Гендер и ты: как общество конструирует половые различия. Нейросексизм: Отличается ли женский мозг от мужского

Почти все аспекты нашей жизни зависят от гендера - идее, основанной на том, что мужчины и женщины различны. Гендер, в отличие от природной половой принадлежности, конструируется обществом и выстраивает нашу жизнь вдоль приемлемого для мальчиков и девочек вектора. Эта идея говорит нам, что носить, как выглядеть, как говорить и как себя вести.

Что такое гендер?

Анастасия Новокунская

Часто обыватели не делают различий между биологическим полом и социальным, который создаётся в процессе воспитания. Мы привыкли жить в двоичной системе координат, за границы которой сложно выйти.

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

Я бы сказала так: гендер - это различия, построенные на идее того, что мы отличаемся по полу. Эта идея неизменна. Она объясняет, почему мы должны что-то делать так, а не иначе. В отличие от природного пола, пол социальный - это непрерывно меняющийся процесс.

Фундаментальными остаются два момента: различие и неравенство. По мере исторического прогресса всё меньше моментов определяются природным полом. А раньше, к примеру, предполагалось, что женщина не может заниматься интеллектуальной деятельностью, потому что кровь отливает от матки к мозгу, что может помешать репродуктивной функции.

Гендерные различия всегда оправдываются отсылками к биологической определенности, но что конкретно биологически определено - меняется в ходе истории.

Ксения Подольская

В искусстве гендер пропускается через понятие эстетики и художественной конструкции. Художник создаёт образы в рамках того общества и времени, в котором живёт.

Например, на картине «Метростроевка со сверлом» художника Александра Николаевича Самохвалова 1937 года, метростроевка - это сильная, спортивная женщина, ничем не уступающая мужчине, ведь в те времена женщина выступала прежде всего в роли товарища. Такое отношение родилось на фоне размытия половых границ. Самохвалов, как художник, делает своих женщин сильными, мускулистыми, но при этом они очень сексуальны - так он проявляет своё к ним отношение.

Гендерные стереотипы и системы неравенства

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

Стереотип - это очень полезная психологическая функция. Она упрощает восприятие мира, позволяя мозгу экономить ресурсы. В жизни мы сталкиваемся с огромным количеством ситуаций, где нужно быстро принимать решения и оценивать ситуацию. Хорошо, если у тебя есть готовые модели поведения. Если бы их не было, нашему мозгу пришлось бы нелегко.

Стереотипы превращаются в устойчивые паттерны. Что-то мы определяем как классное и хорошее, а что-то нет.

Анастасия Новокунская

Слушатель phd программы ЕУ СПб, администратор программы «Гендерные исследования»

Гендерные стереотипы хорошо отражает теория американской исследовательницы Сесилии Ридвей . В 2011 году она написала книгу об американском обществе «Framed by Gender: How Gender Inequality Persists in the Modern World ». В книге говорится, что в Америке прикладывается много усилий для преодоления гендерного неравенства, но в сфере домашней жизни и работы результаты этих усилий не так ощутимы.

Эти системы неравенства воспроизводятся так называемыми cultural beliefs - иначе говоря, стереотипами.

Иногда нам кажется, что гендерные стереотипы позитивны. Но за их границами будут выстраиваться системы неравенства. Мы приписываем людям некоторые модели жизни и поведения «по умолчанию». Например, когда женщина уходит в декрет на три года, она теряет серьёзное количество «социальных очков» в плане карьеры, личного роста и во многом другом. Женщина становится зависима от мужчины, в том числе финансово. Даже в долгосрочной перспективе карьера женщины более уязвима, чем у мужчины. Это неравенство выстраивается на том стереотипе, что женщина по природе своей лучше всего заботится о детях. Но это не абсолютный факт, а лишь стереотип.

Даже в Скандинавии, где общество эксплицитно борется с неравенством, где отпуск по уходу за ребёнком делится поровну между мужчиной и женщиной, а 40% управляющих должностей в стране принадлежит женщинам - даже в таких условиях cultural beliefs очень сильны. Они воспроизводились десятки тысяч лет, а мы хотим сломить их за одно-два поколения.

Чем отличаются мужчины и женщины

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

Мужское и женское - это множество разностей. Мужчина и женщина отличаются не дихотомически - между ними существует множество уровней неравенства. Сейчас в социологии большим спросом пользуются теории, которые схватывают эту множественность.

Нет одного образца мужчины или женщины, а есть множество маскулинностей и множество женственностей.

Елена Здравомыслова

Американский философ-постструктуралист Джудит Батлер говорит, что нет устойчивого гендера, а существует перформативный гендер, который мы создаём в процессе коммуникации с другими. С помощью перформанса (речевых форм, например). В речевой практике фиксируется неравенство в виде формул «мужчина должен», «женщина должна», «она неспособна», «он не предрасположен» и так далее. Так неравенство закрепляется в языке.

Анастасия Новокунская

Слушатель phd программы ЕУ СПб, администратор программы «Гендерные исследования»

У нас нет двух полюсов мужского и женского, а есть множество позиций с разными уровнями проявления мужского и женского. Более того, гендерное неравенство пересекается со множеством других форм неравенства - этническим, возрастным, религиозным и многими другими.

Почему, когда девушка надевает мужскую рубашку, это может быть сексуально, а если мужчина наденет что-то из гардероба девушки, это вызывает иные чувства?

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

А что значит «женщина в мужской рубашке»? Здесь важен контекст. Когда мне говорят об этом образе (женщина в мужской рубашке), то представляется, что она надела её с утра после секса - этот образ очень сексуализирован. Не важны вещи, а важна маркировка «женское - мужское». Даже если женщина надевает мужскую вещь или использует типично мужские вещи, то это со временем приобретает сексуальный характер. Например, брюки стали узкими -обтянули все самые интересные места. Из символа борьбы за равенство прав с мужчинами они превратились в инструмент объективации.

В нашем обществе мужчина принимается за точку отсчёта, а женщина - это всегда номер два и что-то второстепенное. Это можно заметить, если говорить о типично «женском» и «мужском». Например, что такое женственность - не очень понятно, а мужчина - это всегда понятный и чёткий образ. Мужчины должны всегда быть не женщиной и отстаивать свой статус. Мужчина постоянно думает об этом. Если мужчина говорит «я не люблю геев», то не всегда он не любит геев искренне. Он просто отстаивает своё отличие от женственности, ведь считается, что «гейское» - это женское. Это дискурсивная линия борьбы.

Мужчина как бы говорит «я мужчина, а не вот эти».

Елена Здравомыслова

Профессор факультета политических наук и социологии, со-координатор Программы «Гендерных исследований»

В этом кейсе с рубашкой задействованы гендерные типизации. В общественном сознании существует простое дихотомическое деление на мужчин и женщин. При условии жёсткой структуры, где есть образцы «правильной» женственности и «правильной» мужественности, мужчина, надевающий женскую одежду, уменьшает свою маскулинность. Такая чёткая общественная структура абсолютно не допускает того, чтобы её разрушали какие-то фрики.

В современном обществе женщины активно расширяют пределы нормы «женского» и «не-женского». Женщины осваивают виды деятельности, ранее присущие только мужчинам. Есть массовое проникновение женщин в мужской мир, что выражается в нормализации мужской одежды.

Мужская одежда (по большей части) представляет собой «скафандр» для урбанизированной среды. Поэтому, если женщина включается в эту среду, то почему бы не надеть мужскую рубашку - очень удобно.

Ксения Подольская

Искусствовед, РГПУ им. Герцена

В социуме есть шаблоны маскулинности, классической женственности. Например, женщины при встрече могут подставить щёку для поцелуя, а со стороны мужчины это будет восприниматься несколько диковато.

Поведение женщины менее ограничено нормами.

С позиции искусства здесь всё попроще, потому что художественный взгляд оправдывает любое действие. Например, надевающая мужские вещи мексиканская художница Фрида Кало или французский дадаист Марсель Дюшан, у которого был образ Розы Селяви - он переодевался в женщину и создавал себе альтер-эго. Такое поведение было его художественным высказыванием. Когда такие действия проходят через художественный контекст - это упрощает многие отклонения от нормы.

Владислав Юрьевич Мамышев-Монро - это мужчина, который сделал своим главным образом Мэрилин Монро. Он запечатлевал себя на фотографиях в разных женских нарядах. Здесь художник не занимается извращением, а увлечён художественным поиском.

В вышеописанных примерах есть момент постмодерна, который деконструирует реальность, работая с бодрийяровскими симулякрами: подразумевается, что всё несерьёзно, это всё игра в контексте искусства, не имеющее к обществу никакого отношения.

Художник конструирует свою позицию в образе, а мы её считываем. Те вещи, которые нам кажутся странными или неуместными в жизни, в художественном образе смотрятся совершенно гармонично в рамках художественного опыта.

Анастасия Новокунская

Слушатель phd программы ЕУ СПб, администратор программы «Гендерные исследования»

Теория фреймов говорит, что у нас есть определённый порядок, где все взаимодействия ритуализированы. Мы условно переключаемся между этими фреймами в зависимости от контекста. В этом плане гендер является одним из базовых фреймов.

В кейсе с рубашкой нам кажется, что требований к женщинам меньше, чем к мужчинам. Если женщина может надеть платье, брюки или юбку и оставаться женщиной, то для мужчины таких вариаций в создании образа меньше.

Я думаю, что этот кейс связан с тем, что женское тело и женский образ в нашей культуре всегда больше объективируется, чем мужской. Надев мужскую рубашку, девушка не перестаёт быть сексуальным объектом.

Маскулинность ставит больше ограничений мужчине в плане внешности. Но власти у него больше. Количество требований к мужчине возрастает пропорционально его статусу, в одежде в том числе. Мужчин больше в престижных профессиях, у них выше зарплата - это иллюстрация того, что в рамках одной компании женщинам эстетически предоставляется больше возможностей, а у мужчин больше власти, но меньше эстетической свободы. У каждой группы на разных уровнях неравенства есть своё количество так называемых бонусных «очков».

Мы не можем жить в обществе без гендерного самоопределения. Однако гендер, может как направлять мужчин и женщин в их жизни, помогая им, так и загонять в рамки, создавая негативные стереотипы и неравенства. Если осознавать свои гендерные позиции и относиться к этому вопросу критически, можно открыть для себя гораздо больше свобод и избавиться от сдерживающих стереотипов. Тогда вы не повторите ошибок, которые допустили герои нового клипа ВИА «Hurts».

характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Гендерное неравенство

Характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.

Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.

Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.

Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.

Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

© Н. К. Радина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерное неравенство" в других словарях:

    Гендерное неравенство … Термины гендерных исследований

    Права человека в Исламской Республике Иран - Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия

    Феминизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминист

    Феминистское движение - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Феминистка - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Мужской шовинизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Равенство полов (эгалитарность) - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик . Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов ) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания " женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность , приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность ) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта . При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией .

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин . Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

Это сложный путь развития общества, но примитивизация общественных отношений до сей поры приносила человечеству одни разочарования. Безусловно, "законам, созданным людьми, должна... предшествовать возможность справедливых отношений" (Монтескье). Сегодня остаются открытыми вопросы: "Каковы критерии возможности осуществления эгалитарности в смысле равенства самоценности женщин и мужчин? Какой этап развития общества соответствует установлению гендерной самоценности - его экономическое процветание или социальная зрелость? Какой тип общественного развития - демократические или иерархические структуры? Ускорит ли этот процесс наличие критических, форс-мажорных факторов - экологические, политические, национальные кризисы, войны? Какой фактор окажет подавляющее влияние - социокультурный или национальный (историческая склонность к эгалитарности указанного рода)?"

Ясно одно: понимание эгалитарности как самоценности личности с ее "мужскими" или "женскими" чертами характера, присущими ей сферами деятельности - шаг вперед в построении эгалитарного общества на новом витке развития.

В заключение - схема этапов в развитии понимания сути эгалитарности:
равенство > равенство прав > равенство прав и равенство возможностей > равенство прав и равенство самоценности, самоидентификации.

Sex equality (англ.)

Литература:

Калабихина И. Е. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Москва, 1981.
Стариков Е. Общество-казарма: от фараонов и до наших дней. Новосибирск, 1996.
Gender-based analysis. Canada, 1996:
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.


И. Е. Калабихина

[

Невероятные факты

"Ни одно общество не относится к женщине также, как к мужчине". К такому выводу пришла программа развития организации объединенных наций в 1997 году.

Более 60 лет назад, в 1948 году генеральная ассамблея ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, в которой указывалось, что каждый человек, независимо от пола, имеет право на одни и те же свободы. Однако, доклад 1997 года о развитии человека говорит о том, что ни одно государство не преуспевает в достижении этой цели.

Причем уровень "неуспеваемости" в каждой стране свой, но все же страны Северной Европы, такие, как Швеция, Норвегия и Исландия, это государства, в которых уровень гендерного неравенства наименьший.

В развивающихся странах, однако, женщины часто сталкиваются с несправедливостью, которую, порой трудно понять.

В этой статье мы совершим кругосветное путешествие для того, чтобы изучить 10 примеров гендерного неравенства.


Профессиональные препятствия

Женщины десятилетиями боролись за то, чтобы занять свое место на работе наравне с мужчинами, и эта борьба еще не закончена. По самым последним статистическим данным переписи населения США, женщины зарабатывают лишь 77 процентов того, что зарабатывают мужчины за тот же объем работы. В дополнении к этому гендерному разрыву в оплате труда, очень редко можно встретить женщин на руководящих должностях в крупных компаниях. Женщины, которые уходили в декретный отпуск, часто не могли восстановиться на рабочем месте, поскольку сталкивались с дискриминацией или устаревшими представлениями о том, что женщина уже ничего не может достичь, если она забеременела и стала матерью.

Также стоит отметить, что такие традиционные женские рабочие места, как преподавание и уход за детьми, являются одними из самых низкооплачиваемых должностей. Все-таки у работающих женщин есть одно преимущество перед другими женщинами из некоторых стран, которым запрещается даже выходить из дома.


Ограниченная мобильность

Саудовская Аравия является наиболее ярким примером ограниченной женской мобильности: в этой стране женщинам не разрешается водить автомобиль и ездить на велосипеде по дорогам общественного пользования. Строгие исламские законы в стране запрещают женщинам покидать свои дома без разрешения мужа, поскольку это потенциально может привести их к контакту с незнакомыми мужчинами.

Хотя Саудовская Аравия – это единственная страна, которая запрещает женщинам водить автомобиль, в некоторых других странах у женщин, к примеру, есть ограничения на выезд из государства, причем даже женщины в развитых странах могут пожаловаться на ограниченную подвижность. Несмотря на то, что у этих женщин есть законное право сесть за руль или лететь на самолете, они сами предпочитают не выходить из дома вечером из-за опасности изнасилования или нападения.


Насилие

В 2008 году генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) сообщил, что каждая третья женщина в мире была избита, изнасилована или подвержена другому виду насилия в своей жизни. Как в развитых, так и развивающихся странах, насилие в отношении женщин в форме изнасилования, жестокого обращения или даже убийства является настолько повседневным рутинным поведением, что подобные события редко освещаются в СМИ. В зонах конфликта, изнасилование женщин и детей часто используется как орудие войны.

В некоторых странах насилие в браке даже не рассматривается как преступление, в других же государствах есть законы, которые требуют присутствия определенного числа мужчин – свидетелей для того, чтобы в суде признали, что факт изнасилования действительно имел место быть. Даже в развитых странах показания женщин об изнасиловании часто подвергаются сомнениям. Из-за стигмы отчетности любых форм насилия, нам никогда не дано будет узнать масштабы этой проблемы.


Аборты и детоубийства

Вы часто можете услышать от будущих родителей, что им не важно, кто у них родится, мальчик или девочка, главное, чтобы ребенок был здоровым. В некоторых странах, таких как Китай и Индия, ребенок мужского пола более ценится, чем девочки, поэтому данное предубеждение заставляет родителей выражать крайнюю обеспокоенность тем, кто у них родится. Благодаря достижениям в области генетического тестирования, родители могут узнать, кто у них родится, при этом, если они не получают предварительного уведомления, они могут на вполне законных условиях убить ребенка. В результате в вопросе соотношения полов в некоторых странах наблюдается перекос, к примеру, в Индии в 2001 году на 1000 мальчиков приходилось 927 девочек. Женских эмбрионов и новорожденных девочек, которых убивают, иногда называются в мире "пропавшие женщины".


Ограниченное право на собственность

В некоторых странах, таких как Чили и Лесото, женщины не имеют прав на владение землей. Во всех документах фигурируют только мужские имена, будь то отец или муж женщины. Если один из этих мужчин умирает, то у женщины нет никаких юридических прав на землю, на которой она жила и работала всю жизнь. Часто вдовы остаются без крова, поскольку семья ее умершего мужа выгоняют их из своих домов. Поэтому многие женщины были в "опасных" браках, потому что они могли потерять жилье.

Такие ограничения прав особенно остро чувствуются в сельской местности, где основной и доминирующий вид деятельности – это сельское хозяйство. Женщины могли провести всю свою жизнь, возделывая и собирая культуры только за право жить на этой земле, которое они теряли, как и социальную защиту, если отец или муж умирал или уходил.


Феминизация бедности

Как уже упоминалось выше, женщины в некоторых странах не имеют прав на владение землей, на которой они работают или живут. Помимо того, что женщины, "наделенные" такими правами, не только подвергаются насилию в браке, это явление также относится к феномену, который экономисты называют "феминизация бедности". Более 1,5 миллиарда людей в мире живут менее, чем на один доллар в день, причем большинство из этих людей – женщины.

Организация Объединенных Наций часто приводит статистику о том, что женщины выполняют две трети работы в мире, получают 10 процентов мирового дохода и владеют всего 1 процентом средств производства. Женщины могут остаться без средств производства, это мы уже обсуждали выше, когда говорили о лишении ее прав на землю, но неспособность отстоять свое право на землю увековечивает порочный круг нищеты. Рассмотрим случай, когда женщине приходится самой управлять фермой. Земля является основным фактором для залога безопасного кредитования со стороны финансовых ассоциаций или кооперативов, это же, в свою очередь, означает, что женщина не может претендовать на кредиты, которые позволили бы ее семье расширить свой бизнес. Без финансовой поддержки женщины не могут обновить оборудование, расширить производство или идти в ногу с конкурирующими фермерами. Многие женщины-предприниматели оставались ни с чем и жили в нищете из-за ограниченного доступа к основным законным правам.


Доступ к здравоохранению

Во многих странах беременные женщины могут направиться в любую больницу, уверенные в том, что получат помощь. Однако, судя по всему, эта роскошь предоставляется только женщинам в развитых странах. По данным Всемирной организации здравоохранения одна женщина умирает при родах каждую минуту. Это более 500000 смертей в год, многие из которых можно было предотвратить, если бы женщинам разрешалось покидать свои дома при необходимости лечения, и если бы роды у нее принимали квалифицированные специалисты.

Роды – это лишь один пример того, как женщины получают неравный доступ к медицине. Другим примером является рост числа женщин, инфицированных ВИЧ/СПИДом. На протяжении многих лет мужчины составляли основную часть новых случаев инфицирования, однако, в странах Африки в настоящее время половину инфицированных составляют женщины. Одна из причин этого роста могут быть законы, которые вынуждают женщин оставаться в браке, даже если их мужья регулярно имеют связи на стороне, которые и могут принести вирус в брак.


Свобода вступать в брак и разводиться

В США любовь (и ее отсутствие) является предметом для основной идеи романтических комедий или бесед за коктейлем. В других странах любовь совсем не обсуждается, когда речь заходит о браке. Во многих государствах молодые девушки вынуждены выходить замуж за мужчин, которые вдвое, а то и втрое их старше. По данным ЮНИСЕФ, более, чем одна треть женщин в возрасте 20-24 лет, состоящих в браке, вышли замуж до достижения ими 18-летнего возраста, что является минимальным возрастом в большинстве стран для вступления в брак. Таким образом, невесты-дети – это рождение детей в раннем возрасте, что увеличивает вероятность осложнений во время родов и риск заражения ВИЧ/СПИДом.

Когда женщина хочет выйти замуж без любви, ее возможности ограничены во многих странах. В некоторых государствах суды автоматически предоставляют опеку над детьми отцам, и часто лишают женщин возможности получать какую бы то ни было финансовую поддержку. Однако, в таких странах, как Египет, у женщин даже нет права подавать в суд. В то время, как мужчинам дается развод сразу после устного отказа от жены, женщины сталкиваются с препятствиями на протяжении многих лет для того, чтобы развестись. По этой причине многие женщины во всем мире годами живут в обреченных браках.


Участие в политической жизни

Аналитики часто утверждают, что многие из вопросов, освещенных в данном списке, могли быть решены, если бы женщины имели более высокий уровень участия в политической жизни. Несмотря на то, что женщины составляют половину населения земного шара, они занимают лишь 15,6 процента мест в парламентах всего мира. Отсутствие женщин прослеживается на всех уровнях власти – местном, региональном и национальном. Но почему же так важно, чтобы женщины принимали участие в политике? Исследования, которые изучали женщин на руководящих должностях в Боливии, Камеруне и Малайзии, обнаружили, что когда женщины могли принимать участие в формировании приоритетных статей расходов, они были более склонны инвестировать средства в семью, общественные ресурсы, здравоохранение, образование и искоренение бедности, чем мужчины, которые чаще инвестируют в военную промышленность. Некоторые страны экспериментировали с системой квот для увеличения количества женщин в политике, хотя эти системы часто критикуют женщин в политике просто потому, что они женщины, независимо от их квалификации.


Доступ к образованию

Большинство детей, которые сейчас не ходят в школу, девочки. Причем две трети неграмотных людей в мире также женщины. Когда речь заходит о женском образовании, то его не всегда можно получить, поскольку в развивающихся странах девочек часто забирают из школы для того, чтобы они помогали заниматься домашними делами, их также могут забрать из школы отцы, если посчитают, что пришло время отдавать их замуж, или же в семье слишком мало денег для обучения двоих детей и поэтому предпочтение отдается мальчику.

Этот разрыв в уровне образования становится еще более удручающим, когда проведенные исследования говорят о том, что образование девочек является ключевым фактором в вопросах ликвидации нищеты и содействия личностного развития. Девушки, которые оканчивают школу, с меньшей вероятностью вступят в брак в раннем возрасте, более вероятно обретут семью с меньшим количеством детей, а также будут более здоровыми. Эти женщины также зарабатывают больше и инвестируют в свои семьи, обеспечивая, таким образом, своим дочерям возможность получить образование. На самом деле, решение проблемы неравенства в сфере образования сможет помочь решить многие другие проблемы из этого списка.