Для чего нужны нормы развития. Нормы развития ребенка в первый год жизни

Развитие малыша находится под неусыпным контролем медиков, в особенности первый год после появления на свет. Мама ежемесячно должна являться на прием к участковому педиатру для того, чтобы проверить рост, вес, окружность грудной клетки и головки малыша. Все эти мероприятия производятся для того, чтобы вовремя выявить возможные отклонения в его развитии.

Доктора в педиатрической практике руководствуются таблицей развития ребенка до 1 года по месяцам. У невролога же существует своя, которая позволяет следить за психическим развитием младенца. Конечно, все мы понимаем, что четких возрастных норм быть не может - все детки растут по индивидуальному графику, но прислушиваться к усредненным показателям таблицы параметров развития ребенка до года все же стоит.

Таблица развития ребенка до года (рост и вес)

Одни малыши рождаются настоящими богатырями – более 4 кг и с большим ростом от 58 см, другие же имеют субтильное сложение, а потому могут недобирать положенных килограмм и сантиметров.

Все эти параметры в таблице варьируются от минимального, до максимального, а вот отклонения от нормы уже вызывает некоторую обеспокоенность медиков. В первые месяцы жизни детки набирают до одного килограмма, но впоследствии снижают эту планку и уже не растут так интенсивно, прибавляя лишь около 300-600 грамм за месяц.


На рост педиатры обращают не столь пристальное внимание, так как он не отражает того, правильно ли питается малыш, а лишь указывает на его генетическую составляющую. Но рост совместно с весом используется в формуле расчета минимального и максимального индекса массы тела, а значит, все же должен измеряться. Вычисляется параметр по следующей формуле:

ИМТ=вес/рост ребенка в квадрате.


Той же информативностью, что и вес с ростом, обладают показатели объема грудной клетки и головы. Слишком активно растущая головка может указывать на гидроцефалию или рахит. С таблицей физического развития детей до года можно ознакомиться непосредственно на приеме у педиатра.

Таблица нервно-психического развития детей до года

В один месяц, в три, в полгода и в годик педиатр направляет малыша на прием к детскому неврологу. Доктор должен убедиться, что психомоторное развитие малыша соответствует норме, которая указана в специально разработанной таблице. В определенное время ребенок должен начать реагировать на окружающих, гулить, переворачиваться со спинки на живот и обратно, ползать, сидеть, ходить.

Если почему-то малыш отстает в развитии от своих сверстников, доктор назначает комплексное обследование и лечение, которое включает как медикаментозную, так и физиотерапию.

Рождение ребёнка - настоящее чудо, которого ждёт множество семей. Однако с первых дней жизни крохи счастье родителей смешивается с некой тревогой. Как правильно держать малыша? Как реагировать на его плач? Как часто его брать на руки? Подобные вопросы - словно снег на голову, но в них нужно разобраться. Ведь развитие ребёнка до года - ответственный процесс, в котором каждая мелочь важна!

Воспитание ребёнка начинается с момента зачатия

Как только будущая мама узнает, что под сердцем у неё бьётся новая жизнь, нужно тут же приниматься за "воспитание" будущего ребенка.

Во-первых, женщине необходимо заняться собой: правильный образ жизни, здоровые сон и питание, прогулки. Во-вторых, нужно исключить все негативные эмоции. Малыш, хоть он и крошечный, ощущает то же, что и мама. Зачем ему лишний стресс?

Очень хорошо начинать общение с крохой ещё в утробе. Это могут быть сказки, колыбельные на ночь, поглаживания живота. Ребёнку важно чувствовать и знать, что его ждут и любят.

Этапы развития ребёнка до года

Самый большой рывок в развитии происходит именно до года. За двенадцать месяцев малыш получает колоссальные знания и опыт, которые ему понадобятся на протяжении всей его жизни.

Сразу после рождения врачи оценивают состояние младенца, исключают отклонения и пороки. Далее следить за развитием крохи будет участковый врач-терапевт. Это будет похоже на экзамен. За каждый месяц своей жизни малыш должен чего-то достичь: научиться держать головку, реагировать на свет и шум, прибавить в весе, подрасти и т. д. Нормы развития детей до года включают в себя оценку двигательной активности, сенсорных реакций, речи, эмоционального и социального поведения.

Любые отклонения требуют вмешательства специалистов. Ведь коррекцию легче осуществить, когда организм малыша ещё не до конца сформирован.

Развитие младенца от 0 до 5 месяцев

Самую первую свою характеристику ребёнок получает сразу после рождения. Для этого используют шкалу Апгар, по которой оценивают частоту сердцебиений, дыхание, состояние кожи, мышечный тонус и рефлексы. Также ему измеряют рост и взвешивают. Каждый месяц ребёнок должен прибавлять около 600 грамм и вырастать на 2-3 сантиметра.

К концу первого месяца жизни кроха уже сможет ненадолго удерживать головку. А отлично с этой задачей он будет справляться в три месяца. В период от месяца до трёх ребёнок учится реагировать на звуки, на появление окружающих, узнаёт маму и близких людей.

Родителям нужно ознакомиться с различными методиками воспитания. Исследующие раннее развитие детей до года психологи утверждают, что те малыши, с которыми занимались чуть ли не с первых дней после рождения, быстрее сели, начали ходить, говорить. У таких детей хорошо развиты память и мышление, они менее подвержены стрессам.

В четыре месяца малыш учится приподниматься на ладонях, когда лежит на животе. Он берёт и удерживает предметы, иногда тянет их в рот. Кроха любит ощупывать и разглядывать своё тело. Все движения приобретают более целенаправленный характер.

Стоит обратить внимание на психическое развитие ребёнка. До года он научится многому, но уже первые успехи можно заметить в конце 4 месяца жизни. Малыш начинает осознавать себя как отдельную от мамы личность. Он хорошо распознаёт родных и чужих людей, улыбается своему отражению в зеркале.

В период от 4 до 5 месяцев дети уже достаточно окрепли для занятий гимнастикой. Нужно разминать ручки, ножки, пальчики. Физическое развитие детей до года в большей мере зависит от родителей. Зарядка, упражнения не только укрепляют мышцы, но и формируют психику.

К концу пятого месяца можно увидеть первые результаты в развитии речи. Появляются первые слоги. В это время нужно как можно больше разговаривать с малышом, читать ему сказки, потешки, стихи, да и просто комментировать свои действия.

Развитие малыша в 6-7 месяцев

Развитие ребёнка до года - очень важный и ответственный процесс, к которому маме следует подготовиться заранее. А именно читать литературу по воспитанию чада, общаться с другими мамами, прислушиваться к советам и рекомендациям педиатра.

Полугодовалый малыш - это уже тот «пластилин», из которого можно что-то "вылепить". Ребёнок не только подрос, прибавил хорошо в весе, но и научился слушать взрослых. Он реагирует на своё имя, осознанно играет с игрушками. Кроха умеет сидеть, а также учится ползать. Теперь изучаемая территория стала больше, и за малышом нужен глаз да глаз.

В 6-7 месяцев малыш произносит первые слова. Развитие речи ребёнка до года во многом зависит от правильно выбранной методики. Огромных результатов можно достичь благодаря играм, направленным на мелкую моторику. Дети изучают мир с помощью рук и пальчиков. И чем лучше развиты эти части тела, тем лучше они мыслят, тем быстрее заговорят. Развивая детскую речь, родителям необходимо следить и за своей. Слова нужно выговаривать чётко, ни в коем случае нельзя кривляться.

В этом возрасте можно начать использовать методики раннего развития, в частности карточки Глена Домана, на которых изображены разные предметы, животные, люди. Демонстрируя карточку (10 секунд), нужно называть рисунок на ней. Так развивается не только речь, но и зрительная память, мышление.

Запас игрушек для своего чада стоит пополнить. Они должны быть из разных материалов, различных форм и цветов. Только не нужно искажать психику малыша и покупать всяких зелёных кроликов и розовых Лунтиков.

Почти большие! Развитие от 8 до 9 месяцев

Это один из самых забавных этапов в развитии. Малыш уже может выражать свои эмоции, он хорошо сидит, ползает, когда нужно, проявляет настойчивость. У крохи появляются первые зубки. С этого момента ему можно по чуть-чуть вводить прикорм.

Понемногу увеличивается словарный запас. Кроха понимает много слов, более отчётливо произносит разные звуки, в том числе и имитацию животных. Малыш учится усваивать жесты: «ладушки», «пока», «ну-ну».

Ребёнок всё лучше различает людей и неохотно идёт к чужим на руки. Раннее развитие детей до года уже приносит плоды. Малыш может говорить слова «мама», «папа», «баба». Он пытается вставать на ножки, но ещё не ходит.

Игрушек становится еще больше. Чадо уже понимает игры с кубиками и пирамидками. Его интересует всё новое.

Развитие в 10-12 месяцев

Все этапы развития ребёнка до года довольно сложные. Всего за двенадцать месяцев маленький человечек подрастает на 20-22 сантиметра и набирает около восьми килограммов. Он показывает все части тела, некоторые даже называет. Словарный запас состоит из восьми-десяти слов и постоянно увеличивается. Ребёнок научился выражать свои эмоции, он уже умеет просить, быть настойчивым. Кроха понимает многие слова и движения, реагирует на реплики «можно - нельзя».

В период от 10 месяцев и до года ребёнок учится делать первые шаги сначала с поддержкой, а потом и без неё. Наступает время купить чаду первую обувь. Следует быть очень щепетильным при выборе. Она обязательно должна иметь толстую подошву и супинатор.

С каждым днём ребёнок становится всё более активным и самостоятельным. Родители должны не забывать поощрять и хвалить кроху за все достижения.

Игрушки уже приобретают социальный характер: посудка, инструменты, куклы, больничка. Неудивительно, ведь малыш всё повторяет за мамой и папой. Играть он сам ещё не умеет. Задача взрослых - рассказать об игрушках и показать, как с ними забавляться.

Нормы развития детей до года и отклонения

Конечно, каждой маме и папе хочется, чтобы их чадо выросло умным, смышлёным и развитым. Родители всегда строят большие планы по поводу своего наследника.

Но, к сожалению, не все дети рождаются здоровыми. Часто разные отклонения и пороки рушат все надежды. Для многих семейных пар это звучит как приговор.

Не стоит отчаиваться. Современная медицина позволяет многие дефекты откорректировать сразу после рождения. И чем раньше замечены отклонения в развитии, тем легче их исправить.

Большой плюс для больных детей - это физические занятия. Массаж, гимнастика, зарядка не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию речи, памяти, мышления. Большинство недугов при правильном подходе и терапии излечимы. Главное - не опускать руки и бороться за здоровье малыша!

Развитие детей до года: методики

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.

Методика Глена Домана . Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.

Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан. Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка

Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.

Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.

Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:

  • Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
  • В два-три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
  • А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
  • Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
  • С 9-10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
  • Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино. Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.

Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.

Заключение

Рождение малыша - огромная радость для семьи! Однако вместе с тем предстоит сложный процесс воспитания. Развитие ребёнка до 1 года полностью зависит от его родителей. Ничто не приходит само по себе. И если мама с папой собираются воспитать будущего гения, начинать следует с пелёнок!

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

В этой статье:

Существуют нормы развития для малышей разного возраста. Но родителям нужно помнить , что это идеальный вариант. На развитие конкретного ребенка влияет внешняя среда, генетика, уровень жизни родителей. Небольшое отставание не является патологией, как и опережение в развитии.

Существует несколько признаков, которые можно считать опасными. Родителям нужно немедленно обратиться к врачу, если они заметили хотя бы один из списка. Если же все идет нормально, то стоит просто поглядывать в график развития малыша до 1 года. Так можно узнать, что он уже может, умеет. Возможно, кроха удивит вас своими неожиданными навыками . Это сложный, но интересный возраст. На глазах младенец меняется, становясь маленьким человечком.

От рождения до года

Прогресс просто удивительный. Малыш рождается совершенно беспомощным – дети
даже не видят так же, как мы. У них особая, фетальная, кровь, слабые ручки и ножки . Крошка может только лежать, кричать, кушать и спать. Но за какие-то 12 месяцев ребенок преображается! Теперь это маленький человечек, который уже многое умеет. Конечно, все эти навыки получаются постепенно . От рождения до года малыш проходит сложный путь развития.

Меняется его внешность, рост, вес. Изменяется уровень умственной активности, приобретаются навыки. Теперь это совершенно другой ребенок. Родителям необходимо помнить, что развитие крохи зависит от них практически полностью. Важно все:


Все это определит скорость и качество его развития. До первого года в организме проходят очень важные изменения. Дети меняются, растут. Но самое главное – их организм приспосабливается к самостоятельному существованию. Кушать более взрослую еду, придерживаться режиму, лучше спать он научится постепенно. Изменения происходят буквально каждую неделю.

Физическое развитие

Очень важно каждую неделю проводить замеры: рост, вес, объемы головы и грудки малыша. Нормы развития даны приблизительные. Отличие на 2-3 сантиметра или на 200-500 граммов не такое страшное.

Рост

Итак, измеряем рост ребенка:

  • От 3-го до 6-го месяца жизни карапуз прибавляет по 2,5 см за месяц;
  • Нормальное значение к 6 месяцам – 66 — 69 сантиметров;
  • До 9-го месяца крошка наберет еще 5-7 сантиметров;
  • К году рост составляет 72-73 см для девочек и мальчиков.

Постепенно прибавка в
росте будет замедляться. Наступает время для развития костей, суставов. Они укрепляются, становятся более прочными . У новорожденных косточки совсем мягкие, и до 2-3 лет они будут постепенно уплотнятся. Очень важно для ребенка кушать молочные продукты, богатые кальцием.

Возможно, врач выпишет вам витамин D в капельках. Его нужно подмешивать в молоко или смесь. Он помогает защитить ребенка от опасного заболевания - рахита. Витамин помогает усваиваться кальцию – с его помощью косточки станут крепче .

Вес

Карапузы хорошо кушают. Первые 5-6 месяцев маминого молока будет вполне хватать. Потом придется вводить прикорм , ведь для правильного развития крохе понадобится больше калорий, разнообразная пища.

За первый месяц малыш прибавляет около 600 г к первоначальному весу;

  • Второй и третий месяцы прибавка больше - до 800 грамм;
  • После 4-го месяца вес прибавляется всего по 50-70 грамм;
  • В 6 месяцев малыш может весить 7800-8200 грамм;
  • К году вес ребенка находится в пределах 10-10,5 кг.

Взвешивания проводятся в кабинете врача, но родителям обязательно нужно контролировать вес крохи дома. Для этого используются специальные весы, чувствительные к изменениям маленького веса.

Окружность головки

Все замеры первый раз делаются сразу после рождения. Окружность головки у новорожденного составляет примерно 34-35 см . Далее прибавка идет по 2 см в месяц. После первых 6 месяцев прибавка будет всего по полсантиметра в месяц, и так до первого года.

Окружность груди

Грудная клетка при рождении у ребенка обычно 31-32 см. После идет активный рост, прибавка в месяц по 2 см – пропорционально росту головки. От 6 месяцев до года прибавка тоже снижается до 0,5 см в месяц.

Эти нормы развития считаются самыми приемлемыми. Все это время за прибавкой будет следить врач.

Что умеют малыши?

К концу первого месяца жизни малыш овладевает очень важным навыком: держать головку. Всего несколько секунд, но и этого достаточно, чтобы оглядеться по сторонам. К третьему месяцу он может держать головку довольно долго, и это уже не доставляет ему неудобств, ведь мышцы шеи достаточно развиты.

У ребенка
хорошо получается переворачиваться с животика на спинку уже ко второму месяцу. Одновременно идет физическое и психическое развитие. Кроха начинает исследовать мир вокруг , а для этого нужен хороший обзор. Выносите малыша из комнаты, показывайте ему разные предметы.

Уже к восьмому месяцу малыш начинает делать попытки ползать. Сейчас у него еще не очень хорошо получается, но это нормально. Дети сначала ползают назад – так им легче – Или же в позе лягушки. Это нормальное развитие мышц и костей – совсем скоро он начнет вставать на ножки.

До первого года предстоит научиться нескольким очень важным вещам:

Кажется, что все это просто. Но всему этому малыш научился сам ! Его интерес к жизни «вне кроватки» мотивирует на такое развитие.

Психическое развитие

В этом возрасте начинает развиваться речь. Если раньше крошка просто кричал, то теперь уже пытается произносить отдельные звуки, слоги . Нужно с ним разговаривать. Ребенок быстрее научится говорить, если родители ему читают, поют, разговаривают.

Уже заметны первые эмоциональные проявления. До года крошка выучится, как радоваться, сердиться, удивляться. Объектом первых реакций станет мама, ведь ее он видит чаще всего.

Речь

К концу первого года малыш может похвастаться словарным запасом 8-15 слов. Конечно, все они очень простые. Для ребенка активное запоминание речи начнется только к 19-20 месяцам. Это время, когда дети начинают говорить, лепетать, менять слоги местами.

Пока что развитие речи идет медленно. Все чаще кроха обращает на себя внимание криками, гульканьем. Родителям не нужно долго «сюсюкать» с малышом. Чтобы выучить слова, ему нужно их слышать. Заменять нормальные выражения какими-то упрощенными и уменьшительными не совсем правильно.

Первым делом он разучивает гласные. Например, [а], [э], [ы]. Дальше строятся слоги – крохе легко сказать [ма-ма] или [па-па], [ба-ба], [дай]. Предлагайте ему разучить побольше таких простых слов.

Моторика

Мелкая моторика еще не развита. До 1 года давайте крохе разные развивающие игрушки. Можно даже сделать их самому. Вам подойдут простые вещи:

Такие простые игрушки очень действенные. До первого года у ребенка работает вся кисть . Он пока не может взять предмет двумя пальчиками, хотя очень старается.

Эмоции

Уже к 3-4 месяцу дети начинают улыбаться. Это действие становится все более
осознанным. Улыбка возникает при виде мамы, любимой игрушки, других родственников. Чем чаще малыш видит человека, тем сильнее радуется. Появление любимой бабушки может вызвать радостные крики, смех. Ребенок показывает всем телом, что доволен: начинает активно перебирать ножками, размахивает руками.

Если же он недоволен, испуган, то начинается плач. Малыш совершает защитные движения, выставляет вперед ручки. Конечно, таких ситуаций гораздо меньше.

Маленькие дети очень жизнерадостные - все новое вызывает у них удивление. Уже с 6-7 месяца крошка застывает от восторга. Его глазки
расширены, ротик открыт, а все тело остается неподвижным
. Эта реакция положительная и значит, что-то очень понравилось крохе или впечатлило его.

Все эти реакции говорят о том, что идет нормальное развитие малыша. Его мозг приспосабливается, появляются эмоции разной интенсивности. Хотя долгое время он может быть спокоен. Тут нет ничего странного или опасного. Просто ребенок отдыхает или же не считает интересными ваши действия.

Отклонения в развитии

Если что-то идет не так, родители могут заметить изменения в поведении или состоянии малыша . Некоторые симптомы могут быть предвестниками серьезных отклонений в развитии ребенка. В таком случае прислушайтесь к советам врача. Некоторые врожденные или приобретенные заболевания поддаются лечению, особенно в раннем возрасте.

Сразу после рождения

Некоторые проявления видны уже на второй-третий день после рождения:


Эти симптомы у ребенка могут свидетельствовать о врожденных проблемах нервной системы. Особенно опасно это, если была родовая травма. Малыша необходимо тщательно обследовать . Возможно, эти изменения носят временный характер и при правильном лечении их можно будет полностью устранить.

2-3 месяца


Если такие изменения произошли за 2-3 месяц, то необходимо провериться у педиатра. В случае, если до этого все было нормально и никаких проблем не наблюдалось, проблема может быть в недостатке витаминов.

4-5 месяцев

Ненормальное поведение малыша в этом возрасте:

  • отсутствие интереса к своим частям тела (не разглядывает ручки, ножки);
  • нет интереса к новым людям, вещам;
  • малыш молчит или постоянно кричит.

Возможно, это последствие родовой травмы или врожденных нарушений нервной системы. Для ребенка такое состояние считается крайне опасным. Возможно также, что начались нарушения развития психики.

6 месяцев

От 6 месяцев до 1 года опасными считаются следующие проявления:

Скорее всего, эти симптомы уже проявлялись раньше. Родителям не нужно ждать, что это «пройдет само». Обычно каждый из симптомов довольно опасен для нормального развития крохи. Лучше всего лишний раз посетить врача, уточнить, что значит то или иное поведение ребенка.

Самое нормальное поведение –это когда ребенок активный, веселый. Он всем интересуется, рассматривает, трогает. Уже с 2-3 месяцев появляется эмоциональный ответ на присутствие любимых людей. Чрезмерное спокойствие, отсутствие эмоций или желания двигаться должно насторожить родителей.

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты