Что за праздник ивана купала. Когда празднуется день Иван Купала: обычаи и традиции

Каждое важное событие календаря сопровождается особыми обрядами, интересными ритуалами, танцами и песнями. Праздник Ивана Купала в этом смысле невероятно увлекателен! Он связан с весельем, песнями, танцами и даже магией.

История возникновения праздника

Летний купальский праздник считается особенным и магическим, ведь именно в это время можно найти чудотворный цвет папоротника и другие таинственные растения, которые могут подарить человеку счастье, мир, благополучие и долгие годы жизни.

Первые упоминания об этом июльском празднике были найдены девять столетий назад. Он отмечается со времен язычества, но точная история возникновения не установлена. Скорее всего, он возник из ритуалов омовения и очищения на озерах и реках. Раньше этот день считался днем зрелости летнего времени года.

Когда на Руси приняли христианство, от языческих традиций не отказались. Купальство стало символом обряда крещения.

В наше время это торжество считается и церковным, и общенациональным. Его отмечают в России и в других странах мира. Правда, в каждой он называется по-разному. Хотя некоторые взгляды на празднование при этом у разных стран сходятся.

Праздник возник множество столетий назад. Конечно, его обряды и традиции несколько мистифицированы. Они переплетаются с легендами и темными силами. Одних людей это восхищает, других - пугает. Несмотря на это, Ивана Купала любят и чтят из поколения в поколение.

Ночь Ивана Купала

Основные обряды и традиции ночи Ивана Купала

Иванову ночь всегда начинали отмечать вечером. В день летнего солнцестояния люди проводили множество летних обрядов и огненных, водных, травяных ритуалов. Одна из самых важных традиций этого праздника — гадание. Многие из традиционных обрядов сохранились и в наши дни.

В ночь на Купала каждый человек должен окунуться в водоеме, умыться и облиться водой. В древние времена все были убеждены в том, что все злое, недоброжелательное, нечистое покидало реки и озера. Чудодейственная вода помогала очистить тело и душу, а также исцелиться и стать здоровым.

В деревнях, где поблизости не было водоема, жители использовали местные бани. В них они отмывались, заряжаясь бодростью и энергией. А веники, которые изготавливали в этот день для бани, использовали на протяжении всего года.

В наше время популярностью пользуется обычай обливаться водой. Люди и сейчас верят, что она очищает человека, смывает с него болезни и все плохое. Это известные традиции русского народа.

В течение празднования молодежь и старики веселились всяческими способами. Они устраивали застолье — приносили лакомства, вместе готовили сытные блюда. Во время кульминации заблаговременно сделанные чучела из скошенной травы, Марену и Купала, сжигали на костре. Это стало символом свадьбы.

Народные поверья гласят, что в этот час противоположности огонь и вода входят в благородный союз. Он обладает сильнейшим сакральным смыслом. Его символом и стали атмосферные купальские костры, которые разжигают на берегу озер и рек и в наши дни.

Костер в ночь Ивана Купала

Родители уничтожали все, во что были одеты дети, страдавшие от болезни. Это способствовало их выздоровлению и защищало от недугов. Мужчины, женщины и старики водили домашний скот между кострами, чтобы уберечь его от смерти и болезней.

Танцы, хороводы и прыжки через костер — эта традиция осталась одной из любимых среди современной молодежи. Если прыгнуть высоко, и пламя не заденет человека, он станет счастливым. Люди верили, что огонь поможет обрести женщинам и девушкам красоту, сексуальность и здоровье, а парням и мужчинам — удачу, отвагу и смелость. Молодые семейные пары, девушка и парень, желавшие пожениться, а также влюбленные тоже прыгали за руки через костер. Благодаря этому они получали семейное благополучие и удачу. В купальскую ночь рождается настоящая любовь.

В народе считали, что огонь обладает невероятной очищающей, защитной и чудодейственной силой. В ночь на Ивана Купала никто не спал. Ведь появлялись русалки, оборотни, лешие, и всякая другая нечисть, которая с легкостью могла навредить людям. Жители деревень пытались защититься с помощью больших костров и огня. Кроме того, эта ночь самая короткая в году. А значит, она должна быть полной веселья.

В наше время в ночь с 6 на 7 июля жители деревень, сел, небольших городков и мегаполисов собираются на природе у водоема, чтобы почтить традиции предков. Они веселятся, поют песни и даже отправляются на поиски цветка папоротника. Мужчины и женщины одеваются в красивую одежду, плетут венки. Праздник продолжает жить спустя много лет.

Сбор растений

Сакральным смыслом обладали также лесные и полевые растения. В связи с этим существует множество русских народных обрядов, касающихся сбора и использования растений. Важно собрать цветы и травы до восхода солнца, иначе все их целебные свойства исчезнут.

Чаще всего цветы и травы сушили и делали из них лечебный чай. Им поили людей, страдавших от болезней, изгоняли злых духов, призывали удачу, здоровье и достаток.

Растения помогали побороть нечистую силу. Их также применяли в различных магических ритуалах.

Предание гласит, что главным цветком в эту особенную ночь был и есть папоротник. Это загадочное растение, которое открывает чарующие клады и тайны мира. Оно дарит ясновидение и власть над нечистыми силами. Найти и сорвать цветок невероятно сложно. Цветет он лишь один миг в купальскую полночь. Нечистые силы запугивают человека, иногда они лишают памяти, речи и рассудка.

Папоротник в ночь Ивана Купала

Магическим считалась также перелет-трава. Согласно поверью, она может переносить человека на множество миль от его дома.

Песни

Важную роль играли песни, которые люди пели во время празднования. Их содержание связано не только с мифологией купальства, традициями празднования и обрядами. Популярными были любовные, игровые, шутливые и хороводные песни, а также игровые и баллады. Они отличаются специфическим мотивом. Их пели только в купальский период.

Приметы, гадания и поверья

Один из самых главных символов торжества — венок. Его изготавливали из самых различных трав, в которых, как считалось, была чудотворная сила. В него аккуратно вставляли горящие свечи и пускали его в воду. Если он быстро уплывал от берега, девушка могла ожидать хорошее счастливое замужество и долгую умиротворенную жизнь. Если же венок уходил под воду, в этом году девушке уже не стоило надеяться на замужество.

Примета гласит, что девушке необходимо в полночь с закрытыми глазами собрать букет и положить его под подушку. Если там оказалось растений столько, сколько месяцев в году, девушке в скором времени стоит ожидать замужества.

Одним из распространенных символов купальского дня является одолень -трава . Это талисман, который предназначен для оберегания своего владельца от различных недугов и болезней.

Различными способами производят в этот день также заговоры на деньги. Они выглядят более реальными, чем поиск волшебства в лесу.

Солнечные игры

Согласно поверью, солнце на восходе в этот день мигает, переливается самыми разнообразными оттенками, останавливается и подпрыгивает. Сербы верили, что солнце на Ивана Купала трижды останавливается. Некоторые болгары считают, что на рассвете появляются 3 солнца — одно светит нашей земле, два — другим.

Обрядовые «безобразия»

В купальскую ночь молодые люди часто совершали ритуальные бесчинства — крали ворота, телеги, сани и прятали их в самые разнообразные места. Молодежь замазывала окна, подпирала двери домов, чтобы люди не могли выйти на улицу. Парни и девушки разбрасывали дрова, раскидывали заборы и предметы во дворе, снимали ворота и калитки, переворачивали сани, повозки и лодки, забрасывали их на крышу и закрывали дымовые трубы. Они строили баррикады и загораживали дорогу. Молодежь крала предметы из одних дворов и переносила в другие. Вещи прятали у рек и озер. Бросали в колодец самые разнообразные предметы — от колод до мялки для льна.

Большинство традиций в наше время не сбереглось. Но о празднике помнят и молодые, и люди старшего возраста. Он является фаворитом среди увлекательных летних событий. Он манит мистицизмом, магией и потрясающими обрядами. Люди до сих пор с удовольствием «пропитываются» духом древних времен.

Иван Купала - день летнего солнцеворота, после которого день начинает укорачиваться - древний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иван Купала (также Иванов день) имеет старинную традицию празднования под близким национальным названием практически по всей Европе - в России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании.


Для славян-язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня , теперь празднуется 7 июля .

В начале нового тысячелетия праздник в России стал возрождаться. И ныне, собственно говоря, праздник Ивана Купала - это причудливая смесь Христианских и Языческих традиций - Праздник Огня, Воды, Любви (см. видеоролики в разделе «Празднование Ивана Купала в наше время»).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно.

Название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение, оно является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (купатель, погружатель). Кроме того, название праздника увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Taufer , и в Финляндии: фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая».

Купала - не божество

В дохристианские времена не было языческого божества «Купала», оно появилось вследствие недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога и упомянул в Густынской летописи (а это, извините, уже XVII век!) божество «Купала».

Затем это недоразумение было повторено переписчиками, потом ранними исследователями славянской мифологии, а затем уже и научно-популярными и всяческими неоязыческими изданиями.

В качестве «божества», Купала мог появлялся в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, например, в песнях.

Праздник Ивана Купала и церковь

РПЦ неодобрительно относится к этому празднику, и однозначно осуждает языческие («бесовские») игрища в этот день и эту ночь. Но здравомыслящие церковнослужители понимают, что языческие традиции одним словом не перешибешь, да и не было принято в православном христианском опыте выкашивать всё дотла. Ведь в славянском мире, несмотря на многовековую давность христианства, у всех без исключения народностей купальские празднества до сих пор не утратили свое первоначальное значение.

Но за всё время христианства на Руси, некоторые народные традиции церковь старалась наполнять новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. А вот языческую традицию в народе, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы, церковь старается изжить.


Постепенно народная вера, связанная с купальскими празднествами, перешла в круг простонародных суеверий, обряды - в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи.

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой , огнём и травами . Основная часть купальских обрядов производится ночью, откуда и название «Ночь на Ивана Купалу». По современному календарю - с 6 на 7 июля .

По поверьям крестьян в купальскую - самую короткую - ночь нельзя спать, т.к. оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Вода

Массовое купание на Ивана Купалу - обязательный обычай: в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

По народным поверьям в этот день может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. И костры по берегам рек являются символом такого соединения. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.



Огонь

Одним из главных символов праздника были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

В старые времена в некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора, в них матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.

Кроме костров, в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки, играли в горелки.

Травы

Многочисленные обычаи Ивана Купалы связаны с растительным миром.

Травы и цветы, собранные до рассвета, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали, т.к. считали такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Кроме того, их употребляли для разжигания любви или, наоборот, для «отсушки».

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях.

Но главным героем растительного мира в этот день становился папоротник. По преданиям, с цветком папоротника, который появляется всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Народные поверья и обычаи

* - В купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому на пороге и на подоконниках следует класть крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

* - В Иванову ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

* - Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

* - В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


* - В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.

* - Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

* - В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

* - В Иванову ночь перепрыгивали через костёр в залог здоровья и удачи, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то считалось, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Купальский костёр, огонь

Купальский костёр (купала) - ритуальный огонь, непременный компонент купальской обрядности, являлся центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала. Их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрестках дорог, около водоёмов, на холмах вблизи полей.

В некоторых местах шест с горящим наверху факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним за пределы поселения.



Каждое поселение организовывало свой костёр, а иногда несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого «живой огонь», получаемый путём трения. В ряде мест старика мог заменить парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, мётлы, колёсные ободы и т.д. Центром костра служило дерево с обрубленными сучьями и отрубленной макушкой, или шест, укреплённый в земле. Затем, наподобие новогодней ёлки, на него вешали венки, старые веники, цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки.

Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь.

В ряде мест был обычай пускать вниз с холмов и возвышенностей горящие колёса, ободы от колёс, смоляные бочки.

Празднование Ивана Купала в наше время

Праздник Ивана Купала - праздник Огня, Воды, Любви

(песня «Эдерлези» из фильма «Время цыган» Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича, её перевод исполняет Валерия). Длительность 4:06

Славянский праздник в Саратове

Содружество «Колослава» провело 26 Июня 2010 г. в Саратове Славянский праздник Ивана Купала. Песню «Уж как ночь коротка...» исполняет группа «Колоход». Длительность 3:05

Праздник Иван Купала известен каждому, а ведь свое начало он берет с языческих времен, еще до принятия людьми христианства. Иван Купала окутан волшебными обрядами, интересными традициями, а также гаданиями. В современном мире праздник Иван Купала отмечается с хороводами, жжением костра, а также выступлениями творческих коллективов.

Но от куда точно пришел к нам такой праздник и как все-таки правильно его отмечать? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы, а также узнать в какой день празднуется Иван Купала и какие его главные традиции.

История возникновения

Праздник Иван Купала изначально был языческим праздником, в который люди омывали свое тело в надежде на избавление от болезней. Он также имел другие названия такие как: Ярилин день, Солнцекрест, Духов день.

А вот древние славяне отмечали праздник Иван Купала как праздник Солнца, который часто связывали с летним солнцестоянием 20-22 июня.

Когда было принято Христианство, праздник стал считаться как величайший праздник православной церкви, как обряд очищения. Дата праздника тоже изменилась и стала отмечаться 7 июля, потому как именно в этот день родился пророк Иоанн Предтеча, по-другому известен нам как Иоанн Креститель. Именно Иоанн предсказал скорое предшествие Мессии – Иисуса Христа, которого он после крестил в водах реки Иордан. Именно в момент Крещения на Иисуса Христа спустился Святой Дух в виде голубя. Также, о , вы сможете прочитать здесь.

Традиции и обряды

Было поверье что в ночь Иван Купала оживает вся нечисть, поэтому нельзя было ложиться спать. Многие жители деревень и сел прятали своих лошадей, из-за поверья, что ведьмы воруют их и ездят на них по ночному лесу.

Плетение венков

Главной традицией праздника является плетение венков из цветов. Такие венки молодые девушки пускали по воде и куда венок прибило, значит там был их будущий муж. А если пускали венок и он тонул, то значит жених разлюбил и выберет себе в жены другую.

Венки обычно плели из полевых цветов, а один особенный венок, девушка должна была надеть на голову своего избранника.

Символы огня и прыжки через костер

Люди в такую ночь водят хороводы, поют песни, а также жгут костры. В стародавнее время в такие костры вкладывали определенный смысл. Если было горящее колесо на шесте, это символизировало солнце и плодородие.

Обязательным обрядом считалось прыгать через костер. И кто прыгнет выше и не заденет огня, тот будет более счастливым в нынешнем году. Также в кострах сжигали белье, чтобы болезни уходили. Муж и жена, а также влюбленные пары, прыгали через костер вместе, это должно было укрепить их отношения. Также между кострами водили скотину, чтобы дым от костров очистил животных, и они ничем не болели в течение следующего года, а также были более плодородными. Костры также символизировали защиту от нечисти, которая оживала в эту ночь.

Купания

Многие люди купались в чистой, речной воде в надежде омыть себя от болезней. А другие обрызгивали встречных водой, чтобы не только вылечить тело от болезней, но и очистить душу от грехов. В тех селах или деревнях, где не было речки, люди топили бани и парились там как можно дольше.

Из-за того, что вода в реках и озерах считалась священной в ночь Иван Купала, все костры и жгли вдоль них. Кстати, искупаться в воде нужно было до рассвета, а на рассвете девушки собирали росу и умывали ею лицо.

Купальское дерево

Часто для праздника Иван Купала использовалось молодое дерево, которое обычно наряжали цветными, яркими лентами. Местные девушки могли добавить на дерево фрукты, траву, венки, а после уносили дерево за пределы жилища и вонзали в землю поля.

Вокруг такого деревца, затем водили хороводы и пели песни. А дерево используемое для такого обряда, могло быть кленом, березой, вербой, елью, а также яблоней.

Поверья

По традиции многие девушки и парни искали в ночь Иван Купала в лесу папоротник, который расцветал лишь в ту ночь. Если такой цветок был найден, то человеку это сулило большое богатство, а также исполнение всех желаний.

Также после праздника на другой день многие жители приносили на пастбища освещенную веточку вербы. Считалось, что священная верба не допустит к коровам ведьм, которые отбирали у них молоко. Также вешали в хлеву крапиву, а в столы втыкали острые предметы.

Если вдруг какая-либо девушка или женщина в ночь Иван Купала не подойдет к костру, то означало, что она ведьма.

Интересным поверьем считалось в такую ночь найти траву Иван-да-Марья и отжав их сок, выпить. Такой сок давал людям здоровье, мог вернуть утерянный слух. Ведь такая трава по поверью олицетворяла настоящую любовь.

Гадания

Чтобы увидеть во сне своего суженного, девушки ложились спать, а под подушки клали букет из чертополоха и папоротника. А чтобы узнать имя своего будущего мужа, в полночь девушки спрашивали у первого встречного мужское имя, и какое имя человек скажет, такое имя и будет у будущего мужа.

Также девушки загадывали желание и смотрели на лошадь. Если лошадь ударит левым копытом – желание сбудется, правым – желание сбудется, но чуть позже. А вот если лошадь заржет, то значит к счастью, а голову опустит – то жди неприятности в любви.

На закате в воду бросали камень, если кругов от камня было четное количество, то желание сбудется, если нет, то не сбудется.

Девушки срывали ветви березы и прятали их за спину. Обычно таких веточек было семь штук. Затем их поочередно вытаскивали из-за спины и если ветка попадалась красивой, ровной – то и год будет успешным. А вот если веточка была бугристой или кривой – то значит жди беды.

Любая девушка или женщина могла загадать желание и сорвать одуванчик. Затем со всей силы дунуть на него и, если пушинки разлетятся, значит желание сбудется в текущем году. А вот если половина останется, то значит желание исполнится, но стоит подождать. Бывало такое, что пушинки остаются на месте, значит желание к сожалению, не исполнится совсем.

Сбор лечебных трав

В ночь Иван Купала многие собирали лечебную траву, которая только в эту ночь приобретала просто волшебную силу. Многие девушки и парни, даже взрослые мужчины отправлялись на «охоту» за волшебными цветами и травами.

Арарат трава

Если такой цветок сможет найти человек и срезать его себе, то он обретает власть над нечистью. Потому как нечисть в ту ночь стережет все растения. И только храбрый и мужественный мужчина, смог срезать такой цветочек.

Разрыв трава

По приданию разрыв-трава в ночь Иван Купала, могла дать человеку, который найдет ее во время огненного цветения, невидимость. А также другую власть над замками, преградами и заветами. Но найти такую траву было не просто. Сначала нужно было в темном и заросшем месте на пустыре косить траву, до тех пор, пока не сломается коса, а после взять накошенное сено и выбросить в реку. Вся лишняя солома утонет, а вот разрыв трава поплывет против течения.

Плакун трава

Плакун трава по старым поверьям обладала магической силой делать человека незаметным, оберегать человека от нечисти, а также давала власть над нечистью.

Одолень трава

По-другому данный вид называется – белая кувшинка. Чтобы правильно сорвать такой цветок, его нужно было выкопать из ила, приговаривая при это заветные слова. Белая кувшинка давала человеку мощный оберег от нечисти.

Поздравление на Иван Купала

Современный праздник Иван Купала

В современном мире праздник Иван Купала празднуется не столь масштабно как раньше, но все же соблюдаются некоторые традиции. В особенности на поселках жители отмечают праздник Иван Купала разжиганием костров, а также традиционными прыжками через него. Девушки гадают на воде и пускают в ночь по реке венки, в которые часто вставляют свечки.

А в городе работают ярмарки, выступают народные, творческие коллективы и поются обрядовые песни в честь праздника Иван Купала. Люди объединяются и водят хороводы вокруг нарядной Марены. Кто не смог посетить праздник, гадают дома на воде, на букетах, венках, а также на зеркале. А еще обливаются дома водой, стараясь успеть до рассвета.

Сказочное время, наполненная волшебством и тайной – ночь на Ивана Купала. Пожалуй, один из самых мистических народных праздников, который мы с готовностью отмечаем в наши дни.

Иван Купала – праздник, существующий только у восточнославянских народов, и не имеющий аналогов ни в западноевропейской, ни в американской традициях. В обрядовом календаре этот праздник «противостоит» Рождеству, точнее, Коляде. Изначально Купальскую ночь отмечали в день летнего солнцестояния, но с веками в силу многих причин дата его немного сместилась. Сегодня Иван Купала празднуется в июле, седьмого числа.

Древний праздник

Ивана Купала, точнее, ночь накануне праздника можно смело назвать одним из древнейших обрядовых дней в истории. Зародился праздник задолго до пришествия на славянские земли христианства, в те темные времена, когда наши предки обожествляли природу и природные явления. Церковь «приняла» праздник, изменив и ассимилировав его, и сегодня мы отмечаем Ивана Купалу как Рождество Иоанна Предтечи. Однако часть обрядов, совершаемых в Купальскую ночь, осталась неизменной на протяжении многих веков.

Обряды Купальской ночи

Не зря в название праздника присутствует слово «купала» — традиции предписывали обязательно искупаться перед волшебной ночью. Кто-то купался в природном водоеме – озере, реке, ручье, кто-то в бане или даже большой деревянной бочке. Но не выполнить главное требование праздника означало навлечь на себя множество бед и несчастий. Вода, по поверьям, должна была смыть все наносное, скверное, грязное, и обряды нужно было исполнять будучи чистым телом и душой.

Венки

Днем перед праздником девушки плели венки – для себя и для своего суженого. Вручить венок можно было любому понравившемуся парню, а вплетенные в него ветви березы и побеги полыни должны были охранять любимого от нечисти – русалок, мавок, нави.

Ночью же венкам отводилась иная роль – их пускали по реке, гадая на судьбу. Уплыл венок в воткнутым в него горящим огарком свечи – ждет девку жизнь долгая и счастливая, ровная и гладкая, как воды реки. Плеснула волна, загасила робкий огонек – жди беды: болезней, голода, ссоры с любимым. Ну а если затонул венок тут же у берега – и вовсе плохо: смерть придет на двор, унесет болезнь либо саму гадающую, либо кого-то из близких.

По поверьям, дальше, за излучиной, где уже не видно было ни воды, ни берега, уплывшие венки собирали русалки, а потом танцевали в них всю ночь, водили хороводы, пели печальные песни. Ведь русалки – это те же девушки, но утонувшие в тяжелых мутных водах. В ночь на Ивана Купалу вспоминают они о своей земной жизни, выходят на берег, зовут к себе парней и девок, утаскивают на дно.

Костер

Во многих регионах нашей страны и по сегодняшний день принято прыгать в ночь на Ивана Купалу через костер. Но прыгнут надо не с краешку, где и жара нет, и огонь не силен, а через самую серединку – пролететь через огненные языки, дать пламени обнять себя, чтобы сгорели в жарком очистительном огне все горести и беды, все сглазы и наветы.

Купальская ночь – единственное время в году, когда вода дружна с огнем, когда эти противоположные силы объединяются, чтобы защитить человека.

Папоротник

Ну какая же Купальская ночь без поиска цветущего папоротника! Найти в самой темной чаще папоротник-кветку означало обеспечить себя достатком д конца жизни. Ведь папоротник не много ни мало отворял древние клады – пронеси цвет над землей и сможешь видеть «вглубь», в толщу земли. Ну а сам папоротник может «позвать» к кладу, потянуть руку, его держащую, в зарытому сокровищу. Но достать кветку нелегко, ведь цвет нужен не только кладоискателям: к готовящемуся зацвести кусту загодя собирается вся нечисть и нежить в округе. Цветущий папоротник манит, притягивает к себе нечистую силу, и только самый отважный, самый храбрый парень способен добыть заветный цвет.

Полюбившийся многим летний народный праздник Ивана Купала появился ещё в дохристианские времена. Его возникновением мы обязаны восточным славянам, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы. Одним из самых важнейших божеств был для них бог Солнца Ярило.

Праздник Купала наши предки отмечали по старому стилю 24 июня (по новому 7 июля). Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. По времени проведения Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи – крупным христианским праздником.

Ивана Купала имеет и другие названия:

  • Иванов день;
  • Купала;
  • Ярило;
  • Ярилин день;
  • Иван-травник;
  • Праздник летнего солнцеворота и др.

Название Ивана Купала – славянский вариант имени Иоанн Креститель. Дохристианское название праздника неизвестно. Несмотря на то, что праздник признан народно-христианским, церковь его не признает, и отмечает 7 июля только Рождество Иоанна Предтечи. Священнослужители осуждают разжигание костров и прыжки через них, а также другие обряды и обычаи, связанные с Ивановым днём.

Ивана Купала: традиции и обычаи

Верующие люди в этот день молятся Иоанну Предтече за детей. Также молитвы, обращенные к святому, помогают избавиться от головной боли.

Отмечать праздник начинают с 6 июля. Этот день в народном календаре называется Аграфена Купальница. Наши предки топили бани, в которых парились и мылись. Девушки и женщины ходили в лес, чтобы приготовить банные веники на ближайший год. В качестве материала для их создания использовали молодые ветви берёзы, черемухи, ивы, ольхи и др. лиственных деревьев. Заготавливали веники под пение песен.

Девушки надевали лучшие наряды, ходили по домам и просили: «умойте». По обычаю им должны были дать что-то из девичьих украшений (бусы, серьги, ленточки и т. д.). Парни днем ходили на речку и набирали в ведра мутную и грязную воду, которой потом обливали прохожих. Больше всего доставалось девушкам, которые старались отомстить молодым людям, и тоже обливали их водой. Вдоволь навеселившись, молодежь отправлялась к реке купаться.

По поверьям, чтобы быть здоровым, вечером на Аграфену нужно умыться росой.

Вечером девушки и молодые незамужние женщины гадали на суженого. Находили при дороге подорожник, срывали его со словами:

«Подорожник-подорожник, ты растёшь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне любимого моего».

Вечером сорванное растение клали под подушку, а утром следующего дня вспоминали, кто же им привиделся во сне.

Чтобы вода в колодцах была чистой, накануне праздника их чистили от ила и грязи. В некоторых селениях, было принято кататься по ржи. По мнению крестьян, такой ритуал способствовал хорошему урожаю.

6 июля до захода солнца обязательной традицией считалось искупаться. На севере купались в банях, на юге – в реках и озёрах.

В ночь на Ивана Купала (с 6 по 7 июля) проводили различные обряды, связанные с травами, водой и огнём. Большая часть из них происходила ночью.

Купальский костёр

Ближе к закату на берегах водоёмов или на возвышенностях разжигали костры. Иногда огонь добывали трением дерева об дерево. Молодежь приносила со всего села большое количество хвороста, который складывали в высокую пирамиду. В центре пирамиды устанавливали шест, а на него насаживали смоляную бочку, колесо и череп коровы или лошади. Костры разжигали поздним вечером, огонь горел до самого утра. В некоторых селениях огонь из костра несли в жилище, от него разжигали новый огонь в очаге. К костру должны были выйти все женщины, проживающие поблизости. Тех, кто не вышел, подозревали в ведьмарстве.

Вокруг костра водили хороводы, пели купальские песни, прыгали через огонь. Кто выше все прыгнет, тому быть счастливым. Верили, что прыжки через купальский костёр помогут очиститься от порчи и сглаза, а также защитят от нападения русалок. Девушек, которые не прыгнули через огонь, называли ведьмами. За это их могли облить водой или отхлестать крапивой. В Киевской губернии молодым женщинам, потерявшим девственность до свадьбы, запрещалось прыгать через костер. Считалось, что они своим прыжком оскверняют пламя.

Было принято выбирать «суженого» и, взявшись с ним за руки, прыгать через костёр. Если во время прыжка руки останутся вместе, то свадьба не за горами. Хорошей приметой считали, если вслед паре полетят искры от костра.

В некоторых местах помимо костров жгли колёса или смоляные бочки – символы солнцеворота. Их скатывали с горы или носили на шестах.

Девушки дарили понравившимся парням свой венок, который считался символом девичества.

Купание на Ивана Купала

Обязательным обычаем праздника является массовое купание в водоемах. Считалось, что на Ивана Купала из рек выходит вся нечисть, поэтому купаться без опасений можно было до Ильина дня. Вода в этот день наделялась магическими и целебными свойствами. Именно поэтому довольно часто её набирали и использовали для проведения различных ритуалов.

По народным поверьям, в день летнего солнцестояния вода может «дружить» с огнём. В честь этого жгли костры на берегу рек. Девушки гадали по венкам, которые опускали в реку и смотрели, как они плывут. Если венок поплыл, то это предвещало счастье, долгие годы жизни, а незамужним – скорую свадьбу.

Купальский венок

Обязательным атрибутом праздника является купальский венок, который изготавливали из полевых трав и цветов до праздника. Существует два способа изготовления – витьё и плетение. Верили, что каждое растение добавляет венку особые свойства. Популярными растениями были:

  • барвинок, защищающий от сглаза и порчи, отгоняющий злых духов;
  • базилик, укрепляющий семейные узы, увеличивающий сексуальность;
  • герань, оберегающая от ссор и конфликтов;
  • папоротник, защищающий от злых духов;
  • роза, привлекающая в жизнь человека любовь;
  • ежевика – защитница от ведьм.

Во время праздника венок чаще всего уничтожали. Его бросали в реку, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище. Иногда венок сохраняли, чтобы в дальнейшем использовать для лечения или защиты огородов и полей от града и насекомых.

На закате девушки гадали, опуская в водоем свой венок. Загадывали желание и смотрели, потонет их венок или поплывет. В первом случае загаданному не суждено сбыться, а во втором – сбудется. Чем дальше уплывет венок, тем быстрее осуществится заветная мечта. Таким же образом гадали и на суженого. Чей венок поплывет, та девушка в ближайший год замуж выйдет. Если же венок потонет, то год в девках сидеть. В какую сторону венок поплыл, оттуда и ждать будущего супруга.

Девушки, живущие у р. Волга, перед тем, как опустить венок в воду, развивали (расплетали) его. Иногда венок относили в сени и оставляли его там, чтобы он защищал свою хозяйку от порчи и дурного глаза.

Купальские травы

Важной традиций праздника является собирание целебных трав. Согласно поверью, именно в этот день травы получают от Земли и Солнца большую силу. Одни из них собирают днём, другие ночью. Считается, что лучше, если сбором целебных трав будут заниматься старики и дети – как наиболее чистые (не имеющих месячных, не живущие половой жизнью). При сборе трав чаще всего читали специальные молитвы.

Много купальских преданий связано с папоротником и цветком Иван-да-Марья. В купальских песнях часто фигурируют названия этих растений.

Наши предки верили, что раз в году (в ночь на Ивана Купала) распускается цветок папоротника. Человек, сорвавший его, получит чудесные возможности. Он станет обладать даром ясновидения и предвидения, начнёт понимать язык животных, сможет открывать любые замки и находить закопанные глубоко в земле клады.

Цветок Иван-да-марья символизирует союз огня и воды. По легенде, происхождение этого цветка связано с близнецами (братом и сестрой), полюбившими друг друга и вступившими в запретные сексуальные отношения, за что их и превратили в цветок.

Видео: традиции праздника Ивана Купала