправильного понимания слов «раннее развитие» является отождествление развития и обучения. Классическое обучение в нашей системе образования ассоциируется у многих со школьной партой, «вдалбливанием» знаний, зубрежкой и подобными вещами. Именно этим часто мотивируют вред раннего развития. Конечно, никакой разумный родитель не желает своему чаду подобной судьбы, тем более начиная с самого нежного возраста. Однако не стоит смешивать развитие и обучение. Раннее развитие – это не только и не столько подготовка к школе. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это создание некой интересной для малыша информационной среды, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Некоторые практикующие специалисты по работе с дошкольниками выступают категорически против такого определения, как раннее развитие, считая его искажающим саму суть понятия «развитие».

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что в своевременном развитии нуждаются все дети без исключения. Однако современная наука не стоит на месте, и то, что считалось правильным 100 лет назад, перестает быть актуальным в наши дни.

Педагогика и физиология

Как выяснили ученые, любой ребенок рождается с огромным потенциалом: у новорожденного на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области (отвечающие за информацию, поступающую от органов чувств) и оба полушария связаны друг с другом. Это означает, что когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают, его органы чувств действуют как единое целое. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочиться, исчезают, и большая часть нервных клеток, оставшихся без связей с другими нейронами, отмирает. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Но так ли необходимо активно развивать связи между нервными окончаниями? Дело в том, что мозг маленького человечка содержит триллион клеток, из которых 100 млрд представлены соединенными в сети нейронами – фундаментом для развития интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Усиленное развитие мозга происходит первые шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами.

Для полноценной жизни ребенка очень важно развивать все органы чувств. Происходит это при воздействуии на них разнообразных стимулов. В природе все закономерно и последовательно: сначала развиваются одни отделы мозга, которые затем стимулируют дальнейшее развитие других. Разные периоды в жизни младенца непосредственно связаны с поэтапным формированием отделов головного мозга. Каждый такой этап занимает некоторое время, более или менее одинаковое у всех детей. Эту особенность человеческого организма подметила в свое время Мария Монтессори, описав сензитивные периоды, т.е. периоды особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности, способам эмоционального реагирования и поведения вообще.

Расписав сензитивные периоды по возрастам, получаем следующую картину.

Начиная с самого рождения – сензитивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни младенца, когда он плачет и его берут на руки, устанавливаются первые нервные связи (возбуждение – торможение) и формируются начала самоконтроля.

От 6 месяцев до 3 лет:

  • сензитивный период освоения языка (появление слов и предложений);
  • сензитивный период любви к порядку (достигает пика к 3 годам).

Чувство порядка – не сознательная, а физиологическая потребность ребенка. Это означает, что малыш привыкает к заведенному укладу жизни и негативно воспринимает любые изменения в нем. Например, может отказаться кушать, если его стульчик чуть-чуть передвинут. У детей до 1 года стремление к порядку выражается в плаче при появлении в доме незнакомого человека.

От 1,5 лет – сензитивный период восприятия маленьких предметов (помещение бусинок в вазочку с узким горлышком).

Около 2 ле т – сензитивный период умения «входить в группу».

Сначала формируется умение играть в диадах (парах) и только ближе к дошкольному возрасту – общение в группе сверстников.

От 2 до 4 лет – сензитивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деления).

От 2 до 5 лет – сензитивный период контроля и оттачивания движений. У малыша возникает естественное стремление ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы. Все движения обязательно должны находиться в зоне практической жизни ребенка (пересыпание круп и песка, переливание жидкостей и т.п.).

С 2,5 лет – сензитивный период расширения словарного запаса.

От 2,5 до 6 лет – сензитивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, он очень легко улавливает мелкие различия).

От 3 до 7 лет – сензитивный период восприятия музыки и ритма. В этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга – работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция.

От 3,5 до 4,5 лет – сензитивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму.

От 4,5 до 5 лет – сензитивный период взрывоактивности по отношению к письму.

Начиная с 5 лет медленно идет на спад стремление к порядку.

От 5 до 6 лет – сензитивный период перехода от письма к чтению.

С 6 лет включается левая часть мозга и возникает причинное сознание.

От 6,5 до 7 лет – сензитивный период, обнаруживающий страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи и т.д.).

Как можно заметить, сензитивные периоды не сменяют друг друга поочередно в плавной последовательности. В определенном возрасте у ребенка может быть «подготовлена почва» для обучения сразу нескольким видам деятельности. Если пропустить этот благоприятный момент, то наверстать упущенное будет намного сложнее. По мнению М. Монтессори, для отдельных сензитивных периодов отведено время от нескольких дней до недель, и компенсировать его в дальнейшем невозможно.

Существующие методики

Остановимся подробнее на конкретных методиках раннего развития, их основных идеях и различиях.

Система обучения американского врача-физиотерапевта Гленна Домана построена на принципе компенсаторности организма: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Г. Доман посвятил свою жизнь лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении 15 лет занимаясь с тяжело больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий: например, в случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен или замедлен, оказалось, что его можно заставить работать, воздействуя на него через любой из доступных каналов получения информации (зрение, слух, осязание). Доман выяснил также, что процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить.

Обучение чтению по системе Домана опирается на наглядно-образное мышление ребенка и построено в основном на визуальном восприятии. Необходимая для усвоения информация расположена на специальных карточках со словами, которые написаны очень крупным шрифтом. Карточки в быстром темпе предъявляются ребенку с громким проговариванием написанных слов. Одновременно детей обучают ползать, висеть на брусьях и различными способами стимулируют их двигательную активность.

По мнению Домана, когда ребенку исполнится 1 год, параллельно с физическим развитием надо начинать развивать математические, лингвистические и другие способности. В частности, обучение математике по методу Г. Домана состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Применение точек вместо цифр обусловлено тем, чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный символ.

В основе методики раннего развития, разработанной итальянским врачом Марией Монтессори , лежат два основополагающих принципа. Первый – это интерес самого ребенка, а второй – индивидуальный подход к нему со стороны взрослого. Столкнувшись с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями, Мария Монтессори пришла к выводу, что слабоумие – это в большем смысле проблема педагогическая, нежели медицинская, и решать ее следует в детских садах и школах.

В начале своей жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению: он хочет осваивать пространство, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать малышу возможность сделать это, расположив в определенной последовательности всевозможные чашечки, подносики, губки и щеточки, палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки.

Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. А для того чтобы деятельность приносила пользу, учитель (взрослый), видя интерес ребенка к тем или иным материалам, дает малышу короткий (2–3 минуты) урок, во время которого показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата.

Маленькому исследователю предлагается принять только одно четкое правило: взял, поработал – положи на место. Мария Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он пока еще не умеет организовывать его самостоятельно. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредоточиваться на интересном для них занятии. Отсюда возникает девиз Монтессори-педагогики «Помоги мне сделать это самому». В развивающих играх используются специально подобранные материалы – различные рамки-вкладыши, шнуровки, емкости с сыпучими наполнителями, игрушки с застежками и т.п. Они являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, обнаруживая то, что необходимо здесь и сейчас. Она подбирает упражнения из практической жизни, при этом часть их происходит из повседневных домашних дел.

Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Это помогает малышу осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения.

Основная идея раннего развития по Сесиль Браи-Лупан состоит в том, что только родители способны на искренний интерес к ребенку и для малыша они самые лучшие педагоги. Методы обучения для ребенка, как и знания в целом, предлагаются ему по факту возникновения интереса, с учетом природных наклонностей. Объединив духовную составляющую – искреннюю заинтересованность в малыше, любовь к нему и внимание к его потребностям – с элементами методики Гленна Домана, С. Лупан пытается наилучшим способом развить интеллект ребенка и вместе с тем вырастить его психологически здоровым человеком, раскрывая секреты своего собственного материнства в книге «Поверь в свое дитя».

В своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных. Ею составлены целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. На основе рекомендаций С. Лупан любой родитель сможет самостоятельно составить программу развития своего ребенка.

Методика Никитиных представляет собой систему развивающих игр, рассчитанных на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т.е. на развитие логического и образного мышления.

Педагоги-новаторы Борис и Лена Никитины являются родителями семерых детей. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления.

Основное их изобретение – так называемые никитинские игры – обладают большой степенью вариабельности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.п.

Обучение чтению по методике Н. Зайцева построено на принципе складового чтения. Склад – это пара из согласного звука с гласным или из согласного с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь такими складами, ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Предлагаемая автором методика обучения математике основана на системе таблиц, погружающих ребенка в мир чисел и наглядно показывающих ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ним производить.

Как не перестараться?

И все же наиболее близким к истине представляется объяснение термина «раннее развитие» как развитие ребенка до 1 года.

Раннее развитие ребенка до 1 года – это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для изучения органами чувств. Это неограниченная физическая активность, подкрепляемая специально оборудованными уголками, дающая малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом и научиться чувствовать себя безопаснее. Это постоянные прогулки, беседы, чтение книг, доброжелательное внимание и заботливая поддержка родителей. Раннее развитие – это также активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.

В плане воспитания детей, безусловно, существует множество стереотипов, поэтому хочется также остановиться на опасностях неправильного понимания раннего развития. К таким опасностям приводят ошибочные убеждения, на которых мы и остановимся более подробно.

Все перегибы в понимании раннего развития условно можно отнести к двум крайним положениям: категорическому непринятию и фанатичной увлеченности. Начнем по порядку. Итак…

  • Раннее развитие – модное новшество, которое имеет множество неизученных негативных последствий. Идеи раннего развития отнюдь не новы: некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Японии, США, России, Италии, Германии, Франции и др.) постоянно изучают это явление. Например, в Италии это М. Монтессори, в США – Г. Доман, в Японии – Масару Ибука, в Германии – Ярослав Кох.
  • Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников.

Такие дети развиваются быстрее, чем в том случае, если бы с ними не занимались! У каждого конкретного ребенка есть свои сроки развития. Безусловно, существуют возрастные нормы, однако динамика в индивидуальном развитии каждого малыша определяется в сравнении его сегодняшнего с ним же, только вчерашним! Родителям не нужно оценивать «развитость» своего ребенка по отношению к другим детям, а тем более проводить такие категоричные параллели. Просто у ребенка, чья развивающая среда продуманно и специально организована взрослыми, гораздо больше возможностей для исследования, сопоставления и новых впечатлений, которые и дают толчок для «ускоренного» развития. Поэтому и темпы раннего развития для этих малышей различны.

  • «Мы хотим (не хотим) иметь ребенка-вундеркинда».

Скорее всего, за этим утверждением либо скрывается нежелание родителей уделять время своему ребенку, либо сказываются последствия того, как их самих «терроризировали» родители – всевозможными нелюбимыми кружками и секциями. Целью раннего развития не является «выращивание» гениев.

Противоположная точка зрения – стремление во что бы то ни стало вырастить вундеркинда – очевидно, так же вредна для гармоничного развития ребенка. Потому что она выявляет непомерные родительские амбиции и попытку самореализоваться за счет малыша, воплотить в нем то, что не удалось когда-то нам самим.

  • Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Мозг маленького непоседы снабжен системой «предохранителей»: в ситуации эмоциональной или информационной перегрузки он просто «отключается» – так срабатывает инстинкт самосохранения, который большинство из нас, к сожалению, с возрастом утрачивает. Если малыш начинает капризничать, отвлекаться, зевать, проявлять признаки нетерпения – это верный признак того, что пора отдыхать.

  • Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.

Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир и удовлетворять врожденный исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие – заинтересованность самого ребенка.

  • Раннее развитие «крадет» у ребенка беззаботное детство.

Это утверждение несет в себе непонимание главной идеи раннего развития: все должно быть ненавязчиво, играючи. Никакого вдалбливания, никакого насилия! Ребенок делает только то, что хочет сам, то, что ему интересно. А задача родителей – расширить его интересы, предложив на выбор массу увлекательных вещей и занятий, и поймать момент, когда ребенок заинтересуется чем-то одним.

Желание учиться, узнавать что-то новое необходимо маленькому человечку как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересующую его информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? Вопрос «Зачем ему это нужно в принципе?» отпадает сам собой.

На деле глубоко философское мнение о том, что ребенок «сам знает, что и когда ему нужно для нормального развития», оборачивается равнодушием к ребенку и его потребностям, а то и формальным отношением к нему со стороны родителей. Здесь хотелось бы напомнить, что без своевременной помощи взрослого, создающего необходимые для развития ребенка условия, интеллектуальный и психо-эмоциональный уровень малыша может так и остаться очень низким.

  • Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это действительно проблема времени. Однако далеко не все так однозначно, и ее решение во многом зависит от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить общению с крохой. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется!

Правила развития

Прежде чем вы определитесь с необходимой именно для вас системой развития, стоит вспомнить несколько простых правил:

Изучите те методики раннего развития, которые покажутся вам интересными. Посоветуйтесь со своим педиатром, специалистами по раннему развитию.

Собирайте информацию из разных источников и старайтесь осмысливать ее критически, перепроверяя достоверность предлагаемых фактов. Если вы решите отдать ребенка в дошкольное учреждение, специализирующееся на раннем развитии, выясните его репутацию и рейтинг на неформальных форумах вашего города.

Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.

Старайтесь, чтобы мероприятия по развитию ребенка не противоречили, а дополняли друг друга. Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша.

Любые игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к более сложному, а потом и к очень сложному». Обязательно учитывайте степень заинтересованности и радостности ребенка.

Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.