Что такое тепловая задержка речевого развития. Задержка развития речи у детей: когда стоит бить тревогу? Причины задержки речевого развития

Моторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы. Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность. Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша.

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур.

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

Возраст Двигательные навыки
2 месяца В положении лежа на животе удерживает голову на весу в течение нескольких минут, может поворачивать ее, смотреть по сторонам.
4 месяца Пытается взять в руку игрушки. Лежа на животе, поднимает плечевой пояс, опирается на руки. В положении на спине поднимает голову.
6 месяцев Переворачивается на живот, берет игрушки, ползает, принимает положение сидя.
8 месяцев Хорошо сидит, ползает. При поддержке взрослых стоит.
10 месяцев Хорошо владеет телом, пытается ползком преодолевать препятствия. При поддержке взрослых переходит от предмета к предмету, стоит самостоятельно. Способен вкладывать предметы друг в друга.
12 месяцев Ходит самостоятельно, может подниматься по ступенькам, держась за руку. Активно играет предметами, игрушками, удерживая предметы и правой и левой рукой.

Важно! Задержка моторного развития у детей до года может свидетельствовать о наличии отклонений в здоровье малыша. Это распространенный симптом повреждений ЦНС, анемии, пороков сердца. Поэтому при подозрении на ЗМР необходимо проконсультироваться со специалистом.

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Особенности патологии

При определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации.

Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой.

В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов.

Последствия и риски ЗМР

Если диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков.

Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает.

Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников.

Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания.

Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в , эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния.

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время (Актовегин, ), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Видео

Изобретение относится к области медицины, точнее - к неврологии, и может найти применение для лечения последствий перинатальных поражений центральной нервной системы. Устанавливают степень выраженности отставания ребенка от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают фармакокоррекцию в течение 2-3 недель. После этого проводят омегаметрию, уточняя выраженность центральных нарушений. Если уровень омега-потенциала ниже -20 мВ или более -40 мВ, проводят транскраниальные микрополяризации (ТКМП) силой тока 0,03-0,08 мА в виде сеансов по 15-20 мин каждый не чаще 1 раза в неделю через 2 электрода, которые накладывают следующим образом: катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод сначала в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, затем в течение 2-3 сеансов на проекции моторной коры левого полушария. В течение всего курса ТКМП продолжают поддерживающую нейрометаболическую терапию и логопедические занятия. Способ позволяет получить устойчивый лечебный эффект и сократить сроки лечения. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к медицине, точнее к неврологии, и может найти применение для лечения последствий перинатальных поражений центральной нервной системы. Темповые задержки нервно-психического развития, как один из видов дизонтогенеза, характеризуются мультиформностью клинических проявлений повреждения или парциального недоразвития мозговых систем регуляции приспособительного поведения и высших психических функций, включая речевые. В соответствии с современными представлениями в основе темповых задержек нервно-психического развития лежат множественные факторы осложнений раннего онтогенеза, в том числе гипоксический (внутриутробная гипоксия плода, осложнения в родах и др.), токсический (токсикозы беременности и другие виды интоксикации), инфекционный тип поражения в эмбриональном периоде, механический (при инструментальных пособиях в родах, при стремительных родах и т.д.) По данным МЗ России осложнения анте-, пери- и раннего постнатального периодов онтогенеза в виде темповой задержки нервно-психического развития встречаются у 60-75% детей. Установлена тесная связь нарушений в индивидуальном развитии таких детей и их адаптации в окружающем мире. Нарушения центральных механизмов восприятия, внимания, ассоциативно-мнестических и речевых функций входят в число основополагающих факторов, ограничивающих познавательные процессы и возможности обучения, тем самым являясь предпосылками к социально-биологической дезадаптации этого контингента детей. Проявлениями темповой задержки нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне являются симптомокомплекс общих церебрастенических нарушений с гемодинамическими, вегетативными и эмоционально-волевыми расстройствами на невротическом уровне, дефицитарность моторных функций (включая моторные функции языка), снижение мотивации познавательной деятельности, любознательности, целенаправленности действий. Снижение самоконтроля и прогнозирования действий у таких детей значительно ниже возрастной нормы. Нарушения высших психических функций проявляются у них нарушениями фонематического слуха, ослаблением слухоречевой памяти, снижением когнитивных способностей, в ограничении сведений об окружающем мире; имеет место позднее развитие фразовой речи, недоразвитие логико-грамматических конструкций, бедный словарный запас, трудности в пересказе прочитанного и увиденного, нарушение слоговой структуры слова, искажение звукопроизношения. Являясь следствием перинатального поражения ЦНС, такие нарушения требуют коррекции на ранних стадиях их проявления, т.е. у детей младшего и дошкольного возраста. Настоящее изобретение касается именно этой нелегкой проблемы, а именно коррекции темповой задержки нервно-психического развития у детей младшего и дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС. В настоящее время наиболее широко применяемым способом коррекции этих нарушений является сочетание медикаментозной терапии с психотерапевтическими, педагогическими и логопедическими методами [Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы. Методическое пособие для врачей МЗ РФ, М., 2001]. Этот метод является наиболее близким к предлагаемому и взят нами в качестве прототипа. Способ заключается в применении дегидратационных и рассасывающих средств, нейрометаболических церебропротекторов, антиопротекторов, генатопротекторов, витаминных средств и их аналогов, а также средств, регулирующих эмоционально-поведенческие реакции, при необходимости - противосудорожных препаратов. Предлагаемые лекарственные средства назначают курсами от 1-2 месяцев до 1-2 лет и более в сочетании с психотерапией. Этот метод позволяет достичь выраженных положительных эффектов лечения у более 50% детей с темповой задержкой нервно-психического развития. Следует отметить, что такой эффект достигается, как отмечено авторами, при проведении лечения в течение очень длительного времени (до нескольких лет). Кроме того, в этих условиях не исключена лекарственная интоксикация. Технический результат настоящего изобретения состоит в сокращении сроков лечения за счет дополнительного использования в схеме лечебных воздействий транскраниальных микрополяризаций. Этот результат достигается тем, что дополнительно не реже 1 раза в 10 дней выполняют омегаметрию и при значениях омега-потенциала до -20,0 мВ и более -40,0 мВ проводят транскраниальные микрополяризации силой тока 0,03-0,08 мА сеансами по 15-20 мин через 2 электрода, накладывая катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод - в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины того же полушария, а через 1-2 недели в течение 2-3 сеансов - последовательно на проекции моторной коры того же полушария, причем первый сеанс транскраниальных микрополяризаций проводят через 2-3 недели после начала фармакотерапии, последующие не чаще 1 раза в неделю, а фармакотерапию и логопедические занятия продолжают в течение всего курса лечения. Целесообразно в качестве лекарственных средств использовать антиоксиданты, антигипоксические и гипотензивные средства, а также микроэлементы, аминокислоты и ферменты. Занимаясь в течение многих лет лечением больных с заболеваниями центральной нервной системы, мы использовали в своей практике не только лекарственные средства, но и большой арсенал биофизических способов коррекции патологических состояний различного генеза. Среди таких методов для лечения паркинсонизма, фантомно-болевого синдрома, депрессивных состояний нами использовались различные модификации метода транскраниальных электрических воздействий. Особенно эффективными, на наш взгляд, оказывались транскраниальные микрополяризации (ТКМП). Это хорошо согласовывалось с литературными данными, в частности, с известными исследованиями Д.Ю. Пинчука [Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных микрополяризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС. Автореф. дис...доктор, мед. наук. СПб, 1997], использующего транскраниальные микрополяризации для лечения детского церебрального паралича и других проявлений дизонтогенетического поражения ЦНС. Известно также использование ТКМП с хорошим эффектом при лечении логоневроза (заикания) [Патент 2147447]. Опираясь на ранее накопленный нами собственный опыт, а также с учетом описанных в литературе результатов использования ТКМП, мы попробовали включить этот метод лечения у детей младшего и дошкольного возраста с темповой задержкой нервно-психического развития в схемы комплексной медикаментозной и логотерапии. При этом на первом этапе нами была сделана попытка применения общепринятых режимов ТКМП и местоположения электродов. Однако при проведении ТКМП как на правом, так и на левом полушарии, мы столкнулись с тем, что при силе постоянного тока более 100 мкА и длительности его экспозиции более 20 мин у детей младшего и дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС и темповой задержкой нервно-психического развития при первом же сеансе ТКМП обнаруживалось углубление астенизации с резким повышением возбудимости, тревожности и появлением агрессивности - в одних случаях и, наоборот, возникновения вялости, сонливости - в других. И в том, и в другом случаях потребовались дополнительная медикаментозная коррекция и перерыв в продолжении на этом фоне педагогических и логопедических занятий. Было решено минимизировать параметры тока и сократить длительность экспозиции тока, а также изменить местоположение токопроводящих электродов с учетом результатов комплексного диагностического обследования. Ранее нами (на основе результатов исследования базисной роли сверхмедленных физиологических процессов - частотная полоса от 0 до 0,5 Гц - в механизмах регуляции нормальных и патологических состояний человека) был разработан метод омегаметрии, используемый для диагностики уровня бодрствования и психоэмоциональных нарушений на невротическом уровне [Илюхина В.А. и др. Метод омегметрии в практике гигиенических исследований. Методические рекомендации МЗ РСФСР, М., 1986; Омега-потенциал у новорожденных детей и его применение в клинической практике. Вопросы материнства и детства, 1987, т.32, 1; Неинвазивный метод диагностики состояний и адаптивных реакций способом омегаметрии у здоровых детей и больных бронхиальной астмой. Meтодические рекомендации. ГУЗИЛ, СПб, 1992]. По результатам омегаметрии и вегетативным показателям у детей с темповой задержкой нервно-психического развития нами обнаружено: а) нарушение стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования (в виде его снижения, резкого повышения, дестабилизации); б) нарушение надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения уровня бодрствования, проявляющееся симптомокомплексом вегетативно-сосудистой дистонии; в) нарушение корково-подкорковых механизмов регуляции эмоций и приспособительного поведения. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар в состоянии покоя измерялся на первом этапе комплексной диагностики (в сочетании с ЭЭГ, РЭГ, нейрокартированием). Данные ЭЭГ подтверждали наличие у этого контингента детей дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга (преимущественно мезенцефального уровня), как правило, с преобладанием его синхронизирующих влияний, отмечалась незрелость корковых биоритмов, повышенная судорожная готовность ЦНС, усиливающаяся при гипервентиляции, что являлось дополнительным признаком гипоксического состояния головного мозга. Резкое снижение длительности произвольного порогового апноэ при пробе Штанге (до 20 с) в сочетании с особенностями проявлений вегетативно-сосудистой дистонии являлось дополнительным подтверждением наличия кислородзависимого энергодефицита по дыхательному, гемодинамическому или смешанному типу. С учетом обнаруженных при обследовании клинических и патофизиологических проявлений кислородзависимого энергодефицита, нарушений стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования, дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга, нарушений надсегментарных механизмов вегетативного и гемодинамического обеспечения уровня бодрствования, а также корково-подкорковых механизмов регуляции эмоций и высшей нервной деятельности за 2-3 недели до начала использования TKMП всем детям мы проводили дополнительную медикаментозную терапию, направленную на повышение энергетического потенциала, которую продолжали и в ходе курсового лечения с использованием ТКМП. Дополнительное проведение омегаметрии оказалось наиболее информативным для быстрого (в течение 10 мин) определения уровня бодрствования, его вегетативного и гемодинамического обеспечения, а также характера психоэмоциональных расстройств (психоэмоциональной лабильности, психопатологических нарушений невротического уровня, психоэмоциональной ригидности) непосредственно перед каждым сеансом. Начало курса ТКМП и каждый последующий сеанс ТКМП назначался только в том случае, если обнаруживали резко повышенный уровень бодрствования, когда омега-потенциал был более -40,0 мВ или резко сниженный уровень бодрствования, когда омега-потенциал оказывался менее -20,0 мВ. Выбор области воздействия был проведен опытным путем. Поскольку у наших пациентов нарушение темповой задержки высших психических функций являлось ведущим фактором в ограничениях приспособительного поведения и социальной адаптации, было принято решение о проведении лечебных ТКМП на левом полушарии, ответственном за аналитико-синтетические и мыслительные процессы, а также рече-двигательные функции. Использовали продольное расположение электродов, при этом катод располагали произвольно на максимально удаленном от анода расстоянии и помещали его в нижних отделах затылочной области. Расположение анода выбиралось нами на основе сопоставления результатов пробных ТКМП на различные зоны левого полушария. Наилучший эффект был получен при наложении его на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, который проявлялся непосредственно после первого сеанса и выражался в "скачкообразном" положительном эффекте в виде повышения умственной работоспособности на занятиях с логопедом, ускорения темпа усвоения нового материала, появления интереса к занятиям и любознательности. Использование для ТКМП проекций моторной коры способствовало купированию отставания темпа формирования двигательных навыков от ускоренного темпа развития интеллектуально-мыслительных функций, которое наблюдалось в процессе проведения ТКМП с анодом, расположенным на границе нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины. Последовательное проведение сеансов ТКМП с наложением анода в течение 3-6 сеансов на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины и затем 2-3 сеансов на моторную кору способствовало гармонизации ускоренного развития как психических, так и двигательных функций. Сила тока определялась нами также опытным путем и варьировала от 0,03 до 0,08 мА. Количество сеансов и интервал между ними определяли по данным омегаметрии, результатам неврологического и логопедического обследования. Использование фармакотерапии за 2-3 недели до начала ТКМП способствовало уменьшению выраженности церебрастенического синдрома и общемозговой симптоматики, что снижало возможность возникновения эффекта истощения при ТКМП. Дальнейшая медикаментозная терапия, проводимая во время всего курса лечения, как нами показано, поддерживала и усиливала достигаемый при ТКМП положительный эффект за счет оптимизации клеточного метаболизма. Проведение логопедических занятий на фоне ТКМП с поддерживающей медикаментозной терапией объективизировало ускоренное формирование речемоторных функций и приспособительного поведения ребенка. Сущность способа заключается в следующем. У ребенка с темповой задержкой нервно-психического развития на основе неврологического и логопедического обследования устанавливают степень выраженности отставания его от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают фармакокоррекцию, которую проводят в течение 2-3 недель. После этого проводят омегаметрию, уточняя выраженность центральных нарушений. Если уровень омега-потенциала ниже -20,0 мВ или более -40,0 мВ, проводят ТКМП силой тока 0,03-0,08 мА в виде сеансов по 15-20 мин каждый не чаще 1 раза в неделю через 2 электрода, накладывая катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, анод - сначала, в течение 3-6 сеансов, на границу нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины, затем в течение 2-3 сеансов на проекции моторной коры левого полушария. Транскраниальные микрополяризации проводили с помощью серийного медицинского аппарата ПОТОК-1 (включенного в Государственный Реестр медицинской техники) в режиме постоянного тока. Использовали два стандартных металлических дисковых электрода диаметром 27 мм, которые устанавливались на кожные покровы головы через 6-8 слоев увлажненной фланелевой прокладки. Электроды фиксировались на голове с помощью резинового шлема по координатам схемы Кронляйна, используемой для уточнения проекций внутримозговых ориентиров на поверхности головы. В течение всего курса ТКМП продолжают поддерживающую нейрометаболическую терапию в виде антиоксидантов, антигипоксических средств, микроэлементов, аминокислот и ферментов, а также логопедические занятия. Сущность способа поясняется примерами. Пример 1, Больной А., 5 лет. Поступил на амбулаторное лечение 20 сентября 2000 г. с диагнозом: Минимальная мозговая дисфункция на резидуально-органическом фоне вследствие перинатального поражения ЦНС. Общее недоразвитие речи. Моторная алалия. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с токсикозом II половины. Роды срочные, безводный период длительный. Ребенок родился доношенным. Вес при рождении 3550 г. При рождении, на основании неврологического обследования, поставлен диагноз: Перинатальная энцефалопатия, синдром двигательных нарушений, врожденная расщелина твердого и мягкого неба. Наблюдался у невролога до 1 года. Моторное развитие: сидит с 7 мес., пошел в 2 года. Перенес оперативное вмешательство по поводу врожденной патологии челюстно-лицевой области под общей анестезией (10.1997). При клиническом неврологическом осмотре на момент поступления: Голова гидроцефальной формы, синдром Грефе (+), синдром Хвостека (+). Определяется рассеянная очаговая симптоматика резидуального генеза. Мышечный тонус равномерно снижен, дистоничный. Сухожильные рефлексы стойкие, высокие, на ногах сравнительно выше, с ахиловых сухожилий отмечается стойкий клонус. Позвоночник нестабильный, мелкая моторика неудовлетворительна. Координационные пробы выполняет нечетко. Астенизирован, отмечается снижение массы тела, тургора тканей, нарушение сна, засыпает долго, сон продолжительный, беспокойный, иногда со сноговорением, снижен аппетит. При аскультации сердца отмечаются лабильность сердечных тонов, дыхательная аритмия, функциональный систолический шум. Кожные покровы бледные, розовый дермографизм АД 90/65 мм рт. ст. (D=S); ЧСС 108 уд./мин, ЧД - 18 экс/мин. Отмечаются асимметрия вибрации мягкого неба при звукопроизношении, снижение амплитуды вибрации мягкого неба. Грубая задержка речевого развития (отсутствие словообразования, звукоподражания). Обращенную речь понимает. Снижение эмоционального фона. Снижение коммуникативных функций (плохо вступает в контакт с врачом). Логопедическое обследование: Ребенок не вступал в контакт. Общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений. Наибольшие трудности отмечались в движениях мелкой и артикуляционной моторики: не держал карандаш, не мог сжать руку, не мог провести линию. Не чувствовал артикуляцию языка, не мог повторить по образцу артикуляционную позу. Нарушен фонематический слух. Понимал обращенную речь, показывал знакомые грамматические категории, не дифференцировал единственное и множественное числа (кукла - куклы), уменьшительно-ласкательные суффиксы (стол-стульчик), не понимал число глаголов (поет - поют). Словарный запас беден, состоял из одних гласных звуков и звукоподражаний. Не знает цветов, нарушены элементарные математические представления, нарушены слуховое и зрительное внимание, память. Имеется жестовая речь. Логокоррекционные занятия проводили по традиционной схеме - 3 занятия в неделю по 35 мин в первой половине дня. На первых занятиях был пассивен, не вступал в контакт, пока не привык. Отсутствовал интерес к занятиям, что создавало трудности в обучении. В течение полугода (до поступления на амбулаторное лечение в Институт мозга РАН и до начала ТКМП) при логопедических занятиях очень медленно продвигалась работа по формированию двигательных координаций речевого аппарата. С большим трудом и только с механической помощью можно было переключать с одной артикуляторной позы на другую. Отработанную позу быстро терял. Медленно шла работа по расширению активного и пассивного словаря, не автоматизировались поставленные звуки. Большие трудности были в развитии мелкой моторики. Динамика развития за полгода незначительная. При функциональной диагностике до назначения комплексной терапии с включением ТКМП: Электроэнцефалография: Фоновая ЭЭГ неустойчива, полиморфна, синхронизирована, высокоамплитудна с преобладанием диффузной медленноволновой активности в сочетании с низковольтным бета-ритмом и острыми волнами без четкой преимущественной локализации. Периодически отмечается спонтанное усиление перманентной и пароксизмальной эпилептиформной активности с большей выраженностью в височных (средне-задние отделы) и затылочной областях. Ритмическая фотостимуляция и гипервентиляция усиливают диффузную эпилептиформную активность. Таким образом, при незрелости корковых биоритмов отмечается неустойчивость функционального состояния ЦНС, дисфункция срединных неспецифических структур ствола головного мозга (преимущественно мезенцефальный уровень) с преобладанием его синхронизирующих влияний. Имеет место повышение судорожной готовности ЦНС, особенно при функциональных нагрузках. Данные РЭГ: Обнаружено снижение амплитуды пульсового кровенаполнения в вертебро-базилярном бассейне (билатерально на 50% ниже возрастной нормы). Выявлены умеренно выраженные вертеброгенные влияния компрессионного характера (снижение АОм на повороты головы на 25-35% от исходного уровня). В целом отмечается наличие ангиодистонических нарушений легкой и умеренной степени выраженности, повышение тонуса сосудов артериольного русла, неустойчивые признаки затруднения венозного оттока (от легких до умеренно выраженных). Клинический диагноз: Минимальная мозговая дисфункция на резидуально-органическом фоне, гипертензионно-гидроцефальный синдром I-II ст., церебрастенический синдром, вторичная кардиопатия, функциональный систолический шум, повышенная судорожная готовность, вертебро-базилярная недостаточность на фоне нестабильности позвоночника, общее недоразвитие речи, моторная алалия, состояние после уранопластики (1997 г.) по поводу врожденной расщелины неба. На основании проведенного обследования назначено комплексное лечение, включающее фармакотерапию, логокоррекционные занятия, массаж и транскраниальные микрополяризации. - Фармакотерапия: глютаминовая кислота 0,25 г 1 раз в день; глицин 0,1 г 1 раз в день (на ночь); рибоксин 0,2 г 1 раз в день; эссенциале-форте 1 капс. ежедневно (в обед); седативный успокоительный чай на ночь; витамин В12 в/м 400 мкг через день 15; солкосерил 2% по 2 мл в/м 15, олиговит 1/2 табл. 1 раз в день; метионин 0,25 г ежедневно (в обед), мертилене-форте по 1 капсуле 1 раз в день, солкосерил 200 мг ежедневно в течение 15 дней, фенибут 0,25 г 2 раза в день, магне-В6 по 1 табл. ежедневно, мочегонный чай утром. Такая фармакотерапия проведена в течение 3-х недель. - Логокоррекционные занятия проводились по плану 3 раза в неделю по 35 мин в утренние часы в течение всего курса лечения. - Перед началом курса ТКМП были проведены дополнительные обследования уровня бодрствования (с использованием метода омегаметрии), его вегетативного и гемодинамического обеспечения (по вегетативным и гемодинамическим показателям). По данным омегаметрии в отведении вертекс-тенар выявлены резкое снижение уровня бодрствования (фоновые значения омега-потенцила в покое -4,3 мВ D=S) и психоэмоциональная неустойчивость (позитивация омега-потенциала до выхода на плато 33,0 мВ). При исследовании вегетативного статуса обнаружена выраженная симпатикотония (Вегетативный Индекс Кердо 58,0 D=S) и рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (коэф. Хильдебранта 5,2 при норме 2,8-4,9). Данные комплексного психофизиологического обследования свидетельствовали: а) о выраженных нарушениях стволовых механизмов регуляции уровня бодрствования по типу резкого снижения; б) о нарушении надсегментарных механизмов вегетативной регуляции функций (по типу гиперактивации симпатоадреналовых влияний); в) о вовлечении в патологический процесс образований лимбической системы, что проявлялось выраженной психоэмоциональной лабильностью. - Транскраниальные микрополяризации начали проводить через 3 недели после начала фармакотерапии. Длительность одного сеанса 15 мин, интервал между сеансами 2 недели. ТКМП проводились во второй половине дня. Первый сеанс ТКМП был проведен во второй половине дня. Местоположение анода на стыке нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины левого полушария; катод - на нижних отделах затылочной области того же полушария. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар -4,5 мВ, D=S. Параметры постоянного тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом ребенок был напряжен, не проявлял интереса к окружающему. Процедуру перенес хорошо, каких-либо неприятных ощущений не испытывал, негативных реакции не было. Сразу после сеанса вел себя непринужденно. Эмоциональный фон положительный. Спустя 3 дня после ТКМП, по наблюдению логопеда, впервые появился интерес к занятиям (стал проявлять интерес к игрушкам на столе, книгам, рассматривать предметы в кабинете). Спонтанно в речи впервые появился согласный звук "М", появился интерес к собственной артикуляции, стал самостоятельно повторять артикуляционные упражнения. В течение недели поле ТКМП, по наблюдениям родителей, отмечено общее психоэмоциональное оживление, ребенок стал более ловок (самостоятельно забирается на стул). Впервые стал слушать длинные сказки. Через 2 недели проведен второй сеанс ТКМП. Перед сеансом омега-потенциал в покое -9,8 мВ, D=S. Местоположение анода и катода прежнее. Параметры тока 0,05 мА (с учетом сохранения церебрастении), длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом жалоб не предъявлял. Неврологически стабилен. Процедуру перенес хорошо. Сразу после сеанса видимых изменений в статусе нет. По данным наблюдения логопеда, спустя 3 дня после второго сеанса ТКМП во время занятий, стал быстро пополнять активный словарь, появилась простая фраза, появились новые согласные звуки "п", "ть", стал составлять картинки из 2 - 3-х частей (конструктивный праксис), появились счетные операции в пределах 3-х. Стал удерживать карандаш, проводить прямые линии. Артикуляция без существенных изменений. С учетом сохранения сниженного уровня бодрствования и клинических проявлений астенизации принято решение сохранить интервал между последующими сеансами ТКМП в 2 недели при продолжении поддерживающей медикаментозной терапии, ориентированной на повышение энергетического потенциала с проведением на этом фоне логопедических занятий по схеме. Последующие сеансы ТКМП 3, 4, 5 продолжали при сохранении тех же режимов. Побочных эффектов не наблюдали. В ходе курсового лечения в неврологическом статусе наблюдали положительную динамику в виде исчезновения симптомов повышенной судорожной готовности, уменьшения проявлений церебрастении (прибавил в весе, улучшился аппетит, нормализовался сон), уменьшились функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. По данным динамического измерения омега-потенциала перед каждым последующим сеансом выявлено постепенное повышение его значений соответственно до -14,0 мВ перед 3 сеансом; до -17,5 мВ перед 4 сеансом и до -18,8 мВ перед 5 сеансом. По наблюдениям родителей у ребенка за прошедшие недели отмечен значительный рост познавательной активности; стал подмечать мелкие детали предметов, появилась подражательность, смотрит с интересом мультфильмы. По наблюдениям логопеда речь стала более понятной. Улучшились познавательные процессы. Сохраняет интонационный рисунок слова, появились эмоциональные высказывания, освоил возрастные обобщающие понятия, стал пересказывать небольшие тесты, виденные мультфильмы, узнает героев сказок на картинках (улучшение ассоциативных функций) освоил прямой счет в пределах 10, счетные операции в пределах 5, знает геометрические фигуры, определяет форму предмета. При существенном улучшении восстановления высших психических функций отмечается сохранение дискоординации артикуляционных движений, отсутствует существенная динамика моторной активности в дистальных отделах рук. В целях улучшения моторной активности принято решение провести сеансы ТКМП с местоположением анода на моторной коре левого полушария в проекции центра движения лицевой мускулатуры и верхних конечностей; катода - на нижних отделах, затылочной области того же полушария. Перед сеансом омега-потенциал -18,3 мВ, D=S. Параметры постоянного тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Проведено 2 таких сеанса с интервалом 2 педели. Во время сеансов видимых изменений в неврологическом и психоэмоциональном статусе не наблюдали. Побочные эффекты отсутствовали. В течение всего курса ТКМП продолжали выбранную для ребенка фармакотерапию. После последнего сеанса ТКМП, по наблюдениям родителей и данным логопеда, стал более ловок, мелкая моторика заметно улучшилась (рисует круги, обводит, штрихует, складывает мелкую несложную мозаику), прыгает на одной ноге, ловит мяч. В связи с выраженным положительным эффектом курс лечения был завершен. При контрольных обследованиях ребенка через месяц после окончания курса лечения с использованием ТКМП, по данным невролога, психолога и логопеда, продолжается положительная динамика общего нервно-психического развития и приспособительного поведения ребенка. Нарастание положительного эффекта подтверждено результатами комплексного психофизиологического обследования. По данным омегаметрии обнаружено удержание оптимального уровня бодрствования (омега-потенциал -34,43,6 мВ) при сохранении психоэмоциональной лабильности. По данным ЭЭГ выявлено исчезновение признаков повышенной судорожной готовности. По данным РЭГ уменьшились ангиодистонические проявления. По вегетативным показателям исчезло рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (нормализовался коэф. Хильдебранта). Ребенок переведен в коррекционную группу детского сада, до лечения он посещал группу с грубой задержкой нервно-психического развития (для умственно отсталых детей). Пример 2. Больной Н., 7 лет, поступил на амбулаторное лечение 2 февраля 2001 г. с диагнозом: Задержка психического развития. Дислалия. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с токсикозом 1-й и 2-й половины беременности. Во время беременности отмечалось нарушение транспланцентарного кровообращения. Ребенок родился в срок в асфиксии средней степени. На первом году жизни наблюдался у невролога с диагнозом: Перинатальное повреждение нервной системы гипоксически-ишемического генеза. Темповая задержка психомоторного развития до трехлетнего возраста. В последующие годы находился на лечении у невролога по поводу задержки нервно-психического развития. Получал длительную фармакотерапию (ноотропы, сосудистые средства, аминокислоты и др.) без эффекта. Длительно (2 года) занимался с дефектологом без положительного эффекта с рекомендацией обучения во вспомогательной школе. При клиническом неврологическом осмотре на момент поступления: ребенок медлительный с плохо сформированными моторными навыками (моторная неуклюжесть и неловкость). Отчетливых очаговых симптомов не выявляется. Мышечный тонус равномерно снижен, дистоничный. Осанка вялая, позвоночник нестабильный (больше в шестом отделе). Имеются признаки пирамидной недостаточности. Плоско-вальгусные установки стоп. Сухожильные рефлексы снижены, быстро угасающие. Симптом Грефе (+), симптом Хвостека (). Гипергидроз. Нарушения сна (трудное засыпание, сноговорение). Ночные страхи. Физическая и психическая астенизация (быстро утомляется, снижение памяти, внимания), трудности в обучении. Ожирение I ст. Выслушивается функциональный систолический шум, лабильность пульса. Логопедическое обследование: Пассивное восприятие информации, отсутствие любознательности и мотивации познавательной деятельности. Преобладает игровая деятельность. Ослабление всех видов памяти. Снижена способность к непроизвольному запоминанию. Ограниченный словарный запас. Аграмматизмы в грамматическом строе речи. Неумение правильного использования ряда грамматических категорий в активной речи, не выделяет основную мысль из текста. Не может пересказать услышанное, т.к. не понимает содержание рассказа. Не запоминает символы букв и цифр. Трудности в усвоении возрастной программы обучения. Отсутствие звука "р". При функциональной диагностике до назначения комплексной терапии с включением ТКМП: Электроэнцефалография: фоновая ЭЭГ неустойчива, полиморфна, фазы диффузной, высокоамплитудной, синхронизированной медленноволновой активности чередуются с фазами снижения амплитуды и дизритмии, преимущественно в лобных и центрально-теменных областях, при сохранении высокоамплитудной перманентной эпилептиформной активности в задних отделах височных и затылочных областей. На этом фоне спонтанно возникают распространенные высокоамплитудные пароксизмы синхронизированных медленных (тета-) волн с большей их выраженностью в лобно-центральных областях. Функциональные нагрузки усиливают имеющиеся нарушения б.а. Данные ЭЭГ свидетельствуют о выраженных диффузных изменениях б.а., незрелости корковых биоритмов, неустойчивости функционального состояния ЦНС при выраженной дисфункции срединных неспецифических структур ствола головного мозга с преобладанием его синхронизирующих влияний. Наличие распространенной пароксизмальной эпиактивности без четкой преимущественной локализации, по-видимому, имеет гипоксический генез. Данные РЭГ: При слабовыраженных признаках затруднения венозного оттока и ангиодистонии наблюдается выраженное компрессионное воздействие на позвоночные артерии с ограничением кровотока, больше слева. Клинический диагноз: Темповая задержка нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне. Гипертензионный синдром I ст. Вертебробазилярная и пирамидная недостаточность, вегетативно-сосудистая дистония. Астено-невротический синдром. Вторичная кардиопатия (ФСШ). Ожирение I ст. Общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. На основании результатов проведенного обследования назначено комплексное лечение, включающее фармакотерапию, логокоррекционные занятия, массаж и транскраниальную микрополяризацию. - Фармакотерапия: глицин 0,1 г ежедневно (на ночь), метионин 0,25 г 1 раз в день, солкосерил 200 мг 1 раз в день, рибоксин 0,2 г 1 раз в день, эссенциале-форте 1 капс. ежедневно (в обед), фенибут по 0,25 г 2 раза в день, магне-В6 по 1 табл. ежедневно, мочегонный чай утром ежедневно. Такая фармакотерапия устанавливалась на весь курс лечения. - Логокоррекционные занятия проводят по индивидуальному плану, 3 занятия в неделю по 35 мин в утренние часы в течение всего курса лечения. - Перед началом курса ТКМП была проведена омегаметрия. По данным омегаметрии в отведении вертекс-тенар выявлен резко повышенный, устойчивый уровень бодрствования (фоновые значения омега-потенциала в покое -51,8 мВ), что указывало на напряжение механизмов регуляции уровня бодрствования и психоэмоциональное напряжение. При исследовании вегетативного статуса обнаружена выраженная симпатикотония (Вегетативный Индекс Кердо 37,0 D=S) и рассогласование вегетативного обеспечения взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем (коэф. Хильдебранта 5,1). - Транскраниальные микрополяризации проводились при длительности одного сеанса 15 мин, с интервалом между сеансами 1 неделя. ТКМП проводили во второй половине дня. Первый сеанс ТКМП: Местоположение анода - на границе нижнелобной области и передних отделов верхней височной извилины левого полушария; катод - на нижних отделах затылочной области того же полушария. Омега-потенциал в отведении вертекс-тенар -51,8 мВ. Параметры постоянною тока 0,08 мА, длительность сеанса 15 мин. Перед сеансом жалоб не предъявлял, индифферентен к окружающему. Процедуру перенес хорошо, неприятных ощущений и побочных эффектов не было. Спустя 3 дня после первого сеанса ТКМП, по наблюдению логопеда, отмечено повышение мышечного тонуса, изменилась походка, стали более ловкими движения рук (стал собирать мелкую мозаику, работа с застежками и шнуровками), появился интерес к окружающему. В течение недели родители отметили появление интереса к окружающим предметам дома и на улице, впервые стал подставлять стул и доставать предметы из шкафов и верхних полок, перелезать через барьеры. При неврологическом осмотре положительная динамика в виде значительного уменьшения симптомов внутричерепной гипертензии, уменьшение мышечной дистонии, улучшение сна. Последующие сеансы ТКМП 2- 4 продолжали с интервалом в 1 неделю при сохранении тех же режимов. Во время проведения сеансов ТКМП побочных эффектов не наблюдали. После четырех сеансов ТКМП существенно уменьшились проявления астено-невротического синдрома, купировались ночные страхи, значительно улучшились моторная активность и ориентация в пространстве. Ребенок стал усидчивым, внимательным, появилась мотивация к познавательной деятельности, увеличился словарный запас, стали формироваться учебные навыки, стал пересказывать небольшие тексты. Поскольку, по данным логопеда, при проведении занятий сохранялись затруднения в мелких движениях пальцев, в формировании грамматического строя речи, элементарных математических представлений, сохранялась нестабильность внимания (быстрая отвлекаемость), отмечалось плохое усвоение символов букв и цифр, трудности в обучении письма и чтения, было решено провести сеансы ТКМП с местоположением анода на моторной коре левого полушария (представительство верхних конечностей) и катода - на нижних отделах затылочной области того же полушария. При измерении омега-потенциала перед 5 сеансом выявлена его выраженная динамичность при средних значениях -45,7 мВ и -42,3 мВ перед 6 сеансом. Параметры постоянного тока и длительность сеансов не изменяли. Во время сеансов ТКМП видимых изменений в неврологическом и психоэмоциональном статусе не наблюдали. Побочные эффекты отсутствовали. Во время всего курса ТКМП продолжали фармакотерапию. После завершения курса ТКМП, по данным клинического неврологического и логопедического обследования, отмечено значительное улучшение мыслительных функций (сравнение, обобщение, анализ и синтез), улучшился фонемагический слух, отмечено улучшение в грамматическом cтрое речи, ребенок стал запоминать буквы, цифры, начинает читать, впервые появился навык письма, пишет элементы букв, ориентируется на листе бумаги, выполняет счетные операции в пределах десяти, появился прямой и обратный счет в пределах двадцати. Улучшился конструктивный праксис и гнозис. Появился звук "р". Заметно улучшилась связная речь. Существенно уменьшилась утомляемость, улучшились когнитивные способности. Моторные функции приблизились к возрастной норме. Хорошо вступает в контакт с детьми и взрослыми. При достижении такого лечебного эффекта курс комплексной терапии был завершен. При контрольном обследовании ребенка, спустя 2 месяца, отмечалось скачкообразное ускорение темпов нервно-психического развития, появилась возможность обучения в коррекционном классе с последующим переходом в общеобразовательную школу, при исходной рекомендации (до проведения комплекса лечения с ТКМП) обучения во вспомогательной школе. Способ разработан в совместных исследованиях сотрудников Лаборатории физиологии состояний Института мозга человека РАН, Кафедры неотложной медицины СПб МАПО МЗ РФ и СПб городского центра по лечению детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области и прошел апробацию у 98 детей в возрасте от 2-х до 7 лет с темповой задержкой нервно-психического развития на резидуально-органическом фоне вследствие перенесенного перинатального поражения ЦНС с положительным результатом. Предлагаемый способ по сравнению с известными имеет ряд преимуществ: 1) cокращение сроков достижения положительного лечебного эффекта до 2-3 месяцев, в то время как известные методы, требуют для достижения эффекта более длительного времени до 1-2 лет и более; 2) минимизация фармакокоррекции с полным исключением психотропных средств и использованием лишь препаратов, улучшающих клеточный метаболизм; 3) использование щадящих режимов ТКМП (в известных способах они на порядки выше) практически исключает эффекты истощения регуляторных механизмов у обследуемого контингента детей; 4) устойчивость достигнутого эффекта со скачкообразным расширением приспособительных возможностей ребенка и дальнейшим повышением эффективности логопедической коррекции у тех контингентов детей, логотерапия у которых практически не давала результата.

Задержка речевого развития – овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.

Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:

  • Полное отсутствие речи
  • Ребенок говорит хуже, чем сверстники
  • Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
  • Отсутствует или редко появляется повторение за родителями

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней – крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» – автомобиль, «куп-куп» – принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.

От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития : ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление “языковым взрывом”.
  • – нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха .

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

  • Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
  • Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
  • Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
  • Нарушения слуха, затрудняющие понимание.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующие обследования:

  1. Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
  2. ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
  3. Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
  4. Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.

Лечение и коррекция

Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь

Лекарственные препараты

Врачи назначают следующие медикаменты:

  • Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
    Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
    1 штуку – с 7 до 10 лет.
    2 штуки – с 10 до 18.
    3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
    Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.

Также при зрр могут назначить:

  • Глиатилин
  • Пантогам
  • Глицин
  • Циннаризин
  • Магне B6
  • Нейромультивит.

Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.

Массаж

Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.

Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.

Коррекционная работа

Упражнения и игры будут не менее полезны.

Пальчиковые игры и рисование.

Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.

Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.

Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.

Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.

Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.

Кормление птиц – и яркие эмоции, и .

  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем

  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней – обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом. Гораздо сложнее, если речь появилась очень поздно или к 3-5 годам не появилась совсем. В этом случае мы говорим о задержке развития речи (ЗРР) у ребенка – сложной патологии, требующей длительной коррекционной работы специалистов нескольких направлений.

В этой статье вы узнаете, как и почему проявляется ЗРР, какие разновидности диагностируют у детей, как лечат задержку речевого развития различными методами и приемами, и какие специалисты занимаются диагностикой и лечением патологии.

Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) это , возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

Как идет нормальное развитие детей, каковы его условия

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  1. Доречевой , от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  2. Этап первичного освоения языка , длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Чтобы детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Какие бывают причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

Первичные причины – влияние хода беременности и родов. Как проявляются?

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

  • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
  • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
  • ранний и поздний токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • глубокая недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма.

На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

Вторичные причины – влияние внешних факторов. Как проявляются?

Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

Провоцирующие факторы ухудшения речевого развития

Приблизительно треть причин, приводящих к ЗРР, остаются невыясненными. Речь – это наиболее уязвимая структура человеческой психики, так как она появляется позже других психических функций.

Критические периоды повышенной ранимости центральной нервной системы:

  • 1-2 года, когда интенсивно развиваются речевые зоны;
  • 3 года, когда интенсивно развивается связная речь;
  • 6-7 лет, когда высока вероятность появления заикания или детской афазии (распада сформировавшейся речи).

Как проявляются внешние факторы речевого развития:

  • Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, генетически заложенный медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка.
  • Тугоухость. Очень опасно, когда у ребенка снижен слух или он совершенно ничего не слышит. При потере большей части слуха речь не сможет полноценно развиваться. Даже минимальное отклонение от нормы может стать причиной задержки речевого развития. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в 2-3 года шансы заговорить у такого малыша равны нулю.
  • Социальные факторы. К ним относится низкая культура речевого общения в семье, когда на ребенка практически не обращают никакого внимания, частые и сильные стрессы, билингвизм, когда в семье говорят на двух языках.

Разновидности задержки речевого развития

Среди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию. Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

Темповая задержка речевого развития

Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

Симптомы темповой задержки речевого развития:

  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
  • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
  • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

Все этапы речевого развития при этой патологии соответствуют норме, но при этом ребенок овладевает ими гораздо позднее сверстников.

Алалия

Эта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

Различают следующие формы алалии:

  • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

Признаки моторной алалии:

  • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
  • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
  • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
  • Активный словарь пополняется очень медленно.
  • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
  • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
  • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.

Признаки сенсорной алалии:

  • Позднее развитие речи, она искажена.
  • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
  • Слова в предложениях не связаны между собой.

У детей с сенсорной алалией нарушена , они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

Задержка из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

  • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
  • Алкоголизм матери.
  • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
  • Хромосомные и наследственные заболевания.
  • Родственники или родители с нарушениями слуха.
  • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
  • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

При незначительном снижении слуха страдает произношение отдельных слов. Даже минимальное снижение слуха на 15-20 децибел приводит к тому, что ребенок нечетко слышит речь окружающих и неполноценно ее воспроизводит.

Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух :

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

Задержка психоречевого развития

Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

Основные признаки:

  • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
  • нет стремления к получению новой информации;
  • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
  • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Если родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

Осмотр у специалистов – что должны проверить

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования:

  • Проверка слуха. Используют аудиометр или звучащие за спиной у ребенка игрушки. Начало тестирования проводят с расстояния 6 метров, его постепенно сокращают.
  • Обследование понимания речи. Ребенку предлагают показать части тела куклы, игрушки, предметы быта, выполнить элементарную просьбу, узнать предметы на картинках, послушать короткую сказку или рассказ.
  • Обследование мелкой и крупной моторики. Детям предлагают постоять на одной ноге, выполнить тесты на переключаемость (завести правую руку к плечу, а левую за спину), застегнуть пуговицы, выполнить упражнения с мячом.
  • Обследование органов артикуляции. Осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий. Детям предлагают надуть щеки, пощелкать языком, положить язык на губу и убрать его, открыть и закрыть рот.
  • Исследование словарного запаса. Используя картинки, детям предлагают найти нужные предметы и действия, объединить предметы в группу обобщающим словом, выполнить названные действия, объяснить значение слов.
  • Обследование грамматического строя речи. Детям предлагают образовать множественное число (стул – стулья), согласовать существительное с числительным (1, 2, 3, 4, 5 помидоров, игрушек), с прилагательным (белый кот, черная кошка), образовать уменьшительно-ласкательные формы (стол – столик).
  • Обследование фразовой речи. Ребенок должен закончить начатое взрослым предложение (мальчик рисует…) с использованием сюжетных картинок.
  • Обследование слоговой структуры слова. Детям предлагается назвать по картинкам предметы, название которых состоит из 1-2-3-4 открытых и закрытых слогов, отстучать ритм слова.

По итогам обследования определяется форма и степень задержки речевого развития, планируется коррекционная работа.

Как лечат задержку речевого развития

Комбинированный подход, включающий в себя разные методы воздействия на центральную нервную систему и органы артикуляции, считается наиболее эффективным.

Лекарственная терапия

Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга. С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

  • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
  • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
  • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
  • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
  • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

Одновременно с медикаментозной терапией проводится коррекционная работа с логопедом и дефектологом.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Подбор методов следует проводить очень осторожно, в индивидуальном порядке, так как они могут вызвать эпилептический припадок, расстройство психики, судороги

Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

Работа с педагогом-корректологом

Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

  • Предметно-сенсорная терапия. Для получения , питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
  • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются , использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
  • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
  • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Основные выводы

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Важно дополнять работу педагога-корректолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Сочетание разнообразных методов и своевременная диагностика поможет ребенку, страдающему от задержки речевого развития, в полной мере использовать собственные возможности.

В ноябре нам поставили этот диагноз - «темп. задержка развития речи, близкая к норме». Это я сходила в специальный центр у нас районный.

Когда нужен логопед. Темповая задержка речи у детей

Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители – его главные проводники в окружающем мире.


Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко – и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.

Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:

«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»

Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.

В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития – то есть простовременное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.

Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:

1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:

«Иди ко мне на ручки»

«Дай мне мячик».

«Принеси мне мячик».

«Возьми мячик и положи его на столик».

«Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу».

Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).

В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:

«Посади мишку на столик, под столик, около столика».

«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).

«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».

2. У него хорошее слуховое внимание. Ребёнок определяет и дифференцирует звуки окружающей среды (пение птиц, шум автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.

3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Задержка речевого развития не позволяет ему задать вопрос, но он использует обходные пути: подводит взрослого к интересующему его предмету, жестами или мимикой обозначая свой интерес.

4. Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику.

Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии . Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).

Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.

Большинству детей в период развития речевой функции необходим толчок коммуникативного, социального свойства. Это могут быть игровые занятия в группе со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, или индивидуальные услуги логопеда.

Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом.