Для каких операций применяют машину зигзагообразной строчки. Как сделать зигзагообразный стежок

Шов зигзаг эластичен, достаточно прочен и интересно выглядит, что по сути делает его универсальным. Строчка зигзаг есть у большинства швейных машин, но прошить зигзагообразные стежки без особого труда можно и вручную.

Шаги

Простая строчка зигзаг

    Введите иглу в ткань с изнаночной стороны. Воткните иголку в ткань в начальной точке вашего шва (в точке A ). Выведите ее с изнаночной стороны на лицевую сторону ткани.

    • Полностью вытяните нитку, чтобы узелок на ее конце лег вплотную к изнанке ткани.
    • Начальная точка A должна располагаться в нижнем правом углу строчки зигзаг.
  1. Сделайте вертикальный стежок вверх. Проведите нить вертикально по лицевой стороне ткани и воткните иголку в ткань непосредственно над точкой A . Новая точка прокола будет точкой B .

    • Полностью вытяните нить на изнаночную стороны ткани, создав на лицевой стороне вертикальный стежок от точки A до точки B . Стежок должен стоять прямо и не скашиваться в сторону.
    • Расстояние между точками A и B будет определять ширину шва. Если у вас нет каких-либо конкретных указаний, ширины в 6 мм будет достаточно.
  2. Верните иглу в исходную точку. Снова проведите иглу сквозь ткань через точку A . Полностью вытяните иголку с ниткой на лицевую сторону.

    • Подтяните нить, чтобы с изнанки образовался вертикальный стежок, дублирующий вертикальный стежок, который находится с лицевой стороны.
  3. Проложите диагональный стежок влево. Проложите нить диагонально по лицевой стороне и введите иголку в ткань левее точки B на одном с ней уровне. Это будет точка C .

    • Горизонтальное расстояние между точками B и C должно примерно соответствовать ширине шва. В рассматриваемом примере это расстояние составляет 6 мм.
    • Вытяните нить на изнаночную сторону, чтобы с лица образовался ровный диагональный стежок, соединяющий точки A и C .
  4. Верните иголку на лицевую сторону под конечной точкой диагонального стежка. Выведите иглу с изнанки на лицевую сторону в точке, которая находится непосредственно под точкой C на одном уровне с точкой A (слева от нее). Новая точка будет точкой D .

    • Полностью вытяните нить, создав на изнанке вертикальный стежок между точками C и D .
    • Данный шаг завершает выполнение одного звена шва зигзаг.
  5. Повторяйте вышеуказанные шаги до самого конца шва. Заканчивайте шов вертикальным стежком.

    • Завершая каждый очередное звено шва зигзаг, переименовывайте точки с самого начала. Другими словами, точка C должна превратиться в точку B , а точка D - в точку A очередного стежка.
      • A и B по лицевой стороне ткани;
      • прокладывайте вертикальный стежок между точками B и A по изнаночной стороне ткани, снова выводя иглу на лицевую сторону в точке A ;
      • делайте на лицевой стороне ткани диагональный стежок влево от точки A до точки C ;
      • прокладывайте вертикальный стежок по изнаночной стороне ткани от точки C до точки D , выводя иголку на лицевую сторону в точке D .
    • Заканчивайте шов вертикальным стежком по лицевой стороне ткани от точки D до точки C .
    • Следите за тем, чтобы длина и ширина всех звеньев шва оставались постоянными.
  6. Чтобы преобразовать простой шов зигзаг в декоративный шов ромбиками, выведите иглу в нижней точке последнего вертикального стежка. Переименуйте конечные точки последнего вертикального стежка так, чтобы его нижняя точка стала точкой E , а верхняя - точкой F . Выведите иголку на лицевую сторону ткани в точке E .

    • Если ранее вы все сделали правильно, то в конце шва нить будет торчать с изнаночной стороны ткани в точке F .
    • Чтобы завершить данный шаг, сделайте на изнанке вертикальный стежок от точки F до точки E и выведите иглу на лицевую сторону через точку E .
  7. Проложите диагональный стежок вправо, образовав крестик с предыдущим диагональным стежком. Уложите нить по диагонали вправо и введите иголку в ткань в верхней точке ближайшего вертикального стежка, которая теперь будет обозначена как точка G . Полностью вытяните нить на изнаночную сторону, чтобы с лица образовался ровный диагональный стежок.

    • Новый стежок должен пройти поперек и посередине последнего диагонального стежка простого шва зигзаг. В результате у вас получится крестик.
    • Обратите внимание, что точка G будет находиться справа от точки F на одном с ней уровне.
  8. Продублируйте вертикальный стежок с изнанки. Выведите иголку на лицевую сторону в нижней точке текущего вертикального стежка, на котором находится нить. Теперь эту точку можно обозначить как точку H.

    • Точка H будет находиться непосредственно под точкой G и справа от точки E .
  9. Пройдите тем же образом до самого конца шва (вправо). Прокладывайте дополнительные диагональные стежки по лицевой стороне шва, пока полностью не пройдете весь путь от его левой до правой крайней точки. Завершите шов, продублировав самый первый вертикальный стежок, который вы делали в начале работы.

    • Данные стежки будут почти идентичны тем стежкам, которые вы делали, когда прокладывали шов зигзаг влево, но теперь они будут наклонены в другую сторону (слева направо, на не справа налево).
    • Для каждого последующего стежка:
      • продублируйте вертикальный стежок между точками E и F по лицевой стороне ткани;
      • F и E по изнаночной стороне ткани и снова выведите иголку на лицевую сторону в точке E ;
      • проложите диагональный стежок вправо по лицевой стороне от точки E до точки G ;
      • проложите вертикальный стежок между точками G и H по изнаночной стороне ткани и выведите иглу на лицевую сторону в точке H .
    • В конце шва необходимо проложить вертикальный стежок между последними точками H и G .
  10. Завяжите узелок на изнанке. Если вы все сделали правильно, иголка с ниткой окажется на изнаночной стороне ткани. Завяжите нить узелком и обрежьте лишний конец, чтобы завершить декоративный шов зигзаг.

    • Чтобы завязать узелок:
      • зацепите иглу за нить ткани в точке, которая находится в непосредственной близости с точкой, откуда в данный момент выходит швейная нитка;
      • прежде чем вытянуть швейную нитку полностью, проденьте иглу в образовавшуюся петлю; повторите процедуру еще два или три раза, а затем затяните петлю. У вас получится прочный узелок.

    Строчка зигзаг тамбурными стежками

    1. Выведите иглу с изнаночной стороны ткани на лицевую. Воткните иголку с изнанки и выведите ее на лицевую сторону ткани. Начинайте шить от нижнего левого угла будущего шва. Это будет точка A .

      • Полностью вытяните нить на лицевую сторону, чтобы узелок на нитке плотно прилег к изнанке.
    2. Вставьте кончик иглы обратно в ту же самую точку. Введите кончик иглы точно в ту же самую точку A , которую теперь можно обозначить как AA .

      • Заметьте, что точки A и AA обозначают одно и то же место. Тем не менее в некоторых случаях их могут разделять несколько нитей ткани, например, чтобы вам было проще не упустить петлю стежка с иголки.
      • Не вытягивайте иголку с ниткой на изнаночную сторону. Пока просто введите кончик иголки в ткань.
    3. Выведите кончик иглы из ткани по диагонали влево и вверх. Уложите кончик иголки диагонально на изнаночной стороне ткани (под углом в 45 градусов). Выведите его на лицевую сторону ткани в точке, которая находится левее и выше точки AA . Это будет точка B .

      • Расстояние между точками AA и B будет определять длину ваших стежков. Если у вас нет каких-либо иных указаний, делайте стежки длиной по 3 мм, обычно они считаются оптимальным вариантом.
      • Пока не вытягивайте иголку с ниткой полностью из точек AA и B .
    4. Уложите нить петлей под кончик иглы. Пальцами уложите нитку, идущую из точки AA , под кончик иголки, торчащий из точки B .

Раздел программы: Элементы машиноведения.

ТЕМА: Зигзагообразная сточка.

(спаренный урок -2 часа)

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с особенностью применения зигзагообразной строчки.

2.Повторить правила ТБ при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами), при выполнении влажно-тепловых работ.

3.Научить учащихся изготавливать прорезную аппликацию с применением зигзагообразной строчки «Ромашка».

4.Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ:

1. Два лоскутка 20×15 см.

2. Флизелин 20×15 см.

3. Швейные нитки.

4. Швейная машина.

5. Копировальная бумага.

6. Готовый образец.

7. Карандаш.

8. Ножницы.

9. Переводной рисунок.

10. Ручные иглы.

Наглядное оборудование: таблицы по ТБ при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами).

ХОД УРОКА.

На уроке мы научимся изготавливать прорезную аппликацию и также вспомним правила техники безопасности при работе на универсальной электрической машине и при работе с колющим и режущим оборудованием (иглами, ножницами) и при выполнении влажно-тепловых работ.

Обмётывание срезов.

Самый распространённый способ предохранения срезов от осыпания – это обмётывание срезов зигзагообразной строчкой. И от того какую ткань вы будете обрабатывать зависит длина и ширина этой строчки. Слайд. Если ткань сильно осыпается, то применяются широкие стежки с небольшим интервалом. Для тканей, которые слабо осыпаются, используются более узкие стежки с максимальным расстоянием. При работе с тонкими тканями зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5 мм от среза, а потом срезают припуски на швы близко к стежкам. Слайд.

1. При сильной осыпаемости ткани – стежки широкие, интервал маленький.

2. При слабой осыпаемости ткани – стежки узкие, интервал большой.

Выполнение аппликации. Слайд.

Аппликация - это рисунок или украшение, изготовленное из нашитых или наклеенных на основу лоскутов ткани. Ткань выбирается в зависимости от того как часто вы будете стирать её. Если вы выполняете аппликацию на наволочке или на одежде то лучше выбирать ткани со слабой осыпаемостью. Если аппликацию выполняете на панно то подойдёт любая ткань. Пришивать аппликацию лучше нитками для вышивания. Цвет ниток подбирают в тон ткани.

Техника безопасности при работе на электрической швейной машине и влажно тепловых работах.

Технология выполнения аппликации. Слайд.

1. При помощи копировальной бумаги и остро заточенного карандаша рисунок для аппликации переводя на изнаночную сторону основной ткани в зеркальном отображении.

2. На изнаночную сторону аппликационной ткани приутюживают клеевую прокладку.

3. Накладывают эту ткань прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани по линиям контура и намётывают.

4. Прокладывают мелкую зигзагообразную строчку по контуру рисунка с изнаночной стороны.

5. Срезают аппликационную ткань по краям с лицевой стороны близко к строчке. Затем ещё раз прокладывают плотную зигзагообразную строчку четко по рисунку с лицевой стороны.

ПРАКТИКА: Выполнение задания по слайдам.

Итог урока:

Для чего используется зигзагообразная строчка?

От чего зависит ширина и длина зигзагообразной строчки?

Что такое аппликация?

Из какой ткани лучше всего делать аппликацию?

Расскажите об этапах выполнения аппликации.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Принести два лоскута 20×20 см хлопчатобумажной ткани. Будем изучать приспособления к швейной машине, и учиться работать на швейных машинах с применением этих приспособлений.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы достоинства и недостатки двухниточного цепного стежка?

2. Как нитеподача ниток влияет на выполнение основных моментов процесса образования стежка?

3. Какие виды швейных машин двуниточного цепного стежка вы знаете?

4. Каково назначение краеобметочых машин в изготовлении швейных

и трикотажных изделий?

16. Швейные машины зигзагообразного стежка

Особенности образования зигзагообразных строчек.

Зигзагообразная строчка, изображенная на рисунке 51, широко используется в швейной промышленности. Такая строчка может быть выполнена на машине челночного и цепного переплетения. Зигзагообразные строчки применяются для выполнения стегальных и подшивочных работ, для пришивания кружев, аппликаций, для соединения деталей встык, для выполнения простейших вышивальных строчек с периодически повторяющимся узором, для изготовления петель и т. д.

При выполнении зигзагообразной строчки челночного переплетения игла, кроме вертикальных движений, совершает движения поперек строчки (вдоль платформы), в связи с чем челнок развернут так, что плоскость его вращения параллельна плоскости отклонения иглы.

Принцип образования зигзагообразной строчки челночного переплетения состоит в следующем: игла делает левый проколе и при подъеме из крайнего нижнего положения образует петлю из верхней нитки, которую захватывает носик челнока и обводит вокруг шпульки; затем игла выходит из материалов, отклоняется поперек строчки (рейка при этом перемещает материал на расстояние, равное шагу строчки) и делает правый прокол 2. Далее процесс повторяется.

Рис. 51. Разновидности зигзагообразных строчек

На отделочных операциях для особо прочного скрепления деталей выполняют многоукольные зигзагообразные строчки челночного переплетения. Эти строчки могут быть выполнены на одноигольных и двухигольных машинах. Такие строчки изображены на рисунке 51, б. Как видно из этих рисунков (если смотреть на них слева направо), многоукольные строчки состоят из трех, шести, двенадцати и двух последовательно повторяющихся стежков.

Для выполнения двухлинейных строчек в специальном иглодержателе устанавливают две иглы, которые взаимодействуют с одним челноком. Программирующим элементом, сообщающим горизонтальные отклонения иглам, является копир.

Машина 26 класса выпускается Подольским механическим заводом им. М. И. Калинина и предназначена для обработки деталей одежды из хлопчатобумажных и шерстяных материалов зигзагообразной строчкой челночного переплетения (тип 304). Частота вращения главного вала до 2500 мин"1, длина стежка регулируется до 5 мм, ширина строчки до 9 мм. Иглы 0203 № 100-130 (ГОСТ 22249-82 Е).

В машине применяется кривошипно-шатунный механизм иглы с ее горизонтальными отклонениями поперек строчки, центрально-шпульный, равномерно вращающийся челнок, шарнирно-стержневой нитепритягиватель, механизм перемещения материалов реечного типа. Машина не имеет устройства для закрепления строчки.

Рис. 52. Внешний вид машины 26 кл.

Заправка ниток . Верхнюю нитку с бобины или катушки проводят через два отверстия нитенаправительного стержня 16 (см. рисунок 52), вводят сверху вниз в петлю проволочного нитенаправителя 15, обводят между шайбами 14 дополнительного регулятора натяжения, между шайбами 19 основного регулятора натяжения и справа налево вводят в петлю нитепритягивательной пружины 11. Затем справа налево нитку заправляют в ушко нитепритягивателя 13, закрытого предохранительной скобой, сверху вниз проводят через петли двух

проволочных нитенаправителей - 12 и 10, закрепленных на фронтальной доске, проводят через нитенаправительную прорезь в игловодителе 9 и от работающего вводят в ушко иглы 8.

Нижнюю нитку со шпульки / проводят в прорезь 4 шпульного колпачка и заводят под пластинчатую пружину 3, из-под которой выводят наружу, заводят в прорезь 5 и через нее - в нитенаправительное отверстие 6. Затем нитку проводят внутрь шпульного колпачка и через прорезь 7 выводят наружу. Берут шпульный колпачок в левую руку и вытягивают нитку, при этом шпулька внутри шпульного колпачка должна вращаться по часовой стрелке. Влево перемещают задвижную пластину, открывают рычаг замочка шпульного колпачка и надевают его на центровую шпильку шпуледержателя. Затем проверяют, правильно ли произошло запирание замочка и как сматывается со шпульки нижняя нитка (она должна сматываться без рывков и заеданий).

Иглу 8 вставляют снизу в отверстие игловодителя 9 длинным желобком к работающему и закрепляют в нем винтом 20.

Механизм иглы. В связи с тем, что игла имеет отклонения поперек строчки (вдоль платформы), механизм иглы можно рассматривать как состоящий из двух узлов: вертикальных и горизонтальных перемещений иглы.

Рис.53. Механизм иглы машины 26 кл.

Узел вертикальных перемещений. На левом конце главного вала 2 (см. рисунок 53) закреплен кривошип 1, на внутреннее плечо пальца 23 надета верхняя головка шатуна 21, его нижняя головка вставлена в паз 13, прикрепленный двумя винтами к корпусу машины. В отверстие нижней головки шатуна 21 вставлен палец поводка 20. Поводок изготовлен в виде куба; в его боковое отверстие вставлен цилиндр 19, в котором винтом 18 закреплен игловодитель 17. Верхнее и нижнее отверстия в поводке имеют диаметр больший, чем диаметр игловодителя, поэтому при отклонениях иглы игловодитель вместе с цилиндром будут поворачиваться относительно поступательно перемещающегося поводка. Игловодитель перемещается в двух направляющих рамки 22, надетой

на шарнирный палец 24. Снизу в прорезь рамки вставлен второй шарнирный палец 16, который является направителем рамки при ее горизонтальных смещениях и устраняет движение рамки к работающему. Пальцы 24, 16 в корпусе машины закреплены винтами.

Узел горизонтальных перемещений. На главном валу 2 винтами 4 крепится шестерня 3, которая входит в зацепление с шестерней 5 (t = 2: 1), изготовленной заодно с кулачком 6. Кулачок спрофилирован так, что сообщает игле отклонения только в верхнем положении. Кулачок охватывает вилка шатуна 12, ее левая головка с помощью шарнирного эксцентрикового пальца 15 соединяется с рамкой 22 и закрепляется в ней винтом 14. На палец шатуна 12 надет ползун 11, вставленный в паз рычага 9 - регулятора ширины строчки. Ось 10 рычага вставлена в отверстие крышки (на рисунке 53 не показана), прикрепленной четырьмя винтами к рукаву машины. В прорезь этой крышки выведена резьбовая часть рычага 9, на нее надеты шайба-указатель 7, пружина и навинчена гайка 8 для фиксации рычага 9 в определенном положении.

Под действием кулачка 6 вилка шатуна 12 будет перемещаться вниз и вверх. Например, если она опускается, ползун 11 переместится вниз и одновременно вправо вдоль наклоненного паза рычага 9. Следовательно, шатун 12 получит движение вправо, рамка 22 повернется на пальце 24 против часовой стрелки и игла сделает правый прокол.

Ширина строчки регулируется поворотом рычага 9 после ослабления гайки 8. Если рычаг поворачивать по часовой стрелке, ширина строчки будет уменьшаться; если паз рычага 9 расположить вертикально, шатун 12 не будет сообщать рамке 22 горизонтальных отклонений - получается прямая строчка.

Своевременность отклонений иглы регулируют поворотом главного вала 2 после ослабления винтов 4. Игла должна отклоняться над материалами.

Положение иглы в прорези игольной пластины регулируют поворотом шарнирного эксцентрикового пальца 15 после ослабления винта 14.

Длина стежка (шаг строчки) регулируется перемещением рычага относительно прорези шкалы 18 после ослабления гайки 17. Если рычаг перемещать вверх, то длина стежка будет уменьшаться.

Другие основные регулировки, связанные с высотой иглы, натяжением ниток, высотой подъема рейки, лапки и т. д., выполняются так же, как и в других прямострочных машинах.

Смазка машины. Все сопряжения деталей механизмов машины смазывают индивидуально с помощью масленки. Для смазки применяют масло И-20А (ГОСТ 20799-75). Приемы чистки и смазки такие же, как и на других прямострочных машинах.

Машина 335 класса предназначена для выполнения зигзагообразной строчки челночного переплетения и выпускается в двух вариантах: 335-121 кл.- для обработки швейных изделий из костюмных и пальтовых материалов и 335-221 кл. - для обработки трикотажных изделий и изделий из легких материалов. Частота вращения главного вала машины в первом варианте до 4000 мин"1, во втором - до 4200 мин"1, длина стежка от 0 до 5 мм, ширина строчки

в машине первого варианта от 0 до 10 мм, во втором - от 0 до б мм. Иглы

135x5 (ЧССР) или 0203 № 75-120 (ГОСТ 22249-82 Е).

Машина имеет кривошипно-шатунный механизм иглы с горизонтальными отклонениями поперек строчки, центрально-шпульный вращающийся челнок, снабженный отводчиком, шарнирно-стержневой нитепритягиватель, механизм перемещения материалов реечного типа, устройство для закрепления строчки. Кроме того, у машин первого варианта есть устройство для смещения зигзагообразной строчки вправо или влево относительно центра игольной пластины. Челнок имеет автоматическую смазку, и челночный вал вращается внутри масляного картера.

Рис. 54. Внешний вид машины 335 кл.

Заправка ниток . Верхнюю нитку с бобины или катушки проводят через отверстие в стержне 7 (см. рисунок 54), последовательно вводят в три отверстия нитенаправительного угольника 6, обводят между шайбами 14 регулятора натяжения верхней нитки, вводят в петлю нитепритягивательной пружины 4, справа вверх заводят за нитенаправитель 3 и справа налево заправляют в ушко нитепритягивателя 5. Затем нитку сверху вниз проводят в петлю проволочного нитенаправителя 13, вводят в отверстие иглодержателя 2 и в направлении от работающего заправляют в ушко иглы 7.

Нижнюю нитку со шпульки 7 (см. рисунок 55) проводят в прорезь 4 шпульного колпачка и заводят под пластинчатую пружину 3, из-под которой

выводят наружу, заводят в прорезь 5 и через нее в нитенаправительное отверстие 6. Затем нитку проводят внутрь шпульного колпачка и через прорезь 7 выводят наружу. Натяжение нижней нитки регулируют винтом 2.

Основные регулировки . Ширину строчки регулируют нажатием на рукоятку 8 и поворотом ее относительно градуированной шкалы 9. Если рукоятку 8 поворачивать по часовой стрелке, ширина строчки увеличится.

Изменение положения зигзагообразной строчки относительно центра игольной пластины выполняют нажатием на рукоятку 10 и ее поворотом до определенных меток («Р», »S», »L») на градуированной шкале 9. Первая метка соответствует правому положению зигзагообразной строчки, вторая - центральному и третья - левому. Длину стежка регулируют поворотом рукоятки 11 относительно метки, нанесенной на стойке рукава машины. Если рукоятку 11 поворачивать по часовой стрелке, длина стежка будет увеличиваться.

Строчку закрепляют начатием на рукоятку 12.

Остальные основные регулировки выполняют так же, как и в других стачивающих машинах.

Уход за машиной . Для смазки сопряжений механизмов машины рекомендуется применять масло И-8А, И-12А (ГОСТ 20799-75). На рисунке 54 стрелками показаны места смазки сопряжений (на швейной машине они отмечены красной краской). Кроме того, следует проверить наличие масла в картере под платформой машины по меткам на смотровом стекле и по мере расхода масла добавляют его, ориентируясь по верхней метке.

Чистку машины нужно выполнять ежедневно, обращая особое внимание на челночный комплект и детали, расположенные под игольной пластиной.

Вопросы для самопроверки

1. Для каких операций применяются машины зигзагообразного челночного переплетения?

2. Какие движения для получения зигзагообразной строки получает игла?

3. Чем отличаются машины 26 и 335 класса друг от друга?

4. Какова область применения модифицированной машины 335 класса?

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях

Учитель технологии: Переверзева Лариса Евгеньевна

1. Тема урока: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях.

$12. Продолжительность занятия: 45 минут

$13. Место данного урок: Элементы машиноведения. Работа на швейной машине. 7 класс

$14. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

$15. Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать, углубить, упрочить знания учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свой учебный труд, настойчивость, взаимопомощь, умение работать индивидуально.

Развивающие : продолжать развивать мышление, внимание, самостоятельность, способность творчески проявлять творческий подход при выполнения задания.

$17. Тип урока: практикум

$18. Формы организации обучения на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

$19. Учебно-методическое и материально-техническое осна щение занятия: Учебники,рабочие тетради, технологические и инструкционные карты, образцы, выкройки, х/б ткани, бусины, пуговицы, тесемочки, булавки, ножницы, мелки портновские, проектор, экран, компьютер.

$110. Межпредметные связи: черчение, рисование.

11. Содержание деятельности учителя и деятельности ученика

I этап: контролирующие и инструктирующая функции преподавателя. Теория.

II этап: демонстрация. Интеллектуальная деятельность учащихся.

III этап: творческая деятельность учащихся.

IV этап: уборка мест, домашнее задание, подведение итогов урока.

$111. Структура урока, время на каждый этап урока

I этап: организационный момент, проверка готовности к уроку, 5 мин.

II этап: устный опрос, ввод в тему, 5 мин.

III этап: инструктаж, практическая работа, 30 мин.

IV этап: подведение итогов, домашнее задание, 5 мин.

13. Методы и приемы обучения

1. объяснительно-иллюстративный

2. проблемного изложения материала

3. исследовательский

14. Средства обучения

Швейные машины, инструменты и приспособления для шитья, ткани, эскизы, выкройки, образцы, проектор, экран, компьютер.

$115. Методы и приемы безопасной работы на уроке технологии

Инструкции по ТБ

$116. Реализация поставленных задач (образовательной, вос питательной и развивающей) обучения на уроке, прогно зирование результатов деятельности учащихся

Осуществляется в произвольной форме.

$117. Методы и формы контроля

Для каждой работы учащихся должны быть разработаны критерии ее оценки, способы измерения качества проделан ной работы.

18. Краткое содержание теоретической и практической части урока

КОНСПЕКТ урока

Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

Вначале нашего урока проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобится: ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань, синтепон, картон, коробочки для мусора.

Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать свое рабочее место?

(Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость; Руки во время шитья держат на весу. Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти; После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку).

Повторение пройденного:

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте повторим пройденное.

$1· Чем отличается швейная машина, выполняющая зигзагообразную строчку, от прямострочной?

$1· Для чего необходимо обметывать срезы тканей разной толщины?

$1· В чем состоит особенность обметывания тканей разной толщины?

$1· Что такое флизофикс и где он применяется?

$1· Для чего нужны приспособления к швейной машине?

$1· В чем преимущества выполнения прорезной петли швейной машины по сравнению с ручным способом?

$1· Как подготовить изделия к штопке?

$1· Как подбираются нитки для штопки?

Практическая работа . Изготовление сувениров с применением зигзагообразной строчки

Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому каждый ученик сможет выбрать себе посильную работу (дифференцированный подход). И оформит игрушку, применив творчество и фантазию.

Сейчас мы с вами приступим к изготовлению сувенира. Надо постараться сделать ее красиво и качественно, а для этого нужно создать для себя все условия для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с тканью (Инструкция по охране труда при работе с тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами (Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом ИОТ – 024-2005) (инструкции прилагаются)

Прослушайте инструктаж по технологии изготовления данного сувенира:

Мы с вами очень долго слушали, немного устали, поэтому проведем небольшую физическую разминочку:

Физкультминутка

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться

Три - в ладошки три хлопка,

Головою - три кивка,

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

Переходим непосредственно к нашей практической части. А для того, чтобы вам было интереснее работать, включаем песенки на новогоднюю тему (включить музыку).

Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала выкройки. Они выбирают ткани, фурнитуру и продолжают работу на швейных машинах.

При желании дети могут придумать свои варианты.

Подведение итогов занятия:

А теперь посмотрим, какими мастерами - придумывания, конструирования и украшения были сегодня вы. Какие произведения искусства создали. Создаем выставку из выполненных только что сувениров. Каждый из вас представляет свою поделку и высказывает свое мнение о работе.

19. Использование дифференцированного подхода к обучению технологии

1) изготовление подвесок для елки из сукна (фетра) с использованием зигзагообразной строчки (в виде звездочек, сердечек, елочек).

2) изготовление подвесок для ёлки из хлопчатобумажной и других тканей, фурнитуры с использованием зигзагообразной строчки (уточка, петушок, снеговик).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Практическая работа № 1: Изготовление подвесок для ёлки из сукна (фетра) с использованием зигзагообразной строчки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Каждый мотив по внешнему и внутреннему контурам перевести на сукно (фетр) разных цветов и вырезать.

Меньшую деталь мотива украсить по желанию бисером, вышивкой, пайетками и т.д.

Украшенную меньшую деталь мотива наложить на большую и, проложив между ними слой синтетической ваты или синтепона, соединить по контуру зигзагообразной строчкой, прихватывая у верхушки сувенира тесьму для подвешивания.

Приложении 3.

Образцы выполненных сувениров находятся в Приложении 4.

Практическая работа № 2: Изготовление подвесок для ёлки из хлопчатобумажной и других тканей с использованием зигзагообразной строчки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Мотивы перевести на кальку и вырезать (крыло и клюв уточки или петуха перевести и вырезать отдельно).

На изнаночную сторону лоскутов приутюжить флизелин, чтобы срезы деталей в дальнейшем не осыпались.

Сердечко. Обе детали сложить изнаночными сторонами внутрь, сметать по контуру и обшить зигзагообразной строчкой, оставив небольшой открытый участок для набивки. Сердечко набить ватой, открытый участок зашить зигзагообразной строчкой. Из тесьмы сделать бантик и петлю для подвески. Бант и петлю пришить к сердечку несколькими стежками.

Медвежонок. Медвежонка сшить так же, как и сердечко. Маленькие перламутровые пуговицы пришить к животу, кручёной ниткой или тесьмой обвязать шею медвежонка, завязать бант. Несколько ниток или тесьмы протянуть через голову между ушами, концы связать бантом.

Уточка или петушок. Крыло и клюв приметать к одной из деталей. Крыло пришить красными нитками мулине в 3-4 сложения, глаз вышить двусторонней гладью или пришить пуговицу. Уточку сшить как сердечко, прихватив клюв и набить ватой. Пуговицы пришить на месте лапок. Широкую полоску тесьмы обвязать вокруг шеи и завязать бант, из другой полоски сделать петлю для подвески, протянув её через спину и связав концы бантом.

Выкройки деталей сувениров находятся в

Раздел: Машиноведение 7класс

Тема: "Применение зигзагообразной строчки"

Цель: Научить выполнять аппликацию с помощью зигзагообразной строчки

Задачи:

Ознакомить с применение зигзагообразной строчки, с понятием "аппликация", со способами выполнения аппликаций; научить настраивать швейную машину на зигзагообразную строчку, регулировать длину и ширину зигзагообразной строчки;

Повторить технику безопасности при работе на швейной машине, при работе с колюще-режущими инструментами;

Развивать логическое мышление, познавательную активность, творческое воображение;

Воспитать внимательность, эстетический вкус, навыки аккуратности.

Оснащение: учебник, тетрадь, иголка, нитки, ножницы, флизелин, кусочки различных материалов, швейная машина, наглядные образцы аппликаций, презентация (личная разработка)

Время: 2 урока по 40 мин.

Методы обучения:

проблемный

словесный

коммуникационный

метод практических упражнений

здоровьесберегающий

Ход урока:

I .Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Настрой на работу.

II . Постановка проблемы (актуализация знаний)

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с проблемой. Порвались любимые джинсы. Как быть? Предложите варианты устранения проблемы.

Дети выдвигают свои идеи.

Учитель на доске зарисовывает схему

III . Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы научимся выполнять аппликацию с помощью зигзагообразной строчки. Тема урока: "Применение зигзагообразной строчки"

IV .Изучение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов из презентации

Для начала рассмотрим понятие "аппликация"(2 слайд)

Аппликация - художественное изображение, полученное наклеиванием или нашиванием на основу (ткань, бумагу и т.д.) разноцветных кусочков из различных материалов.

Виды аппликаций:

    Простая аппликация – это такая аппликация, все элементы которой нашиваются на какой – либо общий фон. Как правило - это одиночные, небольшие композиции. (3 слайд)

    Объемная аппликация представляет собой аппликацию с применением элементов рисунка, частично зафиксированных на фоне. Часть аппликации свободно располагается над фоном, придавая рисунку объемность.(4 слайд)

    Полуобъемная аппликация. Для придания объемности отдельным деталям аппликации между основой и деталью прокладывают синтепон, ватин или какой – нибудь другой объемный материал (5слайд)

    Съемная аппликация. Готовую аппликацию вырезают по контуру и используют как самостоятельное изделие (на ленте вилкро, термоаппликации) (6 слайд)

    Многослойная аппликация Такая аппликация применяется при создании пейзажных или сюжетных композиций. Фон основы постепенно закрывается деталями рисунка, создавая единое целое.(7 слайд)

Давайте вспомним, какими способами можно закреплять аппликацию закрепления аппликации на ткани? (Элементы аппликации крепят к основе: с помощью клея, с помощью иглы (гладьевой, петельной, тамбурной или другой декоративной строчкой) (8 слайд)

Помимо этого аппликацию можно закреплять на швейной машине зигзагообразной строчкой. Давайте рассмотрим, как на швейной машине устанавливать зигзагообразную строчку и как её регулировать.(9 слайд)

(учитель демонстрирует на швейной машине ручки-регуляторы строчек, на образцах показывает какой длины и частоты бывает зигзагообразная строчка)

Давайте подумаем, для чего ещё можно использовать зигзагообразную строчку? (для декоративной отделки и для предохранения срезов от осыпания) (10 слайд)

Выбор длины и ширины стежка зигзагообразной строчки зависит от свойств ткани:

    если ткань сильно осыпается, для обработки используют широкие и короткие стежки

    для слабоосыпаемой ткани, наоборот, - более узкие и длинные стежки (11 слайд)

При обработке тонких тканей, срезы, обметанные зигзагообразной строчкой, стягивают ткань и получаются неаккуратными. Чтобы избежать этого, зигзагообразную строчку прокладывают на расстоянии 5мм от среза, а затем срезают припуски на швы близко к стежкам. (12 слайд)

V . Физкультминутка (приложение 1) (13 слайд)

VI . Выполнение практической работы.

Учитель показывает готовую аппликацию слона и задаёт вопросы:

    Из скольких деталей состоит аппликация?

    Что нужно сделать с деталями аппликации, чтобы их края не осыпались?

    Какую деталь будем пришивать первой, а какую второй?

Дети отвечают (из 2-х деталей, нужно продублировать детали с помощью флизелина, первой будем пришивать 1-ю деталь (туловище), а затем 2-ю деталь)

Учитель проговаривает последовательность выполнения практической работы: «Выполнение аппликации с помощью зигзагообразной строчки» (14 слайд)

Дети задают вопросы, если что-то не понятно.

Дети

приступают к выполнению практической работы.

Учитель наблюдает за выполнением практических работ. Помогает, если возникает необходимость.

VII . Подведение итогов и рефлексия.

Вопросы для повторения:

    Для чего необходимо обметывать срезы деталей кроя?

    В чем особенность обметывания толстых и тонких тканей?

    Что такое аппликация?

    Какие виды аппликаций бывают?

    Где применяют аппликацию?

Рефлексия: Полезна ли информация урока? Практические навыки выполнения аппликации пригодятся вам в дальнейшей жизни?

Учитель выставляет оценки за урок и выдает домашнее задание.

Дети наводят порядок

Приложение 1

Гимнастика для глаз

Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
Упражнение на аккомодацию.
Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Упражнения для шейного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Скольжение подбородком по грудине вниз.
«Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
Наклоны головы вправо-влево.
«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
«Сова»: поворот головы вправо-влево.
«Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.


Приложение 2

Практическая работа:

«Выполнение аппликации с помощью зигзагообразной строчки»

    Переведите рисунок для аппликации на кальку остро заточенным карандашом

    Выберите ткань для аппликации (для туловища слона и для уха).

    Вырежьте лоскуты клеевой прокладки подходящего размера.

    Приклейте утюгом лоскуты клеевой прокладки на изнаночную сторону аппликационной ткани.

    Переведите рисунок для аппликации на изнаночную сторону укрепленной флизелином цветной ткани в зеркальном отображении при помощи копировальной бумаги и остро заточенного простого карандаша.

    Вырежьте детали из ткани маленькими острыми ножницами.

    Наложите сначала 1-ю деталь прокладкой вниз на лицевую сторону основной ткани на предварительно размеченное место и приметайте. Затем наложите 2-ю деталь прокладкой вниз на лицевую сторону 1-ой детали на предварительно размеченное место и приметайте.

    Выберите цвет (в тон ткани или контрастного цвета) и толщину ниток для аппликации. Подберите на лоскутах ткани подходящие ширину строчки, длину стежка и натяжение ниток. Проложите зигзагообразную строчку по краям сначала 1-ой детали, а потом 2-ой детали.

    Вытащите концы ниток на изнаночную сторону и завяжите их. Проутюжьте работу.

    На месте глаза пришить пуговку.

Приложение 3

Шаблон для аппликации

2-я деталь

1-я деталь