Детские дразнилки (для детей). Самые смешные обзывалки на имена друзей

Думаете, дети учатся ругаться только у взрослых? Нет, у них и самих кое-что в запасе имеется. Дразниться, обзываться, уязвлять другого обидными словами – всему этому малыши набираются уже в детском саду от своих же сверстников.

Безусловно, «в начале были взрослые», но они, если и учат, то самому безобидному, вроде педагогически оправданной «жадины-говядины» или «ябеды-корябеды». И редкий родитель научит свою крошку чему-то вроде: «Алла, Алла, Алла, в нос спички напихала». Однако дети предпочитают именно такое – позабористее! Чтобы, как анекдот, как хулиганство! Чтобы взрослые отреагировали. Ну и пообиднее, конечно. Хорошо ли это? Как минимум, это естественно, отвечают психологи, а в общем, даже и хорошо.

Детский фольклор — дразнилки и обзывалки, — был, есть и будет, потому что без него нет детства. Да, это проявление вербальной агрессии, первая брань детей, но на этом опыте дети учатся понимать, каково это – быть объектом чьей-то насмешки, и учатся противостоять ей.

Кто обзывается – сам так называется…

Что это такое? Детские дразнилки и обзывалки – феномен детского фольклора, обязательная часть детской субкультуры, в них естественным образом отражены все человеческие недостатки. Этот жанр отражает и детский быт, и отношение детей к окружающему миру, и взаимоотношения между ними, и детскую психологию.

Детские дразнилки и обзывалки направлены на выявление какого-то признака, который не нравится человеку — очки, цвет волос, полнота, худоба, рост, имя, которое рифмуется с чем-нибудь. Либо уничижается поведение, выходящее за рамки, принятой в обществе морали: ябедничество, жадность, плаксивость. Нередко встречаются и обзывания по национальному признаку, они существуют и существовали везде, во всех обществах. И в детских тоже.

Лингвисты считают, что обидные слова типа обзывалок и дразнилок существуют с очень давних времен – с тех самых, когда люди пытались запугать недругов словами, рвали на себе рубаху, мазали лицо и использовали другие всевозможные воинские традиции.

Зачем они нужны? Детские дразнилки можно назвать своеобразной начальной школой жизненной морали. Ребенок, оказавшийся в коллективе себе подобных, понимает, что здесь не дом, где есть только ласковые родители, здесь – жизнь, со всеми ее трудностями и даже горестями. И к этому, увы, тоже нужно привыкать. И учиться отбиваться! Обычно обидчик пробует обзываемого на «слабо», очерчивая себе, таким образом, психологические границы дозволенного, а другого провоцируя на защиту, возведение и оборону своих границ. Происходит взаимное воспитание, тренировка, закалка. Так дразнилки и обзывалки выполняют воспитательную функцию, помогая ребёнку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Важно и то, что дразнилки вербально снимают детскую агрессию – выговорились и разошлись. Детские дразнилки и обзывалки – способ утвердить нормы поведения в детском сообществе. Например, могут дразнить, чтобы предупредить о чем-то: «Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется, Никто его не ест». По-другому: будешь ябедничать, никто с тобой дружить не будет.


Что же делать тому, кого дразнят? Во-первых, стоит вести себя правильно в рамках своего общества, например, группы детского сада. Не выделяться! Тогда не возникнет вероятности даже дразнилок по имени. (Хотя вариант дразнилки, как заигрывания или кокетства тоже, разумеется, имеет место, вроде дергания девочек за косички). А уже, если выделяешься, умей постоять за себя. Во-вторых, родителям необходимо научить детей воспринимать дразнилки правильно, адекватно. Задача всех дразнилок — уязвить оппонента, выставив его в смешном свете, а, значит, эта цель не должна быть достигнута! Наилучший вариант — отвечать на дразнилку дразнилкой, «отговариваться», давать словесную сдачу. И ни в коем случае не надо поддаваться страху, злобе, обиде. Родителям же обидчиков, кроме необходимости приструнивать разошедшихся отпрысков, расстраиваясь по этому поводу, стоит учитывать, что большой словарный запас (в стихах, тем более) – признак высокого интеллекта их детей, ведь запоминание или даже самостоятельный подбор рифм — довольно сложная задача. Другое дело, русло этого интеллекта стоит перенаправить.

Многообразие видов

Точная по звучанию и максимально обидная по сути – вот идеал детской дразнилки и обзывалки. Жанр детского фольклора дразнилки предполагает, практически любую ее зарифмованную форму: от более-менее эстетически законченной – в два слова, до полноценных дразнилок-стихов. Кстати, дразнилки в стихах очень помогают логопедам в развитии и исправлении речи своих маленьких подопечных, потому что запоминаются быстро и, с удовольствием. А уж, как они потом используются!

Чаще всего предмет осмеяния детской дразнилки – имена. Благо, найти рифму можно к любому имени. Обзывают по внешнему виду, по особенностям поведения, умственным особенностям, чертам характера. Очень интересны, так называемые абсурдные дразнилки. Случайное нанизывание слов здесь совсем не случайно. Здесь из абсурда высекается юмор, который дети прекрасно понимают. Такие дразнилки можно сравнить со стихами Хармса, так любимыми детьми.

Дразнилки используются:

* как привычное обращение к вечно обижаемому (например, к толстому ребенку);
* как способ привлечь к себе внимание (например, лица противоположенного пола);
* как случайно придуманное в рифму, удачно подходящее и смешное определение недостатка или ситуации.

Дразнилки, высмеивающие то или иное качество и дразнилки-предупреждения:

Эти дразнилки и обзывалки направлены на высмеивание конкретных негативных, с точки зрения обидчика, качеств. А также предупреждения.

Рева-корова,
Дай молочка.
Сколько стоит?
Три пятачка.

Жадина-говядина, соленый огурец
На полу валяешься, никто тебя не ест.

Вображала первый сорт,
Взял, поехал на курорт,
На курорте заболел
И под лавкой околел.

Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.

В нашем классе есть Затор –
Вместо носа – гвоздодер!

Повторюшка — дядя хрюшка
Всю помойку облизал
И спасибо не сказал.

Повторюшка — дядя хрюшка,
А по имени Индюшка.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!

Жадина-говядина
Сосисками набита,
На меня сердита.

Жадина-говядина,
Злая шоколадина.

Жадина-говядина,
Соленый огурец,
Кто его не кушает,
Тот молодец!

Жадина-говядина,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто его не ест.

Плакса, вакса, гуталин,
на носу горячий блин!

Ябеда соленая,
На костре вареная!

Ябеда-беда,
Тараканья еда!

Ябеда-корябеда,
Турецкий барабан,
Кто на нем играет,
Тот противный таракан.

Дразнилки высмеивающие внешний вид:

Жирный, жирный,
Поезд пассажирный!

Жир-пром-комбинат,
сиськи-сиськи-лимонад!

Жирная бочка родила сыночка,
А сыночек без ушей,
Хоть завязочки пришей.

Жирный пончик,
Дай талончик:
Нечем печку растопить!

У кого 4 глаза,
тот похож на водолаза.

Командир полка -
Нос до потолка
Уши до дверей,
А сам, как воробей!

Рыжий-рыжий, конопатый,
убил дедушку лопатой.

Беззубая карга,
Тебя кошка родила,
Тебя поп крестил
И штаны спустил.

Рыжая-рыжая,
рыжая бестыжая!

Дразнилки по именам:

Агашка – Грязная рубашка.

Акулина с высока
Задушила гусака.
Гусак пищит,
Сто рублей тащит.

Андрюха – свиное ухо.

Анна – банна,
Нога деревянна,
Блин толстой,
Погоняй, не стой.

Алка — скакалка.

Анна-ванна, гуталин,
На носу горячий блин.

Борис — предводитель дохлых крыс.
А жена его, Лариса, — замечательная крыса.

Валюха — без уха.

Вася косой,
Не бегай полосой,
Бегай жердочкой,
Тряси мордочкой.

Владик – оладик.

Вовка – морковка.

Все Веры дуры без меры.
Варвара — Выше амбара!

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Верка – табакерка!

Галка-палка.
Галка-скакалка

Динка – льдинка!

Дина – ржавая дрезина

Дунька – вздунька,
Вздуй огня,
Поцелуй меня.

Зинка – корзинка,
Спереди резинка,
Сзади барабан –
По всем городам.

Инка-свинка.

Инка-картинка.

Ирка — дырка.

Катя, Катя, Катерина,
Нарисована картина,
А с картины на портрет,
Лучше Кати нашей нет.

Катерина – котенок,
Жирный поросенок,
С горки катился,
Салом подавился.

Костик – ржавый гвоздик.

Лена – сопли до колена!

Ленка – пенка, колбаса,
на веревочке оса.

Лариса – крыса.

Лидка – улитка,
Вытяни рога,
Дам кусок пирога.

Лиза – подлиза.

Маха лихА — задавила петуха
Вышла на улицу — задавила курицу.

Распустила Маша косы,
А за нею все матросы.

Коля, Коля, Николай,
Бросил шубу на сарай,
Шуба вертится, Коля сердится!

Наташка — какашка.

Ольга – дура,
В лес подула,
В лес пошла,
Грош нашла,
Мыльца купила,
Рыльце умыла.

Поля, Поля, Пелагея, По три пуговки на шее, По четыре на боку, Полон нос табаку.

Соня – моня.

Сонька – дура, Сонька – дура, Полюбила штукатура,
Штукатур не дурак,
Купил Соньке колпак,
Соня стала надевать,
Штукатура целовать.

Света – конфета.

Сергей — воробей,
Не гоняй голубей!
Голуби боятся,
На крышу садятся.

Таня – сметана,
Кошечка бежала,
Сметану слизала.

Фекла, Фекла
Блины пёкла,
Сковородник уронила,
Себе голову разбила.

Федя – медя,
Съел медведя.

Шура – дура,
В лес подула,
Кору ела,
Всем велела.

Юля – кастрюля.

Универсальная дразнилка по имени для мальчишек:

(любое имя) — воро-воро-воробей
выпил баночку соплей.

Дразнилки абсурдные:

У кого рубашка в клетку Тот похож на табуретку.

Нынче воскресенье,
Девочкам — варенье,
А мальчишкам-дуракам —
Толстой палкой по бокам.

Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.

Чокли-мокли,
Мокли-чокли,
У тебя глаза намокли.
Если долго будешь плакать,
Ты лягушкой станешь квакать.

Губы, губы два аршина,
По губам бежит машина,
Зав машиной — машинист:
«Губы стой, остановись!»

Силач Бамбула поднял четыре стула!
Но спичку еле-еле поднял за три недели!

Скажи «клей» – выпей баночку соплей

Скажи «подвал» – Тебя скелет поцеловал.

Скажи «полотенце»! – У тебя в носу два немца!

Дразнилки ситуативные

Обманули простака
На четыре кулака,
А еще один кулак —
Получается дурак!

Обманули дурака
На четыре кулака,
А пятый сдуло,
Чтоб тебя раздуло!

Обманули дурака
На четыре кулака.
Еще кулак, совсем дурак.

Плакса, вакса, гуталин
На носу горячий блин!

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста,
Вдруг невеста под кровать,
А жених ее искать!

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста,
Поехали купаться —
Стали целоваться!

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста,
По полу катались,
Крепко целовались.

Дразнилки-отговорки, защитные:

Шел — шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил и печать поставил!

Ничего не больно, курица довольна

А я лесенку поставлю и все буквы переставлю

Черная касса, а ключ у меня, прекрати обзываться сам на себя!

Кто так обзывается, тот сам так называется!

Говоришь на меня – переводишь на себя!

Сам такой же десять раз!

Не учи ученого, съешь г**на копченого.

Тебе смешно, а мне обидно. Тебе - г**но, а мне - повидло!

Как дам по башке, улетишь на горшке!

Повторюшка, дядя хрюшка,
А по имени индюшка,
Кто за мною повторяет,
тот в уборную ныряет.
А в уборной красный свет,
Ты ныряешь, а я нет!

Подборка записей

Думаете, дети учатся ругаться только у взрослых? Нет, у них и самих кое-что в запасе имеется. Дразниться, обзываться, уязвлять другого обидными словами – всему этому малыши набираются уже в детском саду от своих же сверстников.

Безусловно, «в начале были взрослые», но они, если и учат, то самому безобидному, вроде педагогически оправданной «жадины-говядины» или «ябеды-корябеды». И редкий родитель научит свою крошку чему-то вроде: «Алла, Алла, Алла, в нос спички напихала». Однако дети предпочитают именно такое – позабористее! Чтобы, как анекдот, как хулиганство! Чтобы взрослые отреагировали. Ну и пообиднее, конечно. Хорошо ли это? Как минимум, это естественно, отвечают психологи, а в общем, даже и хорошо.

Детский фольклор — дразнилки и обзывалки, — был, есть и будет, потому что без него нет детства. Да, это проявление вербальной агрессии, первая брань детей, но на этом опыте дети учатся понимать, каково это – быть объектом чьей-то насмешки, и учатся противостоять ей.

Кто обзывается – сам так называется…

Что это такое? Детские дразнилки и обзывалки – феномен детского фольклора, обязательная часть детской субкультуры, в них естественным образом отражены все человеческие недостатки. Этот жанр отражает и детский быт, и отношение детей к окружающему миру, и взаимоотношения между ними, и детскую психологию.

Детские дразнилки и обзывалки направлены на выявление какого-то признака, который не нравится человеку — очки, цвет волос, полнота, худоба, рост, имя, которое рифмуется с чем-нибудь. Либо уничижается поведение, выходящее за рамки, принятой в обществе морали: ябедничество, жадность, плаксивость. Нередко встречаются и обзывания по национальному признаку, они существуют и существовали везде, во всех обществах. И в детских тоже.

Лингвисты считают, что обидные слова типа обзывалок и дразнилок существуют с очень давних времен – с тех самых, когда люди пытались запугать недругов словами, рвали на себе рубаху, мазали лицо и использовали другие всевозможные воинские традиции.

Зачем они нужны? Детские дразнилки можно назвать своеобразной начальной школой жизненной морали. Ребенок, оказавшийся в коллективе себе подобных, понимает, что здесь не дом, где есть только ласковые родители, здесь – жизнь, со всеми ее трудностями и даже горестями. И к этому, увы, тоже нужно привыкать. И учиться отбиваться! Обычно обидчик пробует обзываемого на «слабо», очерчивая себе, таким образом, психологические границы дозволенного, а другого провоцируя на защиту, возведение и оборону своих границ. Происходит взаимное воспитание, тренировка, закалка. Так дразнилки и обзывалки выполняют воспитательную функцию, помогая ребёнку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Важно и то, что дразнилки вербально снимают детскую агрессию – выговорились и разошлись. Детские дразнилки и обзывалки – способ утвердить нормы поведения в детском сообществе. Например, могут дразнить, чтобы предупредить о чем-то: «Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется, Никто его не ест». По-другому: будешь ябедничать, никто с тобой дружить не будет.


Что же делать тому, кого дразнят? Во-первых, стоит вести себя правильно в рамках своего общества, например, группы детского сада. Не выделяться! Тогда не возникнет вероятности даже дразнилок по имени. (Хотя вариант дразнилки, как заигрывания или кокетства тоже, разумеется, имеет место, вроде дергания девочек за косички). А уже, если выделяешься, умей постоять за себя. Во-вторых, родителям необходимо научить детей воспринимать дразнилки правильно, адекватно. Задача всех дразнилок — уязвить оппонента, выставив его в смешном свете, а, значит, эта цель не должна быть достигнута! Наилучший вариант — отвечать на дразнилку дразнилкой, «отговариваться», давать словесную сдачу. И ни в коем случае не надо поддаваться страху, злобе, обиде. Родителям же обидчиков, кроме необходимости приструнивать разошедшихся отпрысков, расстраиваясь по этому поводу, стоит учитывать, что большой словарный запас (в стихах, тем более) – признак высокого интеллекта их детей, ведь запоминание или даже самостоятельный подбор рифм — довольно сложная задача. Другое дело, русло этого интеллекта стоит перенаправить.

Многообразие видов

Точная по звучанию и максимально обидная по сути – вот идеал детской дразнилки и обзывалки. Жанр детского фольклора дразнилки предполагает, практически любую ее зарифмованную форму: от более-менее эстетически законченной – в два слова, до полноценных дразнилок-стихов. Кстати, дразнилки в стихах очень помогают логопедам в развитии и исправлении речи своих маленьких подопечных, потому что запоминаются быстро и, с удовольствием. А уж, как они потом используются!

Чаще всего предмет осмеяния детской дразнилки – имена. Благо, найти рифму можно к любому имени. Обзывают по внешнему виду, по особенностям поведения, умственным особенностям, чертам характера. Очень интересны, так называемые абсурдные дразнилки. Случайное нанизывание слов здесь совсем не случайно. Здесь из абсурда высекается юмор, который дети прекрасно понимают. Такие дразнилки можно сравнить со стихами Хармса, так любимыми детьми.

Дразнилки используются:

* как привычное обращение к вечно обижаемому (например, к толстому ребенку);
* как способ привлечь к себе внимание (например, лица противоположенного пола);
* как случайно придуманное в рифму, удачно подходящее и смешное определение недостатка или ситуации.

Дразнилки, высмеивающие то или иное качество и дразнилки-предупреждения:

Эти дразнилки и обзывалки направлены на высмеивание конкретных негативных, с точки зрения обидчика, качеств. А также предупреждения.

Рева-корова,
Дай молочка.
Сколько стоит?
Три пятачка.

Жадина-говядина, соленый огурец
На полу валяешься, никто тебя не ест.

Вображала первый сорт,
Взял, поехал на курорт,
На курорте заболел
И под лавкой околел.

Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.

В нашем классе есть Затор –
Вместо носа – гвоздодер!

Повторюшка — дядя хрюшка
Всю помойку облизал
И спасибо не сказал.

Повторюшка — дядя хрюшка,
А по имени Индюшка.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!

Жадина-говядина
Сосисками набита,
На меня сердита.

Жадина-говядина,
Злая шоколадина.

Жадина-говядина,
Соленый огурец,
Кто его не кушает,
Тот молодец!

Жадина-говядина,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто его не ест.

Плакса, вакса, гуталин,
на носу горячий блин!

Ябеда соленая,
На костре вареная!

Ябеда-беда,
Тараканья еда!

Ябеда-корябеда,
Турецкий барабан,
Кто на нем играет,
Тот противный таракан.

Дразнилки высмеивающие внешний вид:

Жирный, жирный,
Поезд пассажирный!

Жир-пром-комбинат,
сиськи-сиськи-лимонад!

Жирная бочка родила сыночка,
А сыночек без ушей,
Хоть завязочки пришей.

Жирный пончик,
Дай талончик:
Нечем печку растопить!

У кого 4 глаза,
тот похож на водолаза.

Командир полка -
Нос до потолка
Уши до дверей,
А сам, как воробей!

Рыжий-рыжий, конопатый,
убил дедушку лопатой.

Беззубая карга,
Тебя кошка родила,
Тебя поп крестил
И штаны спустил.

Рыжая-рыжая,
рыжая бестыжая!

Дразнилки по именам:

Агашка – Грязная рубашка.

Акулина с высока
Задушила гусака.
Гусак пищит,
Сто рублей тащит.

Андрюха – свиное ухо.

Анна – банна,
Нога деревянна,
Блин толстой,
Погоняй, не стой.

Алка — скакалка.

Анна-ванна, гуталин,
На носу горячий блин.

Борис — предводитель дохлых крыс.
А жена его, Лариса, — замечательная крыса.

Валюха — без уха.

Вася косой,
Не бегай полосой,
Бегай жердочкой,
Тряси мордочкой.

Владик – оладик.

Вовка – морковка.

Все Веры дуры без меры.
Варвара — Выше амбара!

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Верка – табакерка!

Галка-палка.
Галка-скакалка

Динка – льдинка!

Дина – ржавая дрезина

Дунька – вздунька,
Вздуй огня,
Поцелуй меня.

Зинка – корзинка,
Спереди резинка,
Сзади барабан –
По всем городам.

Инка-свинка.

Инка-картинка.

Ирка — дырка.

Катя, Катя, Катерина,
Нарисована картина,
А с картины на портрет,
Лучше Кати нашей нет.

Катерина – котенок,
Жирный поросенок,
С горки катился,
Салом подавился.

Костик – ржавый гвоздик.

Лена – сопли до колена!

Ленка – пенка, колбаса,
на веревочке оса.

Лариса – крыса.

Лидка – улитка,
Вытяни рога,
Дам кусок пирога.

Лиза – подлиза.

Маха лихА — задавила петуха
Вышла на улицу — задавила курицу.

Распустила Маша косы,
А за нею все матросы.

Коля, Коля, Николай,
Бросил шубу на сарай,
Шуба вертится, Коля сердится!

Наташка — какашка.

Ольга – дура,
В лес подула,
В лес пошла,
Грош нашла,
Мыльца купила,
Рыльце умыла.

Поля, Поля, Пелагея, По три пуговки на шее, По четыре на боку, Полон нос табаку.

Соня – моня.

Сонька – дура, Сонька – дура, Полюбила штукатура,
Штукатур не дурак,
Купил Соньке колпак,
Соня стала надевать,
Штукатура целовать.

Света – конфета.

Сергей — воробей,
Не гоняй голубей!
Голуби боятся,
На крышу садятся.

Таня – сметана,
Кошечка бежала,
Сметану слизала.

Фекла, Фекла
Блины пёкла,
Сковородник уронила,
Себе голову разбила.

Федя – медя,
Съел медведя.

Шура – дура,
В лес подула,
Кору ела,
Всем велела.

Юля – кастрюля.

Универсальная дразнилка по имени для мальчишек:

(любое имя) — воро-воро-воробей
выпил баночку соплей.

Дразнилки абсурдные:

У кого рубашка в клетку Тот похож на табуретку.

Нынче воскресенье,
Девочкам — варенье,
А мальчишкам-дуракам —
Толстой палкой по бокам.

Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.

Чокли-мокли,
Мокли-чокли,
У тебя глаза намокли.
Если долго будешь плакать,
Ты лягушкой станешь квакать.

Губы, губы два аршина,
По губам бежит машина,
Зав машиной — машинист:
«Губы стой, остановись!»

Силач Бамбула поднял четыре стула!
Но спичку еле-еле поднял за три недели!

Скажи «клей» – выпей баночку соплей

Скажи «подвал» – Тебя скелет поцеловал.

Скажи «полотенце»! – У тебя в носу два немца!

Дразнилки ситуативные

Обманули простака
На четыре кулака,
А еще один кулак —
Получается дурак!

Обманули дурака
На четыре кулака,
А пятый сдуло,
Чтоб тебя раздуло!

Обманули дурака
На четыре кулака.
Еще кулак, совсем дурак.

Плакса, вакса, гуталин
На носу горячий блин!

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста,
Вдруг невеста под кровать,
А жених ее искать!

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста,
Поехали купаться —
Стали целоваться!

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста,
По полу катались,
Крепко целовались.

Дразнилки-отговорки, защитные:

Шел — шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил и печать поставил!

Ничего не больно, курица довольна

А я лесенку поставлю и все буквы переставлю

Черная касса, а ключ у меня, прекрати обзываться сам на себя!

Кто так обзывается, тот сам так называется!

Говоришь на меня – переводишь на себя!

Сам такой же десять раз!

Не учи ученого, съешь г**на копченого.

Тебе смешно, а мне обидно. Тебе - г**но, а мне - повидло!

Как дам по башке, улетишь на горшке!

Повторюшка, дядя хрюшка,
А по имени индюшка,
Кто за мною повторяет,
тот в уборную ныряет.
А в уборной красный свет,
Ты ныряешь, а я нет!

Подборка записей

Акулина с высока

Задушила гусака.
Гусак пищит,
Сто рублей тащит.

Анна - банна,
Нога деревянна,
Блин толстой,
Погоняй, не стой.

Алка -- скакалка.

Анна-ванна, гуталин,
На носу горячий блин.

Пошла Нюра по воду,
Завязала голову,
А как Миша-господин
Хотел вытащить один,
А как Манька на подмогу -
Оторвали Нюрке ногу.

Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: «Вкусно!»

Валя - дура, в лес подула,
Шишки ела, нам велела.
Мы не хочим, мы хохочем:
"Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!".

Валька - модница,
Огородница!

Варвара -
Выше амбара!

Галка-палка,
Галка-скакалка

Дунька - вздунька,
Вздуй огня,
Поцелуй меня.

Зинка - корзинка,
Спереди резинка,
Сзади барабан -
По всем городам.

Инка-свинка,
Инка-картинка

Катя, Катя, Катерина,
Нарисована картина,
А с картины на портрет,
Лучше Кати нашей нет.

Катерина - котенок,
Жирный поросенок,
С горки катился,
Салом подавился.

Лидка - улитка,
Вытяни рога,
Дам тебе хлеба,
Кусок пирога.

Тетушка Маланья -
Голова баранья,
Блин толстой,
Каравай пресной.

Нинка - корзинка!
Спереди резинка,
Сзади барабан,
Играет таракан.

Ольга - дура,
В лес подула,
В лес пошла,
Грош нашла,
Мыльца купила,
Рыльце умыла.

Поля, Поля, Полагея,
По три пуговки на шее,
По четыре на боку,
Полон нос табаку.

Сонька - дура,
Сонька - дура,
Полюбила штукатура,
Штукатур не дурак,
Купил Соньке колпак,
Соня стала надевать,
Штукатура целовать.

Таня - сметана,
Кошечка бежала,
Сметану слизала.

Фекла, Фекла
Блины пекла,
Сковородник уронила,
Себе голову разбила.

Шура - дура,
В лес подула,
Кору ела,
Нам велела,
Мы не ели.

По именам мальчиков

Алеша-белеша

Стоит три гроша:
Шейка - копейка,
Алтын - голова,
По две денежки нога -
Вот и вся ему цена.

Алешка гожий,
Обшитый кожей.

Алешка-картошка,
Завелася вошка.

Алешкина мать
Собиралась умирать.
Умереть не умерла,
Только время провела.

Андрей - воробей,
Чушка-пичушка,
На ходу лягушка.

Андрей-бармалей
Сделал шапку из гвоздей.
Идет хвалится,
Гвозди валятся.

Алешка - лепешка
Мать - картошка,
Отец - огурец.

Алеша - три гроша,
Шейка - копейка,
Алтын - голова,
По три денежки - нога,
Спина да брюшина -
Четыре алтына.

Алеха - Алексей,
Полна пазуха мышей.

Андрей - воробей,
Не клюй конопель:
Конопли трещат,
Воробьи пищат.
Не клюй песка,
Не марай носка.

Андрей - воробей,
Не клюй песок,
Не тупи носок.

Андрей - воробей,
На повети спал,
Воробьев таскал.

Антон - еж!
Куда ползешь?
Заползешь в яму -
Не выползешь.
Антон баню продает,
Антониха не дает,
Антонята плачут,
По испани скачут.

Аркашка - таракашка,
Аркан - таракан.

Антошка - картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Борис - барбарис,
Председатель жирных крыс!

Борис - предводитель дохлых крыс.
А жена его, Лариса, - замечательная крыса.
А сынок его, Иван, - замечательный болван.

Борька - Борис
На ниточке повис!
Ниточка трещит,
А Боречка пищит!

Буратино - длинный нос,
Подковыривал навоз!

Борька - Борис
На ниточке повис!
Ниточка трещит,
А Боречка пищит!

Борька - Борис
На базаре прокис!
Снес морковку на базар,
На базаре не берут,
Борьку за уши дерут.

Борька косой
Поехал по соль,
Соли не купил,
А кобылу уложил.

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Съел качан капусты,
Зарычал: «Как вкусно!»

Как у Ваньки на носу
Ели черти колбасу.

Гена-пена, дай полено,
Нечем печку растопить!
А из печки дым идет,
Гена барышню ведет.

Иванушка-дурачек
Повадился в кабачок,
Тятька придет -
Тебе накладет.

Иван - болван
С колокольни упал,
Три года катился,
Пылью подавился.

Васька - Васюк,
Полетай на сук,
Там кошку дерут,
Тебе лапку дадут.

Васька - Васенок,
Худой поросенок,
Завяз в траву,
Кричит: «Мяу»
Не вылезу!»

Вася косой,
Не бегай полосой,
Бегай жердочкой,
Тряси мордочкой.

Витя-титя - карапуз
Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается,
Витя отпирается.

Витя, Витя - королек!
Мама тити не дает!
Витя плачет и орет -
Всех на фабрику зовет!

Вовка - морковка,
Спереди винтовка,
Сзади барабан -
По всем городам!

Как горный орел
На вершине Кавказа,
Сидит наш Вован на краю унитаза!

Гришка - ярыжка,
Голая лодыжка.

Гришка, Гришка
Украл топоришко,
Побег на ярышко;
Побег к брату,
Украл хату;
Побег к отцу,
Украл овцу.

Гришенька-дурачок
Повадился в кабачок,
Там его били,
Его колотили
В четыре дубины,
Пята - осина -
По бокам возила.

Ехал наш Данила
На сивой кобыле;
Кобыла упала,
Шкура не пропала:
Изо шкуры - сапожки,
Из копыт - гребешки,
Из хвоста дергало,
В скрипочку играло.

Караул! Караул!
Дядя Митя утонул!
Ни в болоте, ни в реке,
Просто в кислом молоке.

Из-за лесу, из-за гор
Идет дедушка Егор.
Его девушки любили,
Кашей масленой кормили;
Каша масленая, ложка крашеная,
Ложка гнется, Нос трясется, Душа радуется.

Наш Егорка - богатырь,
На носу вскочил волдырь.

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
В окошко не гляди,
Девчонок не дразни.

Коля, Коля, Николай,
Бросил шапку на сарай,
Шапка вертится,
Коля сердится.

Нету у Луки
Ни соли, ни муки,
Ни масла на блины.

Ох, дедка Мартын,
Не ходи-ко на тын:
Там погода велика,
Занесет старика, -
Ребятишкам будет жалко -
Чаще будут бить их палкой.

Мироновы дети
Сидят на повети,
Плетут лапоточки.
Кому лапоточки?
Барину толстому -
Мирону Красному.

«Мишка - медведь,
Научи меня реветь».
- «Я умею, да не смею,
Я хозяина боюсь».

Петька-петух
На завалинке протух,
Яичко снес,
На базар его понес,
На базаре не берут,
Петьку за уши дерут.

Неотвожа, красна рожа,
На татарина похожа.
Семьсот поросят
Все на...(имя) висят.

Обзывала хвост поджала
И под лавку убежала,
А под лавкой крокодил
Тетю-мотю проглотил.

Петька - дурак,
Курит табак,
Дома не ночует,
Спички ворует,
Девчонок целует,
Его мама ищет,
А он по помойкам свищет.

Саня - дурачок,
Купил тальянку
С кулачок,
Забрался в ямку,
Дует в тальянку.

Сенька - монах
В кашемировых штанах,
Кто за ниточку потянет,
Кто родителей помянет.
Поминайте рабу,
Серу мышь во гробу.

Сеня-безеня,
Вез бабу на санках,
Санки - скок,
Сеньке - в лоб!

Сергей - воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу садятся.

Сергей - бергей,
Красный нос,
У попа пирог унес,
Он пошел на базар,
Всем торговкам рассказал.

Федя - медя
Съел медведя!
Упал в яму,
Крикнул маму.

Филин нос
Под печкой рос!

Юрка, Юрчонок,
Белый поросенок!

Дразнилки - маленькие рифмованные стишки. В детской среде дразнилки помогают ребенку разобраться с обидчиком не кулаками, а словом.

Тем, кто громко плачет посвящается:

Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можешь простудиться.

- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!

Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин!

Для детей, не любящих делиться:

Жадина-говядина,
Турецкий барабан...
Кто на нем играет?
(имя ребенка) - таракан.

Жадина-говядина,
Пустая шоколадина!

Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибися о скамейку.

Жадина, жадина,
Жадина-говядина!

Ты сорока-белобока,
Твоя тетка кривобока,
Обзывайся целый век!
Я - хороший человек.

Того, кого обманули:

Обманули простака -
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятый хвост -
Погоняй на покос.

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста!
Ноги в пуху -
Поклонись жениху!
Ноги в тесте -
Поклонись невесте!

Ябеда, ябеда!
Ябеда-корябеда!

Ябеда-корябеда,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто его не ест.

Ябеда соленая,
На горшке вареная,
Шишками обитая,
Чтоб не была сердитая!

Вор, вор!
Не ходи ко мне на двор:
Тебя кони залягают,
А коровы забодают.

Трус, трус-боягус!
На войне сражался:
Как увидел пулемет -
Сразу испугался.

Моряк с печки бряк -
Растянулся, как червяк!

Именные дразнилки:

Аркашка-промакашка,
Cаша-каша-промакаша.
Антошка-картошка.
Cвета-конфета.
Ленка - грязная коленка.
Аркашка - таракашка.
Васька-кот блин пек.
Танюшка - лягушка.
Валя - краля.
Лиза - подлиза.
Нинка - корзинка.
Олежка- тележка.
Маша - простокваша.

Лиза-подлиза
Упала с корниза.

Ленка-пенка, колбаса,
На веревочке оса.
А оса шевелится,
Ленка скоро женится.

Леня, Леня-требуха
Съел корову и быка,
Семьсот поросят,
Бочку борщу
И кричит: "Я есть хочу!"

Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

Ксеня, Ксеня, колбаса,
Жарена капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: "Вкусно".

Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: "Вкусно".

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.

Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
- Это, бабушка, не я!
Это - кошечка твоя!

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома не гуляй.
К тебе девочки придут,
Поцелуют и уйдут.

Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Володя-Володей,
Полна шапка сухарей,
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.

Ванька-встанька-карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!

Дашка-пышка
На улицу вышла,
На лавочку села,
Комарика съела.

Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.

Федя-медя-требуха,
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят -
Только хвостики висят.

Федя-редя
Съел медведя.
Утром рано
Съел барана,
На закуску
Съел лягушку!
Хотел волка,
Да неловко.
Хотел гуся,
Да боюся!

Федот худ,
Голова с пуд,
Нос крючком,
Хохол клочком.

Хотел Федя
Учить медведя,
А ему медведь:
"Федь, не сметь!"

Федот с вершок,
Голова с горшок,
Нашел палку,
Убил галку.
Галка плачет,
Федя скачет.

Cел Олежка на быка,
В лес поехал по дрова,
А дрова сгорели,
Олега волки съели.

Мишка-плишка-коротышка,
На носу большая шишка!

Как у Сани на носу
Ели свиньи колбасу,
Ели, ели три недели,
Ели, ели - не доели.

Миша-Мишенька, медведь,
Научи меня реветь!
Если не научишь,
По уху получишь.

Толик-кролик
Сел на столик
И поехал на войну,
Дрался, дрался,
Напугался,
И кричит: "Домой хочу!"

Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.

Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил банку молока,
Еще сотню съел хлебоа\в,
Три корзины пирогов.

Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова - копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил
Три копейки заплатил.

Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.

Сергей-воробей
На коне катался,
На березу налетел,
Без шапки остался.

Cережка-карежка,
Соломенная ножка,
Сам с вершок,
Голова с горшок.

Сергей-воробей
Продавал червей.
На тарелочке носил,
Три копейки просил.

Петька-петух
На завалинке протуз\х,
Яичко снес,
На базар понес.
На базаре не берут,
Петьку за уши дерут.

Витя-титя-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается;
Витя отпирается:
- Это, бабушка, не я,
Это рыжая свинья!

Соня-засоня,
Куколка-балетница,
Воображуля, сплетница!

Сережа оглянулся,
Пузырем надулся,
А пузырек-то в лесок,
Скачет, скачет по грибок.

Мишка-плишка-лебеда
Не годится никуда:
Нос картошкой,
Глаза плошкой,
Рот до самых до ушей -
Хоть завязочки пришей!

Васька-Васюк,
Полезай на сук.
Там кошку дерут -
Тебе лапку дадут.

Гена-пена, дай полено.
Нечем печку растопить!
А из печки дым идет,
Гена барышню ведет.

Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей за сани.
Ваню сани не везут -
Только денежки берут.

Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.

Борька косой
Поехал на соль,
Соли не купил,
А кобылу утопил...

Ванюшка бедный
Нашел кувшин медный,
Пошел по водицу,
Нашел рукавицу!

Баба Mаланья,
Голова баранья,
Глазки человечьи,
А лицо овечье,
Ноги козлячьи,
Руки медвежачьи.

Никита-волокита,
Купил лошадь без копыта,
А Фома-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Зацепился за пенек,
Простоял весь денек;
Зацепился за кочку,
Простоял всю ночку.

А наш Саша заболел:
Аппетиту нету -
Три кастрюли супу съел,
Сто одну котлету!

Гришка-воришка
Украл топоришко,
Полез в окошко,
Упал в лукошко.

Настя-Настенька,
Шубка красненька,
Шапка боброва,
Сама черноброва.

На береу лез Денис,
На веревочке повис,
А все думали: качели -
И качались две недели.

Таня-баня шла по броду,
Решетом носила воду.
Мыла-мыла в избе пол,
Приморозила подол.

Ерема песенки поет,
На спине Фому везет.
А Фома кричит: "Ха-ха!
Съел Ерема петуха!"

Сема-Ерема,
Сидел бы дома.

Федот в саду
Полол лебеду,
Ловил пичужку,
Поймал лягушку.

Игорь-дрыгарь
Упал с небес
Со всего размаха,
Разорвал рубаху.

По Волге по реке
Плывет Пашка на ведре.
Он не правит, не гребет,
Только песенки поет.

Уж ты, Мишенька-медведь,
Научи меня реветь.
Я умею, да не смею,
Я хозяина боюсь.

Федот-криворот
Упал у ворот.
Упал в кадушку,
Раздавил лягушку.
Упал на мяту,
Раздавил хату.

Фома-требуха
Съел корову и быка,
Девяносто утят,
Пятьдесят поросят,
Сухарей кадушку,
Соленую лягушку!

Тах-тах-тарарах,
Едет Филя на волах,
Сухарики в головах.
Сухарики точатся,
Филе кушать хочется.

Федорок с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.

Cтепанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шпака новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.

Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется -
Как пузырь, надуется.

Ерема, Ерема,
Сидел бы ты дома.
Строгал бы ты стружки,
Ребячьи игрушки.
Твоя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочку клала!

Андрей-ротозей,
Не гоняй голубей:
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Крыша ломается,
Хозяин ругается.

Ванечишка-чишка
Наврал три мешка,
Стали мять - пудов пять,
Стали весить - пудов десять!

Ах ты, Левка-требуха!
Съел корову да быка,
Овцу-яловицу,
Свинью пакостницу,
Пятьдесят поросят -
Одни ножки висят.
Пришел капрал,
Остатки побрал,
А за ним Елизар -
Все чистенько подлизал.

Алеша-белеша
Стоит три гроша.
Сам с кувшин,
Голова с аршин.

Cенька-безенька,
Серый селезенька,
Полетел в озерушко,
Замутил там донышко.

Ерема, Ерема,
Сидел бы ты дома,
Строгал бы стружки -
Ребячьи игрушки,
А твоя жена
На базар бы отвезла.

За рекой у колышка
Стоит Миколушка,
Шапка с замочком,
Гармошка с колокольчиком.
А в кармане таракан,
Бьет-играет в барабан.

Едет Сидор на быке,
Березиночка в руке,
Березиночка упала,
Быку ножечку сломала.

Из-за речки, с-под канавки
Скачет Ванечка по травке,
Ножки длинные, кривые,
Лапки липовы худые.

Маленький хлопчик,
Голова со снопчик,
Нос с локоток,
А ума с ноготок.

Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.

Вор-мошенник
Украл квашенник,
Бабка увидала,
Тестом закидала.

Ванюшка бедный
Нашел горшок медный,
Отдал молодице,
Пошел за водицей.

Ерофей-Ерофейка
Подпоясан коротенько.
Ходит бревнышком,
Нос веретенышком,
Коротенькие ножки,
Со скрипом сапожки.

  1. Молчанки
  2. Я боюсь Бабу-Ягу!!!
  3. Небылицы-перевёртыши

Прозвища и дразнилки

Прозвища являются наиболее ранним по времени появления видом детского сатирического фольклора. В Древней Руси они заменяли фамилии, которые часто и восходят к прозвищам. Обычай давать прозвища сохранялся вплоть до середины XIX века. Важной особенностью прозвищ является ярко выраженная экспрессивность. Она представляет собой сохранившийся до наших дней пережиток охранительной магии.

По-видимому, именно экспрессивно-оценочные прозвища стали основой дразнилок. На них впервые обратил внимание Г.С. Виноградов в статье «Детская сатирическая лирика» (1925). Исследователь показал, что дети используют в основном эпитеты, которые выполняют функцию приложений. Они создаются на основе как внешних созвучий (Петька – петух, Мишка – медведь, Сережка – серый), так и по внутреннему сходству (Верка– вертихвостка).

На их основе в детской среде возникли рифмованные прозвища типа «Дразнило – собачье рыло», которые и стали одним из ранних типов дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что ни по содержанию, ни по форме дразнилки и прозвища существенно не отличаются. Различие между ними в том, что прозвище прикрепляется к имени как устойчивый эпитет, а дразнилка не закрепляется за отдельным лицом и применяется в подходящем случае.

Дразнилки по форме представляют собой краткие, «в основном однострофные произведения юмористического, реже сатирического характера» (Сл., с. 67). Комическое строится на абсурдности изображенной ситуации:

Вася, Васенок,

Худой поросенок

Залез в траву,

Кричит «Мяу!»

Существуют различные взгляды на происхождение дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что многие дразнилки произошли из песен юмористического характера, встречавшихся в обрядах и исполнявшихся во время различных ритуалов. Действительно уничижение является одним из видов величания.

Дразнилки имели четко выраженный функциональный и однонаправленный характер, они должны были посрамить противника словом. Подобная традиция сохранилась и в наши дни, она используется, когда нужно осмеять представителей других этносов или национальностей, профессий, жителей других мест.

Интересное предположение о происхождении дразнилок содержится в исследовании Б. Сикимич, посвященных сербохорватским народным дразнилкам. Она усматривает в текстах относительно позднего происхождения фрагменты разнообразных текстов: молитв, бранные переделки, представляющие собой трансформацию общеизвестного текста молитвы с элементами проклятия; использование элементов католических молитв, трансформацию праславянской молитвы «Отче наш».

Другим источником исследовательница называет различные религиозные (христианские, мусульманские) тексты, «которые находятся в прямой корреляции с «более старыми» магическими текстами и тем самым, вероятно, продолжают ряд трансформаций этих текстов».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, независимо от конкретного материала, ученые едины в мнении о вторичном происхождении дразнилок из фольклора взрослых или литературных источников.

Если предполагать сходство между дразнилками и насмешками, как это делает А.Н. Мартынова, к той же группе произведений можно отнести прозаические и рифмованные ответы на поддразнивания, остроты, мирилки, попрошайки, оправдки, юмористические стихи о днях недели. Очевидно, что основой для их объединения является общий функциональный признак.

Поводом для создания дразнилки может быть не только особенность внешнего облика, физический недостаток, проступок, но и просто встреча или событие из школьной жизни. Рыжих

Кого я вижу?

Собаку рыжу!

Рыжий, красный – человек опасный!

Часто в дразнилках отражаются социальные отношения, характерные для определенной местности или населенного пункта. Так, в Каинском уезде Томской губернии дети православных, или «мирских», – препираются с детьми старообрядцев, или «кержаков», в случае ссоры следующим образом: «Ты кержак-лешак. – А ты – миршина. – На том свете тебя посадят на вершину».

В местностях с разным населением широко распространено поддразнивание лиц другой национальности. В двадцатые годы О.И. Капица отмечала, что больше всего текстов посвящалось татарам и немцам, затем цыганам, молдаванам, украинцам. Татар дразнили следующим образом:

Татар – якши

Купи лапши,

Купи вина -

Напой меня.

О цыганах сочинили такую дразнилку:

Цыган поменяй,

Моя лошадь без хвоста,

Что ни день – то верста.

«Именные дразнилки» часто использовались, чтобы поддразнить, поиздеваться над их носителями. «Иногда эти песенки бывают невинного характера, в них выявляется естественное для детей, как и для взрослых, желание посмеяться, сострить, но часто они имеют и определенную цель – обидеть и поиздеваться над избранной жертвой», – замечает О.И. Капица. Мальчика по имени Жорж школьники дразнят:

Вот Жорж Горман,

Нос оторван,

Вместо носа – папироса,

Вместо пуза – два арбуза.

Дразнилка была широко распространена в школе во второй половине XIX века. Школьникам того времени было хорошо знакомо имя Жоржа Бормана, владельца кондитерской фабрики. Школьникам начала XX века оно уже ничего не говорило и подвергалось искажению или замене на созвучное.

Кроме индивидуальных существовали и дразнилки, направленные против определенной группы ребят, например, учеников приготовительного класса: «Приготовишки – мокрые штанишки» или первоклассников, учащихся реального училища: «Первоклассники – колбасники». Соответственно и гимназистов называли «Гимназисты скандалисты» или:

Синяя говядина по грошу на пуд,

Которую собаки не жрут.

Кадетов дразнили за военную выправку: «Кадет – на палочку надет». Институток за их известное пристрастие к сладостям и всяким лакомствам:

Институтки – точно утки,

Что найдут – то и сожрут,

А наевшися – не в меру

Отравляют атмосферу.

Приведенные примеры отражают исконную вражду между учебными заведениями разного типа, существовавшими в царской России.

В одной из ленинградских школ девочки дразнили мальчиков:

Завтра праздник, воскресенье,

Дадут девочкам печенье,

А мальчишкам – кулаки,

А на второе – червяки.

Основываясь на анализе 200 собранных дразнилок, О.И. Капица отмечает, что больше всего встречается дразнилок на имена, причем мужские преобладают над женскими. Из мужских имен чаще всего в дразнилках встречаются Иван, Егор, Николай, Алексей, а из женских – Катерина и Дуня. Рифмовка имен обычно следующая: «Андрей – воробей», «Антошка – недопечена картошка», «Фома – большая крома», «Мишка – еловая шишка», «Егор – без обор», «Маша – каша», «Зинка – корзинка».

Одно имя в дразнилке легко заменяется другим, требуется только сохранять рифму:

Васька-Васюк,

Полезай на сук,

Там кошку дерут,

Тебе лапку дадут.

Распространение прежде всего «именных дразнилок» подтверждается и наблюдениями Г.С. Виноградова, полагавшего, что «формулы осмеяния» обычно связаны с созданием имен-прозвищ: маменькин сынок, сорока, плакса. Возникают и другие дразнилки – ябеда-корябеда, жадина-корядина.

Вариативность адресата Б. Сикимич называет одной из важнейших особенностей дразнилок и приводит такой пример: «Латинянин хвостатый, завтра ты у меня сдохнешь, тяжело той руке, которая тебя потащит, тяжело той лопате, которая тебя будет закапывать». Она также полагает, что дразнилки, связанные с личными именами, «часто включают зоонимический код» («курица», «козленок», «коза», «осел») и строятся на мотивах антиповедения («запачканности», физического наказания). Последние явно перешли из взрослого фольклора: «Кире в палку играет, кобыла у него метнулась, бурдюк у нее лопнул».

Реже осмеиваются физические недостатки или черты характера, поводом создания дразнилки иногда служит внешность. Высокий, малорослый, косой, хромой, толстый, худой, рыжий, плешивый, заика – все эти недостатки вызывают появление в соответствующих случаях дразнилок. Большое количество текстов относится к рыжим. Часто встречается в записях песенка, в основу которой положен сюжет дразнилки:

Рыжий красного спросил:

«Где ты бороду красил?»

– Я не краской,

Не замазкой,

Я на солнышке лежал.

В ряде случаев воспроизводится утрированный портрет:

Анна – балана,

Голова – оловянна.

Нос крючком,

Ротик ящичком.

Иногда высмеивается не только один член семьи, но и все родовое сообщество:

Сидор баню продает,

Сидориха не дает,

Сидорята верещат -

Под угор баню тащат,

В «дразнилке-посрамлении» (термин Г.С. Виноградова) осмеиваются трусость, воровство, неряшество, зависть и другие недостатки, вызывающие осуждение в детской среде:

Гришка, Гришка,

Украл топоришко,

Побег к брату -

Украл хату.

Побег к отцу -

Украл овцу.

Предметом осмеяния становятся и различные свойства характера, вот как подсмеиваются над напыщенными и гордыми:

Фу-ты, ну-ты

Сани гнуты,

Руки в боки,

Глаза в потолок…

Часто высмеиваются обжоры:

Требухан, требухан

Съел корову да быка,

Пятьдесят поросят,

Девяносто утят.

Дети не любят, когда их дразнят женихом и невестой. Такое поддразнивание производится хором и часто доводит до слез тех, на кого оно направлено. Обычно оно происходит с помощью особых песенок:

Тили, тили тилишок,

Иванушка – женишок.

Тили, тили тесто,

Машенька – невеста.

Распространение дразнилок. Настоящие детские дразнилки лишены «национальной или религиозной окраски, что говорит о возможной древности их мотивов». Можно сделать и другой вывод: дразнилки существуют давно, их можно считать традиционными, некоторые исследователи называют их сложившимися, или «готовыми», указывая на формульный характер произведений.

Новые дразнилки появляются по определенным поводам, обычно они свидетельствуют о творческом потенциале его сочинителя. «Едва ли встретится какой-нибудь приметный случай, подходящий повод, который затруднит найти бойкое словцо, легкую рифму, вряд ли выищется интересующее ребят событие дня, отражения которого не нашлось бы в готовой песенной форме или не родилась бы новая». Так, мальчугану, упомянувшему, что к обеду дают щи с картошкой, дают прозвище «пшик-картошки», приехавшего из Псковской губернии прозывают «скопской» и «скоподырь». Мечтавшего стать капитаном мальчика дразнили:

Палеган, палеган,

Аржана лепешка.

Капитан, капитан,

Рваные штанишки.

Любопытны рассуждения О.И. Капицы о характере дразнилок, посвященных отдельным занятиям и профессиям: «тут достается всем: и сапожнику, и портному, и мяснику, и мельнику».

Сапожники-безбожники

Сидят у кабака,

Оборваны, обшарпаны,

С бутылкою в руке.

Портной-швец,

Не хочешь ли щец?

Портной-портняжка,

Не хочешь ли кашки?

Посвященные лицам разных профессий дразнилки называются прозвищами-прикладками: столяр – «сосногрыз», лакей – «лизоблюд», паны – «на двоих штаны», баре – «по грошу пара», маляр – «мазун-повозун» и т. д.

Осмеянию подвергались и лица духовного звания. О них говорят:

У попов глаза завидущие.

Руки загребущие.

По Псковской улице

Едет поп на курице,

Попадья на петухе,

Попаденок на свинье.

Переделки дразнилок. Выше говорилось о возможности перенесения некоторых элементов дразнилок в песенки, при котором получается связанный текст. Девочку любительницу кошек, прозвали «Кошкина мать», а к этому прозвищу присоединили строки из известной частушки:

Кошкина мать

Собиралась умирать,

Умереть не умерла -

Только время провела.

Импровизация дразнилок встречаются у детей во всех социальных группах, как в городе, так и в деревне. Если импровизация «хороша, складна, подходяща, т. е. отвечает общей потребности заинтересованной группы», то она сохраняется, переходя от одних к другим, замечает О.И. Капица.

Песенная форма дразнилок обуславливается манерой исполнения, они произносятся 1 (скандируются) речитативом, поэтому строки обязательно рифмуются и подчиняются внутреннему ритму. Возможно развитие рифмованной строки в двустишие:

Миколай-Николай

Толоконце подай.

Мишка-кубышка,

Около уха шишка.

Затем трех и четырехстишия:

Иван-болван

С колокольни упал.

Три года катился

И то не убился.

Иногда дразнилка развивается в целую песенку:

Гриша, Гриша,

Сидел бы ты дома,

Точил бы веретена.

У тебя жена-то пряха,

По ниточке пряла,

Корову купила,

Корова-то с кошку Надоила с ложку,

Корова-то пропала -

Кузьму поклепали.

«Приведенная дразнилка, как и многие другие, заимствована детьми у взрослых – содержание таких дразнилок часто выходит из круга детских интересов, большинство же всецело детского содержания», – замечает О.И. Капица. Таковы, например:

Плакса – Олекса,

Удой молочка

Из подойничка.

Вася, Васенок,

Худой поросенок,

Завяз в траву -

Кричит: «мяу,

Не вылезу».

Детские дразнилки бывают направлены на решение ряда конфликтных ситуаций, возникающих во время игры. Если ребенок не хочет что-то давать, обычно, ему угрожают, говорят о физическом наказании: «Послала меня мать, чтобы ты дал мне немного мака. Если не дашь немного мака, то станет у тебя рука вот такая».

Б.Сикимич пишет: «Ребенку, который портит игру, адресуется настоящее проклятие». Приводимые ею фольклорные тексты она предлагает считать полноценными магическими формулами, на что указывает и их синтаксис: «Пойдешь вокруг или стороной? Если стороной, пусть тебя муравей убьет веткой. Если вокруг, пусть тебя убьет муравей рукой».

Среди других особенностей дразнилок – использование преувеличений (гипербол), преуменьшений (литот), развернутых сравнений, определений-приложений.

Поддевки введены в научный оборот Г.С. Виноградовым, он же предложил их первую классификацию. Поддевки, по терминологии исследователя, представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки:

– Федя, скажи «поп».

– А че? Ну, скажу: поп.

– Твой отец клоп.

– Сто да сто – сколько?

– Двести.

– Сиди дурак на месте.

Иногда поддевки сопровождаются действиями. Один мальчуган схватывает другого за нос и настойчиво спрашивает:

– Дуб или вяз?

– Тяни до губ.

После этого ответа вопрошающий тянет нос книзу, в случае же ответа «вяз» – кверху, «до глаз».

«Витька, у тебя под ногами мох!» – Витька смотрит себе в ноги. Ему говорят: «Не кланяйся, я не Бог».

Определение поддевки мы также находим у Г.С. Виноградова: «поддевка представляет собою или искусственный диалог, где следует ожидать возможности быть пойманным (поддеться на слове) совершенно неожиданно для себя».

Разновидность дразнилок сохранилась и в наши дни, замечает О.Ю.Трыкова. Игровой характер создается диалогической формой, носящей обязательный характер:

– Скажи: клей.

– Выпей баночку соплей! (Трык., с. 40.)

В создаваемой игровой ситуации собеседник заманивается в словесную «ловушку» и своеобразным образом высмеивается. Отсюда и происходит другое название рассматриваемой формы, которую Г.С. Виноградов называет «заманками». Одно лицо направляет разговор, другому остается пассивная роль повторяющего условленную фразу или слово. «Некий мальчик обещает другому что-то рассказать, но с условием, чтобы тот на все, что он будет говорить, отвечал: «и я».

– Я пойду в лес.

– Я срублю дерево.

– Я вырублю колоду,

– Я замешу свиньям. -

– Они будут есть. -

Приведем и другой вариант:

Говори за много «как».

– Пошла баба в кабак.

– Нализалась пьяная.

– Пришла домой.

– Мужик стал ее бить.

– А вот так] (Следует удар в спину.)

В качестве сопоставительного материала О.И. Капица приводит немецкую поддевку:

Ich bin in der Walde gegangen.

Ich nehme ein Axt mit.

Ich hau ein Eich ab.

Ich mach einem Sautrog draus.

Es fressen sieben Saue.draus.

(«Я пошел в лес». – И я. – «Я взял с собой топор». – И я. – «Я срубил дуб». – И я. – «Я сделал из него свинье корыто». – И я. – «Семь свиней стали есть из него». – И я.).

Современные дети называют подобное явление «заманкой», полагая, что завлекают собеседника в словесную игру и насмехаются над ним. Уже четырех-пятилетние дети, вступая в детский коллектив, способны на подобные розыгрыши.

Роль заманок. Традиционно подшучивания и розыгрыши в виде словесной игры достаточно распространены. Они играют важную роль в развитии ребенка. Прежде всего через них происходит обучение речи, повторяются определенные слова и вносятся коррективы, направленные на устранение ошибок произношения или неправильного использования словоформ. Словесная ситуация демонстрируется с разных сторон, как в статике, так и в динамике.

Заманки использовались и для привития определенных навыков. Они являлись элементом общения детей с взрослыми, входили как в повседневный быт, так и в праздничные игры. Взрослый стремился побудить ребенка к активному действию, заставить критически относиться к любому высказыванию или событию. Так, предложив ребенку залезть под стол, затем начинали с ним такую беседу/разговор:

– Мама у тебя есть?

– Папа у тебя есть?

– А ум у тебя есть?

– Был у тебя ум, не сел бы под стол.

Во время подобных шуток или розыгрышей также прививались некоторые практические навыки; дети обучались отличать животных, имитируя их повадки.

«Структурообразующим элементом диалога «заманки» является рифма к повторяемому слову, преобразующая диалогическую ситуацию, переводящая его в новое качество», – отмечает М.П. Чередникова. Она также устанавливает, что гротесковое начало прослеживается не во всех текстах.

Перспективы развития дразнилок . Стойкость стилистических конструкций, позволяет, по мнению Г.А. Барташевич, создавать новые произведения или варьировать уже известные. Как бы развивая ее наблюдения, О.Ю. Трыкова замечает, что в дразнилку активно проникают новые образы, понятия, иногда даже весьма

– Скажи: какое небо голубое!

– Какое небо голубое!

– У голубых всегда такое!

Часто дразнилки создаются на основе готовых форм для передразнивания.

Взаимодействие жанровых форм. М.И. Мельников отмечает, что под воздействием профессиональной поэзии и частушек в дразнилки проникли элементы считалочной поэтики. Он приводит следующий пример:

Витя-титя-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

О.Ю. Трыкова усматривает взаимодействие современной дразнилки с народной песней. Б. Сикимич выделяет форму детской песенки, адресованной животным, где содержатся элементы дразнилки и проклятия, она приводит несколько примеров, где встречаются разные птицы и животные: «Проклятая коза, блаженная овца, Бог тебе дал, чтоб хвост у тебя таким и остался».

Приведем пример дразнилки, представляющей собой интересный случай приспособления к новой среде широко распространенной в крестьянском детском обиходе песенки:

Завтра праздник, воскресенье,

Нам лепешек напекут,

И помажут, и покажут,

А покушать не дадут.

Взаимовлияние дразнилки и считалки часто происходит под воздействием средств массовой информации. Так можно объяснить и использование в считалки строчек из рекламы:

Кошка сдохла, хвост облез -

Получился Анкел Бене!

Иногда игра словами встречается в анекдоте: «Крокодил Гена и Чебурашка идут через стройку. Чебурашка говорит: «А вон человеки работают». Крокодил Гена говорит: «Не человеки, а люди». Чебурашка говорит: «А вон один люд в яму упал».

Прояснение вопросов бытования дразнилок и специфики их перехода из взрослой в детскую среду помогут определить некоторые особенности организации детской среды. Так, М.П. Чередникова приводит следующий анекдот, который создается на основе противоречия, возникающего между разными возрастными группами и, следовательно, порождающего комическую ситуацию:

Подходит бабушка к парню и спрашивает:

– Скажи, сынок, как пройти на улицу Ленина?

– Во-первых, не сынок, а хиппи. Во-вторых, не пройти, а прогреметь костями. В-третьих, не на улицу Ленина, а на хипп-штрасс Ленина.

– Слушай, хиппи, как прогреметь костями на хипп-штрасс Ленина?

– Что, хиппуешь, плесень?

Процесс словотворчества, постоянно происходящий в дразнилках, несомненно может стать предметом изучения лингвистами. Правда, некоторые специалисты неоднозначно относятся к использованию бранных выражений, встречающихся в дразнилках.

Интересны и процессы взаимосвязи с литературными жанрами . Дразнилку активно использовали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Э.Э. Мошковская, К.И. Чуковский, Э.Н. Успенский, Д. Хармс. Широкое распространение в детской среде получают и литературные образы, среди них, как отмечает О.Ю. Трыкова, «лидирует» дядя Степа Михалкова:

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Из книги Поэтика и семиотика русской литературы автора Меднис Нина Елисеевна

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

О смысловых обертонах арзамасского прозвища Пушкина «Имя Пушкина в связи с “Арзамасом”, равно как и кличку его “Сверчок” (заимствованную из стиха баллады “Светлана” – “Крикнул жалобно сверчок”), мы находим в документах, относящихся ко времени окончания Лицея», –

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги автора

Имена-прозвища Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды,