Дети разведенных родителей. Как помочь детям пережить развод родителей и избежать психологической травмы Что происходит с детьми когда разводятся родители

По статистике, в России из 10 пар, скрепивших отношения брачным союзом, только пять избегают развода и могут похвастаться гармоничными отношениями. Почти в каждой из распавшихся семей есть дети, чьи интересы ввиду надвигающейся катастрофы отходят на задний план. Родители забывают, что ребенок, столкнувшийся с непонятным ему явлением развода, имеет собственное видение ситуации, отличное от того, что навязано ему взрослыми. Как помочь ребенку пережить развод родителей?

Кому достаются отпрыски?

Если родители разводятся, с кем остается ребенок? Статья 61 Семейного Кодекса РФ гарантирует родителям равные права на общего ребенка, однако есть нюансы, раскрывающиеся в ходе бракоразводного процесса, которые могут внести коррективы в предоставление этого права одному из родителей.

Какие аспекты влияют на решение суда при определении места жительства ребенка после развода родителей:

  • материальные возможности каждого из родителей;
  • привязанность ребенка (больше, меньше) по отношению к папе или маме;
  • степень заботы каждого из родителей по отношению к ребенку до расторжения брака.

Если оба родителя, проживая вместе, должным образом исполняли свои обязанности и в равной степени обеспечивали физические и моральные потребности чада, то вопрос о местожительстве ребенка чаще всего решается формально в пользу матери. При этом бывший глава семьи будет иметь возможность встречаться и общаться с сыном или дочерью в любое время.

Реакция дошкольника на развод родителей

Что делать, если родители разводятся? Дошкольники известие о том, что родители расходятся, воспринимают с единственным превалирующим и подавляющим все остальные эмоции чувством – страхом. Маленький ребенок не способен осознать внутренних факторов катастрофы и полностью ассимилирует происходящее со своей личностью – это его бросают, ему хотят сделать больно. Усиливает гнетущую ситуацию тот факт, что на время распрей, сопровождающих развод, родители полностью сосредотачивают внимание на своих переживаниях и не способны уделить нужное внимание маленькому члену семьи.

В период бракоразводных действий дети чаще заболевает простудой, у них начинает скакать температура, появляются признаки ВСД. Все эти симптомы являются результатами нервного расстройства, проявлениями внутреннего протеста против разрушения внутренних установок и мироощущения малыша.

Поскольку именно мать (в большинстве случаев) остается с ребенком после разрыва отношений, на нее возлагается ответственность за восстановление доверия малыша к обоим родителям. Маме необходимо разговаривать с маленьким человеком, оперируя доступными ему понятиями, но не пытаясь сгладить горькую истину ложью. До малыша нужно донести, что по-прежнему его папа лучший, а то, что случилось, никак не повлияет на их возможность видеться, гулять вместе, играть.

Считая, что ребенок еще слишком мал для того чтобы понять ситуацию правильно, некоторые родители начинают задаривать его игрушками, потакать всем его прихотям, покупать больше сладостей. Делать этого ни в коем случае нельзя, иначе ребенок научится извлекать выгоду из чувства вины других людей. Для того чтобы дошкольник не чувствовал себя ущемленным, достаточно проводить с ним больше времени, общаться и, конечно, оставить все выяснения отношений за порогом дома.

Развод глазами подростка

Школьникам, поставленным перед фактом распада семьи, приходится еще тяжелее, чем малышу, ведь ребенок постарше, выискивая причину беды, сразу начнет копаться в себе. Даже очевидные причины развода, такие как измена, алкоголизм, отсутствие любви, не являются для подростка аргументами в пользу развода. А если родители еще и усугубляют тяжелую обстановку, бросая в лицо ребенку такие обвинения, как: «Это все твои проделки!», «Если бы ты себя вел нормально, этого бы не было!», то психологические проблемы не заставят себя ждать.

Дети старше 11 лет, уже афиширующие протест ярко выраженным девиантным (отклоняющимся) поведением, часто пробуют курить, уходить из дома, делая это демонстративно либо намеренно плохо маскируя «следы преступления». Почти в 100 % случаев, узнав, что родители решили развестись, ребенок перестает хорошо учиться, а педагоги начинают жаловаться на ухудшившееся, неуправляемое поведение.

С подростком разговаривать нужно, но в меру откровенно. Ребенка нельзя посвящать в подробности бесчестного поведения отца или говорить ему, что в ссорах папы и мамы виновата бабушка. Пусть даже живущий отдельно отец останется для него авторитетом. Стандартная формула об утере былых чувств, преподносимая подростку в виде объяснения, не заставит ребенка считать себя таким несчастным и обиженным, как неприкрытая истина о несовершенстве одного из родителей.

Привлечение подростка на свою сторону каждым из родителей также грозит тяжкими последствиями. Лучшая мама в мире, со слов отца, предстает перед ребенком в виде неухоженной скандалистки, а любимый отец, с подачи матери, – алкоголиком и диктатором. Такое перетягивание одеяла заканчивается обычно тем, что школьник сбегает от «правды» в неподходящую ему компанию, и вытащить его оттуда уже очень сложно.

Новый родитель – принять или отвергнуть?

Мама, папа и ребенок – это, в понимании подростка, очень плотно соединенные звенья одной цепи. Когда эта связь рушится, школьник предпринимает множества попыток уладить конфликт и эти попытки могут продолжаться до нескольких лет. Неудивительно, что когда у одного из родителя появляется новый партнер, это всегда воспринимается ребенком в штыки.

Как поступить, если ребенок наотрез отказывается принимать нового человека – настроен агрессивно или уходит в себя? Есть несколько вариантов примирить его с положением в семье:

  • убедить ребенка, что отчим или мачеха не станут вмешиваться в вопросы воспитания;
  • чаще проводить время с подростком;
  • привлекать ребенка к помощи по дому, объясняя это его незаменимостью;
  • постоянно, но ненавязчиво говорить школьнику, как отчим или мачеха обеспокоены его плохим настроением или низкой успеваемостью.

Даже старшему школьнику сложно представить себе папу и маму как обычных людей, подверженных общечеловеческим желаниям. Нужно напоминать ему о том, что взрослые также не могут жить без любви и поддержки, и во многом от него зависит, будут ли его отец и мать счастливы или нет.

Папа и мама решили больше не жить вместе, и ребенок оказывается на распутье. Чью сторону принять? Рассказывать о своих переживаниях и страхах или держать в себе?

Вот 4 ключевых совета, которые ответят на вопрос, что делать, если родители разводятся:

  1. Во время семейных разборок делать шаг назад, перестать акцентировать внимание на себе – взрослым и так сложно, незачем провоцировать лишние всплески эмоций?
  2. Начать вести дневник, куда записывать подробно все свои личные переживания. Если ситуация невыносима, подойти с этими записями к школьному психологу и рассказать все без утайки.
  3. Нельзя отдаляться от того родителя, который ушел из семьи – ему также необходима поддержка и любовь.
  4. Не нужно принимать ничью сторону – в семейных драмах виноваты оба участника, и ребенок не должен служить «переходящим вымпелом» в вопросах «кто кого».

А еще следует чаще предлагать свою помощь в бытовых вопросах и постараться учиться лучше. Это разрядит ситуацию и избавит родителей от лишних проблем, например, бесед с учителями насчет успеваемости.

Помощь родителям

Что делать, если родители разводятся? Дети по-разному переживают разрушение семейного устоя, но замыкание на случившейся беде – не выход. Даже если очень хочется спрятаться от проблем в самый дальний угол, нужно понимать, что в уменьшившейся семье проблем от этого не убавится. Маме, с которой чаще всего проживает ребенок после расторжения брака, сейчас намного тяжелее – ей приходится больше работать и нести двойной груз ответственности.

Может ли подросток реально поддержать нуждающегося в помощи родителя? Вот 5 пунктов, которые нетрудно усвоить и применить на деле каждому школьнику:

  • больше ходить пешком, экономя деньги на проезд и поддерживая свое физическое состояние в норме;
  • лучше учиться, чтобы не пришлось тратиться на дополнительные уроки;
  • временно ограничить карманные расходы;
  • снизить потребление интернета и попросить родителя оплачивать меньший трафик;
  • внимательнее относиться к своему здоровью, чтобы родителю не пришлось брать больничный лист и не покупать дорогие лекарства.

Такие развлечения, как походы в кино, на аттракционы или дружеские вечеринки, лучше заменить поездками на природу, бесплатные выставки. Это обогатит внутренний мир и поспособствует сохранению семейного бюджета.

Самостоятельность – шаг к взрослению

Что делать, если родители разводятся? В первую очередь помочь им решить их проблемы без опасения, что любимое дитя за это время влезет в неприятности или запустит учебу. Пусть папа и мама видят – их ребенок вполне способен на самостоятельные шаги и инициативы.

Подростку несложно взять на себя некоторые обязанности:

  • стирку своего белья;
  • покупку необходимых продуктов;
  • выгул собаки;
  • приготовление простого обеда;
  • уборку дома.

Если какое-то дело оказывается в новинку, например, настройка программы стиральной машинки – не нужно стесняться спрашивать. Что-то не знать совсем не стыдно, а вот взваливать на родителя, которому и так тяжело, груз дополнительных обязанностей, недопустимо.

Забота об эмоциональном фоне

Взрослые, переживающие психологическое давление бракоразводной процедуры, находятся в состоянии постоянного стресса. Они могут этого не показывать, но им очень плохо и тоже страшно. Нередко стресс приводит к еще более тяжким последствиям – депрессии. Распознать болезнь просто – человек перестает есть, становится вялым, теряет ко всему интерес.

Если такие признаки обнаружились у близкого человека – ему срочно необходима помощь. Следует уговорить заболевшего родителя сходить к врачу-психиатру, но и самому не забывать о важности комфортной домашней обстановки. В квартире должно быть всегда чисто. Если родитель сильно устает на работе, то придется освоить приготовление 2-3 несложных блюд и научиться пользоваться всеми необходимыми кухонными приборами.

Что еще по силам ребенка? Мама и папа, наверное, редко имеют возможность заняться чем-то еще, кроме рутинных ежедневных забот, поэтому можно самостоятельно организовать дома освоение какого-либо мастерства – художественной вышивки, бисероплетения, собирания сложного конструктора. Это отвлечет заболевшего родителя от негативных мыслей, а заодно и поможет укрепиться уменьшившейся семье.

5 «нельзя» для родителей

Развод – это ситуация, при которой каждый из родителей стремится извлечь выгоду, выраженную как в материальных, так и в моральных благах. В погоне за личными преимуществами взрослые превращают ребенка в основной объект манипуляции, не учитывая то, как эти действия трактуются психологией. Дети после развода таких родителей нуждаются в длительной реабилитации, иначе могут обзавестись и незаживающими душевными травмами.

Намереваясь воздействовать на чувства «противника», родителю следует знать о 5 категорических «нельзя» в отношении общего ребенка. Итак, нельзя:

  • запрещать сыну или дочери видеться с другим родителем;
  • опрокидывать на ребенка целый воз сочувствия и гиперопеки;
  • заставлять чадо выбирать, с кем ему больше хочется быть;
  • слишком откровенничать с ребенком по поводу причин развода;
  • принуждать подростка к общению с новым «другом» или «подругой» родителя.

Идеальный вариант поведения, который помог бы отцу и матери минимизировать вредные последствия развала семьи для ребенка – это спокойное, компромиссное общение друг с другом хотя бы в присутствии маленького члена семьи. Это подарит ребенку уверенность в том, что происходящее не является завершением всего самого хорошего в его жизни, а наоборот – дает возможность папе и маме лучше реализовать себя и стать счастливее.

  1. «Самое тяжелое — постоянные переезды из одного дома в другой и обратно. Для меня это было наказанием! Не могла дождаться, когда поступлю в университет и впервые за десять лет смогу жить в одном месте», — Мария, 18 лет.
  2. «Я поняла, что моя мама — большая эгоистка. Она была инициатором развода, потому что думала, что нашла любовь всей жизни. А он даже от жены не ушел! Сейчас у нас хорошие отношения, но этого я ей простить пока не могу», — Кристина, 23 года.
  3. «Я не могла дождаться, пока они разведутся! Родители не разводились, пока мне не исполнилось 18 лет, вроде как ради меня. А если бы сделали это раньше, всем было бы лучше», — Ирина, 25 лет.
  4. «Развод помог мне увидеть их обоих в новом свете. Я поняла, что все хорошее исходит только от одного из них, и отдалилась от матери. Родители — это личности, а не только пара», — Эмилия, 38 лет.
  5. «Терпеть не могу, когда люди говорят, что после развода у ребенка будет два дома и вдвое больше игрушек. Все дети хотят, чтобы дом был один!» — Катерина, 40 лет.
  6. «Родители развелись, когда мне было девять, и мамин новый муж почти сразу переехал к нам. Я не понимала, почему они развелись, а через пару лет удивлялась, что они вообще были вместе. Оба обрели счастье в новых семьях. И хорошо, что они не стали сохранять брак ради меня, как родители моих друзей», — Сара, 27 лет.
  7. «Я терпеть не могла ездить от матери к отцу и обратно. Когда я сама выросла и развелась, мы с бывшим мужем сняли квартиру, где жили дети, и сами приезжали к ним по очереди и жили по неделе. Проблемы должны решать родители, не надо отыгрываться на детях», — Анна, 29 лет.
  8. «Родители все делали вместе, и только после их расставания я поняла, насколько они разные и по увлечениям, и по характеру. Увы, с одним из них мы сочетались как вода и масло, то есть никак», — Елена, 30 лет.
  9. «Когда развелись родители, я поняла, что нет большого смысла бороться за отношения, если все закончится расставанием. С нынешним мужем я расставалась три раза, думая, что так будет проще, чем разводиться позже. А он работал над сохранением отношений. В итоге мы пошли на терапию, и теперь я перестала постоянно об этом думать», — Люся, 31 год.
  10. «Я до сих пор надеюсь, что они сойдутся обратно. Когда я окончила школу, они пришли на выпускной вдвоем и сидели рядом, и это было так здорово. А развелись они из-за прессинга со стороны своих родителей», — Мария, 18 лет.
  11. «Они разошлись, когда мне было 13 лет, и мама рассказывала много неприятных подробностей об отце. Позже я узнала, что проблемы были с обеих сторон, и сейчас восстанавливаю отношения с папой», — Арина, 23 года.

Развод родителей — ужасный стресс для ребенка. Как не повторить судьбу разведенных мамы и папы? Как уберечь своего малыша от последствий вашего развода? Поговорим сегодня об этом. Ваших отзывов жду на [email protected] .

Анжела Харитонова, практический психолог

Моя сестра перенесла развод родителей, когда была совсем маленькой. Повзрослев, она вышла замуж за разведенного мужчину старше себя. И постоянно «спасает» его то от пьянства, то от депрессии. Ей тяжело! Недавно сестре улыбнулось счастье — она встретила настоящего мужчину. Но уйти из семьи не может: муж ревнивый, да и пропадет без нее, ради сына жить надо. Масса причин! Как помочь сестре? Ведь у нее с мужем нет будущего.

Ольга, 42 г., Тула.

По статистике, дети разведенных родителей сами разводятся в 70% случаев. Что делать, если вы из разведенной семьи, но сами твердо решили построить крепкую семью на всю жизнь? Что делать, если у вас есть ребенок, а развод неизбежен?

Как дети в случае развода спасают себя от стресса?

Развод родителей — стресс для ребенка. Чтобы справиться с ним, каждый ребенок принимает свое «особое» решение, которое, как ему кажется, спасет его от повторения родительской судьбы. Насколько это решение эффективно, зависит от возраста ребенка, от того, как проходила разводная ситуация, и от его личных особенностей.

Чем младше ребенок, тем меньше он понимает ситуацию, и его подсознание может принять совсем нелепые решения. Например, «Никогда не выйду замуж» или «Мужа надо найти такого, чтоб уж точно никуда не ушел, пусть убогий, но мой». Это превращается в сценарий личной жизни. Чтобы выйти из деструктивного сценария, надо осознать, какое решение вы приняли, когда ваши родители разводились. Только тогда можно стать свободным от прошлого!

Какое решение принимают дети, чьи родители разводятся?

Приведу примеры самых распространенных детских решений и опишу, в какую судьбу эти решения выливаются. Поскольку чаще инициатором либо причиной развода становится мужчина, я буду приводить примеры «девчоночьих решений», но то же самое может решить и мальчик, соответственно, по отношению к будущей жене.

Надо держать мужа на коротком поводке, чтобы не ушел. Это решение ведет к патологической ревности, постоянному контролю, проверкам и в итоге к разрушению отношений.

Лучше найти такого, который никому не нужен, тогда точно останется в семье. Такие девочки подсознательно привлекают пьяниц и неудачников и потом сами с ними мучаются. Но даже когда становится совсем плохо, они не могут уйти, потому что решили, что не повторят судьбу родителей. Им страшно, что их ребенок пострадает, если мама и папа разведутся. Но жить-то в такой семье гораздо хуже для ребенка!

Я сама его брошу. Девочка, папа которой оставил маму, может принять и такое решение. Но для этого нужно найти мужчину морально слабее себя, который любил бы ее сильнее, чем она сама. Это своеобразная месть отцу за «мамины слезы».

Подумаешь, развод… Можно менять мужей как перчатки! В этой ситуации девочка приняла решение, что не надо трудиться, чтобы сохранить семью. Не надо подстраиваться, не надо прощать, не надо проходить кризисы. Как только пришло первое охлаждение или первые конфликты — «все, до свидания!». Чаще всего это приводит к тому, что, пережив несколько официальных и гражданских браков, женщина приходит к пустоте и разочарованию. Но есть другой вариант — через некоторое время приходит мудрость, и отношения уже строятся по-другому, женщина учится прощать и принимать.

Семья любой ценой! Пережив разводный стресс, девочка принимает решение, что ни за что и никогда не разведется сама. Часто она испытывает чувство вины за развод родителей или считает неправой маму. Это приводит к позиции жертвы. Ее подсознание притягивает такого мужчину, с которым не так-то просто сохранить семью: неверного, пьющего, бездельника, агрессивного и т. п.

И тогда девиз «семья любой ценой» начинает действовать в полную силу, делая женщину несчастной. Например, муж изменяет уже в открытую и хочет уйти, но она все равно держит его всеми способами, потому что в голове запрет на развод.

Хорошее дело браком не назовут. Пережив развод, ребенок принимает решение, что семья — это сплошные проблемы. Это решение «затаивается» в подсознании. Вот девушке или парню уже 25, 30, 35… и т. д., а в загс они не торопятся. Хотя могут говорить о своем желании создать семью, но только «человека подходящего нет». Потому что внутри огромный страх пережить то, что пережили родители.

Что делать, если ваш развод неизбежен?

Иногда бывает, что для всех членов семьи развод — меньшее зло, чем сохранение семьи. Чтобы решение ребенка, переживающего развод, было позитивным, а не деструктивным, необходимо соблюдать несколько правил.

Позитивное решение.

«Да, так иногда случается, что люди уже не могут жить вместе. Это не так ужасно, ведь они оба любят своего ребенка и могут остаться между собой в хороших отношениях. Когда я вырасту, я постараюсь создать крепкую и счастливую семью, я сумею прощать, сглаживать острые углы, правильно проходить кризисы и подпитывать семейное счастье. Но если случится так, что я стану несчастлив в этих отношениях и ничего не смогу исправить, я буду готов расстаться и начать новую жизнь».

Правила для разводящихся

  • Не ругайтесь при ребенке, не обвиняйте друг друга.
  • Объясните ребенку, почему вы приняли решение расстаться, максимально смягчив ситуацию. Ответьте на все вопросы. Расскажите, почему так будет лучше.
  • Показывайте любовь к ребенку с двух сторон: и от мамы, и от папы.
  • Не отзывайтесь при ребенке друг о друге плохо.
  • Сохраните спокойные, дружественные отношения.
  • Что делать, если вы — из разведенной семьи и хотите создать счастливую семейную жизнь?
  • В первую очередь определите свое детское решение и как вы его реализуете сейчас. Поймите, что это решение было принято детским умом, а сейчас вы — взрослый мудрый человек и можете принять другое решение.
  • Дайте себе свободу выбора и свободу действия, примите новый девиз (позитивное решение, см. выше). Это лучше делать с психологом.
  • Примите полностью самого себя, тогда вам несложно будет принимать и вашего партнера. Позвольте себе быть собой, а другому — быть другим!

Взрослые часто не предполагают, какие страдания испытывает ребенок, когда два любимых им человека вдруг расстаются. Как влияет развод на психическое развитие ребенка в дальнейшем? Какими опасностями он грозит? Какие условия могут дать надежду и помочь избежать травматических воздействий на последующую жизнь ребенка?

Настоящая книга написана на основе анализа результатов исследовательской работы Института прикладной психологии в Вене.

В книге раскрыта индивидуально различная психодинамика детских переживаний в зависимости от того, какую помощь окружающие (родители) оказывают ребенку, а также анализируются причины несостоятельности родителей и окружающих, не сумевших вовремя оказать ребенку необходимую помощь.

Фрагменты для ознакомления


"Я никогда не мечтала иметь абсолютно послушного ребенка, к тому же мальчик должен быть живым и иногда даже шаловливым". Фрау Б. вздыхает. Потом она опускает глаза, и, когда снова продолжает говорить, я вижу, что ей приходится бороться со слезами: "Но я не знаю, как мне быть дальше. Меня уже просто не хватает!"

Такое проявление чувств слишком неожиданно. Фрау Б. обратилась ко мне за помощью, как она сообщила по телефону, для того чтобы получить несколько педагогических советов. Непосредственно перед описанной сценой она охарактеризовала своего сына Лео как живого, развитого мальчика, с которым постоянно возникают проблемы, когда он должен делать то, к чему в данный момент не расположен, как, например: одеваться или раздеваться, выключить телевизор, идти спать и тому подобное. Мать беспокоит также чрезмерная стеснительность сына по отношению к чужим взрослым.

Все это она рассказала в спокойной манере, к которой теперь так не подходила ее внезапная растерянность, составлявшая контраст со сравнительно невинной симптоматикой, если вообще в этом случае можно говорить о симптомах. Я обращаю на это внимание фрау Б., тогда она, заливаясь слезами, рассказывает, что из таких конфликтов состоят их будни и что из-за них ее отношения с Лео так испортились, что они постоянно кричат друг на друга, а потом рыдают.

И что мальчик последнее время убегает от нее, когда она приходит за ним в детский сад. На мой вопрос, догадывается ли она о вероятной причине, она отвечает: "Я не знаю, но, может быть, правы мои родственники и друзья, говоря, что я избаловала Лео, что недостаточно строга и непоследовательна с ним. Я всегда пыталась воспитывать сына, воздействуя на него разумом, а не строгостью. Но самое ужасное, что я просто не понимаю, что происходит между нами. Очевидно, я все делаю не так!"

Время беседы подходит к концу и я обращаю внимание фрау Б. на то, что она рассказала мне достаточно много о Лео и о себе, о родственниках и друзьях, но ни словом не обмолвилась об отце ребенка. Она краснеет, как будто я застиг ее на месте преступления, и произносит вскользь, что не соответствует ее заметному внутреннему волнению: "Да, это верно и это взаимосвязано, что отец в наших отношениях не играет почти никакой роли. Мы вот уже два года в разводе и Лео видит своего отца раз в месяц, а то и в два".

И на мои дальнейшие вопросы она утверждает, что развод не мог негативно повлиять на ребенка, потому что в момент развода ему было всего два года, и он не в состоянии был что-либо понять и совсем не грустил, когда отец ушел. При этом фрау Б. держится с возрастающей отчужденностью и изо всех сил старается увести меня с "неверного следа". Поскольку время беседы истекло, мы договариваемся о следующей встрече. Конечно, нельзя заранее утверждать, что причиной проблем между Лео и его матерью является непременно развод родителей.

Но все же удивительно, что эта образованная и, как она сама говорит, интересующаяся психологией женщина абсолютно не считает вероятной возможность, что ее развод с отцом ребенка, как минимум, является одной из причин тех трудностей, которые возникли в ее отношениях с Лео. Подобное несоответствие вызывает подозрение психоаналитика о существовании здесь неразрешенных психических конфликтов, имеющих значение для данной проблемы и ее разрешения.

Напрашивается вопрос - почему мать Лео пыталась скрыть от меня развод? А точнее, у меняя сложилось впечатление, что речь шла не столько обо мне, сколько о ее желании избежать нового столкновения с фактом развода. Через неделю фрау Б. сама отвечает на этот вопрос. Она начинает рассказывать о своем браке, о разочарованиях и переживаниях, о том, что ее муж после рождения ребенка больше заботился о ребенке и о своих друзьях, чем о ней. Мать сосредоточилась на сыне, не желала спать с мужем, что еще больше осложняло их отношения. Когда ребенку исполнилось два года, желание уйти от мужа с ребенком приобрело конкретный характер.

И в заключение фрау Б. рассказала, вся в слезах, как долго она мучилась этим решением, так как чувствовала, что не имеет права отнимать у ребенка отца. Несмотря на то что муж все реже бывал дома, Лео его тем не менее очень любил. Можно предположить, что это было именно то огромное чувство вины, которое и привело фрау Б. к полному отрицанию роли отца для Лео, а вместе с тем и значения развода, и она вжилась в представление о том, что ребенок не заметил изменений в семье. Иначе она, вероятно, не совершила бы столь важного шага и не смогла бы освободиться от ставшей невыносимой совместной жизни.

Фрау Б., конечно, не одинака с ее конфликтом между личными чувствами и желаниями, с одной стороны, и родительской совестью - с другой. С огромным чувством вины по отношению к детям приходится бороться большинству родителей, решившихся на развод. Эти угрызения совести кажутся, на первый взгляд, удивительными, но они подтверждаются статистическими выводами. Тем не менее в Австрии распадается каждый третий брак и каждый десятый ребенок до своего четырнадцатилетия уже обременен переживаниями развода (для ФРГ и Швейцарии цифры те же). /.../

Манфреду шесть с половиной лет. Мальчики в этом возрасте обычно идентифицируют себя с отцами. Психоаналитическое понятие идентификации означает гораздо больше, чем просто взятие другого человека в качестве примера для подражания. Идентифицировать себя с другим означает частично быть с ним сросшимся, подсознательно фантазировать: что ты действительно этот другой, жить "через" него и переживать, как он. Идентификация выражается в чувстве "мы", которое принимается в себя.

Путем идентификации я присваиваю себе часть объекта, с которым я себя идентифицирую. (Идентификации являются также важными стимулами детской социализации и имеют огромное значение для развития личности, на них опирается большинство рекомендаций, которые играют большую роль в педагогической практике.)

Итак, Манфред относился к тем мальчикам, которые особенно сильно идентифицируют себя со своими отцами. Для него отец был живым воплощением всего того, что придает жизни смысл: он был обладателем роста, силы, власти, разума и любви к матери в сочетании с восхищением ею. Отец обладал всем тем, в чем он сам так мучительно нуждался. Только благодаря идентификации с отцом ему удавалось не падать духом по поводу своей слабости и маленького роста и преодолевать страх перед теми, кто был старше и сильнее его.

Отец гарантировал мальчику также необходимое эмоциональное прикрытие в отношении матери, что позволяло тому хотя бы частично чувствовать себя защищенным от ее строгости. Идентификация давала ему возможность сосуществовать с болезненным сознанием, что мать обращается с ним как с маленьким ребенком и доминирует над ним, и все же сохранять свою мужественность. Такие сильные идентификации не обязательно результат внешне особенно близких отношений.

Отец Манфреда был художником и очень часто отсутствовал по нескольку дней или недель. И, как раз наоборот, из-за частой недосягаемости отца, чувство идентификации сильно возрастало, что обычно является - подсознательно - путем к тому, чтобы любимого человека всегда иметь при себе, вернее, в себе, даже тогда, когда его нет рядом.

Когда Манфред узнал, что отец не вернется больше домой из своей последней поездуди, он потерял не просто любимого человека. Жить дальше без отца означало для Манфреда потерять самого себя. Отец в известном смысле забрал с собой хорошие и сильные части личности Манфреда. Осталось маленькое существо, обижаемое и дразнимое во дворе и в школе и чувствующее себя в полной зависимости от чересчур заботливой матери.

Потеря отца означала для Манфреда также потерио будущего, а именно, в его становлении мужчиной, поскольку у него отняли возможность уже сейчас, путем идентификации с отцом, таковым себя ощущать. Развод кастрировал Манфреда и таким образом сделал действительностью эдиповы и предэдиповы опасения. В этих обстоятельствах печаль превращается в растерянность, чувство вины обращается к фантазии о самоуничтожении и на место стража вступает чувство поражения.

Но не только разлука с однополым родителем может переживаться ребенком так драматично. Катарине было неполных пять лет, когда ее родители разошлись. Она находилась в высшей точке своей эдиповой любви и была нежно предана отцу, который воплощал для нее сияющего сказочного принца.

Отец был врач и для Катарины было самой собой разумеющемся, что она со временем тоже станет врачом или медсестрой, чтобы ассистировать отцу. Уже сейчас это были счастливейшие моменты, когда она бралась за ручку двери его кабинета и ей разрешалось принести ему картотеку. Ее любимейшей игрой была кукольная семья. При этом кукольный отец был ее отцом, она сама была матерью, они вместе заботились о детях..."

Теперь изложение некоторых идей из книги словами переводчицы


"...Тройственные отношения в психоанализе именуются триангулированием. Они означают не только отношение к отцу и отношение к матери, но также отношение к обоим родителям сразу. Это соотношение создает новое равновесие, внутрипсихическую структуру, которой в дальнейшем предстоит играть огромную роль в умении построения одновременных отношений с разными персонами. Здесь невольно напрашивается сравнение с физическим законом о точках опоры, которых, для того чтобы предмет стоял, а не падал, требуется не меньше трех.

Вспомните, мы говорили о том, как Кристиан, ссорясь с мамой, на время отходил «под защиту» отца. Если отца в это время не было дома, он просто думал о нем и этого было достаточно. Таким образом ему удавалось не очень пугаться своих ссор с матерью. Но когда третья персона - отец - отсутствует по-настоящему, то есть в результате развода его не просто нет рядом, а его нет, он не придет сегодня вечером и неизвестно, придет ли вообще когда-нибудь, то ребенок не в силах выдержать страха перед окончательной потерей еще и матери: потеря эта может оказаться расплатой за его злые слова и мысли.

Роль отца в успешном прохождении «фазы нового приближения», в процессе индивидуализации и в достижении константы объекта трудно недооценить. Если ребенок живет в благодушной атмосфере, если мама с папой любят его и любят друг друга, то его психические структуры развиваются нормально и именно они защитят его в дальнейшем от психических срывов.

Следует отметить, что шести- или семилетние дети, переживая развод, обычно регрессируют именно в эту фазу развития. Но теперь это «оживление» прошлого происходит без отца, который был когда-то так важен для душевного равновесия и чувства защищенности ребенка.

Годовалый малыш, хотя и не чувствует себя больше сим-биотически связанным с матерью, но когда он замечает, что у отца, который теперь воспринимается как отдельная персона, существуют свои собственные с нею отношения, он оказывается потрясен, поскольку видит себя из этих отношений исключенным. Но одновременно он приобретает необыкновенно важное познание: быть другим или быть исключенным вовсе не означает оказаться потерянным в этом мире.

Отец подает малышу пример отношений между автономными субъектами, и ребенок начинает думать так: я такой же, как папа, который любит маму и любим ею. Путем отождествления себя с отцом он открывает возможность новых, не симби-отических отношений с матерью.

С этим чувством независимости своего существования от матери вступает он в критическую «фазу нового приближения», которая переполнена конфликтами между стремлением к самостоятельности и желанием безграничной заботы матери и симбиотического воссоединения с нею. И все это к тому же сопровождается совершенно разноречивыми страхами: страхом перед новым воссоединением, поскольку в нем заключается угроза «поглощения» его матерью, и в то же время страхом перед разлукой.

Короче говоря, он и боится, и в то же время желает независимости. Именно эта неопределенность и скрывает в себе огромный конфликтный потенциал по отношению к матери. Так ребенок в возрасте от полутора до двух с половиной лет создает себе два совершенно противоположных представления о матери. То она в его глазах абсолютно добрая, защищающая, дающая удовлетворение, то вдруг превращается в абсолютно «злую», отказывающую в удовольствии, преследующую и угрожающую. В этом возрасте он, хоть и знает уже, что у него одна мама и воспринимает ее целиком, но в то же время ему кажется, что существуют два противоположных существа, которые стремятся взять над нею власть.

Этим и объясняется то, что дети в этой так называемой фазе сопротивления столь отчаянно борются за, казалось бы, пустяковые удовлетворения и, если им не удается одержать верх, реагируют на это как на истинную катастрофу. Вам кажется, что вашему малышу очень важно, чтобы вы купили ему эту машинку (хотя у него их уже больше десяти и эта ничем особенным не отличается от остальных), но на самом деле для него может быть в этот момент речь идет скорее о «доказательстве», что «хорошая мама» все еще здесь, или о возможности путем ожесточенной борьбы изгнать «злую мать», чтобы снова вызвать к жизни «добрую». Нет оснований сердиться на него за это или чувствовать себя беспомощной, постарайтесь просто - как взрослый человек - забрать ситуацию в собственные руки.

Итак, вашему малышу нужно доказательство? Дайте ему его! Но для этого нет необходимости покупать ему требуемую игрушку или разрешить зимой идти гулять в сандалиях. Есть много других способов доказательства любви и прежде всего это готовность к компромиссу и ласковая любовь, которые обязательно подскажут вам нужное решение.

И это, заметьте, совсем не исключает вашей твердости. Фигдор справедливо утверждает: хорошее воспитание это прежде всего - компромисс! Запомните эти слова, постарайтесь осмыслить их для себя и применительно к своей жизни. Компромисс - это вообще основа любых хороших отношений, а не только международных. Во всяком случае на ниве воспитания, как и в любовных и дружеских отношениях, жесткая и ограниченная принципиальность, максимализм и желание любой ценой настоять на своем могут привести лишь к разрушению.

Двух- или трехлетний малыш вряд ли поймет, что это такое: «нет денег» или что у него уже есть десять машинок и одиннадцатая ему ни к чему. Но вы можете, не сердясь на него, а ласково улыбаясь, предложить заменить это удовольствие другим, например, поиграть с ним в его любимую игру или пойти с ним погулять. Главное, чтобы он видел, что мама, хоть и тверда в своем отказе, но она все равно добра к нему.

И еще - что очень важно - не ленитесь говорить с ребенком. Уже один факт вашего с ним общения для него важнее всех самых дорогих игрушек. Говорить обо всем и давать ему возможность высказаться. И улыбаться. Вот видите: «добрая мама» уже здесь и любимец ваш смеется довольным смехом, ему, собственно, ничего больше и не нужно.

Есть семьи, которые не нуждаются ни в чем и могут позволить себе баллвать своих детей все новыми и новыми покупками и они охотно это делают. Особенно те, чье собственное детство прошло в лишениях. Мне хочется спросить: как долго ваш ребенок радуется новой покупке? Знаю, совсем недолго, часто он забывает о ней уже через полчаса. И это вовсе не от «пресыщенности», как принято считать, а от того, что новое приобретение не принесло ребенку желаемого удовлетворения.

Игрушка - это совсем не то, чего он на самом деле бессознательно себе желал, она нужна была ему в качестве доказательства вашей любви. Не заменяйте себя подарками! Я понимаю, у вас нет времени, вам приходится много работать (благосостояние не падает с неба), вы устали, у вас просто не хватает сил на все. А тут еще и свои собственные неудовлетворенные потребности!

И вот вы уже чувствуете себя ужасно виноватой перед своими детьми и не находите ничего лучшего, как заглаживать вину подарками. И вы даже не представляете, как это опасно для ваших отношений. В результате ребенок ваш, постоянно переживая внутренние разочарования, и в самом деле находит компенсацию в подарках. Так он потихоньку учится бездушно измерять любое доброе отношение не истинным проявлением тепла, заинтересованности и любви, а количеством полученных от человека материальных благ.

Такие люди, если и добиваются в жизни известных успехов, они тем не менее остаются несчастны в личной жизни, поскольку они считают, что все, в том числе и любовь, можно купить за деньги, и не умеют строить настоящих отношений.

Именно в это, такое трудное для матери и ребенка время на отца возлагаются две необыкновенно важные задачи. Во-первых, он предлагает ребенку себя в качестве менее «заряженного», то есть менее конфликтного - в отличие от матери - объекта, который на время освобождает его от противоречивых желаний воссоединения и независимости. И второе: отец одновременно выступает не только как представитель материнских свойств, но и как представитель «внешнего мира», т. е. мира, отличного от матери.

Образно говоря, отец - это тот надежный остров, к которому можно пристать в бурном океане неизвестности, бежав от материка - матери. В этом случае отдаление, освобождение от матери становится не уходом вон, в неизвестность, а уходом куда-то, то есть к отцу, который в какой-то степени тоже как мама. Согласитесь, даже для взрослого человека это далеко не одно и то же.

Таким образом, тройственная структура отношений на втором и третьем году жизни создает необыкновенно важные условия для завершения процесса индивидуализации в области психики. Любовь ребенка к другому родителю не только не обедняет его любви к вам, она делает эту любовь более сильной и уверенной. Не следует смешивать два таких разных понятия, как любовь и зависимость. Если вы стремитесь к безграничной зависимости ребенка от вашей персоны, это значит, что вы желаете безграничной и единоличной власти над ним. А это значит, что вы либо превратите его в «покорного раба», либо в «бунтаря», который станет терроризировать вас своей агрессивностью."

________________________
Гельмут Фигдор родился в 1948 году в Вене. Изучал социологии философию, психологию и педагогику в Венском университете.

После двухлетнего пребывания в Северной Африке и многочисленных поездок в Америку, Восточную Азию и Африку закончил образование и получил диплом психоаналитика (WPV IPA).

Гельмут Фигдор живет в Вене и имеет собственную практику, работает в качестве психоаналитика, детского психотерапевта и консультанта-воспитателя, преподает в Венском университете, является судебным экспертом по вопросам, касающимся детей и юношества, а также сотрудником общества Зигмунда Фрейда по проблемам воспитания.

В последние годы его многочисленные публикации в основном посвящаются вопросу использования познаний психоанализа в повседневной практике воспитания подрастающего поколения.

Доктор Фигдор - один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются дети разводов и их семьи, а также возможностей их преодоления.

Супруги, разрывающие отношения, перестают быть семьей, но продолжают и дальше исполнять родительский долг. Из-за имущественных споров или самой причины, бракоразводный процесс может осуществляться в сопровождении ругательств и оскорблений. Возникшая негативная обстановка пагубно влияет психическое состояние общего ребенка. Избежать проблем помогут советы психологов. Пригодятся рекомендации не только матерям и отцам для объяснения обстоятельств дела, но и детям, желающим узнать, что делать, если родители разводятся.

Под словом «семья» в широком смысле подразумевается взаимопонимание и поддержка. Создается положительная обстановка мужем и женой в равной степени. Расторжение брачных уз является следствием различных внешних и внутренних факторов. Для психики ребенка, находящегося с рождения под опекой обоих родителей, подобный момент является тяжелым ударом.

По мнению психологов, разрыв семейных уз для детей подобен «падающему карточному домику». У маленькой девочки или мальчика рушится целый мир, сформированный за годы воспитания матерью и отцом. Если своевременно не принять меры, то высока вероятность психоэмоциональной травмы на фоне внутренних переживаний. Для осознания масштаба проблемы рекомендуется узнать основные моменты развода родителей и особенности его влияния на психику ребенка:

Возникающие эмоции Причина
Гнев Дети после развода разочаровываются в себе и родителях из-за существенных и нежеланных изменений. Постепенно проявляется раздражительность и злость. Во время приступа гнева несовершеннолетний может начать истерить и требовать вернуть все обратно.
Страх, тревога Потеря мамы или папы для ребенка считается тяжелым ударом. Суть проблемы в ощущении, что один из родителей решил его бросить. Проявляется разлад тревожностью и паникой.
Вина, беспокойство Для ребенка до 7 лет характерно чувствовать вину за происходящее, даже если причина проблемы с ним не связана. Обоснован момент неполным пониманием ситуации и негативной обстановкой.
Одиночество Разрыв брака является длительным и сложным процессом. Родители не перестают воспитывать детей, но уделяют им меньше времени. Для ребенка отсутствие общения становится поводом начать волноваться и испытывать одиночество.
Обида Весть о желании родителей развестись для ребенка крайне обидна. Для детского подсознания отец и мать становятся виновниками развала семья. Подлинные причины развода роли не играют. На фоне нарушенной внутренней гармонии сын или дочка могут замкнуться в себе.


Более открыто демонстрирует эмоции ребенок до 10-12 лет. Подросток старается держать все в себе, что приводит к замкнутости и нежеланию общаться с другими людьми.

Сказать ребенку о разводе сложно даже опытным родителям. Не меньший дискомфорт испытывают дети, желающие расспросить маму и папу о случившемся. Во избежание дальнейшего травмирования психики, специалисты составили перечень вопросов, требующих выяснения:

  • Детям:
    • Как понять причины инициирования бракоразводного процесса?
    • Есть ли возможность помирить родителей?
    • Как жить дальше?
    • С кем лучше остаться после распада семьи?
    • Как сообщить одному из родителей об отсутствии желания с ним разговаривать?
  • Родителям:
    • Как рассказать детям о разрыве отношений?
    • Какие есть методы подготовки к разговору с малышом?
    • Существуют ли особые методики общения с маленьким ребенком на взрослые темы?
    • Можно ли не травмировать детей желанием мужчины и женщины развестись?

Если правильно все объяснить ребенку, то можно избежать существенных изменений в поведении и расстройства психики.

Поможет справиться с тяжелой проблемой специализированная литература и консультация с психологом.

Ребенок должен понять, что есть огромное количество разных факторов, способствующих прекращению совместной жизни родителей. Винить себя в разводе не стоит. Помочь разобраться в ситуации и облегчить напряженную обстановку могут действенные советы психологов:

  1. Выяснить причины развода. Независимо от возраста, ребенку нельзя запрещать интересоваться семейными проблемами. Поговорить с родителями можно напрямую или поинтересоваться интересующими нюансами у прочих родственников. Решение зависит от ситуации:
    • Спросить у родителей напрямую. Мать и отец оценят взрослое решение и начнут говорить с ребенком как с равным. Желательно узнать подробности у каждой стороны по отдельности, чтобы диалог не перешел в ссору между взрослыми.
    • Узнать у других родственников. Если прочие члены семьи осведомлены о происходящем, то они все объяснят.
    • Не вмешиваться в дела взрослых. Совет наиболее дельный, но мало кто из несовершеннолетних к нему прислушивается, что связано с излишним любопытством и наплывом эмоций. Ближе к подростковому возрасту, ребенок поймет все и без расспроса родителей.


Помочь ребенку пережить развод родителей может школьный психолог, педагог или член семьи. За счет советов взрослых удастся избежать ошибок и предотвратить усугубление ситуации.

Решение ребенка о дальнейшем проживании с матерью или отцом

Развод между парой, имеющей ребенка, осуществляет правовая инстанция. В большинстве случаев из судебной практики, детей оставляли с официально трудоустроенной матерью, не имеющей зависимостей и проживающей в личной жилой площади. Согласие иждивенца требуется лишь при достижении им десятилетнего возраста. Выбирать, с кем оставаться, нужно с осторожностью. Поможет определиться перечень вопросов, составленный психологами, на которые нужно ответить самому себе:


Несмотря на сделанный выбор в пользу одного из родителей, второй все равно продолжит заботиться и ухаживать за своим ребенком. Условия общения и алиментные выплаты стороны обсуждают самостоятельно или решают такие моменты в суде.

Некоторые нюансы, например, рукоприкладство отца или зависимость матери, нельзя забыть в одно мгновенье, особенно если дело касается детей. Для восстановления психоэмоционального состояния могут потребоваться годы. Матери или отцу необходимо подождать, а ребенку – запомнить советы психологов для правильного ведения диалога с родителями:

Совет Описание
Спокойно поговорить Во время диалога рекомендуется избегать радикальных выражений и ругательств. Со временем может все поменяться, поэтому акцентировать внимание нужно на отсутствии желания общаться на данном этапе.
Пообщаться с родителем на нейтральной территории Подойдет парк, кафе или любое другое спокойное место. Во время разговора нужно попросить предоставить паузу в отношениях, чтобы успокоится и прийти в себя.
Рассказать о последствиях встреч Несовершеннолетний должен в беседе поставить ударение на ухудшении психоэмоционального состояния после встреч с родителем. Матери или отцу будет больно воспринять услышанное, но результат окажется положительным для ребенка.

Специалисты рекомендуют задуматься о будущем. Рано или поздно эмоции утихнут, поэтому лучше сдерживаться в разговоре и попросить об отсрочке. Называть сроки не стоит, так как у каждого человека по-своему восстанавливается психическое состояние.

Дети, особенно совсем маленькие, не понимают, что такое расторжение брака. Матери или отцу придется деликатно объяснить основные моменты данной ситуации. Помогут правильно сказать ребенку о разводе и прочих нюансах советы психологов:

Момент Описание
Разъяснение ребенку понятия «развод» Родители не должны сообщать о расторжении брака заранее. Всегда есть вероятность примириться. Начинать разговор следует, если обе стороны на 100% уверены в решении, или судебное разбирательство уже начато.
Методы подготовки к разговору Неприятную весть должен сказать один или оба родителя. Второй вариант актуален, если супруги смогут сдерживаться и не поругаются, объясняя причины развода. Время беседы подбирается индивидуально. Ребенок должен быть в нормальном настроении. Если вскоре его ожидает важное событие, то разговор стоит перенести. Аналогично разрешается проблема при психоэмоциональной перегрузке, вызванной негативными факторами, например, проигрышем на соревнованиях или получением плохой отметки в школе.
Особенности ведения беседы с малолетним ребенком Детям до 3 лет знать подробности взрослой жизни ни к чему. Родители могут рассказать о разрыве отношений ближе к школьному возрасту или дождаться, пока ребенок сам спросит. Второй вариант, по мнению психологов, более приемлемый.
Способы предотвращения психических травм Ребенку нельзя преподносить информацию резко. Во время диалога нужно стараться говорить от лица обоих родителей и объяснять, что все будет, как и раньше. Врать про отца «космонавта» или «капитана дальнего плаванья» психологи крайне не советуют. Со временем ложь станет поводом для разлада отношений в семье.

Развод является тяжелым ударом для семьи. Во избежание усугубления ситуации, родителям стоит обсудить с детьми основные моменты разрыва отношений. Говорить нужно правду, но без резких выражений. Если случай усложнен другими обстоятельствами, то желательно проконсультироваться с психологом.