Что такое шибори батик. Японский узелковый батик - шибори

Немало интересных и необычных видов рукоделия приходит к нам из других стран. например, техника шибори. Украшения для начинающих мастериц и профессионалов в данном направлении творчества очень интересны и невероятно красивы.

Обворожительная путаница

Из-за того, что многие уникальные виды рукоделия пришли к нам из других стран и культур, пройдя столетия совершенствования и развития, мы зачастую путаем их названия, термины, особенности. Сейчас то же самое происходит и с шибори. Для современных рукодельниц шибори - это изготовление украшений с использованием шелковых лент, окрашенных в определенной технике, бисера и бусин. Но на самом-то деле шибори, или, если все же говорить правильно, сибори - это именно техника батика - способа окрашивания тех лент из натурального шелка, которые затем используются при изготовлении украшений. Небольшая путаница в понятиях, но большинство рукодельниц, не соприкасающихся с японским искусством окрашивания тканей способом сибори, считают, что шибори - это искусство создания украшений с лентами.

Что нужно для украшений шибори?

Создавать украшения можно многими способами, и одно из подобных направлений - техника шибори. Украшения для начинающих мастериц, стремящихся научиться этому виду творчества, позволяют окунуться в мир шибори, что называется, головой. Ведь на первый взгляд кажется, что в подобном творчестве нет ничего сложного - купи материал и твори, как хочется. Но нужно начать с того, что украшения шибори ручной работы - это тончайшее творение из шелковых лент и декоративных элементов к ним, собранных вручную при помощи нитки и иголки. Поэтому для работы потребуется немало материалов:

  • ленты шибори;
  • бисер и бусины;
  • декоративные элементы - кабошоны, медальоны, подвески;
  • фурнитура для украшений - бейлы, швензы, каффы, сеттинги и многое другое.
  • натуральная кожа или замша в качестве изнанки;
  • клей, прозрачный и надежный;
  • нитки в тон и тонкая игла.

Еще одним элементом, который зачастую используется в создании украшений с является сутаж.

Цена творчества

Те, кто по-настоящему занимаются творчеством, любым видом рукоделия, стремясь к мастерству и совершенству, знают, насколько же это дорогое удовольствие. Причем дело не во времени, а именно в стоимости всех материалов и инструментов, необходимых, чтобы создавать красоту. Любой вид рукоделия - дорогостоящее занятие, не исключение и техника шибори. Украшения для начинающих мастеров-шибористов изначально подразумевают денежные затраты. Ведь сама шелковая лента - дорогой материал. Натуральный тончайший шелк, разрезанный на тонкие полосы, вручную загофрированный специальным составом, позволяющим держать ленте форму, затем вручную же окрашенный - это делает ленту шибори по-настоящему полудрагоценным материалом. К тому же вся фурнитура и декор используются качественные, зачастую с драгоценным напылением, кабошоны - полудрагоценные или драгоценные камни, бисер, бусины от зарекомендовавших себя производителей по соответствующей цене. Даже для изнанки украшения необходимо использовать натуральную кожу или замшу, в крайнем случае - качественную искусственную кожу, что тоже недешево. Так что это дорого - японская техника шибори. Украшения для начинающих - не исключение.

Чем крупнее, тем красивее

Техника шибори, украшения для начинающих мастериц в том числе, требует масштаба. Почему? Вся красота исходного материала - ленты будет видна, только если будет видно саму ленту, окрашенную сибори, загофрированную в мелкие складочки, окаймленную бисером и бусинами, дополненную сутажными дорожками и кабошонами. Поэтому данное рукоделие - украшение в технике шибори - достаточно масштабное по сравнению с ювелирным искусством, к примеру. Изготовление таких изделий позволяет развернуться фантазии, ведь лента сибори сама по себе уникальный материал, который просто требует, чтобы ему помогли раскрыть весь свой изумительный потенциал.

С чего начать?

Любое творчество начинается с идеи, это скажет каждый мастер. Даже если задумка в процессе работы изменит свое направление, изначальная идея должна быть достаточно четкой, лучше всего закрепленной на бумаге. Эскиз - вот основа любого вида рукоделия. Не исключение и техника шибори. Украшения для начинающих, пошагово выполненные с самого начала, будут красивы и уникальны, несмотря на неопытность мастера. А начало - это бумажный эскиз. На нем нужно предусмотреть по возможности все - размеры всех основных элементов, их расположение относительно друг друга, переходы и изгибы ленты, ее крепление и раскрытие. Поэтому эскиз следует сделать в натуральную величину, прямо на лист бумаги прикладывая все компоненты будущего шедевра. К тому же эскиз можно подправить, если во время работы появятся новые идеи, и в соответствии с ним легче будет сделать красивую работу.

Мелкая работа - качественный результат

Весь процесс создания украшений в технике "шибори" сводится к нескольким основным этапам:

  • создание эскиза;
  • размещение и закрепление на основе ленты-сибори, кабошонов, основных декоративных элементов;
  • заполнение поля изделия сутажом, бисером и бусинами;
  • декор ленты (при необходимости);
  • устройство изнанки и крепежа;
  • оформление края украшения.

Любой мастер-класс по изготовлению украшения "шибори" будет включать в себя эти этапы работы. Каждый из них требует аккуратности, ведь лента сибори, кабошоны - это дорогостоящие материалы, которые крепятся к основе или при помощи клея или ниткой. Но шелк - тонкая ткань, место прокола на нем будет заметно, если нитку удалить. А полудрагоценные кабошоны следует приклеивать по месту, даже если для их крепления и используются сеттинги. Что уж говорить о работе с бисером или сутажом, когда мелкие стежки - основа качественно выполненной работы. Так что вся техника шибори - это очень тонкий и

Уникальность - преимущество

Несомненно, каждый вид рукоделия позволяет создавать уникальные изделия. Но какие-то виды творчества дают возможность копирования, например, то же вязание или вышивка, а какие-то - нет. И именно к последним относится создание украшений в технике шибори. Уникальна сама лента сибори - исходный материал для подобного вида творчества. Нет двух одинаковых кусочков ленты, окрашенной не то что вручную, но даже и при помощи техники. Если посмотреть на работы опытных мастеров-шибористов, создающих именно украшения, а не сами шелковые полотна, то и парные изделия будут отличаться друг от друга, например, серьги - они будут похожи, но никогда не будут полностью идентичными. Ведь данный вид творчества не терпит копирования, оно просто невозможно априори.

Украшения в технике шибори дают каждой обладательнице почувствовать их неповторимое очарование - уникальная окраска ленты и качественные декоративные элементы делают каждое изделие настоящим шедевром.

Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. А в Индии горячий батик широко распространен и по сей день. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Европе пик известности узелкового украшения приходиться на 70-е года XX века. Узелковый батик использовался в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей, а так же широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Суть метода состоит в том, что перед окрашиванием ткань складывается и перевязывается, по предварительно намеченной схеме. После этого ткань окрашивается. Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Для узелкового батика вам понадобятся хлопчатобумажные веревки и нитки №10. Веревки используются не только для фиксации ткани, но и для создания узора. Веревки должны быть обязательно изготовлены из натуральных волокон, поскольку искусственные волокна пропускают краски под себя. При узелковом батике используется складывание ткани и фиксация складок при помощи утюга, не лишним будет и использование горошин, бусин, камешков, пуговиц и т.д. Существуют различные способы выполнения узлов при узелковом батике: по долевой нити, по косой нити, обматывание ткани при помощи нити или веревки (широкое или узкое) и др. При помощи узелковой техники на ткани можно получить концентрические круги, маленькие кружочки (затягивая петлю на ткани при помощи нитки и иголки), мраморный узор (комкая ткань в клубок и обматывая веревкой), округлые звездчатые рисунки (при обматывании тканью горошин, бусин, камешков и т.д.).

В комплексе с приемами складывания, обматывания ткани нитями и веревками, используется техника прошивания. для этого нужно выполнить наметку будущего рисунка при помощи простого карандаша, а затем уже прометать ткань нитью №10. Рисунки, которые получаются при применении техники прошивания, очень разнообразны. Можно создать рисунки в виде кривых линий, овалов, зигзагов, квадратов и многих других фигур.

Для окрашивания ткани необходимо развести краситель и процедить его. Затем вылейте его в емкость, в которой вы будете производить окраску ткани, и добавьте туда горячей воды, затем краситель, разведенный водой, необходимо нагреть до температуры 40-45 °С. После этого можно опустить в краску ткань и продолжать кипятить уже на малом огне. При покраске хлопчатобумажной ткани, ее необходимо кипятить в растворе в течение 20-ти минут. После чего вытянуть, и добавить в воду с красителем поваренную солью (2-5 л. воды и 2 ст. ложки соли). Затем еще в течение 30-ти минут кипятить ткань в полученном растворе на малом огне. При окрашивании шелковой или шерстяной ткани проделывают все то же самое, но в раствор добавляют не соль, а 1 ст. ложку уксусной эссенции. После окраски ткань необходимо оставить на некоторое время в растворе, а затем прополоскать в теплой, и после в холодной воде. Перед повторным полосканием уже нужно развязать узлы и снять обметки. А при заключительном полоскании, нужно добавить немного уксуса в воду, в которой вы будете полоскать ткань (1-3 ст. ложки уксуса на 10 л. воды). При узелковом батике может использоваться частичное, многоцветное и многократное окрашивание.

Помимо завязывания узлов, в узелковой технике батика также используется складывание ткани. Эта техника создает геометрические узоры на ткани. Тип узора зависит от того, во сколько раз вы сложите ткань и как ее заплиссируете. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Варианты сложения ткани и завязывания узлов представлены на рисунках ниже.

Неизменная красота шибори

Этот способ раскраски тканей для тех, кто себя считает ну совсем уже не художником! Ткань изминается, скручивается, перетягивается различными жгутами, затем погружается в краску. Высушивается, расправляется, и можно ахнуть от удивления — как красиво! Лоскут тонкой ткани — как поле для экспериментов. Результаты угадать невозможно, но они неизменно красивы. Мало того — это совсем несложно, это легче легкого. Вы сможете создавать одежду — шарфы, палантины, майки, футболки, юбки. И всевозможные вещи для вашего дома — шторы, скатерти, панно, чехлы для подушек.

Полчаса огромного удовольствия, несколько часов ожидания, и море радости от рукотворной красоты! В этом деле самое главное — не замарать краской все вокруг. Поэтому лучше всего творить летом на природе, чтобы досадные брызги не испортили праздник. Это самое трудное, остальное получится непременно!

Составляющие для батик шибори

Ну как, заинтересовались, тогда поехали! Приобретаем все необходимые составляющие для батик шибори. Нам необходима собственно ткань . Она должна быть легкая, однотонная и чистая. Подходят все виды хлопчатобумажных тонких и шелковых тканей. Их легче всего сминать. Синтетика непредсказуемая в поведении, за нее отвечать не могу. А плотная ткань туго поддается деформации, и нежная окраска выглядит на ней не очень.

Далее готовим нитки и веревки , конечно, натуральные. Ведь они впитают в себя часть краски, создавая на ткани узор. Красители для каждого вида ткани — свои. Дешевле всего анилиновые красители в порошке, в них нужно добавлять немного уксуса. Но это девятнадцатого века технология, потому что изделие потом нужно варить долго и нудно в кастрюле, и дышать уксусными пар а ми . Чуть дороже и прекрасно для начала — «гамма» для ткани. Она чудесно закрепляется утюгом. И микроволновку можно использовать — пару минут, и все готово.



Обратите внимание — это акрил, а не анилин. Покупайте самые свежие краски. Если срок годности на исходе, цвет смоется с ткани, как бы вы его не берегли! И не покупайте «Деколу» для шибори. Если хотите уже очень качественную краску, то это, конечно, «Явана». А «Гамма» для первых экспериментов подходит наилучшим образом.

Необходимы крупные кисти-флейцы или поролоновые спонжи для нанесения краски. Вы не забыли, что кисти при работе с акрилом нужно мыть моментально, для того чтобы сохранить их в рабочем состоянии? Готовим емкость , где будет храниться ваше счастье во время покраски. Для этого очень подходит обычная пластиковая бутылка, если срезать у нее стенку.

Схемы узоров и покраска

Вот и все нехитрые приспособления есть, можно начинать. Если творим в доме, застилаем клеенкой весь стол. Лоскут ткани, постиранный и высушенный, увлажняем водой из пульверизатора равномерно. Ткань должна быть именно влажной, не сырой и не сухой, чтобы краска распределялась ровно. Теперь берем нитку с иголкой и прошиваем мелкими стежками в произвольном направлении, или по схеме. Затем нитки стягиваем, чтобы образовались складки, и уже собранную ткань обвязываем веревками. На фото ниже несколько схем, которые можно попробовать:

Вы видите перед собой много проверенных схем. Выбирайте одну из них, и приступайте к работе. Сначала прошиваем нитками, затем стягиваем и скручиваем. Скрученную ткань укладываем в форму для покраски . Краску наливаем в емкость, разбавляем водой до оттенка нужной светлости, и равномерно наносим на влажную ткань флейцем или поролоном. Руки, естественно в перчатках, если вы не планируете одновременно освоить покраску кожи.



Такую последовательность нужно соблюдать всегда: идем от самого светлого цвета к самому темному. Не нужно за один раз пускать в работу более трех цветов — велика вероятность получить слишком «грязный» оттенок. Кисти моем сразу после работы. Ткань оставляем высыхать при естественной температуре на сутки. Можно «посолить » работу, то есть присыпать ее крупной солью для создания еще более интересного эффекта. На один день забываем щемящее желание развернуть и посмотреть, а что же там получается! Не нужно так делать, потому что краска просто расплывется, куда ей захочется, и вся работа будет испорчена. Через сутки ткань разворачиваем. Если ткань еще немного влажная — осторожно расправляем и досушиваем уже развернутую.

Затем закрепляем получившийся узор. Для этого прокладываем сверху и снизу старую мягкую простынку, или старые газеты (чтобы типографская краска не отпечаталась на ткани), и проглаживаем утюгом. Сначала с паром, затем всухую, хлопок в режиме для хлопка, шелк — в режиме для деликатных тканей. Если вы покупали краски не «под утюг», нужно их пропитать горячим паром.

Сооружаем водяную баню. Ткань, еще не развернутую, заворачиваем в мягкую бумагу, которая впитает излишки краски, закрепляем нитками над водой , и даем воде прокипеть, поворачивая жгут для равномерности закрепления. Или помещаем в пластиковый контейнер, в котором на дне немного налито воды. И кладем в микроволновку, включаем ее на несколько минут, вынимаем, проглаживаем. Изумительные вещи можно сотворить, если со вкусом подобрать цвета. На фото ниже шедевры узелкового батика:



Существует еще много способов. Можно завязывать в ткань различные бусины. Будут получаться «солнышки».


Особенности техники шибори-спираль

Еще очень красивая техника — шибори-спираль , можно попробовать. Очень скоростная техника, итак, ткань чистая и влажная. Расстилаем на столе, расправляем. В центр ставим любую круглую палку типа карандаша. Прижимаем хорошенько, и накручиваем по спирали ткань на карандаш. Когда намотался весь лоскут, закрепляем его нитками. В этом случае можно и капроновыми, чтобы краска заплыла под них. Вынимаем карандаш — вот вам и заготовка. Затем стягиваем нитками наш рулончик.








И красим способом, описанным выше. Стараемся подобрать цветовую гамму гармоничную. Мучаясь любопытством, оставляем наше сокровище на сутки. Дальше обрабатываем, как обычно: утюгом или паром, в зависимости от типа красок. Когда будете чувствовать себя свободно в этой технике, можно будет дополнять ее методом холодного батика. Тогда вещи станут еще более загадочными.

Рассказывать можно бесконечно. Основное уже сказано, горизонты раскрыты. Перед вами огромное поле для творчества, с помощью батик шибори преобразите свой гардероб и интерьер. И не только свой, дерзайте! Преображайте мир красотой.

Узелковый батик шибори отличается вниманием к деталям и требует соблюдения многих тонкостей. Окрашивание ткани этим методом – доступный и несложный вид творчества.

Технику шибори может освоить даже ребенок, но самые красивые работы выполняются настоящими мастерами, которые обладают утонченным вкусом.

Узелковый батик в технике шибори

Узелковый батик позволяет создавать абстрактные картины, нашейные платки, украшения,

Чтобы сформировать необычные узоры с применением этой техники, можно брать любые предметы, благодаря которым при нанесении специальных красок получится сделать ткань рельефной. В качестве таких предметов могут быть использованы косточки фруктов, ракушки, веточки и камни.

Материалы, необходимые для окрашивания ткани

Техника шиборы применяется при наличии следующих материалов:

  • основа (рекомендуется брать шелк);
  • подстилка;
  • утюг;
  • чаша (глубокая с широкими краями);
  • вода;
  • , губки и кисточки для ее нанесения;
  • рельефные предметы (ракушки, камни и т. п.);
  • канцелярские резинки, ленты или нитки;
  • подставка или банка.

Перед тем как приступить к работе, нужно прочитать советы, указанные на упаковке с краской. Скорее всего, понадобится водяная баня. Можно применить кастрюлю или пароварку. После внимательного изучения материала появляется представление, как можно сделать ленту шибори, и процесс ее изготовления уже не кажется таким сложным.

Техника шибори: последовательность действий

Лента шибори делается легко, рассмотрим процесс ее создания. Последовательность необходимых действий выглядит следующим образом:

1.На ровной поверхности расстилают подстилку, например, на газете, скатерти или покрывале. Затем перед собой ставят чашу и опускают в нее подставку (банку) основанием вверх.

2.Шелковую салфетку смачивают водой (подойдет как белая, так и цветная салфетка) и хорошо отжимают, после чего расправляют на защитной подстилке.

3.В центр салфетки кладут рельефный предмет. Материал сворачивают пополам и фиксируют расположенный внутри предмет резинкой или нитками таким образом, чтобы сформировался узелок.

Вместо узлов можно вязать спирали, подкладывать внутрь камешки и пуговицы, вязать нитками разной толщины или резинками.

5.Салфетку перекладывают на подставку (банку) и с помощью губки или кисти покрывают краской.

6.Ее сушат вдали от солнечных лучей и обогревателей. Важно, чтобы ткань высохла сама.

7.Высушенную салфетку расправляют и оставляют в таком состоянии либо продолжают с ней работать. Например, окрашенную ткань можно применить для создания одежды или натягивания на каркас с целью создания картины или панно.

8.Салфетку гладят утюгом через марлю или газету, после чего ее кладут на газету и сверху накрывают еще одной газетой, затем – сворачивают в рулон. Края рулона загибают внутрь, в результате получается маленький брикет , который во избежание его раскрытия плотно перевязывают.

9.Сформированный брикет отправляют на водяную баню (если применять самый простой способ, достаточно будет несколько раз обернуть брикет пищевой пленкой, это поможет исключить вероятность проникновения влаги и позволит подвесить брикет в мультиварке). Воздействию пара изделие подвергают в течение полутора часа, не меньше.

Уникальные рисунки, полученные благодаря применению техники шибори

После проделывания необходимых манипуляций изделие расправляют и еще раз проглаживают. Краска, закрепление которой произошло в результате использования водяной бани, хорошо держится, она не выстирывается, и не выгорает при воздействии солнечных лучей. Рисунки всегда уникальны , а при правильном сочетании фактур и цвета можно получить настоящее произведение искусства.

Роспись ткани

Узелковый батик (он же шибори, он же тай-дай) как самый красивый способ испачкаться:))

Нам понадобится: ткань (лучше натуральный шелк или тонкий хлопок), краски для шелка (подробнее описано далее), кисточка или ватный тампон, или шприц для нанесения краски, нитки, резинки, вспомогательные емкости (сушить, для воды, для краски и т.д.), и средства скоростной уборки и защиты (салфетки, клеенки и т.д.)
В конце процесса, конечно же утюг, и, если краски закрепляются паром, бачок-бумага-нитки-плита. Но об этом позже.

Первым делом стираем ткань (здесь шелк кремового цвета).

И готовим рабочую поверхность.
Защищаем стол клеенкой, или используем подручные средства. Я разрезала бутылки вдоль. На них буду окрашивать и сушить.
Очень удобно, кстати. Сушить долго, если нужно попереносить с места на места по дому - легко это сделать, а еще, если бы это был условно поднос, его не везде можно поставить, а узкие бутылки - на любом подоконнике или полке.

Потом нужно ткань сложить или связать.
У меня - четыре кусочка примерно 50*50 см.

Первый сложен просто "пополам и пополам и пополам", и перевязан нитками (на фото второй слева).
Второй связан узелками от угла (на фото третий слева)
Третий связан так - сложен немного наискосок, обмотан вокруг жестяной банки, которая обернута целлофановым пакетом, и поверх, довольно туго натянуты резинки, но можно и нитками, можно шнурки - эксперименты наше всё.
Четвертый (на фото первый слева) связан узлеками - узелки по углам и один узел из середины платка.

В складочки, под тугие нитки-резинки, краска не проникнет, и получатся шикарные, непредсказуемые узоры.
А способом складывания Вы можете примерно "расположить" эти узоры в нужном направлении.
В одном МК советовали веревку перед завязыванием обтереть свечкой - это логично, так как окрашиваться под такой веревкой ткань не будет, но иногда достаточно и туго завязанной нитки.

После того, как шелк связан, смачиваем в воде (полностью) и отжимаем.

И начинаем окрашивание.

Первый платок.
Красители под запаривание. Краска довольно концентрированная, немного разбавляю водой.
Первый "слой" - желтый.


Второй - оранжевый.


Третий - коричневый.

Платок второй.
Красители те же.
Сначала желтым, потом немного зеленым.



Третий платок.
Сначала желто-зеленым, потом бирюзовым, синим.



Четвертый платок.
Красители, которые закрепляются утюгом.
Если наносить такую краску очень густо, и не разбавляя водой, на ткани будут неприятные "уплотнения", и, как правило, резко темнее или насыщеннее по цвету.




Первый "слой" бежевый, и второй - коричневый.
ВСЕГДА ОКРАШИВАЕМ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: сначала более светлый цвет, позже, на меньшей поверхности, более темные цвета.


Теперь сыпем солью. Солонкой ли, щепоткой ли,ее не должно быть слишком много.


И, НЕ РАЗВОРАЧИВАЯ, оставляем примерно на сутки до полного высыхания.

Если ткань чуть недосохла, разворачиваем, развешиваем за уголочки и в развернутом виде досушиваем. Если ткань развернуть, пока она еще влажная, краска может растечься, и красота вся уплывет.

Проглаживаем утюгом.

Для закрепления красок, которые закрепляются утюгом (четвертый платок) этого вполне достаточно. Прогладить, довольно тщательно, и можно стирать (ручная стирка в теплой воде без отбеливающих веществ, и не сильно тереть)
Чтобы разгладить мелкие-мелкие складки, после стирки, прогладить платок нужно тогда, пока ткань еще влажная.


Что касается красок, которые закрепляются паром.
Конечно, Вы можете экспериментировать - не стирать, или стирать, не закрепляя (что-то да и останется), но лучше всего закрепить над паром.

И вот что в итоге получилось:

Первый платок:

Второй платок:

Третий платок:

Четвертый платок.

Сравните узоры, которые получаются при разных красителях. С термозакрепляемыми (под утюг) - более мелкие, мраморные, эффект соли лучше заметен, хотя узлы по размеру были одинаковые, и ткань тоже.
С активными красителями (которые закрепляются паром) - плавные переходы цвета, краска лучше растекается там, где завязаны веревки.

Ну вот и они:

Теперь можно наслаждаться не только процессом, но и результатом.