Физическое развитие 5 месячного ребенка. Развитие ребенка в пятый месяц жизни

В пять месяцев ваш ребенок попробует новые блюда: каши, овощные пюре, ягоды. Попытается сесть, поспорить с вами за игрушку и, возможно, предпримет попытки поползать на четвереньках!

Рост и вес ребенка 5 месяцев

За пятый месяц жизни ребенок набирает в среднем 700 граммов и вырастает на 2 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 5 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 5 месяцев?

Переворачиваться со спины на живот;

Лежа на животе, долго «плавать», поднимая одновременно ручки и ножки;

Пищать от удовольствия, громко смеяться;

Хватать игрушки, которые мне протягивают на уровне груди;

Легко снимать носочки со своих ножек;

Оценивать расстояние до интересующего предмета,

Понемногу есть с ложки.

Развитие ребенка в 5 месяцев

В пять месяцев дети любят проводить время на детском коврике. Любимые позы: лежа на животе, опираясь на выпрямленные ручки. Так ему гораздо лучше видно, что происходит вокруг него. Ребенок может занимать себя уже целых полчаса.

На пятом месяце ребенок стал более подвижным. Ведь к 5 месяцу у него полностью нормализовался тонус мышц на руках и ногах. Теперь они стали более послушными. Ребенок свободно двигается и уже в состоянии достичь поставленной перед собой цели. Например, взять из маминых рук игрушку. На первый взгляд кажется, что все так просто! На самом деле он научился этому только сейчас. Малыш может долго удерживать интересный предмет в руке, перекладывать его из одной руки в другую долго, рассматривать и затем тянет в рот.

Когда ребенок берет игрушку в рот, он многое о ней узнает. Это один из методов познания окружающего мира. Поэтому не запрещайте малышу грызть игрушки, просто следите за тем, чтоб они всегда были чистыми.

Зрение ребенка 5 месяцев

Ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете в течение 10-15 минут. Причем если раньше он смотрел лишь на то, что само бросалось в глаза (например, яркий мягкий медвежонок), то теперь кроха сознательно выбирает «объект для наблюдения». Проведите с ребенком несложную тренировку, поучите его дольше концентрировать взгляд. Положите ребенка на живот, на расстоянии 70 см от его глаз катайте красный мячик. Малыш будет внимательно следить за ним, провожать его взглядом.

Здоровье ребенка 5 месяцев: прививки от АКДС и полиомиелита, диатез, режим

На 5 месяце месяце нужно провести ребенку третью вакцинацию от дифтерии, коклюша и столбняка - АКДС (она делается в комплексе) и отдельно - от полиомиелита.

Узнайте у врача, нужен ли ребенку прием витамина Д. А если вы уже даете его ребенку, то поинтересуйтесь, есть ли необходимость изменить дозировку.

Прогулка ребенка 5 месяцев

Ребенок в пять месяцев должен проводить на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Лучше выходить на прогулку несколько раз в день. Малыш уже живо интересуется происходящим вокруг, с ним стало интереснее гулять. Иногда меняйте коляску на слинг, так вы сможете без проблем подойти с ребенком к каждому дереву, потрогать кору и веточки, показать поближе уличных животных и птиц, яркие вывески.

Если на улице теплое время года и солнечно, сходите на пикник. Возьмите с собой еду для себя и ребенка, книгу или плеер и отправляйтесь в парк. Умеренные порции ультрафиолетового облучения необходимы растущему детскому организму. Только не забывайте, что у маленького ребенка кожа очень нежная, поэтому ее нельзя подставлять под палящие солнечные лучи. Они бывают двух видов: UVB и UVA. Первые более короткие, они попадают только в поверхностный слой кожи - эпидермис и могут вызвать ожоги. Лучи UVA проникают глубже, и мы не чувствуем их непосредственного вредного воздействия. Но оно есть - эти лучи вызывают раннее старение кожи.

Пока ребенку не исполнится полгода, не следует брать его на пляж. Даже когда в летний день ребенок находится в тени деревьев, нельзя раздевать его полностью.

В холодное время года прогулки для ребенка обязательны. По возможности доставайте ребенка из коляски, подставляйте личико под редкие солнечные лучи.

И лужи, и мокрые листья, и дождь - все способно заинтересовать вашего малыша. Не упускайте возможность показать ему природу в каждое время года.

Упражнения для детей 5 месяцев

1. Велосипед

Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.

2. Легкие шаги

Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.

Ползание. Как научить ребенка ползать.

Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.

Что делать, если у ребенка текут слюни

Если у вашего ребенка обильно текут слюни, то на это есть две причины: прорезывание первых зубов и появление в рационе новых продуктов. Так пищеварительная система ребенка реагирует на новый вид пищи.

Прорезывание зубов, как правило, проходит болезненно: у ребенка зудят десны, может появиться насморк, небольшой отит, нарушится пищеварение, может подняться температура.

Специального лечения не требуется. Действуйте по обстоятельствам: если температура у ребенка превысила 38 градусов, дайте жаропонижающее болеутоляющее средство. Это на какое-то время снимет боль. К деснам прикладывайте охлажденные прорезыватели, хорошо помогает холодный кусочек яблока. В аптеке купите специальный гель для облегчения прорезывания зубов.

Нравится

Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....

315

Ольга Морозова

Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...

280

Елена Нефедова

Сразу скажу, что врачей обходили в 2 года, никто никаких проблем не увидел. Это характер?
Дочке младшей 2.1. Говорит не очень много, фраз нет, слов наверно 20-30. Остальное - не разобрать. Исполнительная, все понимает, отзывается на имя, выполняет просьбы. Ходит на горшок, ест сама.
Но последние месяца 4 поведение просто аут... Психует если что не по её. А когда психует - начинает все швырять. То есть прям специально берет все что есть под рукой и швыряет. Или смахивает со стола. Игрушку, пульт, чашку - что угодно. Очень обидчивая. Швырнет что-то - хлопнуть ее могу по руке. То есть по силе - как руку просто положу на ее руку, даже о малейшей боли речь не идет - начинает реветь и орать, вся краснеет. И пока вот либо я не Сдамся или кто-то не подойдет ее пожалеть - не успокоится.
Еще прикол - если не хочет куда-то идти на улице - садится на землю. И вот нет и все. Либо пол часа стой уговаривай, либо силой хватай и беги. Если уйти - не побежит за мной. Ну и также бывает дома может в знак протеста лечь на пол.

Это вообще нормально? Со старшей ничего такого не было никогда. Так что я в легком шоке, хотя все окружающие только и говорят, как мне повезло, что дочка младшая такая спокойная и послушная. Гдееее? К слову, в саду ее обожают, она просто идеально там себя ведет. Вот как так?
И такое поведение и со мной, и с мужем, и с дедушками - бабушками!!

213

Катерина

Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?

205

Аноним

Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?

164

LTA LTA

Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.

82 7 голос, средняя оценка: 3,14 из 5

Развитие ребенка в 5 месяцев значительно пошло вперед, по сравнению с предыдущим периодом. Из пассивного наблюдателя он превращается в активного участника всего, что происходит вокруг него. Его мышцы достаточно окрепли, улучшилась координация движений. Он уже различает своих и чужих, умеет разными способами выражать свои эмоции, пытается общаться. Каждый день малыш делает для себя новые открытия и важно, чтобы родители смогли активно в этом ему помочь.

Физическое развитие малыша

В пять месяцев масса ребенка удваивается, сейчас он весит 6-6,5 кг. Рост его составляет 64-67 сантиметров. Некоторые дети обгоняют эти показатели, некоторые чуть недотягивают, все зависит от их индивидуальных особенностей. Девочка может расти и поправляться чуть медленнее, чем мальчик. Сейчас малыш больше времени проводит на животе, ему так удобнее рассматривать окружающий мир, он понемножку готовиться ползать. Если уложить ребенка на спинку, он будет выгибать позвоночник и поднимать ягодицы, делая мостик. Это тоже важный навык, так как укрепляет мышцы спины. В 5 месяцев младенец уже спокойно переворачивается, потому нужно внимательно следить, чтобы он не упал с кровати.

Ребенок в 5 месяцев начинает активно изучать собственное тело. Он часто захватывает ножку в руки и начинает сосать пальчики или пятку. Когда малыша подтянуть за ручки, когда он лежит на спинке, он с удовольствием попытается сесть, и будет уверенно держать головку. Долго держать его так пока не нужно, мускулатура у него еще слабая и слишком большие нагрузки могут вызвать искривление позвоночника. Если ребенку очень нравится сидеть, лучше уложить его не между подушками, а в шезлонге. В положении на животе малыш способен делать «самолетики», поднимать ручки и ножки, опираясь только на живот.

На пятом месяце жизни карапуз уже уверенно манипулирует различными предметами. Он может хватать их двумя руками, перекладывать из одной руки в другую, способен до десяти минут играть, не отвлекаясь, с понравившейся вещью, активно трясет игрушку, чтобы услышать звук. Младенец уже научился брать игрушка из рук взрослого, при чем выбирает самый удобный способ для этого, например, берет предмет за ручку, при этом противопоставляет большой палец остальным. Кроме того, он уже понимает, что, разжав ладонь он может бросить игрушку на пол, это становится его любимой забавой. Если уложить малыша на животик, а перед ним разместить какой-то яркий предмет, он будет пытаться к нему подползти. В большинстве случаев у него еще не получается преодолеть больше нескольких сантиметров, но эти навыки каждый день совершенствуются. Иногда крошка, вместо того, чтобы ползти вперед, движется назад.

Итак, в 5 месяцев ребенок обладает целым рядом физических навыков, вот основные из них:

  • Умеет переворачиваться с живота на спинку и наоборот
  • Делает «самолетики», когда лежит на животе, и «мостики» в положении на спинке
  • Способен перейти из лежачего в сидячее положение, если подтянуть его за ручки, при этом уверенно держит голову
  • Умеет хватать игрушку двумя ручками, перехватывать ее из рук взрослого, брать предмет со стола или другой поверхности
  • Делает первые попытки ползать, когда лежит на животике

Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений

В 5 месяцев ребенок уже начинает фокусировать свой взгляд не только на предметах, которые находятся вблизи него, но и на отдаленных. При этом может довольно быстро переводить взгляд с одного ракурса на другой. Он уже способен различать мелкие детали, активнее воспринимает яркие и контрастные цвета. Узнает предметы по их очертаниям или по отдельным частям. При быстром приближении предмета к лицу начинает моргать.

Важным навыком в этом возрасте является установление связи между органом зрения и сознанием. Дети реагируют на исчезновение игрушки, пытаются восстановить траекторию ее движения. Они проводят взглядом игрушку, а потом пристально смотрят на то места, где она была раньше. Ребенок способен понимать, что мама дает ему есть. Раньше, когда он был голодными, успокаивались только тогда, когда брали в рот грудь или бутылочку. Сейчас перестает плакать в момент появления мамы. Малыш активно интересуется своим изображением в зеркале, улыбается своему «двойнику».

Слух у ребенка 5 месяцев тоже развит достаточно хорошо. Он уже научился различать голоса мамы и папы, незнакомую чужую речь воспринимает с настороженностью. Слов малыш пока не понимает, но живо реагирует на изменения интонации. Он может расплакаться, когда мама говорит с ним сердито и наоборот, улыбаться при ласковых звуках речи. Воспринимает не только простые звуки, такие как звук колокольчика, стук, звон, но и более сложные. В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыку, колыбельные. Под нежные тихие звуки они могут быстро уснуть. Младенец начинает прислушиваться к собственной «речи», ему нравится экспериментировать со звуками и слогами. Он уже не просто гулит и агукает, а выдает целые свирели. Карапуз способен произносить такие слоги, как «да», «ма», «та», «ге». При этом малыш с удовольствием повторяет их по нескольку раз подряд. Правда в произношении пока не задействован в полной мере язык и губы, звуки издаются, в основном, гортанью.

Несмотря на то, что у пятимесячного малыша уже развит слух и зрение, тактильные ощущения продолжают играть важную роль. Когда он берет в руки игрушку, обязательно тянет ее в рот, именно там у малыша больше всего нервных окончаний, которые способны дать ему больше информации о предмете. У некоторых в пять месяцев начинают резаться зубки, потому ребенок часто кусается и пытается грызть все, что попадет ему в руки. Можно купить ему специальные кольца для десен, они облегчат зуд и успокоят. Дети живо реагируют на прикосновения матери, от них они могут успокоиться, перестать плакать, когда капризные.

Как видим, к пяти месяцам ребенок учится многому, его зрение и слух активно развиваются, неделя за неделей появляются все новые навыки. Вот что он уже умеет:

  • Различать мелкие детали на игрушках
  • Узнавать знакомые предметы по очертаниям
  • Фиксировать взгляд на дальних предметах и быстро переводить их на ближние
  • Моргать, когда что-то приближается близко к лицу
  • Узнавать себя в зеркале
  • Устанавливать связь между зрительными образами и действиями, которые затем последуют
  • Хорошо различает голоса близких людей
  • Интересуется собственной «речью» и совершенствует ее
  • Активно изучает игрушки ртом.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Уже в предыдущем разделе мы рассказали, насколько сильно продвинулся ребенок в установлениях причинно-следственных связей, сознательном анализе той информации, которую он получает из окружающего мира через органы зрения и слуха. В пять месяцев важнейшим навыком для малыша становится умение различать своих и чужих. С одной стороны, он с удовольствием разглядывает новых людей, но слишком активный интерес с их стороны к себе может воспринять негативно. Младенец начинает плакать, если незнакомый ему человек пытается взять его на руки или слишком активно с ним играет.

Для пятимесячного ребенка очень важно, как можно больше находится рядом с родителями. Возле взрослых он чувствует себя уверенным и защищенным. Ведь в таком возрасте совершенствуются не только положительные эмоции, но и отрицательные. У грудничка появляются страхи, которые он еще не может толком объяснить.

Кроме того, он активно подражает старшим, так он учится выражать свои желания, обретает новые навыки. Посадите малыша на диван или в кресло рядом с собой, когда занимаетесь делами, тогда ему не будет скучно и страшно, он с удовольствием будет за вами наблюдать и развлекать «разговорами». Если ребенок капризничает, попробуйте отвлечь его игрушкой, музыкой, книгой, увидите, что в пятимесячном возрасте его уже довольно легко отвлекать и развлекать.

Ребенок на пятом месяце жизни перестает быть пассивным наблюдателем мира, он старается действовать. Младенец уже понял, когда он плачет, кто-то к нему должен прийти. Но в пять месяцев он начинает экспериментировать, останавливает свой плач на несколько секунд, чтобы проверить, есть ли реакции. Также малыш более активно реагирует на упавшие предметы, старается проследить за ними взглядом, часто сам осознанно бросает игрушки. Все, что попадает в поле его зрения, ребенок старается потрогать, вполне сознательно тянется к понравившимся предметам, способен выбирать тот, который больше всего заинтересовал. Запоминает действия, которые делал перед этим, и способен повторить простые движения за мамой. То же самое относится к звукам и речи, дети в 5 месяцев активно пытаются повторять отдельные звуки за взрослыми.

Уход за ребенком в пять месяцев

Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.

В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.

Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход. Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем. Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.

Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребёнка физически, ведь не только уход и кормление для него важны? В этом помогут упражнения, которыми пятимесячный малыш занимается с удовольствием. Положите его на животик и в некотором отдаление разместите цветную игрушку. Карапуз будет пробовать к ней подползти, если у него это получится, похвалите обязательно. Крохе важно слышать положительные отзывы о своих действиях. Когда же совершить сложный маневр не вышло, пододвиньте игрушку ближе, чтобы ребенок мог взять ее в руки. Из положения лежа можно приподнимать кроху за ручки, но пока не заставляйте сидеть его самостоятельно, он к этому еще не готов. Тренируйте ручки, сгибайте их на груди, поднимайте вверх и опускайте вниз. Делайте ножками велосипедик, разводите в тазобедренных суставах. Подбрасывайте малыша вверх и вниз, немножко покрутите. Такие упражнения полезны для развития вестибулярного аппарата. Не забывайте о массаже, он хорошо укрепляет мышцы, снимает остатки гипертонуса. Главное, не переусердствуйте, зарядка должна приносить и вам, и малышу удовольствие.

Для развития моторики рук и пальцев следует использовать маленькие игрушки. В пять месяцев дети достаточно долго, около 10-15 минут, могут изучать новую вещь. Можно дать в руки малышу колечко с подвесками, детали пирамиды. Покажите, как их можно надевать на основу и что из этого получается. Остерегайтесь мелких предметов, чтобы ребенок не потянул их в рот. Хорошо игрушку повесить над кроватью, тогда кроха сможет играть самостоятельно, даже если вы заняты делами. Для развития зрения можно показывать малышу картинки с изображением букв, цифр, разных геометрических фигур. Они должны быть яркими, подбирайте постепенно изображения с более мелкими деталями.


Отправить

Обязательно разговаривайте со своим малышом, комментируйте все, что он делает, называйте предметы, которые он берет в руки. Если у крохи получилось сказать какой-то сложный слог, повторите за ним, он тоже начнет его повторять, тренируя произношение. Следите за своей речью, ведь дети в пять месяцев реагирует больше на интонацию, чем на смысл. Постарайтесь, чтобы в разговоре не звучало злых и сердитых ноток. Малыш не способен еще понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, ваша ругань только напугает его. Зовите чаще ребенка по имени, чтобы он начал себя с ним ассоциировать. Также называйте ему имена родственников, знакомых, других детей, которые живут с вами или приходят в гости. Прочитайте малышу книгу, стишок, спойте колыбельную, если умеете, дайте послушать хорошую музыку. В таком возрасте ребенок начинает проникать в мир звуков, учится их анализировать и понимать.

Очень хорошо влияет на развитие мозга игра с прятаньем предметов. Накройте игрушку одеялом, а через несколько секунд покажите ее опять. Попробуйте сами спрятаться за дверью, а потом показаться из-за нее. Возьмите яркую игрушку и медленно уберите ее из поля зрения ребенка, затем сделайте это немного быстрее, чтобы малыш учился следить за ее траекторией. Покажите, как игрушка может издавать звук, например, нажмите на кнопочку пищалку. Возможно, малыш еще не сможет повторить такое движение, но точно его запомнить. Подставьте под руки игрушечное пианино, случайно нажав на клавиши, ребенок быстро сообразит, что ни могут издавать звук и уже осознано будет повторять движение. Такое упражнение очень хорошо помогает укреплению связи между причиной и следствием.

Развитие ребенка в пять месяцев продолжает совершенствоваться, для него очень важными становятся социальные связи. Потому мама с папой должны стать для него не просто нянями, а настоящими друзьями, с которыми интересно играть, «разговаривать». Также стоит помнить, что маленькие дети остро нуждаются в чувстве защищенности. Только ласковые слова, прикосновения, радостны эмоции могут его дать в полной мере. Если вы устаете, попросите помощи, но ни в коем случае не сбрасывайте свой негатив на ребенка. Обязательно снимайте то, что делает ребенок на видео. Ведь эти моменты взросления уже никогда в жизни не повторятся, они бесценны. И не заглядывайте каждый раз на женский форум, чтобы сравнить своего малыша с другими. Ведь у каждого малыша свои особенности, и ваш не должен уметь именно то, что ребенок подруги. Советоваться об особенностях развития ребенка, сроках введения прикорма, деталях ухода, лучше с педиатром. Некоторые нюансы поможет понять таблица с нормальными показателями физического и умственного развития детей.

Пятимесячные малыши очень активны и любознательны. Они с большим удовольствием познают мир вокруг себя, осваивают и совершенствуют речевые навыки, а также продолжают быстрыми темпами развиваться физически. В этом возрасте дети становятся настоящими непоседами, и уследить за ними бывает довольно сложно. Пять месяцев – это такой возраст, когда ребёнка уже нельзя оставлять без присмотра даже «на минуточку».

Вес

Вес большинства малышей к пятимесячному возрасту удваивается, а рост увеличивается с момента рождения на 14-15 см. Начиная с этого момента, темпы прибавки в весе несколько замедляются. Связано это с тем, что увеличивается двигательная активность крохи, и малыш уже тратит гораздо больше энергии для изучения окружающей среды. Если новорожденный малыш прибавляет в весе около 1 кг в месяц, то сейчас эта цифра сокращается почти в два раза и составляет порядка 550-600 г.

Кожа

Кожа ребёнка в этом возрасте всё ещё остаётся довольно чувствительной — это может привести к появлению ссадин и красных пятен, появляющихся в результате трения о различные поверхности. Например, если малыш играет на полу, на его коленках могут появиться небольшие повреждения, которые возникают в результате прикосновения жёстких ворсинок коврового покрытия к нежной детской коже. К тому же кроха уже не проводит столько времени в кроватке, поэтому грязь и пыль на кожных покровах скапливается чаще и в больших количествах, что также может спровоцировать появление кожных раздражений и потницы. Увеличивается склонность к появлению опрелостей на коже половых органов ребёнка. Малыш растёт, количество выделяемой мочи увеличивается, и это может доставлять существенной дискомфорт, если кроха очень много времени проводит в подгузнике.

Чтобы избежать появления всех этих проблем, стоит придерживаться следующих правил:

  1. Тщательно следить за гигиеной малыша. Купать пятимесячного ребёнка следует через день, не реже.
  2. Не держать кроху в подгузнике дольше 3-3,5 часов.
  3. Несколько раз в день можно устраивать малышу воздушные ванны. Если полностью раздеть ребёнка не позволяет температура в помещении, следует проветривать хотя бы кожу половых органов. Для этого достаточно просто снять памперс (сверху можно надеть хлопковые ползунки).
  4. Менять детскую одежду следует по мере загрязнения. Не стоит держать ребёнка в грязной одежде весь день – это позволит коже лучше дышать.

Слух

Слуховой аппарат ребёнка в 5 месяцев уже очень хорошо развит, и малыш различает не только голоса людей, но и может определять направление, в котором располагается источник звука.

Кроха реагирует на звуки, которые он слышит, улыбкой, смехом, плачем или даже криком, если источник звука достаточно громкий или резкий. Он может поворачивать голову, махать ручками, или тянуться ими к человеку, который в данный с ним разговаривает. Ребёнок уже способен узнать голоса родных, но самым родным и знакомым для него остаётся голом мамы. В этот период следует как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки или читать сказки. Желательно при этом менять интонации голоса – это позволит не только развивать слух ребёнка, но и тренировать его будущие речевые навыки.

Если у вас возникают сомнения относительно слуха малыша, можете провести небольшой тест. Для этого нужно выключить радио, телевизор и любые другие источники звуков. Далее нужно отойти за спину малыша на расстояние около 4-5 м и хлопнуть в ладоши либо тихонечко позвать малыша. Повторить с другой стороны. Если ребёнок не проявляет реакции и не поворачивает голову в сторону источника звука, следует поставить в известность врача (отоларинголога) – возможно, малышу потребуется лечение.

Зрение

Зрительные навыки пятимесячного ребёнка также продолжают совершенствоваться. Зрение вашего малыша в порядке, если кроха:

  • хорошо фокусирует взгляд на игрушке или другом предмете;
  • следит взглядом за погремушками, поворачивает головку вслед за перемещающимся предметом;
  • останавливает взгляд на ярких игрушках.

Некоторые малыши от рождения имеют лёгкую форму косоглазия. Это явление считается физиологическим, и не представляет опасности. К пятому месяцу жизни ребёнка признаки косоглазия должны полностью пройти. Если же этого не происходит, стоит немедленно обратиться к врачу для исключения возможных патологий развития зрения.

Эмоциональное развитие

На пятом месяце жизни у крохи происходит активное формирование речи. Малыш уже способен произносить некоторые гласные и согласные звуки, и даже пытается складывать в слоги («гулить»). Это очень важный этап в интеллектуальном развитии будущей личности.

Не менее значимой становится возможность малыша узнавать родных людей. Когда он видит маму или папу, а также людей, которые ему хорошо знакомы, ребёнок начинает «гулить», улыбаться и тянуть ручки. Если к малышу пытается подойти человек, которого он до этого не видел, ребёнок начинает проявлять беспокойство, плачет и кричит. Примером такого поведения может стать поход в поликлинику. Когда врач пытается осмотреть пятимесячного пациента, ребёнок начинает громко плакать, устраивает истерику, пытается оттолкнуть руки незнакомого ему человека.

Также малыш ведёт себя, когда попадает в помещение, в котором он никогда не бывал до этого. Кроха начинает оглядываться, пытается отыскать взглядом предметы и вещи, которые были бы ему известны и знакомы.

В пятимесячном возрасте ребёнок начинает развлекать себя во время кормления: он может улыбаться, играть с грудью, пытаться её ущипнуть. Не стоит обижаться и злиться на малыша: такое поведение – важный этап формирования эмоциональных навыков, и означает, что ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастом.

Что должен уметь малыш

Врач, определяя соответствие уровня развития ребёнка его возрасту, ориентируется на общепринятые нормы. Это средние значения, и они могут отличаться у каждого конкретного ребёнка, поэтому не стоит сильно переживать, если ваш малыш пока ещё не умеет того, что делают его сверстники. Каждый ребёнок уникален, и развивается согласно индивидуальным потребностям.

Что умеет ребёнок в пятимесячном возрасте:

  1. Уверенно держит голову и поворачивает ею в стороны, следя за передвигающимися предметами.
  2. Тянется к игрушкам и заинтересовавшим его вещам.
  3. Лёжа на животе, поднимает голову на 60 градусов, и может удерживать такое положение в течение минуты.
  4. Переворачивается с живота на спину и обратно.
  5. Хорошо фиксирует в руках различные предметы.

Часто мамы начинают волноваться, если их ребёнок развивается не так, как остальные детки в его возрасте. В каких случаях возможна небольшая задержка физического развития малыша:

  • ребёнок при рождении имел низкую массу тела (меньше 3 кг):
  • малыш родился с патологий и провёл некоторое время в реанимации новорожденных;
  • появление на свет в результате многоплодной беременности;
  • индивидуальные особенности детского организма;
  • дефицит витаминов и минеральных веществ.

Во всех этих случаях не стоит паниковать раньше времени, если врач считает, что с малышом всё в порядке. Как правило, никаких серьёзных проблем со здоровьем у таких детей не наблюдается. Врач может назначить дополнительный приём поливитаминных комплексов, а также увеличить дозировку витамина D.

Видео — развитие малыша в 5 месяцев

Питание

По рекомендациям Всероссийской организации здравоохранения питание пятимесячного ребёнка не должно включать в себя ничего, кроме грудного молока. Однако, бывают ситуации, когда введение прикорма приходится начинать несколько раньше. В каких ситуациях данная мера будет оправдана:

Нехватка молока у женщины Если малыш плохо набирает вес, плачет во время кормления, требует грудь через каждые 1-1,5 часа, это может означать, что у мамы вырабатывается недостаточно молока, чтобы обеспечить потребности крохи. В этом случае введение прикорма может быть рекомендовано даже в возрасте 4 месяцев
Развитие анемии К моменту, когда малышу исполняется 5-6 месяцев, количество железа в грудном молоке уменьшается, и его может не хватать для покрытия потребностей растущего организма. Дефицит железа может стать причиной серьёзных осложнений, поэтому рекомендуется введение в рацион ребёнка фруктовых пюре (прежде всего яблочного), соков и каш (гречневой, овсяной)
Низкая масса тела Скудное питание мамы может привести к нехватке питательных веществ, что чревато отставанием в росте и развитии малыша. Детям, имеющим маленький вес, стоит начать давать каши, а также овощные и фруктовые пюре
Склонность к запорам Такое неприятное явление может не только доставлять дискомфорт, но и причинять болезненные ощущения маленькому человечку. Если запоры у малыша появляются слишком часто, имеет смысл ввести в меню дополнительные источники клетчатки: фрукты (чернослив, яблоки), каши (овсяная, пшеничная, гречневая), овощи

Важно! Идеальная пища для грудного ребёнка – это материнское молоко. Вопрос о введении в рацион малыша других продуктов питания следует решать с врачом педиатром с учётом особенностей конкретного ребёнка!

В таблице ниже приведены нормы введения прикорма для малышей в 5 месяцев:

Пятимесячный малыш активно проявляет интерес к процессу приёма пищи. Маме следует поощрять кроху и не препятствовать ему в таком важном этапе развития, как изучение продуктов питания. Стоит купить для малыша отдельную посуду, пусть это будет тарелочка с забавными животными или яркими машинками. При выборе детской посуды обязательно нужно обращать внимание на состав изделия – он не должен содержать вредных и опасных веществ.

Совет! Покупайте посуду для ребёнка только в специализированных детских магазинах. Обязательно спрашивайте у продавцов сертификат качества на товар.

Большинство малышей в этом возрасте ещё не сидят самостоятельно. Маме может кормить малыша, держа его на коленях. Также в продаже сейчас имеется большое количество стульчиков для кормления, с возможностью регулировать положение спинки. Такие модели подойдут даже для пятимесячных детишек.

Одна из распространённых ошибок, которые совершают молодые мамы при введении прикорма, — это использование бутылочек со специальными сосками, позволяющими кормить малыша жидкими кашами и пюре. Делать этого категорически не следует. Это может привести к нарушению пищевого поведения ребёнка, а также проблемам с аппетитом в старшем возрасте.

Режим дня

Правильно организованный детский режим способствует гармоничному развитию малыша, укрепляет центральную нервную систему и помогает детскому организму восстанавливать силы.

Сон

Здоровый сон просто необходим для формирования иммунитета малыша и развития головного мозга и нервной системы. Большинство малышей ещё просыпаются на ночные кормления. Происходит это, как правило, не чаще одного раза за ночь. Если говорить о физиологических потребностях ребёнка, то можно сказать, что в 5 месяцев дети вполне готовы к отказу от приёмов пищи в ночное время. Именно сейчас самое благоприятное время для того, чтобы приучить малыша спать всю ночь, не просыпаясь. Для этого попробуйте не давать ребёнку молоко, если он проснётся. Можно заменить его компотом или чуть подслащённой водичкой. В скором времени дети привыкают к отсутствию пищи ночью, и начинают спать до утра, переставая будить домочадцев по ночам.

Норма сна для пятимесячного ребёнка – 14 часов в день. Из них ночной сон должен составлять не меньше 8-9 часов, остальное время приходится на отдых в дневное время суток. Большинство малышей спят днём два раза в сутки, но есть и те, кому для полноценного отдыха необходим трёхразовый дневной сон.

Прогулки

Ребёнок в 5 месяцев очень любознателен, и прогулки являются для него не только оздоровительной процедурой, но и средством познания окружающей среды. Малыш с удовольствием разглядывает опавшие листья, лужи, цветы, пробегающих мимо животных. С пятимесячным ребёнком лучше всего выходить на прогулку в то время, когда он не спит. Это не только будет способствовать его развитию, но и освободит для мамы несколько свободных часов, которые она может посвятить домашним делам или себе.

Длительность прогулок должна составлять не менее 2 часов. В 5 месяцев мозг малыша продолжает развиваться, и ему просто необходимо хорошее снабжение кислородом для правильного функционирования.

Совет! Гулять с малышом нужно в любую погоду (за исключением сильного шквалистого ветра, грозы и метелей). Это будет способствовать укреплению защитных сил детского организма!

Массаж и гимнастика

Для правильного физического развития малыша большое значение имеют физические нагрузки. Они необходимы для укрепления мышечного аппарата, совершенствования опорно-двигательной системы, улучшения кровообращения и повышения эластичности сосудов.

Массаж для пятимесячного ребёнка должен включать в себя поглаживания, похлопывания, растирания. Делать его лучше всего вечером после купания. Однако, на некоторых детей массаж оказывает бодрящее действие, поэтому понаблюдайте за своим ребёнком: если после массажа он долго плачет и успокоить его крайне сложно, лучше всего будет перенести процедуру на дневное время суток.

Гимнастика с пятимесячным ребёнком должна также проводиться ежедневно. Упражнения, которые можно выполнять конкретно вашему малышу, должны подбираться индивидуально при помощи медицинского работника. Их можно узнать у патронажной медсестры, которая должна осматривать грудного ребёнка один раз в месяц.

Купание

Водные процедуры нравятся практически всем детям в этом возрасте. При купании малыша можно использовать различные приспособления, которые сделают этот процесс удобнее для мамы и интереснее для малыша. Это могут быть горки, матрасики, круги, шапочки для купания. Если малыш уже сидит сам, можно предложить ему специальное сиденье для купания (такой вариант подойдёт только тем деткам, которые могут сидеть без посторонней помощи). Температура воды во должна составлять около 36-37 градусов. Если кроха беспокойно засыпает, можно добавлять в ванну различные травы, например, лаванду, ромашку или череду. Они обладают успокаивающим действием, и помогут малышу быстрее заснуть.

Купать ребёнка в пять месяцев следует через день. Если дома жарко, или малыш сильно и часто потеет, водные процедуры следует проводить каждый день.

Когда вашему ребенку исполнилось четыре месяца, вес его должен быть около шести килограммов. Но если вес ребенка и меньше, это еще не причина, чтобы огорчаться. Физическое развитие зависит от многих условий - также и от исходных, например, от веса и длины тела при рождении ребенка; играет большую роль наследственность - имеется в виду конституция. Унаследованные физические особенности остаются на всю жизнь.

На пятом месяце вес ребенка должен приблизительно удвоиться по отношению к весу при рождении. То есть ваш малыш уже весит примерно семь килограммов. Если вы хотите знать, сколько ребенок прибавляет в весе за сутки, можете сделать приблизительный расчет. У вас получится - около двадцати граммов. Но вы уже знаете, что у разных детей разнятся и эти цифры. Один ребенок прибавляет за сутки 19 граммов, другой - 23 грамма. И то и другое - норма. Примерно до девятого месяца жизни ребенок прибавляет в весе по 16-18 граммов ежесуточно. За две недели приблизительно 250 граммов. Исходя из этих цифр, вы можете производить некоторые расчеты.

Если вы регулярно взвешиваете ребенка и вычерчиваете кривую его веса, как и прежде, эту кривую отличает плавный и постоянный подъем. Не должно быть резких перепадов - острых зубцов. Также не должно быть длительных (больше недели) зависаний на одном уровне, говорящих о том, что по какой-то причине ребенок перестал набирать в весе. Если вы заметили, что кривая веса остановилась, обращайтесь за консультацией к педиатру.

В этом возрасте прибавка в весе за неделю не всегда одинакова. В какую-то неделю прибавка может составлять 190 граммов, а в следующую - 230. Не беспокойтесь по этому поводу, это нормально.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом начал все активнее применять руки по назначению, то есть стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий его мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится во власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

Скоро вы обратите внимание, что ребенок тянет в рот не только предметы, но и сами руки, и у него появляется привычка сосать пальчик. Этому нужно всячески препятствовать, поскольку от названной привычки у малыша усиливается процесс слюноотделения, а со временем неправильно формируются челюсти (и впоследствии соответственно - зубы). Кроме того, заметно искривляются пальчики, которые ребенок облюбовал для сосания.

Как только вы заметили, что ребенок сосет пальцы, вытаскивайте у него их изо рта. Делайте это настойчиво, но не грубо.

Однако вы не можете ежеминутно подходить к ребенку и вытаскивать у него пальчики или кулачок изо рта. У вас есть много и других забот. Попробуйте надеть ребенку хлопчатобумажные рукавички.

В отношении соски также будьте настороже. Не надо, чтобы ребенок сосал ее день и ночь. Ребенок уже заметно подрос и вполне может обходиться без соски. Постарайтесь отучить ребенка от соски. От соски польза только маме, малышу же ничего, кроме вреда.

Как отучить ребенка от соски?

Только призвав в помощники терпение. Ребенок просит соску, капризничает, а вы отвлеките его играми и игрушками; вы же знаете, что от соски может быть вред - у ребенка со временем разовьется неправильный прикус.

Некоторые мамы по наущению бабушек, дабы отучить малыша от соски, мажут соску горчицей... Не надо этого делать, это может плохо отразиться на желудке ребенка. Уберите соску, чтобы она не попадалась на глаза малышу.

Как направить режим бодрствования и сна ребенка в нужное русло?

Иногда случается, что ребенок перепутает день и ночь. Вы ложитесь спать, а ваш малыш после часа ночи просыпается и начинает активную жизнь: что-то лепечет, стучит рукой по погремушкам, подвешенным над ним, начинает ползать в кроватке... А папе рано утром на работу, и он, проснувшись, уже никак не может уснуть, нервничает, злится. Также и мама хочет отдохнуть; для нее ночной отдых еще более важен: ведь она кормит малыша грудью; и если мама хронически не будет высыпаться, у нее может исчезнуть молоко... Будьте терпеливы. Не ругайтесь на ребенка. Тем более, что он все равно не понимает, чего от него хотят. Даже не повышайте на него голос - вы только испугаете его.

Попытайтесь отыскать неправильность в уже сложившемся режиме дня и ночи. Задумайтесь: почему ребенок к часу ночи или к двум уже чувствует себя отдохнувшим и ищет общения?
Быть может, ваш ребенок слишком много спит днем, потому что с ним никто не занимается. Это одна из самых вероятных причин. Ребенок предоставлен самому себе, игрушка, что лежит в кроватке, ему надоела, и он даже не смотрит на эту игрушку. А не играя, не двигаясь, не утомляется.

Есть и еще важный момент: бывает кто-нибудь из близких слишком активно играет с ребенком к ночи и перевозбуждает его. Например, папа: пришел с работы, поужинал, отдохнул немного на тахте и решил затем поиграть с наследником. И тормошит малыша, и смеется, и кружит, и даже подбрасывает к потолку. Ребенку это, понятно, нравится. Но после таких забав ему ночью не спится.

Некоторые родители (будем надеяться, что таких немного), раздражаясь по какому бы то ни было поводу на ребенка, бьют его. По всей вероятности, не сильно - но все равно! Такой ребенок, конечно же, будет спать тревожным сном и просыпаться ночью, навлекая на себя еще большее озлобление неумных родителей.

Вашему ребенку четыре месяца, он подрос после роддома - даже вы замечаете это, хотя видите ребенка каждый день. Однако ваш малыш еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Ваш ребенок должен уже хорошо держать голову.

Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спинкой лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Но не держите его на руках постоянно. Этим вы только навредите и себе, и ребенку. Но не должен он и оставаться в одиночестве и все время лежать на одном месте. Обязательно приобретите манежик, вы сможете передвигать его по квартире, и малыш всегда будет видеть своих близких, а ваши руки будут свободны для других дел.

Ребенок ваш становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Бывает родители обкладывают ребенка подушками, чтобы он посидел. Не нужно этого делать. Спешкой можно навредить. Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

В возрасте после четырех месяцев ничем не стесняйте движений ребенка. Пусть он дрыгает ножками и ручками в собственное удовольствие. Это нужно для правильного физического развития.

Поворачивайте малыша с боку на бок, выкладывайте его на животик. Вы заметите, как, лежа на животе, ваш ребенок прогибает спину, поворачивает голову то влево, то вправо - возможно, эти движения происходят оттого, что ребенку не хочется лежать уткнувшись носом в простыню. От этих движений мышцы спины и шеи быстро крепнут. Можете порадовать малыша легким массажем спины. Детям массаж очень нравится.

Чаще меняйте положение малыша, когда он лежит в кроватке. То он спит на левом боку, то на правом; когда бодрствует, полежит на спине. Такая перемена положения тела важна потому, что вовремя устраняются застойные явления в мышцах, а следовательно мышцы не слишком утомляются. Помимо этого, у ребенка не деформируется голова (порой некоторое уплощение затылка наблюдается при однообразном положении тела на спине).

Вы уже можете сами оценить психофизическое развитие своего ребенка. В возрасте четырех месяцев в норме ребенок может делать следующее:
- лежа на животе, поворачивается на бок;
- когда вы берете его на руки, хорошо держит головку;
- когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть;
- во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы;
- лежа на животе, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище;
- очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему;
- пробует голос, лепечет, смеется;
- очень интересуется игрушками, выражает радость при появлении новой игрушки;
- если в соседней комнате начинает играть музыка, ребенок замирает и с любопытством вслушивается.

Существует закономерность: чем больше заботы и внимания вы проявляете к своему ребенку, тем лучше он развивается в психофизическом отношении. Вы - это источник, из которого черпает малыш. Вы должны быть открыты. Не ленитесь, больше занимайтесь с малышом. Разговаривайте с ним, пойте ему песни - и не обязательно только колыбельные; показывайте игрушки, называйте цвета, рисуйте яркие картинки. Ребенок - как губка, он впитывает все впечатления. Быть может, он еще не способен продемонстрировать запас своих знаний, но будьте уверены - кое-что отложилось.

Вы уже не раз замечали, что ребенок лепечет. Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - это так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте тон - произносите разные звуки, но чтобы ребенок видел ваши губы.

Говорите с ребенком спокойным голосом. Он чувствует себя увереннее, когда видит, что вы спокойны. Это заложено природой: ребенок - маленькое зеркало вашего состояния. Если вы чем-то встревожены, ребенок это быстро заметит и тоже забеспокоится.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, какие называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить.

Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, вы можете только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями «под завязку». Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Некоторые мамы поступают разумно, начиная с пятого месяца приучать ребенка к чашке. Один-два глоточка кипяченой воды из чашки - вот все, что для начала требуется. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем вам легче будет отнять у ребенка грудь.

Сначала вы держите чашку сами и прижимаете ее край к губам ребенка. Потом вы даете чашку в руки ребенку - например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.

Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много значит для него.

Конечно, ребенок не раз опрокинет на себя содержимое чашки. Без таких «аварий» не обходится никто. Держите себя в руках, не злитесь на ребенка, не кричите на него, совершите над собой усилие и храните спокойствие. Переоденьте ребенка, разговаривайте с ним как со взрослым. Дети всех возрастов любят, когда с ними обращаются как со взрослыми. И, пожалуй, нет на свете ребенка, который любил бы, когда с ним сюсюкаются (почему некоторые взрослые считают, что с детьми нужно разговаривать именно так?).

Придерживайтесь избранного малышом распорядка дня. Организм любит ритм. Подстраиваясь к ритму, организм ребенка как бы прогнозирует себя на ближайшее будущее и готовится к нему. При такой подготовке значительно облегчается течение многих физиологических процессов.

Что умеет ребенок?

На пятом месяце ребенок еще более удивит и порадует вас возросшей активностью. Сделает первую заявку на самостоятельность: только что вы уложили его на спину, а он сам повернулся на бок, затем на живот. И на животе уже лежит иначе - опирается не на предплечья, а только на ладошки, голову держит свободно, высоко. Эта поза становится любимой - так больше увидишь! Интересно проследить за реакцией малыша на какой-то привлекающий его внимание предмет, игрушку. Сначала очень серьезно разглядывает, потом, протягивая руку, сгибает пальчики, как бы примериваясь взять, причмокивает, точно пробуя на вкус, и, наконец, если это доступно, берет.

Теперь игрушки можно не только подвешивать, но и класть в кроватку, справа и слева. Ребенок нащупывает их, берет, роняет, снова берет. Хорошо, если игрушки или подходящие для игры предметы будут разной формы, с разной поверхностью - мягкой и твердой, гладкой и шероховатой, ровной и ребристой. Одну можно взять, действуя рукой, как черпалкой, с другой придется повозиться, поработать пальчиками - развести их, сомкнуть, согнуть, выпрямить. Новые тактильные ощущения, тонкие движения кисти обогащают опыт ребенка, стимулируют речевые зоны мозга.

Ребенок все больше «разговаривает», радостно вскрикивает, если что-то удивило, певуче повторяет гласные звуки, вы можете уловить в его «вокале» новое переливчатое звукосочетание, типа «аль-де-лы-агы-аы» - специалисты называют это «появлением свирели». Портал о здоровье www.сайт

Настала пора проводить часть бодрствования в манеже. Это дает ребенку больше свободы движений, приучает развлекаться самостоятельно, да и, хотя бы немного, освобождает маму.

Манеж поставьте так, чтобы малыш получал точку обзора со всех четырех сторон. Он ведь маленький исследователь, ему чрезвычайно интересно разглядывать новую для него обстановку, видеть, что делается вокруг, следить за взрослыми, передвигающимися по комнате.

В манеж положите три-четыре игрушки на таком расстоянии, чтобы, чуть потрудившись, он смог их достать. Если манежа нет, на время превратите в него кроватку - выньте матрасик и положите вместо него деревянный щит, застеленный одеялом. Но кроватка очень скоро станет тесна для «гулянья», да и желательно, чтобы ребенок привыкал к предстоящему разделению: для игр - одно место, для сна - другое, тогда укладывание в кроватку будет для него сигналом: пора спать!

Можно использовать, как замену манежу, широкую и достаточно ровную тахту или кровать, но тут придется, не отходя, сидеть рядом - ребенок уже достаточно подвижен. Стоит вам отвернуться на минутку, как он окажется на полу.

Особенно рискованно оставлять малыша на пеленальном столе: примерно с четвертого-пятого месяца падение с такого стола - самая частая травма у детей.

Прикорм: стратегия и тактика

С середины пятого месяца наступает новая эра в питании можно вводить прикорм. Если разбавленные соки, тертое яблоко, были и остаются полезными и приятными добавками к грудному молоку или смесям, то блюда прикорма должны постепенно вытеснять эти младенческие продукты, готовя ребенка к расставанию с материнской грудью или бутылочкой со смесью. Но это цель отдаленная, стратегическая.

В первую очередь прикорм необходим как источник веществ, которых уже не хватает в грудном молоке. И, прежде всего, это - минеральные соли, ведь они усиленно расходуются для развития костной и мышечной систем, сердца, мозга. В частности, концентрация железа в материнском молоке не соответствует физиологической потребности ребенка грудного возраста. Железо запасается организмом ребенка в гестационный период и к 4 месяцам это депо критически уменьшается, а с молоком матери железа поступает очень мало. Результат - анемия у малыша. По рекомендациям ВОЗ прикорм вводят не раньше 4, но не позднее 6 полных месяцев. Смотрите по своему ребенку, когда именно ему нужен прикорм. Если начинает отставать в развитии от общепринятых норм или меняются показатели крови - то момент уже настал. Если все по плану - ждем до полугода.

Из двух возможных вариантов первого прикорма (каша или овощное пюре) специалисты после долгих дискуссий отдали предпочтение овощам. Правильно приготовленное пюре полноценно по составу, хорошо усваивается, благоприятно действует на пищеварение, не угрожает избытком углеводов, если, конечно, картофеля в нем не больше 40-50 %. Пюре можно обогащать и варьировать, используя самые разные овощи - морковь, капусту белокочанную, цветную, кольраби, репу, кабачки, зеленый горошек, даже свеклу и шпинат.

Все овощи сразу, разумеется, не готовят. Для начала можно взять, допустим, морковь и капусту. Все это моют, чистят, принимая на всякий случай «противонитратные меры»: из моркови вынимают сердцевину, от кочана капусты не берут листов, прилегающих к кочерыжке, у свеклы срезают часть у корня. Можно использовать немного картофеля для приготовления пюре.

Варят овощи нарезанными на мелкие кусочки, под крышкой. В кастрюльку кладут не все сразу: то, что разваривается дольше, например, морковь, - раньше; то, что быстрее, - позже, картофель в последнюю очередь. Готовые овощи протирают, пока они горячие, добавляя (тоже горячее) молоко. Пюре должно получиться негустое, пышное, без комочков.

На полную порцию требуется примерно 100 г овощей, 20 мл (столовая ложка) молока или смеси; в готовое пюре добавляют 1/2 чайной ложки растительного масла, оно для ребенка этого возраста важнее, чем сливочное. Прикорм вводят с половинки чайной ложки, постепенно увеличивая порцию.

Или купите готовое пюре для детского питания по возрасту.

Особо о соли

Важный вопрос! Соленого вкуса ребенок еще не знал, он знакомится с ним впервые. И очень хочется, чтобы у него уже с этого времени начало формироваться нормальное вкусовое восприятие соленого и несоленого.

Без соли человеку не обойтись, она необходима и для регуляции водно-солевого обмена, и для выработки желудочного сока. Но избыток ее крайне вреден. Прежде всего потому, что способствует повышению артериального давления. Человек, воспринимающий в меру посоленное как несоленое, привыкший, даже еще не попробовав, тянуться к солонке - кандидат в гипертоники. Вы же не хотите, чтобы таким стал ваш ребенок!

Распространенная рекомендация в рецептуре детских блюд «соль на кончике ножа» не подходит. Это все-таки относительно, ведь разные бывают ножи, разное представление о количестве «на кончике». Специалисты, изучившие детскую диететику до тонкостей, советуют и точности ради, и из гигиенических соображений для детей до года соль использовать только в виде 25 %-го раствора, а сахар - в виде сиропа.

Солевой раствор готовят так: растворите 25 г соли в 100 мл воды, прокипятите 10 минут на небольшом огне, долейте кипятком до первоначального объема, вновь вскипятите и процедите через два слоя марли. Такого раствора в пюре добавляют максимум 3 мл - приблизительно половину чайной ложки, но по возможности, если ребенок кушает без соли - меньше. В овощах есть необходимое количество соли.

Вводя новые блюда прикорма, вы тем самым делаете еще одно важное дело - формируете у ребенка новые вкусовые ощущения, закладываете пищевые привычки, которые будут иметь огромное значение для всей его последующей жизни и даже, как ни странно сейчас об этом думать, для жизни и здоровья ваших внуков...

Обед и после него

В круг полезных пищевых привычек входит и умение есть не спеша, со вкусом, с удовольствием.

Не начинайте кормить ребенка, когда он плачет, чем-то раздражен, недоволен. Сначала успокойте. Готовясь к еде, усаживая его к себе на колени, приговаривайте весело, ласково: «Сейчас будем есть, смотри, какое пюре вкусное!» Не беда, что он еще слов не понимает, зато великолепно реагирует на интонацию, улавливает мамино настроение. Для большего комфорта можно даже включить какую-нибудь негромкую музыку.

Наберите в ложку немного пюре, поднесите ко рту малыша, но не пытайтесь быстрее запихнуть его в этот маленький ротик! Насилие при кормлении недопустимо. Слегка прикоснитесь краем ложки к верхней губе ребенка, побуждая его самого снять пюре губами.

Может быть, он сразу поймет, что требуется, и станет охотно есть. Но может сомкнуть губки, начать вертеть головой, отворачиваясь от ложки. Переждите минутку! А потом терпеливо, спокойно начните все сначала. Учтите, в отношении еды маленькие дети - страшные консерваторы. Их отпугивает не только новый вкус, но непривычный цвет или запах, настораживает даже новая чашка или мисочка. Может быть, неудобна ложка? Стандартная чайная для такого ребенка еще великовата, нужна ложечка типа кофейной и по возможности более плоская.

Сейчас вам уже можно кормить ребенка не 6, а 5 раз в день с четырехчасовыми перерывами, то есть ориентировочно в 6, 10, 14, 18, 22 часа. Пюре лучше всего давать в 14 часов, сначала перед кормлением грудью или смесями и, как все новое, осторожно, понемножку - в первый день половинку, потом одну-две ложечки, потом постепенно больше и, дойдя на 7-10-й день до 150 г, кормить уже только одним пюре. В него можно добавить положенную порцию растертого желтка, дать ребенку запить пюре соком. Чем не обед?

Не тревожьтесь, если в стуле ребенка обнаружите признаки овощей. Это естественно, как и некоторое изменение цвета мочи - от свеклы, например, она может стать красноватой.

Внимания требуют только возможные аллергические реакции, появление или усиление диатеза. Самые безобидные в этом отношении овощи - кабачки и капуста, самый частый аллерген - морковь. Некоторые дети плохо переносят даже картофель.

Мясо ребенок может получать только после полугода! До этого срока оно создаст чрезмерную белковую нагрузку на организм. Исключение можно сделать лишь в особых случаях, если, допустим, у ребенка очень низкий гемоглобин. И разрешить вопрос должен врач. В общем, всякому прикорму - свое время.

Массаж и гимнастика - каждый день!

Да, именно так. Хотите видеть эффект массажа и гимнастики, занимайтесь ежедневно (кроме, разумеется, тех случаев, когда ребенок нездоров). Комплекс теперь немного усложняется, к приемам поглаживания добавляется более интенсивное растирание. Его проводите осторожно, бережно, так, чтобы ребенку это нравилось.

1. Начав, как и раньше, с поглаживания рук, затем 6-8 раз скрестите их на груди ребенка, попеременно накладывая одну на другую и разводя в стороны.

2. Живот уже можно не только поглаживать круговыми движениями одной ладони по часовой стрелке (8-10 раз), но и слегка растереть вдоль серединной линии обеими ладонями, движущимися в противоположном направлении (6-8 раз), затем - от поясничной области к середине, так, чтобы пальцы ваших рук соединялись над пупком, а потом снова погладить.

3. Ноги после поглаживания сначала разотрите мелкими движениями ладони от стопы к тазобедренному суставу, по наружной стороне" голени и бедра, потом - спиралеобразными движениями большого и указательного пальцев обеих рук - по наружной и внутренней стороне голени и наружной стороне бедра, от стопы к паховой области.

4. Даже если поворот со спины на живот ребенок уже освоил, неплохо потренироваться, тем более что сам он обычно предпочитает одну какую-то позицию, а сейчас с вашей помощью должен будет повернуться по 2-3 раза вправо и влево. Стимулом может стать яркая игрушка.

5. Спину (погладив, как и раньше) 4-6 раз разотрите обеими ладонями от шеи к ягодицам и обратно, по обеим сторонам позвоночника.

6. Повторите упражнение 9 из прошлого комплекса (третий месяц).

7. Положив ребенка на спину, ладонями обеих рук погладьте грудную клетку по ходу грудных мышц, в направлении к подмышечным впадинам.

9. Помассируйте его стопы, поглаживая, растирая и слегка поколачивая их тыльной стороной среднего и указательного пальцев.

10. А в заключение - потанцуем! Взяв ребенка под мышки, дайте ему хорошо упереться стопами, и он сам начнет радостно сгибать и разгибать колени.

Все занятие должно продолжаться 8-10 минут. Обязательно найдите в распорядке дня эти минутки!

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

  • В 5 месяцев малыш не только уже узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом.
  • Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица! Многие дети с этого возраста пугаются и начинают плакать при виде незнакомца. Чаще всего, родители, в этом возрасте задаются вопросом:”Почему он боится бабушки или дедушки, которые приходят к ним в гости?” Здесь следует подчеркнуть, что малыши приветливо узнают только тех людей, которые их окружают постоянно. Понятно, что если бабушка или дедушка посещают малыша раз в неделю или даже месяц, они будут восприниматься малышом как чужаки.
    Для развития малыша эта фаза отчуждения играет большое значение. В этот момент он "открывает” нечто вроде чувства собственного Я. Это огромный шаг в его социальном развитии! Чувство страха перед незнакомыми людьми свидетельствует о глубокой эмоциональной связи с близкими ему людьми (матерью, отцом, или другим ему близким человеком).
  • С 5 месяцев ребенок способен уже неотрывно следить за предметом по 10 – 15 минут. Если раньше он смотрел на то, что больше всего привлекало его внимание, то теперь он САМ выбирает себе объект, на котором фиксирует все свое внимание. Конечно же, наибольший интерес у него все еще вызывают привлекательные игрушки. Сделайте мир малыша разнообразным и красивым! Пусть нежные и любящие голоса, приятная музыка и улыбка мамы будут постоянно рядом. Ведь интерес и познание окружающего мира начинается с интереса и любви к маме.
  • В 5 месяцев ваш кроха хорошо отличает голоса близких ему людей. Он может отличить строгую и ласковую интонацию речи – на ласковый голос улыбнется, а на строгий ответит обидной гримасой и даже может заплакать.
  • Ребенок подолгу и певуче гулит. Эти нежные и мягкие звуки во всевозможных сочетаниях приводят в восторг не только окружающих, но и его самого! Малыш, играя со звуками, накапливает опыт для овладения речью. Разговаривайте с малышом, называйте его по имени, спрашивайте, как он себя чувствует, что он хочет. Пусть ваша речь будет спокойной и сопровождается мимикой, так малыш быстрее поймет ее содержание.
  • Начиная с 5 месяца кроха уже в состоянии на короткое время преодолеть свой вес, опираясь на локотки и поднимаясь на вытянутых руках. Некоторые малыши начинают осваивать перевороты со спины на животик.
  • Лежа на спинке, он все больше стремиться поднять головку и плечики. Он стремится встать. Если вы его поддержите под мышки, он будет ровно и устойчиво стоять 3-4 минутки. Время полной беспомощности прошло! Малыш растет и набирается сил, чтобы сесть, поползти и встать.
  • К 5 – 5 с половиной месяцам ваш кроха сосредоточенно начнет стремиться захватить игрушку. Даже не сомневайтесь, у него это получится! Теперь он ее захватит и удержит самостоятельно, по-человечески, противопоставив большой пальчик другим. Такое произвольное захватывание предмета и овладение им – важный этап в развитии вашего крохи! Это этап активного познания его окружения.
  • С этого возраста малютка уже сможет захватывать губами густую пищу. А ведь совсем недавно он мог только сосать! Предложите ему облизнуть кусочек очищенного овоща или фрукта, ему понравится, он потянется к нему еще и еще. Это возраст, когда многие малыши начинают свой первый опыт прикорма. Мама с гордостью дает крохе маленькую ложечку каши. И ему нравится, он готов уже пробовать что-то еще, кроме маминого молочка. Его желудочек готовится к взрослой пище.