Должно быть во второй младшей группе. Образовательный портал

Организация предметно-пространственной среды

во второй младшей группе.

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы организуется с учетом ФГОС ДО, с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, индивидуально, а также с учетом интеграции образовательных областей. Предметно-пространственная среда нацелена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, но предусматривает ведущую роль игровой деятельности.

Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики, цветные яркие скамейки, «алгоритм» процесса одевания. На шкафчиках приклеены яркие картинки и написаны имена детей. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей: «Советы Айболита», «Для Вас, родители», «Наша группа «Теремок», «Цитаты великих людей», «Поздравляем», а так же доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят «Талантливые пальчики». На стендах представлены рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий. Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома, режим работы детского сада и группы, объявления.

При создании предметной развивающей среды 2 младшей группы учитывается гендерная специфика. Среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В групповой комнате имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек, и аналогично – для мальчиков. Девочки больше любят проводить время в центрах сюжетно – ролевой игры, уголках ряжения, «кухне», «парикмахерская»; мальчики – в центре технической игрушки, в центре строительных игр, на коврах с машинами, в центрах двигательной активности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т.д.).

Центр игры.

Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр.

Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающим их предметами быта. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу, а также «Медицинский кабинет», куда они несут полечить своих кукол. Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль!.. Поэтому наш уголок с большими машинами, рулями интересует в первую очередь мальчиков.

Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.

В центре находятся:

    куклы, пупсы

    диван детский мягкий, кресла, стол

    набор постельного белья

    белье для кукол по сезонам

    коляски детские для кукол

    стеллаж для игрушек «Домики»

    игрушки пластмассовые (животные, звери)

    пирамидки: большие, средние, малые

    телефон детский

    утюги детские пластмассовые

    гладильная доска

    игрушки - пластизоль (домашние и дикие животные и др.)

    машинки – модели

    транспорт (самолет, лодка, мотоцикл, вертолет, автобус и др.)

    набор « Айболит»

    набор для мальчиков «Инструменты»

    бинокль

    кухня с элементами мягкой мебели игровой

    посуда чайная, столовая, кухонная

    стол кухонный детский

    пластизоль (резиновые фрукты, овощи, ягоды, продукты)

    поднос кухонный детский, разделочная доска

    уголок ряженья

    зеркало игровое

    плечики детские пластмассовые

    набор « Юный парикмахер»

    фартуки, халаты, косынки, ленты.

    парикмахерские принадлежности – заменители.

Центр конструирования.

Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

В центре расположены:

1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.

4.Конструкторы типа «Лего».

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).

6. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.

7. Конструктор «крепость»

Центр двигательной активности.

Учет потребности в движении у детей является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Одним из самых любимых уголков в группе является Центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности.

Здесь находятся:

    кегли, кольцебросы

    погремушки

    корзинки для мячиков

    лента измерения роста « Мы подросли»

    массажные коврики, дорожки здоровья, дорожка «косолапка»

    туннель

    мячи (маленькие, большие, средние, мягкие)

    флажки, платочки, погремушки, ленточки-султанчики, ленточки на кольцах

    скакалки

    обручи

    моталки

    гантели детские

    игра «Дартс»

    сетка для баскетбола.

    дидактический материал, картотеки, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики - пробуждения.

Центр «Песка и воды»

Нами недавно был приобретён центр «Песка и воды». Центр «Песка и воды» помогает воспитателю в организации самодеятельной игры – экспериментирования с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляем элементарные представления о форме, величине, свойствах предметов и материалов, развиваем мелкую моторику ребенка. Игры ребенка с песком и водой не только увлекают детей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы. Упражнения на поверхности воды и песка, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью снимают эмоциональное напряжение.

Центр «Театра»

Центр «Театра» важнейший объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание проходит не от лица взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. Взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

В центре расположены:

1. ширма маленькая для настольного и кукольного театра

2. ширма большая

3. театры: кукольный, настольный, театр на фланелеграфе, теневой театр, деревянный театр(по сказкам), би-ба-бо.

4. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

5. Набор масок сказочных животных.

Центр «Музыки»

В центре музыки расположены:

Звучащие инструменты:

погремушки; бубны; дудочка; барабан; ксилофон; деревянные ложки; стучалки; гитара; магнитофон.

Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками.

Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, а, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Также имеется пианино, магнитофон, аудиодиски со сказками, музыкой. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Здесь у нас есть фланелеграф, настольный театр, пальчиковый и театр «теней».

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Центр «Изо- деятельности»

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Для центра отведено самое светлое место в группе. Ребенок может выдвинуть столик и сидя около окна рисовать. Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность - это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В центре находятся:

    стол художественного творчества

    карандаши цветные

    мелки восковые

    гуашь

    фломастеры

    кисточки

    раскраски

    пластилин

    доски для работы с пластилином

    трафареты

    бумага для рисования

А так же имеется сюжетные картинки, книжки по программе, любимые книжки детей; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Дикие животные», «Времена года»; наборы сюжетных и предметных картинок.

Центр «Книги».

Тематическая подборка детской художественной литературы:

    книги в твердом переплете.

    книжки - малышки

    книги для чтения взрослыми детям: Потешки, прибаутки

    стихи для детей А. Барто; М. И.Маршака и других авторов

    русские народные сказки краткого содержания

    иллюстрированные журналы о сказочных героях и зверях.

    книга для чтения с иллюстрациями «Вежливые слова»

    книга для чтения от 2 до 4 лет.

Центр познания.

На большом цветном стеллаже «Паровозик» расположен математический уголок с раздаточным материалом, геометрическими фигурами, а так же занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры; с уголком сенсомоторного развития, который предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, собирать мозаику и др.

дидактические игры по математике:

1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки лото, цвет, форма, количество, размер, часть и целое, время суток и другие настольно-печатные игры.

2.Деревянные фигурки со шнурками для нанизывания.

3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», дидактический куб «Домик для каждой фигурки».

5.Различные мелкие фигурки и материал для счета.

6. Логико-математические игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», Блоки «Дьенеша»

7.Матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор счетных палочек.

8.Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

9.Разрезные картинки с предметными картинками (4-6 частей).

10. Пазлы мягкие, maxi

Уголок речевого развития представлен сюжетными и предметными картинками, картотеками речевых игр, игр на классификацию, дидактическими играми, книгами.

материалы по развитию речи и познавательной деятельности:

1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, сказочной, социобытовой).

7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

В уголке ПДД имеются различные материалы по ПДД и ОБЖ:

1.Макет с изображением дороги, пешеходных переходов.

2. Различные виды транспорта.

3.Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

5. Настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ: «Опасные ситуации»

6. Демонстрационные картинки;

Центр «Природы» и «Экспериментирования».

В центре созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. А так же приобщение детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе центр экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации). В центре расположены комнатные растения с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем – Фикус. Растения представлены в 2-х видах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.

В центре находятся игры по экологии:

лото, собери цветок, части дерева, накорми животных, найди маму;

музыкальные плакаты «дикие, домашние животные», разрезные картинки, блоки –вкладыши.

Календарь природы , на котором изображена картина с изображением времени года; сюжетные картинки и фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; карточки с птицами, сюжетные картинки «Времена года». Перед выходом на прогулку одеваем дидактическую куклу по сезону и ставим ее с календарем природы.

Аквариум с крупными рыбками.

Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта создан уголок экспериментирования.

В процессе проведения несложных опытов, дети превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с детьми определяем свойства воды. Дети любят играть с водой - это вызывает у них положительные эмоции.

В уголке находятся леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, семена, крупы. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). демонстрационный материал разных видов: железо, дерево, пластмасс, стекло; демонстрационный материал «Виды тканей».

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Для этого диванчик отгораживается от всех ширмой. Рядом стоит столик, на котором есть мобильный телефон (детский), чтоб ребенок мог позвонить маме и папе - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, дает возможность свободного подхода к каждому центру в группе, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.

В своей группе мы стараемся создавать комфортную предметно-пространственную среду, соответствующую возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Елена Дмитриевна Цуканова

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе .

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть , что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе . Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе , мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами , которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей :

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи : способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

уголке : кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом» , «Магазин» , «Парикмахерскую» , «Больницу» , «Моряков» , «Водителей» и др. ; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние ; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта . Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Центр физической культуры :

Задачи : Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе , стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза .

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды .

Центр изобразительного искусства :

Задачи : Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

уголке : мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Музыкально – театральный центр :

Задачи : Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.

Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный центр :

Задачи : Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем .

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке : стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания : «Профессии» , «Времена года» , «Детский сад» ; альбом с семейными фотографиями детей группы ; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой : знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Центр строительных игр :

Задачи : Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.

Дети нашей группы очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.


Центр природы :

Задачи : Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке : в группе находится 4 комнатных растения (фикус, бегония, герань,бальзамин) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования :микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья) . Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке мы создали условия для игр с водой и песком.


Учебный уголок :

Задачи : Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов ; обучение группировки предметов по цвету , размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы , последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках ; ознакомление со светофором.

Взрослый организует действия с различными объектами : мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке :

Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Наборное полотно, магнитная доска.

Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

Разрезные предметные картинки , разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) .

Полотно с изображением дорог, средний транспорт ; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

Наборы картинок для группировки , до 4-6 в каждой группе : домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода .

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) .

- Серии из 4 картинок : части суток (деятельность людей ближайшего окружения) .

- Серии из 4 картинок : времена года (природа и сезонная деятельность людей) .

Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой) .

Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Дети очень любя дидактические игры : «Собери машинку» , «Светофор» , игры-лото и многие другие. Материал уголка я использую как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.


Мини – музей :

«Лошадь-живое чудо, взращенное человеком» .

Профиль музея : познавательный.

Задачи : Знакомство детей с ролью лошади в жизни человека; воспитание заботливого отношения к животному миру; формирование навыков исследовательского поведения.

В музее собраны мягкие игрушки-лошадки; резиновые лошадки; пластмассовые; лошадки, сделанные вместе с родителями из пластилина и бумаги; различные поделки. Наш музей мы постоянно пополняем загадками, детскими высказываниями, стихами, песенками, рисунками, считалочками, сувенирами по данной тематике. Вместе с детьми мы сочиняем сказки про лошадей и раскрашиваем раскраски.


Наша группа :

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.


Наша спальня :

На сон ребенка во многом влияет оформление спальни. Мы создали уютную спальню для детей.

Уголок «Уединения» находится у нас в спальной комнате.

Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок, также здесь дети могут поиграть с куклами или настольными играми, посмотреть свои любимые книги.

Заходишь в спальню где спят детки, слышишь тихое посапывание.

Тихо-тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

Тихон песенку поет,

Сны ребятам раздает :

«В этом сне – воздушный шарик,

В этом сне - собака Шарик,

В этом – голуби летят,

В этом – дети спать хотят».

Тихо-тихо-тихо-тихо,

Сумрак, дрема и покой.

Дети спят. Уходит Тихон

В тихий домик за рекой.


В нашей группе создана прекрасная предметно -пространственная развивающая среда , которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Актуальность: одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности - с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная - стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

Центр сюжетно-ролевой игры
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей - игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
Центр физической культуры
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно - развивающей среды.
Музыкально - театральный центр
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.
Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный центр
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы представлено обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке даются детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомство с уголком книги, его устройством и назначением, умение рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Дети любят читать книги и рассматривать картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Центр строительных игр
Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости -гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.
Дети очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, дети формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.
Центр природы
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: в группе находится 4 комнатных растения (фикус, бегония, герань, бальзамин) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.
Дети научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). В уголке природы есть растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке созданы условия для игр с водой и песком.
Центр изобразительного искусства
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Учебный уголок
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.
Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.
Оборудование и материалы:
- Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
- Наборное полотно, магнитная доска.
- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.
- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
-Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .
- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) .
-Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .
-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)
- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)
- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) .
-Сюжетные картинки крупного формата.
Предметно - пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Используемая литература:

  1. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / А.М. Виноградова, Г.Н. Година. С.А. Козлова и др. Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 222с.
  2. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши…/ Художник Г.В. Соколов. - Ярославль: Академия развития«, «Академия и Ко»,1999. - 224 с., ил. - (Серия: «Психологи - детям, психологи о детях»).
  3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 160 с.
  5. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада / Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  6. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: «Просвещение», 1976 - 239 с.

Третий год жизни ребенка — переходный период от раннего детства к младшему дошкольному возрасту. В начале года дети сохраняют все черты раннего детского возраста, они еще недостаточно самостоятельные, требуют постоянной помощи воспитателя. Такими они могут остаться и до конца года, если педагог ведет неправильную линию воспитания. Излишняя опека также вредна, как и не свойственная этому возрасту самостоятельность.

Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, одухотворяется она именно взрослыми. Детям интересен взрослый во взаимодействии с окружающим миром. Малыш познает не только предметы, окружающие его, но и отношение человека к ним.

Именно поэтому игрушки, картинки, игровые сюжеты, сохраняя развлекательный характер для детей, должны нести в себе реализм, отражая действительную картину мира.

Интерьер помещений для детей третьего года жизни имеет свои особенности. Дети уже не только хорошо ходят, но и овладевают бегом и прыжками. Возросшие двигательные возможности требуют пространства, поэтому предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение.

Комната не должна быть заставлена столами, громоздкой мебелью. В групповом помещении уже не нужна «горка», ее можно установить на участке. Малыши этого возраста могут самостоятельно подниматься по ступенькам и в верхней одежде. Их движения более скоординированны, спуск и подъем дети выполняют чередующимся шагом. Однако в помещении следует оборудовать физкультурный уголок с необходимым для данного возраста инвентарем.

Возросшая двигательная потребность детей требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается сюжетно-ролевая игра. Малыши начинают в играх брать на себя какую-либо роль. В играх появляются более сложные сюжеты, отражающие расширившуюся ориентировку детей в окружающем. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли врача, а может быть, и сюжет в роли водителя автомобиля или строителя. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные» задачи: врач должен послушать больного, посмотреть горлышко, сделать укол или дать лекарство, повар — приготовить обед, летчик — провести самолет в воздухе, значит, требуется какая- то условность, которая отличает поведение ребенка именно в этой роли. Например, водитель автобуса (шофер) будет вести себя не так, как летчик. Как правило, ребятам помогает звукоподражание. Обогащают игры специальные аксессуары: шапочки, элементы профессиональной одежды, символы (красный крест — медицина, красный кружок светофора — проезд закрыт и т.п.), а также рисунки и игровые трафареты на ленточках, имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты, птицы, силуэты животных, круги разного цвета и т.п.). Используются элементы игрового характера, предметы, вводящие ребенка в роль (руль для шофера, «трубочка» для врача, условные предметы питания для повара: булочки, пирожки и т.п., весы и муляжи овощей и фруктов для продавца и т.п.). В конце третьего года жизни дети способны отражать в игре более сложные сюжеты, например: поездка на автобусе всей группой, экскурсия в зоопарк, «скорая помощь» едет к больной кукле, парикмахерская на нашей улице, магазин игрушек и др.

Роль взрослого заключается не только в обеспечении условий развивающей детской среды, но и в руководстве, умении входить в контакт с ребенком, не нарушая его замыслов, не довлея «сверху», а находясь «рядом» в качестве партнера или участника в ролевом взаимодействии.

Ввиду того что ролевая, пусть элементарная в начале года, игра становится для ребенка третьего года жизни ведущей деятельностью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками. Кукольный уголок должен быть обширным с большим количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. Жилая комната, кухня, прачечная, ванная комната дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (холодильник, торшер, ванна с душем, гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т.д.).

В кукольном уголке уже не нужны крупные игрушки в рост ребенка, все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые сюжеты.

Ребенок 2 — 3 лет может уставать от детского общества и нуждается время от времени в отдыхе и уединении. Потому в групповых помещениях необходимо выделить «спокойные» зоны. В условиях дома, как правило, это место под столом, где малыш абонирует себе как бы собственные «апартаменты», унося под стол любимые игрушки. Мальчики строят свой «домик» или «гараж», девочки делают «комнату» для кукол. Малышу необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки.

Уголок отдыха (релаксации) может включать элементы сенсорной комнаты и, как правило, располагается в «стране сказок», содержит элементы визуального воздействия и звуковых эффектов, например «бегущие» огоньки, журчащий фонтанчик. Полезно оформлять это локальное групповое пространство плавным «переходом» в природный уголок, сказочную панораму, экспозицию тематических картин, поделками из природного материала (веточки, шишки, желуди).

Рядом удобно оборудовать уголок книги. В уголке размещаются знакомые, хорошо известные детям книги, не менее двух-трех экземпляров (на случай если такую же книгу захотят взять другие дети). Уголок книги может быть выполнен в виде панорамной стоечки с полочками. Можно использовать хохломской столик со стульчиками, расписной шкафчик с полочками. Над столом может размещаться лампа-бра или спускаться с настенного кронштейна красивый абажурчик. Любовь и бережное отношение к книгам закладывается у малышей именно в этом возрасте.

Малыши в свободное время любят полепить и порисовать. Но указанный вид деятельности проходит в присутствии взрослого, под наблюдением воспитателя. Для этого могут использоваться отдельный столик или размещенные в групповой комнате столы. Для рисования используют специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочками для рисования, восковые мелки. В практике используются и рулонные обои, размещаемые на вращающейся трубке прямо на стене. Желательно рисунки малышей размещать на магнитной доске, укрепляя их безопасными магнитными «кнопками».

Малыши начинают заниматься конструированием, поэтому им необходимы различные конструкторы: настольные и напольные строительные наборы.

Легкий модульный материал разных цветов и размеров нужен для выполнения крупных построек (машина, самолет, корабль). Рядом размещают необходимые для обыгрывания предметы (машины, куклы-матрешки и др.).

Для досугов и развлечений подойдут различные театры. Ребятам показывают сказки, сценки, разыгрывают «в лицах» любимые потешки.

Малыши третьего года жизни очень любят наряжаться. Развивающееся воображение побуждает малышей не только украшать себя перед зеркалом, но и «побыть кем-то». Уголок ряжения лучше обновлять и пополнять в течение года. Уголок ряжения может располагаться рядом с «салоном красоты», «парикмахерской», где на плечиках стойки располагаются театральные костюмы или элементы народного костюма (бусы, ленты, венки, кокошники).

Художественно-эстетические зоны:

природный уголок

♦ картинка по времени года;

♦ живой объект, чуть выше глаз ребенка;

♦ два-три комнатных растения с широкими листьями (фикус, аспидистра-«дружная семейка», бальзамин, герань);

♦ веточки, цветы по сезону;

книжный уголок

♦ предметные картинки;

♦ предметы в действии;

♦ картинки из серии «Мы играем»;

♦ кубики с картинками;

♦ альбомы (овощи, фрукты, транспорт и др.);

♦ книжки (сказки, потешки), книжки-малютки (транспорт, животные и их детеныши);

сенсорный уголок

♦ набор игрушек и пособий на различный цвет (шесть цветов);

♦ матрешки;

♦ бочата-вкладыши по цвету;

♦ вкладыши;

♦ шнуровки;

♦ застежки;

уголок изобразительной деятельности

♦ карандаши;

♦ бумага;

♦ дощечки;

♦ мозаика;

♦ аппликация без наклеивания (платья размером 28—30 см, плоскостные геометрические формы — треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник);

♦ деревянные ложки, дымковская игрушка — во второй половине года;

♦ эстамп или картинка, отражающая деятельность детей;

♦ доска, разделенная на две части (одна — фланелеграф), расположена на уровне глаз детей. Там, где расположен фланелеграф, прикрепляются карманы;

музыкальный уголок

♦ флажки;

♦ погремушки;

♦ султанчики на палочке или кольце;

♦ игрушки озвученные и неозвученные;

♦ шапочки;

♦ неваляшки;

♦ картинки к праздникам;

уголок театрализованной деятельности

♦ настольный, плоскостной театр;

♦ перчаточные куклы, куклы бибабо;

♦ пальчиковый театр;

♦ театр «на кеглях»;

♦ театр на палочках;

♦ театр «заводных игрушек»;

♦ теневой театр (к концу года);

уголок ряжения

♦ аксессуары сказочных персонажей, шапочки;

♦ рисунки-эмблемы на ободочках;

♦ узорчатые цветные воротники;

♦ платочки, кепи, колпачки с колокольчиками (петрушки);

♦ элементы военной и морской формы (фуражка, пилотка, бескозырка с лентами);

физкультурный уголок

♦ гимнастическая стенка или лесенка: высота 1,5 м, ширина 1,3 м, расстояние между перекладинами 16—18 см, диаметр перекладины — 3 см, нижняя перекладина расположена от пола на 15 см, под лесенкой обязательно мягкое покрытие. Стенка используется только под контролем взрослого;

♦ воротики для подлезания и прокатывания;

♦ бревно;

♦ ящики размером 50x50 см, высота бортика — 15 см;

♦ гимнастическая скамейка: длина — 2,5 м, ширина — 20 см, высота — 20—25 см;

♦ ребристая доска: длина — 1,5 м, ширина — 30 см;

♦ веревка — 2,5 м;

♦ клеенчатые дорожки: длина — 1,5—2 м, ширина — 25—30 см;

♦ пластмассовые кубики: 5x5, 10x10;

♦ обручи: круглые — диаметром 55—65 см, плоские — диаметром 40 см;

♦ мешочки с песком разные по весу (50 — 150 — 200 г);

♦ легкие поролоновые шарики для метания вдаль;

♦ разноцветные шары для прокатывания;

♦ мячи резиновые разных размеров 6—8 см, 20—25 см, теннисные;

♦ корзина для мячей диаметром 40—60 см;

♦ гимнастические палки длиной 40 см;

♦ косички с пуговичкой на конце, короткие шнуры длиной 40 см;

♦ флажки, длина палочки — 32 см;

♦ ленточки (султанчики) на ручке от скакалки;

♦ мелкие предметы для разбрасывания;

♦ вертушки;

♦ шапочки для подвижных игр (мишка, зайка, кошка и др.).

Игровая зона:

жилая комната

♦ кровать с набором постельных принадлежностей (матрац, подушка, одеяло, постельное белье, покрывало);

♦ гардероб с одеждой (белье, верхнее платье, сезонная верхняя одежда), соразмерной величине кукол;

♦ посуда алюминиевая, пластмассовая, плоскостная (полный сервиз чайной и столовой посуды: две-три чашки с блюдцами, тарелки, ложки, кастрюли, чайник, сковорода, соразмерные величине кукол и ребенка;

♦ предметы домашнего обихода (телевизор со сменяющимися картинками, телефон, часы, торшер);

♦ коляски, комплект для уборки (щетка, совочек) по размеру кукол, ребенка;

♦ стол, стулья;

♦ мягкая мебель (диван, кресла);

♦ комплект для уборки (пылесос, щетка, совок);

кухня

♦ полочка с посудой;

♦ вырезанные ножички, ложечки;

♦ холодильник с набором продуктов;

♦ набор кухонной посуды;

♦ набор овощей и фруктов;

♦ сумочки, фартучки;

прачечная

♦ стиральная машина;

♦ гладильная доска;

♦ утюжки (3—4 шт.);

♦ ванночка с атрибутами (губку не даем);

уголок доктора

♦ кушетка;

♦ ростомер;

♦ фонендоскоп;

♦ аптечка с градусниками, горчичниками;

♦ халатики;

салон красоты (можно размещать рядом с уголком ряжения)

♦ зеркало;

♦ пелеринки;

♦ тумбочка;

♦ расчески (с нарисованными зубцами);

♦ флакончики (небьющиеся);

♦ бантики по цвету;

уголок шофера

♦ крупный строитель;

♦ двигатели;

♦ деревянные, пластмассовые грузовые и легковые машины среднего размера на веревочках;

♦ кабины на завязках (крючках), вырезанные из картона;

♦ мелкие машины;

♦ инерционные машины;

♦ атрибуты;

♦ транспорт: автобус, самолет, пароход, поезд;

♦ набор инструментов: гаечный ключ, молоток, шлаг, насос и др.;

зоопарк

♦ вольер из крупного строителя;

♦ фигурки знакомых животных;

магазин

♦ сумочки, продуктовые корзины;

♦ муляжи-продукты;

предметы труда (размещают в раздевальной комнате)

♦ лопатки;

♦ грабли;

♦ наборы формочек для игр с песком, снегом, водой;

игрушки

♦ куклы размером от 7—10 до 25—35 см, с нарисованными глазами, подвижными частями тела (руками, ногами, головой), изображающие мальчиков и девочек;

♦ куклы-голыши, которых можно купать, пеленать, одевать, желательно иметь несколько кукол с тканевым туловищем и конечностями;

♦ заводные, шагающие, танцующие куклы (для использования на занятиях);

♦ дидактическая кукла, экипированная полным набором верхней одежды и белья (чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их);

♦ животные и их детеныши: корова с теленком, лошадь с жеребенком, собака со щенком, кошка с котенком, выполненные из папье-маше, дерева в объемном и плоскостном изображении;

♦ детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, медвежонок, зайчонок, слоненок (размером 30—40 см, выполненные в реалистическом образе или имитированные под ребенка, одетые в платье, штанишки, шапочку и др.), мягконабивные, покрытые пушистой тканью;

♦ персонажи знакомых сказок: лисичка-сестричка, зайчик-по- бегайчик, лягушка-квакушка и другие узнаваемые образы, имитированные под человека, в русских и других национальных одеждах;

♦ птицы, рыбы разного размера;

♦ петушок, курочка с цыплятами, уточка с утятами, козлята, ягнята и др. в реалистическом изображении и на платформе с колесами (игрушки-каталки);

♦ рыбки размером 5—15 см, держащиеся на плаву, используемые для игр с водой;

♦ домашние и дикие животные размером 5—15 см из резины для игр (сюжетно-ролевых и строительных);

♦ лошадка на палочке, лошадь-качалка или на платформе.