Дом из бросового материала старшая группа конспект. Конспект НОД

Конспект игры-занятия со строительным материалом раннего возраста

Тема : «Башня»

Цель: Учить строить башню из кубиков, накладывать кубик на кубик.

Задачи:

Побуждать к конструированию.

Приобщать к созданию простейших построек.

Развивать мелкую моторику.

Учить удерживать внимание.

Активизировать пассивный и активный словарь детей (возьми, сделай, поставь дом, посади кошечку на домик.

Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

Игровая мотивация : В гости кошечка пришла.

Материал: Кубики одного размера на каждого ребенка, игрушка - кошка.

  1. Организационный этап :

Сюрпризный момент. В гости приходит кошечка и рассказывает детям историю, как она заблудилась и потеряла свой дом. Воспитатель предлагает детям построит ей дом - башню.

Песенка кошечка (воспитатель побуждает детей к конструированию).

«Серенькая кошечка, села на окошечко,

Хвостиком махала, песню напевала.

Мяу-мяу-мяу»

Давайте построим домик для кошечки.

2.Основной этап:

На виду у малыша воспитатель строит домик в замедленном темпе, комментируя при этом свои действия:

« Тили-бом, тили-бом.

Вот построили мы дом»

Воспитатель поставит наверх домика кошку.

Прочитает стишок: «Кто на домике сидит,

И на нас с тобой глядит

Кто пищит

Мяу-мяу говорит».

3.Демонстрационный этап:

Параллельная постройка.

Воспитатель стоит, а ребёнок вам подражает, строит рядом.

Взять кубик предложить ребенку взять такой же:

«У меня кубик и у тебя кубик. Положи кубик на стол. Возьми еще кубик. Положи кубик на кубик». Важно: Если у ребенка не получается, используйте меру помощи « Рука в руке»

Положите свою ладонь на руку малыша, помогая ему с вверху обхватить кубик и поставить кубик туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

Выполнения поручения:

Предложить ребёнку построить дом воспитатель может немного помочь.

4.Заключительный этап:

Выполнения двух последовательных действий: «Построй дом и посади на дом кошечку».

Еще лет десять назад виртуальная реальность казалась технологией из области фантастики. Сегодня это общедоступное явление, которым пользуется около половины жителей земного шара. Например, обсуждая строительство нового дома, не обязательно рисовать…

КОНСПЕКТ НОД ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Грузовик»


Цель:
Формировать представления детей о разных видах транспорта, через один из способов конструирования, способствующего развитию творческих способностей у дошкольников.

Задачи:
Образовательные:

Расширять представления о специальных машинах и их значении в жизни человека.

Знакомить детей с приёмами конструирования из бросового материала (спичечные коробки).

Создание условий для формирования исследовательских умений у детей.

Учить анализировать свою деятельность.

Учить создавать модели транспорта по схеме.

Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Развивающие :

- Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение

Развивать у детей интерес к конструированию.

Умение работать по чертежу.

Воспитательные:

Формировать умение и желание доводить дело до конца.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал:

Демонстрационный: Слайды с изображением различных видов транспорта, большой игрушечный грузовик, грузовик из спичечных коробков.

Раздаточный: Спичечные коробки, клей ПВА, кисти, салфетки, ножницы, цветная бумага, наклейки, схема поделки – грузовика.


Предварительная работа:

Загадки о транспорте, рассматривание слайдов, картинок, беседы с детьми, просмотр видеороликов по сборке машин.

Загадки:

В городах глубокой ночью

Спят автобус и трамвай.

Если транспорт нужен срочно –

Ты машину вызывай.

Та приедет: "Я свободна!

Довезу куда угодно!" (Такси)

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе. (Автобусы)

Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой. (Самолет)

Я хорошая машина,

Резво еду без бензина.

Увезу в любые дали,

Только ты крути педали. (Велосипед)

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок. (Грузовик)

По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед. (Поезд)

Старый пароход не зря

Дедом я зову.

Через реки и моря -

Всюду проплыву.

А по Волге, вверх и вниз,

Отвезу я вас в круиз. (Теплоход)

Беседа о транспорте:

Ребята какие виды транспорта прозвучали в загадках? (водный, воздушный, наземный).

Какие специальные машины вы знаете? (полиция, пожарная, служебные и тд.)

- Что перевозят на мащинах?

- На каких машинах перевозят людей?

- Какие марки автобусов и легковых машин вы знаете?

- Назовите основные части автомобиля.

- Кто управляет автомобилем?

Ход НОД:

Воспитатель:

Весь день по дорогам спешат большие грузовики и легковые автомобили: «Волга», «Запорожец», «Нива» и развозят пассажиров. Светло -жёлтая грузовая машина с цистерной везёт молоко из деревни в город. Этим молоком можно напоить много ребят. Фургоны, на которых написано «ХЛЕБ», «МЯСО», доставляют продовольственные товары в магазины и детские сады. Машина «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» спешит к больному. Огромные грузовики везут сырьё на фабрики и заводы, строительные материалы - на стройку. Товары развозят также поезда, суда и самолёты. Но поезд привезёт товары только на железно-дорожную станцию, судно - в порт, самолёт - на аэродром, а дальше? А оттуда товары перевозят грузовые автомашины.

(Показ модели -грузовика, который будут делать дети на занятии).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ:

Ребятам предлагаются чертежи, на которых изображена последовательность конструирования грузовых автомобилей из спичечных коробков. Дети рассматривают чертежи, анализируют конструкцию и выбирают нужный материал для конструирования транспорта, садятся выполнять работу. Педагог помогает затрудняющимся детям советом.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ГРУЗОВИКА:

Склеивание кузова грузовика (из спичечных коробков)

Приклеить кузов к кабине

Вырезать и приклеить колеса

Приклеить наклейки

Воспитатель предлагает вспомнить правила дорожного движения и составить небольшой рассказ о своей модели грузовика.

Организовать выставку моделей «Мой грузовик».


Е.А.Вялова

М.В.Сарычева

Г Муравленко


Давыдова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: конспект НОД по конструированию из бросового материала для детей старшей группы
Тема: "Водный транспорт"
Дата публикации: 17.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по конструированию из бросового материала для детей

старшей группы «Водный транспорт»

Цель.

транспорт;

самостоятельно изготовить кораблик.

Задачи. Учить детей из природного материала мастерить простейшие поделки,

последовательно, аккуратно соединять готовые детали; обыгрывать их.

Закрепить знание формы треугольника.

Воспитывать умение и желание вежливо обращаться к окружающим, помогать им.

Материал: игрушки (плот, лодка, катер, корабль), 2 таза с водой;

на каждого ребенка скорлупа от грецкого ореха, деревянная палочка, парус (вырезанный из

цветной бумаги треугольник), пластилин, доска, салфетка, тарелочка, маленькие наклейки.

Ход. Воспитатель обращает внимание детей на стол где стоят игрушки: плот, лодка,

посмотрите,

называют

транспорт, при затруднении воспитатель помогает). Обобщает ответы детей «Плот, лодка,

катер, корабль - это все водный транспорт. Самым первым был изобретен плот (читает

стихотворение), затем лодка, люди стали строить корабли для перевоза людей, груза, для

ловли рыб, военные корабли для охраны нашей границы.

Если много бревен взять,

Очень крепко их связать,

Плот получится надежный,

А на нем и плавать можно!

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

Рассматривание кораблика, из каких деталей состоит (борт, нос, дно, парус).

Воспитатель

геометрическую

парус?» (Треугольник, есть три угла, три стороны).

Воспитатель. «Ребята, а вы хотите поиграть с корабликом? (Да.) Толька как мы

будем играть, вас много, а он один. (Ответы детей.) Я предлагаю каждому сделать такой

кораблик.

Мастерская

находиться

поплывем

теплоходе».

Игра «Теплоход» Координация речи с движением.

От зеленого причала оттолкнулся теплоход. (Шаг вперед, руки опущены.)

Раз, два –

Он назад шагнул сначала. (Два шага назад.)

А потом шагнул вперед - (Два шага вперед.)

Раз, два –

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. (Руки вытянуты вперед и сомкнуты –

это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками. Дети произносят звук ы-ы-ы-)

Затем воспитатель предлагает детям

сесть за столы, показывает и объясняет

последовательность соединения деталей. Дети самостоятельно работают.

Оценка детских работ.

Игра «Капитаны» Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Дети сидят большим полукругом в центре два маленьких стола, на каждом стоит

таз с водой. Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в

другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него

дуть не торопясь, вытягивая губы трубочкой но, не надувая щек. Кораблик двигается

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении

игры капитаны меняются. Каждый ребенок играет со своим корабликом. Чей кораблик

доплыл до назначенного места, получает наклейку.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Людмила Викторовна Куцакова

Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой


Людмила Викторовна Куцакова – высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).

При разработке данного материала использовались исследования H. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)

Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц проводится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.

Конспекты занятий

Тема 1. Дома

Цель. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.

Материал. Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо другой, соответствующий возрасту детей).


Ход работы

Работа с иллюстрацией «Карта Формандии». Введите детей в игровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Формадор, на котором находится страна Формандия. Столица страны – город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на карте (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объясните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).

Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Предложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Формадонии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на самолете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.

Рис. 1


Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии». Познакомьте детей с жителями столицы – формадонцами, расскажите, чем они занимаются (рис. 2, 3, 4).

Педагог. Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по отношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называются прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи у реки? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4


Предложите детям помочь жителям Формадонии спроектировать красивые, удобные дома и затем построить их.

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные дома. Рассмотрите их с детьми разные; проанализируйте, из каких частей построены фундамент, стены, крыши, надстройки; этажность, количество окон, крылечек, оформление домов и т. д.

Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 5) и смоделировать из них фасады домов, а затем построить дома из строительного материала. Обратите внимание детей на на, что дома должны быть объемными, что к фасадам необходимо пристроить еще три стены и соорудить крыши.

По окончании строительства проанализируйте детские постройки, сличите их с плоскостными моделями; обратите внимание ребят на то, какой красивый получился городок; предложите оформить постройки дополнительными материалами (деревьями, цветочками и пр.) и поиграть. Не забудьте предложить детям убрать в свои конверты геометрические фигуры, чтобы использовать их в дальнейшем.

Организуйте конструирование различных домов из конструкторов «Л его-Д акта». Побуждайте детей строить по условиям: «Построй трехэтажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объясняйте, показывайте способы конструирования, давайте советы по совершенствованию конструкций. Поощряйте экспериментирование.

Рис. 5


Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.

Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изображений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что пространственные взаимоотношения частей построек не зависят от их положения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предлагается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».

Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план – это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т. д.).

Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т. д.).


Советы воспитателю

Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план – это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделирование геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объединяя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся обходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать пространство для нее.

Игра «Отбери детали». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изображены строительные детали, которые используются для их конструирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4–5 штук каждого вида) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.

Игра «Башни». Сооружение высоких башен из конструкторов «Лего-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».


Ключевые слова

Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.

Рис. 6

Тема 2. Машины

Цель. Формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании; формировать представление о колесах и осях, о способах их крепления.

Материал. Фломастеры, ножницы, геометрические фигуры, простые карандаши, ластики, коробочки, строительный материал, набор «Инструменты Лего-Дупло» или другие конструкторы.


Ход работы

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные машины. Рассмотрите их с детьми, определите их назначение, выделите зависимость их строения от способа использования.

Предложите детям смоделировать и сконструировать для жителей Формандии различные необходимые им машины.

Игра «Из волшебных полосок». Предложите ребятам вырезать предлагаемые полоски (рис. 7), разрезать их по разметкам и выложить из получившихся фигурок различные машины (сначала по предлагаемым расчлененным, затем по контурным схемам, а затем придумать свои модели) (рис. 8, 9, 10). По окончании игры предложите ребятам сложить фигуры в коробочки.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10


Предложите детям создать схемы машин с образцов построек. Соорудите 3–4 варианта несложных машин и предложите детям выложить их изображения (вид сбоку) из геометрических фигур, а затем обвести фигуры, чтобы получилась нерасчлененная (контурная) схема машины.

Предложите детям придумать и нарисовать на экране компьютера (рис. 11) по клеточкам расчлененные схемы машин, а затем сконструировать смоделированные машины из строительного материала. Проанализируйте постройки с позиции их схожести со схемами.

Рис. 11


Предложите детям для конструирования машин конструкторы и дайте возможность применить в работе имеющиеся знания и представления о транспортных средствах. Пусть дети придумают свои машины.

Организуйте конструирование на темы «Спортивные машины», «Для игры в гонки». Дайте ребятам возможность продемонстрировать свои конструкции в действии, рассказать о них.


Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов; в преобразовании построек по условиям («Перестрой машину в панелевоз (бензовоз, машину для перевозки леса, труб и пр.)», «Построй машину для перевозки мебели (контейнеров, блоков и др. грузов», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сторону (к углу стола, от тебя, к тебе и т. д.)»). Упражняйте детей в предварительной зарисовке машин перед их конструированием.

Игра «Что изменилось?». Предложите детям внимательно посмотреть на сооруженную машину затем закрыть глаза или отвернуться. Произведите в постройке незначительное преобразование и предложите ребятам угадать, что в ней изменилось.

Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую модель из конструктора. Затем все дети угадывают, у кого что получилось и где это можно применить.

Игра «Дострой конструкцию». Один ребенок начинает собирать модель, передает ее другому ребенку, тот продолжает сборку и т. д. Затем дети обсуждают, что получилось. Играть дети могут парами и группами.


Ключевые слова

Моделирование, контурная схема, расчлененная схема.

Тема 3. Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции

Цель. Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр.); формировать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек; развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения; формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки.

Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».


Ход работы

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные летательные аппараты. Рассмотрите и проанализируйте их с детьми. Предложите им сконструировать для формандцев разные самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции.

Работа с иллюстрацией «Летательные аппараты». Дайте детям задание по плоскостному моделированию из геометрических фигур. Сначала дети моделируют летательные аппараты по предложенным схемам (рис. 12), затем придумывают свои модели.

Работа с иллюстрацией «Космические корабли и станции». Рассмотрите с детьми изображения космических кораблей и станций (рис. 13), спросите: «Сколько космических кораблей и станций изображено на картинке? Найдите одинаковые. Покажите станции, у которых носы одинаковой формы».

Рис. 12


Предложите детям придумать и смоделировать из геометрических фигур различные космические корабли и станции.

Игра «Поиграем с компьютером». Попросите детей нарисовать по представлению схемы будущих конструкций летательной техники (по клеточкам) (рис. 11). (Обучение построению графических моделей может быть организовано на настоящих компьютерах.) Предложите им отобрать для воплощения в конструировании своих идей любые строительные материалы и конструкторы.

Рис. 13


По окончании работы проанализируйте постройки с позиции схожести с «конструкторскими проектами». Пусть дети продемонстрируют свои постройки и расскажут о том, как сооружали их; придумают истории о них.


Игровые задания

Развивайте способности детей к моделированию и конструированию; упражняйте в построении планов, схем, чертежей для строительства;

способствуйте развитию экспериментирования и изобретательства; упражняйте детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам; в совместном конструировании («Аэродром», «Космодром»), в умении строить по условиям («Построй ракету, на которой можно вывести груз на орбиту космической станции, и перегрузи на нее груз»).

Игра «Поиграем с компьютером». Предложите ребятам построить с помощью «компьютера» (рис. 11) (или настоящего компьютера) чертеж ограждения для космодрома (дети должны стереть предыдущее изображение и разделить экран пополам – по горизонтали – чертой).

Соорудите несколько ограждений на столе (рис. 14). Пусть дети выберут любое ограждение и изобразят на экране компьютера (по клеточкам) вид постройки спереди (на нижней части) и вид сверху (на верхней части).

Игра «Сложи фигуру». Предложите детям вырезать любую геометрическую фигуру и разрезать ее на несколько разных по размеру и форме частей. Затем дети снова собирают исходную фигуру из частей, снова разбирают и приступают к созданию из фигур различных образов. Дайте детям возможность самостоятельно установить закономерности: чем больше частей, тем труднее сложить исходную фигуру, но зато можно придумать больше образов. Усложните задание, предложив ребятам поменяться фигурами.

Игра «Построй такую же». Один ребенок строит модель самолета из конструктора, демонстрирует ее, а затем прячет. Остальные дети воспроизводят модель.


Ключевые слова

Чертеж, вид спереди, вид сверху.

Рис. 14

Тема 4. Роботы

Цель. Упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию, понятливость; умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла, внимание, сосредоточенность; формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве.

Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы.


Ход работы

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные роботы. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение роботов. Предложите смастерить роботов для формандцев (для оказания им помощи в умственном и физическом труде).

Работа с иллюстрацией «Роботы». Рассмотрите с детьми картинку с роботами (рис. 15) и проанализируйте ее.

Рис. 15


Педагог . На какие строительные детали похожи части роботов? Сколько роботов изображено на картинке? Найдите роботов, собранных из одинакового количества деталей. Найдите двух одинаковых роботов. Покажите роботов, которых можно (нельзя) построить из данных деталей, и объясните почему.

Предложите детям смоделировать разных роботов из геометрических фигур, раскладывая их на бумаге; обвести фигуры фломастерами и получить контурные схемы роботов, затем расчленить их, конкретизировать. Затрудняющимся детям предложите соорудить такого робота из строительного материала и сделать чертеж с данного образца постройки.


Советы воспитателю

Соберите детские работы и оформите из них пособие по плоскостному моделированию «Роботы». Предлагайте его детям для игр.

Игра «Поиграем с компьютером». Предложите детям сделать чертеж робота с аксонометрического чертежа (рис. 16): «Рассмотрите изображение, проанализируйте его. Изобразите его вид спереди в левом нижнем квадрате экрана, вид сбоку в левом верхнем, вид сверху в правом верхнем». Предложите им выбрать строительный материал или конструкторы и сконструировать роботов по своему замыслу.

Рис. 16

Рис. 17


При анализе детских работ обратите внимание на оригинальность решений и на то, какие функции могут выполнять изображенные роботы.


Игровые задания

Развивайте конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности, являющейся основой интеллектуального развития (удовлетворение от умственной деятельности, стремление к выполнению заданий познавательного характера, творческая активность). Упражняйте детей в конструировании из строительных наборов, конструкторов «Лего» и др. по замыслу, по условиям, по темам («Космическая станции», «Планета Венера»), по готовым планам, чертежам, рисункам, схемам; в самостоятельном построении объектов, строительстве по условиям («Построй робота, похожего на человека (на собачку, на паука, на Чудо-юдо и т. д.)»), сборке конструкций по изображениям объемных моделей. Упражняйте в анализе построек; уточняйте представления детей о геометрических фигурах и телах.

Работа с иллюстрацией. Рассмотрите с детьми модели (рис. 17), проанализируйте, предложите соорудить по ним постройки, посоветуйте начать с наиболее простых моделей, изображенных в первом ряду.

Работа с иллюстрацией «Строительные детали». Дети раскрашивают детали карандашами в разные цвета (рис. 18).

Педагог . Рассмотрите строительные детали, изображенные на картинке, найдите и назовите одинаковые по форме детали. Найдите детали, одинаковые по форме, цвету, величине. Покажите детали, одинаковые по форме, но расположенные по-разному. Найдите детали, одинаковые по форме и величине. Покажите детали, которые изображены в таком положении, в котором они не могут стоять на столе.

Рис. 18


Игра «Поиграем с компьютером». На иллюстрации (рис. 19) изображены разные многоугольники.

Педагог. Рассмотрите и сосчитайте фигуры. Почему эти фигуры называют многоугольниками? Сколько углов у этого многоугольника? Покажите фигуру у которой углов больше, чем у других фигур. Найдете многоугольник, у которого угол направлен внутрь. Нарисуйте фигуру, у которой три угла (четыре угла, нет углов).

Обратите внимание детей на три фигуры, у которых углы выделены толстыми линиями. Спросите: «Одинаковые углы или разные?». Предложите нарисовать такие углы и запомнить, какой угол называется прямым (острым, тупым). Нарисуйте ромб. Обратите внимание детей на то, что у этой геометрической фигуры два тупых и два острых угла.

Игра «Придумай робота». Предложите детям придумать и нарисовать роботов, используя при этом все знакомые им геометрические фигуры.

Игра «Сконструируй робота по памяти». Один ребенок конструирует робота из конструктора, предлагает рассмотреть его в течение 1 минуты, затем прячет. Остальные дети должны собрать такого же робота.


Ключевые слова

Вид сбоку, объемная модель, многоугольник, ромб; прямой, острый, тупой угол.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Разработала: Федотова Любовь Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №399 комбинированного вида» г.о. Самара

Цели: расширять представление детей о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов, умении самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их. Учить договариваться и делать дело сообща.

Задачи:

Образовательные: Формирование умения у детей анализировать схему постройки, выделяя её части, планировать этапы создания постройки, самостоятельно подбирая необходимый строительный материал. Расширение представлений о мире взрослых.

Развивающие: Развитие конструктивных умений и навыков в сооружении красивых, прочных, устойчивых построек. Развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности.

Воспитательные: Воспитание аккуратности, самостоятельности, культуры речевого общения со сверстниками. Поощрять умение планировать свою деятельность. Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Предварительная работа: Дидактические игры «Чудесный мешочек» , «Построй по схеме» , индивидуальная работа по конструированию, заучивание стихотворения.

Программное содержание: расширять представление детей о мостах, их строении, назначении; упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конструкторские навыки; учить подбирать детали, используя схемы.

Материал: строительный материал, деревья, фигурки, ткань, машины, игрушка Буратино, фарфоровая кукла Мальвина

Интеграция: познание, безопасность, конструирование.

Словарь: мостостроители, мостик, мосток, опоры, скаты, полотно.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, сюрпризный момент-появление куклы Буратино, загадка, вопросы, рассматривание, практическая деятельность, исследовательская деятельность, поисково-игровая деятельность.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Соединить столы и разложить на них «реку» (полоска голубой ленты)

Ход занятия:

1 часть. Организационно-мотивационная

Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:

Если речка широка,
И крутые берега,
Чтоб до цели вам добраться,
И сухим, притом остаться,

Вам не нужен самолёт,
Вертолёт и луноход.
Ведь ответ загадки прост:
Через речку строят …

Дети: Мост.

Воспитатель –Правильно. Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.

2 часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации

Сюрпризный момент. Появление Буратино, раздается стук в дверь.

Воспитатель – Посмотрите, кто к нам в гости пришёл! Здравствуй, Буратино, проходи.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Буратино – Я не в гости пришел, я к вам за помощью пришел.

Воспитатель – Что случилось?

Буратино – У нас в городке был очень сильный ветер, даже ураган. И он сломал все на своем ходу. И теперь мы – очень страдаем от этого: как нам перейти с одного берега реки на другой, как через железную дорогу переехать машинам, как перейти через овраг? И самое главное как вообще восстановить эти мосты? Ведь на другом берегу, совсем одна осталась Мальвина. Нам необходимо ее вернуть в наш город.

Воспитатель – Ребята, как вы думаете, как может помочь Буратино Мальвине вернуться домой? Кто помнит, как появился Буратино в сказке?

(ответы детей)

Воспитатель- правильно, Буратино в сказке деревянный, а мы с вами знаем свойство дерева-оно не тонет в воде. Буратино мог бы переплыть реку и помочь вернуться Мальвине, но наш Буратино совсем не деревянный, а из ткани.

Буратино- Да, даже, сели б я был деревянный, то не смог бы обойтись без вашей помощи, ведь река на столько широка и глубока, что, боюсь, не хватило моих сил добраться.

Воспитатель-Ребята, ну что? Поможем Буратино?

Воспитатель – Да, Буратино, дети действительно смогут помочь тебе, мы уже учились с ними строить мосты. Они и тебя научат. Ты только будь очень внимательным.

Буратино – Хорошо, я буду очень внимательным, спасибо вам!

Загадываю детям загадку: «Я над речкою лежу, оба берега держу» (мост) Предлагаю ответить на вопрос: Одинаковые ли мосты строятся? (разные: высокие-низкие, широкие-узкие, длинные-короткие) .

Сегодня вы все строители, но не просто строители, а мостостроители, которые построят разные мосты.

Буратино: Тогда отгадайте сначала мою загадку:

Чтоб преграду одолеть,
Чтобы вовремя поспеть,
Чтобы речку обмануть,
Через нее перешагнуть.

Мастер так решил вопрос:
Он через речку сделал…
Ответы детей: мост.
В-ль: Правильно. Так, что такое мост и для чего он нужен?

Ответы детей.

В-ль: Все вы ответили правильно – мост – это сооружение, возведенное через какое – либо препятствие (реку, обрыв) . Кстати, мост – это одно из древнейших изобретений человечества.

Давайте посмотрим, какие бывают мосты - обращает внимание детей на доску –показ картинок о разнообразных мостах (разводной мост, железнодорожный мост и т.д.)

В-ль: И сегодня каждый из вас будет строить мост. Но, сначала мы поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?»

Мост для автомобилей – мост какой? – Мост для автомобилей автомобильный
Мост для транспорта – Мост для транспорта транспортный
Мост для железной дороги – Мост для железной дороги железно - дорожный
Мост для пешеходов – Мост для пешеходов пешеходный

Мост из бетона – Мост из бетонабетонный
Мост из металла – Мост из металла металлический
Мост из дерева – Мост из дерева деревянный
Мост изо льда – Мост изо льда ледяной

Мост из кирпича – Мост из кирпича кирпичный
Мост из камня - Мост из камня каменный

В-ль: Молодцы. Строить вы будете пешеходный деревянный мост из строительных деталей. А перед строительством нужно вспомнить, какие бывают строительные детали и как они выглядят.

Проводится игра «Узнай деталь» (по типу «чудесный мешочек» ) .

В-ль: Молодцы, все детали вы назвали. А как вы думаете, какие части есть у пешеходного моста?

Ответы детей.

В-ль: Правильно, у пешеходного моста должны быть опоры, перекрытие, ступеньки, перила. Теперь можно и к постройке моста приступить.

Физминутка «Буратино»

3 часть. Самостоятельная творческая деятельность

Мы с вами узнали какие бывают мосты, а сейчас предлагаю стать строителями.

Я предлагаю вам разбиться на группы, договориться между собой, какой мост будете строить. Необходимо построить мосты через реку, чтобы спасти Мальвину (фарфоровая кукла) .

В-ль: Чтобы построить мост, строителям нужна схема или план, я предлагаю вам схемы. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, сколько деталей и каких?

Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в группе, кто, что будет строить.

В-ель: А теперь подберите строительный материал к этой схеме и начинайте постройку.

В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции) .

В-ль – Прежде чем начать строить мост, Буратино, послушай, что необходимо знать. Тебе сейчас ребята расскажут. Расскажем Буратино?

Дети – Да!

Воспитатель – Какие бывают мосты по назначению?

Дети – Мосты бывают пешеходные, автомобильные, мосты по которым едут машины и идут пешеходы.

Воспитатель – Назовите части моста.

Дети – Опоры, перекрытия, спуски.

Воспитатель – Какая самая главная часть?

Дети – Самая главная часть у моста – опоры.

Воспитатель – Почему?

Дети – От опор зависит, какой будет мост: высокий или низкий, широкий или узкий.

Воспитатель – А еще опоры должны быть очень прочными, ведь они должны удерживать всю конструкцию моста, людей и транспорт, который по нему передвигается. Поэтому из каких деталей лучше строить опоры?

Дети – Строить опоры лучше из брусков, больших цилиндров.

Воспитатель – Правильно, это должны быть устойчивые детали. У пешеходных мостов какие могут быть спуски?

Дети – Ступеньки.

Воспитатель – Молодцы, ребята. А еще, Буратино, у мостов обязательно бывают перила, а если это пешеходный и автомобильный мост – бордюры, которые разделяют проезжую часть и пешеходную. Да, ребята?

Буратино – Ой, ребята, кажется, я запутался!

Воспитатель – Не переживай, мы тебе сейчас сделаем модель моста, чтобы ты лучше понял и запомнил.

Дети – Да!

Двое детей моделируют пешеходный мост со ступеньками и автомобильный мост.

Воспитатель – Покажите опоры… перекрытия… спуски. С чего начнем строить мост? Запомнил?

Буратино- Запомнил. Спасибо! Теперь я точно не забуду!

Воспитатель – Что-то мы, ребята, засиделись с вами. Вставайте в круг сделаем зарядку.

Физкультминутка

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)

Наши тело отдыхает, упражнение выполняет. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами)

А теперь глаза откроем, через ресьсы мост построим. (Открываем глаза, руками рисуем мост)

Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Указательным пальцем рисуем букву У)

Руки поднимем высоко, и опустим вниз легко. (Руки поднимаем вверх, опускаем вниз)

Вправо, влево повернем. (Повороты туловища вправо- влево, руки на поясе)

Мостик строить вновь начнем.
Дети строят мосты.
-Виолетта, прочти стихотворение
«Это куколка моя

по мосту шагает,
Всем прохожим она
Дорогу найти помогает»
- Денис, прочти стихотворение:

«Красная машина по дороге мчится,
Ей на место поскорей надо появиться.
Там огня необходимо погасить лавину,
Все зовут пожарной красную машину.»

А теперь надо показать Буратино, как надо пользоваться мостами. Для этого у нас есть отдельный стол, где находятся машины для автомобильных мостов и новые жители, которые будут ходить по пешеходному мосту. А вы им покажите.

Дети размещают фигурки жителей острова и машины.

Вы молодцы, справились с заданием. Буратино и Жители острова вам благодарны.

Воспитатель – Буратино, ты запомнил, как надо строить мосты?

Буратино – Да, спасибо вам, ребята, теперь я точно все запомнил, но чертежи я заберу с собой! А теперь мне надо бежать, меня заждалась Мальвина! До свидания!

Воспитатель – Я тебя провожу, Буратино, а вы, ребята, следуйте за нами, Берите машины, жителей Острова и пойдемте играть. Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и помогли Буратино.

Вот вы и стали мостостроителями. Понравилось вам строить разные мосты?

А теперь поиграем все вместе.

4 часть. Итог совместной деятельности

Рефлексия:

Воспитатель: У моста есть опоры, чтоб стоять (показывает) ,
Есть пролёты, чтоб держать (показывает) ,
Есть решётки, чтобы в воду
Не свалиться пешеходу (показывает) .

Свободная деятельность детей.

Расставление готовых изделий для игры.

Воспитатель: Расскажите мне, что вы построили?

Ответы детей

Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось?

Воспитатель: Вам понравилось быть строителями?

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется?

Дети: поиграть.

Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру. Для перехода к сюжетной ролевой игры можно предложить достроить около моста дома, предприятия и т.д.. т. е обустроить территорию вокруг или около моста.

Литература:

  1. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада/Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982.
  2. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Куцакова Л. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. -М.: Мозаика-синтез, 2010.