Дети оставшиеся без попечения родителей примеры. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей , – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей недееспособными и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети, потерявшие одного или обоих родителей, имеют право на получение трудовой или социальной пенсии. Трудовую пенсию получают дети-сироты, умершие родители которых имели страховой стаж. Такая пенсия состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховой, которая рассчитывается исходя из стажа и заработка умершего кормильца. Если умерший кормилец не имел страхового стажа, то детям назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

Согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дети-сироты получают социальную пенсию по случаю потери кормильца до 18 лет, выплата пенсии детям-сиротам продлевается при условии их обучения по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (кроме учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также льготы для детей этой категории установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В соответствии с этим законом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии – до того момента, пока они не окончат образовательное учреждение (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ).

Получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Помимо полного государственного обеспечения, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как предусмотрено в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии для других обучающихся. Также им выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер такого пособия составляет трехмесячную стипендию (п.6 ст.6 Федерального закона N 159-ФЗ). Пособие выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

При выпуске из этих образовательных учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются сезонной одеждой и обувью. Также им выплачивается пособие в размере не менее 200 рублей. Об этом сказано в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

В соответствии со статьей 8 данного закона, выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Таким детям предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При трудоустройстве в организации (даже коммерческие) выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются за счет средств этого образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием. Нормы такого обеспечения утверждены постановлением правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По желанию выпускников им может быть выдана или перечислена на сберкнижку денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Также выпускникам выплачивается единовременное денежное пособие в размере не менее 500 руб. Так прописано в пункте 8 статьи 6 Федерального закона N 159‑ФЗ.

В соответствии со ст.9 ФЗ №159, органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Лицам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Этим лицам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Полезные материалы

Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Откуда берутся дети

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в законе , а часть — «прячется» в формулу «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

Изменения в Семейном кодексе в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребёнка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной нормой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях:

родители (единственный родитель) умерли;

родители ребёнка неизвестны (подкидыши, найдёныши);

родители лишены родительских прав ;

родители ограничены в родительских правах;

родители признаны недееспособными;

родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;

родители длительно отсутствуют

В том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;

родители уклоняются от воспитания детей;

родители уклоняются от защиты прав и интересов детей

В том числе, когда отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники) ;

Или когда родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них ;

Или когда одинокая мать ребёнка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком;

родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;

родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребёнка;

родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;

все иные случаи отсутствия родительского попечения

В том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребёнок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец — в местах лишения свободы. Или: отец — погиб, мать — помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей.

Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребёнка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значения не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребёнка и предпринять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребёнок всё равно будет считаться оставшимся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребёнка, за исключением необходимости немедленно обеспечивать такую защиту до устройства ребёнка (то есть, например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание - передавать ребёнка в приют, иную организацию). Вопрос о жизненном устройстве ребёнка всё равно остаётся открытым, и ответственность за такое устройство с органов опеки не снимается.

Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка в этом случае. Однако если родители оставили ребёнка «на родственников» на срок, превышающий 30 дней, органы опеки и попечительства должны признать такого ребёнка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего, из числа заботящихся о нём родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего.

Зачем нужно устройство

В отличие от взрослых и полностью дееспособных граждан, ребёнок, в силу возраста, определённой психической и физической неразвитости не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы во «взрослом» мире, неспособен сам себя прокормить, одеть и, тем более, воспитать. Некоторые решения, которые принимают взрослые в отношении самих себя (согласие на медицинскую операцию, защита своих прав в судебном и административном порядке и т. п.), ребёнок принять не вправе. Для этого у него есть специальный взрослый человек — законный представитель.

В обычном случае функцию защиты и представительства, воспитательную функцию выполняют родители ребёнка. Именно они обязаны заботиться о его здоровье, развитии, воспитании, защите и образовании — словом, делать всё то, что называется родительскими обязанностями или, шире, родительским попечением.

Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не в состоянии.

Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен сам себя воспитать. Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает.

Именно поэтому до момента устройства ребёнка (в семью или в учреждение) исполнение обязанностей по защите прав и интересов ребёнка автоматически передаётся органам опеки и попечительства. Однако никакие органы опеки не в состоянии воспитывать детей или заниматься их развитием. И потому ребёнок, оставшийся без попечения родителей, должен быть как можно скорее устроен либо в семью, либо, в крайнем случае, в специализированную организацию с тем, чтобы его развитие, воспитание, образование пострадали в наименьшей степени.

Что такое устройство

Устройством ребёнка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребёнка (включая обязанности по воспитанию, заботе о здоровье ребёнка), законного представительства ребёнка от одного лица (субъекта) к другому.

В момент, когда ребёнок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органов опеки и попечительства. Они в этот момент становятся законным представителем несовершеннолетнего.

Необходимо обратить внимание на то, что для возникновения прав и обязанностей органов опеки и попечительства по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта. Данные правоотношения возникают в силу закона в момент утраты родительского попечения.

Устройством ребёнка будет являться его передача органами опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например, при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам) либо в приёмную семью (законными представителем был орган опеки и попечительства — стал опекун или приёмные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройство ребёнка (законным представителем было учреждение — стал усыновитель).

Законное представительство

«Законное представительство» как термин законодательством не определён, однако, анализируя случаи его применения в различных нормативных актах, можно сделать вывод, что под «законным представительством» нужно понимать деятельность, направленную на защиту, установление, исполнение, реализацию прав и интересов лица недееспособного, в том числе недееспособного в силу своего возраста — ребенка — осуществляемую тем или иным лицом (законным представителем) в силу закона.

Признаком законного представительства ребёнка будет являться наличие у законного представителя прав, в широком смысле, определять судьбу ребёнка: каким образом его воспитывать, чему учить, как именно заботиться о его здоровье, как организовать его образование, как обустроить быт ребёнка и т.д. — все эти вопросы в совокупности и являются деятельностью по законному представительству ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Отметим, что важным признаком законного представительства ребёнка является не непосредственное исполнение обязанностей, например, по воспитанию или образованию, но принятие решения об этом. Скажем, попечитель может определить, что дальнейшее воспитание 15-летнего парня будет происходить в Суворовском училище. Или детский дом направляет ребёнка заниматься в художественную школу; родители решают, что их ребёнка будет несколько дней в неделю забирать в свой дом бабушка и т.п. При этом передачи законного представительства не происходит.

Подытоживая, ещё раз поясним, что устройством ребёнка будет являться не физическое перемещение ребёнка из одного места в другое (даже из учреждения в семью), а передача прав и обязанностей законного представительства от одного субъекта к другому. При этом разделение полномочий или ответственности по законному представительству несовершеннолетнего недопустимо.

Что такое семейное устройство

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача в семью на воспитание (усыновление, опека или попечительство, устройство в приёмную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности — в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

В зависимости от того, какому именно субъекту передаются права и обязанности законного представительства ребёнка, выделяют:

семейное устройство;

устройство институциональное либо, попросту, устройство в организацию, предназначенную для постоянного проживания детей.

Усыновление — это передача всех без исключения прав и обязанностей законного представительства ребёнка, принадлежавших его родителям, усыновителям или усыновителю. С этой формой устройства обычно проблем не возникает, все её понимают правильно.

Сложнее с опекой или попечительством.

Опека (попечительство) как форма семейного устройства

Принятый федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внёс важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 года (со дня вступления закона в силу) фактически все остальные семейные формы устройства ребёнка будут сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства.

Таким образом, приёмная семья, известная в отечественном законодательстве с середины 90-х годов как нечто отдельное, особое, будет представлять собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь, субъекты федерации должны привести в соответствие с вновь принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору.

При этом опека определена законом как «форма устройства малолетних граждан <…>, при которой назначенные органами опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (часть 1 статьи 2 упомянутого закона).

Законодательство не допускает разделения полномочий по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона к субъектам договора о патронате (патронатным воспитателям, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

Аналогично и с приёмной семьёй: полномочия приёмных родителей возникают, как и у опекуна, с момента принятия акта органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, и только в силу данного акта.

Передача ребёнка в семью — не всегда семейное устройство

Семейной форма устройства названа потому, что функции законного представительства передаются в семью, гражданам. И в этом смысле необходимо отличать случаи, когда ребёнок, хотя и передаётся физически в семью, но при этом юридически остаётся воспитанником учреждения.

Такие случаи предусмотрены законом . Ребёнок, находящийся в учреждении, может быть передан временно в семью граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Такая передача возможна для обеспечения гармоничного развития ребёнка, не может превышать по срокам один месяц и осуществляется по распоряжению руководителя учреждения.

Если имеются какие-либо исключительные обстоятельства (например, необходимость продолжения лечения), срок временного пребывания ребёнка в семье может быть продлён до трёх месяцев, но лишь с согласия органов опеки и попечительства. Автор полагает, что достаточной «исключительностью» обладает и ситуация, когда ребенок, за месяц пребывания в семье «прижился» и те граждане, у которых он находится, готовы принять его, например, под опеку. В таком случае вполне возможно, оставив ребенка в семье, дать возможность потенциальным опекунам собрать необходимые документы.

Законодатель прямо подчеркивает, что подобная передача ребёнка не является формой устройства детей. И права, и обязанности законного представителя ребёнка остаются за организацией, под надзор которой ребёнок помещён.

Таким образом, семейной формой устройства является передача прав и обязанностей законного представительства несовершеннолетнего семье (или отдельному гражданину). Формами семейного устройства являются усыновление и различные виды опеки или попечительства (собственно опека или попечительство, опека или попечительство по договорам различной формы, в том числе о приёмной семье или патронате). Важным признаком именно семейной формы устройства является назначение законного представителя — физического лица — ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, актом государственного органа (судебным решением, актом органов опеки и попечительства), в порядке, установленном законом.

Выбор формы устройства: ограничения

Форма и вид устройства ребёнка определяются органами опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных форм устройства ребёнка .

Все формы устройства могут быть применены к любому ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.

В частности, усыновить ребёнка можно в случаях, когда:

родители неизвестны (ребенок подкинут, найден );

родители умерли;

родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;

родители признаны судом недееспособными;

родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении ;

по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребёнком и уклоняются от его воспитания и содержания ;

родители дали согласие на усыновление (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16ти лет, необходимо ещё и согласие их законных представителей).

Дети, родительское попечение которых утрачено по иной причине, усыновлению не подлежат, хотя и являются детьми, оставшимися без попечения родителей. Для них остаются доступными все иные формы устройства: под опеку (попечительство), в приёмную или патронатную семью, и лишь в случае, если семейное устройство невозможно, - в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей.

Пожалуй, единственным «абсолютным» ограничением при выборе формы устройства является мнение самого ребёнка. Недопустимо, например, усыновление, если ребёнок, достигший 10-ти лет, против него возражает . При этом органам опеки надлежит тщательным образом выяснить мотивацию ребёнка, для чего привлечь педагогов, психологов.

Необходимо также учитывать, что мнение ребёнка, не достигшего 10 лет, также подлежит выяснению, и, если это возможно, учитываться при решении вопроса о выборе формы его устройства .

"Материалы Школы приемных родителей Проекта К новой семье" БФ "СЕМЬЯ"


Пункт 1 ст. 121 СК РФ.

Выдержки из данного закона приводятся в Приложении.

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

свидетельство об их смерти.

решение суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

приговор суда об осуждении родителей.

медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха - эпоха гласности, демократии - создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков.

Сейчас в России более 700 000 детей - сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери - подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных и семейных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального

насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев, и даже лет.

Выталкивает детей на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8- летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут или не хотят, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают более 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.

За последние 5 лет продолжает сокращаться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году их было 115,6 тыс., что на 8,7 тыс. меньше, чем в 2008 году, и на 11,4 тыс. меньше, чем в 2007 году. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

В 2009 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2008г. и на 21,1% больше, чем в 2007 г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2007 г.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2009 г., были переданы под опеку или усыновление. Их численность в 2009г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.

  • 28,2% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2009 г. она составила 29,4%, в 2008 г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2009 г.36,1 тыс. против 36,2 в 2008 г.
  • 1,7% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты - какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом - частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы - тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума - для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен - перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:

Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:

Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил - передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно - социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной - начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах - оплату путевки оплачивает государство.

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.