Что значит "жить правильно"? Для частной жизни.

Фатима медленно шла вдоль аллеи цветущей сирени. Её нежно-розовый хиджаб развевался по ветру. Девушка обернулась к подбежавшему к ней мальчику лет 5. Он с улыбкой подал ей веточку сирени, и они, держась за руки, пошли дальше.

Валентина часто видела их. Наблюдая за ними, женщина лет пятидесяти вздохнула и улыбнулась. Проходя мимо лавочки, где та сидела, Фатима остановилась и тихо сказала сыну:

Положи монетку…

Мальчик легко выполнил просьбу матери. Он положил деньги в стакан женщины.

Валентина проводила взглядом Фатиму и её сына.

Спустя дня два она снова сидела на том же месте. Мимо проходили люди, пробегали дети. Валентина склонила голову, она смотрела на траву перед собой. Возле неё остановился мальчик.

Тётя, а как вас зовут?

Валентина подняла голову. Перед ней стоял Мустафа. Мальчик снова положил ей монетку. Его мама, Фатима, стояла возле ларька с мороженым. Она покупала три порции.

Валя я,- тихо ответила женщина.

А я Мустафа. Мы вас часто тут видим и на улице. У вас есть кошка, рыжая такая. И котёнок есть. Я видел на окне вашего дома. Я живу на соседней с вами улице. Видел.

Да, есть, Мурка.

К ним шла Фатима. Она несла мороженое. Мальчик спросил:

А котёнка мне можете продать? Я очень хочу котёнка. Мама разрешила у вас спросить…

Конечно… подарю. Заходи ко мне… вечерком, малыш.

Фатима поприветствовала женщину и подала ей и сыну по мороженому. Валентина, было, отказалась, но Мустафа весело и легонько тронул её за рукав старенького мужского пиджака, что был на ней:

Ешьте, вкусное! Клубничное!

Валентина вздрогнула от его прикосновения и посмотрела на его мать. Фатима села рядом с ней и тихо сказала:

Я Фатима, мой сын сказал вам про котёнка? Очень ему он понравился.

Заходите вечером. Я дома буду, - Валентина осторожно развернула своё мороженое.

Ас салям алейкум! - Мустафа улыбнулся. Валентина открыла дверь. На пороге стоял мальчик и его мама. Фатима, было, одёрнула сына, но Валентина сказала:

И вам мир. Прошу, проходите.

Мурка. Кис-кис…- Валентина быстро подняла на руки подбежавшего котёнка. Рядом стояла его мать.

Мустафа спросил:

А кошка не будет плакать из-за разлуки с сыном?

Ничего, она переживёт…- улыбнулась Валентина. Мустафа прижал к себе котёнка. Фатима протянула женщине конвертик. Валентина отказалась:

Нет, не надо… ты… лучше скажи мне, дочка, как у вас получается так жить?

Фатима пожала плечами. Валентина продолжила:

Так легко, спокойно. Так мирно и… чисто? В чём ваш секрет?

Я живу по Cунне, - ответила Фатима. Мустафа посмотрел женщине в лицо. В её глазах появилась слеза:

Спасибо… это ваша религия? Она действительно вам помогает…

Женщины прошли в дом. Мустафа попросился поиграть с котёнком во дворе. Фатима и Валентина обнялись на прощание. Стоя на пороге своего дома и провожая взглядом Фатиму и её сына с котёнком на руках, она прошептала:

Так просто… Ля Иляха Илля Ллах…

У её ног сидела её кошка. Небо темнело, на двор опускалась ночь. В окне дома Валентины горел свет. Женщина, кутаясь в старенький заштопанный плед своего покойного мужа, читала книгу. Про Ислам. Кошка лежала на коврике у её ног.

В парке её уже никто не видел, она работала в магазине при мечети. Входящим покупателям она говорила: «Ас салам алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!». Теперь на ней был тёмно-синий хиджаб, который ей подарила Фатима.

Сафия апа! Вы на занятия идёте? - Маленькая девочка быстро заглянула в магазин. Валентина, теперь её звали Сафия, по имени одной из жен Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа), подняла голову. Она улыбнулась:

Конечно, сейчас иду. - Женщина взяла ключ и направилась к выходу. Она в обществе детей и женщин направилась в мечеть на урок по чтению Корана.

Валя? – навстречу женщине попалась её старая подруга, коллега по работе. Сафия кивнула:

Да, Катерина, я это. Только теперь меня зовут Сафия.

Они пошли по аллее, тихо беседуя.

Екатерина выспрашивала у Сафии, зачем, почему она ушла в ислам. На что та ответила:

Я не ушла. Я вернулась. Все мы рождаемся мусульманами.

Ты… так изменилась. Похорошела,

помолодела прямо. Платок, что ли, красит… и в чём секрет?

Я живу по Сунне, - спокойно ответила Сафия.

Ан-Надирийя. Полнолуние. 23.06.2013. После магриба

Сегодня ездил на пятничную молитву в мечеть, в которой тщательно выравнивают ряды и плотно становятся в намазе. При приближении к дому Аллаха ряд машин, припаркованных к обочине дороги, все больше и больше уплотнялся. Подобно рядам в этой мечети. Меня всё не покидало чувство, что улица начнет сужаться. Думал, вот-вот уткнусь в какую-нибудь машину, припаркованную во втором ряду, потом со стороны встречной полосы будет такая же… а потом машины, которые не могут проехать, пробки… нервы…

Но, к моему удивлению и вопреки ожиданиям, я спокойно проехал до самой мечети, не встретив ни одной машины во втором ряду – дорога была полностью свободной.

Да, для парковки у тротуара места не было. Но не было и пробок: машины проезжали спокойно.

Я проехал мимо мечети и отъехал приблизительно на 500 метров, пока не нашел место, где мог бы оставить машину, чтобы при этом никому не мешать выехать, проехать и т.д. Припарковавшись, я направился в мечеть. Волнение по поводу того, что я поздно выехал на намаз, прошло. Сразу поднялось настроение.

Раньше, когда опаздывал на пятничную молитву, не хотел оставлять машину за два километра, но если подъезжал ближе, попадал в пробку. Сегодня же я сказал себе: «Хвала Аллаху! Акция, проведенная братьями против парковок посередине дороги, принесла плоды. Братья научились парковаться согласно Сунне!»

Часто прихожан этой мечети называют мракобесами. Многие «современные люди», посещающие мечеть только по пятницам, с которыми мне приходилось ехать в мечеть в одной машине, называли её прихожан невоспитанными. Говорили, что главное – не борода которую они оставляют, не усы, которые коротко подстригают, не штаны, которые укорачивают… А нормальное воспитание и т.п. Но при этом эти же люди всегда оставляли машины во втором ряду или бросали их посередине дороги потому что «опаздывают». В принципе раньше так было и с прихожанами этой мечети. Однако, стоило приложить немного усилий, напомнить братьям хадис Пророка (солля Ллаху алейхи ва саллям) о тех, кто оставляет мешающие людям препятствия на дорогах, как ситуация тут же изменилась. Сегодня я сказал себе: «Как же я люблю этих «мракобесов»!»

Теперь не стоит останавливаться на достигнутом, надо идти вперед.

Надо организовывать и другие акции и напоминания тем, кто еще не научился парковаться по Сунне. Это должно стать порицаемым, осуждаемым, неприемлемым и чуждым. «Мракобесы с бородами, укороченными усами и одеждой до щиколоток» должны стать стимулом для исправления этого общества и изменить его в лучшую сторону. Я вижу, что это сегодня уже происходит! Причём главный фактор, по причине которого мусульманин готов меняться к лучшему, — это его убеждения. Это вера во Всевышнего Аллаха и в Судный день.

Мой муж в Исламе уже четвертый год, он совершает намазы, держит пост и посещает мечеть. Но почти всегда он пребывает в плохом настроении, находится в таком депрессивном состоянии, что все его раздражает, и дети в том числе. Его постоянное занятие дома - это чтение религиозных книг, ничто другое его не интересует. Он мне рассказывает, как нужно вести себя по отношению к людям, что нужно сдерживать себя, даже если тебе нагрубили, что хорошо, когда гости приходят в дом и т. д. Я со всем этим согласна, я сама мусульманка. Но как же собственная семья, в которой ты живешь? Мы тоже нуждаемся в хорошем настроении, которое у него бывает крайне редко, и в хорошем отношении к нам. Да, конечно, он не гуляет, не пьет, но жить с таким человеком тоже очень не просто. Я не знаю, что с этим делать, что ему можно сказать на это. Могу ли я развестись на этом основании?

Сразу оговорюсь, что разводиться с ним я бы очень даже не советовал. Он, возможно, немного закрылся в себе. Кстати, по статистике мужчинам сложно заниматься домашними вопросами и домашним хозяйством. Поэтому они, приходя домой с работы, обычно смотрят телевизор, читают газеты или просто ложатся спать. По природе своей мужчины обычно выкладываются на работе, а женщины больше любят домашнее хозяйство, стремятся к созданию семейного уюта.

Идеальных людей не бывает, но ваш муж близок к этому (не пьет, не курит, не гуляет и т. п.). В то же время учитывайте относительно себя, что человеку (как мужчине, так и женщине) всегда чего-то не хватает. Найти полную гармонию на работе и в кругу семьи, родственников и друзей очень даже нелегко. Согласитесь, что мы сами придумываем себе проблемы, считая, что должно быть лучше, а потом прилагаем титанические усилия для разрешения этих надуманных проблем.

Вам нужно быть немного психологом. Найти ключик к мужу. Ни в коем случае не упрекать его, исключить поучительный тон в общении с ним. Необходимо немного оживить разные грани ваших внутрисемейных отношений. Не ждите, что результат сразу будет налицо. Наилучшее поклонение Всевышнему - это когда человек делает что-то благое в незначительном количестве, но постоянно .

Искренне советую вам вместе с мужем не торопясь, вдумчиво прочитать эту книгу до конца. Читая ее сообща, вы постепенно и незаметно для себя выстроите «мосты» внутрисемейного взаимопонимания на уровне души, сердца и разума. Аминь (да примет Всевышний эти слова подобно молитве). Именно духовного взаимопонимания и откровенности в общении, как мне кажется, вам и не хватает.

Повторюсь, настоятельно не советую разрушать семью. Найти вторую половину крайне тяжело, а еще тяжелее сжиться с ней, стать единым целым.

Может ли жена мусульманина поехать учиться в университет (вдали от своего мужа на 120 км) на несколько недель. Дональд, 23 года.

С согласия мужа она может поехать учиться, если есть гарантии ее безопасности, если есть, к примеру, родственник, который будет опекать ее там, или знакомые. Но лучший вариант - поехать вместе с мужем, взявшим на этот период отпуск, отгул.

Разрешается ли супругам называть друг друга по именам? Или это нежелательно?

Канонически это никак не регламентировано, а потому человек волен поступать, как хочет.

Я работаю и получаю зарплату. Имеет ли право мой муж спрашивать, сколько я получаю и на что трачу деньги? Когда я говорю, что я не обязана отчитываться ему об этом, он упрекает, что я должна сидеть дома и воспитывать детей. Я с этим не спорю, но когда я стала работать, я хоть могу купить что-то своим родителям, радовать их, своих детей, своего любимого мужа. Посоветуйте, что делать в таких ситуациях: сидеть дома и воспитывать детей в нищете или работать и тратить это на свою семью? Лейла, 25 лет.

Нехватка материнского внимания и должного домашнего воспитания могут обернуться серьезной и дорогостоящей проблемой через 10–15 лет. Живых примеров тому очень много. Советую посвятить себя работе, карьере и покупкам-подаркам лет через 15, когда дети сформируются как личности и будут готовы начать самостоятельную жизнь. Быть мамой - это огромный каждодневный труд, который требует приобретения многих постоянно совершенствуемых навыков. Выбор за вами.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Человек! У тебя есть то, чего тебе достаточно [оглядись, присмотрись, ты многим богат и обеспечен, цени это и развивай]! Ты же требуешь того, что развратит тебя. [Идя на поводу легкомысленных желаний или алчного соперничества, ненасытности, ты начинаешь переходить нормы морали, предаешь свои истинные ценности: теряешь себя, свою обязательность пред Богом и людьми; теряешь ощущение святости семейных взаимоотношений.]

Человек! Ты не доволен малым [что есть у тебя], а большим [сколь бы многочисленным оно ни становилось] не насыщаешься. [Прими это к сведению и измени свое отношение к происходящему, дабы при любых обстоятельствах быть счастливым и благодарным Творцу.]

О сын (дочь) Адама! [О человек!] Если ты встретишь утро [нового дня] (1) в телесном здравии [ты здоров], (2) со спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и (3) у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться! [Все в твоих руках, перед тобой огромные просторы земных возможностей, моли Господа о помощи, последовательно делай от тебя зависящее и никогда и ничего не бойся!]» .

Я замужем за мусульманином, приняла Ислам, молюсь и держу пост. Мой муж состоявшийся человек, бизнесмен. Я - художница, пишу натюрморты и продаю их в магазины. Муж не разрешает мне самой забирать деньги из магазина, забирает сам и не отдает. Говорит, что ему срочно надо, то на одно, то на другое. Может отдать, если только я сильно буду просить. Он говорит, что это наши общие деньги и я его оскорбляю тем, что прошу отдать их мне. Сам он денег на меня и на нашего ребенка не дает. Только еду покупает. Все время обещает и ничего не выполняет.

И еще. Моя мама оставила мне большую сумму денег, так он и это забрал. Я ни копейки не видела. Скажите, он правильно делает или это грех? Эльнара.

Он поступает очень неправильно. По мусульманским канонам муж не может забирать имущество жены и пользоваться заработанными ею деньгами . Вам следует получить с него расписку о том, что все перечисленные суммы (деньги родителей и заработанное вами на продаже картин) взяты у вас в долг и будут возвращены в определенный срок. Переговорите с магазином, чтобы не передавали ваши деньги кому-либо, кроме вас.

Мне интересно, какая вы у него по счету жена и есть ли у вас официальная регистрация. Поведение вашего мужа больше похоже на поведение афериста, повесившего на себя табличку «бизнесмен».

Я приняла Ислам, замужем два года. У нас маленький ребенок. Я родилась в Москве, муж живет в Москве уже давно, его семья на родине. Они меня приняли хорошо, и с этим никаких проблем нет. Я часто бываю на его родине, его родственники тоже к нам заезжают.

Мой муж очень любит нашего сына, души в нем не чает. Но проблема вот в чем. Я вышла замуж сразу после того, как закончила институт. Потом забеременела и сидела дома, мы жили в квартире его дяди. Я не работала, за квартиру не надо было платить. Муж зарабатывал только на самое необходимое, то есть на питание. Потом на восемь месяцев надо было съехать с квартиры, и я поехала жить к родителям, а он к своей тете.

Затем я родила, надо было жить вместе, снимать квартиру. Денег было только на месяц аренды. На третий месяц после родов я вышла на работу, чтобы оплачивать за квартиру. И уже в течение года я оплачиваю квартиру, верчусь, как только могу, чтоб заработать деньги. И с ребенком по дому успеваю. Но мне тяжело. А муж часто повторяет: «Ты не видела, как пашут наши женщины в селе». Он считает, что я ничего не делаю.

Я не хочу казаться меркантильной, но, насколько я знаю, муж должен стараться обеспечивать семью. А получается все наоборот. Я очень устала, что делать - не знаю. Посещают разные мысли. Но расходиться с ним не хочу, сыну нужен отец. Подскажите, как мне быть?

Реплика. У меня такая же проблема, муж не может содержать семью. Он учитель, и этим все сказано. Но у него еще тяжелый порок сердца, он не может работать ночью или на тяжелой физической работе. А ваш муж? Может быть, стоит отбросить амбиции и заняться погрузкой-разгрузкой (можно ему на это намекнуть). Если же выгодно, чтобы работали вы, значит пусть возьмет заботу о ребенке в свои руки. Ислам ведь этого не запрещает.

Выскажите ему свои переживания о том, что терпение может подойти к концу, что в состоянии перегруженности и нервозности вам сложно будет уделять должное внимание сыну. А для себя учтите, что депрессия и хроническая усталость способны нанести глубокую психологическую травму, за которой могут последовать тяжелые физические заболевания, а вам ведь необходимо воспитывать сына, а также тех детей, которые еще родятся (с Божьего на то благословения). Обсудите все это с мужем без претензий, стараясь понять происходящее. Если он проигнорирует все ваши доводы, тогда (1) парню нужен отрезвляющий удар по голове, который поможет взглянуть на происходящее по-новому, с учетом чувств и переживаний других, (2) а вам - отдых и, как минимум, переход на полставки.

Мы с мужем женаты пять лет, но живем в разных квартирах. Допустимо ли это по шариату и по Сунне? Хавва, 27 лет.

Если каждый из вас выполняет свои супружеские обязанности, тогда - на ваше усмотрение.

Имеет ли муж право заставлять жену работать? Если не соглашаешься на это, то начинаются упреки в отношении денег, которые, кстати, тратятся на его же питание и проживание. Дильназ, 30 лет.

Он не имеет такого права, так как тем, кто должен обеспечивать семью материально, является именно муж. Хотя при обоюдном согласии жена также может устроиться на работу.

1. Муж и жена студенты, муж перешел на второй курс, а жена - на пятый. Муж не работает, так как у него дневная форма обучения. А жена учится и работает на нескольких работах, устает. Может ли она жаловаться мужу, что устает работать за двоих, и просить, чтобы он скорее нашел работу? Или надо работать и зарабатывать молча, не предъявляя претензий супругу?

2. Не грех ли ей жаловаться мужу и упрекать его, если он тратит деньги на лишнее?

3. Читала, что жена имеет право по своему усмотрению распоряжаться своим заработком.

4. Какой привести довод мусульманину, чтобы оторвать его от компьютерной игры, дабы он помог по хозяйству или занялся чем-то полезным?

5. Муж учится в серьезном вузе, поступил туда благодаря милости Всевышнего (повезло на экзаменах, знаний было очень мало), но вследствие нехватки простейших учебных знаний (даже квадратное уравнение с большим трудом научился решать) не может своим умом сдавать экзамены. В школе в своей стране он изучал только Коран и арабский язык. Если не будет использовать шпаргалку или подсказку кого-либо, то завалит все экзамены и будет отчислен, вследствие чего он и его супруга потеряют жилье - студенческое общежитие от вуза. Своего жилья нет. Что сделать: заваливать экзамены, быть отчисленным, потерять жилье или использовать нечестные методы сдачи экзаменов? Простит ли Всевышний его шпаргалки? Ирада, 21 год.

1. Стоит не претензии предъявлять, а обсуждать проблему вместе. Полезны совместные размышления и анализ происходящего, а также будущего.

2. Нет греха, если реплики с ее стороны вежливы, сдержанны и благоразумны.

3. Она имеет на это полное право.

4. Ничего не говорить. Совесть рано или поздно у него проснется. То, что человек мусульманин, еще не избавляет его от лени и желания бездельничать.

5. Работать над собою, а не играть в компьютерные игры. Работать денно и нощно.

Если знаний мало, то с большой вероятностью можно сказать, что и шпаргалки ему не помогут. Преподаватель, задав дополнительные вопросы, легко выведет его на чистую воду. Выход - пока не поздно, взяться за ум и учебники, восстановив пробелы (или пусть даже большие дыры) в знаниях. Если проявить силу воли и духа, то можно преуспеть в любом деле. Для человека нет такого, чего он не мог бы добиться. Если же он утверждает подобное, то, скорее всего, просто не хочет добиваться, стараться. И в этом случае стоит задуматься о цели получения выбранного образования: нужно ли оно вообще? Представьте себе врача, которому доверили здоровье пациента, а он может поставить диагноз лишь наугад, «по шпаргалке»…

Каково положение человека, которому предложили уехать из родного дома ради призыва других людей к Исламу, а он отказался, так как не хотел покидать свою семью (родителей, сестер, братьев), желая в духовном и материальном плане помогать своей семье? Считается ли, что он поступил эгоистично и пренебрег этим путем ради своего личного блага?

На мусульманине не лежит обязанность быть миссионером. Но лежит обязанность материально обеспечивать семью и помогать близким, соблюдая при этом повседневную духовную и религиозную практику. Этому человеку следует преодолевать, достигать, созидать, и он сам себе докажет, на что способен. Не стоит тратить время на размышления о прошлом. Многое следует успеть в настоящем.

В идеале - нельзя. Лучше не выносить сор из избы. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, в наихудшем положении пред Богом в Судный День окажутся те муж или жена, кто разглашал внутрисемейные тайны (секреты), переданные (раскрытые) одним из них другому [особенно это касается секретов интимного характера]» .

Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же - один из больших грехов .

Делитесь своими мыслями и переживаниями со своей мамой, например, или с кем-то из родственников, кто может внимательно выслушать и дать мудрый совет. Обсуждая внутрисемейные вопросы, а тем более грехи вашего мужа (побил, оскорбил) с подругой или кем-либо иным, вы совершаете грех. В вашем случае, когда вы не можете самостоятельно найти выход из сложившегося в голове эмоционального тупика, возможно краткое, без подробностей обсуждение происходящего с наиболее близким вам человеком, дабы найти выход и верно сформулировать свое отношение к происходящему.

Кстати, если муж бьет свою жену, это ненормально. Следует предпринимать меры, дабы психическое «недомогание» не переросло в большую проблему. Думаю, в этом вам поможет продуманное и ненавязчивое общение с любимым в подходящий для этого момент, а также чтение соответствующей литературы по семейной психологии. Жизнь - экзамен, а потому всегда актуально учиться, работать над собой и думать головой.

Я замужем за мусульманином, сама тоже практикующая мусульманка. У моего супруга есть друзья, которые читают намаз, но их супруги не читают.

Насколько я знаю, в Исламе женщинам не положено сидеть с немахрам мужчинами за одним столом. Порой его друзья приглашают нас в гости, где все сидят за одним столом. С точки зрения шариата, как вы считаете: нужно оставаться дома или идти в гости? Айсулу.

Можно идти в гости, главное - чтобы у вас был прикрыт аурат.

1. Если жене предложили работу, при выполнении которой ей придется находиться рядом с посторонним мужчиной наедине, в одном кабинете, как быть? Запретить? По милости Всевышнего нет острой необходимости супруге выходить на работу, так как моего заработка хватает, но она добровольно изъявила желание работать, аргументируя тем, что не хочет засиживаться дома, хочет развиваться, общаться с людьми и т. д. Супруга пока не начала соблюдать религиозную практику. Наши дети (дочке 4 года, сыну 2,5) ходят в садик. Что можете посоветовать?

2. Нужно ли детям ходить в детский сад или лучше самим ими заниматься дома? Лично я сторонник того, чтобы супруга занималась детьми и была дома, так как никто лучше нее не знает, что хорошо для наших детей. Но ей не хочется целый день проводить дома, она часто жалуется на это, устает от двоих детей. Я ее понимаю. Можно пригласить помощницу, чтобы она помогала ей по дому. Я не хочу на нее сильно давить и запрещать ей все. Подскажите, пожалуйста, с религиозной точки зрения и из собственного опыта, как нам быть?

3. Возможно, вы знаете, что у казахов есть такая традиция: единственный или младший сын должен остаться жить со своими родителями. Это мой случай, я - единственный сын. Мы с женой и детьми живем вместе с моими родителями. Хотя возможность жить отдельно от них у нас есть. Отцу до пенсии еще десять лет, и родители хорошо обеспечены.

Я полтора года назад стал религиозно-практикующим и стараюсь по возможности приобщать жену, детей к следованию канонам, но мои родители категорически против этого. Дочь и сын пару раз видели меня молящимся, и дочка спросила, что и зачем я делаю. Я постарался ей объяснить, и она начала за мной повторять. В один прекрасный день она достала свое полотенце, расстелила на полу перед моими родителями и, приняв соответствующею позу, начала объяснять своему младшему братику, как надо молиться. Родители, мягко говоря, были не в себе. Мама на меня конкретно наехала после этого. Мол, детям голову не забивай. Даже настояла на том, чтобы я поставил защелку на дверь и закрывался во время намаза. Пока не хватает опыта, не знаю, как все устроить. Если уйти и жить отдельно, родители обидятся. А так хочется открыто говорить, объяснять своим детям об Исламе, потихоньку закладывать основу. С родителями на эту тему пару раз пытался заговорить, но они категорически не желают слушать. Говорят, что я не развиваюсь, а наоборот - возвращаюсь в Средневековье. Они не отрицают Бога, верят, но не видят необходимым практиковать религию, даже Коран в руки брать не хотят.

1. Советую активно заниматься развитием детей. Когда им исполнится по 13–15 лет и они благополучно будут обучаться в хорошем лицее или, например, перейдут в то образовательное учреждение, которое откроет им перспективы получения образования за границей, и дети будут уже сформированными личностями со своей системой ценностей и авторитетов, а также каждодневной дисциплиной, тогда вы, родители, можете отпустить их в свободное плавание, которое активизирует их рост и развитие в том направлении, которое было задано в семье, в первую очередь - вашей супругой. Активно развивая детей, используя при этом умные книги, тренинги и технологии, жена возымеет перспективу и собственного серьезного интеллектуального и эмоционального развития. Это - тяжелый труд, но он окупится сторицей и в земной обители, и в вечной. Развивая детей духовно, она и сама вырастет духовно, побуждая малышей к физическому развитию, дисциплинирует и себя в вопросах каждодневных физических нагрузок, являя собой тем самым живой пример всестороннего развития.

Желание устроиться на работу на данном этапе в ее случае - это желание тусоваться и наряжаться для кого-то. Через несколько лет она поймет, что это было серьезной ошибкой, а возможность наверстать упущенное уже более не представится.

До момента, когда детей можно пустить в свободное плавание, предстоит работа с ними. Десять лет интенсивных вложений дадут серьезные дивиденды (с Божественного на то благословения). Затем, уже имея серьезный опыт развития и становления личности, можно включаться в процесс карьерного роста, устраиваться на работу либо организовывать собственное дело.

2. Детский сад важен для развития ребенка. Но не нужно ограничиваться лишь им, вечером и в выходные развитие продолжается уже в домашних условиях. Днем супруга может спокойно заниматься решением бытовых и хозяйственных вопросов, а также должна вовремя отдыхать и всесторонне развиваться, дабы вечером быть эмоционально сдержанной и мудрой во взаимоотношениях с мужем и детьми.

3. Для вашей семьи будет правильным жить отдельно, например неподалеку. Будете навещать родителей по праздникам и в выходные дни. Говорю я это больше не из-за их мнения о религии, я скорее имею в виду создание долгосрочных и гармоничных отношений в вашей семье. Родители, вы и ваши дети - три разных поколения, а этапы развития сегодня исчисляются уже не веками, а 5–10 годами. Учитывайте это. Следует уважать родителей и почитать, но быть на привязи у кого-либо не стоит.

Таков смысл слов, проговоренных пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

Исключение - когда она лично и без принуждения одобряет это и согласна с этим.

Кстати сказать, ваш муж, являясь состоявшимся и обеспеченным, надеюсь, подарил вам щедрый свадебный подарок?

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 570, хадисы № 123–(1437) и 124–(1437); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 150, хадис № 2491, «сахих».

Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 486, хадис № 1/685 и пояснение к нему.

"Жить полной жизнью", "цените каждый день своей жизни, не тратьте ее на пустяки" – эти фразы мы слышим изо дня в день в обществе, на страницах книг и журналов. Книги по психологии аргументируют это тем, что только берущий максимум от каждого дня человек может быть по-настоящему счастливым. Но большинство людей забывают о том, что ценить время и посвящать его правильным делам необходимо, чтобы продолжить счастливую жизнь и не страдать в мире следующем, где нам придется отчитываться за каждую неправильно проведенную секунду нашей жизни.

Пока вы читаете это предложение, секунды вашей жизни утекают безвозвратно. Они уходят навсегда. Даже если вы были бы готовы заплатить большие деньги, чтобы вернуть ушедшее время, вы не сможете это сделать. Жизнь – это богатство в полном смысле этого слова, она состоит из огромного количества мгновений, все из которых являются бесценными сами по себе.

Ограниченность нашей жизни делает идею «жизни на полную катушку» привлекательной для многих. Некоторые люди даже создают список дел, которые они должны успеть сделать прежде, чем покинут мир. А Голливуд зарабатывает кучу денег на фильмах, герои которых могут бросить вызов смерти и добавляют адреналина в свои жизни. Многие, осознав краткосрочность жизни, бояться не успеть сделать много вещей, и начинают гнаться за миражами вместо того, чтобы осознать истинное.

Но на самом деле попытки успеть и увеличить наше мимолетное существование на этой Земле будут напрасными, если не осознать истинного смысла жизни. В конце концов, зачем искать острые ощущения, копить деньги, покорять вершины гор, отправляться в кругосветное путешествие, если вы, в конечном счете, умрете? Для того, чтобы жить полной жизнью, возможно, сначала нужно осознать, зачем нам дана жизнь?

Вопреки тому, что многие голливудские продюсеры направляют нас к цели нашего существования, смысл жизни кратко изложен в аяте Корана:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Поклоняться Всевышнему, и ничего больше. Только поэтому нам дана возможность дышать и жить жизнь во всей ее красе. Будь наше страсть к искусству, стремление совершить невозможное или путешествовать по миру, каждое наше действие большое и малое, рассчитано на одного Всевышнего. Вот почему, начиная какое-либо дело, мы произносим «Бисмиллахиррахманиррахим!» (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Человеческой природе свойственно ошибаться. Поэтому когда вспышки жизненной трассы сбивают нас с пути, следует вспомнить о смерти. Как бы страшно это не звучало, лучший способ напомнить об истинных ценностях жизни – это поминание смерти. Когда человек осознает, что смерть может настигнуть его в любой момент, он понимает истинную ценность каждого дня, каждого часа. Он проживает жизнь так, как будто каждый день как последний.

Представьте, что каждый ваш день – это домашнее задание, за которое вы ответите перед Всевышним. Осознание этого приведет к тому, что вы не будете убивать время на ненужные дела, а займетесь поистине важным, что, возможно, станет ключом к раю.

Несмотря на то, что значительная доля усилий мусульман на сегодняшний день направлена друг против друга, ислам распространяется. Девушка в хиджабе и парень с бородой на улицах города ассоциируются уже не столько с отсталостью, сколько с надёжностью, чёткой жизненной позицией и даже целеустремлённостью. Ислам, как образ жизни, мало-помалу привлекает людей всех категорий.

И всё же окружающие продолжают сторониться религии Аллаха. Они продолжают видеть в ней бесконечные разборки вокруг неактуальных вопросов. Они продолжают оставаться в неведении от того, что ислам тончайшим образом регулирует человеческую жизнь во всех её проявлениях. Они продолжают считать ислам множеством обрядов, которые носят лишь культурную ценность.

Невежество и предрассудки населения – один из главных тормозов исламского призыва. В этой статье мы хотели бы немного рассказать об исламском праве и его уникальной природе.

Определение и возникновение

В языковом значении арабское слово «фикх » означает «понимание». Аллах говорит в Коране: «Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?» (сура «Женщины», аят 78). В шариатской терминологии «фикх » – это совокупность правовых норм. Так, например, говорят: «я преподаю фикх» или «я изучаю фикх», имея в виду правовые нормы, выведенные из Корана, Сунны, иджмы (единогласного мнения учёныхправоведов), кияса (суждения по аналогии) и других источников права.

Исламское право как наука не было известно сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Во времена, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё шагал по этой земле, в фикхе, как и в других шариатских дисциплинах, не было необходимости. Ответы на возникавшие у мусульман вопросы они находили в продолжавшихся ниспосылаться аятах Книги Аллаха и на устах Его Посланника.

Со смертью Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прекратилось и ниспослание Корана. Священного текста, которым, с научной точки зрения, ограничивается религия Аллаха, осталось строго ограниченное количество. Вместе с этим расширение границ исламского государства, формирование и развитие новых принципов социальной и экономической жизни, принятие ислама миллионами самых разных людей и другие подобные факторы наваливали на мусульман горы новых вопросов, требовавших незамедлительных ответов. Появилась острая необходимость систематизации и классификации правовых норм на основе двух важнейших источников исламского права: Корана и Сунны, для чего была разработана общая методология выведения правовых норм из источников шариата. Так, на свет появились различные правовые школы и огромное количество предельно детализированных трудов исламских учёных, подробно описывавших все разделы исламского права.

Связь с единобожием

Особенностью исламского права является его прочная связь с верой во Всевышнего Аллаха и столпами исламского вероубеждения, особенно верой в Судный день. Следование шариату – это поклонение Аллаху, которое вместе с познанием Всевышнего является сутью единобожия и непременным следствием веры в Создателя. Аллах говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56).

Во многих аятах Корана Всевышний Аллах подчёркивает связь следования шариату (подчинение исламским правовым нормам) с верой в Него; связь шариата и вероубеждения, права и веры.

Всевышний Аллах упоминает молитву и закят, связав их между собой и верой в вечную жизнь: «…которые совершают намаз, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни» (сура «Муравьи», аят 3).

Всевышний Аллах повелевает хорошо относиться к женщине, и связывает это повеление с верой в Него: «О те, которые уверовали! <…> Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура «Женщины», аят 19).

Всевышний Аллах призывает мусульман к активной деятельности, напоминая им о Своём непрерывном наблюдении, взращивая в них тем самым чувство ответственности:«Скажи: »Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали»» (сура «Покаяние», аят 105).

Всевышний Аллах приказал женщине соблюдать хиджаб и связал исполнение этого приказа с её верой в Него: «Скажи верующим женщинам <…> Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (сура «Свет», аят 31).

Из божественной природы исламского права исходит ряд его других важнейших особенностей, среди которых – соответствие естеству человека. Всевышний Аллах, создавший окружающий нас мир, обладает абсолютным знанием обо всех явлениях, процессах и элементах, из которых этот мир состоит. Человеческая жизнь – не исключение, а исламское право – наглядное тому доказательство.

Человеку свойственно ошибаться. Он не умеет заглядывать в будущее, не способен точно распределять приоритеты между частным и общим, между интересами индивида и общества, гражданина и государства. Порой он даже не способен определить, что плохо, а что – хорошо. Самое «точное» из того, чем он обладает, – наука – зачастую основана на практике; основана на пробах и ошибках, предположениях и допущениях.

Исламские науки – самые точные из всех наук, ибо основаны на абсолютном знании Всевышнего Аллаха. Знании того, что для человека благо, а что – зло. Знании того, как достичь пользы и как устранить вред. Знании точной границы столкновения приоритетов личной выгоды и общественной пользы. Знании природы социальных процессов и их последствий, какой бы промежуток времени их не разделял.

Такие, казалось бы, разные внешне, но одинаковые по своей природе явления, как прелюбодеяние и экономическая сделка с элементами ростовщичества, – это примеры того, как за личным интересом человек не способен увидеть общественный вред. Аллах его видит. Именно Он создал причинноследственные связи, и только Его повеления и запреты, на которых строится исламская правовая система, отражают реальную картину человеческой жизни.

В исламе нет затруднений

«Жить по исламу невозможно» – известное среди людей заблуждение. При этом они как бы верят в Аллаха, Который неоднократно опровергает их заблуждение в Своей Книге: «…и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78); «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Корова», аят 185).

Ислам – это путь справедливости и человеческого счастья, а исламское законодательство призвано его обеспечить, поэтому «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). В шариате предусмотрены различные виды облегчений обязанностей мусульман в различных ситуациях, такие, как, например, сокращение и перенос молитвы в пути. А формула «необходимость делает запретное дозволенным» является одним из важнейших правил фикха и охватывает собой практически все правовые нормы.

На самом деле соблюдать ислам очень легко. Правда, с одним условием – когда знаешь, для чего. Ведь люди, как правило, не жалуются на то, как трудно чистить по утрам зубы, ждать зелёного сигнала светофора или не воровать у соседа песок. Потому что они знают последствия совершения или оставления указанных действий. С исламом дело обстоит примерно так же. Действительно, трудно соблюдать хиджаб, не понимая, для чего. Как и, отвлекаясь от повседневности, пять лишних раз в день умываться и совершать непонятные тело движения. Однако, когда человек осознанно приходит к молитве или хиджабу, ему бывает гораздо труднее от них отказаться.

И всё-таки для чего?

Обязательность руководства фикхом

В следовании шариату человек нуждается гораздо больше, чем в чистке зубов или сигналах светофора. Польза от следования шариату не ограничивается этим миром. Более того, главной целью мусульманина, подчиняющего свою жизнь велениям и запретам Всевышнего Аллаха, является Его Довольство и Рай.

Аллах обязал мусульман твёрдо держаться норм шариата во всех сферах и проявлениях их жизни. Все исламские правовые нормы опираются на Коран и Сунну, и их оставление означает забвение Корана и Сунны, оставление веры в Аллаха, Который утвердил их в качестве источников исламского закона. Сама суть ислама заключается в следовании всему, с чем пришёл Посланник Аллаха от своего Господа. Нормы шариата установлены до Судного дня и не могут быть изменены с течением времени или заменены какимто другим законом. Мусульмане обязаны руководствоваться ими во все времена.

Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3); «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура «Женщины», аят 65); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).

Как ясно следует из этих аятов, мусульмане обязаны руководствоваться Кораном и Сунной во всех своих действиях и видах взаимоотношений, и «для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Сонмы», аят 35).

Заключение

Неграмотность мусульман, их неведение о том, как ислам регулирует те или иные стороны человеческой жизни, их неспособность отстоять позиции ислама в общении с людьми… – это, пожалуй, главные причины слабости исламского да’вата на фоне безыдейности молодёжи и полной деградации общественных отношений. Братья и сёстры, получайте знания и распространяйте их на пути Аллаха! Действуйте, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие.