Детская практическая психология. Детская психология и получение практических навыков Детская практическая психология

Год выпуска: 2004

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.
В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.
В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.
Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Глава 1. История детской практической психологии
1.1. Становление детской практической психологии и педологии
1.2. Становление детской практической психологии в России
1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг
Вопросы и задания
Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении
2.1. Психологический кабинет
2.2. Психологический инструментарий
2.3. Нормативная документация детского практического психолога
2.4. Специальная документация
2.5. Организационно-методическая документация
Вопросы и задания
Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества
3.2. Психические особенности детей раннего возраста
3.3.Особенности психического развития в дошкольном возрасте
3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей
Вопросы и задания
Глава 4. Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения
2.1. Психодиагностика
4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
4.3. Психологическое консультирование и просвещение
4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса
Вопросы и задания
Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
5.1. Терминология
5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте
5.4. Особенности депривации психического развития в дошкольном возрасте
Вопросы и задания
Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении
Вопросы и задания

Пермский Государственный Педагогический Университет

Детская практическая психология

Составитель: Лядова К.В.

Пермь, 2009

Становление детской практической психологии за рубежом и в России

Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и воспитанию ребёнка. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Однако со временем на передний план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. XX в., педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где её инициаторами стали такие известные учёные, как Э. Мейман, Д. Сели, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

Работы Д. Сели «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педологическая психология» (1894-1915) имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, т. к. он изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Данные, полученные Д. Сели, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении. На основе этих положений М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Немецкий психолог и педолог Э. Мейман основал психологическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Мейман стал также основателем первого специального журнала, посвящённого педологическим проблемам, - «Журнал по педагогической психологии». Он считал, что педология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития и проводить его диагностику. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании особенностей психики конкретного ребёнка.

Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. В то же время прикладная детская психология разделялась им на психодиагностику и психотехнику. Психодиагностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определённого возраста. Английский учёный Ф. Гальтон одним из первых начал поиски новых способов измерения психического развития детей. Он обращал главное внимание не на общие для всех индивидов законы, а на их вариативность у разных людей. Он изобрёл ряд специальных методик для изучения этой вариативности, которые стали истоком новой крупной отрасли психологии – дифференциальной психологии. Особо значимым явилось внедрение в психологию новых математических методов, главным образом статистических. Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку метода тестов. Тест стал одной из важнейших методик в лаборатории Гальтона и в дальнейшем прочно вошёл в науку.

Французский учёный А. Бине одним из первых разработал методы, позволяющие быстро и надёжно определить уровень интеллекта детей, дифференцировать нормальных и аномальных детей. Создал тесты для диагностики интеллектуального развития у детей от 3 до 18 лет.

В России ДПП стала развиваться в начале ХХ века в тесном сочетании с педологией. Подлинными инициаторами формирования педологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев.

Осенью 1904 г. в Петербурге открылись первые в России курсы под руководством Нечаева. Целью этих курсов было распространение знаний, необходимых для понимания психических и физиологических особенностей детского и юношеского возраста, а также повышение теоретического потенциала педагогов.

Одной из главных задач, стоявших перед ДПП в то время, был поиск объективных методов исследования и диагностики психики. Использовались тесты, анкеты, биографические, статистические и антропометрические методы. Для экспериментального исследования детей в 1905 г. А.Ф. Лазурский совместно с А.П. Нечаевым создал первую психологическую лабораторию в Петербурге. Совместная работа Лазурского с известным психологом и философом С.Л. Франком привела его и идее о двух сферах душевной деятельности – эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Исходя из уровня развития разных эндо- и экзогенных факторов Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребёнка.

Исследования психического развития ребёнка привело многих учёных к мысли о значимости семьи и семейного климата в этом процессе. Поэтому началось систематическое просвещение родителей. Для этого были организованы Родительские кружки, выпускались книги по семейному воспитанию, в частности П.Ф. Каптерев организовал выпуск серии брошюр по проблемам семейного воспитания и обучения. Огромное внимание исследованию психического развития детей уделял И.А. Сикорский. В. своих работах он исследовал роль аффектов в развитии отклонений и дефектов психического развития детей, а также разрабатывал рекомендации по их коррекции. Он один из первых обратил внимание на роль утомляемости в снижении успеваемости детей и разработал методы её снижения. Им впервые был организован в Киеве Фребелевский центр, при котором существовали экспериментальная школа и психологическая консультация. Таким образом, будущие педагоги не только получали теоретические знания по психологии, но и проверяли их на практике. После 1917 г. ведущие учёные не эмигрировали из страны. Они ставили новые задачи – развитие гармонической личности в рамках марксисткой теории. В этом видели свою цель А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С. Выготский и др.

Начало 20-х гг. было связано с зарождением современной школы, формированием более эффективных методов обучения. Это требовало углублённого изучения личности каждого ребёнка. Поэтому использовались методики, взятые из зарубежной психологии, и были попытки использования своих как новых, так и старых диагностических средств. Организовывались различные институты. В 1918 г. при Психоневрологической академии был организован Детский обследовательский институт им. А.С. Грибоедова, вторым крупным психологическим центром в Ленинграде являлся Педагогический институт им. А.И. Герцена. В Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской психологические исследования проводились сотрудниками Кабинета школьной педологии под руководством Блонского.

Изучались антропометрические данные детей, составлялась характеристика на ребёнка дошкольного возраста, измерялось умственное развитие ребёнка. Обрабатывались полученные результаты элементарными статистическими приёмами. Педагоги в школах тоже должны были уметь диагностировать.

Начиная с 30-х гг. над ДПП нависла угроза, связанная как с субъективными, так и объективными причинами. Субъективные – изменение социальных условий: требовался не индивидуальный подход, а исполнительный работник. Объективные – использование неадаптированных методик, приводящих к ошибкам; отсутствие квалифицированных кадров на рабочих местах. Всё это и привело к появлению известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСов» и директивному закрытию педологии как науки вообще.

Таким образом, можно выделить несколько этапов в развитии детской практической психологии и педологии в России.

I этап (1900 – 1907) – зарождение ДПП и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по ДПП.

II этап (1908 – 1917) – разработка методологических принципов построения ДПП и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

III этап (1918 – 1924) – период становления советской ДПП, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Это происходит на фоне общего подъёма и многообразия культурной жизни страны.

IV этап (1925 – 1928) – период консолидации разных групп и течений в ДПП и педологии, выработка единой платформы для науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребёнка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретными задачи по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.

V этап (1929 – 1931) – период интенсивного развития ДПП и педологии, появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Однако в этот же период начинаются нападки на ДПП, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не преодолённый в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.

VI этап (1932 – 1936) – в этот период заканчивается формирование тоталитарного государства, пронизанного жёсткой иерархической системой отношений между людьми. Ликвидация в школьной и общественной практики интереса к личности ребёнка, к творческому началу привели к ещё большему отрыву психологической теории от практики. Усиливаются нападки на педологию, обвинения в игнорировании требований школы. Эта критика как действительных, так и навязанных педологии ошибок привела к постановлению 1936 г., которое практически запретило ДПП в России.

В настоящее время отечественная ДПП переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Вновь появилась необходимость привлечения психологов к работе в образовательных учреждениях, благодаря усилиям многих учёных, в первую очередь И.В. Дубровиной и её лаборатории (в 80-х гг.), разрабатываются основы практической психологической службы.

В 1988 г. выходит постановление об организации психологической службы в школах, затем в детских садах, в 1989 г. выходит положение об этом.

Литература

1. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской, - М., 2004. Психологическая служба в системе образования: ее необходимость, структура, задачи.

Этика психологической работы

1) Психологическая служба – это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие помощь участникам образовательного процесса. саду. Руководство для работы практического психолога Практическая работа >> Психология

И ДЕТСТВАДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА Психолог в детском саду Руководство для работы практического психолога Авторы: Л.А. ВЕНГЕР, Е.Л. ... В.В. ХОЛМОВСКАЯ, Л.И. ЦЕХАНСКАЯ. Задачи и функции психолога в детском саду Психолог в детском саду - это прежде всего знающий...

  • Детские страхи и тревоги

    Реферат >> Психология

    И, наконец, результаты исследования показали, что практически все испытуемые с невысоким уровнем тревожности... -ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог . – Июль. – 2005. Прихожан А. М. Причины, профилактика...

  • Психолог ічні особливості дітей з затримкою психічного розвитку

    Дипломная работа >> Психология

    В развитии. Под ред. М. С. Певзнера. М., 1996. Детская практическая психология : Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики... развития детей. - М., 2007. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития...

  • Психолог ічні особливості та психосоматичні розлади в період новонародження

    Курсовая работа >> Психология

    В развитии. Под ред. М. С. Певзнера. М., 1966. Детская практическая психология : Учебник. / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики... развития. - Дефектология, 1977, № 6. Обухова Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. М., 1995. Практикум...

  • Д ЕТСКАЯ

    ПРАКТИЧЕСКАЯ

    психология

    Серия PSYCHOLOGIAUNIVERSALIS

    основана издательством «Гардарики»

    в 2000 году

    Д ЕТСКАЯ

    ПРАКТИЧЕСКАЯ

    психология

    под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской

    в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям

    ГАРДАРИКИ

    УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8 Д38

    Р е ц е н з е н т ы

    доктор психологических наук, член-корреспондент РАО И.В. Дубровина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

    доктор психологических наук, профессор Т.Д. Марцинковская - гл. 1, 3; кандидат психологических наук, доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4; кандидат психологических наук, профессор Т.Н. Счастная - гл. 5; кандидат психологических наук ЕЛ. Калягина,

    доктор психологических наук, профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

    Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

    Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с. ISBN 5-8297-0038-7

    В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

    Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Психология», «Педагогика», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Представляет интерес для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

    УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8

    ISBN 5-8297-0038-7

    © «Гардарики», 2004

    Предисловие..............................

    Глава 1. История детской практической психологии..................................

    1.1. Становление детской практической психологии

    и педологии......

    1.2. Становление детской практической психологии

    в России...................................................................................

    1.3. Развитие практической психологии и педологии

    в 20-30-е гг..............................................................................

    Вопросы и задания .........................................................................

    Глава 2. Организация психологической службы в детском до-

    школьном учреждении.................................................................................

    2.1. Психологический кабинет.....................................................

    2.2. Психологический инструментарий......................................

    Нормативная документация детского практичес-

    кого психолога.........................................................................

    2.4. Специальная документация..................................................

    Организационно-методическая документация.................

    Вопросы и задания .........................................................................

    Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь-

    ного возраста.................................................................................................

    3.1. Психические особенности детей в период ново-

    рожденности и младенчества................................................

    3.2 Психические особенности детей раннего воз-

    раста.........................................................................................

    3.3.Особенности психического развития в дошколь-

    ном возрасте............................................................................

    3.4. Общие подходы к диагностике психического раз-

    вития детей............................................................................

    Вопросы и задания ........................................................................

    тического психолога в условиях детского дошкольного учреж-

    дения............................................................................................................

    2. 1. Психодиагностика..................................................................

    4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне-

    ний и нарушений в развитии ребенка....................................

    4.3. Психологическое консультирование и просвеще-

    ние............................................................................................

    4.4.Психологическое обеспечение педагогического

    процесса...................................................................................

    Вопросы и задания ......................................................................

    Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие

    детей в первые годы жизни......................................................................

    5.1. Терминология...................................................................

    5.2. Особенности депривации психического разви-

    тия в младенчестве.................................................................

    5.3. Особенности депривации психического разви-

    тия в раннем возрасте............................................................

    5.4. Особенности депривации психического разви-

    тия в дошкольном возрасте......................................................

    Вопросы и задания ......................................................................

    Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно-

    стями в общении.......................................................................................

    Вопросы и задания ......................................................................

    Литература.................................................................................................

    Словарь терминов.....................................................................................

    Приложения...............................................................................................

    Предисловие

    Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.

    Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.

    В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

    В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

    Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

    История детской практической психологии

    Глава1

    1.1. Становление детской практической психологии и педологии

    Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX - начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией начал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. - «Журнал педагогической психологии», посвященный тем же проблемам, что и журнал, который был создан Мейнаном.

    Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир.

    Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, молодые люди должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о своих радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную характеристику подростков, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с их собственных позиций. Эти данные легли в основу книг «Юность» (1904) и «Проблемы воспитания» (1911).

    Холл был также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

    Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле. Фактически, именно педология в том виде, как ее рассматривал Холл, является предтечей современной детской практической психологии.

    Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и

    воспитанию ребенка. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказывал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. С его точки зрения прохождение каждой онтогенетической стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал и механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, переход от одной стадии к другой осуществляется с помощью игры, которая служит специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

    Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

    Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894-1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по

    • Список литературы [Показать ]

      Основная

      1. Белкина В. Н. [Текст]: учебное пособие. / В. Н. Белкина, Т. Г. Шкатова - 3-е изд., перераб. и доп. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 94 с.
      2. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.: ил. - (Учебное пособие).
        Правообладатель :
      3. Романова Е.С. Психодиагностика [Текст]. – СПб., 2009.

      Дополнительная

        Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2001.

        Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. – Ярославль, 2004.

        Брак Удо Б. / Ранняя диагностика и коррекция. В 2т. Т. 1,2 Нарушения развития. – М.: Академия, 2007. – 320с.

        Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 2002.

        Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.

        Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.

        Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.

        Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1994.

        Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992.

        Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.

        Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

        Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

        Измерение интеллекта детей / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.

        Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001.

        Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.

        Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

        Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

        Марцинковская Т. Д. / ред. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2004. – 255с.

        Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.

        Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методика исследования. – Ярославль, 1999.

        Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2002.-256с.

        Никитин В.П. Развивающие игры. – М., 1994.

        Общение в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.

        Одаренные дети. – М., 1991.

        Панько Е.А. Психологический анализ деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.

        Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2003.

        Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

        Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психодиагностике. – М., 2001.

        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога образования. – М., 1997.

        Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.

        Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н/Д., 2005.

        Савенков А. И, Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232с.

        Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 2004.

        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003.

        Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

        Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1992.

        Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

      1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д., 2004.Правообладатель : Фундаментальная библиотека ЯГПУ
    • Примерная программа экзамена [Показать ]

      Примерная программа экзамена

        1. Психологическая служба образования в России: структура, цели, задачи, направления деятельности практического психолога.
        2. Психическое и психологическое здоровье детей как цель деятельности психологической службы образования.
        3. Психологическая диагностика как направление профессиональной деятельности практического психолога образования. Специфика методов психодиагностики.
        4. Организация группового и индивидуального психодиагностического обследования в дошкольном образовательном учреждении.
        5. Интеллектуальные шкалы как способ изучения познавательных психологических процессов у ребенка дошкольного возраста.
        6. Рисуночные тесты как способ изучения личности дошкольника и его отношений с другими людьми.
        7. Возможности наблюдения как метода психодиагностики.
        8. Психологическая диагностика одаренности в дошкольном возрасте.
        9. Проблема диагностики психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.
        10. Психологическое консультирование в деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения: цели, задачи, виды консультирования. Требования к организации консультирования.
        11. Методика индивидуального психологического консультирования.
        12. Методика группового психологического консультирования.
        13. Содержание и организация работы практического психолога дошкольного образовательного учреждения с педагогическим коллективом.
        14. Психологическая профилактика как направление профессиональной деятельности практического психолога образования.
        15. Психологическая профилактика дезадаптации ребенка раннего и дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
        16. Психологическая профилактика трудностей в общении со сверстниками в дошкольном возрасте.
        17. Психологическая профилактика негативных личностных образований у детей раннего и дошкольного возраста (ложь, зависть, агрессивность и др.)
        18. Психологическая профилактика детских страхов.
        19. Психологическая профилактика дезадаптации ребенка 6-7 лет в школе.
        20. Психологическая коррекция как направление профессиональной деятельности практического психолога образования: задачи, виды, принципы организации психологической коррекции.
        21. Профессиональная готовность практического психолога образования к осуществлению психологической коррекции.
        22. Игротерапия как метод психологической коррекции.
        23. Музыкотерапия как метод психологической коррекции.
        24. Библиотерапия как метод психологической коррекции.
        25. Психогимнастика как метод психологической коррекции.
        26. Изотерапия как метод психологической коррекции.
        27. Куклотерапия как метод психологической коррекции.
        28. Сказкотерапия как метод психологической коррекции.
        29. Трансактный анализ как метод психологической коррекции.
        30. Психолого-педагогическая помощь агрессивным дошкольникам.
        31. Психолого-педагогическая помощь гиперактивным дошкольникам.
        32. Психолого-педагогическая помощь тревожным дошкольникам.
        33. Психолого-педагогическая помощь застенчивым и замкнутым дошкольникам.
        34. Психолого-педагогическая помощь медлительным дошкольникам.
        35. Психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в умственном развитии (педагогическая запущенность, задержка психического развития, умственная отсталость).
        36. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Детская агрессивность”.
        37. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Возраст упрямства или о кризисе трех лет”.
        38. Содержание и методика проведения консультации для родителей на тему: “Ребенок поступает в детский сад”.

    ПСИХОЛОГИЯ

    ПРАКТИЧЕСКАЯ

    ДЕТСКАЯ

    Благодарности

    _______________________________________

    под редакцией

    профессора Т.Д. Марцинковской

    ______________________________________

    образования Российской Федерации

    в качестве учебника для студентов

    высших учебных заведений, обучающихся

    по педагогическим специальностям


    УДК 159.922.7 (075.8)

    Рецензенты:

    И.В. Дубровина;

    , доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

    Т.Д. Марцинковская, - гл. 1, 3;

    кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4;

    кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная - гл. 5;

    кандидат психологических наук Е.А. Калягина;,

    доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

    Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

    Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.



    ISBN 5-8297-0038-7

    В соответствии с государственным образовательным стандартом высше­го профессионального образования рассматриваются история детской прак­тической психологии, организация психологической службы в детском до­школьном учреждении, особенности психического развития детей дошколь­ного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

    Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практичес­ких психологов, работающих в образовательных учреждениях.

    УДК 159.922.7 (075.8)

    ББК88.8

    В оформлении обложки использован фрагмент картины

    Бальтуса «Дети» (19S37)

    ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000


    ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................... 6

    ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 7

    ГЛАВА 1...................................................................................................................................................................................................... 7

    1.1. Становление детской практической психологии и педологии.......................................................................... 7

    1.2. Становление детскойпрактическойпсихологии в России................................................................................ 12

    1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг........................................................................ 15

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ............................................................................................................. 23

    В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....................................................................................................................... 23

    ГЛАВА 2.................................................................................................................................................................................................... 23

    2. 1. Психологическийкабинет................................................................................................................................................... 23

    2.2. Психологический инструментарий................................................................................................................................ 25

    2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога................................................................. 28

    2.4. Специальная документация.............................................................................................................................................. 29

    2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация....................................................................................................... 32

    Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 35

    Особенности психического развития детей дошкольного возраста..................................... 35

    Глава 3.................................................................................................................................................................................................... 35

    3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества....................................... 35

    3.2. Психические особенности детей раннего возраста............................................................................................... 39

    3.3. Особенностипсихическогоразвития в дошкольном возрасте......................................................................... 41

    3.4. Общие подходы к диагностике психическогоразвития детей......................................................................... 48

    Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 50

    НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.............................................................................................................................. 50

    ГЛАВА4.................................................................................................................................................................................................... 50

    4.1. Психодиагностика................................................................................................................................................................. 50

    4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка........................ 60

    4.3.Психологическоеконсультирование и просвещение............................................................................................ 63

    4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса............................................................................... 65

    Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 69

    ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ........ 71

    ГЛАВА 5.................................................................................................................................................................................................... 72

    5.1. Терминология............................................................................................................................................................................ 72

    5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................................................... 72

    5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.......................................................... 75

    5.4. Особенности депривациипсихологическогоразвития в дошкольном возрасте..................................... 79

    Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 84

    КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ.................................... 84

    ГЛАВА 6.................................................................................................................................................................................................... 84

    Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 92

    ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................................ 92

    СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...................................................................................................................................................................... 97

    ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................................................... 99

    Приложение 1.................................................................................................................................................................................. 100

    Бланки психологических заключений............................................................................................................................... 100

    Приложение 2.................................................................................................................................................................................. 104

    Протоколы коррекционно-диагностических................................................................................................................... 104

    мероприятий.................................................................................................................................................................................... 104

    Приложение 3.................................................................................................................................................................................. 106

    Журнал психологических запросов..................................................................................................................................... 106

    Приложение 4.................................................................................................................................................................................. 106

    Бланк психологического запроса......................................................................................................................................... 106

    Приложение 5.................................................................................................................................................................................. 107

    План работы практического психолога в дошкольном учреждении................................................................... 107

    Приложение 6.................................................................................................................................................................................. 109

    Набор диагностических методик для детей 3-4 лет.................................................................................................. 109

    Приложение 7.................................................................................................................................................................................. 109

    Набор диагностических методик для детей 4-7 лет.................................................................................................. 109

    Приложение 8.................................................................................................................................................................................. 110

    Haбор диагностических методик для детей 7- 12 лет.............................................................................................. 110

    Приложение 9.................................................................................................................................................................................. 110

    Набор диагностических методик для детей 12-18 лет............................................................................................. 110

    Приложение 10................................................................................................................................................................................ 111

    Диагностика готовности к школе........................................................................................................................................ 111

    Приложение 11................................................................................................................................................................................ 111

    Дополнительные методики...................................................................................................................................................... 111

    Приложение 12................................................................................................................................................................................ 112

    Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала....................................... 112

    Приложение 13................................................................................................................................................................................ 122

    Aнкетa для воспитателей......................................................................................................................................................... 122

    Приложение 14................................................................................................................................................................................ 124

    Анкета для родителей................................................................................................................................................................. 124

    Приложение 15................................................................................................................................................................................ 128

    Выписка из медицинской карты........................................................................................................................................... 128

    Приложение 16................................................................................................................................................................................ 129

    Схема беседы с ребенком.......................................................................................................................................................... 129

    Приложение 17................................................................................................................................................................................ 130

    Схема беседы с родителями.................................................................................................................................................... 130

    Приложение 18................................................................................................................................................................................ 131

    Конспекты психокоррекционных занятий....................................................................................................................... 131

    Приложение 19................................................................................................................................................................................ 133

    Практический материал психопрофилактических воздействий........................................................................... 133

    Приложение 20................................................................................................................................................................................ 135

    Приложение 21................................................................................................................................................................................ 138

    Материалы для самооценки родителей............................................................................................................................. 138

    Приложение 22................................................................................................................................................................................ 140

    Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни......................................................... 140

    Приложение 23................................................................................................................................................................................ 146

    Диагностика психического развития детей раннего возраста.............................................................................. 146

    Приложение 24................................................................................................................................................................................ 153

    Диагностика психического развития детей 4-7 лет.................................................................................................. 153

    Предисловие................................................... 7

    Глава 1. История детской практической психологии............. 8

    1.1. Становление детской практической психологии

    и педологии........................................ 8

    1.2. Становление детской практической психологии

    в России.......................................... 17

    1.3. Развитие практической психологии и педологии

    в 20-30-е гг. ....................................... 24

    Вопросы и задания ...................................... 35

    Глава 2. Организация психологической службы в детском до­школьном учреждении......................................... 37

    2.1. Психологический кабинет......................... 37

    2.2. Психологический инструментарий................. 41

    2.3. Нормативная документация детского практичес­кого психолога.................................... 45

    2.4. Специальная документация........................ 45

    2.5. Организационно-методическая документация....... 51

    Вопросы и задания............ ........................... 56

    Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь­ного возраста................................................. 58

    3.1. Психические особенности детей в период ново-

    рожденности и младенчества....................... 58

    3.2. Психические особенности детей раннего воз­раста. ............................................. 65

    3.3. Особенности психического развития в дошколь­ном возрасте...................................... 70


    3.4. Общие подходы к диагностике психического раз­вития детей....................................... 82

    Вопросы и задания..................................... 85

    Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак­тического психолога в условиях детского дошкольного учреж­дения........................................................ 86

    4.1. Психодиагностика................................ 86

    4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне­ний и нарушений в развитии ребенка.............. 101

    4.3. Психологическое консультирование и просвеще­ние. ............................................. 107

    4.4. Психологическое обеспечение педагогического

    процесса........................................ 111

    Вопросы и задания.................................... 119

    Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123

    5.1. Терминология.......^........................... 124

    5.2. Особенности депривации психического разви­тия в младенчестве............................... 125

    5.3. Особенности депривации психического разви­тия в раннем возрасте............................ 130

    5.4. Особенности депривации психического разви­тия в дошкольном возрасте....................... 137

    Вопросы и задания..................................... 146

    Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно­стями в общении............................................ 147

    Вопросы и задания.................................... 161

    Литература.................................................. 162

    Словарь терминов........................................... 168

    Приложения................................................ 173


    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Данная книга содержит материал, необходимый для работы практи­ческих психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением доку­ментации и рабочего места психолога.

    Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности прак­тического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагнос­тической и коррекционной работы с детьми и родителями, показы­ваются способы включения полученных при диагностике материа­лов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последст­вий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии позна­вательных процессов и общения детей.

    В конце каждой главы читателям предлагается ответить на во­просы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

    В книгу включен список литературы и словарь терминов. В при­ложениях приводятся образцы документации практического психо­лога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - набо­ры методик для разного возраста, способы их применения и интер­претации полученных данных, а также образцы проведения диа­гностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

    Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работаю­щих в образовательных учреждениях.