Дети-отказники и их родители: кто виноват и что делать. Можно ли взять ребёнка из роддома

Недавно в издательстве «Никея» вышла, пожалуй, самая подробная отечественная книга о семейном устройстве детей из детских домов. Ее авторы — психологи, работающие с детьми-сиротами и приемными семьями почти 20 лет, — разрушают многие стереотипы, существующие вокруг устройства детей в семью. Например, отвечают на вопрос, какого ребенка «лучше» усыновить: того, от которого отказались еще в роддоме, — или ребенка, попавшего в детский дом из неблагополучной семьи?

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье?

Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой достаточно распространенного социального стереотипа: для ребенка лучше совсем не иметь опыта жизни в «плохой семье». Также многие считают, что хуже всего относятся к себе дети, пострадавшие от жестокого обращения. Однако практика показывает, что наибольшие проблемы с самовосприятием имеют дети, не имевшие никакого опыта близких отношений со взрослыми, — дети, от которых отказались в роддоме, так называемые отказники.

У них совершенно отсутствует опыт близких и доверительных отношений со значимым взрослым, через который ребенок обычно и получает представление о том, что он кому-то важен и нужен, заслуживает любви и представляет из себя ценность. Также у таких детей не формируются модели поведения привязанности в раннем детстве, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни и возможности быть родителями.

Тем не менее в нашем обществе считается, что для семейного устройства ребенок, отказной с рождения, — «самый удачный» вариант для родителей. Идея о том, что «ребенок — чистый лист», отношения с которым можно начать с нуля, кажется привлекательной. В этом случае люди не отдают себе отчет, что смотрят на воспитание приемного ребенка даже более идеалистично, чем в некоторых случаях на воспитание своих собственных детей.

Не все в воспитании детей зависит от родителей. Родители не собственники ребенка, они передают ему жизнь, и рождаются дети для жизни. Любой ребенок в первую очередь Божий (или «природный» для тех, кто не верит в Бога), во вторую — свой собственный, со своими индивидуальными особенностями, заметными с рождения. И только в третью очередь — «родительский».

Родители — самые главные люди для своих детей. Они любят своих детей, заботятся о них, от них зависит, как реализуется тот потенциал, который заложен в ребенке. Их ответственность велика, но результат , то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от многих факторов, не только от родительской любви и стараний.

Два действительно важных момента при семейном устройстве детей-отказников:

  • необходимо, чтобы младенцы как можно меньше находились в учреждении без мамы или других близких взрослых (минимизация травмы родительской депривации);
  • чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье.

То есть с точки зрения защиты интересов ребенка желательно скорейшее помещение маленького ребенка в семью. Но это не средство для приемных родителей избежать проблем. По мере того, как ребенок будет расти, станут проявляться его природные особенности, как положительные, так и отрицательные, будут возникать закономерные возрастные кризисы, не говоря уже об обычных житейских конфликтах.

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной системы, неврологические проблемы и другие нарушения физического здоровья, связанные с отсутствием жизненно необходимого ребенку эмоционального тепла и контакта с близким взрослым. Эта важная информация помогает опровергнуть распространенное мнение о том, что все проблемы детей-сирот связаны с «плохой генетикой».

Кроме физиологических проблем , ранняя младенческая депривация приводит к нарушению формирования механизмов привязанности . Для детей из домов ребенка характерна «размытая привязанность». В этом случае не закрепляется сам механизм формирования близких отношений со значимыми людьми из-за их отсутствия.

Дети-отказники часто начинают называть «мамой» нянечек и воспитательниц. Может показаться, что для ребенка лучше иметь возможность хоть кого-то называть «мамой», чем не иметь такой возможности вообще. Однако в процессе таких отношений у ребенка формируется соответствующее представление о том, кто такая «мама»: это женщины, которые заботятся о бытовых потребностях ребенка, они могут уходить и приходить или пропадать совсем.

Очевидно, что при дальнейшем семейном устройстве неизбежным образом возникают проблемы из-за расхождения между сложившимся у ребенка представлением о родительских ролях и тем, что ему предлагается в приемной семье. Например, приемных родителей может травмировать то, что ребенок не выделяет их как «значимых взрослых», может уйти с любым посторонним человеком на прогулке, ко всем идет на руки и т.д. Некоторые семьи впадают в отчаяние, решив, что они не имеют никакого значения для своего приемного ребенка и что так будет всегда. Бывает, это становится причиной возврата ребенка в учреждение.

Кроме физиологических и эмоциональных последствий родительской депривации важно учитывать психологический фактор «ничейности» . С возрастом дети-отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей. То, что у них нет своего дома и своих родителей, и что этим они отличаются от других людей. Отсутствие информации о прошлом и каких-либо представлений о родителях приводят к тому, что дети сначала пытаются фантазировать, сочиняя себе «альтернативную историю» или заимствуя жизненные факты из рассказов других детей, а в подростковом возрасте переживают настоящий кризис идентичности, буквально озвучивая следующее: «Я не знаю, кто я и откуда. Я никто». Это не всегда так драматично и очевидно на первый взгляд, но обязательно проявляется в индивидуальной работе с ребенком.

В отличие от детей-отказников дети из неблагополучных семей обычно все же имеют опыт близких отношений со взрослыми. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Но при этом опыт установления и поддержания отношений со значимым взрослым, на который можно опираться при помещении в новую семью, у них все же есть. Чаще всего их способность к привязанности остается сохранной, а нарушения в формировании привязанности возможно скомпенсировать.

Так что при устройстве в приемную семью и в случае с отказниками с рождения, и в случае с детьми из неблагополучных семей могут быть и трудности, и положительные результаты. Главное — не поиск варианта, где «проблем будет меньше», а умение эти проблемы решать.

Благополучие в приемной семье зависит не столько от особенностей ребенка, сколько от отношения к этим особенностям родителей. В воспитании и «отказных» детей, и детей «с историей» есть свои трудности. Хорошая подготовка родителей к принятию ребенка в семью, реалистичные ожидания и представления о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей, а также гибкость принимающей семейной системы и принятие родителями ребенка — все это гораздо больше влияет на успешность семейного устройства, чем то, «отказной» ребенок или нет.

Мария Капилина (Пичугина)
Татьяна Панюшева

Купить эту книгу

Обсуждение

У меня дочка приемная. Сейчас 3,7, изъята из семьи в 1,5, вместе мы 1,7. В детских учреждениях по времени была мало, но сменила три дома ребенка. Ее взяли в опеку какие-то родственники после смерти матери (мать умерла после изъятия ребенка), но впоследствии именно из-за симптомов депривации сдали обратно в дом ребенка. Не выдержали, думали, что ребенок это цветок лазоревый. Действительно, агрессия, аутоагрессия из ребенка перла. И сейчас еще вылезает. Она мстит людям за то, что с ней обошлись несправедливо. Это просто надо пережить, стиснуть зубы и пережить, а также любить ребенка надо. Я рада, что не сдалась. У меня никогда не было желания ее вернуть обратно, хотя "убить" за ее выходки хотелось периодически.
С другой стороны я почему-то благодарна Био матери. Ну не оставила она ее в роддоме, не отказалась, хотя возможность была. Это же о каких-то чувствах говорит со стороны матери. Да, Мать была никудышная, но Мать.
И сейчас моя Доча очень ласковая. Постоянно мы с не целуемся, милуемся, аж душа радуется. С мозгами у ребенка все очень хорошо, умненькая, память хорошая.
Другое дело, что на характер ребенка вся эта история отпечаток наложила. Только Доча чувствует, как ее не принимают, игнорируют(в т.ч. другие дети), так тут же ежиком становится и агрессию проявляет. Надеюсь, что с возрастом пройдет, работаем над этим с психологом.

"Оба хуже" (С)

У меня приемный ребенок, изъятый из семьи в возрасте 4 месяцев. У нас проблемы не с отсутствием привязанности, а с гиперпривязанностью - в первые полгода, которые ребенок провел дома, ей тогда было 2,8, я не могла даже в туалет сходить одна, ребенок буквально должен был держаться за меня, чтобы чувствовать себя спокойно. Это проявляется даже сейчас, ей уже 7 лет, и спать мы должны обязательно с открытыми дверями комнат, т.е. быть в зоне видимости и досягаемости. так что статья действительно малопрофессиональная.

Какая в принципе разница? И что значит- что лучше? Главное - любить ребенка, любого и отдавать ее этому ребенку.

Интересно, кстати, а не связана ли описанная в треде ниже сохранность отказников с, как бы это сказать, большей сознательностью био? Я имею в виду, что это же надо принять решение, с паспортом родить, написать согласие на усыновление. То есть нужны какие-то минимальные усилия и определенный уровень ответственности. Может быть и дети тогда получаются тоже более сознательные?
В личном опыте у меня один изъятый в 2,5 года и одна отказница. Но делать какие-либо выводы пока, естественно, рано. Единственное, что могу сказать: у обоих, кажется, нет проблем с привязанностью, не было госпитализма и депривации.

Мой опыт говорит о том, что самые жесткие нарушения привязанности как раз встречаются у детей, которые первые годы жизни провели в условиях пренебрегающей кровной семьи. Кроме нарушений привязанности у таких детей очень часты агрессия и аутоагрессия, переносы своей ненависти и боли на приемную семью. А если кровные родственники еще пытаются "качать права", тогда ребенка вообще раздирают такие чувства, с которыми врагу не пожелаешь встретиться.
У отказников совершенно не обязательно нарушение привязанности. Вне зависимости от того, как к ним относились в больницах и домах ребенка.

у меня все наоборот. у изъятого ребенка куча проблем и из-за течение беременности, и из-за обращения с ним в асоциальной семье, и из-за ее места обитания, и из-за голода и болезней там, и из-за изъятия итд итп.
а отказник- просто ребенок, ну тревожность осталась, да...

Разочаровало. Для выпускницы пединститута, прочитавшей несколько учебников о психологии сиротства это было бы очень неплохо. Но для ведущих специалистов в этой области очень поверхностно и малопрофессионально. И снова эти штампы про "безнадежных отказников" и "не такие глубокие проблемы у детей из асоциальных семей".

Че-то я думала, такие теории уже потеряли свою актуальность. А я эту книгу рекомендовала "не глядя" людям. Пойду, пожалуй, почитаю.

Фу-фу-фу. Вместо "разрушения стереотипов" только поддерживают очередной о том, какие ужасные отказники.

ЖЖ-пользователь aquatek-filips пишет в своем блоге: После гериатрического дома вторым местом, куда мы с волонтерами отправились делать репортаж, стали два отделения 5-й городской больницы Севастополя – ИБОНиН и детская реанимация. Как и во многих родильных домах и больницах страны здесь есть особенные пациенты. В общем-то ничем не отличающиеся от всех остальных рождающихся или находящихся здесь деток. Кроме одного – у них нет родителей. Вернее, как правило, они есть, только эти детки им не нужны.
Отказнички.
Так называют таких детей сами работники больницы.

2. ИБОНиН расшифровывается как инфекционно-боксированное отделение новорожденных и недоношенных. Работают здесь врачи-неонатологи или микропедиатры – люди, которые первыми приходят на помощь детям от рождения и до 1 месяца.

3. В ИБОНиН лежат мамы с новорожденными детьми, а также мамы с детьми, которым по показаниям необходимо находится под присмотром врачей и получать лечение.

4. В отделении есть палата с особенными пациентами – как раз теми, кто ничем не отличается от других новорожденных, кроме одного. Только появившись на свет, они стали не нужны своим родителям.

5. Причин этому много. Часто это дети антисоциальных элементов – бомжей, проституток, наркоманов. И вопреки устоявшемуся мнению, по словам врачей отделения, эти дети не всегда имеют какие то крайние степени отклонений и болезней. Просто они не нужны. Бывают дети и от обычных, нормальных, с общепризнанной точки зрения, родителей (с точки зрения социальной роли). Просто их мамы и папы не имеют желания или возможности забирать и воспитывать своих детей.
Этот мальчик родился за неделю до нашего прихода. Его мать фактически выпроводили из отделения, т.к. она ни разу не брала и не просила принести своего новорожденного ребенка, используя отделение лишь как возможность спать в чистоте и питаться. Выписавшись, ребенка (совершенно нормального и здорового) она забирать не пожелала.

6. Эта хорошенькая и совершенно здоровая девочка с очень похожей судьбой. Вообще, со слов медицинского персонала этого отделения, бывает так, что маме просто негде жить, некуда нести своего ребенка. Или нет средств на то, чтобы его выкормить. Неимущая мать-одиночка, живет случайными заработками, отец ребенка бросил ее еще на середине срока беременности, нет никаких родственников или крыши над головой. Как результат – безысходность, слабость и отсюда – отказ. Иногда это дети малолетних мам и, зачастую, крепкие и здоровые младенцы

7. Основная проблема больницы с такими детьми в том, что эти дети как бы “бесхозные” и на балансе государства не стоят. Они есть физически, но документально их еще нет. То есть, у них нет статуса сироты, нет постоянного места жительства – Дома малютки. Поэтому “содержания” по бухгалтерским документами здравоохранения им не полагается. Как и не полагается питания, лекарств, пеленок и подгузников. Когда они достигают возраста 1 месяц, их переводят в Дом малютки. А до того времени – врачи вынуждены либо распределять на таких деток то, что есть в наличии в отделении (а как правило распределять нечего), либо надеяться на помощь благотворительных организаций, меценатов и волонтеров. Часто помогают памперсами, элементарными предметами и детским питанием лежащие здесь же мамы со своими детьми.

8. У новорожденных здоровых детей есть большие шансы не оказаться в детском доме, несмотря на то, что их не забрали родные родители. На сегодняшний день желающих усыновить новорожденного малыша очень много – это семьи, которые не могут иметь детей и иностранцы. Но все же, это не кровные родители. Очень тяжело осознавать, что кровным родителям эти дети лишь обуза.

9. Этажом ниже ИБОНиН, в 5-й севастопольской больнице другое детское отделение. И здесь тоже есть та самая “особая палата”.

10. В этом отделении находятся отказнички до года. Но они сюда попадают не из ИБОНиН. Их привозят из города – обследовать и решать, что делать дальше, или лечить, если такое лечение необходимо. Это дети, которых у неблагополучных родителей отбирают социальные службы. Некоторые родители уже могут быть лишены родительских прав, некоторые еще нет.

11. По словам заведующей отделением, дети здесь тоже довольно часто здоровые и нормальные. Вот только родителям они не нужны. Хоть и не всегда. Бывают случаи, когда за отобранным ребенком мать таки возвращается. Пройдя семь кругов чиновничьего ада, доказав десяткам людей свое желание и возможность полноценно растить и воспитывать своего ребенка. И воспитывают, кардинально меняя свой образ жизни.

12. Очень запомнились одни слова, оброненные кем-то из персонала в отделении – отказнички, давно находящиеся в отделении обычно не плачут. Если сравнивать с теми детьми, у которых есть мама – то вообще не плачут. Как будто плач и крик – это способ общения с мамой, привлечение к себе внимания. А тут они как будто понимают, что звать некого. Поэтому не плачут. Тихо так лежат.
И еще замирают, не шевелятся, когда их берут на руки, может быть ожидая, что их с этих рук уже не выпустят.

13. Мама для этих детей – заведующая, старшая сестра и дежурные девочки-медсестры.

14. В палате четыре места. В палате четыре конвертика. Здесь карточку с именем и данные о ребенке не привязывают к кроватке – ее вставляют в красивые нарисованный конвертик. Сегодня два конвертика пустые. Хочется, чтобы пустыми были все четыре

15. Детская реанимация. В каждой детской больнице есть это отделение. Туда поступают самые тяжелые дети, которые находятся на грани жизни и смерти. Причем возраст их различен – это может быть и младенец после родов, который еще не научился дышать, так и 13-14 летний подросток, попавший в беду. Врачи реаниматологи сопровождают тяжелых детей на лечение в другие больницы, дежурят по всем отделениям и приходят на помощь в случае остановки маленьких сердец.

16. Как и чем лечат? С помощью аппаратуры полувекового возраста, лекарств, которые удалось выбить и доброго слова. Если у ребенка есть родители, которые могут приобрести необходимые лекарства – то это хорошо. А если не могут, то… родители идут по миру с протянутой рукой и просят подарить жизнь их ребенку, которая зависит от денег. И остается уповать только на профессионализм врачей и Божью помощь

17. Детки-отказники в этом отделении несчастны во всех смыслах этого слова. Если у здоровых деток есть шансы обрести свою семью, то у этих таких шансов почти нет…

18. У этой девочки сложный диагноз и неестественно подвернутая правая ножка, которая не имеет сустава и не разгибается, а также нет носовой перегородки. Ее мама ушла из роддома, оставив свою дочь в реанимационном отделении. Больше ее в больнице не видели.

20. Жизнь другой девочки зависит только от сложного оборудования, способного искусственно поддерживать жизнедеятельность организма. Обычно здесь находятся недоношенные детки. Но эта девочка родилась почти в срок. Вот только весит она 1 кг 70 грамм.

21. Она – второй ребенок в двойне. И всю беременность служила, как говорят врачи, донором для второго, родившего здоровым, ребенка. Оттого и такой аномально малый вес.

22. Маленькая ручка сжата в кулачок, ребенок борется и, наверное, надеется. Но его мать забрала только здорового ребенка

23. Но справедливости ради следует сказать, что не все родители такие черствые к новорожденным детям, у которых проблемы со здоровьем. В отделении реанимации практически всю свою жизнь – а это больше года – находится Анна-Мария, которой врачи поставили страшный диагноз – гидроцефалия. И все это время рядом с ней находится ее мама, жизнь которой изменилась с рождением дочери. Вот как бывает – в совершенно нормальной семье родился ребенок с тяжелым диагнозом. Но никто от него не отказался, никто его не оставил в больнице. Понимая, что шансы на полное выздоровление равны сотым долям процентов, родители и на лечение за границей сумели собрать деньги, и даже несмотря на то, что ребенок 18-й день находится в состоянии комы после клинической смерти, ее мама здесь, в реанимационной палате. Рядом с дочерью.

24. Для мамы Анны-Марии этот экран – чуть ли не единственное средство общения со своим ребенком.

25. Очень хочется, чтобы у родителей, оставляющих своих детей неважно где – в роддоме, больнице или просто на улице – в голове включалась такая же надпись, как на входе в детскую реанимацию.

Внимание! Ребенок-отказник – гражданин своей страны, забота о его безопасности для государства важнее всего.

Не каждый, изъявляющий желание взять ребенка в семью, получает на это разрешение. Порядок процедуры и требования к кандидатам в родители закреплены в семейном законодательстве, статье 125.

Статья 125, СК РФ. Порядок усыновления ребенка

  1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

    Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

  2. Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

    Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

  3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка ( настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

    Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

    Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Требования, которые предъявляют к потенциальным усыновителям, следующие:

Важно! Приемный ребенок должен быть младше предполагаемого приемного родителя более чем на 16 лет.

В чем основные особенности процедуры?

Главная особенность процесса усыновления из родильного дома – очередь из желающих усыновить грудничка . Даже при заранее подготовленном пакете документов шансы, что ожидание затянется на несколько месяцев, достаточно велики. Предварительный сбор бумаг также занимает продолжительное время.

Срок пребывания здорового ребенка-отказника в родильном доме не должен превышать недельного срока.

Его переводят в Дом малютки по исходу семи дней. Чтобы взять новорожденного в семью оттуда, нужно действовать уже по другому алгоритму.

Кроме того, закон №155 Уголовного кодекса РФ требует, чтобы факт устройства в семью новорожденного ребенка содержался в тайне .

Учитывая количество задействованных в процедуре лиц, выполнить это нелегко.

Вместе с принятием решения о помещении грудничка в новую семью, можно изменить реальную дату рождения и другие сведения новорожденного, если это послужит делу сохранения тайны.
Далее мы рассмотрим, как усыновить грудного ребенка.

Изменять дату рождения младенца можно не более чем на 120 дней.

Как удочерить ребенка: пошаговая инструкция

Ознакомившись с фото детей и окончательно уверившись в правильности своего решения дать новую семью отказнику, следует набраться терпения для прохождения всех этапов процедуры: досудебного, судебного и постсудебного.

Досудебное урегулирование – как решить вопрос без участия суда и когда идти в суд, если договоренности так и не было достигнуто

Началом досудебного этапа станет подача заявки в местные органы опеки и попечительства над несовершеннолетними (ООП) о желании стать родителями младенцу, оставленному без матери в родильном отделении.

Первым делом, предстоит собрать бумаги по списку, выданному в опеке, и предоставить их к рассмотрению. Оно длится довольно долго: от получения акта об удовлетворительном состоянии жилища принятия решение пройдет около двух недель.

Иного способа усыновить ребенка из роддома российские законы не предполагают. Без судебного разбирательства возможна только опека над ребенком , но права опекунов будут совсем иными.

Выдача опекой отрицательного заключения означает, что попечительские органы не считают соискателя достойным претендентом в приемные родители, опека сообщает о принятом решении и возвращает поданные документы обратно.

Отрицательное заключение может быть опротестовано , если заявитель не согласен с резолюцией. Об этом сказано в законе №48-ФЗ . Стоит также направить руководству ООП письменный запрос о разъяснении принятого им постановления и возможности его изменения. Срок для рассмотрения таких заявлений – месяц.

Список документов для подачи в опеку

Бумаги, требуемые статьей 271 ГПК для начала дела в опеке:


В ожидании решения

Для получения заключения об удовлетворительном состоянии жилья, придется принять у себя комиссию по оценке бытовых качеств вашей квартиры. Если условия признаны подходящими, заключение будет выдано будущим родителям. Его нужно будет подавать с общим пакетом документов.

Внимание! Предстоит еще визит сотрудника органов опеки. Он также сделает вывод о санитарно-бытовом состоянии дома и проведет собеседование для выяснения намерений будущих усыновителей по поводу взятого малыша, финансовой стабильности семьи и отношениях внутри нее.

Знакомство

Положительный ответ ООП на запрос о возможности усыновления означает автоматическое включение в очередь, далее остается ожидать звонка от сотрудника ООП. Придет черед, и потенциальные приемные родители будут приглашены в органы опеки за направлением в родильный дом.

С полученным направлением следует отправиться знакомиться с предлагаемым малышом , пока не прошло 10 дней. Если здоровье, внешность, особенности характера новорожденного устраивают, далее следует переходить к юридическому оформлению процедуры, поставив органы опеки в известность о своем решении. Если что-то вызвало неприятие, нужно написать отказ в ООП, отметив, почему принято это решение, и ожидать следующего направления.

Подсудность. Куда обращаться?

Выбрав младенца, предстоит приступить к судебному оформлению процедуры по месту временного содержания малыша . Подсудность заявителей определяется статусом соискателя в опекуны:

  • гражданин страны заявляет о своем намерении стать отцом (или матерью) покинутого младенца в суд района или города;
  • иностранец, оформляющий опеку подкидыша, должен действовать по иным правилам. Его заявление направляется в суд субъекта РФ, где находится роддом. Так определено статьей 269 ГПК РФ.

Статья 269, ГПК РФ. Подача заявления об усыновлении или удочерении

  1. Заявление об усыновлении или удочерении (далее — усыновление) подается гражданами Российской Федерации, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.
  2. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Бумаги для иска

Для открытия иска в суд предоставляют по два экземпляра документов , аналогичных тем, что подавались при первом обращении в опеку:

  1. документ, свидетельствующий о рождении (при необходимости – о законной регистрации брака);
  2. заключение о состоянии здоровья, доходов, жилищных условий;
  3. справка из опеки о постановке на учет и об прохождении учебного курса по адаптации в принятом порядке.

Для усыновителя-иностранца, или проживающего за границей, в состав подаваемых документов следует включить:

  • согласие представителя подкидыша (его функцию может взять на себя главврач роддома);
  • заключение уполномоченного органа своего государства об условиях по месту жительства и о возможности быть попечителем;
  • разрешение на въезд подопечного в это государство на ПМЖ;
  • согласие на посещения органами опеки нового места жительства малыша для контроля соблюдения требований;
  • документ об обязательстве учета в консульстве РФ.

Важно! Предварительно следует перевести представляемые документы на русский язык и удостоверить их у нотариуса.

Доказательства

Резолюция суда является оправданной и доказанной, так определяет ее . В деле устройства в приемную семью доказательствами являются бумаги, предоставляемые опекуном и подтверждение ООП, что рассматриваемое дело служит интересам новорожденного. Судья изучает предоставленные доказательства и принимает взвешенное решение. Если суд считает необходимым, он может требовать предоставления дополнительных сведений от органов опеки.

Составление искового заявления

Правила допускают рукописную форму документации или печатную, необходимое количество экземпляров – два. Обязательные данные для нее установлены ГПК (статья 270):

  1. ФИО и место жительства обеих сторон дела.
  2. Сведения о семье младенца, если они известны, обстоятельства оставления без попечения.
  3. Просьбы:
    • об усыновлении;
    • о смене ФИО ребенка, данных о его рождении;
    • о записи усыновителей в качестве родителей младенца;
    • обоснование возможности опеки.

Статья 270, ГПК РФ. Содержание заявления об усыновлении

В заявлении об усыновлении должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;
  • фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;
  • обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;
  • просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

Справка! Если сделать отказника членом семьи готовы и муж, и жена, они могут подавать общее заявление с реквизитами обоих.

Сроки рассмотрения дела и исполнения решения суда

Предполагает, что иск может быть на рассмотрении в течение восьми недель. Судьи обычно стараются максимально сократить период ожидания , привязывая дату заседания к ближайшему времени присутствия прокурора в здании суда. При благоприятных обстоятельствах рассмотрение занимает от 5 до 20 дней.

На заседании судья зачитывает решение суда, полностью оно будет готово в течение пяти дней после принятия (). Если в течение 10 дней никто не воспользовался правом заявить протест, решение считается законным.

Позволяет назначить исполнение резолюции до официального вступления ее в законную силу, если новые мать и отец подопечного считают это полезным для младенца. Если затягивание может стать причиной ухудшения здоровья малышу, исполнение дела может быть немедленным.

Постсудебный этап

Копию решения суд направляет в местный ЗАГС. На ее основании новоиспеченные попечители могут оформить документы на нового члена семьи и забрать ребенка домой на законных основаниях.

Госпошлина и траты на юристов и адвокатов

освобождает опекунов от уплаты госпошлины по делам об усыновлении. Что касается адвокатов, то для граждан РФ в них нет нужды в процессе судопроизводства.

Определенную сложность представляет суд для жителей других стран. В их случае помощь юриста оправдана. Следует предварительно удостовериться в наличии у адвоката лицензии на подобную деятельность.

Заключение

Усыновление грудничков из роддома – длительный и ответственный процесс. Он может затянуться на несколько месяце и потребует многих душевных сил будущих родителей. Чем яснее они будут представлять себе этапы, которые им предстоит пройти, тем проще будет не потерять большую цель в череде повседневных сложностей.

Несмотря на то, что в последнее время растет число женщин страдающих бесплодием, которые готовы отдать любые деньги для того, чтобы познать радость материнства, есть женщины, которые способны отказаться от ребенка в роддоме. Большинство таких женщин из неблагополучных семей, в которых утратили понятие об общечеловеческих ценностях и о том, что ребенок – это наивысший подарок, который она может получить. Иногда на такой поступок женщину толкают большие финансовые трудности или личные проблемы. По статистике, брошенные в роддоме дети, которые сами росли без материнской заботы, часто сами отказываются от своих детей.

Отказ от ребенка в роддоме

Если женщина решила оставить ребенка в роддоме, то она должна написать специальное заявление во время пребывания в роддоме. Это заявление передают в органы опеки и попечительства, после чего ребенок переводится в отделение новорожденных детской больницы, а после 28 дня жизни в дом малютки.

В течение 6 месяцев женщина может изменить свое решение и забрать ребенка. Если она этого не сделала, то ребенка могут отдать в другую семью на воспитание или усыновление. Любой из членов семьи биологической матери может оформить опекунство над отказным новорожденным ребенком.

Любая бездетная пара, которая решила усыновить ребенка, мечтает взять отказника из роддома, чтобы заботиться о нем с первых дней его жизни. Однако сделать это очень трудно, потому что на отказных детей большая очередь. Чтобы стать на очередь необходимо подать заявление в органы опеки и попечительства о намерении усыновить новорожденного ребенка. Получение положительного решения органов опеки и попечительства является самым сложным моментом в процессе усыновления.

Усыновление ребенка из роддома требует следующего списка документов:

Эти документы нужно иметь при себе, когда подойдет ваша очередь для оформления опекунства. Если согласие на усыновление получено, тогда можно приступать к процедуре подбора ребенка. В случае если в роддомах вашего города не оказалось отказных детей, тогда ребенка можно взять из любого родильного дома в пределах своей страны.

Следующим этапом является подача заявления в суд по месту жительства ребенка о намерении усыновления малыша. Процедура усыновления проходит в суде при присутствии органов опеки и попечительства с участием прокурора. На основании заявления и предоставленных документов, суд выносит решение о разрешении (или отказе) усыновления.

Теперь долгожданный малыш ваш и можно забрать его из роддома. Главная задача – окружить его теплом, заботой и любовью, вырастить из него настоящего человека. И не нужно забывать, что на протяжении 3 лет с момента усыновления органы опеки и попечительства могут контролировать, в каких условиях проживает и воспитывается ребенок.

Усыновление ребенка – очень ответственный шаг, который требует обдуманного и взвешенного решения. Необходимо осознавать, что вы несете ответственность за усыновленного малыша до конца своей жизни.

Маленькая подмосковная больница, палата на 6 мест. За окном бушует весна. Но здешние дети солнце видят только через оконное стекло.

С ними некому гулять. Их некому любить. Порой нет даже человека, который просто взял бы их на руки, покачал, поагукал… Взрослые появляются перед ними всего на несколько минут: покормить, сменить одежду, дать лекарство…

Эти дети - отказники. Те, кому не нашлось места ни в родной семье, ни в сиротском заведении. Дважды проклятые. Мест в домах ребенка не хватает, и своей очереди приходится ждать порой по нескольку лет. Ждать можно только здесь - в обычной детской больнице. Где нянечек не хватает даже для “законных” больных…

Мы почти ничего не знаем о них. Лишь изредка всплывает информация о безобразиях, творящихся с этими детьми: где-то им заклеили рты - чтобы не плакали, где-то привязали к батарее - чтоб не падали. Вот, собственно, и все.

Проблема отказных детей, живущих в больнице, долгое время вообще замалчивалась, - говорит председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова. - Мне о ней стало впервые известно случайно, от мамочек, которые лежали со своими детьми в больнице и увидели этих обездоленных крох…

По закону, когда ребенок получает статус “отказного” в роддоме или изымается из неблагополучной семьи, он попадает в стационар детской больницы, чтобы пройти там обследование, и затем должен быть направлен в сиротское заведение. Но зачастую отказные дети годами находятся в больнице - не по медицинским показаниям, а потому, что дома ребенка переполнены.

В больницах не предусмотрено дополнительных штатных единиц (врачей, воспитателей, нянечек) для отказников - и персонал при всем желании не может уделять им внимание, гулять с ними, - продолжает Очирова. - Поэтому многие дети за все время своего пребывания в больнице ни разу не были на улице, некоторые даже не выходят из палат.

С каждым днем у малышей-отказников уменьшается шанс стать нормальными людьми. С каждым днем они, лишенные общения, все больше отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии. Зачастую дети попадают в больницу здоровыми, а выходят с больничным синдромом не разговаривают, не улыбаются, не умеют играть.

Дети все время лежат в кровати, так обслуживающему персоналу легче с ними работать, - рассказывают волонтеры - добровольцы, которые помогают больничным малышам. - Иногда над теми, кто пытается вставать, натягивают специальную сетку - чтоб лежал…

Совершенно недопустимо, чтобы самое важное время своего развития, когда закладываются основы человеческой личности, будущей судьбы, дети проводили в больницах фактически в одиночестве, - объясняет детский психолог Елена Логинова. - Ведь сразу после появления на свет младенец должен развить кору головного мозга, передать ей функции хватания, ползания, хождения и т.д. Сделать это можно только с помощью взрослых. Работа эта настолько мощная, что за два года жизни вес мозга младенца удваивается. Потом это время наверстать очень сложно, а иногда и невозможно.

В палате отказников одной из подмосковных больниц (не буду называть ее, дабы не навлечь на врачей начальственный гнев) я появилась в обществе волонтеров. Эти люди оказывают всяческую помощь - привозят одежду, памперсы, игрушки. Но главное - не позволяют отказникам превратиться в “растения”. Играют с ними, гуляют, разговаривают…

Движению волонтеров уже три года. Большинство добровольцев - мамы, в свое время находившиеся в больницах с собственными детьми.

У всех у нас семьи, но находим время и для больничных малышей, - рассказывает активная участница движения Марина Андреева. - Я, например, сейчас собираюсь бросить работу, благо муж в состоянии обеспечить семью. А то сижу в офисе с бумагами и думаю: “Что я тут делаю? Меня там, в больнице, дети ждут”.

Наше появление в палате отказников вызывает радостную суету. Кто-то из малышей тянет к нам руки, кто-то показывает свои богатства - погремушку, мишку… Самая старшая в палате, 4-летняя Сонечка, обнимает меня так, будто я самый любимый человек в ее жизни. Я с опаской оглядываюсь на прозрачные окна палаты. Мне уже сообщили, что в большинстве больниц волонтерам и иже с ними брать детей на руки, общаться запрещают. Почему? Скорее всего медперсонал не хочет приучать детей к рукам. Но в этой больнице, кажется, можно. Беру девочку на руки - и в миг оказываюсь зацелованной.
Хочу вручить ей принесенную игрушку - лохматого щенка, но Марина останавливает меня. “Отдай лучше Наташе! Сонечка и так счастливица - на нее уже готовят документы усыновители…”

Усыновление, опека, нормальная семья - единственное спасение для таких детей, - констатирует руководитель объединения волонтеров Елена Альшанская. - Кто вырастет из отказника, который в детстве видел только железную решетку своей кроватки да больничные стены? Этим детям не поможет дом ребенка, даже самый лучший. Только семья!

Между тем именно отказникам труднее всего найти семью. “Засекреченных” больничных детей усыновляют редко, о них просто никто не знает. А у чиновников, как водится, есть дела и поважнее.

СПРАВКА “МК”
Официальной статистики по отказникам нет. По данным Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобразования РФ, количество детей-сирот, находящихся в больницах, приютах и других учреждениях временного пребывания, составляет 11 388. 11 388 ДЕТЕЙ СЕЙЧАС ЛЕЖАТ ПОД СЕТКАМИ НАД КРОВАТКАМИ! ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ СОЛНЦА! ИХ НИКОГДА НЕ ОБНИМАЛИ ПЕРЕД СНОМ!
Например, в Подмосковье около 620 отказников живут в больницах. Только в одной городской детской больнице г. Читы сейчас живут 70 отказных детей. В государственной клинической больнице Краснодара - 35 отказников. В Екатеринбурге - 250, в больницах Новосибирска и области - около 200.