Если ребенок в 10 лет плохо читает. Ребёнок медленно читает

Ребенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей. Ведь чтение - главное умение человека в жизни. Навык чтения - залог успешного учения. Древнейшая пословица гласит: «На азбуке осёкся - и цифирь не далась». Как же помочь ребенку? Приведем ряд практических рекомендаций, описанных Н.Н.Светловской, В.Г.Горецким, В.Н.Зайцевым и учителями-практиками. Прежде всего, следует помнить, что навык чтения - сложнейшее психофизиологическое образование. Становление его - непростой и длительный процесс. А более легких источников получения информации сегодня очень много. Поэтому особенно важно развить у ребенка интерес к содержанию чтения и к самому процессу чтения.

Тексты для чтения должны быть близкими к субъективному опыту ребенка, личностно-значимыми для него, эмоционально насыщенными, познавательными. Следует предоставить малышу право выбора материала для чтения в зависимости от его увлечений, настроения, даже самочувствия.

Для развития интереса к процессу чтения, важно создать ситуацию успеха, поддержать в ребенке веру в то, что он справится. Этому способствует самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает текст, отмечает, до какого слова дочитал, пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник. И так изо дня в день. Сравнение результатов через неделю свидетельствует об увеличении скорости чтения. Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ребенка. И наоборот, именно успех рождает мотив: «Я хочу читать, у меня получается!».

Нельзя от ребенка только требовать: « Пока не прочтешь быстро и без ошибок, не встанешь с места! » Конечно, хочется, чтобы ребенок исправился буквально за неделю, а он не может. Не надо заставлять его дольше сидеть за книгой. Это утомляет. Не надо сердиться. Ведь физическая усталость, напряжение в сочетании с упреками и выговорами могут вообще отвернуть ребенка от книги. Пусть ребенок читает вслух недолго. Доказано, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому гораздо лучше, если домашняя тренировка будет проводиться ежедневно несколькими порциями по пять минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два снова пять минут чтения. А затем еще одна порция перед сном. В.Н.Зайцев отмечает, что чтение перед сном дает хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. И во время сна человек находится под их впечатлением.

Значительно облегчат формирование навыка чтения каждодневные упражнения в аудировании. Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, то скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения у него увеличиваются. Кроме того, его внимание обращено на интонационную выразительность, паузы, логические ударения. Полезно читать вместе с ребенком («хором»). Если ребенок сфальшивит, следует предложить вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Необходимо постоянно похваливать своего малыша, но делать это аргументированно.

Детей 1-2 классов не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение. Нужно учитывать и возможности ребенка.

Преодолению трудностей при чтении способствует режим щадящего чтения. Малыш читает 1-2 строчки и получает кратковременный отдых. Это возможно во время просмотра диафильма, чтения книг серии «Для маленьких», где 2-3 строки текста даны под соответствующей иллюстрацией. В этом случае иллюстрация всегда предваряет чтение, помогает школьнику передохнуть, подготовиться к восприятию тех 1-2 предложений, которые ярко выделяются на странице, кадре и их легко охватить взглядом.

Общеизвестно, что хорошо читает тот ребенок, который читает много. В воспитании любви к книгам у детей младшего школьного возраста положительную роль играет наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей. Их не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. К книгам из личной библиотеки надо постоянно обращаться. Все это вызывает подлинный интерес детей к книге.

Чтобы приучить детей самостоятельно читать, хорошо использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Увлеченный событиями и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжит чтение самостоятельно. Позже нужно обязательно спросить, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам. Можно рассказать ребенку занимательный эпизод из какого-нибудь произведения. И вместо ответа на вопрос: «А что же дальше?» - дать ему книгу.

Очень хорошо, если в семье практикуется домашнее чтение вслух, в том числе и книг из личной библиотеки. Читать надо всей семьей не для ребенка, а вместе с ребенком. Продолжительность такого чтения - 20-30 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интерес. О прочитанных книгах надо разговаривать - не контролировать ребенка, не требовать отчета: что прочитал, что понял, что запомнил, не навязывать своих взглядов, а вместе с ребенком на правах более опытного читателя размышлять над книгой. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят.

Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехе сына или дочери прибавят ребенку уверенности и воодушевления. Доброжелательная, ровная, спокойная обстановка дома благотворно влияет на самочувствие ребенка и помогает справиться с трудностями в учении.

Умение быстро читать очень важно для всего процесса обучения, от этого зависит насколько полно ребенок будет воспринимать изучаемый материал. И этому точно стоит уделить внимание. К счастью, технику чтения можно легко улучшить.

Что делать, чтобы помочь ребенку 9 лет быстро читать? Хочется сразу успокоить излишне переживающих родителей-то, что ребенок читает медленно и его техника чтения «хромает» это нестрашная и распространенная проблема. И избавиться от нее легко.

Регулярно играйте с ребенком в нужные игры с текстами и буквами. Но для начала давайте разберем, почему ребенок медленно читает.

  • Скудный словарный запас . В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает. Конечно, ему будет трудно и читать, и воспринимать такой текст.
  • Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

    Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

    Кроме пополнения словарного запаса, такие упражнения хорошо развивают речь.

  • Проблемы с артикуляцией . Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.
  • Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

    Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

  • У ребенка рассеяно внимание . Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала .
  • Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой !

    Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

    Чтение — важная часть жизни

    Ваша задача – показать ребенку, что уметь читать быстро очень важно. Пусть он поймет, что этим навыком ему придется пользоваться в своей жизни каждый день.

    Для этого почаще оставляйте ему различные записки : список того, что он должен сделать, когда придет из школы, где его обед, какие у вас планы на выходные, послания о том, какой он молодец и как вы его любите. Все зависит только от вашей фантазии.

    Мнение эксперта

    Лисова Алина Викторовна — педагог

    Педагог-психолог частного развивающего центра

    Читать с ребенком необходимо каждый день. Подберите книги, которые ему нравятся, они должны обязательно подходить по возрасту. Постарайтесь увлечь его процессом. Попробуйте почитать всей семьей, по ролям, а потом обсудить прочитанное. Малыш это обязательно оценит и увидит, что раз родители уделяют чтению столько времени, значит, это действительно важно.

    Помните, навыки развиваются только в процессе тренировок, так и в нашем случае.

    Если хотите улучшить свои способности – тренируйтесь регулярно, проводите с ребенком занятия в форме игры. Какие и как? Сейчас расскажем.

    Игры на развитие навыка

    Очень много хороших отзывов об игре « «, которая позволяет сделать процесс обучения чтению легким и ненавязчивым. Вам не придется больше заставлять ребенка заниматься, он будет делать это с удовольствием!

    Обзор и инструкция к этой развивающей настольной игре в этом видео:

    Другая очень хорошая игра, направленная на изучение букв и развитие навыка слогового чтения — «Зверобуквы» .

    Также очень эффективна методика обучения Жуковой. Ее и многие другие игры и учебные пособия вы можете найти, используя поиск:

    Упражнения

    • Чтение по времени . Похоже на проверку техники чтения в школе. Вы засекаете время, одну минуту, и просите маленького читателя читать как можно быстрее потом считаете слова.

    Текст должен быть несложным и соответствовать возрасту. После подсчета слов, вы спрашиваете: «А сможешь быстрее? Давай попробуем!» Второй раз, скорее всего, получится прочитать больше слов за то же время, ведь слова уже знакомы.

    Это очень хороший повод похвалить и показать, что все не так сложно и у него все получается. Это упражнение не имеет смысла проделывать больше трех раз на одном и том же тексте.

    Лучше разнообразьте ваши тренировки.

    • Собираем слова из половинок . Вам потребуется предварительная подготовка – необходимо подготовить карточки со словами. Таким образом, чтобы первая половина слова была на одной карточке, а вторая – на другой.

    Сделайте эти карточки яркими, не забывайте, ваша главная задача – увлечь маленького читателя и показать, что со словами и буквами можно весело играть. Вот увидите, ваш ребенок начнет увлеченно складывать карточки, собирая слова.

    Вам нужно постоянно перемешивать карточки и не забывать отмечать успехи и вовремя хвалить. В процессе этой игры малыш легко научится сосредотачиваться сразу на части слова, а не на отдельных буквах, это очень важно для увеличения скорости чтения.

      Очень Нет

    • Читаем по ролям . Вспомните вместе с малышом его любимых героев, подумайте, с какой интонацией они разговаривают и почитайте диалоги, «вживаясь» в их образы, от их лица.
    • Находим однокоренные слова . Для этого упражнения напишите на листке слово, но желательно без приставок и окончаний.
    • Например, «лес» и под ним напишите слова, которые образовались от этого же корня – «лесной», «лесочек», «лесами» и т. д.

    • Объявите войну труднопроизносимым согласным . Каждый день выписывайте на листок по 20 слов с сочетаниями согласных и просите ребенка проговорить их по 2 или 3 раза.
    • Отметьте для себя, какие сочетания даются с наибольшим трудом и уделяйте им особое внимание.

    • Развиваем смысловую догадку .

    Когда мы читаем текст, мы видим не только слово, которое читаем, но и часть следующего, боковым зрением. По его очертаниям мы уже догадываемся, что это за слово также в этом помогает понимание смысла текста. Все это значительно увеличивает скорость чтения.

С проблемой плохого чтения сталкиваются многие родители не только учеников 1–2 классов, но даже и 10-летних школьников. Причем выражаться она может абсолютно по-разному: в низкой скорости чтения, путанице букв и звуков, отсутствии интереса к книгам. Но не спешите обвинять любимое чадо в лени и невнимательности. Все может быть куда более серьезно. Сегодня будем разбираться - что делать, если ребенок плохо читает.

Почему ребенок плохо читает?

Прежде чем приступить к коррекции проблем с чтением, нужно понимать природу их появления. Причин может быть много, но все они условно делятся на две большие группы: физиологические и психологические.

В первую категорию попадают проблемы со здоровьем: плохое зрение, сниженный слух, дислексия (сложности овладения чтением и письмом, обусловленные нейрофизиологическими нарушениями). К физиологическим причинам относятся и особенности строения речевого аппарата, нервной системы и темперамента. К примеру, как бы вы ни старались повысить скорость чтения у флегматика, он все равно будет читать медленнее своих сверстников-холериков.

Ко второй группе причин психологического характера можно отнести: протест, перенапряжение, отсутствие интереса, страх, стресс.

Что делать если ребенок плохо читает?

Во-первых, нужно понимать почему возникают трудности с чтением. Для этого лучше обратиться за помощью к специалистам: окулисту, лору, невропатологу, логопеду-дефектологу, психологу. Они ответят на вопрос, есть ли физиологические предпосылки для плохого чтения.

Во-вторых, нужно учитывать наследный фактор и возраст ребенка. Если вы сами или ваши ближайшие родственники испытывали трудности с овладением чтения, то, вполне возможно, что и ваш ребенок пройдет через это испытание. Не стоит забывать о таком понятии, как сензитивный период – оптимальный период в жизни для развития определенного навыка. Например, сензитивный период для чтения – 5–8 лет. В этом возрасте и активный словарный запас и зрелость нервной системы уже позволяют освоить алфавит и чтение. Поэтому если ребенок плохо читает в 3–4 года, то это не повод бить тревогу.

В-третьих, определитесь с методами коррекции. Если уровень ваших педагогических знаний позволяет, то можно пробовать освоить специальные методики по улучшению чтения в домашних условиях. В противном случае доверьтесь специалистам и школам развития, занимающимися подобной коррекцией.

Как помочь ребенку, если он плохо читает?

Для начала нужно понимать, что жесткий контроль и насилие не помогут. Максимум чего удастся добиться – это натренировать скорость чтения, которая по сути не является показателем интеллектуального развития. А вот отбить у ребенка охоту к чтению раз и навсегда подобными методами можно очень быстро.

Ваш главный козырь в улучшении чтения, при условии отсутствия физиологических проблем у ребенка, – правильная мотивация. Никто лучше вас не знает, что поможет вам мотивировать малыша на чтение: долгожданная игрушка, поход в зоопарк или любимый пирог. Главное, чтобы мотивация была позитивной: никаких наказаний и лишений за непрочитанную книгу.

Кроме того, важен и личный пример. Доказано, что дети, в чьих семьях регулярно читают сами родители, испытывают меньше трудностей с обучением. Ну и не забывайте про природное детское любопытство. Попробуйте не дочитать интересную сказку или купите новую книгу с любимыми героями, и не исключено, что ребенок сам потянется к чтению.

Родительское собрание

Цель: дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связанными с неуспеваемостью учащихся начальных классов

Задачи : 1. Познакомить с терминами «дислексия», «дисграфия»

2. Познакомить с приемами занятий с детьми

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать? Обратите внимание на их характер.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Основных причин возможных трудностей с письмом и чтением две. Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. Родителям таких деток нужно быть заранее готовыми к тому, что

в школе у их малышей могут возникнуть трудности с чтением, письмом или счетом.

Дислексия и дисграфия бывают связаны не только с травмами мозга, но и с врожденными особенностями его строения: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

Что же такое - эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, в нем циркулируют бета-волны мозговой актив! стн и оно отвечает за логическое мышление. Любая аналитическая работа мозга происходит здесь, в том числе - обучение чтению и письму. Нарушения в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

Для правого полушария характерны альфа-волны, оно отвечает за интуицию и творческое мышление, например -за музыкальные способности или общительность человека.

Обоими полушариями командует мозжечок, расположенный сзади, между полушариями мозга и позвоночным столбом. При помощи электроимпульсов различной частоты мозжечок посылает команды большим полушариям.

При дислексии нарушаются основные нейронные связи, передающие информацию между полушариями мозга. Частично это проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать столь непростую проблему. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование. Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты - логопеды.

И еще - детям обязательно нужно приводить положительные примеры. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами. Обязательно расскажите ребенку о них! (Смотреть презентацию).

Все, что я узнала, помогло мне посоветовать родителям и коллегам по работе. более внимательнее относиться к данным детским проблемам.

Многие часто навешивают на учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные. Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.

Познакомьтесь

Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.

Ханс Кристиан Андерсен . Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Ингвар Кампрад : заработано самостоятельно
(плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea»
Состояние: 31 млрд. долларов
Гражданство: Швеция

Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.
Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике.
Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.
Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.
Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии.
Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969).
Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».

Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…

Знаменитые троечники

Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.

Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя. (Памятка для работы всех учителей)

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки , связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д .

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы ; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё - ю;

заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов .

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну

Неправильную. Найти буквы, спрятанные в

различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном

изображении: какие буквы «свалились в кучу»

и спрятались на рисунке.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет . Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Итак 1.Выводы

Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.

2.Выводы:

Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.