Дидактическая игра «Одежда по сезону. Дидактические игры в логопедической работе
Осенняя одежда, обувь, головные уборы.
Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;
объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;
Объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;
Совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;
Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).
Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).
Это чья шапка? - Моя.
Это чьи перчатки? - Мои.
Это чей шарф? - Мой.
Это чье пальто? - Мое.
Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;
мой - шарф...;
мои - сапоги... .
Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...
Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):
Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.
Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;
Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .
Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».
Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .
Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .
Шарф (какой?) - ....
Пальто (какое?) - .
Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины - резиновые сапоги;
шапка из шерсти - шерстяная;
перчатки из кожи - кожаные... .
Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли.
Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)
Большой – маленький,
Чистый – грязный,
Детский – взрослый,
Короткий – длинный,
Сухой – мокрый.
Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).
Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.
Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».
Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.
Загадки по теме «Одежда, обувь»
Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.
©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.
(Дождь)
© Из-под крыши крыша под дождик вышла.
(Зонт)
© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)
© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)
© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам
Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)
© Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу - соскочу, привечу.
(Шапка)
Четвертый лишний. 3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью. 3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды. 3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем. 3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой. 3 платья с аппликацией, 1 - без нее. 3 платья гладких, 1 - с вышивкой. 3 платья одноцветных, 1 - в клеточку. 3 платья нарядных, 1 - без отделок. 3 юбки на лямках, 1 - без них. 3 юбки длинные, 1 - короткая. 3 юбки в складку, 1 - прямая. 3 фартука с карманами, 1 - без карманов. 3 платья летних, 1 - зимнее. 3 платья детских, 1 - взрослое. 3 взрослых платья, 1 - детское. 3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Обувь»Цели:Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме. Оборудование:Сундук, кукла, кукольная обувь. Ход занятия:Сюрпризный момент «Что в сундуке?»Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей). Как вы думате, что это? Как это назвать одним словом? Обувь. Дидактическая игра «Подбери пару»Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары). Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара». Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик. Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки. Игра с пуговицами «Укрась сапожок»А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами. Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу. Аппликация «Красивые сапожки»Смотрите, ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками. Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»Большие ноги идут по дороге, Маленькие ножки бегут по дорожке, Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя. Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку. Дидактическая игра «Найди лишний предмет»Перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки. Упражнение «Моем ботинки»Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть и чистить от грязи. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок. Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву. Детям предлагается закрасить ботинок краской. Дидактическая игра «Найди тень»На каждую тень положите сверху цветную обувь подходящей формы. Лепка «Обувь для сороконожки»Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки. Музыкальная пауза «Сороконожка»Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого. Чтение стихотворения «Ботинки»Купила мама Димке Рассматривал их долго. Когда малыш ложился спать, Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать. Игра с прищепками «Щетка для обуви»А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви. Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Используется как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Состоит из нескольких съёмных дидактических игр, содержащих большой объём наглядного материала, позволяющих комплексно реализовать тему «Одежда, обувь, головные уборы». Алгоритм изготовления пособия: — Материал:
фанера 80см. на 55см. (для задней стенки шкафчика); панели МДФ 40см. на 55см. – 2 шт. (для дверок); 4 петли; 2 мебельные ручки; 4 рейки толщиной 2 см. (6см. на 80 см. – 2 шт.; 6см. на 55 см. – 2 шт.); 24 шурупа; 12 пластиковых кармашков (10см. на 15см., толщиной 1 см); 6 пластинок 3-х разных размеров (для Кругов Луллия); 4 коробки (из-под конфет); самоклеющаяся пленка, текстильная застежка («липучка») 20 см. Задачи, которые помогает решить данное пособие. Данное пособие решено было сделать для того, чтобы объединить в одном пособии игры для развития словаря, грамматического строя речи, связной речи и ВПФ по одной лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы». Дидактические игры с использованием пособия: «Классификация» — дидактическая игра, которая помогает активизировать словарь по теме, развивает логическое мышление дошкольников. Классификации в пособии различны:одежда – обувь – головные уборы; классификации одежды по видам: летняя – зимняя – демисезонная; мужская – женская – детская; праздничная – спортивная – домашняя. Задание детям, например: Разложи: на верхнюю полку мужскую одежду; на среднюю – женскую одежду; на нижнюю полку – детскую одежду. Игра по технологии ТРИЗ «Путешествие по временам года» Игра учит детей аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивает творческое воображение и фантазию. Ход игры: На волшебную дорожку, морфологическую таблицу, поселились времена года. Назовите их. По таблице будут путешествовать предметы одежды (назовите одежду, которую вы знаете), обуви (назовите обувь, которую вы знаете) и головные уборы (перечислите головные уборы). Сегодня мы отправим путешествовать шубу, сарафан и резиновые сапоги. Весна. Где в это время года шуба? (висит в шкафу) Лето. Шуба висит в шкафу. Осень. Шуба висит в шкафу. Зима. Шубу начинают носить, чтобы не замерзнуть в мороз. По окончании путешествия предметов педагог предлагает перепутать времена года. Дети анализируют происходящее. Приходят к выводу: всему свое время. Педагог просит детей придумать историю или сказку, о том, когда такое может произойти. (Например, когда сарафан одевают осенью). «4 лишний» Перед детьми раскладывают по 4 картинки, с изображением одежды (обуви или головных уборов). Предлагают ребенку назвать, какой предмет лишний и объяснить почему (одежда – обувь – головные уборы; по видам одежды). «Найди отличия»
Ребенку предлагается карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия, называя их так: Например: на этой шапке есть помпон, а на этой – нет помпона. Домино «Одежда»
Домино «Одежда» представляет собой карточки, как в обычном домино, на которых изображены предметы одежды. Предлагается несколько вариантов игры: Игра «Домино» Каждый раз, когда ребенок кладет домино, говорит: «Кладу шапку к шапке» и так далее. «Составь рассказ»
Цель: учить детей составлять рассказ – описание одежды, обуви и головных уборов, используя план – схему; развивать умения выделять существенные признаки и основные части (детали) одежды; формировать обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания какого-либо предмета. План составления рассказа: — что это? – какая одежда по цвету? – из какого материала она изготовлена? – какая она на ощупь? — для какого времени года предназначена? – какие у нее части? – для кого предназначена? — что с ней можно делать? 2 Круга Луллия. «Объект и его части», «Объект – материал – количество». «Объект и его части» Содержание игры:
«Объект – материал – количество». Содержание игры:
Игра по технологии ТРИЗ «Лото Одежда» (имя – признака)
Данная игра позволяет научить детей давать характеристику объектам по определенному признаку, активизировать номинативный и атрибутивный словарь, упражнять в составлении сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами. Ход игры: а) взрослый раздает детям карточки с обозначением имени признака (цвет, материал, части, рельеф). Затем поочередно раздает объекты, спрашивая детей: С данным пособием дети могут играть как в присутствии педагога, так и самостоятельно. Познание в игре позволяет детям прочнее и быстрее усвоить изучаемый материал лексической темы. Цели:Расширить знания детей об одежде. Оборудование:Картинки с изображением различной одежды. Ход занятия:Приветствие «Все захлопали в ладоши»Все захлопали в ладоши, Сюрпризный момент «Едут куклы»Трынди-брынди, балалайки, Воспитатель вывозит коробку с куклами, дети выбирают себе по одной кукле. Дидактическое упражнение «Назови одежду и ее детали»Воспитатель обращает внимание детей на одежду куклы, аналогичную одежду детей, просит назвать детали (воротник, карман, капюшон, пуговицы и т.п.) Дидактическая игра «Подбери заплатку»Нужно подобрать кусочек-заплатку, подходящей формы и цвета, чтобы зашить дырки в одежде. Изобразительная деятельность «Одежда с карманами и пуговицами»Вы можете сами выбрать себе одежду, которую сейчас будете украшать. Дети выбирают цветные силуэты пальто, комбинезонов, плащей и наклеивают на них карманы. Затем лепят из пластилина небольшие шарики, прижимают к одежде и сверху прикладывают и прижимают пуговицы. Дидактическое упражнение «Найди половину одежды»Вот вам, ребята, половинки разной одежды, найдите к ним вторые половинки, чтобы из двух частей-половинок получилось целое. После выполнения задания ребенком, воспитатель спрашивает его о том, какая именно одежда у него получилась. Слушание музыки «Полька» С. РахманиноваДети слушают первую часть музыкальной композиции, а во время прослушивания второй части подыгрывают музыкальными молоточками. Игра с прищепками «Платье»Давайте с помощью прищепок сделаем платью длинные рукава и оборки внизу. Дидактическая игра «Одежда для мальчика и девочки»Мама выстирала одежду сыну и дочери и попросила их разложить аккуратно свою одежду в шкафы. Покажите сына, дочь. У девочки шкаф розового цвета - вот такой, а у мальчика - голубого цвета, вот такой. Помогите детям разложить одежду правильно, по своим шкафам. Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет - не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) - не одежда. Лист разрезается на две части по горизонтали и раздаётся детям. Дидактическая игра «Что перепутал художник?»Посмотрите на картинку. Что перепутал художник? Какую одежду носят летов в теплую погоду? Какую одежду носят зимой, когда холодно? Динамическая пауза «Путешествие»Дети под музыку передвигаются по периметру комнаты, преодолевая различные препятствия. Дидактическое упражнение «Длинные-короткие ленты»Перед вами лежат ленты. Давайте их сосчитаем. Сколько лент? Три ленты. Можно сказать. Что эти ленты одинаковые? Нет, эти ленты разные. У них разный цвет и длина. Покажите самую длинную ленту. Какого она цвета? Покажите самую короткую ленту? Какого она цвета? Какую ленту вы не показали? Рассматривание картины «Швея»Сегодня мы видели много разной одежды, а кто же ее делает? Вы знаете, кто шьет одежду? Посмотрите, на этой картинке нарисована швея - так называют человека, который шьет. Вот эта швея шьет юбку. Другая швея сшила мое платье. Еще другие швеи сшили вашу одежду. Упражнение «Подбери ткань для одежды»Вы уже знаете, какая бывает одежда, кто ее шьет, чем одежду шьют. А из чего шьют одежду? Одежду шьют из ткани. Вот перед вами кусочки различных тканей. Расстелите их ровненько перед собой и сверху наложите трафарет. Что получилось? Попробуйте поменять ткань. Теперь поменяйте трафарет. Покажите мне тот трафарет на ткани, который кажется вам самым красивым. Пальчиковая гимнастика «Стирка»Постираю чисто с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Упражнение «Штриховка»Возьмите карандаши и нарисуйте полоски на одежде. Пальчиковое рисование «Раскрась одежду»Детям предлагается самостоятельно выбрать себе модель одежды и раскрасить ее с помощью пальчиковых красок. |