Характеристика ларисы. «Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А


Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня замечательной пьесы Островского «Бесприданница». Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение крайне унизительно, Лариса чувствует это особенно остро, ведь, по своей натуре, она умная и гордая личность.

Героини-бесприданницы встречались в драматургии Островского и ранее: Марья Андреевна («Бедная невеста»), Надя («Воспитанница»), Аксюша («Лес»), Настя («Не было ни гроша, да вдруг алтын»).

Среди всех этих героинь Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Лариса живет, будто «поверх быта», не касаясь повседневной суеты, житейских страстей и торгашества. Ее душа постоянно стремится куда-то: в лес, в деревню, за Волгу, одним словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем. Лариса одинока, и в ее душе происходит трагический надлом. Все восхищаются ею, вожделеют ее, но никого не интересует, что творится у девушки внутри. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет в обстановке, которая больше напоминает «базар» или «цыганский табор».

Даже в родном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, навязывают женихов. Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он ей способен дать. Паратов ассоциируется в сознании Ларисы с легким, поэтичным миром, который она знает только по стихам и романсам, в реальности этот мир недоступен ей. Согласившись от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной. Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравниться с Паратовым, которым она по-прежнему восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующую ее поездку на пароходе. Во время этой поездки Лариса неожиданно понимает свое истинное положение – красивой игрушки, которую мужчины не могут поделить между собой. Паратов откровенно играл с ее чувствами, Карандышев, хоть и признавался ей в искренней любви, на самом деле просто тешил свое самолюбие, а друг детства Вожеватов додумался разыграть ее в «орлянку» с Кнуровым, крупным дельцом.

В финале произведения Лариса погибает от руки своего жениха Карандышева. Его смертельный выстрел стал для нее настоящим спасением от окончательной нравственной погибели. Лариса благодарит перед смертью своего убийцу за то, что он ей помог уйти из этого страшного мира, в котором ничего святого нет, а человек запросто может оказаться предметом купли-продажи. Лариса так мечтала о настоящей, искренней любви, но ее все воспринимали, как забаву. Никому не было дела до того, что творится в ее душе. Умирая, Лариса прощает всех, она не держит в себе зла. Ее образ необыкновенно поэтичен и прекрасен, он оставляет неизгладимый след и запоминается надолго.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-08-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, бесприданница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. Примыкает к амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Л. любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Л. это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.
Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда...»

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Л. к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что в этот романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах.

Так же как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Л. глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из М. Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это идеал мужчины», «Bы — мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Л., он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга». Это сочетание делает роль Л. чрезвычайно выигрышной, она привлекла таких актрис, как М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская.

У драматурга Островского имеется много достойных работ, с разными героями, но больше всего запоминаются те, где в качестве главных героинь выступают женщины с мятежным характером. Одна из них, замечательная работа Островского Бесприданница, которая знакомит нас с Ларисой Огудаловой и ее образом. А над ее нам предстоит поработать.

Образ Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова является главной героиней в Бесприданице. Благодаря ее матери дом полон холостых ребят, которым женщина предлагает получить удовольствие, правда за все придется раскошелится. В отличие от матери, которая готова на любые жертвы и траты, лишь бы подобрать дочке богатого жениха, Лариса Огудалова ее совершенная противоположность. Лариса талантлива и романтична, верит в чувство любви и не принимает ту жизнь, которую в ее доме устраивает мать. Конечно по приказу матери девушка любезничает, раздаривает улыбки и ведет светские беседы, но все это ей не по душе. Она чужая в мире, где на первом месте стоят деньги, вокруг сплошные эгоисты и копеечные страсти. Ее любовь к Паратову оказалась надуманной и не настоящей. Избранник предпочел другую, более богатую, и попросту обманул Ларису. А сосватанный маменькой Карандышев был не мил. Лариса терпела, а душа хотела свободы. Осознав, что к ней все относятся как к вещи, девушке не хотелось жить. Подумывала она и о самоубийстве, но не решалась. Ее освобождением стала пуля, выпущенная Карандышевым. За это освобождение девушка была благодарна, а смерть для нее стала спасением.

Характеристика Ларисы Дмитриевны Огудаловой

Если остановится подробнее на характеристике нашей героини, то по описанию мы увидим молодую девушку, чей возраст был подходящим для заключения брака. Росла Лариса Огудалова в бедной семье, приданное за ней не значилось, поэтому и выбирать женихов не приходилось. В отчаянии она решает выйти замуж на нелюбимого Карандышева, ведь ее идеал Паратов сбежал. Паратов возвращается, как и возвращается ее надежда. Лариса решается на прогулку по ночной реке. Она надеялась, что тот предложит воссоединить сердца, но вместо этого он сообщает о своей женитьбе. После ночи с Паратовым, девичья честь потеряна навсегда и теперь она не видит жизни даже Карандышевым, поэтому соглашается стать содержанкой. Но Карандышев из ревности убивает девушку.

Лариса Огудалова девушка открытая и простая, привыкла всегда говорить правду. Она очень чувствительная, впечатлительная и очень страдает оттого, что ни один мужчина ее не полюбил по-настоящему. Все воспринимают ее как вещь, поэтому даже ставку на нее могут спокойно сделать. Такая жизнь для нее была невозможной. Вокруг непонимание и унижение, а ее душа не может существовать в мире денег и примитивности, где материальное затмило душевное, вытеснило любовь и другие человеческие чувства. Эта девушка не из тех, кто приспосабливается к подобной жизни, поэтому смерть стала для нее избавлением. Очень жаль, что данное произведение актуально и в наше время. Расчетливость и выгода сегодня у многих также на первом месте, но радует что существуют и Ларисы Огудаловы, которые вопреки всему ищут свое счастье не среди денег, а ради настоящих чувств.

Бесприданница из пьесы Островского, девушка воспитанная в порядочной, но обедневшей дворянской семье и уже достигшая возраста, когда пора выходить замуж. Она окружена претендентами на роль спутника жизни, но в виду бедности фактически не имеет права на выбор. Ларису гнетёт её положение «кто возьмёт», она чувствует себя «вещью» без права голоса, которую можно купить, продать, обменять или выспорить.

В пьесе нет конкретики по поводу внешности героини, сказано лишь, что она богато и скромно одета, но исходя из того, что она окружена поклонниками, можно сделать вывод, что она притягивает мужские взгляды. Сама Лариса всё ещё сохраняет в душе любовь к бывшему воздыхателю Паратову, который исчез из её жизни год назад. Мать выбрала ей в спутники жизни мелкого чиновника и малосимпатичного человека Карандышева, жизнь с которым для Ларисы — что пожизненный приговор. Кроме неприязни жених в девушке не вызывает никаких чувств. Она бесконечно попрекает его и сравнивает с Паратовым, с которым связывает возможность счастливой жизни.

Здесь Лариса обманывается, тот мир, к которому она стремится лишь её выдумка, неосуществимая мечта. Но в душе девушке идёт борьба между желанием вырваться к грёзам и необходимостью выкинуть их из головы, чтобы прожить достойную жизнь возле нелюбимого супруга. В погоне за счастьем, Лариса соглашается на ночную прогулку в обществе Паратова, появившегося вновь в её судьбе. В итоге обручённый с другой поклонник ничего не может предложить бедной девушке. Осознав всю тяжесть своего положения, Лариса отказывает Карандышеву и получает пулю в грудь. Смерть становится единственным путём к спасению героини от неугодной ей реальности.

Цитаты Ларисы

Я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней.

Но что меня заставило?.. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?

Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!

Со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна."

Как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует.

Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.

Продолжаю традицию моих очерков о литературных персонажах и сегодня представлю Вам мое видение образа Ларисы Огудаловой из “Бесприданницы” Александра Островского, думаю, многие знают это произведение по кинофильму “Жестокий романс”.

Если сказать кратко о жизни Ларисы, то только так: “Жизненный путь Ларисы - путь душевного одиночества и трагического надлома”. Действительно, эта девушка - тонкая, искренняя, чистая, бесхитростная натура, которой случилось родиться не в том месте и не в то время. Родись она в родовитой и состоятельной дворянской семье, быть может, ее таланты были бы оценены по достоинству, и в обществе на нее смотрели бы как на достойного человека, а не как на красивую игрушку, которая не сегодня-завтра “пойдет по рукам”.

Будь Лариса искушеннее в жизни, она бы последовала совету матери: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Однако Лариса такая какая есть, в ее душе нет места испорченности, корысти и притворству, каждый день, принимая “нужных гостей дома” ей приходиться вынужденно терпеть это непотребство, и тихо мечтать о уединении в деревне.

Быть может, ее судьба сложилась бы иначе, если на ее жизненном пути не встретился Паратов, человек без чести и достоинства, прожигатель жизни. Живи Лариса, руководствуясь разумом, а не сердцем, быть может, она разглядела бы в Паратове его истинную суть, однако для бесхитростной Ларисы «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Образ Паратова становиться кульминацией в жизненной трагедии Ларисы. Сперва вскружив Ларисе голову, отбив от дома Огудаловых всех предполагаемых женихов, Паратов внезапно уезжает и Лариса в отчаянии решается выйти замуж за любого человека, который увезет ее из ненавистного ей города и тягостного материнского дома.

Таким человеком для Ларисы становится Карандышев - маленький человек с чиновничьей мещанской душой, чуждый благородства и чести. Карандышев говорит о любви к Ларисе, однако она для него, также как и для Паратова, всего лишь красивая вещь для самоутверждения. Карандышев осуждает Паратова, но в душе мечтает быть таким же “блестящим барином”, чтобы быть первым человеком в обществе и пользоваться благосклонностью лучших дам. Если Паратова лучше всего характеризуют такие его слова «Что такое «жаль», этого я не знаю. … найду выгоду, так все продам, что угодно», то Карандышев же открывается читателю по словам произнесенного им тоста “за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его”.

Для Паратова дело принципа вернуть обратно благосклонность Ларисы. Он знает, что женится на богатой невесте, но почему бы напоследок не развлечься, особенно если такая красивая девушка смотрит на него как на лучшего человека на земле. Паратову глубоко безразлична дальнейшая судьба Ларисы, для него первичны его удовольствия и развлечения.

Опустим сцену в доме Огудаловых, где Паратов спаивает Карандышева, унижая публично его и тем самым тешит свое самолюбие и показывает превосходство. Для меня гораздо более интересно написать о сцене на “Ласточке”, когда Паратов открылся Ларисе что обручен, она же обесчещена в глазах общества, и не знает как теперь жить.

Вожеватов как друг ее детства, будучи состоятельным человеком, мог бы оказать ей помощь, мог предупредить ее о том, что Паратов обручен, однако он предпочитает не вмешиваться и его равнодушие способствует падению Ларисы. Вожеватову больше по душе разыгрывать ее в орлянку с купцом Кнуровым, давно желавшим получить Ларису в любовницы-содержанки. Скорбно, что человек один приходит в этот мир, и ему приходится рассчитывать в этой жизни только на себя, те же, кто именуются родственниками или друзьями, идут параллельно по жизни, но именно в такие ключевые моменты жизни раскрывается истинная суть такого родства или дружбы. Поэтому путь Ларисы - путь душевного одиночества, ей не на кого опереться, никто не хочет ее понять.

Выстрел Карандышева для Ларисы становится избавлением. К сожалению иногда смерть лучше чем безрадостная жизнь, полная мучений, стыда и позора. Такие светлые люди, как Лариса, подобны ангелам на земле, и они не приспособлены жить среди нравственной грязи, подлости и предательства, кои в изобилии находятся в обращении среди людей. Проживая яркую жизнь, такие люди быстро сгорают, как свечи, тем самым освещая нам путь и давая пример духовности и чистоты.