Что такое турбийон.

Многие начинающие ценители часов часто встречают слово «турбийон» (tourbillon). Термин этот встречается как в названиях моделей часов, так и просто в спецификациях. Что же он означает и почему, как правило, часы с турбийоном стоят значительно дороже своих более «простых» аналогов?

Как известно, часовые механизмы ценятся, прежде всего, за точность. Старейшие часовые мастерские годами оттачивают свои механизмы, стремясь получить идеальный хронометр. Сегодня в производстве часовых механизмов используются самые передовые достижения науки и техники, и наиболее редкие и ценные материалы. Однако, первые механические часы были выполнены из обыкновенного железного сплава, подверженного сильному влиянию магнитных полей, перепадов температуры и изменения высот.

Что такое турбийон и зачем он нужен?

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались специальные сверхточные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Турбийон (фр. tourbillon - вихрь) - это механизм, изобретенный мастером Бреге (Breguet) более 200 лет назад, который компенсирует притяжение Земли. То есть, колесо баланса и спусковой механизм устанавливаются на специальную вращающуюся платформу. Эта платформа, вращаясь вокруг своей оси (как правило, один оборот за одну минуту), меняет центр тяжести всего механизма. При вращении платформы, часы то полминуты спешат, то полминуты отстают. Таким образом и компенсируется погрешность хода, зависящая от земного притяжения. Стоит заметить, что турбийон вращается только в одной плоскости, и хорошо выполняет свою функцию только тогда, когда часы находятся в вертикальном положении, то есть на вашей руке. Но если часы лежат на столе необходимо его вращение в другой плоскости.

В нашей коллекции тоже есть часы с турбийоном — легендарные Ulysse Nardin Freak , в которых турбийон выполняет функцию стрелок.

В то время часы с турбийоном не получили широкого распространения, так как изготовить этот механизм могли только умелые часовщики, и стоил он недешево. Только в конце 20-го века, когда часы стали в основном символом престижа и достатка, часовщики обратили серьезное внимание на этот механизм. Турбийон стал своеобразной «изюминкой» современных часов, которую всячески выставляют на обозрение.

Часы с турбийоном — бывают разные?

В настоящее время турбийоны делятся парящие и традиционные. У традиционных турбийонов платформа закреплена на сквозной вращающейся оси.
Парящие турбийоны закреплены только на одной нижней оси, благодаря чему ничто не мешает нам любоваться этим механизмом. Однако, такой способ сделал турбийон более хрупким.
По скорости вращения на минутные, полуминутные и карусельные.

Наиболее дорогими и трудоемкими считаются турбийоны, у которых скорость вращения один оборот в минуту. Только самые именитые компании могут похвастаться изготовлением таких механизмов. К такому механизму иногда крепят секундную стрелку.

Карусельные турбийоны, наоборот, являются самыми дешевыми, так как к ним предъявлялись меньшие требования. На механизм помещалось дополнительное колесо, зацепляющееся с анкерным, которое и приводило в движение турбийон. Скорость вращения платформы бывает 5, 52, 59, 60 минут.


Турбийон – это усложнение, принцип работы которого заключается в особом устройстве узла баланса, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода часов.
Первый тубийон изобрел Луи Бреге в 1795 году, а в 1801 году запатентовал (фр. tourbillon - вихрь). Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке (наиболее часто встречающаяся скорость вращения: 1 оборот в минуту). Это один из самых сложных и дорогих дополнительных механизмов. Точность хода часов с турбийоном составляет: -1/+2 сек. в сутки.

Турбийон очень сложен в изготовлении, сам Бреге собрал всего 30 подобных механизмов. Даже сейчас механизм весом всего несколько карат может состоять из нескольких десятков деталей, и порой доходить до сотни.

Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Именно поэтому до сих пор продолжаются и споры о его эффективности в наручных часах. Каретка классического турбийона сконструирована специально для вертикального положения, она вращается в одной плоскости с вектором тяжести, что не слишком эффективно для наручных часов, которые хозяин часто перемещает в горизонтальную плоскость, положив руку за клавиатуру или на руль автомобиля. Как же тогда турбийон может компенсировать погрешности, если по отношению к гравитации позиция заключенных в него деталей не меняется.


Ответом на все эти споры послужила разработка двухосевого турбийона, который двигался не только по собственной горизонтали, но и оборачивался по вертикали.

Совсем недавно, в 2003 году, Франк Мюллер представил часы Tourbillon Revolution 2 с первым в мире двухосевым турбийоном. Он состоит из двух кареток вложенных друг в друга и вращающихся как по горизонтали, так и по вертикали. Такой турбийон выполняет свои функции при любом положении часов.

Кроме того, раз уж турбийон двойной, то решено было сделать его и вращающимся с двумя разными скоростями: 60 секунд и 8 минут. Циклы вращения отсчитывают две небольшие ретроградные стрелки, расположенные рядом с турбийоном на отметках 5 и 7 часов.


Часы демонстрируют чудесную эволюцию турбийона как на циферблате, так и сзади через прозрачное сапфировое стекло в прямо театральных декорациях искусно отделанного механизма. Кстати о механизме: калибр FM2003 имеет ручной завод и, несмотря на расход энергии для двухосного турбийона, приличный запас хода в 80 часов.

Год спустя (в 2004) Franck Muller представили часы Revolution 3 с турбийоном, вращающимся уже в трех направлениях.


Вместе с Franck Muller двухосевой турбийон создала также часовая компания Jaeger-LeCoultre, а также третья компания – Greubel & Forsey.
А сегодня уже все именитые бренды имеют в своем арсенале часы с турбийоном.
Не отстают от швейцарских титанов и китайцы, запустившие в новом тысячелетии массовое производство турбийонов.
Наверно, на сегодняшний день турбийон, как средство борьбы с гравитацией в наручных часах, уже утратил свой смысл. Компенсировать точность хода можно и другими, гораздо более дешевыми методами. Однако наличие в часах турбийона, как и сами швейцарские часы, уже давно является показателем статуса владельца и шикарным аксессуаром.

1.Roger Dubuis, Excalibur Skeleton Double Flying Tourbillon, модель 2012 года, на 4:30 и на 7:30 часах установлены каретки минутных парящих турбийонов.

2.Laureato Tourbillon 3B Spinelle от компании Girard Perregaux, турбийон на трех мостах: был впервые представлен еще на парижской выставке 1889 года. Он по праву считается визитной карточкой мануфактуры Girard-Perregauх. Неудивительно, что создатели используют его в самых различных коллекциях, в том числе в спортивной Laureato. Легкий турбийон калибра 9600-0004 весом всего 0,3 грамма помещен в сверхлегкий титановый корпус, дополненный столь же легким браслетом. Самая заметная деталь этих часов - прозрачные мосты турбийна, выполненные из голубой шпинели.

Разобраться в китайской часовой промышленности не легче, чем в китайской письменности. Несколько проще провести исследование китайских турбийонов. Страна производит их уже десятками тысяч, но более-менее качественные хронометры с этим усложнением удается делать лишь нескольким компаниям. О них, читайте в обзоре журнала Chronoscope.

Первый китайский турбийон был сделан в 1990 году мастером Киу Тай Ю (Kiu Tai Yu) — полностью вручную. Эта работа открыла перед гонконгским часовщиком двери в Академию Независимых Часовых Мастеров (ACHI). Все последующие хронометры Киу Тай Ю были не менее уникальны и выпускались только ограниченными сериями. Некоторые модели, такие как The Mystery Tourbillon, иногда попадают на аукционы. В частности на Antiquorum .

Массовое фабричное производство турбийонов в Китае началось только в новом тысячелетии. Сегодня их выпускают уже шесть-семь фабрик. Некоторые из них делают только механизмы и продают их многочисленным фирмам, занимающимся сборкой часов. Относительная дешевизна китайской механики в сравнении со швейцарской позволяет очень вольно обходиться с этим усложнением, поэтому и качество конечного товара чаще всего находится за пределами добра, зла и здравого смысла.

Из огромного числа фабрик положительно выглядят только пять: Sea-Gull , Fiyta , Beijing Watch Factory , Longio Watch Co , Liaoning Watch Factory . Самая технологически развитая из них — Sea-Gull.

Точность работы механических часов раньше зависела от земного притяжения и температуры среды. Влияние температуры на точность часов было исключено в начале XX века, когда некоторые детали в механизмах были заменены на более специфичные из сплавов, а проблему земного тяготения решил часовщик-ученый Бреге в 1795 году. Именно он придумал механизм, которые совершил революцию в часовой индустрии - турбийон. Что же такое турбийон и зачем он нужен в часах? Сейчас мы с вами попробуем подробно разобрать данный вопрос....

ЧАСЫ С ТУРБИЙОНОМ - ПРИНЦИП РАБОТЫ МЕХАНИЗМА

Tourbillon (в пер. с франц. «вихрь») - механизм, компенсирующий притяжение Земли. Вращающаяся платформа оборудована специальным спусковым механизмом и колесиком для балансировки. Вся конструкции при вращении вокруг своей оси способна изменить центр тяжести часового механизма. Полный оборот совершается примерно за 1 минуту. Получается, что каждые 30 сек часы немного спешат, а остальные полминуты отстают, позволяя компенсировать притяжение Земли, которые влияет на точность хода.

ЧАСЫ С ТУРБИЙОНОМ - ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНА ПОПУЛЯРНОСТЬ?

Наручные часы с турбийоном не всегда были так популярны как сейчас, стоимость изготовления этого механизма была крайне высокой, часы с турбийоном делались под заказ. Ситуация начала меняться в конце XX века, когда часы с турбийоном стали престижным аксессуаром и часовые бренды начали делать специальные версии таких часов, выставляя это устройство в дизайне часов напоказ, что сразу говорило о статусе владельца и цене. Поэтому устройство, способное обмануть земное тяготение, влечет к себе богатых и обеспеченных покупателей, которые готовы платить огромные деньги за визуальное подтверждение статуса. Цена часов с турбийоном колеблется от 20 000 до 1 млн. долларов.

Очевидно, что малая толика жителей Земли может приобрести такие интересные часы, но в настоящее время возможно все и сейчас такой аксессуар уже не является чем-то запредельным. Вы удивитесь, спросив - «Как же это возможно?» А ответ прост - сейчас можно купить с турбийоном по очень доступной цене. Внешне это будут точно такие же часы, внутри устанавливается часовой механизм серийная механика, заводской несложный турбийон, который тем не менее прекрасно справляется со своими обязанностями. В нашем интернет-магазине, Вы, например, сможете купить с турбийоном по доступной цене.

Турбийон позволит скомпенсировать погрешности в ходе часов, что очень заметно скажется на удобстве эксплуатации. Часы с турбийоном - не просто красивый, а очень полезный и практичный аксессуар, благодаря которому Вы всегда будете знать самое точное время.

Создатель турбийона.

В 1795 году гениальный изобретатель часовых механизмов Абрахам Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet) нашел решение одной из самых больших проблем часовых механизмов ого времени. Он нашел способ побороть гравитацию, и связанные с ней погрешности хода. В то время часы были далеки от той точности, которую сейчас показывают даже самые простые и дешевые наручные часы.

Виной тому было гравитационное поле земли. Когда карманные часы лежали строго горизонтально, весь механизм был расположен перпендикулярно оси земного притяжения. Но такие ясные моменты случались в их жизни не часто, и большую часть своего времени pocketwatch проводили в специальном кармане, в вертикальном положении, когда на все детали действовали силы тяжести, заставляя пружину бороться с земным притяжением либо наоборот. А поскольку математический центр тяжести детали практически никогда не совпадал в физическим, ход часов еще более “уходил в разнос” в зависимости от положения часов в пространстве.

Само слово турбийон (tourbillon) , французское, означает вихрь. Полное, авторское название Regulateur a Tourbillion. Официальным денм рождения турбийона считается 14 апреля 1801 года. Это дата, поставленная Бреге на письме к французскому министру внутренних дел, с сообщением о его новом изобретении и просьбой закрепить за ним патент на 10 лет.

Сама идея турбйиона довольно проста – чтобы скомпенсировать влияние гравитации на подвижные и сбалансированные детали механизма, а именно баланс, спираль и спуск, нужно заставить вращаться вокруг собственной оси внутри корпуса часов! Додуматься, положим до этого мог любой хороший инженер, но гениальность Бреге в том, что он смог воплотить это в жизнь.

Устройство часов

Чтобы понять внутреннюю “кухню” часов с турбийоном, надо сначала хотя бы поверхностно изучить устройство обычных часов.

Сейчас все наручные и карманные часы устроены по одному принципу. Сердцем механизма является балансирный механизм, который сочетает в себе балансирное колесо, пружину, вилку, градусник и храповик. В данной статье мы рассмотрим швейцарский спусковой механизм.

Швейцарский часовой механизм

Спусковой механизм приводит в движение колебательный элемент часов, в роли которого выступает балансирное колесо. Сам он получает энергию от зубчатой шестерни, которая получает энергию в виде толчков от пружины, или, как в случае с турбийонной системой, от двух пружин. Спусковой механизм, состоящий из вилки и храповика задает частоту колебания и ограничивает пружины от неконтролируемого раскручивания всей системы. Это позволяет храповику равномерно колебаться, вращаясь, двигая весь механизм отсчёта времени часов с постоянной скоростью. Одновременно с этим, маятник поддерживает колебания колеса, небольшими толчками. Одновременно с этим швейцарский спусковой механизм способен вновь запуститься самостоятельно после неудачного встряхивания.

Каждое колебание маятника, заставляет храповик поворачиваться на одну шестерню, из-за этого часы тикают. Для регулировки скорости колебания маятника используется градусник, специальный винт, выводящий из действия некоторую часть пружины маятника.

Принцип действия турбийона.

И вот, чтобы обеспечить безукоризненный ход часов, Бреге ставит весь спусковой механизм на раму, которая постоянно вращается вокруг своей оси, устраняя погрешности хода. Один оборот турбийона обычно равен одной минуте, что позволяет использовать эту частоту заодно и для задания хода секундной стрелке.

Спусковой механизм закреплен на платформе – “каретке”, также на ней закреплено зубчатое колесо в виде короны, или триб, он вращается вместе с храповиком, и передает вращение “наружу”, через колесную передачу, от которой впоследствии приводятся в движение стрелки и весь механизм.

Турбийон очень сложен изготовлении, сам Бреге собрал всего 30 подобных механизмов. Даже сейчас механихм весом всего несколько карат может состоять из нескольких десятков деталей, и порой доходить до сотни.

Вы представляете себе, сколько деталей в наручных часах, с турбийоном, полным набором стрелок, автоподзаводом и например указанием дня и месяца, а также дня или ночи? Поэтому даже сейчас, с появлением лазерной прецизионной резки металлов и новейших способов их обработки даже самые именитые компании выпускают не более 10-20 турбийонов в год. Сегодня необходимость в этом теническом изыске отпала, поскольку часы и без того стали точными, и остается в конструкции только самых дорогих из них, как дань высокому часовому искусству.

Существуют не только “минутные” турбийоны, создавались и создаются механизмы со временем обращения 4,6 или 8 минут. В начале 20 века создавались часы с поворотом катерки 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, ходящее в зацепление с трибом.

Турбийон это красиво

На данный момент существует две основные схемы по которым собираются турбийоны. Первая – классическая, когда каретка закреплена с обоих сторон по оси вращения. Такой способ крепление предполагает размещение с лицевой части механизма “моста”, арочной конструкции, как правило с тремя точками опоры, через пролеты которой виден остальной механизм. В него встраивается шарикоподшипник, сделанный из рубинов.

Второй тип – парящий. Здесь мост отсутствует, а каретка закреплена только с одной стороны, таким образом ничто не мешает любоваться работой механизма.

С появлением турбийона не утихали споры о его нужности и полезности. По сути он хорошо работает только тогда, когда часы находятся в вертикальном положении, в горизонтальном он не нужен. И вообще наручные часы иногда принимают весьма нестандартные положения в пространстве.

Ответом на все эти споры послужила разработка двухосевого турбийона, которыйдвигался не только по собственной горизонтали, но и оборачивался по вертикали.

Двухосевой турбийон

Такая конструкция запатентована еще в 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом и реализована в экспериментальных карманных часах. Но такой турбийон занимал крайне много места, и до 2003 года в карманные часы не помещался никем. Это удалось только Франку Мюллеру и прецизионным технологиям. Часы Revolution 2 обладают именно таким турбийоном.

При всей своей сложности, этот турбийон еще и вращается с разной скоростью. На циферблате часов размещены две стрелки: правая отсчитывает минуты, и заодно оборот турбийона по оси баланса, а вторая показывается его обороты по перпендикулярной оси и имеет 8 минутную разметку.

Механизм турбийона в часах Joseph Chevalier
Калибр CH 1760

Полноценный подшипник из рубинов, размером около миллиметра

Весь механизм турбийона отдельно

фото взяты с сайта horology.ru

Чтобы понять что такое турбийон на деле надо один раз увидеть.