Игры для детей 8 месяцев своими руками. Восьмой месяц — развивающие игры для малыша

Малыш, которому исполнилось 8 месяцев, невероятно активен и любопытен.

Он старается познать интересный мир вокруг себя всеми возможными способами – ползает по полу на четвереньках или по-пластунски, тянет пальчики во всевозможные места, хватает, кидает предметы, проявляет интерес ко всему новому и неизведанному.

Задача родителей заключается в том, чтобы грамотно организовать ребенку всестороннее развитие, научить основополагающим моментам, простым азам рисования, занять досуг интересными играми.

Учитывая нормы развития крохи, на данном этапе он может легко осваивать пространство вокруг, начинает учиться руководить собственным телом и подчинять себе свои движения, а также взаимодействовать с различными предметами обихода и другими членами семьи.

Помимо этого, маленький человек может справиться со следующими вариантами действий:

  • Под музыку может пританцовывать, держась за опору, своеобразно петь, при этом может похлопать в ладошки, поднимать руки и ноги.
  • Уверенно сидит на поверхности, может перевернуться с боку на бок без посторонней помощи.
  • Берет в руку небольшие игрушки и предметы, долго их изучает и рассматривает.
  • Может поиграть с мамой в прятки. Если она накроется одеялом, станет его стягивать и радоваться, когда найдет ее.
  • При кормлении пытается держать ложку самостоятельно, пробует сам пить из кружки, держит в руках печенье и умеет его откусывать, прожевывать.
  • Лепечет слоги на своем языке, повторяя за взрослыми, может сказать свое первое слово.
  • Понимает запреты, когда ему говорят слово «нельзя», но не всегда их исполняет.

Каждый кроха развивается индивидуально, поэтому не стоит слишком переживать, если что-то из списка ему пока не удается. Если вы будете заниматься и поддерживать интерес к окружающему, то у малыша обязательно все получится со временем.

Чему можно научить восьмимесячного ребенка: общие рекомендации

При проведении дел по хозяйству маме обязательно следует комментировать свои действия, рассказывать о происходящем, держать в руке разные вещи и произносить их наименования. Так вы учите быстрее адаптироваться и понимать окружающий мир, налаживаете связь друг меж другом.

Кроме этого, вы можете научить делать следующие вещи:

  • Показать, как нужно держать телефон, прикладывать его к уху, имитировать разговор, говорить слово «алло». Для этих целей подойдет игрушечный телефон, на котором можно нажимать кнопочки и повторять слова за взрослыми.
  • Использовать все предметы согласно их назначению, например катать по полу каталку и машинку, бить в барабан, нажимать клавиши на игрушечном пианино, мешать ложкой в кастрюле, закрывать и открывать крышку.
  • В ванне можно показать, как хлопать ручками по воде, опускать под воду резиновую уточку, которая вынырнет, переливать жидкость из одной емкости в другую.
  • Научить махать ручкой при слове «пока» и «привет», при слове «дай» научить отдавать игрушку, если что-то падает, говорить «бу-бух».
  • Изучать картинки в книжках, учить листать страницы, показывать животных и озвучивать названия зверушек, а также звуки, которые они издают – мяу, мууу, гав-гав и т. д.

Как развивать малыша с помощью игр

Процесс – самый доступный и понятный маленьким исследователям из всех других вариантов. Даже при нехватке времени следует выделить по 10-15 минут 2 раза в день, чтобы уделить внимание своему чаду. Существует несколько популярных игр, которые обязательно понравятся ребенку, он будет в восторге от них.

Катание мячика

Для данной игры следует подобрать мячик размером около 10 см в диаметре.

Желательно, чтобы он был ярким и привлекал внимание, вызывая живой интерес.

Взрослый садится на полу напротив ребенка, на доступном расстоянии.

Если толкнуть мяч у крохи не получится, ему следует показать, как это делается, и он с радостью будет имитировать ваши движения.

Данная игра помогает установить эмоциональный контакт, развить двигательную и зрительную координацию движений, улучшает социальную адаптацию.

Игра с веревочкой

Для проведения понадобится небольшой шнурок или веревочка, на которую с одной стороны можно привязать игрушки, некрупные предметы.

Она подойдет тем детям, у которых есть интерес к выкидыванию игрушек из своего манежика. Дайте свободный конец в руки, а другой кончик с предметом положите на пол.

Покажите, как можно притянуть к себе предметы таким образом, и это занятие на некоторое время увлечет малыша.

Игра с кубиками и пирамидками

Простые игрушки, самые первые помощники в развитии – пирамидка и цветные кубики.

Сядьте вместе на пол, разложите пирамидку и покажите, как ее собирать, начиная с большого круга и заканчивая маленьким.

Малыш научится различать размеры предметов и ориентироваться в построении несложной системы.

С помощью кубиков можно научить построению башенки, сначала из двух элементов, потом из трех и более.

Здесь вы даете понимание о равновесии предметов и их устойчивости, учите пониманию построения ряда. Также, можно поиграть игрушкой – сортировщиком, в выемки которой нужно подобрать подходящую форму предмета.

Занимательная пальчиковая гимнастика для восьмимесячных детей

Развитие координации движений нужно начинать с самого раннего возраста.

В 8 месяцев малышам будет интересно повторять за взрослыми несложные махи руками, прихлопы, движения пальцев.

Такие занятия следует сопровождать считалочками, полюбившимися стишками и присказками, например, поиграть в «сороку-белобоку», «ладушки-ладушки», «шла коза рогатая» и др.

Регулярное проведение пальчиковых игр положительно скажется на интеллекте и поможет в развитии.

Гимнастика и оздоровительный массаж для ребенка

в данном возрасте представляет собой комплекс массажных действий и несложных гимнастических упражнений.

Для этого выполняются скрещивания рук на груди младенца, попеременное поднятие выпрямленных ножек с вашей помощью, перевороты с одной стороны в другую, для которых используются любимые игрушки.

Для стимуляции ползания можно положить интересную вещь на расстоянии 40-50 см, малыш должен будет до нее доползти.

Отличным вариантом станут движущиеся игрушки, за которыми будет интересно следовать.

Массаж делается аккуратно, плавными движениями, направленными по току сосудов. Массируя спинку, делайте легкие прихлопы, растирания, поглаживания. Далее можно размять ручки и ножки.

Следите, чтобы ваши действия доставляли удовольствие и улыбку, а не дискомфорт. Если кроха капризничает или противится вашим манипуляциям, лучше на время отложить процедуру.

Выводы

Наблюдать за тем, как растут и развиваются дети, очень интересно. Важно обязательно находить время для занятий с ребенком, чтобы открыть ему мир, научить самым простым вещам, которые ему пригодятся в дальнейшем, а также нужно общаться, вести диалог с помощью простых фраз, чтобы маленький человек чувствовал себя нужным и любимым.

Ежедневные игры и занятия сближают родителей и их чад, делают семью крепче, а детство, которое бывает раз в жизни, счастливее и радостнее.

Видео на тему

Вашему малышу уже 8 месяцев, и когда вы берете его на руки и улыбаетесь, он может просто отодвинуть ваше лицо? Не удивляйтесь, ему по-прежнему нужны ваши ласки, но все чаще он переключает внимание на окружающий мир. Ему нравятся отдельные ваши части – нос, рот, уши, он любит исследовать сережки, волосы, воротник и бусы. А еще он любит наблюдать за вашими манипуляциями на кухне, играть игрушками. Ваше чадо уже овладело схватыванием предметов, и пользуется этим по полной программе. Только теперь его интересует еще и обратный процесс — собирая пирамидку или горку из кубиков, он может в момент все разрушить и с удовольствием наблюдать за результатом своих действий.

На своем стульчике за столом малыш старается дотянуться до всего, что попадает в поле его зрения, — столовые предметы, котлета в маминой тарелке, кусочек печенья или хлеба. Если вы попросите его дать ручку или подать игрушку – он реагирует правильно. Игры с повторяющимися действиями вызывают у него неподдельный восторг, он сам топает ножками, любит играть в прятки, принимает активное участие в потешках. Многие предметы он использует по прямому назначению — катает мячик, нажимает кнопки телефона, открывает и закрывает дверцы. Он уже может указать пальчиком на вещь, которую хочет получить, или спрашивая, что это.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Кроме этого, малыш в 8 месяцев может прекрасно справляться с такими действиями:
— играет игры с действиями (хлопает ладоши, поднимает ножки и ручки);
— танцует, поет;
— показывает страх при резких движениях или звуках;
— ходит у опоры самостоятельно, стоит, сидит;
— ползает;
— кусает и пережевывает мягкую пищу (печенье, кусочки вареного овоща, мягкого фрукта);
— следит за предметами, на которые показывают взрослые, отвечает на вопрос «Где?» — сам показывает указательным пальчиком;
— гулит, говорит слоги, любит рассматривать свое отражение в зеркале;
— целует;
— неинтересные вещи настойчиво отталкивает;
— берет некоторые предметы как пинцетом — указательным и большим пальчиком.

Уход за ребенком в 8 месяцев

Нужно продолжать ежедневно гулять с малышом не менее 2 часов, устраивать воздушные ванны, делать самостоятельно массаж гимнастику, проводить развивающие упражнения. На втором полугодии, когда малыш начинает употреблять твердую пищу, и он по-другому начинает оправляться. Можно подстраиваться под него и предлагать ему горшок.
Дневной сон малыша значительно сократился — он спит теперь два раза в день по 1,5 - 2 часа, ночное время увеличилось до 10-11 часов. Промежутки между сном наполнены активными играми, и перевозбуждаясь, малыши часто ночью пытаются ползти, садятся, что-то бормочут во сне. Это, в принципе, нормально — просто организм ребенка не выдерживает дневной нагрузки. Иногда малыши и ночью не спят, капризничают просто от скуки, требуют развлечений. Вам придется просто терпеть и ожидать, когда же нервная система малыша окрепнет.

Питание ребенка в 8 месяцев

Рассматриваемый возраст относится еще к тому, когда малыш должен получать грудное молоко или заменяющие его молочные смеси. Из 750 — 900 калорий, которые обеспечивают жизнедеятельность 8-ми месячного малыша, примерно 400 – 500 дает грудное молоко. Однако аппетит может быть несколько хуже — и это неудивительно. Немного снижается скорость роста, появляются много действий, отвлекающих младенца. В рацион постепенно включаются продукты «для маленьких» — более грубое, чем процеженная пища. Можно купить такое питание и в магазине, а лучше приготовить самим.

Пережевывать такое питание нужно более тщательно, чем пюре. Кроме этого можно готовить различные пудинги, картофельное пюре, каши и даже холодец. До годика ребенку рекомендуется давать только часть желтка, так как булок труднее переваривается и может вызывать аллергию. Продукты питания нужно вводить в рацион по одному. Убедитесь в течение двух-трех дней, что организм малыша справляется хорошо, и только затем добавляйте новый ингредиент. Позволяйте малышу играть с ложечкой, чашкой, и главное — наберитесь терпения.

Чтобы он привыкал к новому образу питания, важно дать ему исследовать предметы. Другого способа, чем схватить что-то руками, размять, бросить, потащить в рот и выплюнуть, малыш не знает. Поэтому в первое время на полу оказывается больше пищи, чем во рту у ребенка, но главное – он пробует это делать, и это прекрасно! Лучше разложить под стульчиком целлофан, чтобы меньше было уборки. Вначале обеда дайте малышу ту еду, что едят все, а затем какие-то твердые предметы, которые можно держать в руке — кусочек курицы, печенье, банан.

Режим дня ребенка в 8 месяцев

Водные процедуры на этом месяце достаточно проводить уже через день при температуре +33 градуса. Купать можно в большой ванной, вместе с любимыми игрушками, вниз положить резиновый коврик, чтобы кроха не падал и не поскользнулся в ванной, готовьте принадлежности заранее, чтобы не оставлять ребенка одного. Продолжа тренировать навыки ползания, в ванной можно проводить простое упражнение — сначала положите ребенка животиком на дно, а потом включайте несильно воду. Когда вода станет подниматься, малыш будет вынужден вставать на коленки. Главное, чтобы при этом он не наглотался воды.

Дневной сон, хотя бы один раз лучше провести на свежем воздухе. Некоторые малыши спят всего один раз в день, но немного дольше. В таком случае вечером они засыпают раньше и быстрее, примерно с 20-00. Постепенно он откажется от ночных кормлений.

Занятия с ребенком в 8 месяцев (как развивать)

Подросший малыш расширил возможности своих действий — теперь он не просто играет с несколькими предметами, но и познает практику обратных противоположных действий. Например, он собирает предметы, а потом разбрасывает их, складывает шарики в миску и рассыпает, строит башенку и рушит ее. Интерес ребенка объясняется тем, что он примеряет к себе возможность осуществлять новые функциональные действия. Создает представление о себе, как об активном действующем существе.

Новые вещи он пробует на вкус, даже лижет их, ползет, чтобы дотянуться до интересного предмета. Развивайте в нем навыки, объясняйте суть разных действий с игрушками. При этом продолжает развиваться и моторика. Продолжайте физические упражнения. Можно добавить хождение на руках, до тех пор, пока малыш не устанет. Интересное упражнение — американские горки. Оно развлекает малыша и вас и одновременно развивает координацию движений и вестибулярный аппарат.

Сюрпризом для малыша может быть большой мяч, подвешенный на шнурке так, чтобы кроха дотягивался до него. Ударяя по мячу, вы вместе будете наблюдать за произведенным эффектом.
Поиграйте с ним в игру «Где?», переставляя предметы и вопрошая – «Где котик?», «Где мячик?» и так далее. Если в речи малыша появляются новые звуки или слоги, повторяйте их за ним.

Игры и игрушки для детей в 8 месяцев

Лучшими игрушками могут быть те, которые складываются, собираются, где нужно тянуть за веревочку, чтобы получить какое-то действие. Выбирая игрушки, не стесняйтесь требовать у продавцов сертификаты, подтверждающие качество и отсутствие вредных примесей в материалах, их которых они изготовлены. Игрушки, соответствующие 8-месячному возрасту – это юла, музыкальные инструменты, кубики, пирамидки, примитивные конструкторы, мячики, шарики, неваляшки, машинки, пупсики.

Все детали должны быть не слишком мелкими, чтобы их нельзя было засунуть в рот или нос полностью и проглотить. Давайте малышу разные платочки, тряпочки, чтобы можно было накрывать себя. Малыши любят и такую игру в прятки — накрываете игрушку, и спрашиваете «Где?». Малыш сдергивает платок. В этой игре формируется очень важное для развития человечка знание — что все предметы, даже исчезая из поля зрения, остаются постоянными и существуют в сознании.

Медицинское наблюдение в 8 месяцев

В 9 месяцев кроме обязательного осмотра педиатра проводится вакцинация против кори. Иногда может появиться прививочная реакция в виде лихорадки, насморка, мелкой сыпи, подобной корьевой. Симптомы пропадают через несколько дней, но если они беспокоят сильно — нужно принимать меры. В качестве профилактики рахита врач может назначить перорально витамин D. Следите за развитием малыши и сами, и не проконсультируйтесь с врачом, если малыш не может ползти назад, не стоит с поддержкой или не удерживает игрушки.

Как правильно организовать сон

Малыш все больше спит ночью, не просыпаясь и все меньше днем. Чтобы ребенок хорошо засыпал, одевайте ему на ночь мягкую пижаму «с ножками». Просыпаясь, он хочет видеть мать сразу – так ему легче будет засыпать, зная, что его всегда ждут. Такие встречи, когда его берут на руки, разговаривают, дают ему уверенность. Перед сном не играйте в подвижные игры, включайте медленную спокойную музыку.

Ночью могут проявляться некоторые заболевания, например, уха или аллергической сыпи, но иногда капризы проявляются и просто так. Если ребенок заплакал — проверьте подгузник, не включая яркий свет, пожелайте спокойной ночи. Если плач не прекращается — снова подойдите и поговорите, и отойдите. Так до тех пор, пока ребенок не уснет. Это может быть очень тяжело для родителей, но помните, что малыш ведет себя так ненамеренно – в его жизни так много стрессов. Но если твердо придерживаться этой тактики, то проснувшись, ребенок научится засыпать и сам.

Прием пищи

Во время еды любимое занятие вашего чада – исследовать содержимое вашей тарелки. Он с интересом достанет макаронину, выкинет капусту, разольет по столу и размажет чай или молоко. Когда мама «играет» с предметами, недоступными ему — кастрюлями, терками, тарелками. Он будет изо всех сил стараться дотянуться и до них и включиться в игру. Тем более, эти предметы блестят и звенят. Дайте ему самому попробовать эти вещи, но помните о безопасности — запретные слова должны четко выражать ваше мнение в таких моментах, как горячее, острое, тяжелое.

Общение и внимание

Потребность во внимании и общении у детей до года очень велика. Лучше всего понимает его человек, который проводит с ним больше всего времени. Да и сам малыш прекрасно уже знает, кто свой, а кто чужой. Незнакомых людей, которые так любят поговорить с малышом, дети просто боятся, поэтому не давайте его на руки чужим, пока малыш не изучит лицо и не перестанет пугаться. Личная зона малыша составляет 80 см.

В этой статье:

Игра – неотъемлемая и важнейшая часть жизни малыша. У детей грудного возраста органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание, а также двигательные навыки находятся на стадии становления. Именно во время игры младенец будет совершенствовать двигательные навыки, познавать окружающий мир, развивать речь, внимание, интеллект. Игры с 6 месячным ребенком должны побуждать его совершить дейтсвие. Для 8-месячных малышей важна подготовка к хождению. К 10 месяцам можно уже начинать осваивать ролевые игры.

Задача родителей - не только обеспечить комфорт своему малышу, но и всячески способствовать его психоэмоциональному и физическому развитию. В этом им помогут развивающие игры и упражнения.

Особенности развития детей 6–12 месяцев

У детей нервно-психическое и моторное развитие находятся в прямой взаимосвязи. Отставание моторных навыков обуславливает отставание и психического развития, так как ограничивает возможности малыша в восприятии окружающего мира и затрудняет активное манипулирование с предметами. Поэтому игры на втором полугодии жизни малыша должны способствовать и физическому, и психическому развитию.

К концу второго полугодия малыш научится самостоятельно ходить, хорошо ориентироваться в знакомой ему обстановке, контактировать со взрослыми. У него появятся элементы активной речи, он будет напевать песенки и танцевать вприсядку.

Организация игр детей 2 полугодия:

  • Время проведения игр выбирается с учетом режима малыша (период бодрствования, после еды).
  • Обязательная заинтересованность ребенка, если он не хочет выполнять какие-то действия, отворачивается, капризничает - не настаивайте, отложите до более подходящего времени.
  • Руководствуйтесь принципом - от простого к сложному. Обучайте младенца манипулировать простыми вещами: ложкой, чашкой, кубиком, мячом.
  • Положительный эмоциональный настрой - младенец способен различать вашу мимику и адекватно на нее реагировать.

Развитие и игры детей 6–7 месяцев

Игры и занятия для ребенка 10–12 месяцев

Малыш на десятом месяце делает явные успехи - при поддержке за руку ходит, подражает некоторым движениям взрослых, частично понимает обращенную к нему речь. Развивающие игры для детей 10 месяцев выбираются с учетом уже достигнутых навыков.

Можно играть с ребенком в крупные пазлы, состоящие из 3-4 частей с фрагментами животных. Малыш будет хорошо развиваться во время игр с детьми близкими по возрасту.

Как играть с ребенком в 10 месяцев? Существует большое количество развивающих игр для детей, в том числе и для 10-месячного ребенка.

Развивающие игрушки для детей 10-12 месяцев:

  • Тележки, каталки в виде животных и птиц - отрабатывается координация движения.
  • Музыкальные инструменты - игрушечное пианино или ксилофон - укрепляют двигательно-зрительную координацию.
  • Игрушки, имитирующие технические приборы - телефон, планшет подражание взрослого разговора со звуками и жестами (элементы игровой деятельности).
  • Юла - типа карусели со зверятами.

Игры с 10-месячным ребенком носят уже осмысленный характер. Еще совсем недавно малыш независимо от предназначения игрушки действовал однотипно - стучал, размахивал, бросал, то теперь машину катает, куклу баюкает, по телефону «говорит».

Сколько играть с ребенком

Играть с 6–7-месячным ребенком возможно в течение 10–15 минут. По своим физиологическим особенностям игры с ребенком 7 месяцев не могут продолжаться длительное время из-за недостаточного развития нервной системы младенца. Действенным методом удержания интереса малыша к занятиям является чередование спокойных игр с шумными, подвижными.

Игры с 9-месячным ребенком можно вести до получаса, в этом возрасте малыш способен самостоятельно играть в заинтересовавшую его игру. Игры с ребенком 10 месяцев и старше напоминают ролевые игры.

Внимательные родители заметят признаки утомления малыша и вовремя остановят игру. Перевозбуждение опасно для нервной системы ребенка. Вместо радости и веселья можно получить плач и истерику.

Воспитание и развитие ребенка – творческий процесс. Фантазируйте, придумывайте, изобретайте, творите. Даже если вы завалите всю детскую красивыми и дорогими игрушками, но сами не будете с малышом играть, они не принесут ему пользы.

С любовью и усердием, сделав многие игрушки своими руками, занимаясь и играя с малышом каждую свободную минуту, вы подарите ему главное - счастье и радость общения с вами. И хоть сейчас он такая кроха – воспоминание о вашем материнском тепле будет согревать его всю жизнь.

Полезное видео про игры с 6 месячным ребенком

Игры для ребёнка 8, 9, 10 месяцев

Рассмотрим серию развивающих игр для ребёнка 8-10 месяцев.

В течение этого периода ребенок совершенствует контроль позы при стоянии, делает первые шаги, может устранять барьеры и препятствия на пути к цели. Он с большим удовольствием разглядывает и рассматривает предметы, у него возникают целенаправленные специфические манипуляции: катание мяча, нажимание кнопки звонка, снимание колец, самостоятельное использование бутылочки, вкладывание коробочек друг в друга, вращение подвижных деталей. Ребенок может управлять вашим поведением с помощью жестов, произнося определенные звуки и слоги. Он может ответить на вопросы: «Где глазки?», «Где мячик?» и т. д. Малыш поворачивает голову к называемому предмету, хватает его, показывает пальцем или берет и протягивает взрослому названный предмет. Не заставляйте ребенка выполнять то действие, которое у него не получается, вернитесь к этому заданию через день, два. Мягкость, терпение, внимательное отношение — вот основные помощники в занятиях с малышом.

Боулинг

Цели игры : развитие координации движения, умения использовать игрушку по назначению, выполнение простых движений, тренировка ловкости и умения управлять своими движениями.

: одеяло, мяч, пластмассовые кегли.

Ход игры : расстелите одеяло на полу, посадите на него малыша, поставьте кегли в шахматном порядке недалеко от того места, где сидит ребенок. Сядьте рядом. Покажите ребенку, как катится мяч и как он может сбить кегли. При этом радостно говорите: «Попали, смотри, какие мы меткие. Давай посчитаем, сколько сбито кеглей, раз, два» и т. д. Затем пусть ребенок попробует сбить кегли сам. Малыш довольно быстро учится катать мяч и направлять его в нужную сторону. Наибольший восторг у него вызывают сбитые кегли. Хвалите ребенка за меткость и ловкость. После игры вместе уберите игрушки на место.

Баррикада

Цели игры: преодоление препятствий, развитие координации движений, общей моторики, принятия самостоятельных решений.

Необходимые материалы и наглядные пособия : подушки различных размеров, мягкие валики, скатанные из одеял, любимые игрушки ребенка.

Ход игры : на полу соорудите различные препятствия из одеял, подушек, игрушки положите на небольшом расстоянии от импровизированной баррикады, посадите ребенка перед этой «конструкцией». Сооруженные барьеры должны быть невысокими, чтобы игрушки находились в поле зрения малыша. Наблюдайте, что будет делать ребенок, с чего он начнет преодоление баррикад. Если малыш не может покорить выстроенные препятствия длительное время, хотя и старается, несколько упростите задачу, замените высокую подушку на более низкую или валик из одеяла на подушку-думку. В следующий раз постарайтесь, чтобы полоса препятствий несколько усложнилась, но была под силу ребенку. Если же малыш не пытается преодолеть препятствия, постарайтесь его заинтересовать любимой игрушкой, положите ее сначала на край барьера, но так, чтобы она упала за пределы баррикады, когда ребенок потянется за игрушкой. Как правило, игра вызывает у малыша массу восторга и положительных эмоций. Обязательно хвалите кроху за любые попытки к действию, пусть они даже не увенчались успехом.

Дай мне, пожалуйста...

Цель игры: развитие предметного общения, понимания обращенной речи, эмоционального контакта, навыков игры в паре.

Необходимые материалы и наглядные пособия: различные игрушки, которые уже знакомы малышу и с которыми он любит играть.

Ход игры : сядьте рядом с играющим малышом. Немного поиграйте вместе с ним, поговорите, повторяйте его любимые слова, подстройтесь под его интонацию и настроение. Задайте ребенку вопрос: «Где у Наташи (имя ребенка) мячик?» Малыш начинает искать глазами мячик, двигаться в его направлении. Когда искомый предмет окажется у него в руках, попросите ребенка: «Дай мне, пожалуйста, мячик». После того как вы получите мячик, похвалите ребенка, скажите ему спасибо, обязательно скажите несколько слов об игрушке: «Круглый мячик, красивый, а какой прыгучий, посмотри, как прыгает!» Подбросьте его вверх, когда он начнет прыгать, радостно скажите: «Весело прыгает, раз, два, три, давай его догоним». После этого попытайтесь вместе с ребенком наперегонки догнать мяч. Проделайте нечто подобное и с другими игрушками, импровизируйте, после игры вместе уберите игрушки на место.

Пирамидка

Цели игры : развитие мелкой моторики рук, умения находить применение предметам, выполнение простого повторения за взрослым.

Необходимые материалы и наглядные пособия : пластмассовая пирамидка, одеяло.

Ход игры : посадите ребенка на расстеленное на полу одеяло, сядьте рядом. Возьмите в руки пирамидку и покажите, как можно ее разобрать, а из колец постройте башню. Снимая кольца, считайте, сколько их, считайте и тогда, когда строите башню. Рассказывайте малышу, какого цвета кольца, какого размера (большое, маленькое). Собрать пирамидку ребенку довольно сложно, поэтому помогите ему, хотя в скором времени он сможет проделать это и без вашей помощи, со временем научится строить и башню. Хвалите малыша за сообразительность и настойчивость.

Если у ребенка не получается построить башню или снять кольца и это занятие его раздражает, отвлеките малыша, уберите пирамидку, вернитесь к игре спустя несколько дней с того момента, на котором кроха остановился. Направляйте ребенка, чтобы он доводил начатое дело до конца.

Большая, маленькая

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, развитие и закрепление понятий «маленький», «большой», познавательной активности.

Необходимые материалы и наглядные пособия : яркие коробки разных размеров, матрешка.

Ход игры : вы уже играли с ребенком в игру «Волшебная коробочка», данная игра является более сложным ее вариантом. Поставьте перед ребенком коробку, посмотрите, что он будет предпринимать. Если малыш долгое время не может открыть коробку, необходимо показать, как это делается. Для ребенка должно быть полной неожиданностью то, что в коробке находится другая коробка. Понаблюдайте, чтобы малыш самостоятельно вынул маленькую коробку. Пусть он попробует ее открыть, и так до самой маленькой коробочки. Открытия ребенка сопровождайте возгласами удивления, радостными восклицаниями, разжигайте интерес малыша вопросом: «Давай посмотрим, что там внутри, открывай скорее» и т. д. После того как ребенок доберется до последней коробочки (в последнюю коробку положите сюрприз), покажите, как можно собрать их в обратном порядке. Пусть малыш пробует самостоятельно проделать эту операцию. Довольно длительное время он будет ошибаться, но постепенно дойдет до решения. Будьте терпеливы, старайтесь не подсказывать решение задачи как можно дольше. Если у ребенка не получается вложить одну коробку в другую и он начинает злиться и капризничать, отвлеките его внимание и уберите коробки, через несколько дней вновь вернитесь к игре с того момента, на котором остановились. Доведите игру до конца, чтобы ребенок собрал коробки согласно их размеру, даже если это займет несколько дней.

В качестве закрепления предложите малышу разобрать и собрать матрешку.

Обязательно хвалите ребенка за его успехи и попытки что-либо предпринять.

Перебежчик

Цель игры : развитие координации движения, развитие вестибулярного аппарата центра равновесия.

Необходимые материалы и наглядные пособия : яркая игрушка, прогулочная коляска.

Ход игры.

1-й вариант: игра проводится дома. Члены семьи садятся в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Ребенка поставьте около дивана, отойдите от него на небольшое расстояние и покажите ему яркую игрушку, предложите ребенку взять ее. Подбадривайте ребенка, хвалите за смелость, для уверенности малыша протяните ему руку помощи, чтобы он пытался дотянуться, игрушку держите в другой руке. После того как малыш доберется до вас, дайте ему игрушку, пусть он немного с ней поиграет. Когда ребенок отвлечется, передайте игрушку следующему члену семьи и начните игру сначала.

2-й вариант : игра проводится дома. Члены семьи рассаживаются по кругу на небольшом; расстоянии друг от друга. Ребенка поставьте в центр круга, папа зовет малыша и протягивает к нему руки: «Иди ко мне, малыш». После того как кроха добирается до папы, тот радостно обнимает смельчака. Затем малыша зовет мама, и папа тоже высказывает на этот счет одобрение: «Иди к маме, где наша мама?» Ребенок с большим удовольствием и азартом играет, радостное настроение позволяет наладить контакт с малышом.

3-й вариант : игра проводится на прогулке. Поставьте малыша около коляски, пусть он возьмется за ее ручку. Осторожно толкайте коляску вперед, чтобы ребенок передвигался с ее помощью. С течением времени ребенок будет толкать коляску быстрее и быстрее, что будет вызывать у него радость и восторг. Хвалите ребенка за его успехи. Можно сопровождать попытки ребенка чтением стихотворения:

Тяжела дорога

От печки до порога!

От порога до стола

Тоже очень тяжела.

Топ-топ, топ-топ,

Покачнулась (покачнулся) — шлеп!

А сидит, не плачет:

Не ушиблась (ушибся), значит.

(Елена Благинина)

Железная дорога

Цель игры : развитие умения ориентироваться, координировать движения, развитие навыков принятия решения в неожиданных ситуациях.

Необходимые материалы и наглядные пособия : стулья, одеяла, подушки, стол, яркая широкая цветная лента, игрушки.

Ход игры: яркую широкую цветную ленту (железную дорогу) проложите по всей комнате, как ориентир, пусть «железная дорога» проходит под столом, стульями, из табуреток сделайте туннель. Изображая паровоз, проползайте под столом, через туннель, при этом зовите малыша за собой. В туннеле положите игрушку, чтобы ребенок увидел ее, остановился, взял с собой. «Веселый поезд» привлекает малыша. Он с большим удовольствием следует за родителями, веселый голос мамы или папы вселяет в него уверенность и храбрость, в конце пути малыша ждет радостная бабушка (дедушка). В дальнейшем малыш самостоятельно следует по железной дороге, проходит через все препятствия, чтобы обрадовать своим приездом маму или папу. После окончания игры радуйтесь вместе с малышом, что он наконец-то приехал, что его наконец-то дождались. Обнимите ребенка, поцелуйте, прижмите к себе, что вызывает единение родителей и ребенка.

В возрасте 8 месяцев малыш уже может многое. Его новые возможности становятся основой для игр. В свою очередь занятия с мамой подталкивают и стимулируют дальнейшее развитие малыша. В этой статье мы расскажем, какие существуют игры с ребенком 8 месяцев.

Что же умеет малыш в этом возрасте?

Его речь развивается, теперь малыш может лепетать без остановки, произнося разные звуки и слоги. Он понимает взрослого, выполняет простые просьбы: «дай руку», «покажи, где кукла».

Ребенок в 8 месяцев четко различает «своих» и «чужих», пугается незнакомого или относится к нему настороженно. В то же время он не любит расставаться с мамой, плачет и тянет к ней ручки.

Малыш уже умеет сидеть и способен сесть сам из другого положения. Некоторые малыши уже встают, подтягиваясь, и стоят у опоры. Могут даже сделать несколько шажков в сторону, крепко держась за что-либо. И все-таки в этом возрасте малышу привычнее передвигаться по-другому: он осваивает «нижний этаж» – активно ползает по полу.

В ползании малыши отличаются друг от друга, как и в остальных навыках. Одни отталкиваются пятками, другие – коленками, кто-то и вовсе пятится назад. Видимо это зависит от того, как ребенку впервые удалось передвинуться. Он запомнил это и теперь повторяет.

Развиваются и бытовые навыки. Малыш учится держать кружку, ходить на горшок. Хорошо ест из ложки, открывая рот. Не огорчайтесь, если малыш плохо осваивает новые действия, терпеливо повторяйте их и не ругайте его за неудачи.

Как уже говорилось, все эти умения просто необходимо использовать. Какие игры можно устроить с малышом? В этом возрасте для него все является игрой. Любые бытовые моменты можно обыгрывать, ведь если ребенок чем-то увлечен и заинтересован, он легче осваивает новые виды деятельности.

Игры на физическое развитие

Ползание – это лучшее упражнение. Застелите полы в доме мягкими одеялами, пледами, закрепив их по краям, чтобы не было складок. Разбросайте любимые игрушки по полу на некотором расстоянии друг от друга. Малыш проводит много времени, ползая от одной игрушки до другой, и даже иногда засыпает за игрой. Если одеяло мягкое, и нет сквозняков, малыша не стоит тревожить просто укрыть сверху и оставить спать.

Активное ползание

Стимулируйте кроху ползти в вашем направлении, ласково подзывая его, а когда доберется, обнимите и расцелуйте. Малыш обрадуется своему достижению. Помните, общение с взрослым – главный стимул и движущая сила развития для ребенка.


Догонялки

Имитируя погоню, ползайте вместе с малышом, приговаривая: «Догоню, догоню!» - побуждая его ползти быстрее. Догнав кроху, подбросьте его пару раз вверх, и затем повторите игру.

Преодоление препятствий

В развитии координации поможет «полоса препятствий». Устройте гору из подушек, тоннель из больших коробок, пещеру из одеяла. Малыш, ползая и пробуя преодолевать препятствия, будет учиться соотносить размеры предметов, расстояние и свое положение в пространстве.

Тренируемся вставать

Приготовьте детский стульчик и наклоните его спинку так, чтобы малыш, стоящий на четвереньках, ухватился за нее. Легко потяните стульчик так, чтобы ребенок встал сначала на колени, а затем - на стопы ног. Возможно, первое время вам придется прижимать стопы крохи к полу.

Пробуем ходить

Дайте малышу свои пальцы, пусть крепко ухватится за них. Поднимите его на ноги и постойте так. Хвалите его, рассказывая, какой он уже большой, и это упражнение ему понравится. Потом потяните к себе за ручки, пусть попробует делать шаги. Естественно, делать это нужно на одеяле, чтобы, если ножки вдруг ослабнут, малыш просто мягко сел на попу.

Тренируем умение переступать

Все малыши сначала осваивают ходьбу вдоль опоры, держась за нее ручками. Это может быть диван, манеж, кроватка. Когда малыш стоит держась за опору, поманите его к себе игрушкой, побуждая пройти переступая ножками и перехватываясь ручками. Если малыш сделал хотя бы шаг, но дальше не хочет отдайте ему игрушку и похвалите. Повторите упражнение позже.

Учимся опускаться

Иногда дети, научившиеся вставать, не могут опускаться обратно на четвереньки. Чтобы научить малыша, поманите его, стоящего у опоры игрушкой. Когда он подойдет, опустите игрушку с опоры на пол или дно кроватки, побуждая малыша опуститься. Если у него не получается, помогите ему согнуть сначала одно колено, потом другое.

Настя, мама годовалого Матвея: «В 8 месяцев сынок любил показывать нам представления у телевизора, где обычно собиралась вся семья. Низкая длинная тумба с разложенными на ней игрушками – до сих пор его любимая площадка для игр. Он учился ходить, переступая вдоль тумбочки, брал игрушку одну за другой и показывал нам, вертел в руках, что-то по-своему рассказывал. Все аплодировали. Такой вот кукольный театр».

Сенсорное развитие

Развивающие игры для детей 8 месяцев дома очень просты и не занимают много маминого времени, в них можно использовать любые подручные средства.

На прогулке

Ребенок в восемь месяцев изучает мир на ощупь, на вкус, учится различать цвета, размеры, структуру материалов. На прогулке не препятствуйте исследовательской деятельности малыша, пусть поиграет с песком, листьями, веточками, водой, камешками, снегом. Катание в коляске по дорожке мало что прибавит к развитию.

Игрушки из подручных материалов

Дайте малышу несколько баночек с откручивающимися крышками и игрушки разного размера. Пусть малыш открывает и закрывает крышечки, пытается положить игрушки внутрь и вынуть их обратно. Так он учится соотносить размеры вещей: маленький резиновый мячик влез в баночку, большой, но мягкий платок тоже, а вот деревянный кубик нет. Сопровождайте все игры своими комментариями, указывая цвета, названия, размеры и свойства предметов.


«Сенсорный клад»

Устройте малышу «сенсорный клад» – набор предметов, обладающих разными свойствами. Положите туда:

  • кусочек меха (мягкий, теплый, ласковый);
  • гальку (круглый, твердый, холодный);
  • шишку (колючий, твердый);
  • пищащую игрушку (эластичный, громко пищит);
  • матрешки (открываются, а там еще одна);
  • колокольчик (звенит, если потрясти);
  • маленькое зеркальце в надежной рамке (пускает блики, блестит, можно увидеть себя) и так далее.

Как играть с этими предметами? Доставайте их из коробки по очереди, предлагайте подержать малышу, покажите со всех сторон и расскажите, какие эти предметы. Вот мех, им можно провести по ручкам, лицу - это очень приятно, мех щекочется. А если взять шишку, она колет ручку, и в то же время она легкая. Расскажите, что шишка растет в лесу на дереве, а на прогулке покажите ее «сестер». Перебирая с мамой эти интересные вещички, малыш будет узнавать свойства предметов.

Важно! С мелкими деталями можно играть только в присутствии взрослого! Никогда не оставляйте малыша наедине с опасными предметами.

Музыкальные игры

Включайте ребенку музыку, подберите для него игрушки, которые издают звуки: металлофон, барабан, баночку с сухим горохом, бубен. Покажите, как извлекать звуки, и устройте «концерт».

Минус многих современных музыкальных игрушек – в однообразных и надоедливых электронно-визжащих звуках. Обязательно проверяйте звучание игрушки перед покупкой: оно должно быть приятным, мелодичным. Избегайте резких и пугающих световых эффектов.

Пение

Для развития музыкального слуха полезно пение. Пойте малышу детские песенки, показывая игрушки, например медведей:

Танцевать два мишки вышли -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Тонкий миша с толстым мишей -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Миша тонкий уморился -
Та-ра-ра, та-ра-ра!
И на толстого свалился -
Та-ра-ра, та-ра-ра!

Дайте игрушки малышу, побуждая подражать увиденной игре.

Маракасы

Дайте малышу маракасы в каждую ручку. Если у вас их нет, сделайте что-то похожее из маленьких бутылочек, насыпав в них горох. Задача - научить ребенка чувствовать ритм. Напевайте любые стишки, наигрывая ритм, тряся маракасы:

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас
И поеду по дорожке
Всем ребятам напоказ!

Танцы

Напевайте мелодию, хлопая в ладоши и топая ногами в ритм. Пусть малыш повторяет:

Ручки пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!
Ножки пляшут
Та-та-та,
Та-та-та!
Вот как пляшут:
Та-та-та,
Та-та-та!

Наденьте на ручки и ножки ребенка бубенчики, держите его за ручки, водите из стороны в сторону, топайте ногами:

Ножкой топ, ножкой топ
Еще раз топ, еще раз топ!
Ручкой хлоп, ручкой хлоп,
Еще раз хлоп, еще раз хлоп!

Развитие речи и расширение знаний об окружающем мире

Как развивать речь малыша в 8 месяцев? Методики развития ребенка, на самом деле, нельзя разделить на составляющие. Любое занятие имеет свою цель, но попутно способствует развитию и других качеств. Тот же «сенсорный клад», сеанс массажа, и даже кормление ребенка можно превратить в занятие по развитию речи. Достаточно только общаться с малышом в процессе. Четко и многократно проговаривайте названия предметов, привлекая к ним внимание ребенка: «Сегодня будем есть из зеленой тарелки. Где она? Вот зеленая тарелочка, положим в нее вкусное пюре».

Мама Славы, 8 месяцев: «Сыну очень нравилось собирать все, что лежит на полу, и отдавать мне. Эта игра у нас называлась «Уборка». И она так ему понравилась, что он стал подбирать с пола все, что только можно. Брал и потом полз ко мне, а я называла предмет, который он принес. Если на полу ничего не было, мог подобрать клочок бумажки или нитку и гордо вручить маме».



Читайте книжки

Подберите малышу несколько детских книжек с яркими картинками и короткими стишками или рассказами к ним. Рассматривайте картинки, рассказывая малышу, что на них происходит, какое время дня изображено, что чувствует нарисованный герой, что он говорит. Эмоциональная речь взрослого много значит для малыша. Так он узнает, что мама жалеет Таню, которая уронила мячик, но в то же время успокаивает ее. Проговаривайте простые фразы во время игры: «Дай куклу!», «На куклу!», «Где кукла?», дайте понять ребенку, что нужно делать после этих фраз.

«Покажи где»

Просите малыша показать, где у куклы глазки (носик, ротик, ручки и так далее). Затем пусть то же самое покажет у мамы и у себя. Каждый раз подтверждайте правильность действия: «верно, это глазки», а если показал неправильно – поправьте. Игру можно усложнить. Спросите, где глазки, например, у мячика. Если ребенок растеряется, подтвердите, что у мячика глазок нет и быть не может. Обязательно хвалите малыша за сообразительность.

Расширяйте словарный запас крохи, называя предметы, а через некоторое время прося показать их. С одного раза малыш, конечно, не запомнит, но если повторять одни и те же действия каждый день, пассивный словарь значительно обогатится.

Для правильного развития речи важно постоянно вести диалог с ребенком, но в то же время не «забивать» его голову информацией. Не включайте телевизор как фон: постоянно звучащая быстрая речь, резкие звуки и мелькание перегружают мозг малыша. То же самое с радио, компьютером, игрушками.

Ролевые игры

Для развития воображения полезны ролевые игры, где у героев разные характеры. Конечно, малыш еще не умеет играть в такие игры. Сделайте это сами. Поиграйте в мишку и лисичку: покажите, как мишка говорит низким голосом, а лисичка тоненько пищит. Это поможет малышу научиться различать высоту звуков и понимать, что такое художественное подражание.

Пальчиковые игры

Для некоторых игр вовсе не нужны игрушки, а развивающий эффект от них огромен. К примеру, всем известные пальчиковые игры. Сюда относятся «ладушки», «семья», «сорока-ворона» и другие известные игры. Они представляют собой простые движения (сгибания/разгибания) пальчиков и кистей рук с проговариванием простых стишков.

Пальчиковые игры соединяют в себе развитие мелкой моторики (активные и пассивные движения), речи и фонематического слуха (ритмичные стихи). Начните разучивать стишки уже в восемь месяцев, и они будут развлекать и развивать малыша как минимум до трех лет.

Семейка мышек

Мышки в норке живут,
(складываем ладошки вместе «ложечками» и заглядываем туда)
Громко песенки поют.
(подносим сомкнутые ладошки к уху)
Утро настало, солнышко встало!
(крутим поднятыми ладошками влево-вправо)
Вот проснулся папа-мышь,
(делаем на одной ручке кулачок, отгибаем и гладим большой пальчик)
Вот проснулась мама-мышь,
(отгибаем и гладим указательный пальчик)
Вот проснулся братец-мышь,
(отгибаем и гладим средний пальчик)
Вот проснулась дочка-мышь,
(отгибаем и гладим безымянный пальчик),
Вот проснулся мышь-малыш.
(отгибаем и гладим мизинец)

Ёжик

Очень хитрый старый ёж,
(Руки складываем в «замок», но при этом пальцы выпрямлены, образуя колючки)
Что он спрятал - не найдешь
(указательным пальцем делаем отрицательный жест)
Для своих детей грибочек
(сжимаем одну руку в кулак, вторую ладонь кладем сверху, образуя шляпку)
Ёжик спрятал между кочек.
(Прячем руки за спину или между ног)

Медведь

Спит медведь в своей берлоге
(складываем руки «домиком» над головой)
Не найти к нему дороги
(«идем» двумя пальцами)
Снег засыпал все вокруг
(стучим пальчиками по полу)
Спи скорей и ты мой друг .
(изображаем сон, положив ладони под голову)


Правила выбора игрушек

Чем проще игрушки, тем лучше. Каждая должна иметь одно яркое свойство, отличающее ее от других. Не покупайте сложно устроенные дорогие игрушки, для них время еще не пришло. Никогда не ругайте малыша за сломанную игрушку: если у него получилось ее сломать, значит, она, либо неправильно устроена, либо не подходит ему по возрасту. Иногда сломанная игрушка по-прежнему может выполнять свои функции.

Выбирайте игрушки из экологически чистых материалов и от проверенных производителей. У них не должно быть мелких деталей, которые легко оторвать. Если это электронная игрушка, батарейки должны находиться в отсеке, закрученном винтами. Мягкие игрушки выбирайте такие, которые можно стирать. Помните: ребенок все пробует на вкус. Если вы даете ему какую-нибудь «недетскую» вещь для знакомства, например, будильник, телефон и так далее, не оставляйте ребенка с ней один на один, а убирайте в недоступное место.

Идеальная игрушка та, которая используется в разных играх по-разному. Например, возможности набора деревянных кубиков практически ничем не ограничены. Из них можно сделать корабль, дом, замок, стену, пещеру тролля, ракету и так далее.

Обычный набор игрушек для ребенка от шести месяцев до полутора лет:

  • два мячика (побольше и поменьше)+ один с «шипами»;
  • предметы для песочницы (ведерко, лопатка, формочки);
  • несколько игрушек на колесиках: машинки разных размеров и каталка на палочке для прогулок;
  • 1-2 простые куклы, максимально похожие на человека (мягкие волосы натурального оттенка, располагающее выражение лица, желательно закрывающиеся глаза);
  • несколько игрушек, изображающих животных, максимально похожих на настоящих (заяц серый, а не фиолетовый, лиса рыжая, медведь бурый или белый и т. д.);
  • детская посуда из пластмассы;
  • простой конструктор (лучше деревянный) или набор кубиков;
  • неваляшка;
  • звучащие игрушки (барабан, бубен, колокольчик, погремушки, металлофон);
  • игрушки для купания;
  • разноцветные стаканчики-вкладыши и/или пирамидка.

Это основной набор, который можно дополнять по своему желанию. Рекомендуется часть игрушек убирать и менять их время от времени.

Помните, что много игрушек ребенку ни к чему, гораздо важнее процесс взаимодействия со взрослым. Не стоит надеяться надолго занять малыша только игрушками, ему быстро станет скучно. Лучше обучить ребенка подражать взрослым. Так вы не только научите малыша полезным навыкам, но еще и обретете хорошего помощника.


Обучение в подражании

Советы детских психологов однозначны – в развитии ребенка нужно использовать его стремление к подражанию. Именно поэтому развивающие занятия для детей 8 месяцев организовать очень просто. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому подержать расческу и «причесать» себя, маму, игрушку или домашнюю кошку.

Покажите малышу, как обращаться с игрушками: покатайте мячик по полу, уложите куклу спать, погоняйтесь с лисой за зайцем, изобразите, как он умеет прятаться, а лиса не может его найти. Это станет основой для самостоятельных игр в будущем.

Во время купания помойте губкой любимую игрушку ребенка и предложите ему сделать то же самое, а также помыть свой живот, ножку, ручку.

На глазах ребенка вложите яркую игрушку в прозрачный контейнер и закройте его. Малыш обязательно попытается достать интересную вещь.

Любые игры «делай как я» обречены на успех. Ни один малыш не откажется повторить за взрослым то, что он предлагает: похлопать в ладоши, помахать птичкам или самолету, позвонить в дверной звонок, покормить воробьев, бросая им зерно, и так далее.