Дидактическая игра по теме обувь. Подвижные игры по лексическим темам в средней группе

З адание 1. Родителям рекомендуется :

Напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель);

Рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении;

Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;

Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;

В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

Задание 2. Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.

Задание 3. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду, обувь и головные уборы.

Задание 4. Отгадать загадки, прослушать стихотворение, выучить по выбору.

Рукавички новые, теплые, пуховые!

Мне их бабушка связала, подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки не озябнут ручки».

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу, днем - домой. (Валенки)

Задание 5. Дидактическая игра «Сначала - потом» (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Сначала мы надеваем шубу, а потом - варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом - .... Сначала мы надеваем носки, а потом - ....

Задание 6. Подобрать как можно больше признаков к существительному: шуба (какая?) - теплая, пушистая, мягкая...; шапка (какая?) - ...; валенки (какие?) - ....

Задание 7. Ответить на вопросы.

Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто работает в ателье? Что делают с одеждой в ателье? в магазине?

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери слова» (вини тельный падеж).

Что вяжут? - Шапку, варежки, ...

Что шьют? - Пальто, платье, ...

Что надевают? - Пальто, свитер, ...

Что обувают? - Сапоги, валенки, ...

Что штопают? - Чулки, носки, ...

Что завязывают? - Шнурки, платок, ...

Задание 9. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)

Задание 10. Дидактическая игра «Из чего - какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца - ситцевый, из льна - льняной, из шелка - шелковый, из шерсти - ..., из меха - ..., из пуха - ..., из резины - ... . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)

Задание 11. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Покупатель. Что у вас есть из меха?

Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .

Покупатель. Что у вас есть из кожи?

Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...

Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?

Задание 12. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». (Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)

Задание 13. Упражнение для пальчиков.

Задание 14. Вырезать картинки с изображением зимней одежды, обуви, головных уборов и вклеить в альбом.

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор».


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Одежда».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону».
Цель : Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.






Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»
Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).
Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Платье зелёного цвета – это одежда.
Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.
Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.


Цель:

«Одежда. Ателье»

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Одежда. Ателье»»

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики

по теме

«Одежда. Ателье»

Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Одежда. Ателье»

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Одежда. Ателье».

Подвижные игры (физкультминутки).

Подвижная игра «Платье»

Воспитатель произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, договаривая слова и словосочетания.

Н.В. Нищева

Подвижная игра «Брюки»

Н.В. Нищева

Подвижная игра «Шапочки»

В шапочках желтых мы стали цыплята,

(Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.)

В шапочках белых мы стали зайчата,

(Показывает заячьи ушки)

В шапочках красных мы стали грибочки,

(Соединяет руки над головой.)

В шапочках черных – черника на кочках,

(Присаживается на корточки.)

В шапочках синих дождинками стали

(Встает, ставит руки на пояс).

И по дорожкам легко поскакали.

(Прыгает вперед на двух ногах).

Физминутка «У Матрешиной сестрицы»

У Матрешиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка - в жилете,

Петушок - в берете,

Коза - в сарафане,

Заинька - в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

Н.В. Нищева

Физминутка «Забота»

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью, постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Поработали вдвоем,

А теперь мы отдохнем.

Физминутка «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем.

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.

А теперь мы все платочки

На веревку отнесем.

Пусть посохнут все платочки,

А пока мы отдохнем.

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

Мы платочками помашем,

С ними весело попляшем.

Ю. А. Фадеева

Физминутка «Стирка»

Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится

Мы попляшем и покружимся.

Физминутка «Мороз»

На дворе с утра мороз.

Отморозить можно нос.

(Потрите рукой нос)

Шапка, куртка и сапожки –

Не замерзнут наши ножки.

(Имитируйте движения одеваться)

Будем прыгать и скакать,

Наши ножки согревать.

(Прыгайте на двух ногах с продвижением вперед)

Н. Ф. Юрченко

Физминутка «Неряха»

Дети ходят по кругу

Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

(идут по кругу друг за другом)

У тебя ленивы руки

(хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки,

(приседают)

Не в шкафу рубаха,

(«рисуют» четырехугольник)

Николай – неряха.

(грозят пальчиком и качают головой)

Н.В. Нищева

Физминутка «Пошли звери на базар»

Пошли звери на базар

Посмотреть новый товар.

Поросёнок в шубке,

А собачка в …(юбке).

Кот в жакете,

Мышка в…(берете).

Кошечка в сережках,

Корова в… (сапожках).

Барашек в кафтане,

Коза в … (сарафане)

Физминутка «Прогулка»

Мы зимой гуляли – шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли - плащи надевали,

Плащи надевали - лужицы считали.

Летом мы гуляли - шорты надевали,

По лугу ходили - бабочек ловили.

Физминутка «Шьем одежду»

Н.В. Нищева

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Стирка»

Постираю чисто с толком

(Движения кулачками, имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку,

(Поочередное потирание всех пальцев)

Свитерок и брюки -

Устали мои руки.

(Встряхивание кистей рук)

Н.В. Нищева

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

О. И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Аленка»

Воспитатель. Посмотрите, сколько дел сделала Аленка. Давайте их перечислим.

Аленка – маленка

Шустра, быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Везде поспела.

В охотку ей дело.

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)

Н.В. Нищева

Пальчиковая игра «Жили-были в домике»

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Токи, пики, лики,

Чики, микки.

(Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать

(Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил

(Загибаем пальчики, по пальчику на каждую строчку, начиная с больших на обеих руках одновременно)

А. Дорожкина

Пальчиковая игра «Я перчатку надеваю»

Пальчиковая игра «Маша варежку надела»

Список литературы:

    Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014. – 16 с.

    Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.

    Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.

    Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.

    Новиковская, О. А. Домашний логопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи / О. Новиковская. – М.: 2015. – 96 с.

    Савельева, Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013. – 64 с.

Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Агафонова Яна Борисовна

Логопедические игры для детского сада

Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.


Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице .
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Используется как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях.

Состоит из нескольких съёмных дидактических игр, содержащих большой объём наглядного материала, позволяющих комплексно реализовать тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Алгоритм изготовления пособия:

Материал: фанера 80см. на 55см. (для задней стенки шкафчика); панели МДФ 40см. на 55см. – 2 шт. (для дверок); 4 петли; 2 мебельные ручки; 4 рейки толщиной 2 см. (6см. на 80 см. – 2 шт.; 6см. на 55 см. – 2 шт.); 24 шурупа; 12 пластиковых кармашков (10см. на 15см., толщиной 1 см); 6 пластинок 3-х разных размеров (для Кругов Луллия); 4 коробки (из-под конфет); самоклеющаяся пленка, текстильная застежка («липучка») 20 см.
Последовательность изготовления: По периметру фанеры шурупами прикручиваем рейку. К вертикальным брускам с обеих сторон прикручиваем по 2 петли. С другой стороны петель прикрепляем дверцы из МДФ. К дверцам прикручиваем мебельные ручки. Оклеиваем получившуюся конструкцию самоклеющейся пленкой. На заднюю стенку приклеиваем 12 пластиковых карманов. На дверцы с внутренней стороны прикрепляем «липучку». Оклеиваем 4 коробки самоклеющейся пленкой. Сзади на коробки прикрепляем «липучку». Затем коробки прикрепляем за «липучку» на дверцы. Отдельно изготавливаем 2 Круга Луллия. Накладываем друг на друга 3 пластинки разного диаметра, оклеенные самоклеющейся пленкой, соединяем их между собой и прикрепляем стрелку. Приклеиваем на них «липучку». Затем готовые Круги Луллия прикрепляем за «липучку» на дверцы. Распечатываем и ламинируем разнообразные картинки одежды, обуви и головных уборов.

Задачи, которые помогает решить данное пособие.

Данное пособие решено было сделать для того, чтобы объединить в одном пособии игры для развития словаря, грамматического строя речи, связной речи и ВПФ по одной лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы».

Дидактические игры с использованием пособия:

«Классификация» — дидактическая игра, которая помогает активизировать словарь по теме, развивает логическое мышление дошкольников.

Классификации в пособии различны:одежда – обувь – головные уборы; классификации одежды по видам: летняя – зимняя – демисезонная; мужская – женская – детская; праздничная – спортивная – домашняя.

Задание детям, например: Разложи: на верхнюю полку мужскую одежду; на среднюю – женскую одежду; на нижнюю полку – детскую одежду.

Игра по технологии ТРИЗ «Путешествие по временам года»

Игра учит детей аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивает творческое воображение и фантазию.

Ход игры:

На волшебную дорожку, морфологическую таблицу, поселились времена года. Назовите их. По таблице будут путешествовать предметы одежды (назовите одежду, которую вы знаете), обуви (назовите обувь, которую вы знаете) и головные уборы (перечислите головные уборы).

Сегодня мы отправим путешествовать шубу, сарафан и резиновые сапоги.

Весна.

Где в это время года шуба? (висит в шкафу)
Где весной находится сарафан? (в шкафу)
Что происходит с резиновыми сапогами? (люди обувают их и ходят по лужам, чтобы не промокнуть)

Лето.

Шуба висит в шкафу.
Сарафан люди одевают.

Осень.

Шуба висит в шкафу.
Сарафан лежит в шкафу.
Резиновые сапоги люди обувают, чтобы не промокнуть.

Зима.

Шубу начинают носить, чтобы не замерзнуть в мороз.
Сарафан лежит в шкафу.
Резиновые сапоги стоят в шкафу.

По окончании путешествия предметов педагог предлагает перепутать времена года. Дети анализируют происходящее. Приходят к выводу: всему свое время.

Педагог просит детей придумать историю или сказку, о том, когда такое может произойти. (Например, когда сарафан одевают осенью).

«4 лишний»

Перед детьми раскладывают по 4 картинки, с изображением одежды (обуви или головных уборов). Предлагают ребенку назвать, какой предмет лишний и объяснить почему (одежда – обувь – головные уборы; по видам одежды).

«Найди отличия»

Ребенку предлагается карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия, называя их так: Например: на этой шапке есть помпон, а на этой – нет помпона.

Домино «Одежда»
(эта игра находится в съемной коробке)

Домино «Одежда» представляет собой карточки, как в обычном домино, на которых изображены предметы одежды.

Предлагается несколько вариантов игры:
1. Какого цвета
Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Нужно назвать цвет каждого предмета одежды. Затем тоже самое, но по памяти.
2. Посчитай
Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Посчитать сколько рубашек, шапок, шарфов и так далее.

Игра «Домино»

Каждый раз, когда ребенок кладет домино, говорит: «Кладу шапку к шапке» и так далее.

«Составь рассказ»
(эта игра находится в съемной коробке)

Цель: учить детей составлять рассказ – описание одежды, обуви и головных уборов, используя план – схему; развивать умения выделять существенные признаки и основные части (детали) одежды; формировать обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания какого-либо предмета. План составления рассказа: — что это? – какая одежда по цвету? – из какого материала она изготовлена? – какая она на ощупь? — для какого времени года предназначена? – какие у нее части? – для кого предназначена? — что с ней можно делать?

2 Круга Луллия. «Объект и его части», «Объект – материал – количество».
Данные игры обогащают словарь детей названиями частей предметов, помогают отработать употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.

«Объект и его части»

Содержание игры:
На большом круге – карточки с изображением предметов одежды, у которых отсутствует какая-либо часть.
На среднем круге – карточки с изображением частей одежды.
На маленьком круге – карточки с изображением материалов.
Задание: раскрутить круги, выделить сектор, в котором находиться объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое, найти материал, из которого изготовлена одежда.
Например: Это кожаная куртка без рукава. Это рукав куртки.

«Объект – материал – количество».

Содержание игры:
На большом круге – карточки с изображением предметов одежды.
На среднем круге – карточки с цифрами от 1 до 6.
Дети составляют сочетания: три куртки, два платья, пять рубашек…
Задание усложняется введением малого круга с изображением материала.
Дети образуют словосочетания количественного числительного, относительного прилагательного и существительного в родительном падеже.
Например: три шерстяных кофты, две меховые шубы, пять ситцевых рубашек…

Игра по технологии ТРИЗ «Лото Одежда» (имя – признака)
(эта игра находится в съемной коробке)

Данная игра позволяет научить детей давать характеристику объектам по определенному признаку, активизировать номинативный и атрибутивный словарь, упражнять в составлении сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами.

Ход игры:

а) взрослый раздает детям карточки с обозначением имени признака (цвет, материал, части, рельеф). Затем поочередно раздает объекты, спрашивая детей:
Н-р кому красную юбку? (ребенку с признаком «цвет»). Почему? (потому, что красный – это признак цвета). Кому куртка с капюшоном? (ребенку с признаком «части»). Почему? (потому, что капюшон – это часть куртки).
б) когда все карточки заполнены, дети составляют предложения:
Например: По материалу объекты бывают резиновые, как сапоги, кожаные, как куртка, меховые, как шуба… и т.п.

С данным пособием дети могут играть как в присутствии педагога, так и самостоятельно.

Познание в игре позволяет детям прочнее и быстрее усвоить изучаемый материал лексической темы.