Диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка после развода. Психологические тесты Ребенок в ситуации развода

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ ПРИ РАЗВОДЕ:

Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков

1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

1.1. Цветовой тест М. Люшера.

Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление внутриличностных конфликтов.

1.2. «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич.

Цель: выявление особенностей личности.

1.3. «Лесенка характера» Дембо - Рубинштейн.

Цель: исследование уровня самооценки.

2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

2.1. Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х.

Цель: изучение особен-ностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда.

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).

Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Этапы работы с ребенком и его семьей.
1.Первичная консультация:

- знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка);

Знакомство с ребенком, установление контакта;

Диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап – знакомство и установление контакта - занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка . На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

При помощи этого теста вы сможете определить, на что именно похож больше ваш брак – на темный тупик или же простое дружелюбное сосуществование. Возможно, вам уже пора изучать Гражданский кодекс на предмет того, каким образом происходит расторжение брака или, возможно, на данный момент вполне достаточно будет просто обратиться к семейному психологу.

Не забывайте о том, что безупречных браков не существует, но в некоторых создаются такие ситуации, когда еще не поздно заняться своими ошибками и вернуть в семью близость и взаимопонимание. При помощи нашего теста вы сможете понять, насколько крепкими являются ваши отношения, но для того, чтобы в конечном итоге действительно получить достоверный результат, всегда старайтесь отвечать только искренне и честно, а не пытаться выдавать желаемое за реальность. Данный тест предлагает вам представить себя в нескольких ситуациях, в которых вы могли даже никогда не бывать, но вам нужно предельно ясно представить, что на данный момент с вами это происходит, и понять, каким образом вы бы поступили в подобной обстановке. Старайтесь выбирать такой вариант поведения, который ближе всех к тому, каким образом могли бы поступить вы или ваш супруг.

Пройти онлайн тест на развод

    1. Считаете ли вы, что с некоторых пор работа захватывает вас все больше и больше?

    2. Часто ли в вашей семье возникают ссоры и споры по поводу воспитания детей?

    3. Не кажется ли вам, что вы стали чаще пользоваться успокоительными средствами?

    4. Вызывают ли у вас раздражение постоянные жалобы партнера на плохие сон, аппетит, самочувствие и так далее?

    5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда вам определенно нечего сказать друг другу?

    6. Считаете ли вы возможным сочетание интенсивного и плодотворного труда с легкостью общения в семье?

    7. Согласны ли вы с тем, что равноправие женщин и мужчин – дикое измышление феминисток-суфражисток?

    8. Не кажется ли вам, что институт семьи и брака предполагает полную загруженность домашними делами исключительно женской половины и только частичную занятость – мужской?

    9. Предпочитаете ли вы смотреть телевизор вечером, во время ужина?

    10. Вы твердо уверены в том, что ваш партнер бездумно балует ребенка и потворствует ему во всем?

    11. Не кажется ли вам, что внутрисемейный климат значит для вас столько же, сколько и успехи на службе?

    12. Не потеряли ли для вас прелесть и ощущение новизны сексуальные отношения с партнером?

    13. Вы уверены в том, что в хорошей семье не должно быть конфликтов?

    14. Не кажется ли вам, что после каждой ссоры пропасть между вами становится все глубже?

    15. Существует ли чудодейственный рецепт семейного счастья?

    16. Согласны ли вы с утверждением, что любовь – это постоянная борьба?

    17. Вы убеждены в том, что вкладываете душу в супружеские отношения и делаете все от вас зависящее, чтобы они стали еще прочнее?

    18. Обратитесь ли вы к психологу, если заметите, что с некоторых пор отдаляетесь друг от друга все дальше и дальше?

    19. Согласны ли вы с тем, что супружество – это умение не только говорить, но и слушать?

    20. Согласны ли вы с тем, что лучше вовремя развестись, чем влачить нудное сосуществование под одной крышей с нелюбимым человеком?

    21. Согласны ли вы с тем, что хотя бы месяц в году супругам лучше проводить раздельно?

    22. Вы с легкостью передоверяете ведение материальных дел семьи партнеру?

    23. Если ребенок ушел гулять, а вы остались дома одни, часто ли вы проводите время в молчании?

    24. Вы с удовольствием смеетесь над неоднократно слышанным анекдотом в дружеской компании?

    25. Вас по-прежнему волнуют милые любовные игры?

    26. Не кажется ли вам, что ваши отношения улучшаются после долгого отсутствия одного из супругов, например, в командировке?

    27. Умеете ли вы избегать тем, которые заведомо неинтересны или раздражают вашего партнера?

    28. Вы испытываете к своему партнеру скорее родительские чувства, чем супружеские?

    29. Ваш партнер – скорее «кошелек» и гарантия определенного жизненного уровня, чем «подушка», на которой можно всласть выплакаться и отдохнуть?

    30. Вы всегда замечаете и цените усилия партнера, направленные на сохранение брачного союза?

    31. Не кажется ли вам, что с некоторых пор вы стали уделять больше внимания своему внешнему виду?

    32. Стараетесь ли вы не вспоминать прошлых переживаний и волнений?

    33. Не кажется ли вам, что ваша жена не должна ходить на работу?

    39. Согласны ли вы с тем, что бывают удачные браки, но никогда – чудесные?

    40. Вы убеждены в том, что лучше и не пытаться заранее планировать что-либо из-за безалаберности вашего партнера?

    Стабильность вашего брака оценивается как высокая. Вы отлично подходите друг к другу и вашему согласию в семье можно только позавидовать. Молодцы, продолжайте в том же духе!

    Ваш брак переживает кризис. Это совершенно не значит, что вы друг другу не подходите. Однако перед вами стоит ряд важных проблем, требующих совместного разрешения.

    Стабильность вашего брака оценивается как очень низкая. Вас уже давно и серьёзно не устраивает супруг(а) и от прежнего взаимопонимания не осталось и следа. Пора предпринимать решительные шаги.

    У вас крайне высока вероятность развода. Вам уже давно некомфортно друг с другом. Понимание и взаимоуважение — это не про вас. Кстати, почему вы до сих пор вместе?

Пример заключения

Данное заключение было представлено в суде Таганского района г. Москвы. Полное заключение не опубликовывается в связи по причине защиты прав клиента, защите от плагиата, создание непрофессиональных экспертиз.
Была заказана услуга по выезду эксперта-психолога в суд. Эксперт отвечал на вопросы суда.
Дело выиграно в первой инстанции. Личные данные изменены в соответствии с защитой интересов заказчика. Срок написания аналогичного заключения от 10 рабочих дней. Стоимость от 15000 руб.

г.Москва Для предъявления по месту

30.05.2016г. требования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

Покусаева Олеся Владимировна, сотрудник АНО, имеющая психологическое образование, стаж работы по специальности – 14 лет, стаж экспертной деятельности 11 лет, автор книг по психологии «Русские дети вообще не плюются», «Русские семьи счастливы по-своему», «Вопросы неидеальных родителей. Открытия счастливых семей» провела исследование:

Исследование начато: 05.05.2016 г.

Исследование окончено: 26.05.2016 г.

При производстве экспертизы использовались следующие методические издания, рекомендованные к применению в экспертной практике:

Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2009. – С.581-586.

Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно – психиатрической и судебно – психологический аспекты). Методические рекомендации – М.: ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004, - 28с.

Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1. На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей?

2. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С. С.?

3. Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича. к отцу Авелеву А. П.?

4. Какой стиль воспитания транслирует Авелев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича?

5. Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича.?

Приложенные для рассмотрения экспертом документы:

  1. Справка от психиатра из филиала №
  2. Характеристика из ГБОУ школы №
  3. Приложение к трудовому договору на Авелева А. П.
  4. Свидетельство №896 о регистрации по месту жительства Авклева Сергея Александровича.
  5. Характеристика из ОМВД России по району г.Москвы на Авелева А. П.
  6. Характеристика с места работы на Авелева А. П.

Экспериментально-психологическое исследование .

Заключение по данным психологического обследования Авелева Сергея Александровича

Цель обследования: установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления); диагностика психо-эмоционального состояния и личностных особенностей, психологическое состояние ребенка, а также отношения к родителям.

Выделено несколько подзадач: определить уровень… развития психических функций и самооценки у ребенка.

Обследование осуществлялось в помещении центра АНО. Была проведена беседа с отцом (отдельно от ребенка). Со слов отца выяснилось, что с матерью ребенка знаком около 10 лет. Брак был заключен в 2015 году. Периодически возникали конфликты, инициатором которых была жена. Родился ребенок Отец полностью занимался сыном, включая посещение прикрепленной поликлиники, с целью выполнения плановых прививок, массажей. Мама вышла на работу, было достаточно много разногласий по супружеским отношениям, а также по материнской позиции. основное участие в организации посещения воспитанника детского дошкольного учреждения принимает папа. К сожалению, родители не могут договориться о месте жительства ребенка и порядке общения с ним. Отец говорит о том, что с ребенком нет никакой связи ни телефонной, ни Skype общения. Мать отказывает в общении с ребенком, он обеспокоен тем, что матери постоянно нет дома, ребенком занимаются пожилые родители Авелевой С. С. Согласно справке от психиатра из филиала №1 . было проведено медицинское освидетельствование.

Обследование мальчика, Авелева Сергея, года рождения, проводилось в отдельном помещении АНО «отдельно от отца. Обследование и клиническая беседа проведены в динамике, в целом, для Авелева Сергея был характерен ровный фон настроения, активность в беседе. Во время освидетельствования держится корректно, доброжелательно. На вопросы отвечает охотно, достаточно подробно. Словарный запас обширный. Речь ребенка не чистая, требуется логопедическая коррекция.

Проведено психологическое обследование развития мальчика, учитывая возрастные и психологические этапы развития. Во время обследованиямальчик был спокоен, охотно шел на контакт. Во время психологического исследования использовались методы направленной клинической психологической беседы, патопсихологического эксперимента, наблюдения. Выполнял задания, как по желанию отца, так и со слов специалиста. Обследование показало, что мальчик хорошо воспитан и развит.

Заключение проведено на основе результатов тестирования, а также на основании психологической работы с психологом.

Ниже приведены результаты по отдельным параметрам (сферам развития ребенка) Авелева Сергея

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы не выявлены.

Развитие общей моторики соответствует возрасту, двигательные умения сформированы достаточно.

Зрительно-моторная координация развита нормально, в соответствии с возрастом.

Обнаружены признаки отставания в развитии представлений о форме предметов.

Понимание речи развито достаточно.

Активная речь развита достаточно для своего возраста, требует логопедической коррекции.

Развитие деятельности соответствует возрасту.

Навыки самообслуживания развиты нормально.

Примечание: Обследование проводилось по заданной специалистом ограниченной группе параметров. Глубина обследования: максимальная.

С ребенком была использована методика. Цель: прояснение отношений с родителями.

Также с отцом ребенка Авелевым А. П. был проведен тест.., тест...

Ребенок находится в нормальном психологическом состоянии. К отцу привязан, переживал, что его нет рядом при работе с психологом. Отца слушается, вступает с ним в диалог, тянет руки для более близкого контакта. При проведении теста на совместную деятельность с отцом, как сам проявляет инициативу, так и охотно слушается рекомендаций отца по совместной деятельности. Быстрое переключение внимания, неусидчивость – что соответствует возрасту ребенка.

Метод:

Предоставление ребенку возможности высказаться.

Авкеев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения. Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями.

Оберегание ребенка от трудностей.

По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни. Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт.

Подавление воли ребенка.

Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку. Подавление активности ребенка, различные формы принуждения, формирование страха перед родителями – неприемлемые для него элементы воспитания.

Страх причинить вред ребенку.

Авелев А. П. чувствует себя уверенно при взаимодействии с ребенком, отсутствует страх причинить ему вред, считает, что не следует брать на себя излишнюю ответственность за все происходящее с ребенком. Вряд ли возможно нанести ущерб ребенку, ухаживая за ним.

Строгость родителей.

Обследуемый считает, что строгое воспитание является малоэффективным для ребенка, не делает его счастливым ни в настоящем, ни в будущем. Уверен, что авторитарность в воспитании оказывает тормозящее действие на его развитие, склонен придерживаться либерального стиля воспитания.

«Мученичество» родителей.

Обязанности по воспитанию ребенка просто не могут быть в тягость, а семейная жизнь тяжелым бременем, поскольку с рождением ребенка забота об удовлетворении его потребностей становится потребностью родителей. Для родителей нет больше счастья, чем счастье их ребенка – таково мнение респондента.

Равенство родителей и ребенка.

По мнению подэкспертного, при взаимодействии родителей и ребенка полного равенства быть не может, поскольку правила общежития устанавливают во многом родители. Они должны требовать от ребенка подчинения определенным стандартам в поведении и контролировать их выполнение. Но для достижения взаимопонимания необходимо использовать разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу, выслушивать ребенка и высказывать свои требования, быть готовым к сотрудничеству.

Метод:

Результаты обследования:

Авелев А. П. уверенный в себе человек, с легкостью принимает роль руководителя, даже если не ставит перед собой такой цели. Умеет быть хорошим советчиком, наставником и организатором.

Он воспринимает окружающих как равных себе, не пытается доминировать над ними. Старается не проявлять эгоизм. Упорный и энергичный человек, настойчивый в достижении цели. Он может быть скептичен и способен высказывать мнение, противоречащее большинству. Суждения достаточно реалистичны, критически относится ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Эмоционально сдержанный человек. Подэкспертный достаточно мягкий человек, нередко ожидает помощи и советов от окружающих. Вежлив и доверчив, стремится помогать другим. Для него важно, чтобы окружающие его ценили и признавали. Он бескорыстный и мягкосердечный человек. Готов помогать окружающим, часто принимает на себя ответственность за других.

Демонстрирует социабельность и стремление произвести благоприятное впечатление.

В процессе психологического консультирования были получены ответы на следующие вопросы:

На что влияет развод родителей и как это отражается на психологическом состоянии детей?

Надежда на то, что дети не будут слишком сильно переживать из-за развода, обнаруживается у многих родителей. Любой развод вызывает у любящих родителей тяжелое чувство вины. Они не желают принимать всерьез те знаки, которыми дети сигнализируют о своих несчастьях и страхе….

Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к матери Авелевой С. С.?

Сергей, как любой ребенок этого возраста, привязан к матери, испытывает потребность в общении с ней. Однако говорит, что мама ругается, ее не бывает дома долго…..

Каково действительное отношение и привязанность несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича к отцу Авелеву А. П.?

У Сергея присутствует достаточно сильная привязанность к отцу. На момент обследования ребенок ищет взглядом, ждет одобрения и похвалы со стороны отца. Рассказывает о том, как завтракает с папой, в какие игры играет, куда ходят….

4. Какой стиль воспитания транслирует Авклев А. П., отец несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича

Авелев А. П. считает, что ребенку в семье необходимо предоставлять возможность высказывать свое мнение, обсуждать с родителями спорные вопросы и темы, вызывающие у него затруднения. Ребенок воспринимается как полноправный член семьи, но право принятия решений по серьезным вопросам должно оставаться за родителями.

По мнению обследуемого, родители не должны оберегать детей от жизненных трудностей, иначе они вырастут, не зная жизни. Только самостоятельное решение проблем и преодоление препятствий уже в юном возрасте поможет приобрести ребенку необходимый опыт. Подэкспертный считает, что не нужно навязывать свою волю ребенку….

В целом, Авелев А. П. занимает взвешенную родительскую позицию, что говорит о возможности полноценного и гармоничного развития и воспитания Сергея со стороны отца.

Необходима ли психологическая коррекция состояния мальчика и отношений родителей несовершеннолетнего Авелева Сергея Александровича?

Ребенку необходимо пройти курс психологической реабилитации для нормализации самооценки и осознания новой семейной ситуации. Крайне важно не ставить ребенка перед выбором между родителями, это может привести к нервному срыву и дисбалансу психического состояния ребенка. На данный момент рекомендовано посещение детского психолога для наблюдения и психологической коррекции состояния ребенка, а также наблюдение у невролога. Продолжительность курса 6 месяцев.

Необходимо, чтобы родители не указывали в присутствии ребенка на недостатки другого родителя…..

Детский, семейный психолог Покусаева О. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(описание используемых методик и инструкций к ним) (на 12 страницах)

В гражданском судопроизводстве определенное место занимают процессы, связанные с охраной неимущественных прав детей и родителей. В случае если лица, участвующие в судебном процессе (судья, специалист отдела опеки, который обязательно участвует, если в судебной тяжбе фигурирует ребенок), не обладают достаточными познаниями для анализа имеющейся информации, они имеют право привлечь эксперта-психолога. Речь идет о проведении судебной психологической экспертизы с целью предоставления суду информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора. Содержанием данных споров являются:

  • определение места жительства ребенка (например, с кем из родителей будет жить ребенок после развода или с кем оставить ребенка в сложной ситуации – с родителем или прародителем);
  • определение порядка общения ребенка с родителями (при сопротивлении одного из родителей, ущемлении другого в его правах на воспитание и заботу о ребенке);
  • лишение родительских прав, ограничение родительских прав;
  • отмена опеки над ребенком, отмена усыновления.

В современных профессиональных изданиях рассматривается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) . Наряду с нею часто проводится и судебная психологическая экспертиза (СПЭ) , проведение которой поручается либо экспертам-психологам, являющимся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минюста России, либо педагогам-психологам, являющимся специалистами образовательных учреждений. Цель экспертной деятельности – получение информации, позволяющей оценить риски, могущие развиться при различных обстоятельствах и условиях в жизни ребенка .

Следует отметить, что перечисленные выше споры так или иначе могут находиться в поле зрения не только судебных органов, но и отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними. В первом случае мы говорим о процессуальной форме решения спора, во втором – о непроцессуальной, досудебной. Психологи могут привлекаться в обоих случаях, но статус и регламентация их деятельности в этих случаях имеет важные отличия.

На рассмотрение психолога могут быть выставлены вопросы:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.;
  • особенности родительской позиции;
  • особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  • взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
  • содержание конфликта между родителями.

Прогностическая оценка важна и для судьи, и для специалиста отдела опеки, так как дает основание для принятия решения, которое будет оптимальным с течением времени. На основании многолетнего опыта анализа рисков проживания или встреч ребенка с конкретным родителем можно выделить и систематизировать наиболее распространенные ситуации.

Установление порядка общение инициируется в случаях, когда:

  • у бывших супругов незаконченные отношения, они конфликтуют, тем самым поддерживая контакты. Судебная тяжба или обращение в отдел опеки по поводу ребенка является одним из способов поддерживать отношения, манипулировать бывшим супругом, удерживать его возле себя (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • имеется острый конфликт, неприятие личности бывшего супруга, невозможность конструктивно общаться, решать сообща вопросы, связанные с воспитанием и обучение ребенка. Дабы снизить необходимость видеться, обсуждать, договариваться, родители устанавливают порядок общения с ребенком (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • оба родителя привязаны к ребенку, выражают желание общаться с ним, заботиться о нем, но после развода не могут выстроить новую систему контактов, адаптироваться к новой жизненной ситуации (в центре конфликта – привязанность родителей к общему ребенку);
  • желание ограничить и отрегулировать спонтанность, стихийность контактов отдельно проживающего родителя с ребенком, что негативно отражается на его эмоциональном развитии, состоянии (в центре конфликта – забота о состоянии ребенка);
  • желание устранить препятствия к общению с ребенком, чинимые другим родителем;

Определение места жительства ребенка становится актуальным, когда:

  • ребенок стал проживать после развода (или еще до развода) с одним родителем без согласия другого родителя;
  • родители после развода находятся в ситуации конфликта и спора по поводу ребенка, каждый хочет, что ребенок должен проживать с ним, считает, что сможет лучше заботиться о нем;
  • ситуация является следствием претензий другого родителя на алименты, сопротивлением другого или его встречным желанием получать алименты;
  • имеются объективные и субъективные жалобы на негативное влияние на ребенка со стороны другого родителя.

Лишение или ограничение родительских прав:

  • отсутствие каких бы то ни было контактов с отдельно проживающим родителем, его участия в воспитании ребенка и материальной помощи;
  • между родителями конфликтные или нарушенные контакты, есть препятствия организации событий в совместной жизни ребенка и родителя, с которым он проживает, например, вывозу ребенка за границу (если другой родитель не дает такого разрешения);
  • между родителями конфликтные отношения, высокая неудовлетворенность браком, желание «вычеркнуть» бывшего супруга из жизни, начать новую жизнь без него, без оглядки на его права;
  • восприятие биологического родителя как помехи в организации жизни новой семьи родителя, с которым проживает ребенок (например, мать хочет, чтобы у ребенка был только один отец – ее нынешний муж, чтобы биологический отец не мешал выстраивать отношения между новым мужем и ее ребенком от первого брака).

В связи с назначением опеки, отменой опеки случаются споры между родителем и прародителем. Например:

  • прародители не доверяют своему ребенку, то есть родителю внука, заботу и воспитание. Это связано с собственным разочарованием своим ребенком и желанием оправдать себя, утвердиться в том, что они успешные родители. Прародители хотят сблизиться с внуком, так как не сложились близкие отношения с ребенком;
  • ввиду определенных жизненных обстоятельств прародители назначаются опекунами и воспитывают внука в течение длительного времени. После нормализации родительской позиции (улучшение состояния здоровья, социализации) родитель хочет сам жить с ребенком и заниматься воспитанием, однако прародители препятствуют этому по далеко не всегда объективным причинам.

Часто желание заботиться о внуке является определяющей составляющей образа жизни, ценностью, которая делает жизнь наполненной содержательным смыслом. Тогда прародители настраивают ребенка против родителя, приучают к себе, чрезмерно опекают.

В ряде случаев родители обращаются за помощью по поводу детей, но не из-за детей. Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся:

  • к разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
  • незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
  • неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
  • оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
  • желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.

Выделение типичных ситуаций позволяет понять, как они будут развиваться, как это скажется на ребенке. Например, последнее время значительно участились случаи, когда отцы отсуживают своего ребенка у его матери, что, на первый взгляд, может вызвать недоумение из-за несоответствия гендерному и культурному стереотипу.

Удобно рассматривать специфичность судебной экспертной деятельности в сравнении с другим видом психологического исследования, очень близкого по объекту изучения, а именно – психологическим исследованием по запросу отдела опеки и попечительства .

Процессуальная (работа судебного эксперта, работающего по определению суда) и непроцессуальная форма исследования (работа специалиста, действующего не в рамках ГПК, а выполняющий запрос ООП) имеет ряд существенных отличий.

Внешне проведение экспертизы и исследования (решаемые вопросы, алгоритм исследования) очень схоже. План работы.

  1. Получение письменного запроса.
  2. Приглашение сторон (по телефону или по почте).
  3. Диагностические беседы отдельно с каждым взрослым клиентом.
  4. Диагностика ребенка.
  5. Сбор дополнительной информации (знакомство с содержанием гражданского дела, беседа со специалистом ООП и т. д.).
  6. Анализ собранных данных, формулировка ответов и составление заключения.
  7. Передача заключения в инстанцию, из которой был запрос.

Однако имеются многие различия и в целях исследования, и в возможностях психолога. Ключевое отличие следующее. Реализация заявки отдела опеки и попечительства по сути своей является психологическим исследованием, предполагающим оказание помощи клиентам (ребенку и его законным представителям). Судебная психологическая экспертиза является деятельностью в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Экспертная деятельность жестко регламентирована Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) и Федеральным законом № 73 от 31.05.01 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (ФЗ № 73) .

Рассмотрим отличия процессуальной и непроцессуальной форм использования психологических знаний.

Запускающий механизм

Для проведения психологического исследования необходима письменная заявка от руководителя ОПП на имя руководителя учреждения, в котором работает педагог-психолог, либо устная просьба. В случае если ООП намерен официально использовать данные исследования (рассматривать как основание для мирового разрешения спора, обращаться к ним на попечительском совете), то и заявка должна быть официальной. Официальный запрос отличается от других рабочих форм, например, направления семьи на консультацию к психологу.

Основанием для производства СПЭ является судебное определение. Это указано в ст. 79 ГПК «Назначение экспертизы» и ст. 80 ГПК «Содержание определения суда о назначении экспертизы».

Из этого следует, что СПЭ не может быть проведена по обращению одной из сторон судебной тяжбы непосредственно к психологу.

Субъект исполнения

Кому может быть поручена данная работа?

В первом случае исследование проводят, как правило, психологи системы Минюста или муниципальных психологических центров. Обычно исследование осуществляют те психологи, с которыми у специалистов ООП налажены связи.

Во втором случае мы имеем указания в ФЗ № 73 и ГПК.

В статье 1 ФЗ № 73 «Государственная судебно-экспертная деятельность» формулировка следующая: «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами…»

В статье 79 ГПК «Назначение экспертизы» говорится о том, что «Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам».

Кроме того, в ст. 41 ФЗ № 73 сделано уточнение, что «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами» , то есть выполнение экспертизы может быть поручено любому психологу , обладающему соответствующей квалификацией.

Инициатор экспертизы

Инициировать психологическое исследование может специалист ООП, контролирующий соблюдение прав ребенка и работающий с конкретной семьей.

СПЭ может быть инициирована по ходатайству любой из двух сторон, участвующих в судебной тяжбе (может быть сделана через законного представителя), а также по инициативе суда, ООП. Назначение экспертизы происходит при подготовке дела к судебному разбирательству либо непосредственно в ходе его.

Сроки исполнения

Заявка на проведение исследования может быть переправлена в исполняющее учреждение или специалисту в тот же день, когда и составлена (в том числе передана через самих клиентов). Сроки исследования для ООП могут быть оговорены как устно, так и в заявке. Общие сроки выполнения работ – от недели до одного месяца.

Судебное определение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента судебного решения. По истечении этого срока направляется в экспертное учреждение. Судебное определение также может быть составлено с пометкой «обжалованию не подлежит». В этом случае оно сразу направляется по адресу реализации экспертизы. Общие сроки выполнения работ – до одного месяца.

В определении может быть указано, до какого срока необходимо предоставить результаты экспертизы, а также отмечается, что на период ее проведения дело приостанавливается. Это связано с назначением судебных заседаний и динамикой судебного процесса.

Если экспертиза поручается конкретному учреждению, руководителем назначается психолог-эксперт, а также определяются сроки окончания экспертизы.

Ответственность психолога

Психолог, выполняющий психологическое исследование по заявке ООП, отчитывается перед ООП, конкретно – перед специалистом, ведущим данное дело.

Эксперт посредством судебного экспертного заключения отчитывается непосредственно перед судьей, ведущим данное дело. Согласно ст. 16 ФЗ № 73 эксперт не имеет права передавать информацию о результатах экспертизы третьим лицам, а значит, не консультирует родителей, не знакомит их с содержанием заключения, не дает рекомендации. Родители могут получить консультацию психолога только после окончания судебного процесса, обратившись в частном порядке.

Психолог-эксперт предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

И при непроцессуальной и при процессуальной формах заключения психолога-эксперта могут быть доказательством по гражданскому делу.

Права и обязанности психолога

При непроцессуальной форме исследования педагог-психолог действует в рамках своего должностного функционала и этических принципов и правил работы психолога.

У эксперта есть специфические права и обязанности. Они регламентированы в следующих документах: ст. 85 ГПК «Обязанности и права эксперта», ст. 16 ФЗ № 73 «Обязанности эксперта», ст. 17 ФЗ № 73 «Права эксперта».

В обязанности эксперта входит «принять к производству порученную ему руководителем… судебную экспертизу», «провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам», «не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы», «обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела».

При этом эксперту нельзя «самостоятельно собирать материалы для судебной экспертизы и уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства». Протоколы наблюдений и бесед, детские рисунки, результаты выполнения диагностических методик должны сохраняться в архиве.

Особо хочется выделить, что эксперт не в праве «сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших, вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта».

Эксперт вправе «ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения», «имеет право знакомиться с материалами дела, просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям».

Вопросы к психологу

Здесь перечислены некоторые варианты вопросов, которые могут быть поставлены перед психологом. Вопросы формулируют судьи (в определении) и специалисты ООП (в заявке или устно). Цель изучения ситуации – оценить риски негативного влияния психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние, особенности психического развития ребенка.


В обоих случаях на разрешение могут быть представлены следующие вопросы.

  • Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  • Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
  • Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
  • Каков уровень тревожности ребенка?
  • Каково отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

В начале для проведения психологического исследования и экспертной процедуры приглашаются взрослые участники конфликта. Каждый приглашается в разное время, чтобы случайно не произошло встречи, без детей. На встречу необходимо принести паспорт для установления личности.

Цель первой встречи – собрать общие сведения, познакомиться с клиентами и содержанием конфликта, составить общее представление о ситуации. На первой встрече проводится также тестирование, но для этого может быть назначено и другое время. Если назначение встречи происходит по телефону, желательно на этом этапе обговорить краткий план, чтобы клиент мог располагать необходимым количеством времени.

1. Знакомство . Сбор общих сведений

  • о родителе (ф.и.о., возраст, образование, место работы, семейное положение, наличие других детей,…),
  • о ребенке (возраст, ОУ, группа/класс, дополнительные занятия и т. д.

Далее нужно выяснять ситуацию, начиная с содержания конфликта. Когда клиент приходит на встречу с психологом, к нему можно обратиться со следующей инструкцией: «Сейчас у вас есть возможность изложить свою точку зрения, описать свою позицию в вашей тяжбе. Мне как специалисту (эксперту) необходимо составить объективное представление о том, что происходит. А для этого надо понять мнение каждой стороны». Распространенной является ситуация, когда клиенты начинают рассказ с моментов, которые вызывают у них наибольшее напряжение, а значит косвенно или напрямую повествуют о реальных сторонах конфликта, мотивах, целях.

2. История конфликта

  • Что предшествовало данной ситуации?
  • Каково положение дел на сегодняшний день?
  • Какие цели преследует клиент?
  • Каким он видит разрешение конфликта?
  • Как будут разворачиваться события в случае достижения своей цели?
  • Как буду разворачиваться события в случае проигрыша?
  • Анализ ожиданий и страхов клиента по поводу конфликтной ситуации.

Клиенты часто рассказывают о конфликте в его развитии в ходе времени, начиная со свадьбы или даже еще раньше. Такой рассказ позволяет понять характер взаимоотношений между родителями ребенка (родителем и прародителем) в его развитии, во взаимосвязи с событиями жизни, отношениями с окружающими людьми. В этом случае вопросы психолога могут иметь уточняющий характер, иметь косвенную форму.

После того как составлена картина событий, выяснены хронологические подробности, происходит сбор информации о ребенке. Этот блок очень важен, и не только для получения сведений о ребенке. Формируется представление о том, насколько клиент вообще знает своего ребенка, насколько включен в его жизнь. Бывает, что родительские «воздушные замки» разбиваются именно о такие простые вопросы.

3. История развития ребенка

  • Особенности развития. Успехи в ДОУ, школьная успеваемость;
  • Состояние ребенка до начала конфликтной ситуации, во время оной, на сегодняшний день?
  • Отношения ребенка и родителя (законного представителя): характер, частота, степень близости?
  • Участие другой стороны (родителя, прародителя) в заботе, воспитании, образовании ребенка?
  • Отношение ребенка к родителям как к супружеской паре и к каждому в отдельности?
  • Отношения ребенка с другими окружающими людьми, сверстниками?
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (отдел опеки, детская поликлиника и т. д.).

Исследование родителей не ограничивается диагностической беседой. Обычно на первой встрече, иногда – на отдельной, происходит оценка родительской позиции с помощью стандартизированных методик.

4. Диагностика родителя / законного представителя

  • Характер родительского отношения к ребенку.
  • Стиль воспитания, родительских установок.
  • Особенности психоэмоционального состояния родителя.
  • Характер знаний и представлений о воспитании, развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
  • Истинные мотивы поведения, преследуемые цели.
  • Особенности конфликта между сторонами.

Обязательно на первой встрече необходимо поставить клиента в известность о том, какая дальнейшая работа будет обязательной, и какая может иметь место.

5. Оговаривается содержание дальнейшей работы

  • Диагностика ребенка (обязательно согласовать, в сопровождении кого из родителей ребенок придет на диагностику, если это уже не указано в заявке или судебном определении);
  • Подготовка заключения в соответствующую инстанцию (клиенты могут познакомиться с заключением в ООП/суде, участники судебного конфликта имеют право сделать себе копию).
  • Наличие или отсутствие права получить консультацию по результатам диагностики.

Деятельность эксперта ограничивается только экспертизой, результаты которой передаются в суд (ст. 85 п. 2 ГПК «Эксперт не вправе … сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего »). Эксперт – это диагност и аналитик.

При непроцессуальной форме исследования специалист и диагностирует, и консультирует, и сопровождает семью. В связи с этим бывают моменты этического характера: с одной стороны, он должен дать оценку, с другой – видит возможность изменить эту ситуацию. Сложность данной роли заключается в том, что если психолог семью консультирует, то есть устанавливает с клиентом отношения, ему сложно оставаться на уровне констатации. Клиенты, направленные к психологу из ООП, имеют право на получение консультации по результатам диагностики (после того как заключение будет иметь законченный вид); право получить помощь психолога.


Диагностическое обследование ребенка

По данному критерию различий в проведении психологического исследования и судебной психологической экспертизы нет. Для обследования ребенка выбирается специально подготовленное помещение. Диагностика ребенка предполагает первоначальное установление контакта с ним, использование диагностического инструментария, соответствующего возрастным особенностям детей, ведение протоколов, сбор продуктов продуктивной и творческой деятельности, при необходимости – фотографирование детских работ.

Тем не менее, ст. 84 ГПК «Порядок проведения экспертизы» содержит особые указания : п. 2. «Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований … ». То есть психолог-эксперт при необходимости должен пояснить, почему экспертиза проводится не в здании суда, а предполагает целый ряд процедур в специальном учреждении. Далее, п. 3. « Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию» . Обследование ребенка происходит без присутствия родителей, и это может вызвать сопротивление у законного представителя ребенка. Так же как и в предыдущем случае, необходимо тактично, но веско объяснить механизм влияния на ребенка присутствия третьих лиц, и следовательно, возможного искажения результатов обследования.

Диагностический инструментарий

Для обследования ребенка следует подбирать психодиагностические методики, позволяющие оценить:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка,
  • индивидуальные потребности и ценности,
  • психоэмоциональное состояние,
  • особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений, межличностных отношений,
  • особенности отношений к конкретным людям и самому себе,
  • изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций.

Работа с ребенком

  • Проективная методика «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей).
  • Проективная методика «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка, автор М.З. Дукаревич).
  • Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).
  • Проективная методика «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций, авторы Е. Романова и Т. Сытько).
  • Проективная методика «Незаконченные предложения» (модификация теста Сакса-Леви).
  • Тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов).
  • Цветовой тест отношений (автор Эткинд).
  • Методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я» ребенка, отношения к значимым взрослым, автор Ж. Руайер).
  • Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).
  • Методика Кооса, Методика «Рисунок человека» (изучение общего интеллектуального статуса).

Дополнительно для детей младшего дошкольного возраста

  • Проективные задания в песочнице.

На первый взгляд можно предположить, что более уместны структурированные методики, которые дают однозначный результат. Однако большой процент составляют проективные методики, так как именно они позволяют исследовать эмоционально-личностную сферу детей до 10 лет. Рекомендуется использовать сочетание разных видов методик.

Кроме того, необходимо изучение интеллекта ребенка.

Особую проблемы составляет исследование детей младшего дошкольного возраста. Необходимо использовать разработанные в детской психологии методы оценки психического развития.

Работа с родителями

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская)

Кроме письменных и печатных вариантов уместно использовать автоматизированные компьютерные системы.

При производстве СПЭ обязательным является и применение метода психологического анализа материалов гражданского дела.

Заключение психолога

Структура и содержание заключения должны соответствовать запросу. Информацию в отдел опеки не всегда необходимо представлять в письменном виде. Неоднократны случаи, когда сам процесс взаимодействия с психологом в ходе исследования по запросу отдела опеки помогал родителям осознать причины конфликтов, сделать необходимые изменения в своих родительских установках и поведении, нормализовать ситуацию. В этих случаях заключение как письменный документ, с которым бы специалисты ООП проделывали дальнейшую работу, теряет свою актуальность. Если же психолог дает заключение в письменной форме, оно должно соответствовать запросу, то есть содержать ответы на поставленные вопросы.

В случае подготовки заключения по результатам судебной психологической экспертизы надо помнить о строгой регламентации письменной формы и структуры этого документа. Структура заключения регламентирована ст. 86 ГПК «Заключение эксперта» и ст. 25 ФЗ № 73 «Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание».

Деятельность, выходящая за рамки обследования

После направления заключения в соответствующий орган работа психолога может быть окончена.

При взаимодействии с ООП психолог может быть приглашен на попечительский совет по разбору конфликтной ситуации, связанной с соблюдением прав ребенка, а также привлечен к дальнейшему психологическому сопровождению ребенка и его законных представителей: разработке рекомендаций по оптимизации отношений «ребенок-взрослый», организации коррекционно-развивающей работы. Участники исследования от ООП могут самостоятельно обращаться к психологу уже после окончания отношений с ООП, а могут получить это в качестве рекомендаций.

Эксперт может быть вызван в суд для личного участия в судебном заседании на допрос, в ходе которого он должен ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. Эта обязанность эксперта может быть не реализована, если содержания заключения достаточно для дальнейшего решения спорного вопроса по существу. Согласно ст. 17 ФЗ № 73, эксперт может «делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний ».

Экспертная психологическая деятельность предполагает наличие у специалиста соответствующей квалификации, опыта, знания этических принципов и границ компетенции. Прогностическая оценка возможных рисков развития ситуации делают экспертное исследование зоной особой профессиональной ответственности.

Развод — это огромнейший стресс, как для супругов, так и для их детей. Довольно часто в связи с собственными переживаниями родители не уделяют нужного внимания психологическому состоянию своего ребенка и недооценивают масштабы возможных последствий такого поведения. Для того чтобы развод родителей прошел наименее болезненно для ребенка необходимо как следует подготовиться, а супругам даже при таких обстоятельствах — научиться договариваться между собой и контролировать накал эмоций.

Ребенок в ситуации развода

В редких случаях развод родителей может пойти на пользу ребенку. Это те ситуации, когда дети ежедневно переживают стресс из-за бесконечной ругани родителей и раздельное проживание не вызывает негативных последствий, а даже — наоборот. Но таких ситуаций единицы, подавляющее большинство детей переживают тяжелую психологическую травму. В один момент маленький член семьи понимает, что больше никогда не будет как раньше, а это всегда трагедия, связанная с разрушением его мира. Научно доказано, что детские переживания и волнения на этой почве могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка и оказать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем.

Как сказать ребенку о разводе?

Многие родители выбирают неверную стратегию, пытаясь всячески оттянуть разговор или вообще умолчать о разводе. Боясь подвергнуть ребенка стрессу, эта позиция в будущем может сыграть злую шутку, ведь если он узнает об этом от посторонних людей, которые могут при этом не особо подбирать выражения, к травме прибавится подрыв авторитета родителей, отторжение и ощущение предательства. Потому, если окончательное решение принято, поговорить с ребенком нужно обязательно и незамедлительно.

Хорошо бы супругам собраться вместе и сообщить о решении обоюдно, но правда в том, что этот период всегда сопровождается переизбытком трудно контролируемых негативных эмоций, потому лучше, если беседу проведет родитель, с которым ребенок останется жить. Этот сложный разговор желательно начинать после хорошо совместно проведенного времени, когда обстановка наиболее благоприятна и спокойна. Необходимо выбрать уединенное место, где никто не сможет отвлечь. Ребенку следует сообщить, что мама с папой больше не будут жить вместе, но он будет видеться со вторым родителем, когда пожелает. Если вопроса «почему?» не последовало не нужно объяснять причину, но если он прозвучал, в независимости от реальных причин нельзя обвинять второго родителя, родственников или самого ребенка.

Как дети переживают развод родителей

Ощущения ребенка зависят не только от подхода и выбранной тактики, но и от возраста и пола:

  • с полугодовалого возраста дети могут демонстрировать резкие перепады настроения в связи с отсутствием одного из родителей;
  • от 3-х до 6-ти лет развод вызывает тяжелое эмоциональное потрясение, и дети часто считают себя виновными в произошедшем;
  • в возрасте 6 - 9 лет потеря одного из родителей может вызвать затяжную депрессию в виде растерянности, чувства беззащитности, постоянной тревоги и нервозного поведения. Еще этот период может сопровождаться отставанием в обучении, провокациями, обманами и агрессивным отношением к одному или к обоим родителям;
  • девочки 9 - 10 лет теряют доверие к родителям и больше общаются с друзьями, а мальчики становятся неуверенными в себе и стараются наладить более близкие отношения с отцом;
  • 11-16 лет для девочек период излишней критики к матери в виде необоснованных упреков и обвинении во всем случившимся. Мальчики же в этом возрасте больше отдаляются от отца и привязываются к матери настолько, что появление нового партнера у мамы вызывает шквал эмоций, гнева и ревности.

Дети после развода родителей

Чтобы период адаптации после развода родителей прошел более легко нужно постараться следовать данным рекомендациям:

  • сохранить стабильность и режим привычной жизни (насколько это возможно). Крайне не рекомендовано в этот период менять сад, школу, прекращать посещение кружков или секций. Необходимо следить за выполнением всех домашних обязанностей и не упускать ненадлежащего поведения. К примеру, если отец всегда куда-то завозил малыша (на тренировку, в поликлинику и т. д.), то так должно оставаться и в будущем. Ребенок должен чувствовать, что его жизнь в целом не изменилась, только с одним из родителей он теперь видится немного реже;
  • оградить ребенка от негатива, вызванного разводом. Дети не должны становится заложниками и жертвами ситуации, потому их глаза и уши нужно защищать от критики и других аспектов постбракоразводного процесса;
  • спокойно отвечать на заданные ребенком вопросы без посвящения в излишние детали. К примеру, на вопрос будет ли папа дальше с нами жить не стоит говорить, что у него теперь другая тетя, и он больше не любит маму, потому мы теперь порознь. Следует сказать, что отец будет жить отдельно, но он тебя по-прежнему любит, ты можешь звонить и встречаться с ним, когда захочешь.

Психологическая помощь родителям при разводе

Мало знать как необходимо себя вести, нужно еще и научиться соблюдать эти правила, контролировать эмоции, дабы не навредить своей крохе. Развод никогда не проходит спокойно и уравновешенно, потому самым верным решением будет обратиться к специалисту. Психолог вместе с вами подскажет модель поведения для каждой индивидуальной ситуации и поможет пережить развод менее болезненно как родителям, так и их детям.