Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили


Шалва Амонашвили, грузинский педагог и психолог, награжден Почетным званием "Рыцарь детства" за свои новаторские идеи, которые сложились в гуманную педагогическую систему.

Несмотря на резкую критику со стороны приверженцев авторитарного стиля воспитания, Шалва Александрович верен своим убеждениям: любить и понимать детей, уважать их личность и подпитывать детскую любознательность.

Приводим лишь несколько цитат из разных книг Шалвы Амонашвили, которые отражают его идеи. К этим мудрым советам стоит прислушаться всем родителям.

"Если ребенка на воспитание, то верни его крылатым".

"В воспитании детей не допустимы ложь, грубость и насмешка".

"Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их".

"Дорисовывайте" своих детей и друг друга. Общайтесь с ребенком так, словно он уже сейчас такой, каким вы хотите его видеть. Ищите в нем хорошее и регулярно это подмечайте.
Перед сном вы садитесь рядом с ним и говорите: "Я не ожидал, что ты такой щедрый  -  можно тебя за это поцеловать?". Девяносто процентов нашей жизни управляется подсознанием, и каждая подобная фраза  - это штрих, которым мы буквально дорисовываем подсознание человека. В будущем этот человек станет таким, каким вы его видели уже сейчас.
Дорисовывайте мужа или жену, друзей, коллег. Преувеличивайте. Мы ведь все любим комплименты и добрые слова. Так вы поливаете семена нравов других в будущем".

"Научите детей быть внимательными. Без внимательности, наблюдательности трудно учиться, узнавать новое, открывать законы, воспринимать мир во всей его красоте. В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное".

"Грубость унижает человека. Следует всеми силами искоренять жестокость и грубость. Дети не жестоки, пока они не столкнутся с первой жестокостью по отношению к себе. Лишь немногие готовы сами противостоять потоку темного хаоса".

"Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Многие взрослые навязывают детям игры по своему усмотрению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему"

8. "Любовь близких не должна подавлять ребенка, важно, чтобы создавались условия для развития духовных сил и способностей. Важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга".

9. "Дети от рождения несут в себе добрые намерения. Ребенок не зол, но он очень быстро может усвоить дурные привычки"


10. "Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества.

Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве".

11. "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!"

12. "Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: "Ты все можешь".

До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением. Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили. «Мел» собрал самые важные тезисы педагога о том, каким должен быть учитель.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Быть учителем, а не преподавателем

Задача учителя - помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка - предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями. Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.

«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость - жестокостью

В основе воспитания лежит безграничная любовь к детям. В авторитарной системе учитель, даже искренне любя ребёнка, считает своим долгом «держать его в руках»: заставлять учиться, хорошо себя вести, строго спрашивать с него. А чаще учитель даже не трудится вложить хоть чуточку своей души в процесс обучения, который не должен состоять только из бесконечных домашних заданий, вызовов к доске и контрольных работ. Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно - бунтом.

«Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. „Пятёрка - это мне, - говорил он. - Другие же отметки - вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить. Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним. А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат».

Учитель не всегда жёстко обходится с учениками со зла. Возможно, он думает, что делает это во благо ребёнка. Но любить ребёнка - это в первую очередь понимать его, интересоваться им и уважать его личность. Человеческая любовь к ребёнку вызывает ответную человеческую любовь к учителю, которая выражается в желании порадовать учителя своими знаниями и не огорчать прогулами. В классе у таких учителей стыдно списывать и врать, что забыл дневник.

3. Суть наказания - не в том, чтобы отомстить ребёнку

Наказание не должно применяться авторитарно - в таких случаях ребёнок не принимает наказания, считает его несправедливым. Наказание само по себе - не мера воспитания. Его воздействие на ребёнка зависит от того, насколько учитель любим и уважаем. И цель наказания - не в том, чтобы совершить общественное правосудие или лично учительское возмездие, а в том, чтобы передать ребёнку чувство огорчения от неудачи. Суть наказания при этом такова, что ребёнок переживает обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и чувствует решимость оправдать его ожидания и доверие.

«Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть?..

А в душе моей происходит взрыв. Я закрываю голову руками и начинаю тихо плакать, чтобы рядом сидящий не догадался, в чём дело. Дело не в пятёрках, а в том, что в них любовь моей учительницы ко мне. А эти двойки могут навредить этой, - самой дорогой, что мне досталось за последние месяцы, - Любви!

Я причиняю учительнице боль - и мне больно от этого».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

4. Отметка и оценка - это не одно и то же

Отметки необязательно выражаются цифрами. Они могут быть словесными, например, слово «молодец». Точно так же, как ребёнок хвастается пятёркой, он скажет дома: «Учитель сказал, что я молодец». Детей ругают за плохие отметки, хвалят за хорошие - все эти реакции формальные, одномерные. Отметки портят ребёнка, образовательный процесс, отношения с родителями.

«Пятёрки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребёнка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение».

Детям нужно чаще задавать вопросы, на которые нет заранее известного правильного ответа. Учитель знает, сколько будет дважды два, но не знает, почему ребёнку трудно запомнить таблицу умножения. Не знает, что его интересует, что нравится, что мотивирует учиться.

«Наша учительница вошла с доброй, приветливой улыбкой, поздоровалась бархатистым голосом, сказала нам «спасибо», взглянула всем в глаза. Это уже было необычно. А потом - вдруг - спросила:

Ребята, вы любите стихи?

Нам никто не прививал любовь к стихам; прежний учитель требовал от нас выучить наизусть заданное стихотворение и отбарабанить его на уроке. Никогда не задавал он вопроса, нравятся ли нам эти стихи».

Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку

В авторитарном педагогическом процессе требовательность –предупредительная мера к наказанию. Учитель требует, чтобы ребёнок усердно учился, не нарушал правил. Он говорит «перепиши это к завтрашнему дню», подразумевая «иначе пеняй на себя». Тональность такого требования - приказная, принудительная. Это педагогический инструмент, который решает проблемы самого учителя, а не ребёнка.

Если же учителя действительно больше заботит завтрашний день ребёнка, чем тишина в классе, его требования выражают переживания за будущее ребёнка. В таких случаях требование меняет своё содержание и тональность. В нём звучит доверие и надежда на успехи ребёнка, оно мотивирует его стараться и развиваться.

«Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас:

И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала:

У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие…

Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?»

Шалва Амонашвили «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков

Уроки - это основа для школьного дня, но дети приходят не только ради них. Они приходят ради весёлых перемен, встреч с друзьями, бесед с учителем, интересных внеурочных школьных дел. Школьная жизнь - гораздо больше, чем несколько уроков каждый день, а уроки - гораздо больше, чем прилежное сидение за партой.

Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться

И он не станет более внимательным и сосредоточенным, если отнять у него игрушку, которая так захватила его воображение, что он принёс её с собой в школу. Он станет ещё рассеяннее, потому что будет огорчён, и сможет думать только о дальнейшей судьбе своей игрушки.

«Пусть лежит оловянный солдатик в кармане, пусть ребёнок катается в своём воображении на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкиной сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. И тогда прямо на уроке (всё равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармана своего оловянного солдатика. Я с большим интересом стану его рассматривать. „Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю свою армию оловянных солдатиков; наверное, поиграть с ними будет очень интересно!“ Илико будет доволен и завтра же принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

8. Хороший учитель - тот, кто любит детский «жриамули»

«Жриамули» - это грузинское слово, которое обозначает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гомон. Он отличается от обычного шума тем, что он наполнен радостью и жизнью. Иметь педагогический слух значит уметь различать разные нотки в этом шуме, который всегда наполняет школу, и любить его.

«И вот смотрю я на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским „жриамули“. Я принимаю любовь к „жриамули“ как доказательство того, что смогу их понять. Убеждён: кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

Амонашвили Шалва Александрович

Родился 8 марта 1931г,Тбилиси. В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран. Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с 1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику. Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств , быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества” Педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки . Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же- это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником. Такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника с результатами того, что было раньше. Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни. Свои взгляды и идеи гуманистической педагогики сотрудничества он отразил в монографиях и многочисленных статьях.

Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

    Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

    Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

    В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

    В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Гуманизм (лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель воспитания – каждый воспитанник полномочный субъект, ориентация на личность и создание условий для ее самореализации.

«Рождаясь, мы несем с собой богатство»

Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях - чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

Взрослея и засоряясь духовно, мы теряем много благих качеств. В этом смысле нужно оставаться детьми.

Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень - образ Творца. Раскрытие и познание этой сути - и есть процесс воспитания.

Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

Потенциальные возможности каждого из нас неограниченны! Задача родителей - раскрывать эти образы, позволять им проявляться.

- Как это возможно сделать?

Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка - в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас - источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

Как будто я держу лейку и поливаю цветок, который еще не расцвел. Точно знаю, что бутон распустится, нужно лишь позаботиться о нем и подождать. То есть взрослые ежеминутно «поливают» внутренний образ ребенка своими внешними.

Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…

Закон воспитания: сейчас или никогда

- Какие правила нужно соблюдать, общаясь с детьми?

Специально выдумывать я их не стану. Это известнейшие 10 заповедей. Живите ими, и все правила сами будут исполнены. Если иначе, то нужно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, внимательными…

- Чего нельзя себе позволять?

В первую очередь, раздражения. Это главный враг воспитания! Мама и папа, которые запросто кричат, повышают голос и обижаются, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

И даже наказывать можно с любовью. Тогда ребенок принимает это как норму и не выплескивает на родителей ответную агрессию. Наказать - это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить - это путь указать.

Еще раз повторюсь, какой образ создаем, тот и раскрывается в ребенке. Если глобально: как живем, так и будет жить наше чадо, копируя наши программы поведения.

Получается, задача родителей - быть максимально осознанными в общении с детьми, постоянно наблюдать за собой?

Конечно. В отношении ребенка редко могут быть случайности. Все должно быть сотворено осознанно и преднамеренно. Ведь воспитание устроено так: какой-то важный период пройдет, и обратного пути к нему не будет. Мы не сможем вернуться к той же точке, чтобы что-то исправить.

Сейчас или никогда. Здесь такой закон действует. Иначе нужно будет заниматься перевоспитанием, переобучением, а это намного сложнее. Лучше, чтобы все было вовремя и соразмерено с мудростью.

Кроме того, нужно иметь более возвышенное представление о вашем ребенке, чем, возможно, есть на самом деле. Тогда вы будете искать пути в педагогике, чтобы это ваше воображение было доказано. Какие наши мысли, таким и становится мир вокруг нас. В начале было слово, а не дом, дача, гараж…

«Воспитание нужно начинать до зачатия»

У одного философа спросили: «Когда начинается воспитание детей?» Он поинтересовался: «А сколько лет Вашему ребенку?». Мать ответила: «Шесть недель от зачатия». Мудрец заметил, что она уже на шесть недель опоздала. Вы приводили в пример эту притчу. Так когда начинать воспитание?

До зачатия. Важно, как мама готовится к принятию будущего ребенка. Мы даем лишь тело, а душа приходит. Ее воспитание начинается в наших мечтах. Мы начинаем создавать и направлять образы: кого мы видим, насколько сильно хотим.

Представляете, что происходит, если мама мечется и думает, избавится ей от ребенка или нет? И малыш получает нечто отрицательное, и у женщины появляется ужасный образ…

- Вы упоминали, что будущие родители могут притягивать душу, звать… Как это?

Мечтая. В своих мыслях нужно обласкивать будущее существо. Умеете рисовать - рисуйте, как-нибудь представляйте, воображайте своего ребенка. Мама или папа становятся магнитом, притягивая души из разных пространств высшего мира. Оттуда, куда смогла дотянуться мечта.

- А дети выбирают родителей?

Философия говорит о том, что развитые души, конечно, делают свой выбор. А развитые родители могут притянуть существ из высших миров. Остальные - как получится.

«Дети научили меня искренней любви!»

- О духовном воспитании. Что ребятишкам нужно рассказывать о Боге и о мире?

Это зависит от семейной культуры. Главное, говорить о духовном. Если в семье есть искренне верующие люди, то, конечно, они познакомят со своей религией. Ребенок пусть сам определяется: примет ли это, попросит ли повести в церковь, храм, мечеть.

И в семье, и в школе должна присутствовать разумная и не фанатичная религиозность. Та, которая никому не мешает. Моя вера говорит: не навреди, люби каждого, даже врага. Кого это обижает?

Не нужно вести себя так, будто кроме моей религии других нет. Конечно, есть! Я православный христианин, но у меня есть друзья мусульмане и евреи. Я иду к ним от имени их Бога. И стараюсь узнать их обычаи. Иначе как уважать ближних? В противном случае мы разойдемся, истребим друг друга на религиозной почве. Сейчас как раз это и происходит в мире…

- Вы говорили, что дети - лучшие педагоги. Чему вас научили ваши дети и внуки?

Во-первых, терпению. Я постоянно упражняюсь в этом. Во-вторых, любви. Ведь они умеют любить искренне. Это потом мы навязываем принцип тебе-мне. Но изначально у детей нет условий, почему нужно любить родных людей. Этой чистоте и доброте стоит учиться. Взрослым нужно возвращаться к ребенку внутри себя…

Досье

Шалва Амонашвили - всемирно известный педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, автор десятков педагогических, психологических и художественных произведений.

Его система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Образование. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 году - докторскую.

Карьера. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, участь на втором курсе университета. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии - лаборантом, научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.
В 1989 - 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.
С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани г. Тбилиси.
С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Проекты. Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ. Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

Награды и звания. Доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почетный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства». Награждён медалями: «К. Д. Ушинского», «Учитель Великой России».
Книги. «Педагогическая симфония», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «В школу с шести лет», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни», «Вера и любовь», «Исповедь отца сыну», «Письма к дочери», «Баллада о воспитании», «Истина Школы», «Без сердца что поймём?», «Спешите, дети, будем учиться летать!», «Почему не прожить нам жизнь героями духа», «Амон-Ра», «Саломея», «Вся Земля ждёт нас», «Свет во тьме», «Рука ведущая».

Текст: Марина Чайка.

A A A

Шалва Амонашвили - легенда отечественной педагогики. Доктор психологических наук, профессор, педагог-новатор, автор многих научных трудов.

Ну а то, что видишь, слышишь и чувствуешь при встрече с этим человеком - доброта, трогательный грузинский акцент, внутренняя сила и глубина мудрости...

Ниже представлены выдержки из семинара Шалвы Амонашвили в Ижевске, а также некоторые его высказывания на уроке, который он провёл прямо на сцене для учеников 2 класса одной из ижевских школ. Разговорная речь Шалвы Александровича оставлена без изменений.

Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок - это когда ребёнок набирает света . Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания и всё.

Нужно открыть своё сердце. И ещё одна задача - воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него.

Такая педагогика возможна, она реальна, и она не зависит от обстоятельств. Я есть создатель обстоятельств. Где я, там и моя педагогика – моё сердце, моё сознание.

Педагог I века нашей эры Марк Фабий Квинтилиан (Римская империя) произносит удивительную фразу: «Наша душа - небесного происхождения». Он произнёс это как основу для своей жизни, для своей педагогики. Очень много мудрости в каждом из нас, дорогие мои друзья. Но мы не любим по этим мудростям жить, творить, общаться…

Я хотел бы задать вам несколько вопросов. Я не буду требовать на них ответы. Сохраните их, эти вопросы помогут вам.

1. Есть ли у Вас, лично у Вас, какое-либо философское представление о ребёнке?

2. Какой Вы есть учитель? Вы лично (воспитатель, руководитель, начальник)?

3. Существуют три типа учителей. Те, которые объясняют, те, которые жалуются, те которые вдохновляют. К какому типу Вы принадлежите? Вслух об этом никому не говорите. Это Ваш секрет.

4. Стремитесь ли Вы к новому опыту?

5. Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Может быть, перед детьми, перед их судьбами? Может, перед человечеством? Перед страной, перед Президентом? Перед директором, завучем?

Может быть, кто-то скажет: «Я несу ответственность перед Богом. Всё остальное - промежуточные звенья».

Я вам прочту великую мысль, пусть она сопровождает вас. Она взята из Нового Завета, из Евангелия от Матфея. Все Писания я очень уважаю, люблю, ценю, изучаю. А в Новом Завете глубже и образнее всего представлен образ ребёнка.

Иисуса Христа часто спрашивали его ученики: как мы будем с Тобой в Царствие Небесном? Кто будет сидеть у Твоих ног, кто будет с левой стороны, кто с правой? Они, в общем, были строптивые люди, и хотели узнать, кто выше, кто ниже.

И Иисус, призвав дитя, поставил его перед ними и сказал: «Истину говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное. Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствие Небесном, кто примет одного такого дитя во Имя Моё, тот Меня принимает».

Видите, как интересно. Я учитель, захожу в класс, а в классе у меня 30 учеников, и я принимаю каждого от Его Имени. Тогда кто же каждый из этих детей? Маленькие Иисусы Христы и Девы Марии, которые сидят у меня за партами. Могу ли возвысить своё сознание до такой степени, и принимать их так? Или это просто те, кто на моих нервах играет? Учатся - не учатся, хотят - не хотят, ведут - не ведут себя как нужно.

Так сможем ли мы возвыситься до такой степени, чтобы принимать каждого ребёнка во Имя Христа? Ох, какая сложная задача!

Знаете в чём дело, дорогие мои друзья? Я в каком-то шоке нахожусь, не могу выйти из этого состояния уже несколько лет - 2 миллиона детей-бомжей в России! Они выброшены, как будто мусор выбросило общество. Пройдут годы, кем они будут? Где взять столько Макаренко, чтобы образумить этих детей, дать им напутствие, импульс? Люди не хотят быть Макаренко. Им себя жалко.

А в Писании сказано: «…нет воли Отца, чтобы погиб один из малых сих». А два миллиона погибают…

Я не знаю, как обстоят дела у вас. Как у вас в республике - есть наркоманы или нет ни одного? Есть в школе курящие или нет ни одного? Есть в школе дети, которых школа вот-вот «выбросит» за порог? Есть учителя, которые говорят: «Или он или я в классе»?

Есть такие?

Каждый учитель, который даёт урок, тут же сам получает урок.

Никогда в жизни никого не критикуйте, пожалуйста! «Утверждающий богат, отрицающий беден». Кто критикует - как слепой становится, и того не получит, что отрицает, и того не найдёт, чего ищет.

В России разрешено принимать в школу 6-летних детей. Если мама этого хочет, она имеет право отдать своего 6-летнего ребёнка в школу. Но есть одна беда. Мы таких детей смешиваем с 7-летними. А это совершенно разные дети. 6-летние дети более успешно осваивают грамоту. 7-летние дети - с трудом. Странно, правда? Это потому, что у 6-летних детей есть мотив. Для них осваивать грамоту - это, как говорил Выготский, быть в зоне ближайшего развития, а для 7-летних - это уже зона актуального развития. Проще говоря, им уже не хочется этого. 6-летние - более податливы к обучающему процессу.

Пусть 6-летние дети идут в школу, но их надо различать.

Во многих странах мира детей учат уже с 5-летнего возраста, в Англии, например. Есть идеи ещё понизить планку начала обучения.

Я не сторонник раннего обучения, я сторонник раннего воспитания.

Урок для второклассников.

Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвал вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласил вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела.

Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся». Спасибо.

Когда речь идёт о мудрости, кричать нельзя. Давайте тихо-тихо произнесём: «В начале было Слово». Если сказать просто, то эта фраза значит - то, что нас окружает, то, что на небе, то, что внутри нас, всё создано Словом, неким таинственным Словом. (…) Так что, берегите слова, не разбрасывайте словами, отходите от плохих слов.

Знаете что, вы тянете руку, не дослушав вопроса, и она подводит вас! Рука обманула вас. Не руку надо тянуть, а уши приготовить.

Что есть человек на земле? Чудо. Каждый из вас – чудо. Я тоже чудо. И все в зале – тоже.

Какое слово самое главное? Бог. А второе слово? Любовь. Бог есть Любовь. Если кто-то умеет любить, становится маленьким богом. Только надо уметь любить преданно.

Вечером того же дня, после семинара, который, кстати, 78-летний (!) Шалва Александрович, вёл с 10.00 до 17.00, мы встретились.

Вечером у него было запланировано ещё несколько встреч…

Таких людей, как Вы, я встречаю нечасто. Вы стали сегодня моим Учителем. С Вашей вводной лекции я вышла с открытой душой.

Однако в мире сейчас другие приоритеты – власть, деньги, борьба за свои интересы. Мир же сток.

Что Вы делаете, чтобы оставаться открытым и любящим человеком?

Я предлагаю Вам построить внутри себя «образовательный храм». Закрыть глаза и увидеть нечто прекрасное – как будто школа во мне.

И попробовать совместить, синтезировать в себе внутреннюю и внешнюю жизнь. Тогда и я и Вы будем теми людьми, в которых все нуждаются. Только надо хранить свой храм, свой внутренний мир в чистоте и красоте.

А как это сделать?

Это трудно. Почему существует такая сила как воля? Нам же воля дана. Один мудрец говорит: «Воля - Это Бог в человеке». Этот Бог во мне существует.

Это самоорганизация другими словами?

Воля - это когда мы можем идти против своих желаний. Если я иду на поводу своих желаний, там воля не нужна. Там сам ветер меня несёт, хочется - и делаю. Но если, то, что я делаю - не годится, тогда нужна воля, чтобы пресечь это. Воля - строитель нашего внутреннего мира. Сложно будет в начале, при помощи воли, скажем, постоянно быть добрым. Но если я буду продолжать это делать постоянно, то воля отходит, и я уже таким становлюсь сам.

Нужно родиться волевым человеком или это можно в себе воспитать?

Каждый несёт в себе волю. Если помогут взрослые, мы будем волю в себе развивать, если не помогут, нам нужно призвать разум в себе, поставить цель и отсекать всё, что мешает её достижению. Когда отсекаешь, конечно, больно, но цель не терпит траты времени.

Вы – создатель «гуманной педагогики». Значит, Вы признаёте, что наша педагогика не всегда гуманна к ребёнку?

Не только я. Это реальное состояние дел. Недавно вышёл 2-ой том Новой российской энциклопедии. И там впервые отразилось такое понятие как «авторитарная педагогика». Раньше этого понятия не было. В энциклопедии говорится, что авторитарную педагогику (которая, кстати, сейчас бытует почти во всех школах) можно применять только в колониях, и то с оговорками. Такой педагогике может противостоять только гуманная педагогика.

Чем они отличаются друг от друга?

Отличаются как чёрное от белого. Гуманная педагогика призывает ребёнка, через сочувствие, помощь, сопереживание, самому идти к своей судьбе. Авторитарная педагогика принуждает к этому. Она тоже имеет цель – дать что-то прекрасное ребёнку. Но - путём принуждения, приказов, отметок, давления, строгости. Гуманная педагогика вовлекает ребёнка в процесс становления самого себя. Это более сложный процесс, конечно.

Согласитесь, в школе существуют стандарты: урок – домашнее задание – проверка сделанного. Получается такой образовательный конвейер. Как на этом конвейере найти путь к каждому ребёнку?

Стандарты, во-первых, существуют в отношении знаний. Это политика государства, это должно быть. Хотя само слово – «стандарт» – плохое. Стандарты должны существовать, но они разработаны для учителя-троечника. Для такого, который только что закончил педколледж и должен давать знания ребёнку. Какие это знания? Высшие – он сам не потянет (ребёнок – да, а вот он сам – не тянет). Так вот, стандарты строятся на уровне образованности учителя, а ребёнок способен на большее.

Мы («гуманные» педагоги) тоже ищем подходы к ребёнку. Но не через давление. Понимаете, ребёнок имеет страсть к развитию, к взрослению и свободе. Если я, учитель, пойму ребёнка с его страстями и буду ему в этом помогать, я – гуманный учитель для него. Он меня примет и пойдёт за мной. Если я не пойму его с его страстями, и буду только оценивать ребёнка: знает – не знает, запоминает – не запоминает, то он никогда меня любить не будет. Дети, от 1 до 11 класса, любят тех учителей, которые их понимают. Мы хотим облагораживать учителя. Не просто давать технологии, а сердце сделать добрым, ум сделать мудрым, возвысить учителя в его благородстве, дать ему понять, что он несёт высочайшую ответственность перед, если хотите, Творцом.

Вы такое серьёзное значение придаёте личности учителя. Где найти такого учителя?

Их действительно мало. Если среди всех учителей, с которыми я встречаюсь, хотя бы 5 – 8 процентов задумается, что что-то можно изменить, за одним учителем ведь сотни детей стоят. Многие учителя ждут поддержки, им нужно просто руку подать, улыбнуться, сказать что-то ободряющее. Если так сделать, то многие учителя как дети, охотно идут за этой новизной.

Учителю тоже нужен учитель…

Конечно!!! Без учителя человек – пропащий. Выстраивается иерархия: я – учитель, но и сам ищу учителя, я сам ученик.

Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей.

Кто ещё были Ваши учителя?

Они разные. Например, Иисус Христос, думаю, могу назвать его своим Духовным Учителем.

Варвара Вардиашвили, учительница литературы. Её, конечно, уже нет в живых, но она до сих пор – мой Учитель.

Маленькая Леночка, которая на уроке заплакала, заорала, что не любит математику. Сказала мне: «Зачем тебе красные чернила?», после чего я убрал их из своей жизни и жизни своих учеников.

Восток говорит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя - Учитель».

Как Вы считаете, почему все государственные реформы в образовании не оправдывают ожиданий?

Я Вам скажу. Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века.

Дети меняются во временах?

Конечно. Именно – во временах! Точнее, меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Время вызывает детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовёт детей Света.

Что это за дети?

Примерно то же самое, что дети индиго, необычные дети. Они, идут с начала 90-х и очень отличаются от детей, к примеру, конца 70-х. Они отличаются одарённостью, раза в 2-3 больше, чем это когда-либо было. Второе. Среди этих детей есть те, кто обладают необычными способностями, чего раньше вообще почти не было и расценивалось как чудо. Они, например, могут в секунду умножать шестизначные числа, и так далее.

Я Вам сейчас задам вопрос – чему равняется сумма чисел от 1 до 100? Вы можете дать ответ сейчас, сразу?

В Сургуте я тоже задал этот вопрос, и один маленький мальчик сразу же назвал верный ответ. Я спрашиваю: «Егор, как ты это вычислил?» - «Не знаю» - «А что происходило в твоей голове за это время?» - Пожимает плечами. Так как это объяснить?

Или 5-летняя девочка рисует потрясающие картины. Никто её не учил, кроме того, мама не рисует, папа не рисует. Как это возможно? Она мне говорит: «Вот здесь, видите, окошечко есть? - и пальчиком в воздухе рисует, - Я оттуда всё срисовываю. – А почему твоя рука именно так скользит? – Я не знаю. А Ваша, что нет?»

Как это объяснить? Одарённость, например, объяснима. А вот это – нет.

Дети идут с новыми задачами. Наверное, наступит середина века, и тогда нам будут нужны их необъяснимые дары. Сейчас нам это пока непонятно.

Что это за механизм «привлечения» разных детей, как он работает, на Ваш взгляд?

Такие вещи не объяснишь, и поэтому учёные могут спорить.

Это связано с нашей верой. Я лично верю, что есть Высший Разум. Как мы его назовём? Богом? Творцом?

В Высший Разум верили Эйнштейн, Нильс Бор, который физику создавал и атом расщеплял, Менделеев верил, даже Дарвин.

Есть Высший Разум, который слагает некие обстоятельства нашей жизни.

Ровно в своё время пришли Руставели, Пушкин – созидать нечто Вечное, во всяком случае, Долго-Вечное. И это Вечное есть пища для меня, для Вас.

Что Вас вдохновляет в жизни? Вы прекрасно выглядите и производите впечатление молодого и энергичного человека…

Многое вдохновляет. Я люблю общение с людьми. Люблю свою жену. Детей очень люблю. Люблю слушать их, это большое вдохновение для меня. Ещё, учителя очень способствуют «всему хорошему ко мне».

Любовь к жизни, в целом?

Любовь к жизни. Но не такая, животная, а духовная, когда не боишься эту жизнь покинуть.

«Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя Учитель».

Ольга Сорокина

Фото - Екатерина Дериглазова