Духовно-нравственные традиции семейного воспитания. Традиции этикета в мировой культуре Морально этические традиции

Марина Вишнякова
Духовно-нравственные традиции семейного воспитания

Трудно найти человека, который не жаловался бы на юное поколение. Очень многое в нашей юности и юности наших друзей трудно соотнести с ценностями нынешней молодежи. При этом в современной психолого-педагогической литературе предлагается множество подходов (японское воспитание , американская толерантность и отсутствие «давления» (ребенок не должен вырасти закомплексованным и зажатым, отечественные психологи тоже дают советы, общаться с ребенком КАК). Мы можем найти массу советов, как поступать в той или иной ситуации, но конфликт не разрешается, а продолжает углубляться. Почему? Готовые инструкции отучают вникать в суть, отучают жить своим умом и сердцем и, оторванные от традиций воспитания , оказываются несостоятельными. А традиции эти – это традиции христианской культуры, которая являлась основой жизни множества поколений в течение тысячи лет.

Рассмотрим этапы развития личности ребенка.

От рождения до трех лет

1. Мир состоит из своих и чужих. Свои – это узкий круг родственников. Если представление «свой – чужой» не усвоено, развитие ребенка в будущем будет идти неправильно. Чтобы ребенок научился привязываться к кому-то всем сердцем, до трех лет он должен сначала привязаться к своей матери. Сейчас все больше людей, для которых семья не представляет ценности. Человек, усвоив в детстве картину мира, где все равны, где всегда много новых людей, будет скучать в семье, для него даже случайные приятели и семья будут одинаково интересны.

2. Мир состоит из мужчин и женщин. С 4 лет мальчики усваивают мужской тип поведения и начинают впитывать прежде всего те знания, которые понадобятся ему как мужчине. В настоящее время грань между мужским и женским поведением все более размывается. (тетя – дядя, стиль «уни-секс» ). Поведение мужского типа формируется под влиянием образа отца-хозяина, главы семейства , отца-умельца, который все умеет делать своими руками. А женственное поведение явно говорит о большом влиянии матери, которая хочет, чтобы ее ребенок был самым красивым и самым аккуратным, а не самым сильным и сноровистым, как этого хотят отцы. В этом возрасте ребенок, наблюдая за отцом и матерью, бабушкой и дедушкой, создает свои представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной, как надо относится к детям. Даже если супруги расходятся, когда ребенку всего 4-5 лет, он уже успел усвоить образец для подражания в своей будущей семье.

От трех до семи лет

Главная задача этого периода – освоение и усвоение мужского и женского поведения через игры. На предыдущем этапе дети сформировали свои представления о мужчинах и женщинах, теперь они пробуют быть ими, правда, пока в игровой форме. Важной особенностью этого периода является то, что мальчики для получения мужского воспитания должны переходить на воспитание к мужчине – отцу или деду. В древности в княжеских семьях воспитанием мальчика занимался «дядька» , позднее – гувернеры. Находим множество примеров в художественной литературе. Мужчину должен воспитывать мужчина . На этом этапе мальчик должен усвоить следующие черты настоящего мужчины :

Защитник, воин, герой. Все это ребенок осваивает, играя в войну, в богатырей, воюя с врагами. При этом ребенку необходимо предлагать образы и идеалы родной культуры и истории. Для правильного воспитания мальчики должны иметь примеры для подражания, стремиться быть героями. Эти образы родители должны прививать чтением былинных сказок, показом старых советских мультфильмов, военных фильмов, которые остаются в душе ребенка. К сожалению, сегодня такими героями становятся персонажи компьютерных игр, которые героями в привычном понимании этого слова и не являются.

Хозяин, кормилец, помощник. Мужчина должен быть трудолюбив, он должен кормить семью. Важно, чтобы именно в этом возрасте ребенок выполнял какую-то работу по дому. Если в этом возрасте ребенок не приучится трудиться, то лень будет чертой его характера. Хозяйское отношение к дому ребенок впитывает только через совместную работу с отцом. В реальной жизни ребенок не имеет такой возможности по причине, скажем откровенно, некоторой пассивности отцов. Современный индустриальный уклад жизни, потеря хозяйского отношения (наемничество) не способствуют формированию ответственного отношения к жизни. Никто не призывает возвращаться к натуральному хозяйству, но, восхищаясь достижениями цивилизации, необходимо помнить о том, чем приходиться платить за эти достижения.

Строитель, умелец. Мальчик должен научиться самостоятельно что-нибудь выдумывать, творить и, наконец, доводить свои замыслы до конца. Современные дети завалены готовыми игрушками. Взрослые наивно думают, что чем сложнее и интереснее игрушка, тем ребенок будет более развитым. Но все как раз наоборот.

Девочки на этом этапе остаются с матерями, чтобы усвоить женский тип поведения :

Сказочная принцесса. Девочка может и должна играть в сказочную принцессу. Ведь в будущем ей предстоит стать для кого-то такой необыкновенной сказочной принцессой. Девушка, впитавшая этот образ, будет искать очень чистых отношений. Это особенно важно в наше время, когда между молодыми людьми в подростковом возрасте все меньше романтики. Только романтика может спасти в подростковом возрасте от искушений физиологического созревания, которое они переживают.

Золушка. Это образ труженицы, умелой хозяйки.

Мама. Каждая девочка должна готовиться стать мамой. Поэтому все девочки должны играть в дочки-матери. В православной литературе не раз отмечалось. Что куклы должны быть именно в виде маленьких деток, пупсиков, а вовсе не в виде Барби.

Именно в этом возрасте в детских душах закладывается патриотизм, любовь к Родине. Если до трех лет ребенок уже разделил весь мир на своих и чужих, то теперь его представления о своих несколько расширяются. У него появляются понятия своего рода, своего народа. (игра в солдатиков) В этой игре у ребенка формируются нормальные представления о добре и зле. Если у ребенка другие представления о мире и он видит в нем больше злого, чем доброго, то душа его будет в постоянном напряжении и психика может не выдержать такого давления. Именно поэтому сказки для детей должны быть добрыми и дети не должны видеть никакой жестокости. В русских сказках всегда присутствуют злые силы, но они никогда не бывают всесильными и часто изображаются с иронией.

Хочется еще раз подчеркнуть, что нормальной средой для воспитания является семья . Но где воспитываются современные дети ? В образовательных учреждениях 7 часов в детском саду и столько же с родителями. Детсадовский возраст очень важен для формирования личности, а половину всего времени ребенок проводит в обстановке, совершенно непохожей на домашнюю. Чем отличается обстановка семьи от детского сада? В семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры и есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии. В коллективе сверстников все равны. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя эту двойную школу (школу послушания и школу заботы) вырастает нормальным человеком – послушным и заботливым. Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, то очень желательно воспитание именно в семье . Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено в детстве. В семье же формируется особое отношение к старикам (Век геронтофобии) . Довольно часто в обыденной жизни мы вспоминаем лишь три негативных библейских образа и легко можем дать им характеристики : Ирод – убийца, Иуда – предатель, Хам – тот, кто не почитает своего отца, смеется над ним. Я думаю, этот ряд неслучаен. Грех непочитания родителей стоит рядом с самыми тяжкими преступлениями. Пятая заповедь гласит : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле». И никаких условий «если» , при которых бы следовало почитать и при которых не следовало. И на этой заповеди сходятся все конфессии мира (кавказское долголетие у мусульман; это единственная заповедь, в справедливости которой можно убедиться при жизни).

Это не значит, что детей нельзя отдавать в детские сады. Просто если родители принимают подобное решение, то надо осознавать необходимость усилить домашнюю составляющую воспитания и все свободное время посвящать общению с ребенком, предавая жизненный опыт в совместной деятельности (не беседой, не наставлениями)

Почему именно сегодня остро встал вопрос о традициях в воспитании детей ? В недавнее время было единое педагогическое пространство : в семье, в детском саду, в школе, на улице были единые педагогические требования, созданные единой идеологической системой. Одной из самых важных черт современной жизни является отсутствие какой-либо государственной или хотя бы общепризнанной идеологии. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания, норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных) . Идеология как система воспитания может быть и христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет заповеди Божьи в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую иерархию ценностей (например, Ищите прежде всего Царствия Божия и правду Его и это все приложится вам (Мф. 6, 33) . Пусть не все еще готовы к тому, чтобы полностью придерживаться христианского образа жизни, но очевидно, если в семье не будет никакой идеологии, это крайне опасно. Чтобы к чему-то стремиться, что-то оценить, нужна шкала, точка отсчета, и количество знаний, на которые в большинстве своем сегодня ориентируются родители, здесь не поможет.

Сегодня мы говорили о традициях семейного воспитания . Русский язык – очень чуткая система. В нем даже морфемы имеют некое лексическое значение. Так, приставка «вос-» (восстание, восхождение) в слове «воспитание » определяет вектор детоводительства– «ВЕСТИ К ВОЗВЫШЕННОМУ» . И делать это с любовью, ибо только «Любовь долготерпит, милосердствует… не раздражается, не мыслит зла…все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»/

Н.В. Логинова

Г. Кострома, ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», кандидат культурологии, заведующая лабораторией духовно-нравственного образования

[email protected]

Духовно-нравственное воспитание: традиции и современность
В статье рассматривается основные понятия духовно-нравственного воспитания на современном этапе.
Духовно-нравственное воспитание в нашем понимании - это базовая характеристика личности, проблема обретения ею смысла жизни. Но ее решение осложняется недостаточностью теоретической разработки и, самое главное, понимания сути «духовности» и «нравственности» для практической педагогики. Многообразные трактовки духовности вызывают необходимость признать существование ее различных форм и направлений.

В настоящее время можно выделить три направления в представлении о духовности: светское, светско-религиозное и религиозно-конфессиональное (православное) направление .

Светское направление связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, с включением индивида в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, моральных, правовых и других взглядов на человека и окружающий мир. Сущность духовности видится в негативном отношении к религиозной составляющей воспитательного процесса и в открытии духовных сил в самом себе. Следовательно, духовность личности проявляется в преобладании духовных потребностей над материальными, характер которых определяется в нравственном состоянии человека.

Светско-религиозное направление базируется на приобщении к религиозным ценностям через культуру, философию, искусство. Оно признает необходимым включение в содержание личностного воспитания современного человека религиозных духовных ценностей, но отрицает конфессионализм в воспитательном процессе, поэтому сущность духовности определяется тем смыслом, который вкладывает сам исследователь в понятие «Бог».

Религиозно-конфессиональное (православное) направление. Православное понимание духовно-нравственного воспитания укоренено в святоотеческой литературе, опирающейся в свою очередь на тексты Божественного Откровения Ветхого и Нового Заветов. Многовековой опыт Православной Церкви в сфере воспитания был в XIX веке обобщен святителем Феофаном Затворником и дал толчок дальнейшему развитию православной педагогики и антропологии в научном русле.

Труды К. Д. Ушинского, созданные в конце XIX века, до сих пор являются классикой русской педагогики. К. Д. Ушинский вкладывал в понятие духовность – понимание бескорыстного стремления человека к познанию истины и добра. Начало XX века подарило науке работы С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина. Проблемы антропологии рассматривались также в трудах религиозных философов Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, С. Л. Франка. Но именно в работах В. В. Зеньковского и И. А. Ильина православный подход получил свое наиболее целостное выражение в строгой логике научного мышления. Идеи этих авторов вновь актуализируются современными исследователями, в том числе, Е. В. Бондаревской, А.В. Камкиным, И.К. Кучмаевой, Т. И. Петраковой, В.Н. Расторгуевым, В. И. Слободчиковым и др.

В. В. Зеньковский был убежден, что любая программа воспитания должна быть такой, чтобы навыки и знания не внешне, не механически закреплялись в личности, но связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью. Главное – любовь к детям, вера в возможности, уникальность каждого ребенка, без которых нет педагогической интуиции, а значит, и мастерства .

Как пример современного подхода к пониманию соотношения духовности и нравственности можно привести определение Т. И. Петраковой: «Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности» . Здесь видно производное положение нравственности по отношению к духовности. Однако в современной науке нет единства по этому вопросу. Большая часть ученых по-прежнему склонна верить в нравственность (мораль), независимую от духовных (религиозных) ценностей.

Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания на протяжении всего периода развития русской культуры занимала и занимает ведущее место среди других проблем. Духовно-нравственно воспитание рассматривается как системообразующее начало по отношению ко всем другим ее сторонам формирования и развития.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленно организованный процесс содействия самоопределению личности в ее духовно-нравственном становлении, то есть формирования у нее нравственных чувств, нравственных качеств, нравственной позиции, нравственного поведения, осознанного стремления к самопознанию, воспитанию разумного волевого начала, то есть умения размышлять о смысле и цели жизни, о системе иерархии общечеловеческих, культурных ценностей и месте человека в мироздании. Целью духовно-нравственного воспитания является воспитание человека, подготовленного к деланию добра и духовному возрастанию и здесь на наш взгляд, необходима и важна взаимосвязь знаний религиозной культуры своего народа, бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях. Необходимым условием воспитания духовности личности является развитие и сохранение лучших черт национального характера в тесном взаимодействии с другими народами, добротолюбие, милосердие, ответственность, любовь к ближнему и Отечеству. Важнейшая задача духовно-нравственного воспитания – создать внутреннюю направленность человека, способного к духовно-нравственному самосовершенствованию в условиях деятельностного творчества.

Следовательно, духовно-нравственное воспитание – трудный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса. Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении, отследить ее результаты под силу только учреждениям образования, где работают педагоги-профессионалы, владеющие глубинами культурологического знания. Представляется, настало время рассматривать педагогику не только как область научного знания или свод методов и форм практического воздействия на человека, но и как подлинную духовно-культурную деятельность, как проводника высокого тона в общении с воспитанниками , основанного на понимании природы духовного аристократизма, который черпает свои истоки в святой мощи русской литературы.

В настоящее время в духовном развитии нашего общества обозначилась тенденция возрождения православного культурного наследия, поскольку культуру государствообразующей нации должны знать или иметь о ней представление все россияне. Помочь обществу, находящемуся в состоянии глубоко кризиса, воспитать детей, которые смогли бы это общество исправить, но не разрушением, а нравственным, духовным преобразованием; содействовать возрождению духовных основ православной культуры. Образование в конечном итоге должно переориентироваться на систему культурных ценностей как гаранта сохранения традиционных устоев общества, культуры и образования, противодействия своим образным рядом и педагогическим потенциалом кризисным явлениям современного общества. В качестве же государственной идеологии должна быть положена духовно-нравственная, патриотическая идеология, основанная на синтезе науки, культуры, искусства и религии как ее специализированных сфер, на духовно-нравственном образовании личности, на культурно-историческом и национальном наследии России.

Следует отметить, что теория и практика в развитии личности длительное время существовали в условиях дефицита подлинной духовной культуры, вне отечественной философско-культурологической мысли в ее целостности светского и религиозного воззрений, что привело к искажению сущности понятий «духовность», «нравственность», «воспитание», отдалило человека от осознания истинных духовных ценностей. В наши дни стало совершенно очевидно, что без обращения к культурному и философско-культурологическому наследию отечественных ученых, изучению и осмыслению его духовно-нравственного потенциала в контексте современных проблем, невозможно целостное представление о сущности проблемы духовно-нравственного воспитания, следовательно, и подходов к её решению.

Рассматривая сущность понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», подчеркнем, что ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность», ибо она выступает изначальным базисным ориентиром общества в целом. Говоря о понятии «духовность», следует отметить, что оно принадлежит к категории понятий, значение которых сложно унифицировать. Существует мнение, что «духовность» имеет отношение только к религии, вере, а духовный человек – значит верующий. На наш взгляд, понятие «духовность» имеет более широкое содержание, так как включает в себя потребности в культуре и другом Человеке. Религиозное значение духовности входит составной частью в это общее понятие.

В различных источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Духовность определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых предметов и т. д. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении человеком высших ценностей, в приближении к идеалу.

Понятие духовности находит отражение в современных концепциях национального воспитания. Так, Е. В. Бондаревская подчеркивает, что духовность – исконно русское понятие, в нем запечатлен феномен национального характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни. По ее мнению, ядро духовности составляют ценности, то есть своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения .

Под понятием «духовность» традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В культурологии, социологии, а ещё чаще в публицистике духовностью называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках , а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова «религия» и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.

Следует подчеркнуть, что религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории. Россия многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новому поколению россиян, без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно объективно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Игнорирование религиозного фактора в культурно-воспитательном процессе оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Если говорить о понятии «нравственность» и суммировать все воззрения на проблему нравственности представителей рациональной этики, то следует отметить, что в них в качестве источника нравственного закона провозглашается сам человек, который должен действовать в нравственном отношении независимо ни от какого высшего авторитета, ни от какой высшей цели и без чьей-либо помощи.

В Нагорной проповеди Иисус Христос дает заповедь, замечательную по краткости и ясности, которая охватывает всю гамму человеческих чувств и нравственные основы бытия: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Нравственность – это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования. Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Современное образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности. По мнению М.В. Силантьевой, доктора философских наук, профессора ГАСК: «Образование – не просто получение сведений и навыка добывать из них пользу, но становление души, где знание играет структурообразующую роль, определяет не только интеллектуально-эмоциональное, но и нравственно-эстетические аспекты развития личности. Образ – то, что стоит в начале и в конце образования. Образ человека, основа которого образ Божий» .

На современном этапе образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта вопросы духовно-нравственного воспитания детей являются одними из приоритетных. Методологической и идеологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, то есть воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» .

Сегодня культурное и духовно-нравственное воспитание предлагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях. Они не могут быть включены в содержание отдельного учебного предмета, речь идет о целостной системе воспитательных задач, которая отражается и на содержании ряда учебных дисциплин» .

В условиях реализации ФГОС одной из важнейших становится предметная область «Основы духовно-нравственная культуры народов России». Изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воспитание у детей веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; должно вооружить учащихся знаниями об основных нормах морали, нравственных, духовных идеалах, хранимых в культурных традициях народов России, сформировать у школьников готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении; сформировать у детей представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; обеспечить понимание учащимися значения нравственности, веры и религии в жизни человека , семьи и общества.

Следовательно, духовно-нравственное воспитание в свете ФГОС общего образования становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Базовые национальные ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся. Необходима интеграция всех программ духовно-нравственного развития и воспитания личности. В условиях реализации ФГОС в базисном учебном плане школы и во всей системы работы общеобразовательного учреждения должны быть отражены основные принципы преемственности в области духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Литература

1.Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. – М., 1997.

2.Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школьная Пресса, 1996.

3.Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. Тишков В. А.

4. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. Научная статья. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2053 ).

5. Силантьева М.В. Образование как образ жизни. Об И.К. Кучмаевой.//Изольда Константиновна Кучмаева. М.: ГАСК, 2012.


Часто исследователи обращают внимание на традиционный, обычный характер нравственных отношений . Однако, как показывает анализ, нравственные нормы соотносятся лишь с такими традициями и обычаями, которые не только функционируют, но и формируются спонтанно (нормативная подсистема АО) и не распространяются на такие традиции и обычаи, которые возникают гетерогенным путем (нормативная подсистема ГО).
Выше подчеркивалось, что сущностной особенностью традиций как особого класса социальных норм служит в той или иной форме и степени осознанная связь с прошлым. Этого, однако, нельзя сказать о всех нравственных нормах. Для многих из них соотнесение с прошлым отнюдь не характерно. Напротив, нормы эти мыслятся как современные, насущные. Поэтому, строго говоря, обычаи и традиции проявляются в нравственной жизни общества либо как пережитки (явные формы), либо как насущные нравственные нормы, но только по мере их соотнесения с прошлым (неявные формы). Именно в этих двух планах можно говорить о традиционных моральных убеждениях, заповедях и т. д.
Вместе с тем нравственная система является сугубо традиционной с точки зрения ее формирования, развития, функционирования и характера управления общественными отношениями. В ее утверждении и существовании в качестве специфического социального образования огромную роль играет накопленный нравственный опыт, который служит особо важной, а в ряде случаев вообще исключительной детерминантой человеческих поступков и поведения. Кроме того, традиция на протяжении тысячелетий оставалась едва ли не единственным специфическим средством трансляции нравственных отношений.
Рассматривая традиции и обычаи как суверенные формы нравственных отношений, необходимо вместе с тем не упускать из виду, в каком смысле используются оба термина -
системы-реалии или системы-концепта. Это важно, в частности, для того, чтобы правильно понять и объяснить феномен нравственного поведения в его традиционном аспекте. Знание нравственной традиции (обычая), как известно, не всегда реализуется в соответствующем субъективном поведении, тогда как о моральном облике субъекта приходится судить главным образом на основании его поведения.
Затем, в определенных случаях традиции в области морали свое воплощение получают в специфических и суверенных модификациях, к каковым относятся, в частности, нравы (греческое слово ethos и латинские mos и moris означают и «обычай», и «нрав»). При строгом научном подходе нрав должен быть интерпретирован в терминах концепт- системы и системы-реалии И. Таким образом, реальность нравственного поведения и вообще нравственных отношений как особого вида идеологических отношений в своем адекватном истолковании особого рода: она тождественна системам, которые мы ранее представили в качестве систем-реалий II. Именно в таком качестве они и включены в общественное бытие.
Характерной особенностью нравственных традиций и обычаев как особого класса и специфической разновидности социальных норм является то, что их императивность опирается на авторитет общественного мнения. Кроме того, автономная регуляция субъективного поведения, осуществляемая нравственными традициями, связана с идеалами и оценками. Примечательно при этом, что в классово антагонистическом обществе между автономным управлением посредством нравственных обычаев и традиций и гетерономным управлением со стороны эксплуататорского государства возникает конфликт, который принимает в различных формах общенациональные масштабы. В социалистическом обществе с ликвидацией частной собственности, классового антагонизма устраняется социальная база для подобного конфликта, и в этом заключается одно из важнейших социальных завоеваний нового строя.
Все нравственные обычаи и традиции являются сугубо историческим продуктом, порождением своего времени. Однако, оформившись и укрепившись в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов, установок, они покидают историческую арену не сразу после того, как условия, породившие их, переменились или вовсе исчезли. В соответствии со своей природой обычаи и традиции нередко продолжают существовать и оказывать регулирующее действие на нравственные отношения уже а совершенно иную эпоху.
На данное обстоятельство неоднократно обращали внимание основоположники марксизма. Ф. Энгельс пишет, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений» . И далее на примере показывает, как свободные афиняне, еще находившиеся во власти моральных представлений родового строя, предпочитали арест службе в полиции, которая представлялась им унизительной и позорной. В силу этой причины полиция первоначально формировалась исключительно из рабов. «Государство не могло существовать без полиции, но оно было еще молодо и не пользовалось еще достаточным моральным авторитетом, чтобы внушить уважение к занятию, которое бывшим членам родов неминуемо должно было казаться гнусным»,- заключает Ф. Энгельс .
Долговечность, исключительная устойчивость и прочность являются специфическими чертами моральных традиций. Многие из них пережили целые исторические эпохи, не подвергшись сколько-нибудь существенным изменгнл- им, хотя нередко подлинный смысл, а также действительные причины, их породившие, навсегда утрачены. Основанием существования, функционирования таких традиций стала сама традиция - концепт-система II. Типичный пример - этикет, условные правила поведения людей в обществе, отчетливо выраженные традиции-интраверты, авторитет которых в человеческом сознании исторически становится самодовлеющим.
Характерной чертой подавляющего большинства традиционно сложившихся правил этикета служит поливариантность. Издавна многочисленные исследователи обращали внимание на огромное разнообразие, а в ряде случаев и полную противоположность значений норм этикета, принятых в тех или иных сообществах. Например, бросить кость другому человеку в европейской традиции считается оскорбительным, безнравственным актом, у папуасов Новой Гвинеи - наоборот: поделиться таким образом едой считается добрым обычаем, выражающим дружеское расположение, участие .
Рассмотренные выше особенности традйцйй в роли зйкб* на генезиса и закона функционирования системы общественных отношений позволяют объяснить названную черту - поливариантность этикета. Добавим, что традиция в качестве объективного фактора обусловливает не только своеобразие правил поведения, но и их сохранение даже тогда, когда материальные производственные и экономические основания всей общественной системы давно видоизменились. Поэтому ряд обычаев со временем превращается в серьезную социальную преграду. Чтобы преодолеть ее, указывал В. И. Ленин, нужна борьба длительная, требующая коренной переделки общественных нравов . Вместе с тем многие нравственные обычаи, хотя и являются порождением своего времени, тем не менее сохранят свое непреходящее историческое значение и в будущем. В. И. Ленин считал, что элементарные, веками известные правила общежития останутся при коммунизме и будут играть роль основного регулятора общественного поведения 1П.
Раскрывая роль нравственных традиций в общественных отношениях, некоторые исследователи высказывают мнение, что появление государственного юридического права является отрицанием традиций в системе социального регулирования: с отмиранием государства и развитием коммунистических взаимоотношений роль традиций в регулировании общественных процессов вновь возрастет, и в этом случае уже произойдет «отрицание отрицания» .
Безусловно, при коммунизме нравственные традиции в регулировании отношений между людьми будут занимать значительное место, тогда как правовое юридическое регулирование отомрет. Тем не менее утверждение, будто право отрицает традиции, и тем более нравственные, не отличается точностью, ибо юридическое законодательство, позитивное право действуют в классовом обществе наряду с традициями как неинституционными регулятивами и в области морали, и в самой правовой надстройке.
Традиции всегда играли и играют в нравственной надстройке важную роль. На основе проведенного анализа можно сказать, что они служат основным средством развития нравственных отношений, обеспечивают и обусловливают (либо ускоряют, либо замедляют) общеисторический нравственный прогресс.
Организуя работу по коммунистическому воспитанию трудящихся, КПСС особое значение придает передающимся из поколения в поколение нравственным традициям, выработанным народными массами в многовековой борьбе с гнетом эксплуататоров, социальной несправедливостью и нравственными пороками . Эти традиции и обычаи являются необходимым составным элементом коммунистической морали. Внедряя их в жизнь, в отношения советских людей, партия вместе с тем возглавляет и организует борьбу с отрицательными нравами и обычаями, оставшимися нам в наследство от капиталистического общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев еще раз подчеркнул, что на борьбу с такими уродливыми явлениями, как тунеядство, рвачество, эгоизм, мещанство, накопительство, равнодушие, пьянство, должны быть направлены усилия всех трудовых коллективов, всех общественных организаций, всех коммунистов . Искоренение этих и других нравственных пороков, вредных обычаев будет способствовать дальнейшему расцвету и упрочению коммунистических взаимоотношений между людьми.

Этические традиции

Бесшумно раздвинулась дверь, состоящая из тщательно обработанных деревянных планок и полупрозрачной матовой бумаги, обычно применяемой в японском доме вместо стекла. Так же бесшумно в комнату входит средних лет японка в национальном кимоно с широкими, свисающими рукавами – служанка семьи академика Охара. Переходя порог, она очень изящно опускается на колени, а затем отбрасывается назад и садится на пятки своих подогнутых ног. Легким движением рук она быстро закрывает подвижные створки двери.

– Привычка открывать и закрывать дверь не стоя, как это принято у европейцев, а сидя, – глядя на появившуюся в комнате японку, поясняет Охара, – объясняется главным образом традицией низкого расположения дверей и окон. Тайна приземистой посадки в основах японской архитектуры легко постигается, если на композицию японского дома и интерьера смотреть не стоя, а сидя на полу. Иными словами, для того, чтобы понять некоторые особенности японского быта и обычаев, необходимо прежде всего сесть на пол, как это принято у японцев.

Именно с такой позиции раскрывается секрет того, что японцы столь часто опускаются на колени. Уже обращение со старинным замочным устройством на двери японского дома – «хикитэ» – требует такой позиции, поскольку оно расположено на высоте около семидесяти сантиметров от пола. И, несмотря на многообразие существующих в наш век замочных систем, в японских домах по-прежнему, как и в далекую старину, пользуются этим крайне примитивным замочным устройством в виде деревянной задвижки. Пользование внутри дома скользящими створками двери, которые также имеют низкое расположение, удобно лишь в том случае, когда вы сидите или стоите на коленях.

Многое объясняется, разумеется, ростом японцев, которые в массе своей весьма приземисты и в среднем не выше полутора метров. Любопытно, например, что около ста лет тому назад японка выше полутора метров неизбежно становилась предметом всеобщих насмешек. Теперь же средний рост японки, по статистическим сведениям, почти полтора метра, то есть на восемь сантиметров выше, чем пятьдесят лет тому назад.

Оставаясь на коленях, вошедшая в комнату японка сперва обращается к нам лицом, опускает руки на циновку перед коленями, делает глубокий и продолжительный поклон. Ее голова опускается почти до самого пола, а ладони рук упираются в пол. В зависимости от того, как далеко вперед вынесены руки и насколько глубок поклон, можно судить о степени уважения. Делая поклон, японка произносит фразу вежливости: «Гомэн кудасай!» – «Прошу извинения!»

Приветственный церемониал – давняя традиция японцев, соблюдаемая до сих пор, хотя и далеко не всеми японцами. Она восходит к отдаленному прошлому и связана не только с выражением уважения и почтительности, но нередко и с сознанием вассальной зависимости в эпоху феодализма.

– Со дэс нэ! – произносит Охара. – Поклон является самой обычной, если не единственной формой приветствия среди японцев. Рукопожатие у нас не принято. Этот обычай не свойствен японцам, отнюдь не встречает у них понимания. Он представляется нам странным и грубым. Крайне редко японцы обмениваются рукопожатием. Тем более не наблюдается этого среди японок. Правда, делают это отдельные японцы, побывавшие в Европе или Америке и познакомившиеся там с иностранными манерами, заморскими обычаями. Но и они быстро отказываются от рукопожатий, как только возвращаются в свою национальную среду… У иностранцев японская обрядность, кажется, вызывает удивление и улыбку?

– Национальные обычаи и традиции, – замечаю я в свою очередь, – у разных народов бывают различны. Они возникают в определенных исторических условиях и общественных отношениях, на них часто лежит печать времени. В старину среди россиян существовал, например, обычай кланяться друг другу, при этом нередко поклоны делались до самой земли… Со временем этот обычай утратился, возникли другие формы обмена приветствиями. И так, видимо, не только в России… Что же касается японского церемониала приветствия, то, хотя он иногда и вызывает у недостаточно воспитанного европейца ироническую усмешку, в нем есть что-то значимое и, пожалуй, поучительное, – добавил я.

Кланяются японцы особенно, весьма чинно, с тактом и достоинством. Встречаясь, они останавливаются на довольно значительном расстоянии, сгибаются в поясе и некоторое время остаются в такой позе. Головные уборы при этом снимаются. Японки, которые обычно не носят шляп, когда одеты в национальное кимоно, снимают с плеч шали и перчатки. Японцы и японки, одетые по-европейски, непременно снимают с себя пальто, если делают глубокий поклон.

– Приветствуя друг друга, стоя или сидя, японцы всегда соблюдают определенные правила, форму и степень поклона, – продолжает Охара. – Существует три разновидности поклона. Самый почтительный поклон – «сайкэйрэй» – делается в знак глубокого уважения или признательности. Такой поклон совершается обычно перед алтарем в синтоистском храме, буддийском монастыре, перед национальным флагом или весьма высокой персоной. Второй вид приветствия – ординарный поклон, при котором корпус наклоняется на двадцать–тридцать градусов и сохраняется в таком положении около двух-трех секунд. Наконец, простой поклон, который совершается каждодневно. В этом случае делается легкий наклон корпуса и головы, продолжающийся лишь одну секунду. Кланяются японцы стоя, если встречаются на улице, в общественных зданиях, в европейском помещении или в любом помещении с деревянным полом. Поклоны сидя делаются обычно в национальном японском доме, в комнате с циновочным настилом, где, как правило, все сидят на циновке.

Рассказывая, Охара сэнсэй изредка привставал, движением корпуса показывая, как именно делается поклон. Каждый его поклон, неторопливый и плавный, отличается особенной пластичностью и утонченностью.

Японские имущие слои выработали и культивировали в своей среде изысканную, «высокого порядка» учтивость – внешнюю вежливость в обхождении, во взаимоотношениях. Эта учтивость и такт в поведении создавали впечатление упорядоченности отношений японцев, порождали иллюзию социальной сносности их жизни. Именно в этом проявляется пресловутая японская терпимость, за которой скрываются лицемерие и ханжество. И не только скрываются. Само лицемерие облекается в форму вежливости и приобретает силу нормы, критерия. И здесь подлинная вежливость отступает: дорогу простолюдину уступают, пожалуй, лишь в одном случае – когда он совершает последнее путешествие в черной карете.

В сегодняшней Японии многое, разумеется, претерпевает изменения, во всяком случае утрачивает свою первоначальную сущность. И низкие поклоны, которыми обмениваются японцы, скорее являются лишь условным жестом вежливости, выражением почтительности. Поклоны заменяют японцам не только приветственные рукопожатия. Они часто делаются для выражения благодарности, приглашения или извинения. Некоторые японцы и японки, особенно старшего поколения, делают многократные поклоны при встрече друзей и гостей. Это рассматривается как проявление вежливости и такта. Молодежь послевоенного периода, однако, почти без исключения, рассматривает эту традицию скорее как пережиток и рукопожатию отдает явное предпочтение.

– Положительно не могу взять себе в толк, – нескрываемо возмущался однажды университетский профессор в моем присутствии, – что привлекательного в европейской манере рукопожатий: хватают люди друг друга за конечности и начинают неистово их трясти или с таким варварством сжимают пальцы, что хрящи трещат. К чему этот садизм? Ведь эта традиция восходит к глубокой древности, когда дикари, истреблявшие друг друга, при встречах и переговорах взаимно показывали друг другу руки в подтверждение отсутствия опасных предметов.

– Отнюдь не идеальна привычка японцев, – возражал ему молодой аспирант, – отбивать земные поклоны и разыгрывать друг перед другом спектакли ханжества. От этой феодальной обрядности веет каким-то средневековьем. Рукопожатие же – это приветственный контакт людей, который выражает дружественные чувства, настроение, восторженность и т. п.

– От такой восторженности, – продолжал иронизировать профессор, – моя жена едва не лишилась руки. Один заморский гость так выразительно обменялся с нею рукопожатием, что ее правая конечность чуть не выскочила из плечевого сустава, и она вот уже полгода обивает пороги знаменитостей европейской медицины… К чему это выкручивать руки, да еще у слабых японок, которые после этого не могут даже пальто подать своему супругу… или поднести его багаж…

– Воспитанные европейские мужчины, – не сдавался аспирант, – сами подают даме пальто, уступают ей место, пропускают даму вперед…

– Помимо садизма с тяжелыми увечьями, – не внимает своему оппоненту профессор, – далеко не всегда, кажется, безупречно у этих волевых джентльменов и с гигиеной рук, особенно в условиях бактериологической флоры тропического климата. Того и смотри, что такой заморский джентльмен наградит тебя еще вечным подкожным зудом…

– Японцам давно пора критически посмотреть на свои архаические традиции, давно обветшалая обрядность которых в наше время выглядит анахронизмом, вызывает усмешки, иронию, особенно у иностранных гостей.

– У каждого народа есть свои давние традиции, свои национальные обычаи, свой привычный образ жизни. Ими нельзя пренебрегать. Вспомните, что говорят об этом мудрецы прошлого: «Учтивость, вежливость распространяются среди народа с помощью добродетели, чтобы он был вечно единодушен». Так понимали эти вещи и древние китайцы, так они зафиксированы в их наиболее раннем памятнике «Шуцзин» («Книге истории»), в главе «Пань Гэн» . Здесь корни нашей духовной традиции, нашей морали… Недопустимо высокомерно игнорировать самобытные национальные обычаи и вызывающе демонстрировать свои симпатии ко всему заморскому, американскому.

Видно было, что аспирант хотя и призвал себе на помощь древних китайских классиков, но не чувствовал себя особенно твердым в них, да и не склонен был к дальнейшему обострению диалога со своим профессором: он замолчал, хотя по всему было видно, что он явно остался при своем мнении.

Из книги Японские записи автора Федоренко Николай Трофимович

Традиции и творчество

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Традиции чайного напитка Так называемый черный чай («котя»), который получил наибольшее распространение главным образом в Европе и Америке, представляет собой те же листья чайного куста, но, в отличие от зеленого чая («сэнтя», «бантя», «гекуро», «матя», «хикитя»),

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

Из книги Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия автора Гьяцо Тензин

Национальные традиции Сегодня во всем мире входит в моду обращение к народным обычаям, к историческим традициям. В Америке устраивают состязания ковбоев и шоу индейцев. У нас в России время от времени появляются на эстраде, а потом и на телевидении русские народные

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Две традиции Экман: Я очень признателен вам за то, что вы нашли время для этих бесед. Надеюсь, что благодаря взаимодействию двух таких разных интеллектуальных традиций - буддизма и западной психологии - мы сможем помочь друг другу высечь в себе искры новых идей, которые

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Древние традиции 28 января 1900 года представители 75 немецких футбольных клубов собрались в лейпцигской гостинице «Мариенгартен», чтобы основать Немецкий футбольный союз. После того как были обговорены сугубо спортивные моменты, тренеры перешли к не менее важной части

Из книги Морские волки Гитлера. Подводный флот Германии в период Второй мировой войны автора Фрейер Пауль Герберт

XV. ТРАДИЦИИ Горский этикет Этические и нравственные нормы играли в культуре народов Северного Кавказа особенно важную роль. Складываясь и развиваясь на протяжении столетий, они способствовали духовному самосохранению и развитию нации, регулировали поведение в

Из книги Моя маленькая Британия автора Батлер Ольга Владимировна

Подлинные традиции К августу 1914 года лишь на пяти субмаринах кайзеровского флота были установлены дизельные моторы. Остальные подводные лодки были оснащены устаревшими нефтяными двигателями. Поэтому в высших сферах были просто поражены сообщением о том, что уже в

Из книги Повседневная жизнь Французского Иностранного легиона: «Ко мне, Легион!» автора Журавлёв Василий Витальевич

Традиции Корни британских свадебных традиций - в древнеримских и англосаксонских временах, буржуазной викторианской эпохе и народном фольклоре. Всерьез следовать всем обычаям невозможно, но даже несуеверный человек на собственной свадьбе проявляет слабость: жених

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Традиции в легионе Накрахмаленная скатерть. Стол, за которым может с легкостью разместиться вся «компани» - целое отделение. Тарелки хорошего фарфора. Остро заточенные столовые ножи и удобные мельхиоровые вилки. Куверты накрыты безупречно, с учетом всех тонкостей

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

Из книги И Промысл Божий не обижает никого автора Рожнёва Ольга Леонидовна

Исторические традиции Отпускание воды (дневняя плотина) «Мы были на празднике Отпускания воды в Дуцзянъяне. Праздник светский, но церемония древняя – ей уже две тысячи лет, как и местной плотине, самой старой из действующих в мире. Отпускание воды воспроизводит культ

Из книги Русская мафия 1991–2014. Новейшая история бандитской России автора Карышев Валерий

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Воровские понятия и традиции Моя первая встреча с ворами в законе произошла несколько лет назад, когда я начинал свою адвокатскую карьеру. Тогда один мой коллега, опытный адвокат, пригласил меня участвовать в уголовном деле в качестве второго адвоката у вора в законе. До

Из книги Мальта без вранья автора Баскина Ада

Из книги автора

По традиции Начну с семьи Андрея и Януллы. Не только потому, что знаю их лучше других – все-таки виделись каждый день, – но и потому, что это традиционная мальтийская семья. Новые веяния не только не разрушили ее жизнь, но и, наоборот, сделали еще более гармоничной.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

Тема, на которую мы сегодня будем беседовать, очень обширная и, главное, - очень важная. Мне пришла в голову идея поговорить о ней с Вами, когда я увидел новость о Вашем участии в Международном культурном форуме (в ноябре). Было написано, что идея пригласить представителя Церкви для участия в дискуссии возникла именно со стороны форума. Само мероприятие, насколько я понимаю, светское, поэтому это очень важный шаг светского общества навстречу Церкви в понимании важности ее участия в возрождении духовно-нравственных традиций. Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии, о чем Вы говорили на этом форуме с его участниками.

Прежде всего надо сказать, что по отношению к данному мероприятию было послание нашего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Он уделил этому достаточно внимания и указал на важность всех тех вопросов, что имеют непосредственное отношение к жизни нашего общества, к тем духовным ценностям, которые являются непреходящими.

В докладах и дискуссиях этого форума речь шла о том, что традиции, которые сохранялись в нашем обществе на протяжении более чем тысячелетия, очень важно сегодня, когда идет большой информационный поток, не просто сохранить в определенном месте (потому что страна у нас большая), а приложить все усилия, чтобы вместе с Русской Православной Церковью формировать гражданина нашего общества в рамках именно духовных традиций. Сейчас, когда перед нашим государством стоит большая задача в формировании гражданского общества, очень важно понимание того, что формироваться оно должно именно на духовно-нравственных ценностях.

Духовно-нравственные традиции и, что очень важно, обычаи являются регуляторами действий человека в обществе во все времена, служат средством для формирования нравственных ценностей, важных духовных составляющих нашей культуры. И духовно-нравственные ценности являются для современного человека не всегда понятными.

По известным событиям революция, которая произошла сто лет назад, внесла очень серьезные коррективы в жизнь нашего общества. В начале 90-х годов произошел вообще серьезный слом той сложившейся системы, которая была в стране. Одновременно с этим мы наблюдали серьезные изменения во всем мире; они происходят и по сей день. Когда сейчас такое информационное пространство, доступное для всех, очень важно, чтобы наши духовные ценности сохранились. Немаловажным является и то, что духовно-нравственные традиции имеют важную воспитательную функцию. Мы должны воспитывать как подрастающее поколение, так и способствовать тому, чтобы люди любого возраста, обращающиеся к нашим традициям, могли бы дать себе совершенно точный ответ на вопрос, почему их важно сохранить.

Очень часто люди, не очень хорошо знающие и изучающие обычаи (если мы говорим о православной традиции), некоторые из них называют языческими. Могли ли быть отголоски язычества, когда Русь приняла христианство и стала развиваться, сохранилось ли что-то похожее на какие-то языческие обычаи? Откуда возникает это мнение?

Прежде всего было бы очень неплохо, чтобы наше общество знакомилось с нашей культурой, чтобы у нас был определенный культурный уровень. Это, конечно, связано с формированием мировоззрения. У нас в обществе должна быть устойчивая система взглядов на нашу культуру в том числе. Когда мы говорим о Древней Руси, как нам не вспомнить наши музыкальные инструменты? Скажем, гусли, трещотки, наши древние музыкальные инструменты - ложки и так далее. Мы, безусловно, обо всем этом вспоминаем, и это имеет место. Более того, у нас в XIX веке появился прекрасный оркестр имени Андреева, который уже тогда занимался популяризацией наших традиционных музыкальных инструментов. Это чудесный, сохранившийся по сей день оркестр, который по всему миру рассказывает (и показывает это) о богатстве нашей культуры, наших музыкальных инструментов. И это тоже является очень важной составляющей. Потому здесь очень важен и необходим просветительский момент.

Многие вопросы, которые ставятся разными представителями нашего общества, напрямую связаны с тем, что общество является недостаточно информированным. Среди тех средств массовой информации, которые рассказывают о тех или иных проблемах повседневной жизни, очень мало внимания уделяется вопросам, связанным с нашими духовно-нравственными традициями, в том числе обычаями. Здесь есть определенный вакуум, который, безусловно, нужно заполнять.

Сейчас речь идет о том, что нам очень важно заниматься воспитанием будущего поколения уже начиная с детских садиков. Было бы очень хорошо, если бы те приходы, которые в состоянии организовывать такие детские сады, создавали бы их, чтобы у нас появлялись приходские школы. Чтобы шел такой образовательный процесс и мы бы таким образом воспитывали наше будущее поколение в духовно-нравственных традициях. Эта задача очень объемная, очень серьезная. Слава Богу, что она стоит сегодня перед нашим обществом, и Русская Православная Церковь не в стороне от всего этого, мы пытаемся прикладывать все возможные усилия. Но опять-таки есть очень и очень много вопросов, связанных с этим. Это и материальная составляющая: нужны и здания, строения, нужно и финансирование. С другой стороны, нужен и соответствующий кадровый состав, который мог бы этим требованиям удовлетворять. То есть это довольно обширная проблема.

Тем не менее со стороны государства был сделан большой шаг при вводе дополнительных модулей в общую образовательную программу: это «Основы православной культуры», «Основы мировых религий». Насколько я понимаю, изучаются эти модули довольно подробно. Я знакомился с методичками, и в этих модулях (особенно в том, который касается православной культуры) довольно подробно освещаются все аспекты православной культуры, православного храма, также освещаются таинства. Это довольно большой шаг, хотя опять-таки озвученная Вами проблема кадрового состава существует, к сожалению: не всегда удается найти педагога, который мог бы рассказать об этом квалифицированно. Дело в том, что педагоги не всегда являются прихожанами, регулярно посещающими храм, и изучают многое одновременно со своими учениками. Шаг сделан большой, но еще далеко и тяжело придется нам идти на этом сближении.

Если мы говорим об организации приходских детских садов и приходских школ, не снимаем ли мы частично этим ответственность с государства?

Думаю, не снимаем, потому что духовно-нравственная традиция - это исторически сложившиеся формы взаимоотношений людей, передаваемые из поколения в поколение и поддерживаемые силой общественного мнения. Все это было нарушено в советский период и в начале 90-х годов, когда был провозглашен культ «золотого тельца» и все в нашей стране стало приобретать достаточно уродливые очертания. Поэтому сейчас для нас очень важно формировать будущего гражданина нашей страны - человека, который сможет в дальнейшем из поколения в поколение передавать эти духовно-нравственные традиции.

Сейчас от нас зависит очень многое в этом плане: мы должны помочь формированию этого мировоззрения, попытаться показать людям те традиции, которые у нас были и которые прерваны сто лет назад, раскрыть их. И объединить все силы нашего общества, чтобы сохранить все духовные ценности, которые у нас существуют. Но для этого мы должны прикладывать много усилий, и если мы не будем заниматься сейчас воспитанием подрастающего поколения (а серьезная функция заключается как раз в воспитании), то фактически в нашей стране не будет будущего. Воспитание имеет очень большое значение, и то, что на сегодняшний день есть возможность выбора модуля по изучению основ нашей православной культуры, это очень важно.

В частности, в нашем храме псаломщик является человеком с образованием и преподает в общеобразовательной школе. И преподает достаточно успешно. Более того, факультативно я тоже посещаю эту школу, обязательно общаюсь со школьниками и каждый раз вижу горящие глаза, живые лица, слышу отклики со стороны детей. Мы их приглашаем в храм, в храме очень подробно рассказываем об его устройстве; приглашаем в церковный дом, тоже все показываем и рассказываем. И эти дети, потом и вместе со своими родителями, периодически приходят к нам в храм, который становится для них уже близким и дорогим. У них уже есть определенное понимание, что Русская Православная Церковь - это живой организм, что она идет навстречу каждому человеку и человек может получить здесь ответы на многие свои вопросы. И дальше жизнь может идти уже таким образом, что у них будет понимание того, что происходит и с ними, и вокруг в обществе.

Один из священников нашего храма, отец Константин, тоже имеет необходимое образование и уже не первый год успешно преподает этот модуль. Мы тоже устраиваем экскурсии по храму. Слава Богу, дети приходят и пишут потом умилительные отзывы. Я провожу эти экскурсии, и очень интересно наблюдать, как они с открытыми ртами стоят и слушают, а потом пишут: «Я обязательно приду сюда с родителями, потому что я не знал, что здесь, оказывается, так красиво и хорошо». Тем не менее, на мой взгляд, это маленькая доля школ, которые готовы к такому более активному участию Церкви даже в работе по этим направлениям, которые уже, скажем так, официальные. Особого всплеска все равно не наблюдается. Может быть, прозвучит пессимистично, но не получается ли это где-то впустую? Или все-таки эти семена дадут свои всходы? Возможно, не сейчас, а в более сознательном возрасте этих детей?

Мне неоднократно приходится участвовать в жизни той или иной школы, когда меня просят и когда есть такая возможность. Я прихожу факультативно побеседовать со школьниками разных классов, и каждый раз мне удается донести до них какие-то вещи, которые являются для них очень важными. Каждый раз я получаю очень живые отклики. Причем приходят и преподаватели, завучи, внимательно слушают. И доносится нечто такое, что касается сердец, не только юных, но и сердец преподавателей, и они обращаются к православию. Поэтому мне кажется, что от самих пастырей Церкви тоже зависит очень многое: насколько мы будем стремиться к тому, чтобы быть активными членами общества. Когда мы молимся в храме, мы тем самым совершаем то, что и обязаны совершать, - это очень важно и необходимо, потому что самое большое, что может совершаться, - это та бескровная жертва, которую мы приносим. Но мы должны идти и к людям, стремиться к тому, чтобы слово пастыря звучало и в школах, и в высших учебных заведениях.

Мы начали с того, что я принимал участие в этом форуме, но я постоянно принимаю участие в различных конференциях в разных высших учебных заведениях. И каждый раз в различных залах - а иногда собираются очень большие залы - ощущаю на себе пристальное внимание. Как правило, всегда очень много вопросов, и это свидетельствует о том, что у людей есть духовные запросы, есть духовная потребность. Причем эти вопросы задают не только студенты, но и преподаватели, и другие представители нашего общества. Более того, со стороны представителей наших различных корпораций тоже есть очень много вопросов: они нуждаются в том, чтобы пастырское слово звучало. Поэтому в плане формирования нашего общества активная деятельность священнослужителей просто необходима.

Почва на сегодняшний день действительно благодатная. Ни разу мне не пришлось встретиться ни с грубостью, ни с хамством по отношению к нашей Церкви, ни с какими-либо иными проявлениями, которые бы говорили, что люди очень негативно относятся к Церкви. Более того, на различных мероприятиях, где я присутствую с такими депутатами, как Резник, Ягья, я сталкивался с тем, что этим людям тоже нужно, чтобы доносилась наша позиция, что надо ее объяснять. В таком случае наше общество будет более цельным, более единым в понимании важности сохранения наших духовно-нравственных традиций, обычаев в воспитании и формировании будущего поколения, в формировании тех духовно-нравственных ценностей, которые являются для нас очень важными, потому что у нас очень богатая история.

Более того, духовно-нравственные традиции воспитываются не только в детях, они доступны человеку в любом возрасте. Человек в любом возрасте имеет возможность отмечать те или иные праздники, события и таким образом являться полноценным членом общества. Скажем, на сегодняшний день, когда мы отмечаем те или иные важные события в истории нашей страны, наше общество выступает практически единым фронтом. Мало тех людей, которые на самом деле являются врагами нашего общества, хотя, конечно, есть и такие. Но в основной массе отношение к нашим традициям в обществе положительное. Другое дело, что мы должны все это объяснять, рассказывать.

Форум, о котором мы говорили в самом начале, еще раз заставил нас проговаривать те или иные положения, которые являются важными в процессе формирования нашего общества, потому что у нас сейчас идет его становление. Каждый раз, когда мы встречаемся и проговариваем те или иные вопросы, для нас это является очень важным. И каждый раз мы обращаемся к нашей истории, а история у нас действительно очень богатая. Я уже упоминал музыкальные инструменты, но очень важно сказать и о нашем языке, потому что именно на нашем родном языке мы говорим и формулируем очень важные для нас мысли. Более того, у нас сохраняется возможность передачи на нашем языке из поколения в поколение тех духовно-нравственных традиций, которые являются для нас очень и очень важными. Поэтому здесь очень большая составляющая.

Участвовали ли в этом форуме, кроме представителей Русской Православной Церкви, представители других конфессий и вероисповеданий? Участвовали ли они в дискуссиях и диспутах? Были ли те, кто освещал проблематику духовно-нравственных традиций с точки зрения иных верований?

В данном случае на той площадке, где мы находились, приглашенными были представители только Православной Церкви. Здесь разговор шел именно о том, что в рамках духовно-нравственных традиций очень важно сохранять взаимодействие с Русской Православной Церковью на территории всей нашей страны. Но были представлены музыкальные коллективы из разных республик (например, из Дагестана, Бурятии), и люди рассказывали, насколько они пытаются сохранять свои местные традиции, которые были у них испокон века. Более того, царская Россия очень благосклонно относилась к существованию традиций на этих территориях, ни в коем случае никогда их не ущемляла, чему эти народы благодарны. По сей день эти народы нуждаются в том, чтобы они были услышаны, поняты, потому что они являются частью нашего гражданского общества, и очень важно, чтобы в нем не было никаких противостояний.

Русская Православная Церковь всегда была веротерпимой к различным вероисповеданиям на территории нашей огромной страны, и здесь у нас как раз есть возможность показывать и проводить очень взвешенную, грамотную политику в плане взаимоотношений, для сохранения определенного культурного уровня. Потому что разрушить что-то всегда очень легко, а добиться того, чтобы у нас в обществе было полное взаимопонимание, очень и очень непросто, проблем здесь возникает много. Тем не менее тот факт, что Русскую Православную Церковь приглашают обсуждать вопросы, связанные с культурной жизнью нашего общества, говорит о том, что в обществе есть такая потребность и заинтересованность, и мы не можем на это не откликаться. Конечно, мы откликаемся. Более того, надеемся, что в дальнейшем и в этом отношении тоже будет плодотворная работа.

Если посмотреть на деятельность, ведущуюся в нашем городе, то Совет по культуре при нашей Санкт-Петербургской митрополии действует весьма и весьма активно. У нас проходят различные мероприятия и в Мариинском театре, и в Александринском, и в других местах. Проходит очень много фестивалей, много мероприятий, и все это свидетельствует о том, что мы стремимся к тому, чтобы не только проговаривать те или иные важные для нас положения, но в то же время свидетельствовать и делами о нашей готовности к активному участию в жизни общества.

Как я понимаю, разговор шел в рамках сохранения и возрождения духовно-нравственных традиций на основе культурно-творческого наследия?

Да, шла речь о том культурном уровне, который является для нас весьма и весьма важным, потому что представить на сегодняшний день жизнь нашего общества как-то разорванной на части просто нельзя. Мы должны быть единым целым. У общества есть разные составляющие. Культурный уровень определяется в том числе тем, насколько мы, представители Русской Православной Церкви, активно участвуем в культурной жизни нашего общества. На сегодняшний день мы показываем, что действительно участвуем. Более того, готовы и далее плодотворно участвовать. И это является важным свидетельством для всего нашего гражданского общества, насколько мы готовы вовлекать его в сохранение тех духовно-нравственных традиций, которые у нас были, и насколько мы хотим, чтобы они дальше передавались из поколения в поколение, так как они уже исторически сложились.

В одной статье психофизиолога Павла Васильевича Симонова, посвященной духовно-нравственным ценностям, я столкнулся с таким разграничением: он пишет, что духовность - это стремление к истине, а душевность - стремление к добру. На Ваш взгляд, не является ли наша жажда возрождения духовно-нравственных традиций стремлением к возрождению именно душевности в обществе, то есть стремлением все-таки, наверное, отдельных членов общества к добру? Потому что если мы говорим об истине, то можем говорить и о внутреннем нравственном законе, заложенном в нас при творении Господом.

Особенно в период советской власти и после 90-х годов не потеряны ли духовно-нравственные ценности именно с точки зрения душевности как стремления к добру в том числе?

Не потеряны. Потому что, как мы помним слова Тертуллиана, душа по своей природе христианка, поэтому в ней Богом заложена та искра, уничтожить которую просто невозможно никаким образом. Другое дело, что начиная с 90-х годов нашему обществу предлагаются ориентиры, прежде всего связанные с какими-то материальными проявлениями. Также сейчас идут мировые процессы, говорящие об определенном гедонизме. Поэтому сохранение духовно-нравственных традиций является для нас очень важным, потому что тогда мы сохраним нашу Россию, сохраним нашу культуру. В противном случае все это будет размыто. Сейчас средства массовой информации, Интернет - это такой сквозняк, сохраниться в котором человеку достаточно сложно. Плюс еще очень много транснациональных корпораций, которые тоже размывают понятие национальной культуры. Кроме всего прочего, мы знаем, что идеологи мировой экономики начиная с 90-х годов говорят, что важно, чтобы были размыты межнациональные понятия, стерты культурные различия и так далее. Поэтому сохранить наши национальные и культурные традиции очень важно, так как это будет серьезное противостояние этому. По нашей Конституции, на сегодняшний день идеологии у нас быть не может, тем не менее вопрос о сохранении духовно-нравственных традиций и обычаев - это возможность прежде всего сохранения России как православной страны и воспитание общества в таком ключе, который бы помогал передавать из поколения в поколение все, что у нас есть, - эту величайшую сокровищницу.

Вопрос очень серьезный, и наша Русская Православная Церковь, мне кажется, делает в современных условиях все возможное. Поэтому когда идет речь о том, что возникает некий пессимизм, то, наверное, можно сказать: нельзя объять необъятное, не могут сразу произойти глобальные изменения в преображении людей - это длительный процесс. Вспоминаю: когда началась перестройка, разрушился Советский Союз, это было время непростое для психики; для всех современников это был определенный слом, который, безусловно, сказался на всех нас. И сейчас новое поколение, которое этого не переживало, все начинает с чистого листа. И здесь как раз очень важным оказывается, чтобы мы помогли им в формировании такого мировоззрения, которое является для нас именно духовным, православным. Чтобы эти люди были Иванами, помнящими свое родство, бережно относящимися к своей истории, своим духовно-нравственным традициям, обычаям, и чтобы в дальнейшем они могли бы передавать все это из поколения в поколение. Такая серьезная, ответственная задача стоит сейчас перед нами. Как мне кажется, мы делаем все возможное в этом направлении.

Можно ли было делать в этом направлении что-то большее, покажет будущее: как говорится, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». В будущем потомки оценят, что было сделано в период нашего времени, но мне кажется, что сделано очень много. Многими пастырями Церкви были приложены титанические усилия по организации духовной жизни как на приходах, так и вне их. И сейчас мы знаем многих пастырей, которые трудятся в этом направлении, и трудятся очень ярко. И многие светские люди, видя эту деятельность пастырей Церкви, тоже активно участвуют в этом.

Мне приходится много ездить по нашей стране, и, к моей большой радости, я встречаю много положительных откликов на проповеди нашего Святейшего Патриарха Кирилла, на его деятельность в разных городах, разных населенных пунктах. И у меня тоже от этого появляется радость: несмотря на то, что определенные средства массовой информации нашу Русскую Православную Церковь очерняют, тем не менее подавляющее большинство населения положительно оценивает деятельность ее представителей. Поэтому у меня есть определенные надежды на то, что наше общество будет и дальше пошагово развиваться в этом направлении. И мы будем прикладывать все возможные усилия для воспитания и формирования подрастающего поколения и для помощи уже взрослым людям.

Беседам со студентами я уделяю очень много внимания, пытаюсь, что называется, подробно разжевывать многие положения. Иногда приходится слышать: «Батюшка, подождите, объясните еще вот это»... В воскресной школе нашего прихода занятия ведет преподаватель нашей духовной академии, и у нас всегда полная аудитория, всегда много вопросов и много желающих услышать слово Божие. Хотя преподаватель не в священном сане, тем не менее люди тянутся слышать слово Божие. Поэтому я надеюсь, что значительная часть нашего общества с каждым годом будет все больше и больше обращаться за духовными советами и будет более бережно относиться к нашим духовно-нравственным традициям.

- Будем надеяться. Дай Бог! Вы говорили, что сейчас молодежь пишет с чистого листа большей частью. Но чтобы писать какую-то повесть, основанную на духовно-нравственной традиции, должна быть какая-то предыстория. К сожалению, получается, что нам, детям 90-х, приходящим к взрослому мировоззрению именно в эти кризисные годы, тяжело воспроизводить эти духовно-нравственные традиции, так как мы их не видели в связи с тем общим состоянием, которое наше общество претерпевало в те годы. Ни о каких духовно-нравственных позициях речи не шло, остаться бы в живых, выжить в тех условиях. Получается, наше поколение испытывает голод в знании, восприятии этих духовно-нравственных традиций.

Потому что прежде всего это должно передаваться через семью. А в советский период семьи были неполными; отца, как правило, не было. Я рос в центре нашего города, тогда Ленинграда, и в подавляющем большинстве семей была безотцовщина; как правило, детей воспитывала одна мать. Мне повезло: у меня были папа и мама, бабушки и дедушки; они все занимались моим воспитанием, и в нашей семье духовно-нравственные традиции не прерывались, а передавались из поколения в поколение.

Наверное, я бы не был тем, кто я есть, если бы не родился и не вырос в той семье, в которой родился и вырос. То же мы можем говорить и про нашего Патриарха Кирилла, и про многих других священнослужителей и духовных людей. В 90-е годы это действительно была большая проблема, но она стоит и сейчас, когда очень много неполных семей… Как в советские годы: мать должна отработать, сходить купить продукты, приготовить, поэтому ребенку уделялось мало времени. Как правило, это были коммунальные квартиры, как здесь в Петербурге; их и по сей день остается очень много. В этой ситуации мы прикладываем определенные усилия; например, в нашей епархии проводится много встреч с серьезными разъяснениями для подготовки молодых людей, желающих создать семью. В том числе у нас предлагаются беседы и для священнослужителей. Более того, мы стремимся делиться опытом нашей епархии и с другими городами и епархиями, пытаемся делать все возможное в этом направлении. Однако это мало паханное поле, здесь еще трудиться, трудиться и трудиться, но эта работа ведется, причем работа масштабная. Можно сказать, идет невидимая большая, серьезная духовная брань. На сегодняшний день мы боремся на каждом клочке земли за душу нашего человека. И это не просто какие-то высокопарные слова.

Мы говорили про наш Совет по культуре, есть и другие отделы и комиссии; все они делают по своему направлению все возможное. Я знаю, что все пастыри Церкви прикладывают титанические усилия, чтобы каждый на своем месте мог и отслужить, и в то же время сделать все возможное в рамках своей непосредственной деятельности. Поэтому ведется кропотливая работа, и это в нас вселяет определенный оптимизм: Господь с нами, Господь поможет нам в той деятельности, которую мы на сегодняшний момент осуществляем. Поэтому здесь не может быть никакого пессимизма. Наоборот, мы радуемся тому, что Господь дает нам возможность свидетельствовать об истине и прикладывать все усилия, которые мы на сегодняшний день можем приложить. Но, как свидетельствует Священное Писание, как это было две тысячи лет назад, «жатвы много», и те делатели, которые есть на сегодняшний день, делают то, что могут делать. И, на мой взгляд, делают это очень грамотно и качественно. Каждый раз я благодарю Господа Бога за всех наших пастырей Церкви, когда молюсь, стараюсь по возможности всех поминать перед лицом Божиим, чтобы Господь каждому помогал в его важном и ответственном служении.

Очень важно, что сегодня появляются труженики и не в священном сане, которые активно участвуют именно в этой деятельности. Нельзя сказать, что их очень много на нынешний день, тем не менее они есть, и с каждым годом их становится все больше и больше. Более того, мы видим, что наше священноначалие уделяет этому тоже очень большое внимание, и это имеет свои хорошие, положительные результаты.

Здесь возникает тем больше недоумения. В век такого, казалось бы, безграничного доступа к информации любого рода, когда человек имеет все-таки (кто-то, может быть, это осознает, кто-то не осознает) жажду этих духовно-нравственных ценностей, жажду к этим именно традиционным устоям, к сожалению, приходится наблюдать крайнее отсутствие стремления к познанию (имеется в виду историческая литература и литература художественного характера, скрывающая, в общем-то, все богатство, наследие духовной культуры и нашей страны, и всего мира). Вы говорите, что студенты принимают активное участие в общении с Вами, задают очень много вопросов. Возникали бы эти вопросы, если бы люди обращались, скажем так, к письменно-информационному наследию, к источникам на тему духовно-нравственных традиций нашей страны?

Каждый раз, когда мы общаемся с молодежью, мы ощущаем, что она на сегодняшний день перегружена информацией. Информации очень много, раньше такого потока, конечно, не было. И ориентироваться в этом информационном сквозняке довольно непросто. Поэтому от нас зависит очень многое в плане сохранения духовно-нравственных традиций и формирования мировоззрения. Потому что если мы постараемся сформировать правильное православное мировоззрение, то молодым людям будет значительно легче ориентироваться в этом информационном сквозняке, они будут обращаться к тем источникам, которые дадут им такую духовную пищу, что пойдет им на пользу.

Ведущий: диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская