Если тобой никто не дружит. Что делать, если у ребенка нет друзей? Почему не хотят общаться

В первую очередь - не думать, что ты неправильный, недостойный и так далее. Если у тебя не получается подружиться с одноклассниками, это может означать лишь, что ты пока не очень умело владеешь навыками общения. Но у нас для тебя хорошие новости. Во-первых, через это проходят все люди: это как умение ходить, читать или писать. Просто кто-то осваивает его быстрее, а кто-то - медленнее, но каждый имеет право на свой личный темп. Во-вторых, умение общаться можно и нужно развивать, и у тебя непременно все получится (особенно, если ты приложишь к этому усилия). Ниже мы постараемся рассказать тебе, с чего стоит начать.

Тренируйся на кошках

Это фраза из прекрасного советского фильма «Операция Ы», а под «кошками» понимаются керамические статуэтки. На самом деле, это может быть что угодно: игрушки, куклы, стул, подушка - какой-то предмет, который будет играть роль собеседника. Тебе нужно с этим собеседником поздороваться и начать разговор на тему, на которую ты мог бы пообщаться с одноклассником. Домашнее задание, расписание, новая прическа, планы на каникулы и так далее.

Если у тебя достаточно теплые и доверительные отношения с родителями или братьями/сестрами, ты можешь попросить их подыграть. Заодно и спросишь, насколько хорошо у тебя, с их точки зрения, получается, и что бы они посоветовали изменить.

Но даже если такой возможности нет - не беда, тренируйся с неодушевленными предметами. А когда почувствуешь себя хоть сколько-нибудь уверенно, повтори разученную сценку уже с реальным одноклассником. Делай это так, как заходят в холодную воду: быстро, не думая о последствиях. Пусть разученные слова, которые более-менее подходят к ситуации, просто полются сами собой, а там, глядишь, и разговор завяжется.

Если с первого раза пообщаться с кем-то интересно не получится - не отчаивайся и пробуй снова. Смени тему, подойди к другому однокласснику. Если ты будешь пытаться, то со временем обязательно найдешь того человека или людей, с которыми вы сможете стать приятелями. А если ты будешь просто сидеть, сложа руки - вряд ли что-то изменится.

Ищи общее

В твоем возрасте предлогом для дружбы может стать очень многое: от похожих увлечений до проживания в одном районе. Наверняка ты что-то знаешь о своих одноклассниках (возможно, знаешь достаточно много) и сможешь выбрать тех, с кем у тебя есть что-то общее. Может, ты занимаешься рисованием, и кто-то другой - тоже. Может, тебе нравится определенный музыкальный исполнитель или актер, и кто-то из твоих одноклассников обмолвился, что ему тоже. Или, может, вы просто банально живете с кем-то в одном доме.

Все это - уже отличный повод, чтобы начать разговор. Почему бы не обсудить новый альбом любимой группы? Шумных соседей с третьего этажа? Любимую технику живописи? Начать можно с обычного приветствия и уточнения информации (что-то вроде «Это правда, что ты тоже ходишь в художественную школу?»), а потом задать какой-нибудь вопрос по этой теме. Если собеседник будет расположен к разговору, после этого ты можешь рассказать что-то о своем увлечении, и так далее. А если нет - что ж, попробуй поговорить с кем-то еще.

Не бойся ошибаться

Помнишь, как в начале статьи мы сравнивали умение общаться с умением ходить? Так вот: обучение любым навыкам строится примерно по одной и той же схеме. Ты пробуешь, терпишь неудачу, пробуешь снова, и так до тех пор, пока количество неудач не станет минимальным. В общении это тоже работает. Вполне нормально, если кто-то из тех, с кем ты бы хотел подружиться, тебя отвергнет. Если ты сболтнешь лишнего. Если окажешься в неловкой ситуации. Поверь, все неидеальны, и у всех бывают казусы. Не позволяй страху этих естественных вещей мешать тебе общаться со сверстниками.

Уважай себя и других

Наверное, еще в детском саду тебе говорили, что нельзя быть ябедой, жадиной, злюкой, и так далее. И говорили, в общем-то, правду. Дело в том, что никому не нравится общаться с тем, кто всегда и на все отвечает злостью и агрессией. Кто всегда ноет и жалуется. Кто норовит поябедничать и выставить себя в лучшем свете перед учителем. Кто постоянно хвалится и принижает остальных. Ты и сам можешь продолжить этот список, потому что с такими людьми неприятно общаться и самому тебе.

Это не значит, что, например, дабы не прослыть жадиной, нужно отдавать другим абсолютно все. Но немного скорректировать свое поведение, смягчить его, не помешает. Будет отлично, если в этом тебе помогут родители и школьный психолог, но если ты хочешь решить проблему собственными силами - сделай следующее:

  1. Заведи тетрадку и записывай в нее, что ты делал и говорил по отношению к одноклассникам в течение дня. Желательно делать это хотя бы на протяжении пары недель. Не описывай свои эмоции: просто то, что происходило.
  2. Спустя несколько дней перечитай записанное и постарайся представить, что это записи другого человека. Подумай, понравился ли бы тебе этот человек, а если нет - то почему.
  3. Если ты найдешь в своем поведении какие-то неприятные моменты, приучи себя их контролировать. Например, если ты выяснишь, что в любой спорной ситуации начинаешь злиться и обзываться - попробуй просто помолчать десять секунд, когда в очередной раз захочешь это сделать.

Следи за своим внешним видом

Речь идет не о том, чтобы соответствовать каким-то стандартам красоты, тем более, что они меняются каждые полгода. Речь идет лишь об аккуратности и опрятности. В любом человеке важнее его внутренний мир, чем внешность, но не замечать ее просто невозможно. И если ты неопрятен, то не исключено, что именно этим ты отталкиваешь одноклассников, которые могли бы стать твоими друзьями. Если ты не очень справляешься с тем, чтобы выглядеть опрятнее - обратись за помощью к родителям.

Если ты будешь старательно следовать этим советам, то дело должно сдвинуться с мертвой точки. Как минимум, у тебя появятся какие-то приятели в школе, с которыми ты сможешь периодически общаться и проводить время вместе. Но если обстановка в твоем классе сложилась крайне напряженная по отношению к тебе, и тебя откровенно травят всем коллективом - нужно говорить с родителями, или классным руководителем, или психологом/социальным педагогом. И, в любом случае, никогда не стоит отчаиваться и заниматься самоуничижением. Верь в себя - и у тебя все получится!

Среди ребят обязательно найдётся кто-то с похожими интересами.

Если тебя дразнят и обижают, прежде всего разберись с этим. Возможно, кто-то из хороших ребят мог бы с тобой подружиться, просто к тебе не протолкаться через кольцо обидчиков.

А пойти против всех не каждый решится. Как только от тебя отстанут, завязать дружбу станет легче.

Если тебе нравится кто-то из ребят, но ты не знаешь, как завязать разговор, - спроси его о чём-нибудь, в чём он хорошо разбирается и чем увлечён. Или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться (помни о третьей ошибке!) - скажи о том, что на самом деле тебе понравилось.

Когда первый контакт завязался, поддержи его. Запомни, как зовут нового знакомого, расспроси его, чем он увлекается, где живёт, во что любит играть. Предложи обменяться телефонами.

Не стесняйся показать, что человек тебе интересен, но не навязывайся. И не расстраивайся, если ничего не выйдет. Значит, это ещё не твой настоящий друг.

Встреча впереди!

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ...

ТЕБЯ СИЛЬНО ОБИЖАЮТ

Для начала нужно понять: что значит - сильно?

Если тебя дёргают, толкают или роняют твои вещи, при этом не делая действительно больно и ничего не ломая, это одно. Мальчики вообще так иногда ведут себя с девочками, которые им нравятся, - за косички дёргают. Ну не знают просто, как ещё привлечь к себе внимание.

ДЛЯ ЭТИХ СЛУЧАЕВ ПОДХОДИТ ВСЁ ТО, О ЧЁМ ГОВОРИЛОСЬ В ГЛАВЕ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЕБЯ ДРАЗНЯТ РЕБЯТА».

Сохраняй спокойствие. Не обижайся, не злись, не жалуйся, не пытайся дать сдачи.

Можно спросить:

«Я тебе мешаю? Мне дать тебе пройти?», или «Тебе нравится моя коса? Тогда потрогай аккуратно», или «Ты только на меня все время натыкаешься, или на всех?».

Или просто не обращай внимания, и это быстро всем надоест.

НЕУЖЕЛИ ЕМУ НЕ НРАВИТСЯ МОЙ ХВОСТ? ИЛИ МОИ УШИ?...

ТЕБЕ СДЕЛАЛИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬНО,

НАМЕРЕННО СЛОМАЛИ ТВОЮ ВЕЩЬ,

ИСПОРТИЛИ ОДЕЖДУ,

ОТНЯЛИ ДЕНЬГИ,

ТЕМ БОЛЕЕ ЕСЛИ ТЕБЯ ПОРАНИЛИ -ЭТО УЖЕ НЕ ПРОСТО ГЛУПОСТЬ.

Это называется «НАСИЛИЕ», и это

Возможно, всё случилось не нарочно. Кто-то собирался толкнуть тихонько, а получилось сильно, и теперь он сам не рад. Увидев, что тебе больно, он извинится и вряд ли станет делать что-то подобное в будущем. Тогда это может остаться между вами.

Если же ты видишь, что тебе причинили боль намеренно и обидчик вовсе не жалеет о сделанном и не просит его извинить, значит, самое время ОБРАТИТЬСЯ К ВЗРОСЛЫМ. Лучше всего сделать это как можно быстрее и в присутствии обидчика. Не кричи, не обвиняй и не говори жалобным голосом. Скажи по возможности спокойно:

«Я НЕ ЛЮБЛЮ ЖАЛОВАТЬСЯ, НО НЕ ЗНАЮ, КАК ЕЩЁ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ.

ТО, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ, - УЖЕ НЕ ИГРА. ЭТО ОПАСНО.

МНЕ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ».

После этого коротко скажи, что именно сделал обидчик. Если взрослый отчитал или наказал его, никогда не злорадствуй и не показывай торжества. Но и не оправдывайся, если тебя называют ябедой.

«Я НЕ ХОТЕЛ ГОВОРИТЬ ВЗРОСЛЫМ.

НО ТЫ НЕ ОСТАНОВИЛСЯ,

И ДРУГОГО ВЫХОДА НЕ БЫЛО. ТЕРПЕТЬ Я НЕ СТАНУ».

Всё равно обзываются?

ТЫ УЖЕ ЗНАЕШЬ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ, - СМОТРИ ГЛАВУ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЕБЯ ДРАЗНЯТ РЕБЯТА».

Особый случай - если тебя бьют постоянно или если тебя обижают более старшие ребята.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИ ОБ ЭТОМ РОДИТЕЛЯМ!

Иногда дети боятся, что мама расстроится, а папа будет смеяться и называть рохлей. И, вообще, считают, что родителям жаловаться стыдно и надо справляться самому. Никто и не предлагает бежать к ним из-за каждого пустяка.

Если можешь - конечно, справляйся сам. Но постоянное насилие или взрослые наглые хулиганы - это не пустяк! В любой момент обидчики могут войти в раж и причинить тебе серьёзную травму. Бывает, что дети попадают в больницу и потом очень долго лечатся. Вот тогда мама расстроится по-настоящему, а папа ещё долго не сможет смеяться.

НЕ ДОПУСКАЙ ЭТОГО!

Бывает, что хулиганы запугивают и говорят: «Если скажешь кому-нибудь - вообще убьём!».

Те, кто обижает более слабых, обычно сами трусы. Поэтому достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьёзно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратятся в милицию.

А самый лучший способ не попасть в такую ситуацию - это иметь хороших друзей и всегда ходить вместе с ними. Хулиганы обычно пристают к одиночкам.

Нет таких друзей?

ЧИТАЙ ГЛАВУ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ТОБОЙ НИКТО НЕ ДРУЖИТ».

Совсем тяжело бывает, если тебя обижает взрослый. Например, учитель или тренер. Невзлюбил именно тебя, а может быть, просто грубый и злой человек и других ребят обижает тоже.

А возможно, кому-то показалось, что ты делаешь что-то плохое. Например, кассир в магазине вдруг решил, что ты хотел стащить шоколадку. Или сердитому соседу почудилось, что именно ты вчера разбил его окно мячом. Может, и правда ты что-то не то сделал.

Всякое бывает.

НО ЗАПОМНИ: НИКОМУ НЕЛЬЗЯ ТЕБЯ

«МНЕ СТРАШНО, КОГДА ВЫ КРИЧИТЕ»,

«МНЕ БОЛЬНО, КОГДА ВЫ ТАК ДЕРЖИТЕ МЕНЯ ЗА РУКУ»,

«МНЕ ОБИДНО, КОГДА ВЫ ТАК ГОВОРИТЕ».

Возможно, взрослый слишком рассердился или испугался за тебя и сам не понимает, что делает. Тогда твои слова его успокоят и помогут взять себя в руки.

Если это не помогло и взрослый продолжает делать тебе больно, оскорблять или кричать, ты не должен это терпеть. Не протестуй, не угрожай, не говори: «Вы не имеете права», «Прекратите немедленно» или «Я скажу маме». Это может только ещё больше его разозлить. С человеком в сильном гневе вообще лучше не разговаривать.

Самое правильное - как только появится возможность, ПРОСТО УЙТИ.

Уходи быстро и решительно, не пытайся забрать свои вещи, возьмёшь потом. Но не беги, иначе тебя сочтут виноватым. Просто отойди в любое место, где есть другие люди: в коридор школы, в фойе магазина или спортзала, в учительскую.

Детям нужно общение, это способствует их развитию и становлению, иначе они не научатся чувствовать себя комфортно в своём внутреннем мире. Если ответа нет, это может вызывать разные реакции, начиная от тоски и заканчивая обидой на всех окружающих. Маленькому ребёнку трудно самостоятельно разобраться в проблеме и тем более решить её, если нет поддержки со стороны взрослых.

Впрочем, этот вопрос актуален и для зрелых людей. Его редко задают вслух, но отсутствие друзей косвенно снижает рейтинг человека. Признаться в столь деликатной проблеме тяжело. Поэтому взрослый человек ищет оправдание в объективных причинах, и пытается ответственность переложить на других. Ему при желании легче, чем ребёнку, решить проблему и выйти из неё. Для начала нужно просто осознать данный факт и самому себе сказать: «У меня нет товарищей. Наверное, со мной просто не хотят дружить». Чтобы устранить проблему, малышу необходима помощь старших.

Суть дружбы

В действительности дружба – это отношения как минимум двоих человек. Действует она по неписаным законам, которые касаются только приятелей и выработаны ими в результате длительного общения. Эти правила в течение жизни меняются, они никем и нигде не зафиксированы: ни товарищем, ни тобой. Чтобы начать дружить нужно обоюдное желание, общность интересов, ценностей и стремлений.

Почему часто не хотят дружить даже с разносторонними личностями? Вариантов ответов на этот вопрос много. Приведём наиболее распространённые:

  • непрезентабельный внешний вид;
  • неуважение к окружающим;
  • отсутствие ответного желания идти на контакт;
  • неумение общаться;
  • подсознательная боязнь дружбы.

Для начала нужно просто осознать данный факт и самому себе сказать: «У меня нет товарищей. Наверное, со мной просто не хотят дружить».

Пути решения проблем в общении

Внешний вид и поведение, как уже было отмечено, – важная составляющая общения. Редко кто решится дружить с человеком, если тот имеет непрезентабельный облик или некрасиво поступает. Известная поговорка, гласящая, что о человеке судят по его друзьям, вполне справедлива.

В понятие внешнего вида включено много параметров. Это могут быть отклонения от идеалов общества в весе и росте, неопрятность, неприятный запах изо рта…. С одной стороны, такие недостатки могут вызывать определённые комплексы у их обладателя и затруднить контакт с окружающими. С другой стороны, это способно отталкивать потенциальных приятелей.

Если проблемы легко решаемые, то необходимо их устранить. Погладить одежду, почистить зубы, правильно питаться и делать зарядку может каждый. Достаточно привести себя в порядок, и начнется полноценное общение. Но стоит учитывать, что в один день отношения не изменятся. Дружба теряется за секунду, если появляется неприязнь, а создаётся годами. После корректировки внешнего вида необходим период адаптации. За это время окружающие поверят в изменения и проявят готовность идти на контакт.

Труднее что-то делать, если нежелание завязывать дружеские отношения связано с комплексом неполноценности. Нет иного пути, как поверить в свою исключительность, повысить свою самооценку и просто полюбить себя. Всевозможные тренинги, чтение соответствующей литературы помогут решить проблему, но этот процесс длительный. Начинающему подобный путь можно сказать в поддержку то, что саморазвитие – занятие очень увлекательное, оно кардинально меняет человека и никогда не вызывает сожаления о потраченном времени и деньгах.

Желание общаться и находить друзей может быть реализовано через социальные сети. В этих случаях дружба быстро развивается, не требует больших обязательств от сторон. Она легко может быть прервана, так как обещаний никто никому не давал. Тем не менее, заменять реальное общение виртуальной дружбой не рекомендуется. Приятель в сети – тот же незнакомец, о котором вы ничего наверняка не знаете. Вырабатывая навыки общения в Интернете, важно не переступить грань: подобные диалоги должны делать вас более коммуникабельным, а не тем, кто не замечает реальной жизни и окружающих.

Часто отсутствие товарищей объясняется боязнью их завести. Дружба – это обоюдные обязательства, гораздо более содержательные, чем просто приятельские отношения. К товарищам обращаются по большому кругу вопросов, ожидают от них помощи и взаимности. Боязнь брать на себя высокие обязательства или быть обманутым недобросовестным людьми тормозит развитие отношений. Решение вопроса заключается в понимании одного важного момента: дружба не сложится, если вы не готовы рисковать, доверять и отдаваться процессу полностью. Сделать первый шаг в этом случае крайне важно.

Дружба в детском возрасте

Решение проблемы отсутствия друзей взрослому человеку доступно. Но что делать, если страдает маленький родной человечек? Невозможно этот вопрос решить силовым методом. Малышу необходимо расти и учиться заводить дружеские отношения самостоятельно. Задача взрослого – делать все необходимое, чтобы помочь ребёнку устанавливать контакты со сверстниками.

Прежде всего, следует быть объективными и постараться посмотреть на проблему со стороны. Понаблюдать за поведением ребёнка, когда он в детском коллективе. Можно поговорить с учителем или воспитателем, если для вас важна их точка зрения.

В диалоге с ребёнком необходимо акцентировать внимание на правильных вариантах построения общения, постепенно и аккуратно корректировать его поведение. В этом хорошо помогают ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, не имеющих непосредственного отношения к малышу. Постепенно рёбенок сам сможет сориентироваться в обстановке и начнёт заводить знакомства с ровесниками.

Дружба – очень сложный процесс. Для создания приятельских отношений необходимо желание меняться, идти на контакт. Может потребоваться корректировка своего поведения, самокритичность, инициативность. Важно быть доброжелательным, открытым, вежливым и уважительным к окружающим. Такие качества ценятся обществом. Следует помнить, что друзьями за секунды и дни не становятся. Отношения развиваются постепенно, надо запастись терпением и не сворачивать с пути установления контактов с людьми. Удача не заставит себя долго ждать!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был доволен и успешен. И как обидно становится, когда у него что-то идет не так. К примеру, если его обижают или недостаточно любят в детсадовском коллективе. Хочется встать на защиту своего малыша, приказать всем забиякам срочно извиниться, а всей остальной группе немедленно дружить с лучшим на свете мальчиком Васей. Но мы понимаем, что это не выход. Разбираемся в вопросе с психологом Анфисой Беловой.

Ребенок жалуется дома после садика: «Со мной никто не дружит». Как родители могут узнать, правда ли есть такая проблема? Ведь «сегодня дружу — завтра не дружу» кажется нормальным поведением для детей в садике?

Да, дети непостоянны, их интересы и предпочтения могут меняться несколько раз за день. Но это не значит, что надо игнорировать или относиться несерьезно к тому, что говорит ребенок. Если он рассказывает о том, что с ним никто не дружит, значит, в данный момент он действительно так чувствует.

Задача родителей — разобраться, сиюминутное это чувство (например, сегодня малыша отказались взять в игру по каким-то причинам) или у него есть проблемы в общении со сверстниками.

Для того, чтобы это понять, родителям достаточно регулярно общаться с ребенком, спрашивать, как у него дела, что он делал в течение дня, весело ему было или нет.

Кроме этого, необходимо обращать внимание на настроение, с которым ребенок идет в детский сад и возвращается из него, хочет ли он туда ходить. А еще о наличии у вашего сына или дочери друзей всегда можно узнать у воспитателей, которые проводят с детьми большую часть дня.

Если дошкольник действительно ни с кем не общается, должно ли это тревожить родителей? Ведь он же еще маленький — может, само пройдет.

Сначала надо выяснить, тревожит ли это самого ребенка. Возможно, его устраивает такое положение вещей, тогда и вам предстоит смириться.

Если же проблема есть, а родители самоустраняются, объяснив свое поведение фразой «само пройдет» или «пусть сам учится разбираться со своими проблемами», то лучше вряд ли станет, а вот хуже — скорее всего. Ни одна проблема не проходит просто так, она трансформируется, видоизменяется, но не исчезает.

Что делать, если ребенок действительно не имеет друзей и ни с кем не играет, при этом хочет общаться и расстраивается из-за этой ситуации? Может ли чем-то помочь родитель?

Родитель — это главный человек в жизни ребенка, и его участие в решении детских проблем очень важно. Малышу не к кому больше обратиться за помощью, кроме мамы и папы.

Дать простой краткий ответ, что конкретно стоит делать родителям, невозможно. Для этого нужно знать причину, по которой ребенок ни с кем не играет и у него нет друзей. А причин может быть множество. Например, он слишком скромен и закрыт, боится сам пойти на контакт. Или, наоборот, слишком напорист, поэтому никто не хочет с ним общаться. А может, произошла какая-то неприятная ситуация, после которой взаимоотношения с одногруппниками испортились.

Только найдя причину, родители смогут понять, в каком направлении двигаться дальше. Возможно, достаточно будет поговорить с воспитателем, чтобы он ввел ребенка в коллектив. Иногда нужно научить ребенка простым фразам и правилам для успешного общения со сверстниками или обратиться за помощью к психологу. Бывают и такие случаи, когда лучше перевести малыша в другое дошкольное учреждение. Вариантов много, и все они зависят от конкретной ситуации.

В каких случаях нужно обращаться к психологу? Как понять, что родитель не справится с ситуацией самостоятельно?

К психологу стоит обратиться, если в поведении ребенка появляются какие-то тревожные знаки: он становится слишком агрессивен или, наоборот, плаксив, у него появляются невротические симптомы — например, нервные тики, заикание, энурез, он часто болеет и т.д. То есть нужно обращать внимание на всё то, что отличается от обычного поведения вашего (именно вашего) ребенка.

Ситуацию, когда родители не в состоянии помочь, легко распознать: дни идут, все способы, которые были в арсенале у мамы с папой, уже испробованы, а проблема не решается, или ситуация стала только хуже.

Бывает, что у родителей и нет никакого «арсенала», они просто не знают, что делать. Тогда, конечно, тоже нужно к психологу. Главное помнить, что обратиться за помощью не стыдно. Это не делает вас плохими родителями, которые не справились. Это делает вас хорошими родителями, которым не все равно.

Что делать, если ребенок не имеет друзей и при этом не нуждается в них? Его будто бы тяготит общение со сверстниками, а в одиночестве он замечательно себя чувствует?

Да, есть такие дети (да и взрослые), которым комфортно находиться в одиночестве. Но, во-первых, необходимо убедиться, что это именно так. Если по самому ребенку видно, что для него это не является проблемой, то и навязывать ему друзей не стоит. Он, наоборот, может испытывать дискомфорт, если его насильно втягивают в общение с другими детьми. Об этих особенностях необходимо говорить с воспитателем, чтобы он не давил и не пытался «исправить» необщительного ребенка. А если есть возможность, ограничить посещение детского сада, т.к. замкнутым детям может быть тяжело постоянно находиться среди большого количества людей. Это вовсе не значит, что малыша нужно изолировать от сверстников и у него никогда не будет друзей, просто ему нужно подобрать более комфортную среду, в которой он сможет спокойно учиться взаимодействовать с людьми, не подвергаясь излишнему стрессу и давлению.

Есть ли способы «профилактики» неумения дружить и общаться? Что мы можем сделать для ребенка в раннем возрасте, чтобы, подрастая, он не столкнулся с этой проблемой? Может, больше общаться с ним или смотреть мультфильмы про друзей?

В этом вопросе многое зависит от характера и темперамента ребенка. Кому-то «дано» легко заводить новых друзей, такие дети впоследствии становятся душой компании или лидерами класса. А кто-то менее общителен и более закрыт, предпочитает минимум общения. Это все варианты нормы.

И еще одно замечание: до трех лет вообще не стоит трогать ребенка с вопросами дружбы, потому что дружить и полноценно играть со сверстниками он пока еще не умеет.

В качестве некой «профилактики» детских проблем с общением родители должны учить ребенка вежливости, умению строить разговор при знакомстве. С малышом можно беседовать о человеческих качествах, которые важны для дружбы, о том, для чего вообще нужны друзья.

Для того, чтобы развивать навыки общения, расскажите ребенку, как действовать в случае, когда он хочет с кем-то познакомиться: поздороваться, представиться, спросить собеседника, как его зовут, предложить совместную игру и т.д. Также можно поиграть в «знакомство», например, заново познакомиться с бабушкой, папой или сестрой, перезнакомить все игрушки — на игрушках, кстати, очень удобно отрабатывать любые ситуации.

Кроме этого, важно подготовить ребенка к тому, что не все дети бывают доброжелательны в ответ — кто-то может сам быть довольно скромным или просто не хотеть в данный момент общаться, другой может быть невоспитанным и грубым, такое тоже случается, — но это не означает, что сам ребенок плохой и что-то сделал неправильно.

После этого можно переходить к обучению «культуре игры». Для этого вам достаточно вспомнить свое детство: с какими детьми вам было неприятно общаться и не хотелось играть и почему (например, с теми, кто отбирал игрушки или нарушал правила игры, или дрался). Это и следует рассказать своему ребенку. Только здесь важно не уйти в запугивание: «Если ты будешь отбирать игрушки, с тобой никто не будет дружить», — такие высказывания вызывают страх, а не мотивируют. Лучше в таком случае сказать: «Правда неприятно, когда кто-то отбирает у тебя игрушки? Вот и другому это тоже не понравится», — таким образом вы не только объясните, как надо вести себя в коллективе, но и начнете учить своего ребенка эмпатии, сочувствию.

Это такой базис для успеха в общении ребенка. Однако даже он не гарантирует того, что ребенка минуют все проблемы в общении. Здесь главное вот что: важно, чтобы малыш чувствовал поддержку и знал, что за его спиной всегда есть родители, которые готовы выслушать и помочь в любом вопросе.