Что умеет 8 месячный ребенок. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни

В 8 месяцев продолжает совершенствоваться развитие ребенка во всех направлениях: физическом, психическом, социальном. Малыш открыт миру и начинает активно взаимодействовать с окружающими – улыбается, гулит, играет в «ладушки», и усердно лепечет новые слоги. Этот возраст можно охарактеризовать как время начинаний и обретения новых навыков.

Рост и развитие ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам темпы роста грудного ребенка несколько снижаются. Малыш прибавляет в весе 400-500 г в месяц, а в росте – от 1,5 до 2 см.

Важно! В некоторых случаях ребенок уже со второго полугодия жизни может опережать средние показатели по своему физическому развитию. Чаще всего это связано с тем, что в родословной малыша преобладают крупные члены семьи. Такие дети растут здоровыми, крепкими и сообразительными, и их ускоренное развитие не должно вызывать у родителей переживаний.

У восьмимесячного малыша уже могут вырасти 2-4 зуба, обычно первыми прорезываются два нижних и два верхних центральных резца. Но если у вашего ребенка еще не прорезался первый зубик, то не стоит волноваться – это вполне нормально, ведь каждый организм индивидуален.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Существует мнение, что с самого рождения мальчики и девочки развиваются в абсолютно разных темпах, что приводит к многочисленным спорам «кто в чем сильней». Наиболее часто встречающиеся отличия, которые зачастую видны родителям невооруженным взглядом, мы отобразили в таблице.

Умения, навыки, развитие Мальчики Девочки
Физическое развитие ребенка Рождаются крупнее девочек, отличаются большей окружностью головы и весом. В среднем 8-месячный мальчик весит в среднем от 6,5 до 8 кг. Рождаются меньше ростом и весом, чем мальчики. Девочки в 8 месяцев весят примерно на 250-350 г меньше.
Ходьба Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек Делают первые шаги еще до 1 года
Осязание С рождения обладают меньшей чувствительностью, чем представительницы женского пола, их менее раздражает телесный дискомфорт Больше развито ощущение прикосновения, любят ласку и проводить много времени на руках взрослых
Зрение Мальчики с младенчества опираются на дальнее зрение, более активно используя все окружающее их пространство В игре девочки чаще опираются на ближнее зрение, занимаясь в ограниченном пространстве
Слух Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек Более чувствительны к шуму
Речь Начинают говорить на 4-6 месяцев позже, чем девочки Первые слова произносят в 8-9 месяцев

Несмотря на столь противоречивые различия, наблюдения педиатров доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыков: каждый ребенок развивается и «взрослеет» в собственном ритме.

Психологи объясняют подобные заблуждения касаемо развития детей разных полов так называемыми «родительскими ожиданиями». Это говорит о том, что часто мамы физически крепких мальчиков переоценивают их моторные навыки, а у девочек те же достижения остаются незамеченными.

Навыки малыша в 8 месяцев: что умеем делать

Восьмимесячный ребенок необычайно подвижен. Малыш к этому возрасту уже вполне уверенно сидит и может сам пересаживаться с одного места на другое. Он активно пробует вставать, держась за что-нибудь крепкое. Привыкнув к вертикальному положению и оттолкнувшись от опоры, ребенок попробует несколько секунд удержать свое вертикальное положение без неё.

Что умеет делать ребенок к 8-ми месячному возрасту:

  • из положения лежа малыш умеет сам присаживаться, опираясь на руки, а также из положения сидя может лечь обратно;
  • ребенок переворачивается во всех направлениях без труда, по собственному желанию;
  • держась за бортик кроватки, может мелкими шажками передвигаться по ней. А если взять кроху за ручку, то малыш будет пытаться шагать вперед, но лишь на несколько секунд – его мышцы еще не готовы к полноценной ходьбе;
  • грудничок машет на прощание ручкой «пока-пока», хлопает в ладони, играя в «ладушки»;
  • в восемь месяцев малыш активно и быстро ползает, может перемещаться с удержанной в ладони небольшой игрушкой/предметом;
  • маленькие предметы кроха удерживает двумя пальцами;
  • выполняет с игрушками простейшие действия – катает мяч, стучит кубиками друг о друга, складывает мелкие детали в сортер и т.д.;
  • показывает на себя в зеркале, некоторые дети в этом возрасте узнают себя на фотографии;
  • показывает рукой (пальцем) в сторону предмета, называемого взрослым («где кукла?», «покажи, где машина»);
  • пытается самостоятельно пить из чашки. Кушает маленькие кусочки пищи (сыр, творог, печенье). Пытается «накормить» маму;
  • при высаживании на горшок сидит с интересом, не сопротивляется;
  • узнает близких из своего окружения (маму, папу) среди других взрослых.

А теперь небольшой видео обзор того, что умеет ребенок в 8 месяцев:

Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка

Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.

Чему научился малыш к 8 месяцам:

  • новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
  • просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
  • понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
  • может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
  • ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается. С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
  • первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев. Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
  • проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит. Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется. Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.

Примерный режим дня: как проходит день в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок спит больше времени проводит в бодрствовании, изучая окружающий мир, а времени на сон с каждой неделей уходит все меньше. Если говорить о продолжительности сна, то общий показатель отдыха во сне для этого возраста держится в пределах 15 часов. Ночью кроха может спать до 10 часов, а в дневное время остаются в большинстве случаев два сна по 1,5-2 часа.

Примерный распорядок дня у ребенка в 8 месяцев может выглядеть так:

6:30 Пробуждение.

1 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

7:00 Утренний туалет, гигиенические процедуры
7:30 Бодрствование
9:00 Легкая гимнастика
10:00 2 кормление
10:30 Бодрствование, игры с мамой
11:30 Прогулка + первый дневной сон
13:30 3 кормление
14:00 Бодрствование, активные игры, чтение
15:00 Прогулка + второй дневной сон
17:30 4 кормление
18:30 Период бодрствования, спокойные игры
20:30 Купание
21:00 5 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну

Ночное время Детки на грудном вскармливании – прикладывание к груди 3-5 раз,

дети-искусственники спят всю ночь и не просыпаются на кормление.

Гулять с карапузом в возрасте 8 месяцев педиатры рекомендуют не менее двух раз в день. Лучше, если первая прогулка выпадет на утренние часы (с 11 утра до 13 часов дня), а второй сон уже после обеда (в 15-18 часов). Некоторые малыши продолжают спать в коляске во время прогулок. Но многие дети уже не спят все время пребывания на улице, предпочитая рассматривать все вокруг.

Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка

Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:

  • каша;
  • творог;
  • йогурт (предназначенный для малышей);
  • овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
  • овощные протертые супы;
  • мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
  • отварное филе рыбы;
  • фруктовое пюре или скобленое яблоко;
  • детский травяной чай.

На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.

4 собенности кормления 8-месячного грудничка:

  1. В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
  2. Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик. На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
  3. Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
  4. Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.

Учимся играя –занятия с грудным ребенком 8 месяцев

Понять, правильно ли развивается ваш ребенок, очень просто – предлагаем пройтись по пунктам и попробовать поиграть с малышом в незамысловатые игры. Если кроха с легкостью выполняет намеченное вами, то вы на верном пути.

  • Ваш малыш находится в положении лежа. Сядьте перед ним и покажите ему интересный предмет (игрушку, книжку и т.д.). Ребенок должен потянуться за ней и принять сидячее положение без вашей помощи и поддержки.
  • Посадите ребенка и играючи набросьте на него легкую пеленку. Малыш должен самостоятельно сбросить её с себя.
  • Проверьте реакцию сопротивления: дайте младенцу игрушку и через пару секунд попытайтесь забрать её у него из рук. Малыш в 8 месяцев должен показать протест – оттолкнуть вашу руку, игрушку отнять обратно или же потянуть её на себя.
  • Поиграйте с крохой в «ку-ку» (прятки). Ребенок при вашем появлении должен проявлять радость, смеяться, и показывать ручкой, чтобы вы спрятались снова.
  • Покажите ребенку на фото лица тех, кто находится в его постоянном окружении. Хорошо, если малыш покажет пальчиком, где он, или папа/ мама. К девяти месяцам ребенок может сопровождать показывание пальчиком еще и слогами «ма», «па».
  • Положите перед ребенком несколько небольших предметов. Хотя бы один из них он должен взять двумя пальчиками – «пинцетным» захватом.
  • Грудной ребенок в 8 месяцев уже способен повторять действия за взрослым. Покажите малышу, как нанизываются кольца на пирамидку – он повторит за вами, пусть сделает это и неправильном порядке.

Что должно насторожить родителей?

  • Ребенок не проявляет интереса к физической активности – не ползает, не стает, не пытается сесть.
  • Малыш не пытается подняться и встать возле опоры даже с вашей поддержкой.
  • Не интересуется игрушками, не берет их в руки, не перекладывает из одной ладони в другую.
  • Не проявляет речевой активности – отсутствует лепет, не пробует произносить простейшие слоги.
  • Кроха не проявляет эмоций, не улыбается, не выражает удивление, грусть.

Перед заключительной частью статьи обязательно посмотрите интересное видео, снятое на основе опыта. Ребенку 8 месяцев – обзор мамы:

Выбираем правильные игрушки для малыша

  • Музыкальный молоточек с встроенной пищалкой укрепит мышцы рук и разовьет координацию. Покажите крохе, как можно им стучать по кубикам, полу, забивая «невидимые гвозди».
  • Для развития мелкой моторики давайте крохе играть с самодельными мешочками, содержащими разные наполнители (рис, фасоль, горох и т.д.).
  • Предлагайте ребенку игрушки с музыкальным сопровождением – детское пианино, барабан, микрофон. Такие предметы не только вызывают у грудничков большой интерес, но и развивают сообразительность, а также логическое мышление.
  • Не обходите стороной и книжки, пусть в вашем арсенале будут мягкие текстильные экземпляры, а также картонные книжки с кнопками – ребенок уже сможет переворачивать странички самостоятельно. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями и разными тематиками – о животных, о цветах и т.д.
  • Игры в ванне лучше всего развивают мышление и учат впоследствии обращаться с предметами быта. Дайте младенцу волю, пусть переливает жидкость из одной баночки в другую, играйте в вымышленную «рыбалку», ловя резиновых рыбок детским сачком, или просто покажите, как можно хлопать ладонями по воде. Ребенку эти занятия непременно понравятся.

В возрасте восьми месяцев начинаются первые проявления характера — малыши злятся, если что-то им не по нраву, и радуются, когда вы играете с ними. Как же правильно себя вести с ними в это нелегкое время?

Физиологические параметры в 8 месяцев

  • Рост. Нормальными показателями для роста являются 70-72 см. Естественно, возможны небольшие отклонения.
  • Вес. Мальчики в этом возрасте весят 8,5-9,5 кг, а девочки 8,0-9,4 кг. За месяц они прибавляют приблизительно 600 гр.
  • Окружность головы — 44,3-45,4 см, груди — 46,0-47,2 см.
  • Зубы. В этом месяце прорезываются верхние средние резцы, так что теперь малыш сможет есть более твердую пищу, чем обычно.

Если вы живете в регионе, в котором в питьевой воде содержится малое количество фтора, то можно принимать его в таблетках. Они прекрасно растворяются, и не влияют на вкус, так что можете добавлять их в любой напиток.

Ведь, если ребенку не будет хватать фтора, то зубы начнут быстро портиться. Но делать это надо строго по назначению педиатра!

Умения малыша в 8 месяцев

  1. Может самостоятельно вставать и садиться, цепляясь за перила кроватки.
  2. Хлопает в ладошки.
  3. Если поддерживать за ручки, то с легкостью встает и пробует ходить.
  4. Мимика становится более разнообразной: может показывать на лице интерес и удивление при взгляде на игрушку или незнакомца.
  5. Находит взглядом тот предмет, который ему необходим, и, проявляя настойчивость, пытается достать.
  6. Умело обращается со своими игрушками: может их подолгу рассматривать, постукивать друг о друга, пытается кидать.

Если ребенок не садится…

Конечно, это прекрасно, когда малыш развивается в соответствии с возрастом. Но бывает так, что в 8 месяцев ребенок не умеет сесть сам, или садится, придерживаясь кроватки.

Это — нормально! Если ваш ребенок научился своевременно поворачиваться на живот и ползать, зачем ему садиться, когда у него намного более интересная и увлекательная возможность знакомиться с окружающим миром, самостоятельно преодолевая пространство.

Конечно, некоторые дети могут начинать самостоятельно садиться даже на месяц раньше, особенно те, которые мало ползают. Но активные «ползуны» быстрее учатся вставать на колени, и даже на ноги.

Если ваш ребенок уверенно встает в кроватке, то нужна повышенная бдительность за ним, так как он может упасть на голову. В коляске пристегивайте его ремнями, но имейте в виду, что малыш может сильно раскачаться и перевернуть ее.

Одежда для ползания

Необходимо время от времени проверять, свободно ли пальчикам в носке и не жмет ли что-нибудь, так как в этом возрасте ступни начинают очень быстро расти.

Подбирайте обувь с широким носком, иначе узкая (на вид очень эластичная) может деформировать пальцы на ногах.

Питание и уход за ребенком восьми месяцев

Питание

  1. К меню прошлого месяца уже можно добавить 20 гр мясного пюре, немного увеличить количество бульона и каши.
  2. Так как у малыша появились еще зубки, то уже можно давать не полностью протертое пюре, а более густое. Так, вареную картошку уже достаточно просто размять вилкой. Но помните, что плотность пюре надо увеличивать постепенно, без скачков, исходя при этом из проверенного факта, что проголодавшийся ребенок легче привыкает к какому-нибудь новшеству в питании. Но никакого принуждения и насилия не должно быть.

В связи с уплотнением пищи, стул становится также более оформленным. Может менять цвет, в зависимости от тех продуктов, которые вы ему даете.

Купание

Продолжайте также купать ребенка, но вы уже можете не держать его так добросовестно, как раньше. Позвольте ему привыкнуть к разнообразным движениям и возможности поддерживать равновесие в воде, которая его приподнимает.

Теперь можете наливать больше воды в ванну, можете даже не поддерживать его постоянно, но ни на мгновение не спускайте его из виду, чтобы он не нахлебался воды!

Это прекрасно, если у вас есть дача и вы можете искупать его в ванне на открытом воздухе. В солнечные теплые дни можете купать ребенка в воде с температурой не ниже 20 градусов.

Но не прибегайте ни к какому, даже малейшему, насилию. Позвольте ребенку самому насладиться водными процедурами. Если после первого испуга от холодной воды он все равно захочет купаться, это прекрасно.

Сделайте купание как можно более веселым и интересным, чтобы малыш полюбил воду. Но не заиграйтесь, время процедуры — 5 минут . Затем хорошенько оботрите его махровым полотенцем и не оставляйте влажным на сквозняке.

В озере, речке или море лучше не купать малыша, так как в последнее время все большее количество людей заражаются опасными болезнями. А малыш — тем более может заразиться, ведь он еще не умеет вовремя закрывать ротик, чтобы не нахлебаться воды. И в этом возрасте дети еще очень чувствительны, мало выносливы, и имеют большой риск заражения в открытом водном источнике.

Общение с восьмимесячным ребёнком

Первые проявления характера

У него что-то не получается, или вы не даете ему то, что он требует, и он тут же начинает злиться и стучать ножками . Не пытайтесь придерживать его, наоборот — дайте попинать ногами, пусть он их ушибет. Это пойдет на пользу, так как малыш впредь будет делать то же самое намного осторожнее. А если ушибет ножки несколько раз, то потом от этого отучится вовсе.

Практически все дети рано начинают проявлять негативные эмоции . Их можно заметить даже у совсем маленького ребенка: если он, заплакав, не смог привлечь внимание мамы, то может начать кричать даже до приступов ярости. Более взрослый младенец сердится, когда у него что-то не получается сделать, или еще чаще — когда ему не удалось чего-то добиться от вас.

Если ребенок полностью увлечен игрой, а ее вдруг насильно прекращают, то ему это, конечно, не понравится, и в этом возрасте он выразит свое неудовольствие . Поэтому с этого времени взрослым уже придется считаться с желаниями малыша, и не желательно его провоцировать лишний раз.

Не стоит относиться трагически к яростным проявлениям характера своего малыша, так как они являются обычными почти для всех детей . Но для дальнейшего развития и закладки хорошей нервной системы ребенка очень важна ваша реакция.

Будет ошибкой, если проказничающему ребенку вы начнете приносить подарки, будете его успокаивать или придумаете дать то, что он обычно получает как вознаграждение за хорошее поведение. Его по прошествии времени придется успокаивать все большими усилиями, получая в ответ меньший эффект. Так что, в итоге, у вас будет нервный малыш, чьи негативные эмоции возрастут настолько, что иной раз могут перейти в судороги.

С самого первого случая проявления малышом злости и ярости ни в коем случае нельзя смеяться . Малыш может подсознательно понять, что ему удалось привлечь внимание родителей, а это для него уже — крупный успех.

Правильно будет вести себя так, будто вы не замечаете плохого поведения малыша или его злости. Позже дайте ему понять ваше недовольство, не сердясь и не крича, серьезно ему скажите: «Нет, это плохое поведение, такое мне не нравится!». Главное, чтобы эта фраза была решительной и спокойной.

Как только он успокоится, обращайтесь с ним ласково, и всемерно идите к нему навстречу. Но до этого сохраняйте спокойствие и будьте неумолимы.

Что делать, если вы его отшлепали?


Если это произошло, то дайте себе слово, что этого больше не повторится . Если ребенок долго плачет или ведет себя испуганно, то в этом случае лучше занять его какой-нибудь игрушкой. Не оправдывайте себя, обвиняя при этом его, малыш уже все понимает. И самое лучшее для него сейчас — отвлечься.

Помните, что ошибки родителей и близких могут повлечь за собой несоответствующие реакции, если ребенку часто показывать плохой пример. Вам следует научиться предупреждать конфликтные ситуации, не мешать малышу, который занят игрой, не прибегать к слишком насильственным методам.

У детей, вырастающих в спокойной и уравновешенной обстановке, воспитываемых последовательно, мило и приветливо, без крика и лишних споров, будут наблюдаться приступы ярости лишь изредка.

Первые слова


Произношение в этом возрасте более четкое, малыш уже удваивает слоги и говорит «мама», «папа», «баба». Но все это может носить пока еще характер своеобразной игры с органами речи и подражания услышанному, не связанных с каким-нибудь представлением или впечатлением.

Если малыш говорит эти слова в связи с соответствующими лицами , то он уже опередил норму развития. А это прямой показатель того, что вы хорошо за ним ухаживаете и часто с ним общаетесь.

Конечно, просто так разговаривать с ребенком недостаточно. В этом деле нужно знать золотую середину: суматошная хаотичная речь, пустая болтовня будет путать малыша и тормозить пополнение его словарного запаса, потому как он просто перестанет воспринимать вашу речь.

Обязательно нужно стараться делать так, чтобы малыш ассоциировал слова с понятиями и вещами . Чтобы это происходило для него проще, вам будет нужно постоянно называть вещи, на которые смотрит ребенок, или называть действия, которые он выполняет. Используйте при этом обычные несложные фразы и выражения . Повторяйте их при похожей ситуации, не забывайте о четком и разборчивом произношении. Не стройте слишком длинных предложений, фраз.

Самое правильное — это назвать ребенку слово непосредственно до того, как он увидит лицо или вещь, к которым оно относится. Например, если вы слышите, что сейчас в комнату зайдет папа, то скажите малышу «папа», непосредственно до его появления. Если, как вам кажется, ребенок вас понимает, то можете спросить его: «Где папа?». При этом можно поиграть в прятки — папа прячется и снова появляется, а вы повторяете малышу слово. В такой игре можно использовать и игрушку.

Беседуйте с ребенком


Несмотря на то, что малыш не понимает, что вы говорите, он однако привыкает к естественной мелодии речи, к ее ритму и изменениям произношения. Ребенок в этом возрасте уже начинает понимать рифму, так что можете читать ему стихотворения, независимо от их содержания и смысла. Самыми популярными у детей являются стихотворения с движениями, как, например, «аты-баты, шли солдаты…» и другие.

Дефект слуха


Чтобы проверить, нет ли у малыша дефекта слуха, научите его показывать движения руками во время стихотворения.

Просто читайте стих и двигайте его ручками, он быстро это запомнит. Затем повторите стих без своих подсказок, и, если малыш начал двигаться, то все в порядке.

Если у вас появилось хоть малейшее сомнение насчет его слуха, то отведите ребенка к специалисту. Очень важно выявить возможный дефект как можно раньше.

Правильные игрушки


И такую же процедуру надо проделывать время от времени со всеми игрушками, так как они часто валяются на полу, а ребенок может их засунуть в рот.

  • Во-вторых, это — те игрушки, которые нравятся малышу . Не стоит расстраиваться, если дорогая кукла, подражающая во всех деталях действительности, останется не востребована. Лучше понаблюдайте за ребенком. Возможно, его любимой забавой станет обычная тряпочка или деревянная ложка.

Новые функции игрушек

Обычный мяч, который просто катится по полу, и качающаяся из стороны в сторону неваляшка уже могут не завлекать, так как раньше.

Обучите ребенка новым действиям!

Покажите, как здорово закидывать мяч в ведерко, миску или коробку, а затем доставать его оттуда. Показывайте, проявляя терпение, а еще лучше — проделайте это действие, держа руку малыша. И потом ребенка уже будет не остановить складывать все в какую-нибудь емкость. В этом процессе он начнет различать размеры игрушек и постепенно понимать их форму и величину.

Если ваш бюджет ограничен, а ребенок перестал играть с чем-то, не беспокойтесь: эти игрушки ему, может, и надоели, но через недельку-другую он снова будет с ними возиться.

Так что совсем не обязательно накупать целую гору разнообразных игр . Как говорится, новое — это хорошо забытое старое.

Хорошим спасением будут многочисленные мультфильмы для самых маленьких, которые можно без ограничений скачивать из Интернета или смотреть онлайн.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учимся ставить цель и достигать ее

Игра 1. «Перекати шарик»

В двигательном арсенале малыша с каждым днём появляется всё больше произвольных движений. В предлагаемой игре ребёнок учится управлять движениями обеих рук, ставить цель и достигать её..

Вам понадобятся

Прозрачная пластиковая бутылка объёмом 0,5 л с крышкой, небольшой резиновый или пластиковый шарик яркого цвета. Диаметр шарика должен быть минимум на 3 мм меньше диаметра горлышка бутылки, чтобы не застревать при перемещении в бутылке.

Как сделать игрушку

Освободите бутылку от бумажных наклеек, вымойте её и вытрите насухо. Отвинтите крышку бутылки, опустите внутрь шарик через отверстие в горлышке и крепко завинтите крышку.

План игры

1. Придайте бутылке горизонтальное положение, стараясь сделать так, чтобы шарик остановился посередине. 2. Покажите малышу шарик в бутылке и, слегка наклоняя её из стороны в сторону, продемонстрируйте его передвижения. Затем покажите, что произойдёт, если придать бутылке горизонтальное положение. Выразите восторг от удивительных перемещений шарика. 3. Дайте бутылку малышу и предложите ему сделать то же самое. Стимулируйте активность малыша вопросом: «Куда же убежал шарик?» 4. Покажите ребёнку другие возможности удивительной бутылки, вместе катая её ладонями по ковру или другой ровной поверхности.

Родителям на заметку

1. Не показывайте малышу шарик до того, как он окажется в бутылке, чтобы он не требовал вытащить его обратно. 2. Показывая бутылку малышу, старайтесь не трясти её, чтобы не привлекать внимание ребёнка к звуку перемещения шарика и не задавать тем самым неправильную стратегию игры. 3. Если малыш на первых порах проявит больше интереса к тряске бутылки и издаваемому при этом звуку, дайте ему возможность насытиться таким видом деятельности, а затем продемонстрируйте другие достоинства игрушки. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Восьмимесячные дети тратят много энергии на физические нагрузки и растут не так активно, как в предыдущие месяцы. Мальчики весят 7,7-9,6 кг при росте 68,4-72,8 см, соответствующие показатели для девочек: 7,1-9,1 кг и 66,4-71,1 см*.

Большинство малышей в этом возрасте быстро осваивает умение забираться вверх по ступенькам, что может прибавить хлопот родителям, если в доме есть лестница. Ребенок с энтузиазмом карабкается на самый верх и… зовет маму, чтобы она помогла ему спуститься, ведь путь вниз кажется ребенку более трудным и вызывает страх. Наберитесь терпения: скоро малыш научиться сам «сползать» по лестнице, пятясь спиной. А пока преградите малышу доступ к ступенькам специальной дверкой-решеткой, чтобы избежать падения.

Восьмимесячный ребенок умело пользуется большим и указательным пальцем руки, ловко хватая даже небольшие предметы и кусочки пищи. Кроху завораживают предметы, которые можно вставить один в другой. Особенно ему нравятся ящики и коробки, в которые помещается множество вещей поменьше. Любимое занятие ребенка в этом возрасте - опустошать разнообразные емкости, от банки с пуговицами или контейнера с игрушками до миски с собачьим кормом или горшочка с землей. Маме приходится постоянно быть настороже: с одной стороны, малышу полезно «пощупать» землю и поиграть с мелкими предметами, с другой - надо следить за тем, чтобы он не взял в рот ничего лишнего.

Детская память также развивается: теперь ребенок хорошо помнит недавние события, названия любимых игрушек и предметов обихода, которыми пользуется каждый день. Это помогает ему ориентироваться в комнате, ловко находя дорогу между коробками с игрушками и мебелью, а также осознавать связь слов с соответствующими им вещами.

Дети начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже если их не видно. Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под простыней, он скоро догадается, что игрушку можно обнаружить, стянув с нее простыню. А ключи можно достать из банки, в которую они упали. Постепенно малыш осознает, что, если родителей не держать постоянно в поле зрения, они тоже могут пропасть, а потом снова найтись.

Хотя вехи развития у большинства детей совпадают, проходят они их с разной скоростью и в разном порядке. Некоторые дети быстрее развивают навыки мелкой моторики и хорошо играют с маленькими предметами. Другие сначала учатся уверенно сидеть и ползать. У многих детей речевые навыки развиваются быстрее моторных, и они начинают говорить раньше, чем ходить.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Малыш в этом возрасте бесстрашно уползает от родителей, чтобы обследовать соседнее помещение. Ведь мама и папа рядом, и дорогу обратно он хорошо помнит. Но вот заснуть в незнакомом месте ребенку непросто. Он с опаской относится как к новым людям, так и к новым местам.

И робость, и бесстрашие крохи объясняются ростом его самосознания: он не может предвидеть последствия, столкнувшись с чем-то незнакомым, поэтому его может напугать новый человек, но при этом кастрюля с кипящей водой не покажется опасной. Если ребенок боится, он крепко прижимается к маме - источнику защиты в любой ситуации.

Восьмимесячный малыш может произносить практически все звуки родного языка. Еще не освоив значения слов, ребенок реагирует на интонацию, с которой их произносят взрослые, и хорошо понимает настроение собеседника. Подражая взрослым, кроха выражает свои чувства и желания при помощи лепета.

Дети с любопытством наблюдают за взрослыми и пытаются копировать любые их действия. Пока движения малыша плохо скоординированы, он не может надолго удержать в руке мелкий предмет. Помогите своему ребенку: превратите «взрослые» дела (например, разговор по телефону или причесывание) в веселую игру. Поговорите с малышом по игрушечному мобильному телефону: сначала «позвоните» ему, сказав несколько слов в трубку, затем приложите ее к детскому ушку и предложите крохе «сказать» что-то в ответ. Передавайте телефон друг другу до тех пор, пока беседа будет вызывать у ребенка интерес. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому провести щеткой по волосам, помогая крохе удерживать расческу в правильном положении. Обязательно похвалите юного «парикмахера» за старание.

Питание

Каждый день малыш открывает для себя столько нового и интересного, что про еду он может и не вспомнить. Возможно, даже мамина грудь перестанет его интересовать. Эта фаза обычно быстро проходит, если кормить кроху в тихом месте, где в поле его зрения не будет отвлекающих внимание игрушек и предметов.

Для полноценного питания малышу необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром, при невозможности грудного вскармливания) в день. Также детям в восемь месяцев рекомендуется прикорм: 150-200 г овощей, 170-200 г каш, 50-70 г фруктов, 30-50 мл соков, 30 г мяса и 40 г молочных продуктов в день.

Детское меню должно состоять только из качественных продуктов, измельченных и термически обработанных в соответствие с возрастом малыша. На завтрак предложите ребенку вкусную и полезную овсяную кашу с кусочками банана, половинку яичного желтка и фруктовый сок. На обед – небольшую порцию куриного мяса с рисом и овощным пюре из тыквы и немного фруктового сока. Для полдника отлично подойдет печенье, которое можно запить маминым молоком. А на ужин подайте свежий творог и йогуртно-фруктовый напиток.

Сохраняйте ночное и утреннее кормление, если планируете продолжить грудное вскармливание: именно в этот период в женском организме вырабатываются гормоны, стимулирующие лактацию.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начинает активно двигаться, падений и небольших ушибов не избежать. Не волнуйтесь, это часть процесса взросления. Не мешайте малышу самостоятельно вставать, обходить углы, перешагивать через препятствия – то есть координировать свои движения. Дети учатся владеть своим телом методом проб и ошибок. Задача родителей – максимально обезопасить дом, где растет ребенок, и быть рядом, если крохе потребуются эмоциональная поддержка.

Не торопитесь покупать детскую обувь. Пока ребенок не начал уверенно ходить, ботиночки ему не нужны. Обязательно посоветуйтесь с врачом перед покупкой обуви.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Малыш все больше времени проводит на полу, поэтому ему необходимо достаточное пространство для игр и физических упражнений.

Для развития координации ребенка, организуйте для него «полосу препятствий»: тоннель из картонных коробок, гору из подушек, пластмассовую горку или лабиринт из больших кубиков и мягких игрушек. Попытки проползти через тоннель, залезть на горку или перешагнуть через игрушки помогут малышу лучше ощущать свое тело в трехмерном пространстве и правильно оценивать размеры вещей.

Для укрепления мышц рук, спины и шеи поиграйте с малышом в «тележку»: положите ребенка на живот и приподнимите ему ножки на высоту 10-15 см. Пусть он попробует чуть-чуть пройти или проползти вперед и назад на руках. Приговаривайте, что везете тележку (например, по саду или магазину), и хвалите малыша, когда у него получается «стоять» и «ходить» в таком положении.

Ребенку наверняка понравится игра «разрушитель башни». Постройте из легких пластмассовых кубиков башню и покажите малышу, как ее толкнуть. Когда башня рухнет, обязательно скажите малышу, что он силач и великан, против которого не устояла большая и крепкая башня. Вскоре ребенок начнет радоваться, что его действия вызывают такой грандиозный эффект. Стройте башни разного размера - и маленькие, и в рост ребенка, чтобы малыш усвоил понятия «высокий» - «низкий».

В этом возрасте детям нравятся игрушки, где определенные действия (нажатие на кнопку или рычаг, дергание за веревочку и т.п.) сопровождаются музыкой или световыми эффектами. Покажите малышу, как играть новой игрушкой, обязательно похвалите его, если он сам догадается, что нужно сделать, чтобы игрушка «заработала».

Устройте с малышом репетицию домашнего оркестра: включите ритмичную музыку и покажите маленькому музыканту, как можно «барабанить» деревянной ложкой по разным поверхностям - от пластмассовой формочки до деревянной столешницы или днища металлической кастрюльки.

Расширяйте словарный запас малыша, закрепляйте языковые понятия, постоянно описывая вслух свои и его действия: «Видишь эту красную машинку? Смотри, как зеленый паровозик едет вперед и назад! Сейчас мама покажет тебе, как поставить большой синий кубик на скамеечку» и т.п.

Если есть возможность, играйте с малышом на свежем воздухе, а не просто гуляйте с коляской. Исследуя траву и листья, грязь и песок на ощупь, ребенок получает ценнейшую информацию об окружающем мире и развивает все органы чувств.

Сон

Дети постоянно получают новую информацию, а лучше всего новые знания и умения закрепляются во сне. Чтобы полноценно отдохнуть, восьмимесячным малышам необходимо спать около 15 часов в сутки*.

Однако теперь, когда малыш научился сидеть, ползать и активно играть с игрушками, его не так легко уложить спать, как раньше: кроха боится пропустить что-нибудь интересное. К тому же в это время у многих малышей режутся зубки, что тоже нарушает привычный режим.

Перевозбужденный или капризный ребенок быстрее успокаивается, слушая тихую музыку. Необязательно сидеть рядом с малышом, чтобы он скорее заснул: в этом возрасте присутствие взрослого больше отвлекает его, чем успокаивает. При этом кроха должен быть уверен, что родители недалеко и всегда придут ему на помощь. Пожелайте ребенку приятных снов, скажите, что мама рядом и обязательно его услышит, оставьте приоткрытой дверь – и предоставьте ему возможность уснуть самостоятельно.

Если малыша беспокоят режущиеся зубки, посоветуйтесь с врачом, как лучше справится с этой проблемой.

Не забывайте, что единых рецептов «правильного» детского сна нет, все дети индивидуальны, - и только мама знает, как лучше уложить спать своего малыша.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Пришло время опустить матрасик в детской кроватке на нижний уровень: ручки и ножки малыша достаточно окрепли, он учится стоять и даже ходить, ему не хочется сидеть в кроватке - поэтому кроха будет пытаться перелезть через решетку.

Не оставляйте ребенка наедине с большими игрушками, которые он может использовать как опору или ступеньки, пытаясь выбраться из кроватки.

Обязательно проверьте комнату, где играет малыш, на наличие острых углов и выступов, о которые можно удариться. Чтобы обезопасить малыша от ушибов, используйте специальные накладки для мебели или заграждение-решетку.

В возрасте 8 месяцев малыш становится более активным и любознательным, его речь наполняется множеством новых звуков, а игры отличаются большим разнообразием – кроха интенсивно развивается. На этом этапе закладываются основы для дальнейшего формирования речи, моторики, психики и физиологии. Каждого заботливого родителя волнует вопрос: что должен уметь делать кроха? Все младенцы развиваются по-разному: кто-то к 8 месяцам уже пытается совершить первые самостоятельные шаги или произнести отдельные короткие слова, другие же продолжают передвигаться только ползком и лишь издают звуки. Однако существуют обобщенные нормы (обычно их описывают в специальных таблицах), характеризующие умения и развитие малышей.

В 8 месяцев ребенок активно развивает новые навыки и пытается копировать поведение взрослых

Активность и физические способности

К 8 месяцам мышечная система ребенка становится крепче, а двигательные навыки - совершеннее. Большинству малышей удается удерживать равновесие, они приподнимаются и могут стоять, придерживаясь за опору. Если кроха падает на пол, не стоит бояться – он просто еще не понимает, как аккуратно присесть, его придется этому учить. Некоторым малышам к 8 месяцам еще не удается вставать на ножки, они даже ползают неуверенно, но поводов для беспокойства не должно быть – после 9 месяцев кроха окрепнет и всему научится. Обычно мальчики активнее ведут себя и быстрее растут, чем девочки.

В 8 месяцев у ребенка сформированы следующие навыки:

  1. большинство детей активно и уверенно ползают, а некоторые встают, опираясь ручками на какой-то предмет, пытаются делать маленькие шаги;
  2. малыш должен самостоятельно садиться из положения лежа и возвращаться без посторонней помощи в исходное состояние;
  3. сами переворачиваются с животика на спинку и обратно;
  4. дети могут хлопать в ладоши, махать взрослому ручкой;
  5. могут брать небольшие предметы, игрушки двумя пальчиками и удерживать их в руке;
  6. тянутся ручками за игрушками, показывают на предметы пальчиком;
  7. бросив игрушку, обязательно следят за ее траекторией взглядом;
  8. у малыша получается ставить игрушки (например, кубики) друг на друга, толкать их и тянуть или катить к себе;
  9. ребенок самостоятельно способен снимать носок с ноги;
  10. малыш откусывает и пережевывает мягкую пищу, пьет из кружки.

Эмоциональное развитие и коммуникация

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 8 месяце жизни происходит большой скачок в развитии психики ребенка (подробнее в статье: ). Теперь кроха ярче проявляет свои эмоции, стремится к контактам с окружающими, лучше распознает интонацию и речь.

Основные навыки малыша:

  1. в этом возрасте роль мамы в жизни малыша значительно возрастает, он постоянно ищет ее глазами, остро переживает разлуку с ней, никто из родственников не способен заменить ее крохе;
  2. ребенок быстро идет на контакт с другими людьми, если видит их доброжелательность, улыбается им в ответ, тянется ручками;
  3. остро реагирует на громкие звуки, иногда даже пугается, услышав их;
  4. проявляет живой интерес к новым предметам, показывает на них пальчиком (если не получается дотянуться), пытается взять их, пощупать или погладить, стремится открыть шкафы, холодильник, окно;
  5. кроха теперь сам может находить себе занятия и уделять им некоторое время, если ребенка отвлечь, то через несколько минут он возвращается к прежней игре;
  6. малыш лучше отзывается на просьбы, различает интонации, может обижаться на запреты;
  7. способен видеть и узнавать предметы под разным углом зрения и на расстоянии;
  8. ребенку удается управлять и манипулировать предметами, игрушками, он с легкостью различает их по цвету, форме, фактуре;
  9. малыш с интересом смотрит на свое отражение в зеркале, улыбается ему;
  10. для ребенка на данном этапе важно чего-то добиться и достичь цели, он остро реагирует на неудачу или наоборот радуется своему успеху, задача родителей – поддерживать кроху и подбадривать его похвалой;
  11. появляются первые манипуляции близкими, но родителям необходимо правильно реагировать на них – не поддаваться и объяснять крохе, что существуют и запреты.

Малыш настойчиво требует сотрудничества от взрослого, не получив его, может обидеться и расплакаться

Уже в этом возрасте закладываются основы будущей личности, поэтому родителям стоит очень внимательно следить за своей речью и поведением. Ребенок замечает и понимает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сводная таблица базовых умений малыша в 8 месяцев

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Держась за опору, пытается вставать на ножки, сидит хорошо, не теряя равновесие. Подолгу ползает, изучая пространство вокруг.
Действия с предметами Подолгу играет с игрушками. Если обе ручки заняты, а взрослый дает малышу еще одну игрушку, то бросает ненужную, чтобы взять то, что дают. Любит вынимать детали, снимать крышечки, вынимать предметы из коробки. Знает и показывает такие действия, как «пока» и «ладушки».
Навыки Пьет из чашки, которую держит взрослый. При этом сам старается придерживать ее. Ест кусочек фрукта или хлеба, держа в его в руке.
Эмоции Расположение к окружающим пропадает. Наступает кризис 8-ми месяцев: обостряется чувство привязанности к близким членам семьи, других воспринимает настороженно и застенчиво (подробнее в статье: ). При этом от родных ждет сотрудничества: хочет, чтобы ему все показывали-рассказывали, подносили к интересующим вещам.
Речь Громко и четко произносит серии слогов (ай, аля, хэ, адять, адеде, бидеде, баба). Но соотнесения слогов с определенными понятиями еще нет.
Интеллект Действия носят целенаправленный исследовательский характер. Учится предвосхищать события. По несколько раз пробует сделать то, что не получилось. В 8 месяцев у малыша усиливается чувствительность к звуковому сопровождению: голосу мамы, музыке.

Освоение простых двигательных навыков осталось позади, теперь кроха сосредотачивается на мире предметов, старается стать более мобильным - делает первые попытки переступать, держась за опору

Как понять, что кроха развивается правильно?

С целью убедиться в том, что развитие ребенка соответствует нормам, родители могут провести тест:

  • младенец должен различать и узнавать на фотографиях родителей и близких, пытаться назвать их, произнося слоги;
  • если положить рядом с малышом небольшой предмет, тот должен ухватить его двумя пальчиками;
  • во время игры в прятки кроха, увидев лицо взрослого, обрадуется ему и рассмеется;
  • при попытке забрать игрушку, которую малыш держит в ручке, тот предпримет усилие, чтобы вернуть ее себе;
  • у ребенка в таком возрасте одинаково хорошо развиты обе ручки, когда он в одной руке держит игрушку, можно дать ему еще один предмет, и кроха попытается схватить его другой рукой;
  • если сидящего младенца накрыть пеленкой, он попытается снять ее с себя;
  • в 8 месяцев малыш умеет копировать действия других людей, повторяет за ними движения;
  • когда малыш лежит в кроватке, можно показать ему игрушку на расстоянии, он должен потянуться за ней, самостоятельно привстать и сесть;
  • если крохе назвать несколько знакомых ему предметов, тот начнет их искать глазами и указывать на них жестами.

Родителям обязательно стоит забеспокоиться и обратиться за помощью к специалистам, если в 8 месяцев малыш:

  • не стоит на ножках, когда его придерживают или под руками есть опора;
  • не садится, не ползает, не способен переворачиваться и не старается встать;
  • не произносит отдельные звуки, не «агукает», на лице не проявляются эмоции;
  • не тянется к предметам, которые ему дают, не удерживает их пальчиками, не умеет перекладывать их одной руки в другую.

Ребенок в этом возрасте должен узнавать привычные предметы и реагировать на них, уметь произносить по слогам соответствующие им слова

Подведение итогов

К возрасту 8 месяцев большинство малышей умеют пользоваться жестами для общения - например, показывают пальчиком на интересующую их вещь, тянутся за нужными им предметами. Кроха начинает проявлять повышенное внимание к окружающему пространству: активно ползает, хватает ручками все, что ему попадется, и засовывает это в рот. Родителям необходимо следить за безопасностью, обращая внимание на некрупные предметы, которыми ребенок может подавиться. У малыша хорошо получается удерживать мелкие вещи и игрушки, зафиксировав их между большим и другими пальчиками (противостояние большого пальца).

К этому возрасту ребенок способен узнавать родителей и других близких, отличать их лица, тогда как появление незнакомых может вызвать у него испуг или плач. К чужим людям младенцы относятся настороженно, но могут и улыбнуться, заметив хорошее отношение к себе. По отношению к каждому взрослому малыш уже выстраивает свою линию поведения.

В этот период нежелательно оставлять ребенка наедине с чужими (няней, подругой), если только он не успел ранее привыкнуть к человеку. В отсутствие мамы малыш все же испытывает определенный стресс, больше пугается и капризничает.

Речь ребенка обогащается новыми звуками, некоторые даже произносят слоги и подобия слов. Малышу нравится слушать сказки, стихотворения, потешки, песни. Родителям на этом этапе необходимо побольше общаться с ним, проговаривая каждое свое действие, рассказывая об окружающих вещах: игрушках, еде, одежде. Все слова должны произноситься правильно и полностью, так как кроха запоминает новую информацию. Эти же рекомендации дает в своих видео-беседах доктор Комаровский.

Ваш ребенок перешагнул новый рубеж! Вам 8 месяцев! Малыш развивается уже не так стремительно, как в первые 6 месяцев, однако наблюдать за ним все интереснее, проводить с ним время все занятнее, и он становится таким непоседой! Он во всю интересуется игрушками, у него наверняка есть режим, свой характер, формируются даже пищевые привычки и предпочтения. Он узнает знакомых людей, учиться ползать или уже во всю осваивает домашние территории, пытается стоять у опоры, корчит рожицы в зеркале, пробует себя в танце и даже начинает шкодить. С каждым днем вы устаете к вечеру все больше, малыш требует вашего внимание все более интенсивно.

Что новенького?

Он продолжает впитывать в себя знания, подмечать все происходящее, он уже начинает запоминать последние события. Если малыша что-то расстроило, его легко отвлечь, и он переключает внимание на что-то новое. Кроха уже понимает положение предметов в пространстве, может вкладывать друг в друга. У некоторых появляется «пинцетный захват» - может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Проявляет повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность. Малыш начинает копировать действия мамы, поэтому показывайте, как катать машинки и взаимодействовать с прочими игрушками, а также обращайте внимание крохи на звуки, производимые окружающими существами и предметами. В его речи уже можно различить «папа» или «мама» - это ещё не то чтобы первые слова, но новые звукоподражания. В этом возрасте лепет вашего малыша содержит практически все звуки. Ваш карапуз уже начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Ребенок с удовольствием слушает музыку, песенки, он будет рад, если вы покружитесь с ним или потанцуете. Малыш может слушать, как вы поете или сам будет пытаться петь и пританцовывать ножкой. В этом возрасте также появляются первые страхи. Это может быть боязнь чужих людей, шумных предметов - пылесоса, миксера и других. Просто обнимите кроху, приласкайте, эти страхи пройдут довольно скоро.

Не следует считать, что ребенок должен самостоятельно всему учиться. Вы можете подтолкнуть его развитие в нужном направлении. Ползание является естественным упражнением для тела, оно тренирует все мышцы ребенка, поэтому лучше, чтобы он не пропускал эту стадию. Если малыш начинает рано ходить, у него могут быть кривые ножки или позвоночник. Ходьба требует особого контроля над телом, к этому может оказаться не готова нервная система, вследствие чего начнут развиваться психосоматические заболевания. Помогите малышу лучше ползать, играйте с ним, ползайте вместе с ним, догоняйте его или убегайте от него именно таким образом. Не сажайте ребенка в ходунки. Безусловно, это удобно для родителя, но для мышечного корсета и костной системы ребенка это слишком ранняя и большая нагрузка. Лучше всего помогать ему развивать навыки при помощи игр. Для ползания можно использовать специальные наколенники.

Как выглядит ребенок в 8 месяцев






Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Половина детей в этом возрасте самостоятельно садятся, но лечь обратно ребенок пока еще может не всегда. Сидит уверенно, без опоры руками. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Может в положении сидя обернуться и посмотреть назад.

Из положения лежа или положения сидя встает на колени. Начинает вставать во весь рост, выпрямляя колени, держась за поручень манежа или удобные для захвата части мебели. Стоя у такой опоры, переносит вес тела с ноги на ногу. Первое время после того, как сам начинает вставать, сесть обратно самостоятельно еще не может. Начинает перемещаться шагами вбок вдоль подходящих по высоте для захвата ручками ребенка предметов: мебели, поручней манежа и т.д.

Нет необходимости специально стимулировать функцию сидения, стояния и ходьбы. Если ребенок мало передвигается в вертикальном положении, то вместо этого он хорошо осваивает функцию ползания, а затем передвижения на четвереньках. Эти виды передвижения для его возраста более естественны и полезны.

Желательно, чтобы с 8–9 месяцев бодрствование было организовано в огороженном месте на полу или в манеже, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может самостоятельно вставать и передвигаться. Постарайтесь сделать окружающее ребенка пространство не только безопасным, но и интересным. Расставьте пару ящиков или корзинок с игрушками или с безопасными бытовыми предметами (баночки, кастрюльки, коробочки и т.д.). Таким образом, малыш сможет всегда найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Еда ребенка в 8 месяцев

Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает, грызет или кусает его. Малыша можно приучить самому периодически откусывать от хлеба во время кормления. Когда пьет из чашки, которую держит взрослый, начинает слегка придерживать ее руками.

Зрение ребенка в 8 месяцев

Тест
Если разместить предметы размерами до 1 мм (изюминка, крошка хлеба) на расстоянии около 30 см от глаз ребенка, то он не только видит их, но и тычет в них указательным пальцем или берет тремя-четырьмя пальцами (щепотью).

Следует помнить, что подобные предметы могут находиться рядом с ребенком только во время проведения теста, в остальное время вокруг малыша не должно быть таких мелких предметов. Иначе он может взять их в рот и поперхнуться. Ваш ребенок способен собирать рассыпанные мелкие предметы в кучку, если вы покажете ему, как это делать. Такие действия могут стать новой увлекательной игрой малыша.

Внимание!

Если ребенок не делает таких движений на протяжении следующих одного-двух месяцев и не берет в руки маленькие предметы, необходимо обратиться к окулисту для проверки зрения.

В этот период малыш не только интересуется статичными объектами, но и следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора. А также начинает узнавать и различать близких людей на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 8 месяцев

Большинство детей правильно берут игрушки, то есть используют захват «клешней», противопоставляя большой палец остальным четырем. Такой крепкий и цепкий захват помогает ребенку с легкостью разрывать газеты и мягкую бумагу.

Игрушками малыш занимается долго и разнообразно:


  • Нажимает и извлекает звуки из пищащей резиновой игрушки.

  • Трясет колокольчиком.

  • Снимает крышку с кастрюльки и стучит, гремит ею.

  • Опрокидывает миску с шарами.

  • Нажимает на кнопки.

  • Дергает за рычажки и т.д.

  • Кидает игрушку на пол, ищет и находит глазами упавшую игрушку.

Появляется интерес к игрушкам, которые разбираются или каким-либо образом вставляются одна в другую по принципу матрешки. Ребенок начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, открывая для себя что-то новое: горшочки с землей, собачьи миски с водой, мамин рот, в котором видны зубы, мамину сумочку с множеством необычных вещей. Начинает доставать отдельные предметы из различных емкостей (коробок, сумок, горшков, корзинок и т.д.). Открывает дверцы шкафчиков и интересуется их содержимым.

Ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку взрослому, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку, спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить игру. Ребенок может затеять подобную игру с незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к ней интерес. По такому же принципу малыш пробует играть и с мячиком. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Если он еще не проявляет заинтересованности к такой игре, надо научить его: толкайте мяч ребенку, при этом словами и жестами поощряйте его тоже толкнуть мяч, делать подобные движения в направлении к вам. Обязательно называйте свои действия: «Смотри, покатили мяч, опять покатили…» Еще нагляднее эта игра становится, когда в ней участвуют оба родителя: ребенок толкает мячик матери, мать - отцу, а отец снова толкает мяч к ребенку.

Все лучше понимает жесты. Шалуну в 8–9 месяцев жизни иногда бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Достаточно активно он сам использует жесты для общения. Если ребенок хочет, чтобы близкий взрослый продолжал с ним играть, то он дергает его за руку или нетерпеливо подпрыгивает.

Понимание речи ребенком в 8 месяцев

Ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует оттенки вашего настроения: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.

Можно начинать учить выполнять движения по просьбе, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и т.д. Несмотря на то что смысла этих слов на данном возрастном этапе ребенок еще не понимает, он будет выполнять просьбу. Это своего рода условный рефлекс на факторы, которыми сопровождается обучение: знакомая ситуация, определенная интонация голоса говорящего, жест взрослого. Обучать ребенка подобным действиям полезно и важно для полноценного развития. Делать это можно следующим образом: при повторении инструкций сначала покажите сами, что надо делать, а затем помогите малышу повторить необходимые движения. Например, чтобы обучить ребенка движению «дай ручку», взрослый, протягивая руку к ребенку, просит: «Дай ручку». Одновременно с этими словами берет руку ребенка и вкладывает ее в свою, ласково поглаживает и слегка потряхивает ее. Затем, освободив руку ребенка, взрослый вновь протягивает свою и опять просит: «Дай ручку». Если ребенок уже сам пытается двигать рукой в ответ на это, то взрослому остается только правильно направить движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам не будет протягивать руку в ответ на ваш призыв. Веселее и эффективнее обучать движениям по просьбе или команде в виде игры. Сообщите ребенку, что сейчас будете играть в «ладушки». Возьмите его ручки, хлопайте ими в ладоши и пойте песенку: «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Молочко. Полетели, полетели и на голову сели». При этом ручки ребенка «летят и садятся ему на голову» сначала, естественно, с вашей помощью. Игра должна вызывать радость и восхищение ребенка. Тогда он сам постепенно начнет хлопать в ладоши и опускать руки на голову, пока вы поете эту песенку.

В этот возрастной период наблюдается более четкое различие реакции на свое и чужое имя. Попробуйте позвать ребенка по имени, и он тут же откликнется: повернется, найдет вас взглядом, заулыбается - конечно, если будет пребывать в соответствующем настроении. Попробуйте тут же произнести какое-нибудь другое, малознакомое ему имя - и вы увидите, как пропадет интерес ребенка. Если же с самого начала назвать чужое имя, то ребенок или не реагирует, продолжая заниматься своими делами, или смотрит на говорящего спокойно, без признаков эмоционального вовлечения.

На вопрос «Где?»: «Где телевизор?», «Где лампа?», «Где окно?» малыш может найти взглядом названный объект, находящийся на одном, постоянном месте. Иногда даже пытается подползти к предмету. По сравнению с предыдущим месяцем может найти уже не 1–2, а больше объектов, находящихся на одном, постоянном месте. Когда у малыша спрашивают «Где мама?», «Где папа?», то он переводит взгляд с одного родителя на другого.

Продолжайте активно разговаривать с ребенком. На прогулке показывайте ему кошку, собаку, машины, правильно называйте их и рассказывайте, кто как «говорит» и шумит. Например, как выглядит и лает собачка - «ав-ав», как мяукает кошка - «мяу-мяу», как крякает уточка - «кря-кря», как машина едет - «трр-р», паровоз гудит - «уу-у» и т. д. Те же объекты можно показать и на картинке в книжке.

Когда вы даете ребенку игрушки, то называйте их правильно: «Возьми собачку, возьми машинку». Так же поступайте, если собираетесь что-то взять у малыша из рук, скажите, например, ему: «Дай мячик».

Предречевое развитие ребенка в 8 месяцев

Громко и четко произносит слоги. Активно и самостоятельно повторяет один и тот же слог, например «ма-ма» или «ба-ба». Потом еще какой-либо и т.д. Таким образом, много лепечет, как бы нанизывая слоги один на другой. Лепет напоминает своего рода песню.

К описанным ранее звукам добавляются звукосочетания: «те-те-те», «та-та-та», «тла, дла». Чаще употребляется гласный звук «и». Возникает «о» как самостоятельный звук.

Если вы много разговаривали с ребенком, вступали с ним в перекличку, то ребенок повторяет вслед за вами известные ему слоги.

Малыш не только хорошо понимает интонацию вашей речи, но и сам часто использует интонации в лепете для выражения желания играть, взять его на руки и т. д. Веселое «папа-па» - это, скорее всего, приглашение поиграть, жалобное «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного. Таким образом, за счет интонаций лепет начинает нести не только эмоциональную, но и элементарную смысловую нагрузку.

Какой режим у ребенка в 8 месяцев?

Сон крайне важен для правильного развития. Менее 14 часов в сутки спать малышу нельзя. Если он при внезапном пробуждении снова быстро засыпает, то можете не волноваться, все в норме. Стоит укладывать ребенка каждый день в одно время, выполняя какой-нибудь ритуал. Например, примите ванну или спойте колыбельную. Положите в кроватку с малышом обожаемую им игрушку как сигнал, что пора засыпать.

Маленькие дети, у которых никогда не было проблем со сном, могут в этом возрасте вдруг начать просыпаться среди ночи или испытывать проблемы с засыпанием. Нарушения сна связаны чаще с тем, что именно сейчас ваш ребенок учится сидеть, переворачиваться, ползать, и возможно даже самостоятельно вставать, неудивительно, что он захочет испробовать свои новые навыки и во время сна. Малыш может проснуться ночью, чтобы еще разок попробовать посидеть или постоять.

В полусонном состоянии ребенок садится или встает, а потом не может самостоятельно опуститься и лечь. Разумеется, он окончательно просыпается и начинает плакать и звать маму. Ваша задача - успокоить ребенка и помочь ему лечь.

Полезно знать.

Если ваш ребенок ложится спать после 20.30 и внезапно начинает просыпаться в течение ночи, попробуйте укладывать его на полчаса раньше. Вы, к своему удивлению обнаружите, что ребенок стал спать крепче.

Не обходите своим вниманием ежедневные прогулки. Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством. Ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все вокруг, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7–8 месяцев не редкость.

Полезно знать.

Ваш малыш растет. Прогулка нужна ему не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Вечернее купание продолжаем ежедневно. Малыш уже уверенно сидит и маленькую ванночку можно заменить на большую взрослую. Можно продолжать использовать детский круг или детский стульчик для ванны. Можно положить резиновый коврик на дно ванны для безопасности и налить немного воды. Малыш может ползать плавать и переворачиваться в большой ванне. Следите за ребенком, чтобы он не захлебнулся и не стукнулся головой о бортики ванны.

Как кормить ребенка в 8 месяцев?

Режим кормлений при грудном вскармливании может поменяться: ребенок, занятый освоением окружающего пространства, днем забывает приложиться к груди, остается 6–8 кормлений. При этом продолжительность и частота ночных кормлений возрастает (до 6 раз).

Во время грудного вскармливания у малыша появляются новые действия: он может начать мять мамину грудь ручками, доставать ее из-под одежды, принимать самые разные позы, не переставая сосать. Такое поведение - возрастная норма. Важно, чтобы действия малыша не доставляли дискомфорта маме.

Малыш может съедать уже довольно большой (до 100 г) объем прикорма. Будет чудесно, если ребенок будет принимать пищу с другими членами семьи.

Рацион питания ребенка в 8 месяцев зависит от многих факторов: на естественном или искусственном вскармливании находится малыш, в каком возрасте начали вводить прикорм, есть ли у крохи склонность к аллергическим реакциям. Одни малыши в 8 месяцев уже имеют довольно разнообразное меню, включающее каши, фрукты, овощи, мясо, яичный желток, кисломолочные продукты и даже выпечку; другие к этому возрасту знакомы, кроме маминого молока, лишь с 2–3 новыми продуктами.

Как кормить ребенка в 8 месяцев на грудном вскармливании?

В это время у вашего малыша пятиразовое питание. Утром и вечером по-прежнему кормите только грудным молоком. Если ребенок просит, продолжайте кормить его ночью. Кроме этого, есть еще три дневных приема пищи, во время которых предлагаем малышу различные прикормы.

Меню на день может быть таким:


  • 10.00 - детская каша (в этом возрасте даем многокомпонентные каши, каши с фруктовыми добавками) - 180 г, фруктовое пюре - 40 г, грудное молоко.

  • 13.30 - мясной бульон или суп-пюре, либо овощное/мясное пюре - 180 г, сухарик, грудное молоко.

  • 18.30 - творожок - 40 г или кисломолочные продукты - 120 г, грудное молоко.

Таким образом, после каждого кормления желательно докармливать малыша грудным молоком.

Это примерное меню и каждый день оно может быть разным. Например, в понедельник даем на завтрак гречневую кашу, во вторник - многозерновую кашку; в обед даем картофельное пюре, на следующий день - сложное овощное пюре, и т.д.

Как кормить ребенка в 8 месяцев на искусственном вскармливании?

При планировании меню 8-ми месячного ребенка нужно быть внимательнее к тому, чтобы малыш получал с питанием все необходимые витамины и микроэлементы. Новинками в питании могут стать рыба, сухарики, мясные пюре.

Примерное меню для ребенка на искусственном вскармливании похоже на вышеуказанный рацион для детей, находящихся на грудном вскармливании.

Утро и вечер - это молочная смесь (до 200 г на одно кормление). В течение дня меню ребенка может быть такое:


  • 10.00 - детская каша (например, овсяная каша с грушей) - 180 г, яблочно-банановое пюре - 40 г, яблочный сок - 40 мл.

  • 13.30 - мясной бульон - 180 г, пюре овощное - 50 г, можно с рыбой или мясом, сухарик.

  • 18.30 - творожок - 40 г, можно кефир - 120 г, пюре из абрикосов с яблоком - 40 г.

Это примерное меню, блюда в нем можно и нужно чередовать.

Обратите внимание, что время кормления в меню указано только ориентировочно. Возможно, у вас с вашим малышом будет другой распорядок питания, удобный и подходящий именно вам. Если вы решили ввести новый прикорм, но ребенок категорически отказывается это есть, отложите новое блюдо на потом. Попробуйте что-то другое или оставьте меню прежним. Часто бывает, что через пару месяцев ребенок уже с удовольствием кушает то, от чего отказывался раньше. Таким образом, решая вопрос о том, как правильно кормить ребенка в 8 месяцев, учитывайте не только рекомендации экспертов, но и ваши с малышом предпочтения.

Какой стул у ребенка в 8 месяцев. Сколько раз он писает.

При мочеиспускании и дефекации ребенок стремится к самостоятельности: любит делать свои дела на полу и трогать затем лужицы и кучки. Так малыш начинает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности, устанавливать связь между своим действием и получившимся продуктом.

Кратность походов в туалет остается прежней.

Как играть с ребенком в 8 месяцев

Развивайте у малыша чувство равновесия. Для этого достаточно взять его на руки и кружить, подвесить под потолок воздушный шарик и поднять, чтоб малыш мог дотянуться до него. Читайте ему книги с красивыми картинками, где он сможет изучать новые предметы, цвета, животных. Можно класть игрушку подальше, чтобы ребенку пришлось больше ползти к ней. Помогайте малышу собирать пирамидки или конструкторы с крупными деталями. Показывайте части тела, проговаривая их названия, просите показать эти части у вас. Это поможет ребенку лучше ориентироваться, и если что-то заболит, он без труда оповестит вас об этом. Показывайте разные цвета и называйте их. Помогите развивать слух и интуицию ребенка - спрячьте погремушку в платок и потрясите ею. Спросите, слышит ли он погремушку, где она. Вы можете развить логику и аккуратность малыша, играя с кубиками и строя из них башенки или складывая их в коробку. Конечно, обязательно при этом нужно говорить с ребенком и объяснять свои действия. Для координации и глазомера катайте друг другу мячики, вращайте их с ребенком, учите его, малыш может бегать за мячиками, ловить их. Вашему крохе обязательно понравятся новые игры. Почаще гуляйте и ведите активный и разнообразный образ жизни. Главное - все время находится рядом с ребенком, чтобы разделить с ним радость от познания мира.

Примеры игр

Психологи в этом возрасте рекомендуют не ограничивать развитие ребенка и предлагать ему помимо игрушек любые бытовые безопасные предметы. Например, на кухне можно развлечь малыша, предложив ему поиграть с посудой, пластиковыми бутылками с крышечками, судочками с крышками разных размеров, крупой, макаронами и прочее. Почаще гуляйте и ведите активный и разнообразный образ жизни. Главное - все время находится рядом с ребенком, чтобы разделить с ним радость от познания мира.

Полезно знать

Помните, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Просто будьте рядом во время подобных игр и принимайте элементарные меры безопасности.

Строим из кубиков.
Возьмите несколько пластмассовых кубиков. Постройте башню, ставя один кубик на другой. Рассыпьте ее и попросите ребенка построить такую же башню, помогайте ему - подавайте кубики. Если нужно, ставьте кубики друг на друга вместе с ним. Называйте цвета кубиков, указывайте их размеры. Игра совершенствует движения рук, развивает зрительный анализатор и цветовое восприятие.

Разрушаем башню.
Постройте «башню» из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. «Башня» рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: «Ох, все обвалилось!» Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.

«Осязательные» картинки.
Сделайте «осязательные» картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика - все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном «почитает» свою осязательную «книжку».

Ведро для игрушек.
В деревянный ящик или яркую коробку сложите игрушки. Положите возле малыша. Сначала ребенок будет только выкладывать игрушки - похвалите его. Покажите пустую коробку. Пусть малыш поиграет игрушками, которые он достал. Называйте предметы, которые он достает. Теперь скажите: «А давай возьмем мячик и положим его на место». Вскоре ребенок научится не только вынимать игрушки из коробки, но и складывать их обратно. Со временем усложняйте игру, сделав в коробке несколько отделений для разных игрушек. Это игра приучает ребенка убирать игрушки по вашей просьбе на место.

Пирамидка.
Разберите пирамидку и наденьте только одно кольцо. Пусть малыш рассмотрит и поиграет ею. Затем возьмите другое колечко, просуньте свой палец в дырочку и покажите ребенку: «Дырочка». Медленно наденьте кольцо на стержень. Повторите несколько раз показывайте дырочку и медленно надевайте кольцо на стержень. Сделайте тоже пальчиком малыша. Теперь спросите его: «Где дырочка?». В процессе игры малыш знакомится с новыми словами, развивает согласованность действий правой и левой руки.

Играем с крупами.
Начать играть в эту игру можно тогда, когда малыш перестал брать в рот все подряд. Малыш сидит за своим столиком. На пластиковую салфетку или поднос положите немного вареного риса (гречки, изюма т.д.). Понаблюдайте, что будет делать ребенок - трогать ручками, пересыпать, выбрасывать или просто класть в ротик. Поставьте рядом пустую мисочку, и положите одно зернышко в нее. Попросите малыша сделать тоже самое. Постепенно он научится перекладывать крупу из одной ручки в другую, складывать их в мисочку. Это игра развивает тактильную чувствительность и согласованность в движении рук.

Рисование фломастером.
В магазине канцелярских товаров купите толстый маркер зеленого, синего, красного или фиолетового цвета. Малыш сидит на полу широко расставив ноги. Положите перед ним чистый лист бумаги большого размера (можно куски обоев). Затем возьмите фломастер и вложите его в правую ручку малыша и проведите прямую линию. Скорее всего, увидев след от фломастера, ребенок попытается схватить его ручкой. Похвалите его, как хорошо и красиво он рисует, называйте цвета, которыми он рисует. Ребенок может быть безразличен к фломастеру одного цвета, и восторгаться следами другого, поэтому экспериментируйте. Это игра совершенствует движения рук, знакомит ребенка с последствиями от его действий.

Из одной в другую.
Дайте малышу большую картонную коробку, в которой лежат небольшие по размеру предметы (безопасные). Теперь, дайте ему пустую коробку, и пусть он перекладывает предметы в нее. Это игра обычно очень увлекает ребенка. Постепенно предметы и коробки уменьшайте в размере. Игра согласовывает движения рук, способствует речевому развитию (развивает моторику).

Игры с телефоном.
Предложите малышу «поговорить» по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше - настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и «поговорит» в нее.

Нужно ли идти в поликлинику в 8 месяцев?

Плановый осмотр педиатра каждый месяц. Измерение роста, взвешивание. Плановая вакцинация не проводится. Анализы не проводятся.